увеличить в 2 раза это какое действие
Увеличение числа
На несколько единиц
Увеличить число на одну или более единиц — значит, прибавить к этому числу столько единиц, на сколько его требуется увеличить.
Например, увеличить число 3 на 2 означает, что к 3 имеющимся единицам нужно прибавить 2 единицы:
Задача. Бабушка испекла 4 пирожка, а ватрушек — на 4 больше. Сколько ватрушек испекла бабушка?
В несколько раз
Увеличить число в несколько раз — значит взять данное число слагаемым столько раз, во сколько раз его требуется увеличить.
Например, увеличить число 3 в 2 раза означает, что нужно взять число 3 в качестве слагаемого 2 раза:
В результате сложения получилось число 6. Так как сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением, то для увеличения числа 3 в 2 раза, можно просто 3 умножить на 2:
В результате умножения получилось число 6, таким образом выражения: увеличить число 3 в 2 раза и умножить число 3 на 2 — означают одно и то же. Из этого можно сделать вывод:
Увеличить число в несколько раз – значит умножить данное число на столько, во сколько раз его требуется увеличить.
Задача 1. Ире до окна нужно сделать 6 шагов, а до кресла — в 3 раза больше. Сколько шагов надо сделать Ире до кресла?
Решение: Чтобы узнать, сколько шагов надо сделать Ире до кресла, нужно 6 увеличить в 3 раза:
Задача 2. На одной ветке висит 4 яблока, а на другой — в 2 раза больше. Сколько яблок висит на второй ветке?
Задача 3. Миша и Дима решали задачи. Миша решил 6 задач, а Дима — в 3 раза больше. Сколько задач решил Дима? Сколько задач мальчики решили вместе?
Решение: Задача решается в 2 действия. Сначала мы найдём сколько задач решил Дима:
Вторым действием находим общее количество решённых задач:
Решение задачи можно записать так:
1) 6 · 3 = 18 — количество задач, решённых Димой;
2) 6 + 18 = 24 — общее количество задач.
1) Дима решил 18 задач.
2) Вместе мальчики решили 24 задачи.
Задание. Найти число, которое в 2 раза больше:
2) (2 + 3) · 2 = 5 · 2 = 10;
4) 28 : 7 · 2 = 4 · 2 = 8.
На несколько процентов
Увеличить число на несколько процентов — значит найти число, выражающее нужное количество процентов от данного числа, и сложить его с данным числом.
Например, увеличить число 200 на 1 процент означает, что сначала нужно найти 1% от числа 200:
В результате получаем число 2, выражающее 1 процент от числа 200. Далее складываем число 200 с числом 2:
В результате получаем число 202, которое и будет составлять 101% от данного числа.
Рассмотрим ещё один пример: увеличить число 80 на 20 процентов. В этот раз запишем все вычисления более кратко — одним выражением:
Исходя из наших вычислений, можно записать увеличение числа x на y процентов в виде формулы:
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Петерсон Математика » Урок 2. Увеличение (уменьшение) в несколько раз. Петерсон Математика 2 класс 3 часть Ответы
Урок 2. Увеличение (уменьшение) в несколько раз. Петерсон Математика 2 класс 3 часть Ответы
1. Практическая работа 1
Положи перед собой 2 кружка. Увеличь их число на 5, затем уменьши на з. Сколько стало кружков?
Как увеличить число на несколько единиц? А как уменьшить?
7 – 2 = 5 Увеличить число на несколько единиц, значит прибавить несколько единиц, а уменьшить — вычесть несколько единиц.
2. Практическая работа 2
Положи перед собой 3 кружка. Увеличь их число в 4 раза, затем уменьши в 6 раз. Сколько стало кружков?
Как увеличить и как уменьшить число в несколько раз?
Увеличить число в 4 раза, значит, умножить его на 4, уменьшить в 6 раз – разделить на 6.
3. Увеличь в 2 раза число 5. Уменьши в 2 раза число 6. Сделай рисунки.
4. 1) Увеличь число 3 : в 5 раз; на 5; в 7 раз; на 7.
2) Уменьши число 12: в 6 раз; на 6; в 4 раза; на 4.
1) 3 ∙ 5 = 15 3 + 5 = 8 3 ∙ 7 = 21 3 + 7 = 10
2) 12 : 6 = 2 16 – 6 = 6 12 : 4 = 3 12 – 4 = 8
5. Подбери для каждой цветной карточки подходящие выражения:
6. 1) Увеличь число х: в 4 раза; на 4; в 9 раз; на 9.
2) Уменьши число у: в 3 раза; на 3; в 10 раз; на 10.
1) х ∙ 4 х + 4 х ∙ 9 х + 9
2) у : 3 у – 3 у : 10 у – 10
7. Прочитай задачи. Чем они похожи и чем различаются? Реши их по действиям и составь выражения.
а) В первой лодке 8 гребцов, а во второй – в 2 раза меньше. Сколько гребцов во второй лодке? Сколько всего гребцов?
б) В классе 8 девочек, а мальчиков – в 2 раз больше. Сколько в классе мальчиков? Сколько всего учеников?
Какое действие в выражениях следует делать первым? Почему?
а) 1) 8 : 2 = 4(гр.) – во второй лодке.
2)8 + 4 = 12(гр.) — всего.
8 + 8 : 2 = 12(гр.) Ответ: 4 гребца; 12 гребцов.
б) 1) 8 ∙ 2 = 16 (м.) – в классе
2) 8 + 16 = 24 (уч.) – всего в классе.
8 ∙ 2 + 8 = 24 (уч.) Ответ: 16 мальчиков, 24 ученика.
Похожи тем, что обе решаются в 2 действия, первым действием находим второе число, которое больше или меньше первого в несколько раз, второе действие – сумма чисел.
8. Составь таблицу в тетради:
9. Найди числа, кратные 5, и представь их в виде 5 ∙k.
9 8 15 2 28 10 25 17 5 23 11 20
34 40 42 16 45 48 21 16 30 12 14 37
15 = 5 ∙ 3 10 = 5 ∙ 2 25 =5 ∙ 5 5 = 5 ∙ 1 20 = 5 ∙ 4
40 = 5 ∙ 8 45 = 5 ∙ 9 30 = 5 ∙ 6
10. Выполни действия:
20 : 5 : 2 12 – 3 ∙ 3 + 5 ∙ 5
4 ∙ 10 : 8 7 ∙ 2 + 10 : 5 — 4 ∙ 4
17 – 45 : 5 6 : (3 ∙ 2) + (5 ∙ 4) ∙ 0
30 : 6 + 3 ∙ 9 (9 + 6) : 5 – 0 : ( 3 ∙ 8)
20 : 5 : 2 = 4 : 2 = 2 12 – 3 ∙ 3 + 5 ∙ 5 = 12 – 9 +25 = 3 + 25 = 28
4 ∙ 10 : 8 = 40 : 8 =5 7 ∙ 2 + 10 : 5 — 4 ∙ 4 = 14 + 2 – 16 = 0
17 – 45 : 5 = 17 – 9 = 8 6 : (3 ∙ 2) + (5 ∙ 4) ∙ 0 = 6 : 6 + 20 ∙ 0 = 2
30 : 6 + 3 ∙ 9 = 5 + 27 = 23 (9 + 6) : 5 – 0 : ( 3 ∙ 8) = 15 : 5 – 0 = 3
11. Найди значения выражений:
6 ∙ 3 + 5 ∙ (42 – 36) 35 : 5 ∙ 4 + 16 : 2 ∙ 5
35 : 5 ∙ 4 + 16 : 2 ∙ 5 28 + (9 + 5) : 2 – 4 ∙ 8
6 ∙ 3 + 5 ∙ (42 – 36) = 18 + 5 ∙ 6 = 48
35 : 5 ∙ 4 + 16 : 2 ∙ 5 = 7 ∙ 4 + 8 ∙ 5 = 28 + 40 = 68
28 + (9 + 5) : 2 – 4 ∙ 8 = 28 + 14 : 2 – 32 = 28 + 7 – 32 = 35 – 32 = 3
12. Реши уравнения с комментированием и сделай проверку:
5 ∙ х = 45 40 : х = 8 х : 5 = 7
ч ∙ х = Ц чтобы найти часть, надо целое разделить на другую часть
Ц : х = ч чтобы найти часть, надо целое разделить на другую часть
х : ч = ч Чтобы найти целое, части надо перемножить
13. Рассмотри монеты на картинке. Представь эту же сумму денег наименьшим возможным числом монет.
5 +2 + 1 + 1 = 9 (руб.) рублевыми монетами
10 ∙ 5 + 50 + 5 = 105 (коп.) = 1 руб. 5 коп
Всего 10 руб. 5 коп.
Ответ: 1 монета 10 руб. и одна монета – 5 коп.
14. Найди наименьшее число монет, которыми можно выдать сдачу.
300 – 240 = 60 (коп.) – сдача. 1 монета 50 коп. 1 монета 10 коп.
500 – 425 = 75 (коп.) — сдача. 1 монета 50 коп., 2 – по 10 коп. и 1 монета 5 коп.
1000 – 850 = 150 (коп.) =1 руб. 50 коп. – сдача. 1 монета 1 руб. и 1 монета 50 коп.
15*. Составь все возможные трёхзначные числа из цифр (каждая из данных цифр встречается в записи числа только один раз):
а) 297 279 729 792 927 972
б) 138 183 318 381 813 831
5 ∙ 3 – 4 = 15 – 4 = 11 12 : 3 + 4 = 4 + 4 = 8
8 : 2 ∙ 7 = 4 ∙ 7 = 28 18 + 6 ∙ 2 = 18 + 12 = 30
20 : 5 ∙ 6 = 4 ∙ 6 = 24 5 ∙ 8 – 4 = 40 – 4 = 36
30 – 3 ∙ 7= 30 = 21 = 9
2 ∙ 9 + 3 = 18 + 3 = 21
Увеличение и уменьшение в несколько раз.
Содержимое публикации
Предмет: Математика.
Тема:Увеличение и уменьшение в несколько раз.
Класс: 2.
Программа: «Школа 2000».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Раскрыть смысл слов «больше в 2 (3, 4…) раза, «меньше» в 2 (3, 4…) раза.
Познакомить с решением простых задач на увеличение числа в несколько раз.
Закрепить знание таблицы умножения и деления на 2, 3, 4.
Закрепить умение решать составные задачи, состав которых входят простые задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз.
Пополнять активный запас детей; учить работать в паре.
Развивать математическую речь, мыслительные операции.
Формировать познавательный интерес.
Способствовать здоровьесбережению детей.
Соблюдать гигиенические требования к уроку.
В ходе урока реализуются дидактические принципы:
целостного восприятия о мире;
На данном уроке можно выделить этапы урока:
Открытие новых знаний.
таблички УМЕНЬШЕНИЕ НА…, УВЕЛИЧЕНИЕ НА…, УМЕНЬШЕНИЕ В…., УВЕЛИЧЕНИЕ В …
Наблюдаю, замечаю, размышляю, делаю вывод.
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
—Урок, как всегда начнём с разминки.
— Посмотрите на получивший ряд.
— Найдите закономерность? (Число сначала увеличивается на 4, а потом уменьшается на 2.)
— Продолжите этот ряд ещё на 4 числа. (10, 8, 12, 10)
— Вы сказали, что число увеличивается на 4, что это значит? (Столько же и ещё 4.)
— А что значит уменьшается на 2? (Столько же, но без двух.)
— Увеличьте 15 на 8. (23)
— Уменьшить 42 на 6. (36)
— Уменьшить 6 в 3 раза.
— Увеличить 5 в 4 раза.
— Почему возникло затруднение?(Не знаем, что значит уменьшить в 3 раза и увеличить в 4 раза.)
— Какая цель нашего урока? (Раскрыть смысл этих понятий.)
III. «Открытие» нового знания.
2. (Работа по учебнику на странице 14.)
— Рассмотрите демонстрационное табло.
— Что можете сказать о квадратах по отношению к кругам? (Квадратов в 4 раза больше, чем кругов.)
— А что можете сказать о кругах, по отношению к квадратам? (Кругов в 4 раза больше, чем квадратов.)
— Докажите. (Так как по 3 взяли 4 раза.)
2а. (Работа по учебнику на странице 14 №1.)
— А теперь сравните увеличь в 2 раза и увеличь на 2. (При увеличении в 2 раза число умножается на 2, а при увеличении на 2 к числу прибавляем 2.)
— Дорисуйте треугольники, используя обозначения, показанные в первой строке и решите соответствующие примеры.
— Итак, когда мы слышим слово увеличить, результат будет больше или меньше данного числа? (Результат получится больше.)
— А когда мы получаем больший результат?(Когда число складываем или умножаем.)
— Как нам понять, что необходимо выполнить действие сложение? (Применить предлог на.)
— А как нам понять, что необходимо выполнить действие умножение? (Применить предлог в.)
2б. (Работа по учебнику на странице 14 №2.)
— Сравните уменьшить в 4 раза и уменьшить на 4. (При уменьшении в 4 раза число делим на 4, а при уменьшении на 4 из числа вычитаем 4.)
— Закончите рисунок и решите примеры.
— Итак, когда мы слышим слово уменьшить, результат будет больше или меньше данного числа? (Результат получится меньше.)
— А когда мы получаем меньший результат?(Когда число вычитаем или делим.)
— Как нам понять, что число надо вычесть?(Применить предлог на.)
— А как нам понять, что число надо разделить?(Применить предлог в.)
Вывод:
— Что надо сделать, чтобы увеличить число в несколько раз? (Это число надо умножить.)
— А чтобы уменьшить в несколько раз?(Разделить на данное число.)
V. Первичное закрепление.
1. Работа по учебнику на странице 15 № 3.
— Прочитайте задание 1. (Увеличь число 3.)
— Может ли результат получиться меньше 3? (Нет, потому что число надо увеличить.)
— Как мы можем увеличить число? (Сложить или умножить.)
— Как узнать, что число надо умножить? (использовать предлог в и слово «раз».)
— А как узнать, что число надо сложить?(использовать предлог на.)
(Выполняется задание с комментированием у доски, а остальные ученики записывают примеры в тетрадях.)
— Прочитайте задание 2. (Уменьши число 24.)
— Какими могут быть ответы – больше или меньше 24? (Меньше, потому что число надо уменьшить.)
— Как мы можем уменьшить число? (Вычесть или разделить.)
— Как узнать, что число надо разделить?(Использовать предлог в и слово «раз».)
— А как узнать, что число надо вычесть?(Использовать предлог на.)
(Выполняется задание с комментированием у доски, а остальные ученики записываютпримеры в тетрадях.)
VI. Закрепление изученного материала.
— А теперь нам надо научиться решать задачи, используя новые понятия «увеличить в несколько раз» и «уменьшить в несколько раз».
(Работа по учебнику на странице 15 № 6.)
— Прочитайте задачи про себя.
— А теперь прочитаем вслух, чтобы выяснить, чем они похожи и чем различаются.
— Что нам известно в первой задаче? Что надо узнать?
(Дети анализируют задачу и заполняют схему.)
(Аналогичная работа со второй задачей.)
— Чем похожи задачи? (Вопросами.)
— Чем они различаются? (Условиями.)
— Решение запишите самостоятельно:
I-вариант запишет решение задачи а).
II-вариант запишет решение задачи б).
(Проверка у доски.)
— С какими новыми понятиями познакомились на уроке?
— Что значит увеличить в 2 раза?
— Что значит уменьшить в 2 раза?
Что самое важное нужно для себя запомнить?
Посмотрите на подсказку в виде схемы.
— А сейчас, ребята, пришло время оценить себя. Нарисуйте солнышко:
Урок по математике 2 класс УМК» Планета знаний» :»Вдвое больше. Увеличение числа в 2 раза.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по математике 2 класс.
Разработал учитель начальных классов: Цолина Елена Юрьевна
МБОУ Многопрофильный лицей № 11 им. В. Г. Мендельсона
г. Ульяновска. Дата проведения : 15.01.2021г.
Тема: Вдвое больше. Увеличение числа в 2 раза.
Предметные : имеют представления о том, как записывать результат с помощью знака умножения; умеют увеличивать числа вдвое, решать задачи на увеличение /уменьшение «на2» и «в 2раза», сравнивать результаты вычислений, доказывать, составляя равенства.
Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его, оценивают свои достижения, собственной учебной деятельности, применяют правила делового сотрудничества.
Оборудование : доска, плакаты с изображением корзины с фруктами, картинки голубей и воробья, плакат корабля на доске, заготовки флажков у каждого на парте. Музыкальная физ.минутка.
Посмотрите, ребята, в какой красивой и могучей стране мы живём! Как называется наша страна? ( Россия) Какая красивая у нас природа, которую мы должны беречь!
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
– Так возьмемся, ребята, скорей за работу! Проверим готовность к уроку
Но сначала давайте поиграем. Я прошу всех встать. Запоминаем слова и повторяем движения:
В нашем классе все друзья:
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.
(далее действия третьей и четвертой строки заменяем словами: подмигните, пожмите руку, помашите)
— Посчитай в уме и скажи ответ!.
— Увеличь 24 на 30;
— Число на 3 больше 48;
— число в котором 2д. и 7 ед.
(Ответы называют по 1, сразу.)
— Есть у нашего Андрейки
Шесть монет по 2 копейки
На покупку сладкой плюшки.
Сколько денег у Андрюшки?
— Мышка зерна собирала,
По 2 зернышка таскала,
Каков мышкин стал запас?
(Доп. Доска с записанными числами
51 – лишнее т.к. его нет в таблице умножения, остальные результаты табличного умножения.)
54 32 72 51 27 12 18
— Найдите лишнее. Докажи?
— Сравни 2 пары чисел в каждом столбике.
— Что вы заметили? Как получили следующее число? (6 +2, то есть 6 увеличили на 2, 6+6, то есть 6 удвоили)
-Как называется число, которое делится на 2? ( Парное или чётное!)
— Увеличивать числа на 2 и вдвое – это одно и тоже? В чём отличие?
— Нарисуйте на одной строке 4 квадрата, а в другой по 4 квадрата 2 раза.
— Как увеличилось количество квадратов во второй строке? ( удвоилось, значит столько и ещё столько, 4 и ещё 4)
— Напишите выражение, с помощью которого узнаем, сколько кружков во 2 строке.
— Каким действие заменить можно? ( умножением, по 4 берем 2 раза)
— Нарисуйте на 1 строке 4 кружка, а на 2 строке на 2 кружка больше.
— А что значит на 2 больше? ( Значит 4 и ещё 2 )
— Запишите числовое выражение ко 2 рисунку.
5. Чтение правила в учебнике.
— Ребята 1 варианта числа увеличит на 2, а 2 вариант – увеличить в 2 раза.
— Обменяйтесь тетрадями, проверка по образцу.
— О чем говорится в задачах?
— Чем похожи? Чем отличаются?
А) В корзину положили 12 груш, а яблок в 2 раза больше. Сколько всего фруктов положили в корзину?
Б) В корзину положили 12 груш, а яблок на 2 больше. Сколько всего фруктов положили в корзину?
Составление краткой записи. Составление схем к задачам.
-Фрукты – это вредная или полезная еда? Что нужно сделать прежде, чем съесть фрукт? ( Помыть его!)
Запишите решение к каждой задаче.
— увеличить число в два раза;
— увеличить число на 2. Проверка тетрадей друг у друга. Устно зачитываем ответы. Показ самой красивой и аккуратной тетради.
Молодцы, кто старается!
8.Музыкальная физ.минутка. Делаем упражнения под музыку.
Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать. (Сгибание и разгибание рук вверх.)
До пяти мы все считаем,
С силой гири поднимаем.
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова разрубим. (Наклоны вперед, руки в «замок», резко вниз.)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (Расслабленное поднимание и опускание рук.)
Наклонитесь столько раз,
Сколько форточек у нас. (Наклоны в стороны, руки на пояс.)
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты. (Прыжки на месте.)
Мы теперь — канатоходцы,
Сколько можем простоять. (Ходьба на месте, руки в стороны. Ступни ног на одной линии, одна впереди другой, руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Ну, а если силы взвесить,
Хорошо мы посчитали
И нисколько не устали,
Голову поднимем выше (Стойка — ноги врозь, руки вверх — в стороны (вдох).)
И легко, легко подышим. (Руки расслабленно опустить вниз (выдох).)
Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Руки за спину.)
Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)
И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)
Подтянитесь на носочках —
Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.)
На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)
Топаем ногами. (Топаем ногами.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)
Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.)
В хоровод встал серый зайка (Шагаем на месте.)
И поет: «Я был зазнайкой, (Хлопаем в ладоши.)
А теперь могу считать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Прибавляю, отнимаю (Наклоны туловища влево-вправо.)
Математику я знаю, (Повороты туловища влево-вправо.)
Я кричу: «Ура! Ура!» (Хлопаем в ладоши.)
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать! (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Спрятали руки за спину.)
Голову поднимем выше (Руки на поясе, голову подняли выше.)
И легко — легко подышим. (Громкий вдох-выдох.)
В одной кормушке 5 синиц. Воробьёв в 2 раза больше, а голубей на 2 больше, чем синиц. Сколько воробьёв и сколько голубей?
10.Работа у доски ( коллективная). Подсказки друг другу с места.
Антон подтянулся 14 раз. Боря сделал на 2 подтягивания больше. А Витя в 2раза больше, чем Антон. Сколько подтягиваний сделал Боря и сколько Витя?
-Ребята, а для чего нам надо заниматься спортом? Что нам это даёт?
( Короткие ответы детей).
А можно-ли тренировать свой ум?
Удвой числа: 8, 11, 43,30.
Самопроверка. Решившему дается карточка с ответами.
— Поставьте цифру, соответствующую числу правильных ответов.
— Что нового вы узнали на уроке?
-Как надо относиться к природе? В чем это выражается?
-Можно ли загрязнять природу? Куда мы выбрасываем мусор?
— Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?
На доске прикреплён корабль. Каждый ребёнок берёт на парте заготовку маленького флажка, и раскрашивает в соответствии с настроением. Красный – всё отлично! Зелёный – работу свою оценил на «4».
Синий – надо над собой поработать.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Урок математики на тему «Увеличение и уменьшение в несколько раз». 2-й класс
Класс: 2
Презентация к уроку
Класс: 2.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
I. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Просмотр видеоролика. 2 слайд.
— Ребята, а вы как думаете, нужно ли учит математику?
— Давайте сегодня на уроке Вовке это докажем, что без математики в жизни будет очень тяжело.
— Урок, как всегда начнём с разминки.
— На сколько 35 меньше 37? (На 2)
— На сколько 60 больше 54? (На 6)
— Назовите частное чисел 32 и 4. (8)
— Делимое 18, делитель 3. Чему равно частное этих чисел. (6)
— Посмотрите на получивший ряд.(2 6 4 8 6)
— Найдите закономерность? (Число сначала увеличивается на 4, а потом уменьшается на 2)
— Продолжите этот ряд ещё на 4 числа. (10, 8, 12, 10)
— Вы сказали, что число увеличивается на 4, что это значит? (Столько же и ещё 4)
— А что значит уменьшается на 2? (Столько же, но без двух.)
II. Создание проблемной ситуации.3 слайд
— Увеличьте 15 на 8. (23) (запись на доске)
— Уменьшить 42 на 6. (36) (запись на доске) 4 слайд
— Уменьшить 6 в 3 раза. 5 слайд
— Увеличить 5 в 4 раза. 6 слайд
— Почему возникло затруднение? (Не знаем, что значит уменьшить в 3 раза и увеличить в 4 раза.)
— Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (“Увеличение и уменьшение числа в несколько раз”) 7 слайд
— Какова цель нашего урока? (научиться увеличивать число в несколько раз)
На доске: Как увеличить или уменьшить число в несколько раз?
III. “Открытие” нового знания.
(Один ученик работает у доски, а остальные за партой.)
— Нарисуйте 2 красных круга, а под ними жёлтых в 3 раза больше.
— Сколько жёлтых кругов вы нарисовали?(Результаты разные, кто то нарисовал 5 кругов. Кто то 6.)
— Почему ты нарисовал 6 жёлтых кругов?Можешь доказать что ты прав? ( в задании было сказано не на 3 больше, а в 3 раза и поэтому я взял 3 раза по 2 круга)
— Можно ли сказать, что кругов стало больше на 3? (Нет, мы добавили не 3 круга.)
— А как в этом случае надо сказать? (Их стало в 3 раза больше.)
— Давайте с помощью схемы изобразим наши круги.
— Как мы на схеме можем изобразить величину равную 2 красным кругам? (начертить отрезок равный 2 см красного цвета) 8 слайд
— Начертите отрезок красного цвета равный 2 см. А под ним отрезок, который покажет нам величину равную жёлтым кругам. Чему будет равна длина второго отрезка? (мы 3 раза возьмём длину красного отрезка, т.е. мы по 2 см возьмём 3 раза.)
— Объясните, что значит – увеличить в 3 раза? (Взять3 раза по столько же, умножить на 3.)
— Как сказать о количестве жёлтых кругов, по отношению к красным кругам? (Жёлтых кругов в 3 раза больше, чем красных кругов.)
— Почему? (По 2 взяли 3 раза.)
— Как мы узнаем сколько жёлтых кругов? (2*3.)
На доске: 9 слайд.
Увеличить в несколько раз Х
— А что можно сказать о количестве красных кругов по отношению к жёлтым кругам? (их в 3 раза меньше, чем жёлтых кругов.)10 слайд
— Как мы узнаем сколько красных кругов? (6:3.)
— Что значит – уменьшить в 3 раза? (Разделить на 3.)
Вывод: Какое надо выполнить действие, чтобы уменьшить число в несколько раз?
На доске: 11 слайд
Уменьшить в несколько раз:
— А теперь послушайте задачу. Слайд12
Мальчик нарисовал 2 красных круга, жёлтых кругов в 3 раза больше.Сколько жёлтых кругов нарисовал мальчик?
На доске схемы: 13 слайд
— Какая схема подходит к этой задаче? Почему?
(Работа по учебнику на странице 14 №1.)
— А теперь сравните увеличь в 2 раза и увеличь на 2. (При увеличении в 2 раза число умножается на 2, а при увеличении на 2 к числу прибавляем 2.)
— Дорисуйте треугольники, используя обозначения, показанные в первой строке и решите примеры.
— Итак, когда увеличиваем число на несколько единиц, результат будет больше или меньше данного числа? (Результат получится больше.)
— А когда мы получаем больший результат при сложении или умножении? (Когда число складываем или умножаем.
-А как нам узнать что мы будем делать складывать или умножать? (Если увеличить в несколько раз- будем умножать, а если на несколько единиц- складывать)
(Работа по учебнику на странице 14 №2.)
— Сравните уменьшить в 4 раза и уменьшить на 4. (При уменьшении в 4 раза число делим на 4, а при уменьшении на 4 из числа вычитаем 4.)
— Закончите рисунок и решите примеры.
— Итак, когда мы слышим слово уменьшить, результат будет больше или меньше данного числа? (Результат получится меньше.)
— А когда мы получаем меньший результат? (Когда число вычитаем или делим.)
— А как нам понять, что число надо разделить или умножить?(Если уменьшить в несколько раз будем делить, а если уменьшить на несколько единиц – вычитать)
— Что надо сделать, чтобы увеличить число в несколько раз? (Это число надо умножить.)
— А чтобы уменьшить в несколько раз? (Разделить на данное число.)
— Мы с вами оветили на наш вопрос? Как увеличить или уменьшить число в несколько раз? (Да)
— Какое выполняем действие при увеличении числа в несколько раз? (умножение)
— Какое выполняем действие при уменьшении числа в несколько раз? (деление)
IV. Физкультминутка.14 слайд
— Вовка очень любил сладости.
V. Первичное закрепление.
(Работа по учебнику на странице 15 № 3.)
— Прочитайте задание 1. (Увеличь число 3.)
— Может ли результат получиться меньше 3? (Нет, потому что число надо увеличить.)
— Как мы можем увеличить число? (Сложить или умножить.)
— Как узнать, что число надо умножить? (использовать предлог в и слово “раз”.)
— А как узнать, что число надо сложить? (использовать предлог на.)
(Выполняется задание с комментированием у доски, а остальные ученики записывают примеры в тетрадях.)
— Прочитайте задание 2. (Уменьши число 24.)
— Какими могут быть ответы – больше или меньше 24? (Меньше, потому что число надо уменьшить.)
— Как мы можем уменьшить число? (Вычесть или разделить.)
— Как узнать, что число надо разделить? (Использовать предлог в и слово “раз”.)
— А как узнать, что число надо вычесть? (Использовать предлог на.)
(Выполняется задание с комментированием у доски, а остальные ученики записывают примеры в тетрадях.) Проверка по слайду.слайд 15-16
(Провести линии от буквенного выражения к понятиям “больше на 2”, “больше в 2 раза”, “меньше на 2”, “меньше в 2 раза”, и от этих понятий к буквенным выражениям.)
— Посмотрите, что надо сделать в этом задании?
— Почему выражение с+2 соединили с понятием “больше на 2”? (Число увеличили на 2.)
— С каким выражением нужно соединить в правом столбике? (п + 2)
— Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте задание.
(Работа по учебнику на странице 15 №5 – самостоятельная работа: записать выражения, используя изученные понятия.)
— Следующий номер вы выполните самостоятельно.
VI. Закрепление изученного материала.
— А теперь нам надо научиться решать задачи, используя новые понятия “увеличить в несколько раз” и “уменьшить в несколько раз”.
(Работа по учебнику на странице 15 № 6.)
— Прочитайте задачи про себя.
— А теперь прочитаем вслух, чтобы выяснить, чем они похожи и чем различаются.
— Что нам известно в первой задаче? Что надо узнать?
(Дети анализируют задачу и заполняют схему.)
(Аналогичная работа со второй задачей.)
— Чем похожи задачи? (Вопросами.)
— Чем они различаются? (Условиями.)
VII. Итог урока. Слайд 17
— С какими новыми понятиями познакомились на уроке?
— Что значит увеличить в 2 раза?
— Что значит уменьшить в 2 раза?
— А как в жизни мы сможем использовать понятие больше в несколько раз, меньше в несколько раз?
— Можем ли мы сказать Вовке, что без математики не возможно? Почему?