В чем диалектическая особенность спорта как средства воспитания

Физическая культура и спорт как средство воспитания в педагогическом процессе

Спортивные тренировки и соревнования успешно воздействуют на развитие личности, если они целенаправленно способствуют этому процессу, создают необходимые для него внешние и внутренние условия. Спорт – это специфический вид специально организованной деятельности, направленной на выявление предельных возможностей человека. Спортивная деятельность является достаточно трудной и владение ею на высоком уровне доступно не каждому.

Одной из главных особенностей спортивной деятельности является максимальное напряжение мышечной энергии и психомоторики как составной части спортивной деятельности. Психомоторные процессы являются органической частью выполнения рабочих операций или технических приемов спортивной деятельности. К ним относятся все виды восприятия, особенного специализированные восприятия данного вида спорта, двигательные представления, волевые усилия, дозируемые в соответствии с характером выполняемого технического приема.

Второй особенностью спортивной деятельности является проявление физических и психических возможностей на предельном уровне, достижение результата. Подобный смысл не вкладывается ни в один из видов деятельности. Совершенствование физических и духовных сил, реализуемое в процессе физического воспитания и занятий спортом, имеет оздоровительное и образовательное значение, а также может быть подчинено задачам достижения профессионального мастерства и эффективности в конкретных видах подготовки и труда. При этом целью и критерием служит достижение определенного оптимума, соответствующего требованиям деятельности. Спорт же, как деятельность соревновательная, по своей сути, максимален, независимо от уровня квалификации спортсмена. В других видах деятельности, где используется соревновательное начало (соревнования трудовых коллективов, конкурсы и др.), оно выступает в качестве одного из методов стимулирования активности людей или сравнения результатов их деятельности. Исключение состязательности в данных видах деятельности не исключает их сущности. Спортивная деятельности без главного составного элемента – соревнования – полностью утрачивает свой смысл и специфику.

Четвертой особенностью спортивной деятельности является ее субъект (что объединяет спорт с другими видами деятельности). Субъектом спортивной деятельности является человек. В современный спорт кроме самих спортсменов вовлечены тренеры, спортивные руководители, судьи, врачи, научные работники, представители спортивной прессы и многие другие. Их участие в спортивной деятельности существенно различается по задачам, составу действий, но все они являются активными участниками этой деятельности. Все же основным субъектом остается спортсмен, причем не только отдельный спортсмен, но и спортивные группы-команды.

Предметом деятельности в спорте служит сам человек, сам действующий спортсмен. Но одновременно он является не только субъектом деятельности, а и ее объектом. Например, в процессе соревнования спортсмен по отношению к тренеру, врачу, психологу и т.д. выступает в качестве объекта. Однако он (спортсмен) направляет свою сознательную активность на самого себя, на совершенствование своих двигательных, физических, психологических возможностей, то есть в данном случае выступает в роли субъекта. По отношению к противнику, товарищам по команде спортсмен опять выступает как объект.

Существенной пятой особенностью являются продукты спортивной деятельности. Продуктами спортивной деятельности и физического воспитания являются спортивные достижения и образовательные, оздоровительные эффекты.

Шестой особенностью спортивной деятельности является взаимодействие основных участников. Спортивная деятельность, особенно соревновательная протекает в условиях непосредственной или опосредованной борьбы. Это многоплановое взаимодействие, регламентированное правилами соревновательной борьбы, специфическими действиями и операциями, характерными для определенного вида спорта. Вне этого взаимодействия соревновательный акт невозможен. Конкретные формы такого взаимодействия зависят от особенностей различных видов спорта. Однако независимо от особенностей вида спорта взаимодействие спортсменов в процессе соревнования выступает в двух основных аспектах:

Седьмой особенностью спортивной деятельности является общениеили коммуникации. Это взаимный обмен информацией или эмоциями. Моторные действия в спорте являются средствами общения, будучи источниками информации. Жесты, мимика, пантомимика также могут являться средствами коммуникации. Они придают общению выразительность и эмоциональность. В спортивной деятельности как средства общения также применяются специальные жесты, о сигнальной функции которой имеется специальная договоренность (например, жесты спортивных судей).

В психологическом смысле воспитание направлено на целостное формирование личности.

Формирование потребностей зависит от:

· установок общества в целом;

· ближайшего окружения воспитуемого;

· личных способностей и возможностей;

· простого случая, который привел когда-то к удовлетворению потребности и, следовательно, закрепил ее.

1. Материальные потребности лежат в основе жизнедеятельности человека (это потребности в еде, одежде, жилище и проч.).

2. Социальные потребности – потребности в труде, общении, общественной деятельности, уважении, признании, заботе и проч.

3. Духовные потребности – специфические человеческие потребности. К ним относят потребности в познании, эстетике, потребность в самоактуализации. Потребности в познании бывают общие (в ориентировке, познании мира в целом) и частные (познание специфических явлений действительности). Потребность в эстетике основана на стремлении человека сделать свою жизнь, быт, отдых красивой. Созерцание эстетических ценностей в действительности дает возможность получить эстетическое наслаждение, облагораживает личность. Потребность в самоактуализации означает стремление человека к раскрытию своего потенциала, реализации внутренних сил, возможностей, способностей.

Выделяется три основные группы мотивов:

Качество личности человека состоит из двух взаимосвязанных элементов: мотив, то есть желание действовать определенным образом, побуждение к деятельности и действие, то есть реализация этого мотива и проявление его в деятельности.

Индивидуальные различия личностей выражаются в соотношении мотива и действия:

Воздействие педагоганаправлено на фор­мирование, закрепление или изменение потребностей и мотивов, что вызовет появление и развитие новых отношений,мыслей, чувств, действий воспитанников.

Источник

Методы, средства и формы воспитания личности в спорте

Большинство научных подходов к классификации методов вос-питания связано с разделением их воздействия на личностные сферы ребенка: на сферу сознания, поведения и эмоционально-волевую сферу (Т. А. Ильина, Г. И. Щукина, В. А. Сластёнин, И. З. Гликман).

Центральным методом воспитательного воздействия, охватывающим сознание, чувства и волю воспитанника, является метод убеждения.

Ученые предлагают самые разнообразные способы убеждающего воздействия: информационно-доказательные (рассказ, объяснение, разъяснение, лекцию, инструктаж); самостоятельный поиск воспитанниками информации (наблюдение, экскурсии, походы и экспедиции, библиографический поиск, поиск через СМИ); творческую самостоятельную работу; самоубеждение через обсуждение проблемы и убеждение других (доклад, дискуссию, диспут, конференцию).

Среди приемов убеждающего воздействия, продуцирующих атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, выделяют следующие: уважение, сочувствие, предостережение.

Убеждая, необходимо использовать разнообразные способы влияния на психическую сферу формирующейся личности спортсмена, например: внушение, заражение, подражание.

Для формирования социально ценного поведения спортсмена необходимо использовать методы формирования привычного поведения: упражнение, приучение, поручение, конфликтные ситуации, воспитывающие ситуации.

Метод упражнения предполагает использование методов убеждения, стимулирующих методов и собственно тренировки привычек культурного поведения. Среди приемов, характерных для данного метода, используемых в спортивной деятельности, выделяют: опосредование, наращивание трудностей и др.

Метод приучения целесообразно использовать тогда, когда требуется за короткий срок сформировать необходимые навыки поведения. Тренер задает образец правильных действий, требует от детей соответствующего поведения, а главное, добивается регулярного повторения требуемого поведения. Необходимо учитывать, что приучение включает в себя элементы принуждения, поэтому неправомерно использовать этот метод в качестве единственного.

Применение метода поручения дает возможность спортсмену пережить и проявить свою ответственность перед группой, наставником, самим собой.

Метод конфликтных ситуаций заключается в использовании стихийно возникающих острых противоречий в отношениях юных спортсменов в педагогических целях.

Использование метода воспитывающих ситуаций предполагает, не ограничивает свободу воспитанников, но упражняет их в правильном поведении. Воспитывающая ситуация в спорте – это подготовленный тренером фрагмент деятельности детей с заранее заданными условиями и обстоятельствами, которые формируют определенный тип отношений. Спортсмены, включаясь в ситуацию, делают нравственный выбор, который уже запланирован педагогом.

К методам воспитания, активно побуждающим спортсмена к действию, относятся следующие стимулирующие методы: поощрение, ситуация переживания успеха, сюжетно-ролевые игры, доверие, постановка радостной перспективы, снятие напряжения в отношениях, обращение к чувству, сравнение, соревнование, конкуренция, требование, общественное мнение, метод естественных последствий, метод «взрыва», принуждение.

Кратко охарактеризуем некоторые из перечисленных методов.

Доминирующим способом стимулирования социально ценного поведения спортсмена является метод поощрения. Спортивному педагогу необходимо уметь использовать всю гамму поощрений – от доброжелательного взгляда до материальных наград. В спортивной деятельности в качестве приемов поощрения используют авансирование доверием, незаслуженное поощрение и др.

Каждый воспитанник, занимающийся спортом, должен переживать ситуации успеха. Это метод создания ситуаций эмоционально-позитивного отклика ребенка на достигнутую совместно с наставником цель.

Спортивный педагог выбирает вид требования в зависимости заданной им воспитывающей ситуации. Преимущество должно быть отдано косвенным требованиям, так как они больше ответствуют складывающимся отношениям сотрудничества в спортивной группе.

Метод принуждения – способ педагогического воздействия, основанного на активном проявлении воли и соответствующих мер воспитателя в отношении воспитанников, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения. Используются следующие виды принуждения: педагогическое требование, запрет, осуждение провинившегося в коллективе, наказание.

Принуждение должно опираться на убеждение и другие методы воспитания. Частое применение принуждения по отношению юному спортсмену морально подавляет ребенка, лишает его уверенности в себе.

Наказание как вид принуждения должно быть обоснованным, размерным проступку (с учетом уровня преднамеренности действий), своевременным, справедливым, максимально индивидуализированным. Оно должно исчерпывать проступок раз и навсегда и стимулировать проявление лучших личностных качеств. Наказание не должно лишать ребенка заслуженных похвалы и наград.

В целом выбор метода воспитания зависит от целого ряда факторов:

­ целей и задач этапа воспитательного процесса;

­ возраста спортсменов, их индивидуальных способностей, уровня спортивной квалификации;

­ уровня развития группы как коллектива;

­ системы используемых методов и воспитательных средств;

­ уровня профессионально-педагогического мастерства тренера.

Действенность метода воспитания зависит от того, насколько он затрагивает внутренний пласт личности спортсмена, так как педагогический эффект возникает только через эффект психологический, через чувство, психологическое состояние, переживание, волевое напряжение. В связи с этим важно организовать постоянный процесс персонификации воспитания на основе подбора максимально интросубъективных методов воспитания для каждого юного спортсмена.

Средства воспитания

­ по продолжительности: кратковременные (несколько минут,

­ часов), длительные (несколько дней, недель);

­ по способам влияния педагога: непосредственные и опосредованные;

­ по доминирующему виду деятельности: трудовые, игровые,

­ спортивные, художественные и т.д.;

­ по количеству участников: индивидуальные, групповые, массовые.

Рассмотрим особенности форм воспитания спортсменов, различаемых по количеству участников.

Индивидуальная форма работы со спортсменами включает: беседу, диалог, разговор «по душам», консультацию, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблем.

Групповые формы работы – это организация органов детского самоуправления и создание творческих групп.

Коллективные формы: коллективные творческие дела, конкурсы, концерты, походы, туристические слеты, показательные спортивные выступления.

Роль и место тренера-воспитателя в каждой из форм различны. Они зависят от поставленных целей воспитания, от возрастных особенностей юных спортсменов. Для спортсменов младшего школьного возраста тренер является ведущим организатором, для воспитанников среднего возраста – может быть рядовым участником и воздействовать личным примером, для детей старшего возраста – советчиком, консультантом, участником, помощником.

При выборе форм воспитания необходимо учитывать их развивающий потенциал, принципы организации воспитательной среды в спорте, конкретные воспитательные задачи, интересы и потребности воспитанников, методические особенности, оригинальность, возможности тренера и родителей.

Функции форм воспитательной работы:

Воспитательное мероприятие. Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей.

Структура организации воспитательных мероприятий состоит из семи элементов (последовательных действий):

1) Создание временной инициативной группы (совета дела), которой поручается разработка плана предстоящего мероприятия.

2) Разработка композиции предстоящего мероприятия.

3) Составление списка подготовительных дел, определение средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного.

4) Распределение, заданий, поручений.

5) Совместная деятельность по подготовке мероприятия.

6) Проведение подготовленного мероприятия.

7) Подведение итогов, анализ осуществленной программы действий.

Коллективные творческие дела (КТД).В задачи коллективных творческих дел входит забота воспитанников и их наставников о своем коллективе, друг о друге, об окружающей среде как непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи; она выполняется и организуется сообща – планируется, готовится, проводится, обсуждается.

1) Принятие идеи – предварительная работа.

2) Выделение совета дела – коллективное планирование.

3) Коллективная подготовка дела.

4) Творческое коллективное выполнение.

5) Коллективный анализ и оценка (рефлексия).

6) Принятие идеи нового дела.

Вопросы для самоконтроля

1 Раскройте определение понятия «метод», «прием» воспитания.

2 Перечислите классификации методов обучения.

3 Раскройте особенности применения методов воспитания на занятиях физическими упражнениями.

4 Перечислите средства воспитания. Каково их значение в физическом воспитании.

Источник

В чем диалектическая особенность спорта как средства воспитания

Методы нравственного воспитания — это способы педагогического воздействия на личность спортсмена, его сознание, чувства и поведение. Они применяются тренером и коллективом для того, чтобы сформировать нравственные понятия, убеждения, чувства и привычки нравственного поведения.

Средства нравственного воспитания — это те виды деятельности, которые используются для решения задач нравственного воспитания. К ним обычно относят труд, учебу, игру, физическую культуру и спорт, общественную деятельность.

Нравственное формирование личности происходит прежде всего в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В труде и в учении развиваются физические и духовные силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и свои личные, крепнет воля, складывается характер. В игре как бы моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.

Эмоциональность и коллективный характер физкультурной и спортивной деятельности, разнообразие ее положительных активов, постоянное стремление к физическому и духовному совершенствованию, максимальная реализация своих творческих возможностей — все эти особенности также дают право рассматривать ее как важное средство нравственного воспитания. Физкультурная и спортивная деятельность органически сочетается с общественно полезной деятельностью, является се составной частью.

Ни один из методов, а также ни одно из средств нравственного воспитания не могут применяться изолированно, в отрыве друг от друга. Для методики нравственного воспитания спортсмена характерны взаимосвязь и единство методов и средств воспитательного воздействия.

Существуют массовые, групповые и индивидуальные формы и методы воспитательной работы, которые направляются на формирование характера, взглядов, убеждений, норм общественного поведения спортсменов.

Опрос тренеров, который проводился, чтобы узнать, какие средства воспитания используются и оцениваются ими особенно высоко, показал следующее: по их мнению, наибольшее влияние на спортсменов оказывает активная работа комсомольской группы, развитие в коллективе критики и самокритики, обсуждение важных вопросов деятельности и поступков отдельных членов коллектива, проведение этических бесед, встреч с ветеранами спорта, известными деятелями науки и культуры, героями труда и т. д.; в арсенал средств воспитания включали также участие в общественно полезном труде и общественной жизни коллектива; совместное посещение соревнований, шефство над новичками, использование средств наглядной агитации (стенды с портретами лучших спортсменов, показателями их выступлений и достижений коллектива и т. д.).

Рассмотрим подробнее основные средства, методы и формы нравственного воспитания: методы формирования нравственного сознания, норм общественного поведения, поощрения и наказания. Это поможет тренерам, учителям физического воспитания, методистам глубже ознакомиться с ними, чтобы затем использовать в своей практической работе.

Воспитание в процессе спортивной тренировки

Методы формирования норм общественного поведения тесно связаны с методами формирования нравственного сознания, так как именно сознательное начало является необходимым условием воспитания норм и привычек поведения. Эти методы, кроме того, имеют и свою специфику — они направлены прежде всего на организацию общественно полезной деятельности, в процессе которой складывается положительный нравственный опыт. Именно он способствует воспитанию твердых убеждений, гражданской зрелости, высоких моральных качеств, формирует положительные нравственные привычки.

Где же и как может создаваться и приобретаться спортсменами положительный опыт поведения?

Прежде всего в различных видах общественно полезной деятельности: в труде, учебе, общественной работе, в процессе занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований.

Активное участие во всех этих формах организации социального опыта — одно из условий формирования. высоконравственного поведения, моральных качеств. Принимая участие в общественно полезных делах, спортсмен встречается с другими людьми, общается с ними, попадает во всевозможные жизненные ситуации, в которых бывает необходимо оказать помощь товарищу, поддержать его в чем-то, выступить с критикой того или иного отрицательного явления, выбрать для себя определенную линию поведения, принять решение. При этом имеют значение не только содержание и результаты поступков, но и внутренний мир личности, сложный и противоречивый процесс осмысления и переживания поступков. Каждый поступок совершается под влиянием всевозможных мотивов, т. е. определенных стимулов действий.

Приобщение к спортивной деятельности также происходит под воздействием различных мотивов. Ими могут быть: стремление к личному совершенствованию, к личной славе, выполнение долга перед коллективом, понимание общественной значимости спорта.

От характера мотива зависит тот или иной поступок спортсмена.

Если на соревнованиях спортсменом движет только стремление к личному успеху, он может прекратить борьбу, когда увидит, что лично для него она уже не имеет смысла. Когда же спортсмен прежде всего думает о своей команде, интересах коллектива, — он готов вести спортивную борьбу даже несмотря на личный проигрыш. Поэтому, используя полезную деятельность как средство воспитания, надо всегда учитывать отношение к ней спортсмена, мотивы, побудившие его участвовать в данной деятельности.

В создаваемом нравственном опыте синтезируется не вся практика поведения, а прежде всего те нравственные действия, которые приобретают для человека определенную значимость и порождают необходимую интеллектуальную и эмоциональную активность. Поэтому важно не только знать, учитывать и использовать, но и целенаправленно создавать в процессе воспитания значимые для воспитания сферы накопления нравственного опыта.

Спортивная деятельность, доставляющая спортсмену большое эмоциональное удовлетворение, если она педагогически правильно организована, — это настоящая школа нравственного опыта, а процесс спортивной тренировки — одно из средств воспитания.

В этом педагогическом процессе, направленном на достижение высоких спортивных результатов на основе всестороннего развития личности, совершенствуются нравственные качества, мысли и чувства спортсмена.

Чтобы тренировка имела воспитывающий характер, в ней необходимо рационально сочетать теоретические и практические занятия. При обучении и воспитании важным является то, чтобы спортсмен умел не только выполнять то или иное двигательное действие, но и знал его научно-теоретические основы. Тренер, который на занятиях со спортсменами использует знания из области педагогики, теории и истории физического воспитания, психологии, анатомии, физиологии, биомеханики, ссылается на научные данные при обосновании техники, тактики, методики обучения и тренировки, помогает своим воспитанникам расширить кругозор, повысить знания, прививает интерес к изучению научных вопросов.

Понимание сущности двигательного действия, умение самостоятельно проанализировать его, ответить на ряд вопросов по технике и методике обучения избранному виду спорта, самостоятельное решение отдельных двигательных задач, взаимоконтроль и взаимооценка при выполнении заданий, требующих исследовательского подхода, комментирование упражнений по ходу их выполнения, — все это помогает не только лучше овладеть спортивными умениями и навыками, но и воспитывает внимание, повышает ответственность, развивает самостоятельность и инициативу, формирует черты коллективизма, повышает дисциплину.

Воспитание спортсмена во многом зависит от культуры проведения тренировочных занятий, которая заключается в их четкой организации, деловитости, требовательности педагога-тренера к занимающимся, в создании необходимых условий. Культура проведения тренировки — это и эстетика обстановки, в которой спортсмены занимаются, и внешний облик занимающихся и тренера.

Неопрятная спортивная одежда, неряшливая прическа, грубость и небрежность в обращении друг к другу, а иногда и к тренеру — все это несовместимо с культурой проведения тренировки, значительно снижает ее воспитательный эффект.

Важным условием воспитания в процессе тренировки являются взаимоотношения, которые складываются между тренером и спортсменами.

Взаимное уважение, доброжелательный, спокойный, но твердый и решительный тон педагога, вежливость и такт, личный пример высокой дисциплинированности и преданности своему делу создают необходимые предпосылки к решению основных задач воспитания. И нет ничего опаснее в деле воспитания спортсмена, чем панибратство, попустительство, низкая требовательность тренера.

Воспитательные возможности спортивной тренировки, в процессе которой спортсмен занят конкретной, интересующей его деятельностью, выполняет определенный объем работы, чрезвычайно велики.

В беседах с автором тренеры называли моральные и волевые качества, которые могут быть воспитаны в ходе тренировочного процесса. Очень хорошо сказал по этому поводу заслуженный тренер СССР и УССР Д. И. Оббариус:

«В процессе тренировки стараюсь воспитывать патриотизм, сознательную дисциплину, самостоятельность, честность, личную ответственность, аккуратность, бережливость, вежливость, товарищескую взаимопомощь; с другой стороны — смелость, решительность, настойчивость, трудолюбие, пытливость, инициативность. Кроме того, стараюсь расширить общий политический и образовательный кругозор».

Конечно, все эти качества не воспитываются сами по себе, а требуют целеустремленных и настойчивых усилий самого тренера, преподавателя, всего спортивного коллектива.

Упражнения и приучения

В процессе спортивной тренировки наряду с другими методами воспитания широко применяются также упражнения и приучения.

Упражнение — это многократное повторение поступков и действий, в результате которого формируются нравственные привычки. Приучение является как бы следствием упражнения. Приучить можно к аккуратности, дисциплине, труду и т. д.

В методе приучения можно выделить следующие группы:

Характер упражнений, объем и трудность работы, система занятий, многократные повторения упражнений в ходе тренировки должны использоваться в воспитательных целях. Однако, чтобы приучить спортсмена новичка к большому объему работы, к обязательному выполнению задач тренировки, необходимо постепенное увеличение нагрузки и усложнение условий, а также правильное распределение и чередование упражнений в процессе тренировки.

«Объем работы в гребле, — сказал, например, в беседе заслуженный тренер СССР Б. С. Бречко, — очень велик. Каждого новичка приходится предупреждать о предстоящих трудностях. Подготовительный период длится 6 месяцев. «Втягиваться» в данный режим помогает постепенность в работе. И только после того, как этот период пройдет, спортсмен способен справиться с нагрузками».

Чтобы приучить спортсменов преодолевать трудности, тренеры проводят отдельные занятия в сложных условиях.

В гребле, например, их создают ветер, волна, дождь; в лыжном спорте — упражнения с отягощениями, бег на лыжах по пересеченной местности со сложным рельефом.

Важным средством приучения в тренировке по любому виду спорта является соблюдение строгого режима.

Вот что рассказывает, например, о режиме дня спортсменов-скороходов заслуженный мастер спорта, победитель международных состязаний В. В. Ухов:

«У нас выработался определенный режим дня. В 7 часов — подъем, тренировка на10 кмс ускорениями при любой погоде. Мы приучили себя к самым сложным погодным условиям, точно назначали время тренировки, а в тот день недели, в который, по нашим расчетам, будут проходить соревнования, тренировались с особенно большой интенсивностью».

Успех тренировки зависит от того, насколько удается тренеру разнообразить условия и средства занятий. С этой целью применяются упражнения, характерные для других видов спорта, изменяется длина и скорость пробегания заданных отрезков, например в легкой атлетике, лыжном, конькобежном, велосипедном спорте, варьируются условия местности, характер и методы тренировок и т. д.

«Для мобилизации спортсмена на преодоление трудностей, — рассказывает Д. И. Оббариус, — использую различную обстановку — изменяю и усложняю условия выполнения упражнений. Иногда переключаю спортсмена па совершенно иную работу: прыгуну рекомендую заняться метанием, спринтеру предлагаю спокойно побегать, а потом повторить бег со значительной скоростью. Всегда стараюсь разнообразить тренировочные средства».

Постепенное приучение к большим тренировочным нагрузкам и к преодолению трудностей будет проходить с большим эффектом, если спортсмены в командах правильно подобраны (в команде гребцов, в парах соперников в борьбе и боксе, груп-1пе тренирующихся в легкой атлетике), четко организована вся учебная работа, продуманы приемы взаимопомощи и страховки при выполнении упражнений, связанных с риском, а сам тренер, проявляя принципиальность, настойчивость и убежденность, добивается точного и полного выполнения поставленных им задач.

Одним из приемов, побуждающих спортсменов к тем или иным действиям, является умелая постановка перед ними конкретной цели. Разумно применяемые одобрение, похвала, оценка также стимулируют трудолюбие спортсменов.

Включение в процесс тренировки соревновательных моментов, проведение занятий в присутствии зрителей (например, гимнастике, акробатике), выполнение упражнений на оценку, соревнования на лучшее выполнение упражнений, когда судьи являются товарищи по группе, — все это повышает эмоциональное состояние занимающихся, разнообразит привычный код тренировки.

Большим стимулом для спортсмена является систематическое повышение его спортивных результатов.

Процесс тренировки не должен угнетать спортсмена, даже если он очень труден. Он должен быть радостным, и сделать это может тренер.

Педагогическая требовательность тренера

Строгие требования, которые предъявляет тренер к спортсменам, — один из приемов, приучающих к активной работе. По характеру они могут быть самыми разнообразными. Тренер своих воспитанников требует соблюдения дисциплины, аккуратного посещения занятий, точного выполнения задания, необходимой интенсивной работы, выполнения намеченного объема тренировки, соблюдения режима, правильного отношения к товарищу, противнику и т. д.

Педагогическая требовательность тренера к своим ученикам в спортивной деятельности помогает направить спортсмена на выполнение поставленной перед ним задачи, научить его подчиняться режиму тренировки и т. д. Однако если требовательность превращается в излишнюю придирчивость, она может принести вред воспитанию личности спортсмена.

В преодолении трудностей тренировки, приучении к большим нагрузкам важная роль отводится силе положительного примера. Таким примером для подражания могут быть жизнь замечательных людей нашей Родины, в том числе спортсменов, их патриотизм, воля, мужество, благородство; достижения старших товарищей; более совершенная техника или тактика кого-либо из выдающихся спортсменов данного вида спорта; личность самого тренера.

В процессе тренировки приучение тесно связано с разъяснением, которое по форме может быть очень разнообразным: это групповые и индивидуальные беседы (разговор по душам), всевозможные объяснения, указания, советы, внушения и т. д.

Многие тренеры считают, что в работе с новичками, юными спортсменами большое воспитательное значение имеют беседы о выдающихся спортсменах, их настойчивости, воле к победе, трудолюбии, выдержке. В воспитательных целях можно использовать вводное (перед занятием) и заключительное (после занятия) обращение тренера к занимающимся, а также беседы с ними в перерывах. Оценка тренером положительных и отрицательных поступков отдельных спортсменов, придание им гласности в коллективе также способствуют формированию нравственного поведения.

Необходимым условием успеха в спорте и важным фактором нравственного совершенствования личности спортсмена является его творческая самостоятельная работа. Чтобы приучить к этому спортсмена, тренер привлекает его к совместной разработке плана тренировки; намечает и реализует программу самовоспитания моральных и волевых качеств; приучает вместе с собой думать над возможностью улучшить технику; доверяет самостоятельно тренироваться, поощряет стремление анализировать действия в процессе тренировки, вести дневник, помочь советом своему товарищу.

Самостоятельная работа спортсмена не противоречит принципу коллективности. Коллективные и индивидуальные формы должны умело и разумно сочетаться в тренировочном процессе.

С целью воспитания черт коллективизма, дружбы и товарищества многие тренеры поручают более сильным спортсменам шефствовать над менее подготовленными, разрешают им вести разминку, тренировку, советуют разбирать и анализировать выполнение упражнения товарищем, подготавливать место занятий, познакомиться с новичками, обсудить поведение товарища и т. д. Такие конкретные задания также приучают к самостоятельности.

Индивидуальный подход

К воспитанию спортсменов следует подходить дифференцированно, с учетом возраста и подготовленности. Наблюдения показывают, что чем выше спортивная квалификация спортсмена, тем специфичнее («спортивнее») становятся методы и средства воспитания, применяемые в спортивной тренировке.

Заслуженный мастер спорта СССР по легкой атлетике Н. Виноградова так рассказывала о первых годах тренировки с заслуженным тренером СССР Л. Г. Сулиевым:

«Первые годы я себя не могла контролировать. Иногда мне просто хотелось уйти со стадиона — так я уставала. Но Леван Григорьевич никогда не отпустит — обязательно заставит выполнить задание. Он много беседовал со мной, приучал быть собранной, настойчивой. Был очень строгим. В конечном счете я убедилась, что все его требования мне очень помогали».

Заслуженный мастер спорта СССР по конькам, неоднократная чемпионка СССР, Европы и мира Т. Рылова рассказывала, что в Вологде с1949 г. она стала заниматься конькобежным спортом под руководством Михаила Степановича Кузьмина (он заведовал кафедрой в педагогическом институте). Своеобразием его работы была последовательность требований и строгость к каждому независимо от результатов. Он ко всем своим ученикам относился одинаково, стремился развить у них нравственные и эстетические чувства. С новичками часто беседовал, выезжал со всеми за город, стремился привить любовь к природе. Нагрузку в тренировках увеличивал постепенно.

У спортсменов-новичков бывают пропуски занятий, нарушения дисциплины на тренировке, но по мере роста спортивного мастерства таких фактов, как правило, становится значительно меньше.

Для спортсменов высокого класса режим тренировочных занятий становится привычным и работа их отличается большой самостоятельностью и ответственностью. В таком случае процесс воспитания в большей мере направляется на высококачественное решение специальных задач спортивной тренировки.

Интересны наблюдения за методами работы на тренировочных занятиях по борьбе, например, сборной команды Ленин града, которые проводились заслуженным мастером спорта СССР, в дальнейшем заслуженным тренером СССР С. А. Преображенским, и занятиях по боксу в ДЮСШ, которыми руководил тренер А. В. Фесенко.

Уровень воспитательной работы и у того и у другого тренера был очень высоким, но методы воспитания, применяемые ими, различались. В группе юных боксеров, например, тренеру приходилось отдавать немало распоряжений организационного характера, предъявлять строгие требования к дисциплине, указывать на необходимость большей интенсивности в работе, хвалить особенно старательных и делать замечания нерадивым, приводить примеры высокого трудолюбия выдающихся советских боксеров, разъяснять, как необходимо вести себя по отношению к партнеру и т. д. В группе квалифицированных спортсменов распоряжения и требования тренера были направлены главным образом на организацию самостоятельной творческой работы спортсменов, отдельные указания, связанные с поведением спортсменов, давались в форме советов, их было немного. Тренер был одинаково скуп и на похвалы, и на осуждения.

В данном примере различия в характере воспитательной деятельности ясны, так как они были обусловлены особенностями контингента занимающихся. Одних надо было приучать к работе строгими и разумными требованиями, другими умело руководить.

В работе с квалифицированными спортсменами преобладали методы, связанные непосредственно с содержанием тренировки (задания на самостоятельное решение того или иного вопроса тренировки, разбор выполненного задания с целью активизации тренирующихся), а в работе с юношами широко применялись общие методы воспитания (замечания, требования дисциплины, отличного поведения, поощрения, разъяснения норм поведения).

В связи с тем, что повышению качества воспитательной работы с юными спортсменами придается большое значение, остановимся более подробно на опыте воспитательной работы в процессе тренировочных занятий с юными гимнастами ДЮСШ Ленинградского дворца пионеров им. А. А. Жданова (имеется и виду опыт работы тренера В. П. Вороновой).

В работе с юными гимнастами тренер В. П. Воронова большое внимание уделяла воспитанию трудолюбия как специального, так и общего, общественной и познавательной активности, культуры и красоты движений и поведения.

Особенности воспитания были обусловлены некоторой конкретностью мышления у начинающих спортсменов, несовершенством восприятия и внимания, слабостью самоконтроля, умением в должной мере сознательно управлять своим поведением, сопоставлять имеющиеся знания о поведении с поступками.

Наблюдения показали, что в процессе занятий с юными спортсменами у них формируются следующие качества:

8) эстетические чувства и понятия (понимание красоты движений, умение сочетать их с музыкой и выражать в движении ее характер, чувство и понимание красоты строя, перестроений, согласованности действий, поведения, внешнего вида, костюма и соответствующих навыков и привычек).

С целью воспитания нравственных черт личности применялись самые различные методы и приемы воспитания. Для того чтобы воспитать трудолюбие, дисциплину, самостоятельность и активность, детям разъяснялась важность этих качеств в жизни и при овладении данным видом спорта. Это делалось в процессе занятий в форме беседы тренера, его замечаний. Чтобы организовать положительный опыт поведения и деятельности детей, поощрялось самостоятельное выполнение ими упражнений по слову; давались поручения, требующие организованности, самостоятельности и инициативы (приготовление и уборка снарядов при самостоятельной организации работы, помощь товарищу, самостоятельное построение и перестроение группы, разучивание с товарищами простого упражнения во вводной части занятия и т. д.); давались задания, требующие дополнительной затраты как физических, так и психических усилий (работа на заданное время, ее большая интенсивность и объем, затрудненные условия ее выполнения и т. д.); осуществлялась строгая и последовательная требовательность к работе детей и постоянный контроль за их работой и поведением. Вся эта работа велась с помощью активистов из числа учащихся. Трудолюбие, дисциплинированность и самостоятельные действия детей стимулировались похвалой тренера.

Культура поведения

С целью воспитания общей культуры поведения, эстетики движений и поступков тренер проводила краткие беседы о том, что на уроке надо работать не только дружно и старательно, но и красиво, разъясняла, что значит правильно двигаться, держаться, выполнять упражнение, как слушать музыку. По ходу урока тренер указывала детям на красивое и некрасивое в действиях учащихся при построении, стойке «смирно», выполнении своих команд, обращая внимание при этом на быстроту и точность выполняемой работы, согласованность движений и действий, соблюдение правил культуры поведения и т. д. Проводился также и опрос занимающихся о том, какое движение более красиво, какие поступки они считают красивыми, а какие нет.

В течение всего периода занятий изменялись решаемые задачи и характер применяемых приемов. Разъясняя необходимость труда и активности на уроке, тренер постепенно увлекала детей гимнастикой, воспитывая интерес к ней, а поэтому все чаще и чаще в качестве мотива образцового поведения говори да о значении труда и дисциплины, без которых не станешь хорошим гимнастом, о том, что надо любить все виды гимнастических упражнений и одинаково старательно их выполнять.

Самостоятельная познавательная деятельность детей приобретала все более широкий характер. Если раньше, например, тренер В. П. Воронова задавала своим подопечным такие вопросы: «Как называется этот прыжок?», «Какую ошибку сделала Таня, выполняя прыжок?», то к концу года, проводя на уроке соревнования по выполнению упражнений на бревне, она оценивала выполнение упражнения в баллах, а потом предлагала своим ученицам сказать, за что поставлена та или другая оценка. Девочки отвечали:

В начале года В. П. Воронова подробно инструктировала девочек о том, как правильно подготовить к занятиям брусья, кольца, маты, бревно, ковер и т. д. А в конце года тренер уже давала распоряжения такого характера: «Оля, побеспокойся, чтобы поставили брусья»; «Наташа, организуй, чтобы быстро расстелили ковер». И Оля и Наташа распоряжались, вкладывая в исполнение задания всю свою инициативу и организаторские способности.

Если в начале года поощрялись обычное трудолюбие и исполнительность, то к концу года похвал педагога прежде всего удостаивались те гимнастки, которые проявляли инициативу, были активны, помогали товарищам, следили за порядком и т. д.

На первых уроках тренер сама терпеливо и настойчиво учила детей, как правильно держать кисти рук, носки ног, голову, как сочетать движение с музыкой и отражать характер музыки в своем движении, а в дальнейшем юные спортсменки сами решали такие вопросы: «Правильно ли Оля выполнила прыжок в шаге?» — «Правильно». «Красиво ли она его выполнила? — «Не очень». — «Что же вам не понравилось?» Девочки отвечали: «Кисти она держала неправильно», «Голову опустила», «Тяжело прыгала», «Прыжок сделала не под музыку», «Не улыбнулась» и т. д.

Очень большую работу проводила В. П. Воронова по приучению детей к культуре поведения: она никогда не разрешала разговаривать с собой, поправляя волосы, болтая ногой, опустив голову и т. д. Прививая детям правильное понимание красоты поведения, постепенно приучала детей самостоятельно оценивать положительное и отрицательное в поступках.

После первого года занятий некоторые гимнастки Вороновой перешли в старшую группу. По отзывам тренеров этих групп, они отличались хорошей дисциплиной, культурой поведения, большим трудолюбием, самостоятельностью и инициативой.

Белорусова В. В. Воспитание в спорте. — М.: ФИС, 1974. — С. 50—73.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *