узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов

Урок «Русский пряник» /по ФГОС/

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: «Р у с с к и й п р я н и к»

Тип урока: урок изучения нового материала

Пачина И.И. учитель изобразительного искусства

МОУ СОШ № 94 с углубленным изучением отдельных предметов

Цель : познакомить учащихся с новым видом народного творчества – пряничным производством, традициями и обычаями предков; создать эскиз русского пряника.

· формировать художественно – графические умения в передаче декоративного образа (сказочных птиц, животных, рыб);

· познакомить учащихся с историей пряничного дела на Руси; выявить особенности разных видов пряников;

· научить украшать силуэт пряника, используя элементы орнаментальной росписи: линии, мазки, точки, кружочки, завитки;

· совершенствовать навыки работы кистью (концом кисти, всем ворсом, примакиванием, тычком);

· развивать творческое воображение учащихся, фантазию;

· воспитывать эстетический вкус, интерес к декоративной работе.

Методы обучения : объяснительно – иллюстративный (беседа, рассказ, демонстрация наглядных пособий);

практический (практическая работа творческого характера).

Организационно – дидактическое обеспечение:

Для учителя: образцы современных пряников, рисунки и фотографии русских пряников, шаблоны пряников.

Для учащихся: гуашевые краски, кисти, палитра, баночка для воды, альбомный лист, карандаш.

Музыкальный ряд: русские народные мелодии.

Литературный ряд: стихи.

Планируемые результаты обучения:

Предметные : проявлять интерес к художественным традициям своего народа;

приобретут практические умения и навыки в изобразительной деятельности.

Метапредметны е: видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; проявляют желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активно используют язык изобразительного искусства.

Регулятивные : контролировать и корректировать свои действия в соответствии с конкретными условиями; адекватно воспринимать информацию учителя и товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке.

Личностные : эмоционально воспринимать изделия декоративно- прикладного искусства;

применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности.

I . Мотивирование к учебной деятельности

Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку.

Прозвенел и смолк звонок,

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

Учиться будем рисовать.

-Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку изобразительного искусства?

Самооценка готовности к уроку.

II . Постановка цели урока.

-Как вы думаете, почему мы начали урок со стихотворения про пряники?

— Правильно, тема нашего урока «Русский пряник».

Сегодня мы узнаем о пряничном производстве, о видах пряников и научимся выполнять эскиз русского пряника.

Учащийся читает стихотворение.

-Тема нашего урока «Пряник».

III . Усвоение новых знаний и способов действий.

1 Беседа по теме «Русский пряник».

Пряники изготавливали на Руси с древнейших времен.

-Как вы думаете, в будни или праздники россияне угощались пряниками?

Пряники дарили ко дню рождения, в знак уважения, любви.

Пряники, которые дарили в «почесть», часто делали по специальному заказу очень большими. На таких пряниках длиной до метра нередко указывали имя того человека, которому преподносили пряник.

Некоторые из них были так велики, что весили по несколько пудов. Чтобы такой подарок доставить по назначению, его везли на санях, а иногда на двух. Свадебные обряды, дни новоселья, приношения в прощеное воскресенье и дни именин имели в старину теснейшую обрядовую связь с нарядными пряниками.

-Ребята, любите ли вы пряники?

-А знаете ли вы, почему это лакомство назвали «пряником»?

Ответить сможете, если будете внимательны на уроке.

-Ребята, какие древние русские города вы знаете?

-Как вы думаете, в каких городах мог развиться пряничный промысел?

Особенно славились пряничным производством в России города Архангельск, Тула, Тверь, Городец, Москва.

Технология пряничного производства была разнообразной. Пряники были печатные, лепные и вырезные.

-Ребята, давайте запишем в тетрадь виды пряников.

Домашним заданием было найти информацию о видах пряников.

На прошлом уроке мы сформировали микрогруппы для выполнения заданий.

И, сейчас, проверим, как они справились.

Первая группа расскажет нам о печатных пряниках.

Печатные пряники делались при помощи деревянных форм. Эти формы вырезались из твердых пород дерева, чаще всего из груши, березы и назывались пряничными досками.

Доска с рельефно углубленным узором накладывалась на тесто, и изображение отпечатывалось на нем. Рисунки, вырезанные на досках, очень разнообразны. Часто делали пряники с досок, на которых были вырезаны различные фигуры, узоры и надписи: «Пряник кушать добрым людям во здравие и в честь», «Сей пряник с медом, с перцем, с духами».

Пряники всегда были лакомством. Их пекли в виде животных, птичек, рыб, ангелочков, домиков и т.д.

Изделия пекарей были созданы в соавторстве с резчиками досок.

С лепным пряником нас познакомит вторая группа.

Лепные пряники были распространенны более всего на Севере. Их делали не при помощи форм, а лепили руками, иногда даже не из теста, а из простого хлеба.

Из – под рук безвестных крестьянских скульпторов появлялись лошадки, птички, олени. Лепные пряники были объемными и из жгутиков. На Севере эти фигурки назывались «козули».

-Что же необходимо добавить в тесто, чтобы пряники, стали ароматными?

Слово пряник происходит от слова «пряности», т.е. «сухие духи». Семена душистых трав: имбиря, корицы, гвоздики, душистого перца – все это добавляли в тесто.

Третья группа расскажет нам о фигурных вырезных пряниках.

Вырезные пряники делались при помощи металлических форм, которые как бы контуром обводили изображения на тесте. Большие подарочные пряники изготовляли самые искусные мастера вручную, ножом обводя их контур. Эти пряники, обычно сделанные из темного медового теста, обильно украшались затейливыми узорами из белой и цветной сахарной глазури и даже покрывались специальной позолотой. Красочные пряники (фигурки птиц, животных, рыб, домики и т.д.) пекут к новогоднему празднику мастерицы русского Севера. Такими пряниками не только угощают детвору, но и украшают праздничную елку. Вкусные елочные игрушки доставляют много радости детям и взрослым.

-Вы ребята молодцы, каждая группа постаралась, нашли очень интересную информацию о видах пряников.

-Как вы думаете, какие пряники считались самыми красивыми?

— Какие пряники изготавливали при помощи металлических форм?

Формы пряников выполняли из узких полосок листовой стали.

Искусство изготовления пряников не умерло, оно продолжает жить и в наши дни. Традиции отцов и дедов сохранились.

Выпускаются печатные пряники в Туле.

-Как делается тульский пряник?

Не забыли о древнем искусстве и московские пряничники, один из комбинатов выпускает печатные пряники с изображением Московского Кремля.

Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
Поочередно касаемся головы, рук, ног.

2 Формирование практических умений.

Форма и украшение вырезного пряника.

Выполнение эскиза русского пряника.

-Ребята, какие зимние народные праздники вы знаете?

Накануне Нового года крестьяне многих русских деревень справляли «коляды». Этот народный праздник был как бы отголоском древних земледельческих празднеств в честь духов предков. К этому дню всегда пекли фигурные пряники в виде птичек, которые так и называли «коляды».

Сегодня мы выполним эскиз русского пряника.

-Давайте вспомним, что такое эскиз?

Учитель раздает шаблоны силуэтов пряников (фигурки сказочных птиц, животных, рыб).

-Как правильно обвести шаблон пряника на альбомный лист?

-Каким цветом выполним фон фигурного пряника?

-А теперь вы должны украсить свой силуэт фигурного пряника орнаментом, сразу кистью, без предваритель-ного линейного рисунка.

Прежде чем расписать пряник, давайте вспомним, что такое орнамент?

-Какие характерные детали можно передать в декоративном силуэте фигурного пряника?

Большую часть поверхности пряника нужно украсить узорами.

-Какими элементами можно украсить пряник?

-Какие краски украсят ваши пряники?

-Каким цветом лучше обвести силуэт пряника?

-Какие приемы работы с кистью будем использовать в работе?

-А, сейчас ребята, я попрошу вас представить себя народными мастерами- пряничниками и выполнить свой эскиз русского пряника.

Источник

Конспект урока Конспект урока № 16 по предмету «Изобразительное искусство» для 2-го класса. Тема урока: «Печатный пряник с ярмарки».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока № 16 по предмету

«Изобразительное искусство» для 2-го класса.

Тема урока: «Печатный пряник с ярмарки».

Народный промысел; ярмарка; подарок; сувенир; пряник; лепной пряник; вырезной (силуэтный) пряник; печатный пряник; печатная доска; глазурь; пряничник; стилизация; символ; орнамент; традиции; обряд; козуля.

Орнамент – это узор, построенный на чередовании в определённом порядке каких- либо декоративных элементов.

Пряник — мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального теста; для вкуса могут добавляться мёд, орехи, изюм, фруктовое или ягодное повидло, пряности. Пряники были печатные, лепные и вырезные.

Стилизация – это декоративное обобщение и подчёркивание особенностей формы предмета.

Традиция — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение навыки, правила, обычаи.

Ярмарка — регулярно устраиваемый в одном месте и в одно время большой торг с увеселениями, развлечениями.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Жизнь наших предков была тесно связана с обычаями и обрядами, с природой и трудом. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Об одной из них и поговорим сегодня.

Пряники изготавливали на Руси с древнейших времён. Первые пряники на Руси, назывались “медовым хлебом”.

Как вы думаете, в будни или праздники россияне угощались пряниками?

Это было конечно праздничное угощение. Пряники дарили ко дню рождения, в знак уважения и любви. Мастеров, кто делал пряники, называли «пряничниками».

В каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам, а секреты изготовления передавались из поколения в поколение.

Особенно славились пряничным производством в России города Архангельск, Тула, Тверь, Городец, Москва.

Технология пряничного производства была разнообразной. Пряники были печатные, лепные и вырезные.

Самые замечательные силуэтные пряники под названием «козули» выпекали и выпекают до сих пор в Архангельске. Красочные пряники в виде птиц, животных, рыб пеклись к новогоднему празднику. Такими пряниками не только угощали детвору, но и украшали праздничную ёлку.

Темы изобразительных сюжетов были самые разнообразные:

• с изображениями древних образов.

Традиционными были образы животных и особенно коня и птицы. Конь являлся символом солнца, птица – символом весны, образом души.

Самыми известными считаются тульские печатные пряники, но и в таких городах России не забыли пряничное производство: Покров, Тула, Вязьма, Архангельск, Городец.

Пряники, как любые изделия в народном декоративно-прикладном искусстве создаются, как правило, на основе стилизации реальных природных форм: ёлочка, цветок, птичка, человек или животное. Давайте вспомним, что такое стилизация формы предмета. Стилизация – это декоративное обобщение и подчёркивание особенностей формы предмета.

Почему так нарядно украшались пряники? Это связано с тем, что им отводилась важная роль в обрядах. Свадьба, переезд в новый дом, рождение детей, народные гуляния – всё это имело тесную связь нарядными печатными пряниками. Пряники были обязательным украшением стола любого торжества, их выставляли в окна, ими щедро одаривали колядующих, особенно детей.

В сюжетах городских пряников смешались мотивы языческой мифологии и картинки русской жизни.

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

2. Попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.

3. Затем запишите верный ответ и проверьте себя.

Разбор типового тренировочного задания:

Соедините изображение печатных досок с названием «Пряничные доски», а изображение печатных пряников с названием «Печатные пряники».

Разбор типового контрольного задания:

Разгадайте ребус. Этот город славится своими печатными пряниками.

Правильный ответ: Тула.

Список обязательной и дополнительной литературы для углублённого изучения темы:

Авторские программы по изобразительному искусству:

Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 175 с.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 2 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 64 с.

• Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva) (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Презентация по изобразительному искусству на тему «Вышивка» 5 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. presentation bg. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов фото. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов-presentation bg. картинка узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. картинка presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель: Рассмотрение основ вышивки, как вида декоративно-прикладного искусства Задачи: Изучить информацию о вышивке, ее историю, а так же ее основные орнаменты. Выполнить рисунок полотенца с вышивкой с использованием основных орнаментов.

Виды ремёсел: 1 2 3 4

Вышивание – старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех народов. русские чуваши мордва украинцы башкиры белорусы

Что оформлялось вышивкой?

История вышивки В России вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Вышивка делилась на народную и городскую.

ОРНАМЕНТ Орнамент – это узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких-либо элементов. Орнамент может быть составлен из линий, геометрических фигур, листьев, цветов, ягод, фигур зверей, птиц

Антропоморфные : Богиня Берегиня, или Мокошь, считалась покровительницей воды, хозяйства, домашнего очага и рукоделия. Основные орнаменты народной вышивки:

Основные орнаменты народной вышивки: Зооморфные : Петух – символ солнца и света Конь- воплощение божества растительности, плодородия

Растительные Основные орнаменты народной вышивки:

Способы вышивания: Крестом Гладью

Символика цвета: Красный цвет – жизнь, огонь Желтый – огонь, тепло Зеленый – радость Синий, черный – тьма, горе Голубой, серый – надежда Белый – свет, праздник Охра – земля

Выполнить рисунок полотенца с вышивкой, используя основные орнаменты Расположить лист вертикально и начать рисунок простым карандашом Нарисовать прямоугольник Провести по середине прямоугольника вертикальную и горизонтальную линию. Придумать и нарисовать свой орнамент (на следующем слайде показаны орнаменты, которые вы можете использовать) В конце и обвести всё одним или двумя фломастерами, стереть карандаш

Источники информации: https://www.promvishivka.ru/russkaya_vyshivka.htmll http://amnesia.pavelbers.com/Russkie%20remesla%20Vishivka.html http://needlework.narod.ru/history.htmll

узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. placeholder. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов фото. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов-placeholder. картинка узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. картинка placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. placeholder. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов фото. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов-placeholder. картинка узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. картинка placeholder

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. placeholder. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов фото. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов-placeholder. картинка узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. картинка placeholder

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. a loader. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов фото. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов-a loader. картинка узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. картинка a loader

Номер материала: ДБ-1314554

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. 12ca 000988a9 e32712b1. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов фото. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов-12ca 000988a9 e32712b1. картинка узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. картинка 12ca 000988a9 e32712b1

узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. placeholder. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов фото. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов-placeholder. картинка узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. картинка placeholder

Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. placeholder. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов фото. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов-placeholder. картинка узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. картинка placeholder

Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии

Время чтения: 0 минут

узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. placeholder. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов фото. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов-placeholder. картинка узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. картинка placeholder

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. placeholder. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов фото. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов-placeholder. картинка узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. картинка placeholder

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. placeholder. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов фото. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов-placeholder. картинка узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. картинка placeholder

В Ульяновской области продлили школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. placeholder. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов фото. узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов-placeholder. картинка узор построенный на чередовании в определенном порядке каких либо декоративных элементов. картинка placeholder

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Словарь по ИЗО 5 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Изобразительное искусство 5 класс.

Ритм — равномерное чередование соизмеримых элементов

Мотив – тема или идея художественного произведения.

Эскиз – предварительный набросок картины.

Этюд – вспомогательный рисунок, выполненный с натуры.

Фон – второй план картины, рельефа, орнамента.

I . ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

Декор в переводе с латинского языка означает украшать.

Декоративный – значит украшенный, нарядный.

Орнамент – ( лат. ornamentum — украшение ) – это узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких-то элементов.

Орнамент может быть составлен из линий, геометрических фигур, растений, животных и т.д.

( фигуры зверей, птиц)

Виды орнамента – ленточный, сетчатый, центрический.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками:

прямая горизонтальная линия обозначала землю;

волнистая или зигзагообразная линияводу;

вертикальные линии превращались в дождь;

Солярные символы – это знаки, которые схематично изображают солнце.
Считается, что солярные знаки оберегают человека от несчастий, поэтому украшения с солярной символикой использовали в качестве оберегов. Ими украшали посуду, одежду, и разные другие предметы быта.

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища.

Образ женской фигурки – это божество выражавшее представление о земле, была связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.

Дерево жизни – символ растительных сил земли. Вечно живой процветающей природы.

Конь олицетворял движущее по небу солнце

Крыша и верхняя часть дома связывались в народных представлениях с небом.

Солнечные знаки – символизируют полуденное солнце в зените, на конце причелины с левой стороны фронтона – утреннее восходящее, а с правой— вечернее заходящее.

Клеть – крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом связывались в народных представлениях с землей.

Доска-полотенце украшает спереди верхнюю часть избы .

Доски-причелины спускаются по краю крыши.

Фронтон – верхняя часть фасада избы.

Охлупень – это «конёк» на крыше русской избы, бревно-оберег, которым пригнетают тёс кровли. Чаще всего бревну придавали вид коня – он считался священным животным, проводником между людьми и богами.

Столешник – нарядная скатерть.

Полавошники шли под потолком, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати.

Узор — рисунок, представляющий собою сочетание линий, фигур, красок, теней.

Красный цвет в вышивке был главным, он был символом огня жизни, красоты, силы и олицетворял собой мужское начало.

Кокошник от слова «кокош»- петух, кика или кичка (утка), сорока. Образный строй головных уборов был связан н народных представлениях с небом. Свисающие нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали дождевые струи, капли росы, падающие на землю-матушку.

Обряд – это особые действия, которые наши предки совершали в определенное время года.

Цель обрядов – обратиться к силам природы. Чтобы следующий год был сытным и мирным.

II . СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

Основные цвета филимоновских игрушек :красно-малиновый, желтый и изумрудно-зеленый. Расписывают игрушки, как и раньше, куриным перышком

Основной элемент геометрического орнамента – чередующиеся радужные полосы

Формы: приземистые фигурки людей и животных кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Крепкие деревенские бабы и мужики рождают добрую усмешку: большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в бороду-лопату. Глиняные бабы с младенцами, птицами, пирогами а также конь-Полкан, или Полихан.

Основные цвета – яркие или приглушенные тона, отличаются простыми и ясными узорами.

Основные цвета – желтый и синий, малиново- красный и зеленый, черный цвет.
Яркие цвета дополняют мягкими и приглушенными: голубыми, розовыми, оранжевыми, коричневыми.

_____________________________________________________ Гжель — русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русской народной росписи, выполненный в сочетании белого и синего цвета. Родина Гжели – подмосковный регион. Своё название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы. Издавна край был богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной.

Гжельская роспись основана на мотивах растительного орнамента.

Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из цветной обожжённой глины

Отличительной особенностью майолики является многоцветная роспись.

Фаянс – разновидность керамики. Фаянсовыми называются изделия из обожжённой глины покрытые прозрачной глазурью.

Фарфор – изделия тонкой керамики из обожжённой глины, покрытые прозрачной глазурью. Фарфоровые изделия обычно звонкие, хрупкие, с просвечивающимися стенками.

Фарфоровая посуда отличается – тонкими, почти прозрачными стенками.

Кумган – сосуд для воды и вина. Такие сосуды украшали рельефными узорами и росписью.

Квасник – русский керамический сосуд для хранения и разлива кваса; имеет дисковидное тулово, часто с отверстием, широкое горло носик и ручка.

Мелкая декоративная пластика – скульптура маленьких форм изображающая. людей и животных.

Мазок – прием росписи.

Розан, купавка, бутон – главный элемент в городецкой цветочной росписи.

Импровизация – выполнение композиции росписи без предварительного рисунка (когда ее сочинения происходит в момент выполнения).

Городецкая роспись наносится на деревянные изделия.

На изделиях Городца можно увидеть: бутоны. Купавки, розаны.

В основе технологии росписи городецкого цветка лежит форма круга.

Городецкие мастера используют краски яркие, праздничные.

Цвета которые использует мастер хохломы: красный, золотой, черный

Хохломскую роспись от росписи других промыслов отличают используя мотивы «травка»

Мастера хохломы используют вид росписи под фон.

Пряник – геометрическая фигура внутри чашки или блюдца (квадрат или ромб), украшенная «травкой», ягодами, цветами.

Травка – главный хохломской узор из крупных и мелких травинок.

Кудрина – это пышный цветочно-листовой узор (листья и цветы в виде золотых завитков на красном или черном фоне)

Роспись – искусство декорирования красками какой-либо поверхностью.

Белье – выточенное или вырезанное изделие, сохраняющее нежную природную поверхность обработанного дерева.

Вапа – жидкая глина для обмазки деревянной поверхности, чтобы перекрыть в ней поры.

Жостовские подносы возникли в связи с распространением чаепития.

Жостовские подносы расписывают масляными красками.

На подготовленных фонах подносов изображение пышных букетов цветов, веток рябины, ягод.

Композиция росписи подноса зависит от формы.

Уборка – украшение борта подноса. Своеобразная рама для росписи

Замалевок – основные пятна композиции, выполненные прозрачной масляной краской.

Тенёжка – затемнение с одной стороны пятна цветом.

Бликовка – мазок, который выделяет самые светлые пятна.

Щепа – тонкая пластинка, отколотая по слою дерева.

Луб – подкорье, исподняя кора, прослойка между корой и основным стволом дерева.

Береста – верхний эластичный слой берёзовой коры.

Просечные и тиснёные узоры – ажурное резное узорочье на берестяных изделиях выполненное мастером с помощью различных инструментов способом тиснения и прорезания.

Мезенская роспись – роспись деревянных и лубяных изделий, зародившаяся в деревнях и селах на реке Мезень (на севере нашей страны). Для этой росписи характерны цветовая сдержанность и отточенная графика.

В мезенской росписи использовалась графическая техника и смешанный орнамент (с изображением природных элементов и символических)

Мастера выполняли туеса из березы.

Преимущество берестяной посуды: в ней долго хранились и не портились продукты.

В городах Древнего Египта процветали ремесла.

Древний Египет известен пирамидами.

Сфинкс – существо с телом льва и головой человека, «охраняющее» гробницы египетских фараонов.

изображение урея (кобры защитницы) и грифона.

Калазирис – узкий сарафан, плотно облегающий тело. Он держится на одной или двух бретельках и доходит до лодыжек.

Клафт ( немес) – платок, самый популярный головной убору представителей всех сословий.

Ускх – большое ожерелье из нескольких ярусов бус, символизирующее солнце.

Скарабей был символом бога утреннего солнца, катящего диск по небу так же, как жук катит навозный шарик по песку

Цвет тоже имел символическое значение:

золотисто-желтый обозначал солнце,

Одежда греет, защищает, скрывает недостатки фигуры, украшая фигуру человека, позволяет различать людей по профессиональ- ным признакам. И еще одежда становится особым знаком, знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли.

Символом императора в Древнем Китае считался дракон с лапами о пяти когтях

Кимоно – это универсальная распашная одежда.

Халат высших чиновников украшала вышивка с изображением белого журавля, распластавшего крылья и готового взлететь в пронзительную синь небес.

Символы чиновников были летящие птицы. Одежда чиновников могла быть коричневого и красного цвета.

Красный и белый символы воинов

Пион – это символ весны, знатности и богатства.

Лотос – символ лета.

Хризантема – символ осени, долголетия.

Бабочки – символ красоты и счастья.

Персики – символ бессмертия, долгожительства

Цветы персика – символ юной девушки

Дракон – символ императора.

Пояс-дай – знак социального различия у придворных привилегированных особ .

Желтый цвет – цвет золота

Красный – цвет удачи

Зеленый – здоровья и гармонии

Голубой – защита от темных сил

Парадный французский придворный наряд 17 века отличался

пышностью обилием украшений

Горгера – круглый гофрированный испанский белый воротник отделанный кружевом.

Жилет мужская одежда без рукавов

Жостокор – длинный мужской кафтан, сшитый по фигуре без воротника с короткими рукавами с карманами.

Палантин – женская накидка из меха, бархата или другой ткани.

Геральдика – наука связанная с составлением гербов

Герб служил – прежде всего военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии.

В основе всех гербов лежит три геометрические фигуры : ромб, квадрат и круг.

Верхнюю часть герба венчает – корона, а также шлем

В нижней части герб украшает лента с девизом

Геральдические фигуры – делят щит на несколько полей определенного цвета.

Цвет тоже имел символическое значение:

— желтые и белые цвета соответствовали цвету золота и серебра (металлы);

— золото считалось символом богатства и справедливости;

— червленый (темно-красный) символ любви, смелости;

Эмблема – это условное, символическое изображение какого либо понятия или идеи (например: голубь – эмблема мира.)

IV . ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Гутное стекло выдувное стекло, получаемое ручным способом. В горячем состоянии его можно тянуть, мять, лепить, резать, присоединять к нему лепные детали.

Батик искусство росписи ткани. На ткань наносили орнаменты восковой смесью, а затем ткань окрашивали в нужный цвет. Воск смывали, и на ткани оставался белый узор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *