V abc формула чего
По какой формуле вычисляется объем прямоугольного параллелепипеда?
Содержание:
Параллелепипед – многогранник, состоящий из шести четырехугольных поверхностей с попарно параллельными сторонами. Различают несколько видов параллелепипедов в зависимости от вида четырехугольников, лежащих в их основе. Рассмотрим, какими они бывают, чем отличаются. Научимся находить площадь и объем прямоугольного и наклонного параллелепипедов по известным формулам.
Прямоугольный параллелепипед
Кубоидом или прямоугольным называется шестигранный многогранник с прямоугольниками в основании. Его противоположные поверхности взаимно параллельны, а сходящиеся в одной вершине – перпендикулярны. Ребра, выходящие из одной вершины, называются измерениями.
Свойства геометрического тела:
Рассмотрим формулы объема прямоугольного параллелепипеда и его площади.
Как найти площадь параллелепипеда
Площадью называется численная характеристика плоской фигуры, показывающая, сколько квадратов со стороной, равной единице, поместятся на её поверхности. Вычисляется как сумма площадей шести поверхностей в виде прямоугольников.
где: ab, bc и ac – площади поверхностей.
Так как стороны парные, получившуюся сумму умножают на два.
Для примера, имеем тело с размерами:
a = 3, b = 4 и c = 5 см.
Полная площадь поверхности равна:
S = 2 * (3*4 + 4*5 + 5*3) = 2 * (12 + 20 +15) = 2 * (47) = 94 см.
Объем параллелепипеда
Объемом называется численная характеристика тела, отражающая занимаемое им пространство. Определяется как количество кубов со стороной единица, которое поместится в многоугольнике.
Объем прямоугольного параллелепипеда вычисляется по формуле: V = a * b * c, где
a, b, c – размеры измерений, выходящих из одной точки, или длина, ширина и высота многогранника.
Чтобы найти объем прямоугольного параллелепипеда по приведенной формуле, в нее подставляют размеры граней многоугольника, например:
Измеряется в кубических единицах – сантиметрах, метрах и т.д. либо литрах: 1 литр равен 1 дециметру кубическому.
Физический смысл объема прост:
Вторая формула понадобится, когда в исходных данных есть площадь одной из поверхностей (Sосн) и длина третьей грани (h) или высота.
Смысл вычислений остается прежним – перемножить площадь поверхности на длину третьей стороны тела.
Объем наклонного параллелепипеда
К наклонным параллелепипедам относят четырехугольные призмы с параллелограммом в основании, боковые грани которого относительно него расположены под углом, отличным от 90°.
Площадь и объем наклонного параллелепипеда вычисляются по тем формулам, что и прямоугольного: V = Sосн * h или V = a * b * c.
Площадь определяются иначе, хоть и равна сумме поверхностей боковых граней и оснований.
S = S1 + S2 +Sосн. Боковые поверхности – прямоугольники, их площади S1 b S2 равны производным ширины на длину прямоугольников, которыми они представлены: a*c и a*b. Размеры оснований – параллелограммов – вычисляются так: Sосн = b * h.
Мы рассмотрели способы, как найти объем основных параллелепипедов по разным формулам в зависимости от исходных данных. В сложных задачах придется применять иные геометрические и тригонометрические формулы для определения требуемых данных.
ABC-XYZ-анализ: как выделить самые «ходовые» товары
Бизнес зачастую выпускает или продает множество видов продукции. Номенклатура может включать десятки, сотни и даже тысячи позиций.
Из месяца в месяц повторяется ситуация: склад заполнен. Но начальник отдела продаж докладывает, что нужных клиентам позиций недостаточно, хотя в прошлый раз пришлось списать просроченные товары. Получается, что компания заполняет склад излишками, которые не продаются, а того, что пользуется спросом, постоянно не хватает.
Эти проблемы знакомы многим бизнесменам. Руководители компаний часто не понимают, на какие товары или продукцию нужно обратить особое внимание.
Разобраться и понять, что приносит бизнесу основной доход, а от чего лучше отказаться, поможет ABC-XYZ-анализ.
Больше века назад итальянский экономист Вильфредо Парето сформулировал свой принцип: «20% усилий дают 80% результата». Это значит, что 20% товаров приносят 80% дохода. Бизнесу нужно провести анализ и найти эти 20%.
Для анализа удобно использовать Excel. Это универсальная программа — каждый руководитель может составить таблицы для расчета так, как ему удобно с учетом особенностей своего предприятия.
Чтобы найти ключевые товары, нужно следующее.
Во-первых, определить процент от выручки, который приносит каждая позиция. Для этого нужно разделить выручку по товару на общую выручку компании и умножить на 100%.
Например, ООО «Идея», небольшой мебельный магазин, продает шкафы, кровати, столы, стулья, полки и тумбочки. За месяц компания получает выручку в 33 687 рублей.
При этом шкаф для одежды приносит выручку в 7 368 рублей. Получается, что от общей выручки:
7 368 / 33 687 х 100% = 21,9%
Товарных позиций могут быть сотни и даже тысячи. Чтобы упростить анализ, можно рассчитывать процент не по каждой позиции отдельно, а по группам. Например, если бизнесмен торгует стройматериалами, то считать за одну позицию всю краску, все гвозди и т. п.
Вместо выручки можно взять и другие показатели. Это может быть, например, маржинальность каждого товара, т. е. разность между его продажной и закупочной ценой. Но в примере будем рассматривать выручку, так как данные по ней проще получить.
Во-вторых, распределить все товары по убыванию этого процента.
В-третьих, рассчитать по каждой строке долю выручки нарастающим итогом, начиная с тех товаров, которые дают самый существенный вклад.
В колонке «Доля в общей выручке нарастающим итогом» последовательно прибавляйте итог по каждой строке к итогу следующей.
Например, для кухонного стола показатель будет 63,0%. Он складывается из доли самого кухонного стола (20,2%) и предыдущего итога (42,8%). Для шкафа-купе показатель равен 80% (63% + 17%) и т. д.
В-четвертых, разбить все товары на три группы:
В основную группу А далеко не всегда попадут ровно 20% товаров. Чем больше объем товаров, тем ближе к этому значению будут данные, — таковы закономерности статистики.
Например, если компания производит или продает 10 товаров, то необязательно, что 80% выручки дадут именно 2 из них. Если речь идет о тысячах позиций, то в большинстве случаев группу A составят примерно 20% товаров.
Номенклатура товаров магазина «Идея» состоит из 10 позиций. В группы A и B попали по 4 вида мебели, оставшиеся 2 составили группу C.
Однако ABC-анализ не может полностью показать ценность того или иного товара для компании.
Важно не только то, какой объем выручки приносит конкретный товар, но и регулярность продаж. Чтобы понять, насколько стабильно клиенты покупают те или иные товары, используют XYZ-анализ.
Сначала нужно разбить выручку на несколько периодов. Обычно берут данные за год и делят их по месяцам. Если использовать сведения за более короткое время, например квартал или полугодие, то результат будет менее точным.
Дело в том, что для многих бизнесов характерна сезонность продаж, и чтобы учесть ее, нужно видеть показатели за весь год.
Например, для кухонного стола разбивка по месяцам будет выглядеть так.
После разбивки данных по месяцам нужно для каждого вида товара провести следующие расчеты.
Определить среднемесячную выручку и занести ее в колонку «Среднее». Для этого итоговую сумму за год нужно разделить на 12.
Для кухонного стола 6 802 / 12 = 567 рублей.
Рассчитать стандартное отклонение с помощью функции Excel СТАНДОТКЛОН() и занести ее в колонку СТДО.
В скобках нужно указать диапазон значений выручки по товару. Если взяты данные за год, то будет 12 ячеек с показателями с января по декабрь.
Рассчитать коэффициент вариации (КВ). Чем меньше коэффициент вариации, тем стабильнее спрос на товар.
Например, для кухонной мебели КВ будет меньше, чем для школьных парт: кухни стабильно покупают в течение всего года, а школьную мебель обычно обновляют летом или в начале осени.
Для расчета КВ нужно разделить стандартное отклонение на среднюю выручку.
Например, для кухонного стола:
Если товарных позиций много, неудобно вручную вводить функцию для расчета по каждой позиции. Но работу можно ускорить, используя возможности Excel.
Зная коэффициент вариации по каждому товару, можно разбить их на группы:
Этот пример показывает, что наиболее стабильно продаются двуспальные кровати, кухонные столы и диваны-книжки.
Продажи таких позиций, как тахта, тумбочка и набор стульев спрогнозировать очень сложно, выручка по ним отличается в несколько раз от месяца к месяцу.
Спрос на письменные столы, полки, шкафы для одежды и шкафы-купе можно считать условно стабильным: отклонения между месяцами есть, но они сравнительно невелики.
Итак, мы разбили товары на три группы по выручке и на три по стабильности спроса. Теперь объединим результаты. Каждый из товаров попадет в одну из 9 групп.
Самый высокий ряд — это категория A, самый нижний — категория C. Чем правее находится товар, тем нестабильнее на него спрос. Левый ряд — это категория X, правый — Z. То есть самые непопулярные товары будут в нижнем правом квадрате, а самые популярные — в верхнем левом.
ABC-XYZ-анализ позволяет разбить все товары или продукцию на 9 групп в зависимости от объемов продаж и стабильности спроса.
Однако не следует полностью полагаться на результаты ABC-XYZ-анализа — нужно учитывать и другие факторы. Не нужно сразу отказываться от товаров, которые попали в невыгодные группы. Сначала стоит проанализировать все причины, по которым они туда попали, и только потом принимать решение об изменении ассортимента.
Например, новый товар на начальном этапе его продвижения может довольно долго находиться в группе «аутсайдеров». Но это не значит, что ими не следует заниматься. Возможно, они поднимутся до категории тех, что приносят самую большую прибыль.
Также спад продаж может быть связан с форс-мажорными обстоятельствами, которые носят временный характер. Например, аномально теплая зима 2019–2020 года в европейской части России привела к существенному снижению спроса на зимнюю одежду. Но это не значит, что дальше заниматься продажей зимних товаров невыгодно. При возврате климатической нормы в следующем году восстановится и спрос на эти товары.
Не подойдет ABC-XYZ-анализ компаниям, которые продают один товар или услугу. Но таких очень мало.
Этот анализ полезен для всех бизнесменов, которые работают с несколькими видами товаров или продукции. Чтобы нужные запасы всегда были на складе, но не оставалось непроданных излишков, с каждой из групп необходимо работать по своему алгоритму.
ABC анализ – это не магия. Развенчиваем мифы
Более 5 лет мы занимаемся автоматизацией закупок. Большинство менеджеров, использующих АВС-анализ в закупках, понимают его суть и ограничения, и находят ему вполне практичное применение. Но в ряде случаев, метод АВС может ввести в заблуждение и показаться волшебной палочкой, которая решает проблемы с закупками и неликвидами. Но это не совсем так. Давайте разбираться.
В основе лежит закон Парето: 20% товаров дают 80% всего оборота. ABC-анализ выявляет эти позиции. Изначально, он использовался для сокращения объема рутинных канцелярских расчётов, связанных с управлением запасами. Но, начиная с 2000-х годов, этот метод используется в качестве визуализации данных и простого способа выявления приоритетных товаров для закупки, а также при ручной установке min/max и уровня сервиса. С помощью ABC-анализа можно разделить товары вашего магазина на три простые категории: А, В и С.
Важность каждого товара стоит оценивать как минимум с двух позиций: с точки зрения приносимой прибыли и с точки зрения востребованности у покупателей. Чтобы классифицировать товары по приносимой бизнесу прибыли, используют группировку по прибыли, показывая в группе «А» самые маржинальные позиции.
Если прибыль в вашей 1с считается правильно (не все могут этим похвастаться), то лучше использовать именно такую классификацию. Если нет, или у вас одинаковая наценка на все товары — используйте классификацию по выручке.
Группировка по выручке менее точна, чем по прибыли, ведь по разным товарам обычно установлена разная наценка. Но такой класс тоже интересен для анализа, так как выявляет группы товаров, которые приносят магазину основной доход.Чтобы выделить позиции, которые пользуются спросом у покупателей, используют классификацию по количеству сделок, либо по количеству проданных единиц. В первом случае ранжирование происходит с учетом количества покупателей (либо чеков), купивших тот или иной товар, не обращая на объем продаж в количественном выражении. Это нужно, чтобы отделить на самом деле часто покупаемый товар от товара в мелкой упаковке.
Такие товары также требуют повышенного внимания. Покупатели будут расстроены, если не найдут их на ваших полках. Важно следить за данными позициями, чтобы удовлетворить клиента и избежать их возможного оттока.
АВС класс также используется, чтобы установить разный уровень обслуживания (уровень сервиса) для товаров разной важности. Дальше уровень обслуживания используется для автоматического расчета страхового запаса. Чем выше уровень обслуживания, тем выше страховой запас и остатки на полке, тем выше вероятность того, что товар внезапно не закончится. Соответственно, менеджер управляет расчетом страхового запаса, задавая вручную три различных уровня.
Регулярная проверка наличия товаров А-группы позволяет уменьшить расходы и снизить вложения в запасы самых ходовых товаров.
У себя мы реализовали это простым фильтром по АВС классу. Можно вручную сформировать отчет только по А-группе, либо автоматически ежедневно получать его на почту уже сформированным.
При ручной работе с min и max, менеджер устанавливает их в зависимости от изменения спроса на товары. Естественно, уровни min-max для товары А класса должны пересматриваться чаще. С одной стороны, чтобы не допустить пустых полок, а с другой, чтобы снизить объем оборотных средств. В А-класс товаров по выручке вложена значительная доля от стоимости всех запасов предприятия. При падении спроса (в том числе при сезонном падении) А-группа должна быть пересмотрена в первую очередь.
Как мы уже выяснили выше, А-класс товаров важен предприятию, т.к. генерирует основной доход и пользуется спросом у покупателей. Значит, нужно следить за тем, чтобы товар был в наличии без провалов. Пустая полка с товаром А-класса это потери денег либо лояльности покупателей. Повышенный уровень запасов и частый заказ это инструменты, которыми пользуется менеджер. А чтобы проверить работу менеджера, нужно провести ретроспективную оценку наличия товаров на полках — выяснить, бывали ли случаи, когда товар отсутствовал. И если бывали — замотивировать менеджера, чтобы он не повторял этих ошибок.
Например, в нашем решении, мы добавили колонку «Процент наличия». Отфильтровав отчет только по товарам А-класса, легко увидеть позиции, по которым количество дней, когда товар был на полках отличается от 100%.
ABC-анализ не является универсальной волшебной палочкой. В нём нет искусственного интеллекта и сложной математики, он довольно примитивен. Делать далеко идущие выводы, глядя только на АВС-класс не стоит.
Например, попадание товаров в аутсайдеры в результате классификации — не призыв к его немедленному исключению из ассортимента. Такой вывод можно сделать только по комплексу признаков от психологии потребителей и правил выкладки товара, до оборачиваемости (отношение выручки к вложенным в товар средствам) и заполненность товарной категории.
Если взять все ваши товары, разбить их по АВС группам и оставить только группу А (убрав из ассортимента остальные), то её можно проклассифицировать еще раз и опять она будет разбита на 3 группы. Т.е. даже если у вас сбалансированный ассортимент, всегда будет группа С, которая продается хуже чем А. Это не значит, что товары из этой группы нужно удалять из ассортимента.
Для расчёта неликвидов, объема заказа у поставщика или при распределения товаров по магазинам компьютер применяет гораздо более изощренные формулы и алгоритмы. АВС-анализ там не используется. Основное его предназначение — помочь человеку сосредоточить свое внимание на том, что сейчас действительно важно.
ABC и XYZ анализ в Excel: таблицы, примеры расчетов, формулы
ABC XYZ анализ — удобный метод оценки эффективности работы «жизненно важных» отделов компании: продаж, маркетинга, склада, финансов. Представляем подробную инструкцию, как выполнить ABC и XYZ-анализ в Excel.
С общими принципами проведения ABC и XYZ-анализа можно ознакомиться здесь. А ниже — пошаговая инструкция, как сделать ABC-анализ в Excel.
Содержание:
Доля каждой строки в общем параметре
Определяем долю каждой номенклатуры в выручке:
Добавляем графу F и рассчитываем Долю накопительным итогом: складываем текущее значение со всеми предыдущими.
Символ & предупреждает Excel, что формулу нельзя двигать:
Перед тем как создавать ABC-таблицу проверьте долю каждого товара в общем значении (выручки, запасах, себестоимости и пр.). Проводить ABC аналитику бессмысленно, если объект распределяется примерно в равных долях. Каждый показатель вносит одинаковый вклад в результат.
Определяем группу
Создаем графу Группа. Каждому товару присваиваем значения А, В, С в зависимости от доли в выручке.
Руководство утвердило матрицу:
Группа | Диапазон |
---|---|
A | до 70% |
B | 70-90% |
C | 90-100% |
В примере для наглядности проценты заданы цифрами.
В рабочем файле Excel вместо процентов ссылки на ячейки со значениями матрицы. При изменении параметров матрицы формула будет автоматически пересчитываться по всем товарам.
В столбце G каждой номенклатурной группе присвоен код А, В, С.
В группу А попали товары, которые приносят основную прибыль.
В группу В — продукция компании, на которую нерегулярный спрос.
Группа С — товары, которые зарабатывают только 10% от выручки.
XYZ-анализ в Excel: оценка динамики продаж
XYZ исследование позволит увидеть изменения спроса на продукцию компании.
Выгружаем данные из учётной системы
Создаем таблицу с количеством продаж за 2020 год по каждой товарной группе по каждому кварталу.
Рассчитываем коэффициент вариации
Вариация — степень разброса значений в числовой последовательности. Показывает насколько данные отклоняются от средних показателей. В финансах этот коэффициент оценивает изменчивость, волатильность, сезональнальность. Чем он меньше, тем стабильнее оцениваемый параметр (спрос на товар, движение по складу, платежи и т.д.).
Создаем графу Средние продажи. В строку 3 вводим формулу =СРЗНАЧ(B3:E3) и копируем ее для всех товарных позиций.
Создаем графу Стандартное отклонение. Стандартное отклонение / Средние продажи.
В строку 3 вводим формулу =СТАНДОТКЛОН(B3:E3) и копируем ее для всех товарных позиций.
Создаем графу Вариация, %. Вводим формулу:
Столбец Стандартное отклонение / Столбец Средние продажи
Присваиваем значения XZY и соединяем с ABC
Руководство утвердило матрицу XYZ аналитики:
Группа | Диапазон |
---|---|
X — постоянный спрос | до 15% |
Y — изменчивый спрос, сезональность | от 15% до 50% |
Z — случайный спрос | больше 50% |
Ранжируем полученные результаты с помощью функции Excel «ЕСЛИ».
Создаем графу Группа по методу ABC. Подтягиваем код группы из таблицы ABC анализа с помощью формулы: =ВПР(A3;ABC!$A$1:$G$12;7;0)
Как настроить формулу ВПР:
Задача функции: по коду товара в исходной таблице найти значение А, В или С и перенести его отчётную таблицу XYZ.
А3 — параметр, по которому ищем значение, например «Товар 6».
ABC!$A$1:$G$12 — ссылка на диапазон исходной таблицы. В ней строго в первом столбце должен быть параметр, по которому ищем значение «Товар 6».
7 — порядковый номер столбца, в котором в исходной находятся значения (коды А, В, С)
0 — значение ЛОЖЬ. Для Ecxel признак того, что искомый результат должен соответствовать всем 3-м предыдущим условиям.
По каждому товару получаем двойную кодировку ABC и XYZ аналитики.
Для наглядности можно скрепить лва кода по каждому товару.
Товары AX — высокоприбыльные позиции, которые формируют 70% выручки. На них стабильный спрос.
Товары CZ — позиции с самым низким спросом. Сюда могут попасть как неликвиды, так и элитные товары с редким спросом. Требуется дополнительная аналитика.
Подробнее о сути, эффективности и недостатках ABC XYZ анализа читайте здесь.
Пошаговый план расчета ABC – анализа
Лично передо мной стоит задача в формировании ассортиментной матрицы наших коллекций. И АВС XYZ – анализ одна из составляющих этого процесса. Помимо этого, важно понять, что продается хорошо, а что требует дополнительного внимания. Ну и чтобы скидки раскидать с умом. Кому-то можно при помощи этого же анализа прогнать своих клиентов и понять, кто из них приносит бОльшее количество прибыли компании, а на кого ваш бизнес попросту тратит время. У нас в компании эта часть анализа как раз хорошо оптимизирована. Но в целом, если вы читаете эту статью вы наверняка уже хоть поверхностно, но в теме вопроса. Так что погнали.
Конечно, если в вашем штате есть толковый программист, который может настроить автоматическую выгрузку отчета из 1С, или из других каких-то баз, то проблем нет. Но со мной, увы, а может и к счастью, не случилось. По крайней мере итерации с пятой я подобралась к решению своего вопроса.
Этап 1
Начинаем с того, что определяем, что вообще будем считать. В моем случае нужно понять по итогам квартала, что из новой сезонной коллекции продается лучше всего, а что плетется в хвосте. Для этого я выгружаю отчет из 1С по продажам за прошедший квартал. У нас этот отчет называется «валовая прибыль по клиентам». Там я выбираю категорию товаров, которая меня интересует: «коллекция Весна 2018». Именно внутри этой категории я буду проводить анализ. (Смотри задачу выше)
Дальше я открываю наш любимый Excel, создаю новый файл разбиваю колонки следующим образом:
Все, на этом внесение данных для последующего отчета закончены. Переходим к расчетам, и здесь нужно обратить внимание на формулы, которые вводим.
Этап 2
Дальше идет столбец «доля в обороте (выручке), квартал». Эта основная расчетная колонка, по которой я смогу раскидать товар на ABC категории. Мои коллеги описывают этот процесс так: «В нашем примере вначале нужно рассчитать суммарное значение дохода по всем товарам – это будет итоговая сумма. Затем доход по каждой позиции делится на общий итог. Доли к итогу готовы».
В моей не самой сообразительной голове такая формулировка не укладывается, потому попробую перевести на примитивно-обрядный. Нужно от суммы всей категории отделить каждую позицию. Для этого мы в выделенной зеленым цветом колонке пишем формулу:
В моем случае это =E2/СУММ(Е2:Е233). Столько у меня наименований (по 233 строку).
Этап 3
Накопленную долю к итогу оборота можно рассчитать, а можно просто посмотреть, изменив сортировку и выделив в столбце ячейки. Здесь кстати, разбивка по категориям зависит от того, какой процент соотношения вы смотрите. Он может быть, например, следующим:
Я выбираю первое разделение: 50/30/20 внутри сезонной категории.
Чтобы посчитать долю, я на всякий, сразу отсортирую по результату в ячейке G. Для этого выделяю всю таблицу > вкладка «данные» > поле «сортировка» > поле G > значение > по убыванию
Только после сортировки мы приступаем к расчету накопленной доли к итогу.
Этап 4
Чтобы рассчитать накопленную долю к итогу берем значение в первой ячейке дублируем из соседнего столбца. В моем случае в ячейке Н2 я пишу=G2. Ниже в ячейке Н3 =G3+H2 то есть я складываю значение последующей ячейки с предыдущим результатом. Н4 = G4+H3 и так далее вниз.
А чтобы не считать все это вручную, можно просто отсортировать первым шагом, а вторым шагом выделять значение ячеек в категории G и смотреть в нижний правый угол под таблицей. Суммарный результат будет выдаваться автоматически. Без всяких расчетов.
Я лично делаю именно так.
Заключение
После того как все категории разбиты, я перехожу к расчету доли прибыли в квартал. Все тоже самое, только с данные подставляем по прибыли.
Итого получается два столбца АВС категории – группы по обороту и группы по прибыли. И там у меня несколько разные показатели. А считается все точно так же.
Если есть вопросы или комментарии, с удовольствием выслушаю коллег по цеху.
P.s. для тех, кто любит почитать, я собираю самые интересные, на свой взгляд, и практичные статьи вот здесь и вот здесь
Много интересного про жизнь нашего бренда вот здесь и разумеется вот здесь
Много разной фигни про маркетинг, мотивацию, жизненные ценности ну и прочий треш под собственными фотками вот здесь.