узбечки какие они характер женщины
7 привычек узбекской женщины, которые удивят русскую
Узбечки находятся в очень зависимом положении от мужчин. И это сильно отражается на укладе их жизни.
Узбекистан был и продолжает оставаться патриархальной страной, хотя сейчас все же происходят какие-то подвижки в пользу прав женщин. Например, власти Узбекистана законодательно утвердили программы, которые должны помочь увеличить экономические возможности для женщин.
Однако на практике все не так просто и красиво как в теории. На деле рынок труда все также очень контрастен. Женщинам платят намного меньше, чем мужчинам. Кроме того, персонал в непроизводственном секторе практически полностью состоит из женщин.
Узбечки, покорившие мир своими черными, как смоль, волосами, заплетенными в мелкие косички, яркими национальными костюмами и кроткостью, находятся в очень зависимом положении от мужчин. И это сильно отражается на укладе их жизни.
1 Обращается к мужу на «вы»
Замужняя узбечка никогда не обратится к мужу на «ты». Только «вы». Также она не обращается к мужу по имени. Альтернативой служит обращение «отец моих детей», а в некоторых семьях жены часто называют своих супругов «хозяин».
2 Любая узбечка умеет хорошо готовить
С детства девочек в Узбекистане учат готовить. И речь идет не о простых блюдах, а о замысловатых национальных блюдах. В подростковом возрасте буквально каждая узбекская девчонка за пару часов сможет накрыть шикарный стол, за это же время большинство европеек или россиянок успеют сделать только пару салатов (не в обиду).
Кулинарное мастерство в Узбекистане — это вклад в успешное замужество. Отсутствие соответствующих навыков — это позор для всей семьи девушки. Аналогичное отношение распространяется на умение узбекской девушки вести быт — гладить и убирать дома.
Безусловно, это важные навыки для любой женщины. Не хотелось бы создавать впечатление, что поддержание порядка в квартире и кулинарные способности — это неприемлемые вещи для европейских женщин. Однако такое подчеркнутое ориентирование девочек с малых лет на быт, обслуживание и желание посвятить свою жизнь мужчине — явный перебор.
3 Семья невесты покупает одежду для жениха
Покупка наряда для жениха на свадебную церемонию — это обязанность семьи невесты. Более того, весь необходимый для семейной жизни домашний скарб, в том числе мебель, также приобретается за счет родителей будущей жены.
От семьи жениха требуется только жилье. Поэтому перед свадьбой родственники невесты, приглашая гостей на церемонию, сразу прописывают в пригласительных, какой подарок им нужен.
В Узбекистане, к слову, до сих пор женятся по принуждению и распространено похищение девушек. Особенно в Каракалпакии (республика в составе Узбекистана). Подобное варварское поведение позволяет сэкономить на свадьбе, так как не нужно платить ни приданное, ни оплачивать саму церемонию. Однако во многих случаях девушек похищают не по предварительному сговору, а против их воли. Даже если после случившегося ее возвращают, то она никогда не сможет восстановить свою репутацию. Поэтому узбечки часто выходят замуж за своих похитителей от безысходности.
4 Узбекская жена никогда не остается с другим мужчиной наедине
Узбекская жена пустит в дом мужчину только при условии, что она не одна. Подобное убеждение распространяется также на родственников мужского пола. Даже родной брат может услышать: «ждите хозяина». По сей день особенно на юге на любом мероприятии женщины и мужчины в Узбекистане традиционно сидят за разными столами в разных комнатах. Обслуживанием мужского дастархана (подавать блюда на стол, убирать грязную посуду) занимаются мужчины.
5 После рождения ребенка 40 дней живет у родителей
Если в России замужних женщин из роддома забирает супруг, и они вместе с новорожденным едут в свою квартиру, то в Узбекистане принято иначе. Из родильного дома узбечка на 40 дней уезжает в родительский дом. В течение этого времени, особенно если речь идет о первенце, молодую маму учат, как правильно обращаться с малышом. При этом все необходимое для новорожденного за свой счет покупает семья женщины.
Все это нужно для того, чтобы муж не наблюдал беспомощность жены в обращении с ребенком. Узбекские мужчины редко принимают участие в уходе за малолетними детьми.
6 Ничего не делает без согласования с мужем
Даже самое безобидное дело, например, покупку одежды или поход к родителям узбекская жена обязана согласовать с мужем. Не говоря уже о более серьезных решениях. Спрашивать разрешения у супруга для узбекской женщины — это совсем не зазорно. Стыдно, когда происходит наоборот.
7 Встает в присутствии мужа
Особенно если в доме находятся посторонние люди. Сколько бы муж ни входил в комнату, где находится его супруга, она будет вставать перед ним. Это считается знаком уважения, любви и демонстрацией всем присутствующим, какой высокий статус у ее мужчины.
Надеемся, мы никого не напугали подобными фактами. Хотелось бы сразу отметить, что все озвученное не значит, что все узбекские женщины испытывают дискомфорт от подобной жизни. Кого-то из них вполне устраивает такой ход вещей. У всех разные темпераменты, поэтому это вполне нормально, что приемлемое для одного человека выглядит совершенно диким в глазах другого.
Мы никого не осуждаем, а просто подмечаем особенности.
Страшная правда об Узбекистане: традиции, менталитет и отношение к женщинам
Пользовательница Пикабу под ником Alfiel выложила пост о жизни в Узбекистане. Девушка честно рассказала о минусах своей страны — жестоком отношении к женщинам, странных традициях, лицемерном менталитете и многом другом.
К удивлению, на этот раз мнения комментаторов не разделились — почти все согласились со словами узбечки.И это пугает больше всего.
По словам автора, коренные жители Узбекистана сильно отличаются от русских, татар, украинцев, корейцев и представителей других национальностей, которые живут на территории страны. Главное отличие — это устаревшие традиции. Девушка утверждает, что многие узбеки живут «на уровне Средневековья». Это выражается в их отношении к сексу, к работе, к институту семьи, абсолютно во всем… Из основных минусов автор выделила следующее.
Менталитет
По словам девушки, все узбеки очень лицемерные и показушные. Все носят маски приветливых, вежливых и добрых людей, но при этом никогда не скажут правды в лицо. В одиночку ведут себя очень нагло, собравшись с «братьями» — еще хуже. Они могут нарушать правила на дорогах, ехать на красный, приставать к девушкам прямо на улице или отпускать сальные шуточки в офисе на работе, но когда дойдет дело до выяснения отношений, в драку узбек никогда не полезет — только если не будет уверен, что его соперник физически слабее.
Общественное мнение
Здесь общественное мнение (друзей, родственников, соседей, кого угодно) играет едва ли не решающую роль. Именно поэтому в Узбекистане так мало разводов. Для местных эта процедура представляет собой целую череду унижений и оскорблений. Им проще терпеть плохое отношение в семье, но сохранить ее, иначе «соседи будут обсуждать», «а что скажут люди» и так далее.
Родители
Для молодых людей их родители — это почти что боги. Они решают, где им учиться, работать, на ком жениться и когда заводить детей. Если родители скажут «бросай невестку, она нам не подходит», парень обязательно последует их совету. Лишь единицы решаются пойти против родительского слова и встать на сторону жены.
Брак и свадьба
Этой теме можно было бы посвятить отдельную статью… Судя по словам авторам и по комментариям других пользователей, брак — это ключевое событие в жизни жителя Узбекистана. В 95% случаев заключаются они по предварительному договору родителей. Если отец и мать решат, что их сын созрел для семейной жизни, уже через пару месяцев ему найдут невесту, и в том же году он женится.
Подходящую кандидатуру рассматривают среди дочерей знакомых и друзей. При этом для девушек действует строгий «фейсконтроль» — чтобы была не толстая, не слишком высокая, но и не низкая, со светлым цветом кожи (признак аристократии), большеглазая и с красивыми длинными волосами. Остальные кандидатки не пройдут.
Девушка, которой «выпадает честь» стать чьей-то женой, обычно просто соглашается, ведь «родители уже все решили». После этого устраивают саму свадьбу — пышное торжество с сотнями приглашенных! Обычно на него копят десятилетиями.
Секс до брака
Еще одно обязательное требование к невесте это девственность. В Узбекистане женщина не имеет права начинать половую жизнь до того, как вступит в брак — за это ее заклеймят. А вот парни-узбеки обычно заводят отношения с представительницами других национальностей и практикуют свои интимные навыки с ними задолго до свадьбы с «той единственной». Но даже вступив в брак, они продолжают «ходить налево», спокойно могут жить на 2–3 семьи и строить любовь на стороне, пока законная жена будет сидеть дома и обслуживать их родителей.
Женщины
Это, пожалуй, самая больная тема. Как вы уже поняли, женщин в Узбекистане, мягко говоря, не уважают и практически считают людьми второго сорта.
Это удивляет и пугает одновременно, но 90% комментаторов согласились с автором:
А что вы думаете по этому поводу? Приходилось ли вам когда-нибудь бывать в Узбекистане? Какими наблюдениями можете поделиться?
Источник
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
6 мудрых правил жизни от узбекских жен
Мы помним, как один из наших пользователей захотел в жены узбечку, считая ее мягкой и покладистой, верной и домовитой. Теперь пусть узнает, что это значит на самом деле.
Ева (@l.a.d.y.e.v.a)
Заботиться о женщинах
Семья — одна из важнейших ценностей узбекского народа. Еще с тех времен, когда было разрешено многоженство, считалось, что если женщина плохо одета или болеет, значит, у нее плохой муж. И на сегодняшний день в большинстве семей супруг очень бережно относится к своим жене и детям. Мои фото смотри в галерее.
Доверять все финансовые вопросы мужчинам
Во многих узбекских семьях женщины — домохозяйки. Они целыми днями занимаются устройством дома, приготовлением еды. Они восхитительно пекут, готовят на ужин множество яств, встречая мужа и свекра с работы чуть ли не праздничным столом ежедневно. В норме этим занимаются несколько женщин: снохи (келинки), свекровь и ее дочки.
Но есть семьи, где, к примеру, нет дочерей или свекровь слишком увлекается ролью командира. Тогда все взваливается на хрупкие плечи одной женщины — снохи. И даже если она работает, с нее не снимаются обязанности по дому. Супруг же решает все финансовые вопросы, полностью обеспечивает семью. Отдых семьи и все ремонтно-строительные вопросы тоже на нем. Как говорится, мужчина — добытчик. Есть и семьи, где обязанности распределяются между домочадцами. Но таких, к сожалению, немного.
Жить по соседству
Узбекская семья — это не муж, жена и дети, а целый род под одной крышей (хотя и такое встречается уже не всегда, квартиры внесли свои коррективы). Здесь норма жить с родителями, а еще с бабушками и дедушками, порой и с прабабушками и прадедушками. Это могут быть разные дома в одном дворе или разные дворы на одной улице, даже квартиры в одном доме. Но обязательно рядом, в шаговой доступности, потому что семья. Для многих это покажется странным, дикими пережитками средневековья, а я восхищаюсь такой сплоченностью. Ведь она позволяет быть больше и сильнее, быть всем вместе, всегда рядом.
Шахзода (@mama.doda)
Принимать выбор родни
Подход к выбору спутника жизни в Узбекистане — весьма основательное и всестороннее мероприятие, в котором участвует абсолютно все окружение будущей пары. По-узбекски это идеально характеризуется словом «суриштириш» — наведение справок. Как только парень решает жениться, то в первую очередь спрашивают, есть ли та, кто ему по сердцу. Если таковой пока нет, женщины его семьи начинают расспрашивать свое окружение о подходящих ему девушках. Мои фото в галерее.
Идеально подходящей парой считаются молодые люди из семей со схожими корнями (желательно из одного города), воспитанием, мировоззрением, образованием. Также через знакомых, соседей выяснятся такие моменты, как наследственные заболевания, насколько благополучна семья, какая у них репутация в обществе. Если сторону потенциального жениха все устраивает, начинают расспрашивать уже о самой девушке, ее характере, увлечениях и просят у ее семьи ее фотографию или же находят страничку в соцсетях, для того чтобы показать ее парню. Причем поведение и личные качества девушки для жениха часто важнее ее внешности.
Если девушка пришлась по душе, то сторона жениха идет в дом потенциальной невесты, для того чтобы договорится о свидании для молодых — так они смогут пообщаться и принять решение. А теперь наступает момент для наведения справок со стороны семьи невесты. Окончательный выбор всегда за невестой и ее семьей. После чего старшие в роду садятся за стол, договариваются об условиях свадьбы и обсуждают прочие нюансы последующей жизни.
В последние годы встречается и огромное количество узбекских супругов, которые изначально женились по взаимной любви, о чем они сообщали своим родным, а те, наведя справки друг о друге, в последующем договаривались о будущей свадьбе между молодыми.
Не тянуть со свадьбой
Я воспитываясь в довольно современной семье, где огромное значение придается образованию и широкому кругозору. И все же вышла замуж в 20 лет за первого свата, который пришел в дом, так как мы идеально подходили друг другу, словно предназначенные судьбой. На первом свидании мы приглянулись друг другу, на втором я получила предложение руки и сердца, а наше третье свидание стало нашей помолвкой — «фотиха туй», — на которой проводят обряд «нон синдириш» — разламывание лепешек. Это показывает, что стороны сговорились о будущей свадьбе.
Только после помолвки считается приличным выходить на свидания с будущим женихом. Дату свадьбы обычно назначают через несколько месяцев после помолвки. Наше торжество случилось через шесть месяцев после знакомства, абсолютно все были уверены, что это свадьба по любви. Живем в согласии вот уже семь лет и воспитываем трех прекрасных дочерей.
Уважать старших
Узбеки вступают в брак в молодом возрасте (большинство до 25 лет) и, как правило, приводят в дом жену, где также проживают родители и более старшее поколение, и первое время очень большое значение имеет влияние старших в роду. Они дают мудрые советы молодым и помогают решать первые споры между ними. Почитание старших и учтивость выражаются в обращении на «вы» к старшим. Старших принято уважать и почитать, а младших оберегать и защищать. Невесту принимают в новый дом с уважением: считается правильным относиться к ней как к собственной дочери, а ей — относиться к свекру и свекрови с тем же почетом, как и к родным родителям.
Читай умопомрачительные любовные истории:
«Эмоционально ты будешь подавлена» Помолвка на третьем свидании, повиновение жениху и скорые роды: как выдают замуж узбекских девушек
В Узбекистане, как и в любой другой мусульманской стране, даже в 2021 году все решают традиции. Особенно когда дело касается такого важного события, как свадьба. Если для жениха торжество заключается в трехдневной череде развлекательных мероприятий, то для невесты оно чаще всего оборачивается жутким стрессом. Ведь девушка должна непременно быть невинной и скромной, во всем подчиняться будущему мужу, нравиться его родственникам, а главное — в ближайшем будущем обеспечить семье огромное потомство. «Лента.ру» разбиралась, что происходило на узбекских свадьбах, одна из которых состоялась в центре города, а другая — в глухой деревне.
Деталями местных обычаев и личными историями с «Лентой.ру» поделились узбекские жены. Имена героинь по их просьбе изменены
«Главное, чтобы все прошло феерично»
Наргиз, 25 лет
Если молодому человеку пора жениться, а невесты у него еще нет, его мать ходит по своим знакомым и узнает, у кого есть дочь на выданье. Женщины встречаются, знакомятся, устно представляют сына матери невесты: «Какой хороший! Не курит, не пьет, зарабатывает миллионы». Говорят только хорошее, никто ж не будет выдавать своего сына, правильно? Если, по мнению матерей, молодые друг другу подходят, то жених приходит к невесте в тот же день при свидетелях. Если он ей не понравится — все опять по кругу.
Но в современном мире молодые обычно знакомятся до свадьбы. Они могут учиться в одной школе или институте. Вот, например, где-то они встретились, полюбили друг друга, повстречались на нейтральной территории, и дело дошло до свадьбы. В назначенный день жених посылает сватов к своей возлюбленной. Дома гостей встречают все родственницы девушки, кому не лень: мама, бабушка, тетя, свояченицы.
Женщинам из семьи невесты делают дорогие подарки: одежду, обувь, духи, ткани. После этих ритуалов, если что-то пришлось не по душе, еще можно расстаться. Затем помолвка — вот тут уже назад пути нет. Приходят женщины и мужчины — все сидят в разных залах, обговаривают детали свадьбы, обмениваются подарками.
Невеста отправляет свои вещи в дом жениха. С ее стороны приходят представители и делают ремонт в спальне, зале — в общем, в тех комнатах, где позволит жених. Они обставляют дом мебелью, посудой, заполняют шкафы одеждой.
Затем свадьба. До пандемии празднования были грандиозные, сейчас — намного спокойнее, практичнее. Люди наконец-таки начали думать головой. Раньше главное было, чтобы все прошло феерично. Есть еще такой момент — так как все расходы на свадьбу берет на себя жених, невесте дается ограниченное количество мест: она не может позвать на праздник всех мужчин из своей семьи.
Перед свадьбой отец невесты раздает плов — цивильно, в ресторане. Количество плова зависит от числа гостей — готовится минимум 50 килограммов. Раньше это можно было сделать и дома, но сейчас никто не хочет готовить, а потом убираться. Этим действом отец оповещает, что выдает свою дочь замуж. Затем устраивается свадьба — с танцами и артистами.
В первую ночь жених и невеста не спят вместе, никакого «18+». На следующий день жениха забирают его друзья, а невеста весь день сидит в комнате и не выходит. Ей заносят еду и напитки, можно выходить только по нужде. Вечером, после четвертого намаза, с afterparty, как говорится, приходит жених, и они разговаривают.
На следующий день невеста встречается со своими родственниками, в основном с женщинами, в новом образе жены. Она приходит в самых нежных одеяниях, национальных платьях и платках. Все должно быть идеально — от носков до макушки. Она делает поклон каждому гостю, в конце здоровается со свекровью. Свекровь, держа во рту кусочек сахара, передает его в уста своей невестки: этим она желает молодоженам сладкой жизни и показывает, что они нашли общий язык. Затем она дарит невестке золотое украшение: цепь или браслет.
На третий-четвертый день проводятся посиделки у женщин, они пьют чай из рук невесты, обсуждают великолепную свадьбу и ее новый уютный дом.
«Забеременеть надо в течение месяца после свадьбы»
Адиля, 23 года, сыграла свадьбу в Ташкенте
Вышла я замуж в 22 года. Познакомилась с будущим мужем через сватов, а если быть точной — его мама, моя свекровь, позвонила моей матери и взяла разрешение для своего сына встретиться со мной и познакомиться ближе.
Мы понравились друг другу. Спустя полгода он сделал мне предложение руки и сердца на свадьбе моей однокурсницы. Мне повезло: никто насильно не заставлял выходить замуж за первого встречного или, как у нас обычно принято, за сына папиного друга из обеспеченной семьи.
Она обязана согласиться, ведь так часто ходить на свидания неприлично. Тем более узбеки не любят тянуть с такими вещами, как помолвка, свадьба и рождение ребенка. Забеременеть, кстати, надо сразу через месяц или два после свадьбы, а то, не дай бог, соседи начнут обсуждать, что у жениха или невесты какие-то проблемы с зачатием.
Свадьба в Узбекистане — масштабный праздник. Начиная прямо с помолвки. В этот день сторона жениха приходит домой к невесте и дарит ей что-то обязательно белое — платок, скатерть, полотенце. Мне подарили нежное белое платье.
Перед узбекской свадьбой проводится обряд: за столом собираются родственники с обеих сторон. Лепешку ломают на много частей — куски раздают каждому в знак того, что семьям придется породниться.
Еще одно событие — фатиха туй — является своеобразной репетицией свадьбы. Здесь начинается обмен подарками. Сторона жениха сундуками привозит подарки для невесты (одежда, туфли, шуба — в зависимости от бюджета семьи — драгоценности, маленькие коробки со сладостями). Мы решили, что каждый будет покупать себе одежду и обувь сам, чтобы не ошибиться с размерами, да и вкус у всех разный, может не понравиться.
К нам домой тогда приехали все мои родственники и мужчины со стороны жениха, мы им накрыли стол отдельно, в другой части дома, где они сидели с моим отцом, дедушкой и дядями. Эта встреча назначается специально, чтобы обсудить дату свадьбы, калым, а также сколько мест дают для родственников невесты. Всю финансовую часть и организацию свадьбы взял на себя мой супруг. Свадебное платье он тоже мне выбрал сам.
За месяц до свадьбы к нам домой приехал домла (священник) и брат моего супруга с другом как два свидетеля для обряда никях (венчание). У меня был один свидетель — это жена моего дяди. Мы обе надели платки, так как возле домлы нужно находиться с покрытой головой по религиозным соображениям.
Они вышли из машин и, пританцовывая, пошли к моему дому. По традиции, жених зашел в дом, где для него и друзей уже накрыли стол. Когда мужчинам принесли плов, жених начал кормить своих неженатых друзей из своих рук, а они загадывали желание тоже жениться в этом году.
В этот момент ко мне в комнату тоже принесли плов, и я совершила тот же обряд с незамужними подругами. Затем пришел жених и пригласил меня на фотосессию. Ровно в шесть часов вечера мы приехали в зал торжеств, где нас ждали родственники. Общее количество гостей на нашей свадьбе было 300 человек. Из них было только 100 с моей стороны, остальные — мужа. Около 10 часов вечера мы поехали в дом мужа.
Брачная ночь произошла через день: в ночь после свадьбы мы с мужем вырубились от усталости. На следующее утро, ближе к семи-восьми часам, провели еще один обряд — келин салом. Пришли в гости мои родственники, и снова начался обмен подарками: золотом и украшениями. Здесь больше подарков получила я, так как была невестой.
Ближе к вечеру мой муж встретился с друзьями, чтобы снова поесть плов, но уже с козьим мясом. Есть поверье, что после него мужчина становится более плодовитым. Со мной остались две мои тети, которые объяснили мне все правила брачной ночи. После полового акта, как бы это ни было аморально, у нас до сих пор важно показать родственникам мужа кровь на постельном белье. Мою кровь тоже показали, чтобы они были уверены, что я девственница.
Вообще, быть в роли невесты в узбекской семье морально очень тяжело. Ты находишься в новом месте, тебя окружают новые люди, и с первых дней на тебя столько всего взваливают, что эмоционально ты будешь подавлена. В некоторых семьях заставляют вставать в четыре или шесть утра, выходить подметать улицы, готовить завтраки. К счастью, мне повезло, ко мне отнеслись с пониманием.
Российский фотограф Павел Афанасьев стал гостем на свадьбе в узбекском кишлаке Чукур и поделился своими впечатлениями с «Лентой.ру»
Этого места нет на Google-картах
По западным отрогам Зеравшанского горного хребта пролегает кратчайший путь, соединяющий древние города Самарканд и Шахрисабз. На высоте 1650 метров над уровнем моря эта дорога настолько узка, извилиста и во многих местах опасна, что движение по ней автобусов и минивэнов запрещено. Но вместе с тем это одна из самых красивых дорог Узбекистана.
При ясной погоде с нее открываются фантастические виды на лежащий окрест горный массив. Но в середине ноября значительная часть пути покрыта таким густым туманом, что приближающуюся машину можно заметить только по дальнему свету фар или пронзительному сигналу, когда она находится уже в паре метров от тебя.
Материалы по теме
«Я плакала всю дорогу»
«У нас девушке в приданое покупают спальню»
На расстоянии примерно 80 километров южнее Самарканда, в стороне от дороги через хлопковые поля можно увидеть множество беспорядочно разбросанных глинобитных строений. Это кишлак Чукур. Его не найдешь на Google-картах: есть другое место с таким же названием севернее Самарканда, а этого нет. Хотя он не так уж и мал — около тысячи домов, а это уже несколько тысяч человек (семьи в сельских районах страны многочисленны).
Сколько лет он стоит на этом месте, не знают даже местные жители. Один из них, весьма уважаемый в этих местах фотограф по имени Садек, на минуту задумался, а потом, махнув рукой в сторону старой мечети, сказал: «Она еще при моем прадеде была. А до него, говорят, уже 500 лет стояла. Выходит — кишлаку лет 700, не меньше». Для Узбекистана это не так уж и много — ведь история Самарканда и Шахрисабза насчитывает более 2700 лет.
Были забиты две из трех имевшихся в хозяйстве коров
Идея поездки возникла неожиданно. Исроэл Элмурадов, житель Чукура, тихий, слегка застенчивый человек лет шестидесяти, несколько лет строил под Москвой дом моему другу. За это время они настолько сдружились, что Исроэл пригласил его на свадьбу своего старшего сына Максуда.
В Узбекистане ноябрь — месяц свадеб. В это время тысячи мужчин, уехавших весной на работу в Россию, возвращаются домой. За несколько месяцев они в состоянии заработать немалые по местным меркам деньги, чтобы обеспечить свои семьи до следующего сезона, открыть собственное дело или сыграть свадьбу.
В любом обществе свадьба — дело затратное и хлопотное. Но в такой небогатой стране, как Узбекистан, это чувствуется особенно остро. И тем не менее любая семья здесь старается не ударить в грязь лицом: вековые, тысячелетние традиции не позволяют.
Приготовления начинаются затемно. В три часа утра мужчины собираются во дворе дома жениха и начинают готовить плов. Утренний плов — обязательная и крайне важная часть традиции. Во дворе установлены два больших очага, на которые сверху ставят огромные казаны. Женщин рядом нет. За разговорами время проходит быстро, наступает рассвет. Плов готов. Мужчины складывают руки для молитвы, звучит протяжное: «Бисмиллях Ир-рахман Ир-рахим» (во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного).
В доме Исроэла на приготовление плова ушло 225 килограммов риса и были забиты две из трех имевшихся в хозяйстве коров. На мой вопрос, как можно было решиться на такие расходы, последовал ответ: «Ничего, последняя корова скоро отелится. Все хорошо будет».
Все события этого утра разворачиваются на картофельном поле
Гостей было приглашено около 400 человек. По восточным меркам это не очень много. Но каждого нужно угостить горячим, пропитанным ароматом специй пловом и, конечно же, напоить душистым зеленым чаем с горными травами. Десятки видавших виды небольших чайничков занимают свое место на столе, покрытом каплями утренней росы. Законы гостеприимства остаются незыблемыми на этой древней земле.
Несмотря на наши просьбы дать поспать еще немного после насыщенного событиями предыдущего дня, нас с Романом разбудили около половины седьмого: утренний плов ни в коем случае нельзя пропустить! Справедливости ради надо сказать, что за три дня в Чукуре всего два раза нам отказали в том, о чем мы просили. Это был первый.
К семи утра появляются первые гости. Они по очереди подходят к Исроэлу, обнимают его и как бы незаметно кладут в руку небольшую сумму денег — в среднем около 20 российских рублей. Всех свадебных расходов эти подношения, конечно, не компенсируют. Внешний вид большинства приглашенных совсем не праздничный: посидев за столом 20-30 минут, гости расходятся по своим делам.
За первой партией приходят следующие — и так все приглашенные мужчины. Все это время женщин совсем не видно. Они ждут своей очереди — когда никого из мужчин во дворе не останется, столы будут снова накрыты только для них.
— А как проходит праздник у женщин? Так же спокойно?
— Нет, что ты! Весело! Поют, танцуют. Очень весело празднуют!
— А можно остаться посмотреть?
— Нет, дорогой. Никак нельзя. Женщины должны быть одни.
Это был второй и последний раз, когда нам отказали в просьбе.
Подливают снова и снова
Несколько десятков гостей располагаются под вместительным тентом, установленным прямо на бывших картофельных грядках. Его не один час собирали несколько человек. Сдача в аренду таких тентов и мебели в ярких чехлах — весьма прибыльный бизнес в это время года. Небольшой стол накрыли и для местной детворы, от самых маленьких и до подростков. Здесь, судя по двум розовым шапочкам, гендерный принцип соблюдался не столь строго.
Отдельно от всех на свежем воздухе под открытым небом поставили стол для самых уважаемых гостей: родного брата хозяина дома, старейшин кишлака и нас с Романом. Свежайший плов с желтой морковью, нутом, черным перцем, зирой и нежнейшим мясом. Горячая мягкая лепешка. Необыкновенно сладкие дыня, арбуз, виноград и хурма. Множество маленьких тарелочек с нутом, корейской морковкой и бог весть чем еще. И, конечно, потрясающе вкусный зеленый чай, который самым дорогим гостям здесь наливают только на два-три маленьких глотка, чтобы успеть выпить его, пока горячий. А потом подливают снова и снова.