уйгуры какие они по характеру
Уйгуры
Народ уйгуры
Уйгуры являются представителями тюркского языка и коренными жителями Туркестана, поэтому их называют восточно-тюркской народностью. Но Туркестан — это название в прошлом сейчас эту территорию именуют, как Синьцзян-Уйгурский автономный китайский район.
Численность населения
Всего в мире насчитывается около 10,5 млн уйгуров. Основная масса проживает в КНР, также встречаются уйгуры в таких странах:
Небольшие диаспоры и общины есть в таких странах:
Языковая группа и письменность
В Китае считается, что эта народность самая крупная среди представителей тюркского языка и вторая по мусульманскому верованию. Уйгуры разговаривают на уйгурском языке, а также на китайском. Родной язык народа относят к алтайской семье тюркской ветки и карлукской группы. Родственный народ, который больше всего имеет сходства — это узбеки. Среди диалектов делится на 3 группы: хотанская, центральная и лобнорская.
Уйгуры были грамотным народом и рано освоили письменность. В VI веке появилось древнеуйгурское письмо. Этой письменностью пользовались все близко расположенные древние страны и даже после введения в X веке арабского письма, некоторые этносы уйгуров продолжали использовать родную письменность. Арабский алфавит используется по сей день в Восточном Туркестане, а вот в Центральной Азии используют кириллицу. Даже латинский алфавит имеет 2 разновидности, которую активно используют сегодня.
Происхождение народности
В разные времена уйгуры называли себя — ”мусульманами”, ”кашгарец”, ”хотаник” и “таранчи”. Уйгуры — имеют очень сложную схему происхождения, она формировалась длительно и не при самых лучших политико-географических условиях Туркестана восточной части. Поэтому, существует много мнений, что и кто мог повлиять на этот процесс. Наиболее распространенная версия, что предки уйгур — кочевое племя Туркестана восточной части (III-IV вв. н. э.) в союзе с гуннами. Формирование народности закончилось при распаде Тюркского каганата и появлении Уйгурского каганата (примерно 745 год).
Среди уйгуров существует деление на этносы (по-народному их называют юрты):
Этносы формировались либо в слиянии разных групп народности, либо при разных территориальных расселениях.
Религиозность
Исторически при появлении Уйгурского каганата было признано манихейство. Это специфическая религия, которая объединяет христианство, буддизм, зороастризм и другие верования. Создатель хотел объединитт все народы с единой религией, так как она имеет разнообразные понятия и учения. Затем пришел на смену буддизм. Но со временем, осталась только мусульманская вера и пришло арабское письмо, которые актуальны и в наши дни. И так, уйгуры приняли ислам суннитского толка.
Кухня
Особое место в культуре занимает чаепитие. Чай пьют с молоком или просто крепкий чай. Кушают уйгуры три раза в день. Традиционное блюдо — это блины, их могут употреблять каждый день, а также разнообразное варенье. Среди фруктов любят дыни. Как истинные мусульмане не употребляют свинину.
Традиции и обряды
В древние века народ занимался торговлей и земледелием, реже животноводством. Лишь лобнорцы любили охоту и рыболовли.
Очень много внимания уделяли культуре. Уйгуры развивались во все возможных научных исследованиях того времени. Кроме письменности, следует отметить музыку и живопись. Даже появился народный танец, который именуют санам, в наши дни его исполняют лишь на свадьбах и специальных концертных программах.
Не часто встречаются в наши дни мужские союзы, чего нельзя сказать про уйгуров. Оттуз огул — это сообщество мужчин, которые поддерживают друг друга любым способом. В переводе это обозначается, как “30 джигитов”, а самое интересное, что это народная древняя традиция. Кроме этого в объединении существует множество обрядов. Один из самых ярких — Мяшряп. Мужчины с одного населенного пункта, примерного возраста, собираются с поздней осени и до ранней весны на обсуждения общих интересов. Такие собрания благоприятно влияют на общее развитие мужчин и формирует дисциплину и другие качества, а также помогает здорово повеселиться. Чтобы активизировалось такое мероприятие, то избирают старшего — “жигит-беши”, который назначает поваров, танцоров, судей и имеет полное право наказывать непослушных участников. Но, к сожалению, в 1997 г в КНР запрещено данное мероприятие, возможно оно поддерживается национальными меньшинами других современных стран.
Если в семье несколько сыновей, то с родителями остается только младший, старшие переходят в другой дом. Бракосочетание молодых людей возможно лишь при наличии единой веры, если религия иная — этот брак никто не одобрит.
Уйгуры какие они по характеру
Сегодня на пороге XXI века возникает необходимость анализа прошлого и предсказания относительно будущего. Настало время, как говорили древние, не разбрасывать камни, а собирать. Чем живет уйгурский народ в наше бурно изменяющееся время? К чему он пришел и чем может гордиться? Ни для кого не секрет, что уйгурский народ в настоящее время переживает непростые времена и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, и в бывших советских республиках, ныне независимые суверенные государства. Несмотря на трудности разной сложности, несмотря на то, что государственная граница между различными частями уйгурского народа существует уже долгие годы, вплоть до начала шестидесятых годов народ практически свободно общался между собой. Ухудшение отношений между Советским Союзом и Китаем привело в 1962 году к закрытию границ Синьцзяна и прекращению контактов с соседями-родственниками, проживающими в приграничных республиках бывшего СССР. Синьцзян лишился возможности общаться со своими традиционными экономическими партнерами. Закрытость Китая привела к тому, что резко изменилась демографическая ситуация в Восточном Туркестане. Начался стремительный рост китайского населения в городах северного Синьцзяна, и это привело к тому, что доля ханьцев возросла за последние четыре десятилетия с 4 до 40 процентов. В настоящее время по численности китайцы практически сравнялись с уйгурами в Восточном Туркестане.
Справедливости ради отметим: знакомство мировой общественности с проблемами уйгурского народа событие чрезвычайно важное, и такой практики раньше не было: уйгурские проблемы были, к сожалению, внутренним делом народа. Сейчас ситуация меняется, и это обнадеживает. Можно с уверенностью констатировать, что на сегодняшний день уйгурский народ наполнен надеждой выхода из нищеты, боли и страдания. У народа должен быть свой путь, возвращающий нас к природным национальным истокам, к определению роли и места уйгурского национального характера, его структуры и элементов.
Другими важными элементами менталитета, на наш взгляд, являются следующие: культура и хозяйственная деятельность, уровень образования и развитие науки, природные национальные богатства, личностные и этнопсихологические особенности, восприимчивость к вероисповеданию. Сегодня уйгурскому народу необходимо, прежде всего, определить тот духовный и материальный потенциал, который поможет ему выстоять, выжить, заниматься созидательной работой. Созидательной и в плане единения, и в плане государственности. Нельзя, чтобы на трех уйгуров было четыре организации. Нельзя, чтобы разногласия по различным общественным, рабочим вопросам переходили в личностную плоскость и необходимо перестать искать образ врага. Нельзя, помня об истории своего народа и вглядываясь в будущее, игнорировать закономерности общественного развития и не учитывать сложившуюся политическую ситуацию. В настоящее время уйгурскому народу необходимо разработать конкретные мероприятия, способные в какой-то мере оживить работу среди различных слоев уйгурского общества. Что это может быть в нынешних условиях? Это может быть самая разнообразная деятельность. Но обязательное условие: она должна быть созидательной, а не разрушительной. Что я имею ввиду? Прежде всего, воспитание, создание уйгурской интеллигенции в хорошем правильном понимании этого слова.
Необходимо воспитывать людей, главным образом, молодых, но чтобы при этом у них не было бы оторванности от уйгурской тематики, уйгурских проблем. Создание клубов, типа пен-клуба, где формировалась бы уйгурская идеология и правильное мировоззрение на проблемы уйгурского этноса. Чтобы люди знали не только то, что уйгуры древнейший и образованнейший в прошлом народ, но и то, что в уйгурском народе заложен огромный потенциал, и его необходимо активизировать и развивать. Нужно создавать ассоциацию уйгурских ученых с постоянно действующим оргкомитетом и ежегодными небольшими встречами. Необходимо создание потенциалом уйгурских ученых фундаментального исследования типа энциклопедии «Уйгуры». Да мало ли что можно предложить осуществить. Это лишь небольшая часть того, что лежит на поверхности. Если глубже взглянуть на суть проблемы, то на пути создания своей государственности у народа еще невспаханное поле, а надо еще сеять. Уйгурскому народу необходимо доказывать ежедневно всей своей жизнедеятельностью, способность занять достойное место среди других народов в мировой цивилизации. В уйгурской истории были многочисленные примеры, когда уйгурская государственность, культура, уйгурская наука и литература вызывали уважение, а порой и восхищение у самых образованных и авторитетнейших людей мира. И к этому необходимо стремиться.
Уйгуры – тюркоязычный народ, живущий на северо-западе Китая и исповедующий ислам. Часть уйгуров также проживает в Казахстане, Киргизии и Узбекистане. Генетически уйгуры частично относятся к европеоидам, но также имеют черты жителей Восточной Азии.
По некоторым данным, уйгуры, проживающие на территории Китая, подвергаются преследованиям со стороны властей, которые боятся распространения исламского радикализма.
Уйгуры в Китае
Сейчас на территории Китая проживает около 11 миллионов уйгуров.
Их предки были кочевниками северо-запада Китая. Основными занятиями их были торговля, животноводство, земледелие, охота и рыболовство. Часть племен мигрировала в казахстанские степи, а часть, оставшаяся в степях Центральной Азии, была завоевана тюрками.
Позже уйгуры то входили в состав крупных государств, то создавали свое. В 840 году самостоятельное государство уйгуров распалось. Гонимая нашествием кыргызов, часть уйгуров оказалась на северо-западе, а часть – на севере центральной части нынешнего Китая, где были образованы два отдельных государства. С Х века среди уйгуров распространяется ислам, который вытеснил все прочие существовавшие прежде религии.
В XVIII веке уйгуры были захвачены китайскими правителями и потеряли независимость.
Окончательно государственность уйгуров была уничтожена в 1949 году.
В 1955 году на их территориях был основан Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР). Дословно «Синьцзян» переводится как «новая граница» или «новые рубежи».
СУАР находится на северо-западе КНР и граничит с Россией, Монголией, Индией, Пакистаном и частью стран Центральной Азии. Постепенно правительство стало переселять сюда китайцев, чтобы способствовать ассимиляции уйгуров с коренным населением.
Однако это привело лишь к ухудшению отношений внутри региона. В 2009 году там произошли крупные межэтнические столкновения, жертвами которых стали около 200 граждан. В 2017 году власти СУАР ввели запрет на ношение бород и религиозной одежды.
Уйгуры и «лагеря перевоспитания»
В августе 2018 года представители комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации сообщили, что около миллиона уйгуров без суда были помещены в «лагеря перевоспитания».
Журналисты, общавшиеся с бывшими заключенными, писали, что тем, кто туда попадает, выдают одинаковую форму, показывают патриотические фильмы, также они поют китайский гимн. Исповедующих ислам заставляют отказываться от религиозных обрядов.
Самое сложное в таком лагере – неопределенность. Заключенному не сообщают, как долго он здесь пробудет – кто-то задержался на две недели, а кто-то – и на полтора года.
До 2018 года представители властей Китая отрицали, что такие лагеря существуют. Лишь в октябре 2018 власти признались, что лагеря все-таки есть, но число содержащихся в них существенно ниже и что они обеспечены комфортными условиями, питанием и получают возможность выучить китайский язык, получить профессию и интегрироваться в общество.
Лагеря оборудованы системами наблюдения, воротами, охранным пунктом и вышками.
Уйгуры о себе
В предисловии статьи хочется отметить тот факт, что на просторах бывшего СССР всё ещё пишут на русском языке, обогащая РУНЕТ такими вот статьями.
Уйгуры и их традиции
Автор: А. И. Нарынбаев ()
Дата публикации: 19/03/2004
В нашем доме я все реже слышу уйгурскую речь. Поговорю на родном языке со сверстниками и старшими родственниками, перекинусь парой фраз с детьми, но внуки меня уже не поймут. Внуки мои вполне европейцы, если не по своей восточной внешности, то по усредненным городским привычкам, лишенным ныне всякого национального признака.
Самая большая моя тревога связана с тем прискорбным фактом, что молодые уйгуры практически не знают не только язык, но и собственную историю, не в состоянии внятно объяснить: откуда же взялся такой народ – уйгуры? Где его корни, чем он славен, какие бедствия перенес на пути к двадцать первому веку? Я не снимаю вины с себя, как с человека, который не смог передать внукам свои знания, однако истоки этого беспамятства и исторического невежества лежат в глуби веков.
Сотни лет уйгуры находились под гнетом сменявших друг друга завоевателей – монгольских, джунгарских, маньчжуро-китайских. С начала XVIII века официальная циньская идеология вбивала уйгурам с самого их рождения мысль о том, что китайская нация выполняет благороднейшую миссию – опекает малые народы, которые не в состоянии самостоятельно управлять государством, вести хозяйство, развивать свою духовную культуру.
Еще при жизни стал легендой Садир Палван (1798 – 1871). Он был известным кошакчи (певец), и даже сегодня не встретишь уйгура, который не знал бы песен Садира. Порою трудно отличить, какие песни народные, а какие принадлежат его авторству. Певец был участником освободительной борьбы уйгуров Илийского края против циньских войск в 1864 – 1867 годах. Он девять раз арестовывался, сидел в подземной тюрьме, был в ссылках, на каторге. Но, как только выходил на свободу, снова оказывался в первых рядах борцов с угнетателями. В этой же славной когорте выдающиеся участники национально-освободительногодвижения Темир Хальфа, Илахун Коккоз, Гени Батур, Ризвангульи многие другие.
Только с 1825 по 1876/7 год уйгуры организовали четыре крупных восстания, не считая мелких выступлений, и лишь отсутствие единства в стане восставших помешало достичь победы. Благодаря упорной борьбе уйгуров в союзе с казахами, киргизами, узбеками пределы Средней Азии оказались недоступными для китайских завоевателей. Особо помогали восставшим уйгурам соседи – конные киргизские отряды смелыми и внезапными ударами громили циньские регулярные части.
Надо сказать, что уйгуры не только воевали, но и смогли создать одну из древнейших культур Центральной Азии. Поражают воображение «каризи» – сооружения для подъема воды из-под земли, построенные жителями Турфана и Комула еще в начале нашей эры. По размерам их можно сравнить с Великой китайской стеной. О высоком развитии архитектуры и изобразительного искусства говорят раскопки древних городов и храмов, скульптура и живопись в пещерах «Мин ой» («Тысяча домов»).
Уйгуры могут гордиться своей древней музыкой, особенно шедевром «12 мукамов», который талантливые предки создавали в течение многих веков. Это произведение является настоящей энциклопедией уйгурской музыки, включающей в себя сотни напевов и песен.
Среди народов Средней Азии и Восточного Туркестана уйгуры одними из первых создали развитую литературу. Известное тюркоязычное произведение мусульманской письменности – дидактическая поэма «Кудадгу билиг» («Благодатное знание») Юсуфа Баласагунского – было написано в 1069 – 1070 годах. Другая выдающаяся книга – «Диван Лугат-ат-тюрк» («Словарь тюркских языков») крупного ученого XI века Махмуда Кашгари. В этой книге он собрал богатейший этнографический и географический материал по истории многих тюркских народов. Одновременно это произведение является первым трудом по сравнительной грамматике тюркских языков.
Наш народ не раз создавал свое государство. Уйгурский каганат на Орхоне просуществовал почти сто лет (745 – 840), а в Притяньшанье – более 500 лет (X – XIV века). Уйгуры были одним из народов, создававших Караханидское государство, которое оставило заметный след в истории Кыргызстана.
Но я хочу перекинуть мостик из глубин прошлого в наше сегодня. Каким же образом уйгуры оказались на территории Кыргызстана? Одной из причин переселения уйгуров из Восточного Туркестана было его стремление избежать репрессий со стороны маньчжурских захватчиков. Массовое переселение в Среднюю Азию и Казахстан происходило с конца 20-х до середины 80-х годов ХХ века. Кроме того, в пределы Российской империи постоянно прибывали – пешком или нанимаясь погонщиками верблюдов – обнищавшие уйгуры-дехкане. К примеру, за четыре года отходничество уйгуров из Кашгарии в Фергану возросло с 7000 в 1913 году до 20000 в 1917. многие из них отправлялись на фронты первой мировой войны, участвовали в тыловых работах. Число уйгуров на таких работах составляло одну четверть всех мобилизационных из Средней Азии.
Переселившиеся в Семиречье уйгуры основали здесь еще в XIX веке город Джаркент и около 80 других населенных пунктов.
Вспоминаю собственную радость при появлении одноплеменников в Кыргызстане. Ведь мы, которые всю жизнь прожили здесь, в отрыве от основной массы уйгурского населения, постепенно забывали родной язык, обычаи, традиции. А тут такое пополнение! Именно тогда, после резкого увеличения численности уйгуров в СССР, в Алма-Ате были созданы межреспубликанская газета на уйгурском языке, институт уйгуроведения.
Пришельцы столкнулись с трудностями адаптации к совершенно новым для них условиям жизни. Они не знали русского, кыргызского и казахского языков, почти все не имели специального образования и поэтому большая их часть осела в колхозах и совхозах, где они занялись привычным крестьянским трудом. Сейчас, конечно, различия между «кыргызскими» уйгурами и переселенцами практически сгладились, они равно представлены во всех областях культуры и народного хозяйства.
С давних пор наш народ славился художественными ремеслами. Ювелиры Султан Миррахимов, Акбар Акимов, Шавкат Айсаев продолжают традиции старых мастеров, которые создавали великолепные изделия из яшмы, жемчуга, нефрита, алмазов. И сегодня пользуются повышенным спросом богато украшенные сундуки мастера Фархада Ашимова, конская сбруя Закирджана Умарова и Аблимита Махмутова. Не умирает искусство изготовления национальных музыкальных инструментов: дутара, тамбира, ная, сатара, гиджака, нагры. Правда стоят эти инструменты довольно дорого – ведь каждый мастер делает их индивидуально от начала до конца. Уйгурские мастерицы заняты вышивкой занавесок, ковриков (когда-то хотанские ковры можно было встретить за тысячи верст от Средней Азии), украшений для одежды, мужских и женских тюбетеек.
Хотим мы этого или нет, но еда занимает важнейшее место в повседневном бытие каждого из нас. Более того, я убежден, что даже национальный характер отчасти зависит от состава кухни и способов приема пищи. В рационе уйгуров особое место занимают различные приправы, зелень, овощи, лекарственные растения, семена цветов.
Но не только национальная кухня является отличительной особенностью быта уйгуров. Старинные обычаи сохраняются свято, даже если мои соплеменники живут в городе. В похоронах моих родителей участвовали наши близкие друзья – кыргызы. Их удивило то, что вернувшись после погребения в дом умершего, участники похорон выразили членам семьи и родственникам соболезнования и сразу разошлись. Не было никакого угощения, как это принято у других народов, не резали ни корову, ни барана. Я думаю, это связано с тем, что уйгуры уже сотни лет ведут оседлый образ жизни. А может быть здесь влияют традиции ислама. Так или иначе, обычай этот хороший и его обязательно надо поддерживать. Ведь в день похорон, когда близким покойного и без того хватает забот, они благодаря этому обычаю освобождаются от лишних хлопот по устройству угощения и ненужных расходов.
Живые традиции, пожалуй, особенно ярко проявляются в уйгурской свадьбе. Уйгуры никогда не знали калыма. Хотя расходы на проведение свадьбы полностью берет на себя сторона жениха, калым в виде денег или дорогих вещей как таковой отсутствует. Подготовка к свадьбе делится на несколько этапов, строго соблюдается очередность обрядов, пиров.
Сразу после объявления о предстоящей свадьбе собирается «маслахат-чай» (т. е. чай-совет) – помолвка. На нее приглашаются родственники и близкие друзья молодых. Затем в дом девушки привозят продукты на свадьбу – «мал тапшуруш». Это тоже происходит шумно – с застольем и музыкой. На третий день свадьбы в домах жениха и невесты, где одновременно (но по отдельности!) проходят торжества, приглашаются близкие отцов жениха и невесты для обряда «савзи-калям» (дословно, «морковь, нарезанная соломкой для плова»). На четвертый день проводятся «кыз-чай» – вечер у невесты и «жигит-базми» – вечер в доме близкого друга жениха. На первый приходят только девушки – подружки невесты, а к жениху, соответственно, только парни. Происходит прощание с прошлой жизнью и проводы в супружескую жизнь.
В день регистрации брака начинается «той». Утром – для мужчин, днем – для женщин. Пиры, как и прежде, проводятся раздельно – в домах жениха и невесты. Последние ступени свадебного торжества – «чирлак» – знакомство родственников молодых и «адых-чай» – чай-отдых. Но и на этом длительная церемония свадьбы еще не заканчивается, и молодожены обязаны в течении долгого времени посещать дома родственников для «салама» (поклона), которые устраивают в их честь своеобразные маленькие торжества.
Еще один старинный обычай – машряп – вечера отдыха, которые обычно начинаются поздней осенью и продолжаются до весны, собирая в своем кругу мужчин одного возраста, проживающих в одном районе или селе. Участников таких собраний называют «отуз-огул» – «30 джигитов». Машряп – это своего рода школа этического и эстетического воспитания, она выявляет людей, одаренных музыкальными или поэтическими способностями.
В самом начале собрания его участниками избирается глава – жегит-беши, который имеет право назначать музыканта, танцора, повара. Машряпы сопровождаются пением народных песен, мукамов, общими танцами. Но здесь не только отдыхают и веселятся. Каждый участник таких встреч может почерпнуть для себя что-то полезное. Может быть, именно поэтому уйгуры, встречая людей невежественных, обычно говорят «машряп кормиган», что означает «он никогда не видел машряпа».
Уйгуры – народ жизнерадостный. Причина этого, я уверен, в любви к музыке – не найти уйгурской семьи, в которой не было бы национальных инструментов или фортепьяно, гитары, мандолины. Редко какой праздник обходится без приглашения музыкантов.
Некоторые обыватели считают, что уйгуры заняты «спекуляцией» на рынках. Достойно сожаления, что нередко представление о народе складывается из отдельных фактов повседневной жизни, чаще всего отрицательных. Основная масса уйгурского населения Кыргызстана и в самом деле занята в сфере услуг, а не в материальном производстве, среди «кыргызских» уйгуров мало представителей интеллигенции. Так получилось, что приехавшие из Китая артисты, ученые по большей части осели в Ташкенте, поэты, писатели – в Алма-Ате. Но вот малочисленность национального рабочего класса объясняется иначе – тем, что уйгурские юноши и девушки не стремятся поступать в профессионально-технические училища.
Не ошибусь, если скажу, что сказывается наследие многовековых, и не всегда полезных традиций, языковой барьер (молодежь не только не знает литературного уйгурского языка, но и недостаточно хорошо владеет русским), а отсюда и низкий общеобразовательный уровень. Доля образованных женщин еще меньше. Прошлая экономическая, политическая и культурная отсталость продолжает сказываться и сегодня. Сыграло свою негативную роль и то, что прежде в ВУЗы республики принимали преимущественно молодежь коренной национальности.
Но есть причины и субъективного порядка. Мне не раз приходилось разговаривать с юношами, которые жаловались на своих родителей, запрещающих детям получать высшее образование. Отец доказывал это следующим образом: инженер с дипломом зарабатывает всего 130 рублей в месяц. Это после пяти лет обучения! Тогда как работая в столовой, человек в состоянии зарабатывать в несколько раз больше. Что ж, вполне распространенные мысли. В них нет места тревоге за духовные потребности детей, обладатели подобных взглядов не видят дальше своего носа. Но это приносит горькие плоды, многие молодые люди уйгурской национальности, окончив школу, сами не изъявляют желания продолжать учебу.
И это не единственная проблема. Известный врач Назым Камбаров озабоченно рассказывал мне о распространении знахарства, когда невежественные лекари наносят больше вреда, чем облегчают страдания доверившихся им больных. Не меньшую тревогу вызывает и «расцвет» азартных игр. Тысячи сомов выбрасываются за один вечер, обрекая семьи на скудное существование. Кроме того, это ложится тяжелым грузом на плечи женщин, чье положение и без того незавидно из-за встречающихся домостроевских пережитков.
Но я хотел бы рассказать о тех своих соплеменниках, деяния которых позволяет мне с гордостью носить имя «Уйгур». Почитаемы в народе Герои Советского Союза Дадаш Бабажанов, Сулхи Лутпуллаев и Масим Якубов; награжденный польским орденом «Золотой крест» участник партизанского движения в Польше Кахар Шарипов. На полях добросовестно трудились Герои Социалистического Труда Т. Ахунова, М. Ниязова, Р. Сеитова, К. Халиков; известно земледельческое искусство уйгурских бахчеводов в Чуйской области.
Многие зрители являются почитателями таланта известной киноактрисы Айтурган Темировой. В 1962 году вместе с родителями она приехала из СУАР во Фрунзе, а потом училась в киргизской школе-интернате. Когда Айтурган была в девятом классе, в школу пришел кинорежиссер Болот Шамшиев – он искал девушку на главную роль Халичи в фильме «Алые маки Иссык-Куля». В 1972 году на Всесоюзном кинофестивале Айтурган была названа лучшей за исполнение женской роли.
Среди писателей и поэтов, живущих в Кыргызстане, можно назвать имена М. Норузова, Ж. Касымова, А. Розиева. Но, по иронии судьбы им приходится публиковать свои книги в Алма-Ате.
Известно, что невозможно воспитывать у молодежи чувство патриотизма и дружбы народов, если она не знает прошлого своего народа, его истории и культуры. По выражению Абдураима Откура «Нация, не знающая свою историю, похожа на ребенка, не помнящего своего отца и деда». Вообще, сегодня мы становимся свидетелями того процесса, когда объектом внимания становятся малые нации и народности Кыргызстана. Впрочем, я ошибаюсь, употребив слово «малые». Нет, надо говорить «равноправные нации и народности». Так, пожалуй, будет гораздо вернее.
А. И. Нарынбаев – Доктор философских наук, профессор,
Почетный академик НАН КР,
Заслуженный деятель Кыргызстана
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов