ув каких фрагментах текста рубцова утро на море автор использует перифраз
Изобразительные средства языка
ТРОПЫ (троп – употребление слова или выражения в переносном значении)
Гипербола – художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.
Пример: в сто сорок солнц закат пылал В. Маяковский)
ФУНКЦИИ ГИПЕРБОЛЫ И ЛИТОТЫ (см. ниже):
–Эмоциональное воздействие на читателя;
–Придание речи выразительности;
–Усиление художественного впечатления
–Создание каких-либо ярких необычных образов
–Источник юмора, средство насмешки
Ирония – троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному.
Пример: Гвоздин, ХОЗЯИН ПРЕВОСХОДНЫЙ*,
Владелец нищих мужиков
(А. Пушкин)
Литота – художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета.
Пример:
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с НОГОТОК!
Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.
Пример:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег
(С. Есенин )
ФУНКЦИЯ: придание речи особой выразительности и эмоциональности
Метонимия – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал – изделие из него, содержимое – содержащее, продукт – его производитель, действие – орудие действия и т.д.)
Пример:
И вы, МУНДИРЫ ГОЛУБЫЕ*,
И ты, послушный им народ.
(М. Лермонтов)
Олицетворение – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия, разновидность метафоры.
Пример:
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора
(ф. Тютчев)
ФУНКЦИЯ: создание эмоционально-выразительных образов.
Перифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
Пример:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает УТРО ГОДА*.
(А. Пушкин)
Синекдоха – перенесение значения одного слова на другое на основе количественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного и т.д.
Пример:
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгуз, и друг степей калмык
(А. Пушкин)
Сравнение – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.
Пример:
Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория (М. Шолохов)
Сравнение может оформляться
– с использованием сравнительных союзов (как, словно, будто, как будто);
– сочетанием глаголов с существительным в творительном падеже
– сочетанием существительного с прилагательным в сравнительной степени (например, под ним струя светлей лазури)
Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.
Пример:
Отговорила роща ЗОЛОТАЯ*
БЕРЕЗОВЫМ ВЕСЕЛЫМ* языком
(С. Есненин)
ФУНКЦИИ ЭПИТЕТОВ И СРАВНЕНИЙ: способствуют образному описанию или изображению предметов, признаков, качеств, действий.
*Выделенными обозначаются слова, непосредственно имеющие отношение к тому или иному виду тропа. Если конкретно выделенных фрагментов в приведенном примере нет, то это означает, что предложение целиком относится к данному виду тропа.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (обороты речи, строящиеся на отступлении от привычного речевого стандарта и придающие выразительность художественной речи)
Анафора – единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз.
Пример:
ЛЮБЛЮ тебя, Петра творенье,
ЛЮБЛЮ твой строгий, стройный вид.
(А. Пушкин)
ФУНКЦИИ: единый зачин делает речь экспрессивной, выразительно подчеркивающей основную мысльтекста.
Антитеза – Противопоставление (использование антонимов)
Пример:
Что ищет он в СТРАНЕ ДАЛЕКОЙ,
Что кинул он в КРАЮ РОДНОМ?
ФУНКЦИИ:
– Придание речи особой остроты и выразительности;
– Достижение эмоциональности речи;
– Показ героя, обстановки, событий во всей их противоречивой сложности
– Использование антонимов помогает показать поноту охвата описываемых явлений, широту пространственных и временных границ (например, учил с утра до ночи, шли с запада на восток).
Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами, придающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность.
Пример:
Швед, русский – колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
(А. Пушкин)
ФУНКЦИИ: Придает фразе динамику
Градация – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости.
Пример: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин)
ФУНКЦИИ: придание речи выразительности и усиление эмоциональности
Инверсия – нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов.
Пример:
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступням
(А. Пушкин)
Индивидуально-авторские неологизмы – новые слова, созданные автором и употребленные им однажды. Их нет в языке, они не отражены в словарях.
ФУНКЦИИ: создание яркого, необычного, емкого по смыслу образа.
Контекстные синонимы.
Пример: В этом году в лесах неурожай белых. Бровики буквально попадаются на каждом шагу. (белые и боровики – синонимы обычные)
Мое внимание привлек какой-то колючий шар на окне. Это оказался довольно редкий кактус. (Шар и кактус не являются синонимами, но в данном случае они контекстуальные синонимы).
Лексический повтор –намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания.
Пример: Казалось, все в природе уснуло: спасла трава, спали деревья, спали облака.
ФУНКЦИИ:
– выделение в тексте ключевого слова, на значение которого необходимо обратить внимание читателя
– усиление художественнго впечатления.
Многосоюзие – намеренный повтор союза обычно в начале смежных строк.
Пример:
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи
(А. Пушкин)
ФУНКЦИИ: придает предложению плавность, замедленность
Неполные предложения.
ФУНКЦИИ:
— Помогают избежать повторов;
— Придают речи динамичность и эмоциональность.
— Показывают резкую смену событий.
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе.
Пример:
…С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
(С. Есенин)
ФУНКЦИИ: дает художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях.
Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.
ПРИМЕР: У Анны стряслась беда. Большая. Случилось это давно. Оченьдавно.
Риторический вопрос – оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется.
Пример:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где отпустишь ты копыта?
(А. Пушкин)
Риторическое восклицание – построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие.
Пример:
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
(А. Блок)
Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д.
Пример:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов…
(М. Лермонтов)
ФУНКЦИИ (риторического вопроса, восклицания, обращения): привлечь внимание, эмоционально воздействовать на читателя.
Синтаксический параллелизм – тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (чаще – стихотворных строк или строф)
Пример:
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла
(А. Блок)
Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста.
Пример:
Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому – дроги,
Каждому – свое.
(М. Цветаева)
Эпифора – повтор слова или сочетания слов в конце смежных стихов, строф или фраз, подчеркивающее какую-нибудь мысль.
Деточка, все мы немножко ЛОШАДИ,
Каждый из нас по-своему ЛОШАДЬ
(В. Маяковский).
Конспект урока по русскому языку на тему «Выразительные средства языка. Перифраза». 9 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Занятие элективного курса по русскому языку в 9 классе.
Тема: Выразительные средства языка. Перифраза.
Цель занятия: познакомить с выразительно – изобразительной ролью перифразы в тексте, формировать умение находить перифразы в тексте, определять их значение, использовать в речи. Подготовка к ГИА.
Оборудование: распечатанные тексты, презентация
Организационный момент. Слово учителя.
«Первобытный человек, прибегавший к особой иносказательной речи, был убеждён, что, скрывая свои приготовления, не называя зверей и орудий охоты, не даст возможность зверям узнать об опасности и тем самым обеспечит себе удачный промысел… Иносказательная свадебная речь, когда ни жених, ни невеста не назвались своими именами, была вызвана стремлением скрыть от черных, враждебных сил смысл происходящего». Так возникли загадки, группировавшиеся в тематические группы. Умение понять загадочную речь высоко ценилось.
Хлопок – белое золото.
Верблюд – корабль пустыни.
Нефть – черное золото
Кукуруза – царица полей.
Вывод: учащиеся дают свое определение перифразе.
Слайд 3 . Перифраз, перифраза ( от греческого – пересказ) – стилистический прием, заключающийся в замене какого-либо слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета.
Общеязыковые перифразы обычно получают устойчивый характер. Например:
Город на Неве – Санкт-Петербург
Где могут использоваться перифразы? (публицистический стиль)
Образные перифразы выполняют в речи эстетическую функцию, их отличает яркая эмоционально-экспрессивная окраска. Например: Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье. (А. С. Пушкин). Здесь перифразы, заменяющие слово осень, образно характеризуют это время года. Поэт любил использовать перифразы при описании картин русской природы:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Группа 1. Дайте значение перифраз. (слабая группа)
Группа 2. Определите образные и необразные перифразы. (совместн.)
Город на Неве – Санкт-Петербург
Нюхательная часть лица – нос
Золотой телец – деньги
Денежные знаки – деньги
Солнце русской поэзии –А. С. Пушкин
Наши меньшие братья – животные
Слайд 7. Вывод: Как отличаются образные и необразные перифразы?
Какую функцию выполняют образные и необразные перифразы? (эстетическая и смысловая функции).
Туманный Альбион – Англия
Страна Утренней Свежести – Корея
Северная Пальмира – Санкт-Петербург
Русский Версаль – Петродворец
Город невест – Иваново
Страна березового ситца – Россия
Вывод: Что дает нам знание перифраз – топонимов? (развивает речь, делает ее красочной и богатой.
2) Индивидуально-авторские перифразы всегда изобразительны, они дают возможность писателю обратить внимание на те черты описываемых предметов и явлений, которые особенно важны в художественном отношении. Эстетическая ценность таких перифраз, как и всяких тропов, зависит от их самобытности, свежести.
Виды индивидуально-авторских перифраз:
1) пародийная перифраза
Образцом пародийной перифразы служит политическая сатира Д. Минаева на А. Фета, в которой последний разоблачается (на основании крепостнических высказываний Фета в печати) как расчетливый хозяин-помещик. Минаев использовал оригинальную форму знаменитого стихотворения (система назывных предложений, без глаголов), повернув ее разоблачающим содержанием против самого поэта:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени, —
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск января.
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.
Холод. Грязные селенья.
Лужи и туман.
Крепостное разрушенье,
Говор поселян.
От дворовых нет поклона,
Шапки набекрень,
И работника Семена
Плутовство и лень.
На полях — чужие гуси,
Дерзость гусенят, —
Посрамленье, гибель Руси,
И разврат, разврат.
2) эпиграмматическая перифраза
К форме эпиграмматической перифразы обращался иногда В. Маяковский. Вот пример из критики на А. Эфроса, форма стиха заимствована из Блока (конец «Двенадцати»):
. В белом венчике из роз —
Впереди Иисус Христос.
В белом венчике из роз
Впереди Абрам Эфрос.
Другой пример перифразы у Маяковского — в конце его стихотворения «Сергею Есенину», где перифразировано двустишие из предсмертного есенинского стихотворения:
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
помереть не трудно,
Вывод. Перифразы могут определяться по-разному и быть самыми различными. Это относится и к их удачности и выразительности, и к тому, что можно назвать языковой трудностью.
3. Самостоятельная работа. Тренинг.
Дайте значение перифраз и определите, какие из них образные и какие необразные (обозначьте буквой О или Н)
Нюхательная часть лица –___________________________________
Золотой телец –___________________________________________
Денежные знаки –________________________________________
Солнце русской поэзии –____________________________________
Наши меньшие братья – ______________________________________
Зеленый друг –______________________________________________
Подпишите перифразы – топонимы.
Страна Утренней Свежести – ____________________
Русский Версаль –_____________________________
Город невест – ______________________________
Страна березового ситца –________________________
Замените слова перифразами.
________________________– белый аристократ, белый вездеход, хозяин белого безмолвия.
__________________– голубые артерии, голубые дороги, голубые нивы.
_____________________ – зеленый океан, зеленая нива, зеленое море.
_____________________ – серый разбойник, серый санитар
«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года »…_________________________
«Она почила вечным сном..»________________________________
Белый медведь – белый аристократ, белый вездеход, хозяин белого безмолвия.
Реки – голубые артерии, голубые дороги, голубые нивы.
Лес – зеленый океан, зеленая нива, зеленое море.
Волк – серый разбойник, серый санитар
«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года… «(весна)
«Она почила вечным сном..»
Задание 4
Выберите из текста перифразы.
Тайга долго просыпается от зимней спячки. Сначала от снега освобождается верхушка зеленого царства. Весной после долгого сна из своей берлоги на охоту выходит изголодавшийся хозяин тайги. Стаями собираются для охоты санитары леса.
Задание 5. В данных отрывках из произведений А. С. Пушкина укажите перифразы и раскройте их значение.
а) Меняю милый, тихий свет
б) Улыбкою ясною природа
Сквозь сон встречает утро года …(весна)
В домашней жизни зрим один
Ряд утомительных картин… («убежденные холостяки»)
г) Забытый светом и молвою,
Далече от брегов Невы,
Теперь я вижу пред собою
Кавказа гордые главы … (горы Кавказа)
д) Я предаюсь своим мечтам … (мечтаю)
е) Она почила вечным сном … (умерла)
Что в повести моей забавной
Теперь вослед тебе лечу … (Жуковский)
1.Какое средство речевой выразительности используется в выражении: «в сердоликовом, горячем, ветреном, райском, довоенном Коктебеле»?
2.На основе какого художественного средства основывается образность выражения «титаническим силам»?
3. Определите значение фразеологизма « поставить крест»:
1) перестать надеяться на что-либо
3) отметить в тексте
4. Какое художественное средство соответствует определению «художественное преуменьшение»?
5. К фразеологизму « на краю света» подберите синоним:
1) в тридевятом царстве
4) за тридевять земель
6. Какое художественное средство относится к стилистическим фигурам?
7. В каком отрывке использован прием звукописи ассонанс?
2) Задремали звезды золотые
3) Ей рано нравились романы
4) Как он язвительно злословил
8. С помощью какого художественного средства писатели одушевляют неживые предметы?
Рефлексия. Заключительное слово учителя.
Занятие наше подходит к концу.
Что вы узнали для себя интересного?
1.Узнайте, о чем говорится в тексте. Подчеркните в тексте выражения, которыми автор заменяет это понятие, указывая при этом на его существенные признаки. Ещё раз назовите, как называются такие выражения. Какую роль играют перифразы в этом тексте?
…(1)Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. (2)Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.
(3)Рёв и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха; они всё твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и всё слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы, будто обречённого на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. (4)Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осуждённые, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.
(5)Бессилен рёв зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! (6)От этого, может быть, так тяжело ему смотреть на ___________.
(7)Нет, бог с ним, с ____________! (8)Самая тишина и неподвижность его не рождают отрадного чувства в душе: в едва заметном колебании водяной массы человек видит ту же необъятную, хотя и спящую силу, которая подчас так ядовито издевается над его гордой волей и так глубоко хоронит его отважные замыслы, все его хлопоты и труды.