В чем должен ходить учитель в школе
Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители
Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.
Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.
К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.
Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.
Как победить выгорание
Требуют слишком многого
Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.
Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.
Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.
Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.
Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.
Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.
Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.
Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.
Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.
Не сомневаются в словах ребенка
Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.
Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.
Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.
Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.
Просят сделать исключение
В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.
Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.
Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.
Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.
Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.
Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.
Не уважают личное время
Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.
Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.
Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.
В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.
Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.
Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.
Считают, что учитель занимается только уроками
Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.
Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.
Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.
Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.
Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.
Дресс-код учителя: как выбрать правильную одежду для разных сезонов
Что надевать в летнее время?
Летом на улице устанавливается высокая температура, поэтому приходится выбирать одежду, которая сделана из натуральных и легких материалов. Но не допускается пользоваться слишком короткими юбками или откровенными блузками.
Для детского сада
Воспитатели в детском саду должны выбирать практичные наряды, которые созданы из легких материалов. В течение дня женщины много двигаются, присматривая за маленькими детьми, а также могут испачкаться в краске, пластилине или других материалах. Поэтому актуально выбирать джинсовые шорты до колен и легкую футболку с интересными принтами, вызывающими восторг у малышей.
Для начальной школы
Учителя начальных классов часто выбирают скучный стиль в одежде, но они могут свободно экспериментировать. Можно выбирать красивые оттенки, а также пользоваться уникальными ювелирными украшениями. Но нельзя перебарщивать с акцентами и бижутерией, так как важно сохранить профессиональный и строгий стиль.
Для старшей школы
Учителя старшей школы работают с подростками, поэтому они вынуждены выбирать практичные и строгие костюмы. Целесообразно надевать брюки по размеру, сандалии или туфли, а также блузки и пиджаки с жакетами. Можно экспериментировать с расцветками и аксессуарами, сумками и шарфами, чтобы оживить образ.
Осень и зима
В это время приходится выбирать более теплые предметы гардероба. Наиболее часто учителя выбирают темные расцветки, которые идеально соответствуют деловому стилю. При выборе одежды учитываются следующие рекомендации:
Верхняя одежда должна быть теплой и соответствующей образу. Она может быть представлена куртками, пальто или шубами.
Одежда для преподавателей вузов
Женщины, которые преподают в вузе, должны придерживаться строгого стиля. Отличным выбором считается юбка-карандаш, которая может быть черной, серой, коричневой или синей. Она хорошо подходит для любого сезона.
С такой юбкой прекрасно сочетаются рубашки, блузки и элегантные джемперы.
Что носить мужчинам?
Педагогами могут работать не только женщины, но и мужчины. Они сталкиваются с определенными сложностями при выборе образа. Поэтому можно пользоваться подсказками и рекомендациями от опытных дизайнеров. К ним относится:
Если придерживаться этих советов, то можно создать подходящий образ, который будет вызывать уважение со стороны детей.
Рекомендации по выбору одежды
Учителя и воспитатели должны учитывать правила дресс-кода при выборе оптимальной одежды. Желательно придерживаться во время создания образа некоторых простых советов:
Только в правильно подобранной одежде любой человек будет чувствовать себя свободно и комфортно. При этом он не будет вызывать негативную реакцию у коллег или руководства.
Чего нужно избегать?
При создании образа учителя и воспитатели обязаны избегать следующих моментов:
Такие многочисленные ограничения обусловлены выбранной сферой деятельности. Если человек предпочитает работать с детьми, то он должен следить за создаваемым образом и выбираемой одеждой. В ином случае он столкнется с гневом и отторжением со стороны других учителей или родителей.
Заключение
Учителя в школах и воспитатели в детских садах должны ответственно подходить к выбору одежды на работу. Все предметы гардероба должны быть удобными, прочными, легкими в очищении и подходящими для создания деловой атмосферы. Не следует выбирать слишком яркую одежду или пользоваться огромным количеством аксессуаров. Предметы гардероба и обувь должны выбираться по размеру, а также они должны быть сделаны из дышащих и натуральных материалов.
В чем должен ходить учитель в школе
Существует ли дресс-код для учителя?
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Оказывается история с учительским дресс-кодом уже изрядно набила оскомину. Обсуждалось это, и не раз, на различных заседаниях в высших кругах, ну и, конечно, на педсоветах. К единому мнению не пришли, то есть диктовать длину юбки учительнице никто не будет. Рассказывая о том, как должен выглядеть педагог, ссылаются на Кодекс об образовании, согласно которому «педагогические работники должны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы» – не более того.
Внешний вид для учителя – это очень важно. Учителю нужно уметь подать себя, быть примером для учеников, а для этого необходимо грамотно и со вкусом одеваться. Небрежная, плохо сидящая одежда – еще полбеды, куда хуже одеваться несоответственно своей профессии. Уже одно только это может подпортить отношения с коллегами, усложнить взаимодействие с учениками и их родителями.
Очень часто дети хотят одеваться так же, как любимая учительница, делать такую же прическу, бессознательно копируют жесты. Именно поэтому истинный педагог, любящий свою профессию, должен понимать, что каждый день в школе он должен выглядеть идеально – по-деловому, стильно, элегантно, но скромно.
Учителя современной школы ограничены в свободе выбора нарядов; как правило, в учебных заведениях обязателен деловой стиль. Наиболее уместными являются костюмы, как брючные, так и с юбкой. Расцветка может быть самой разнообразной: классический черный костюм, который подойдет стройным девушкам; темно-синий, бордовый, серый. Юбка для делового костюма должна быть длиной до колена, брюки предпочтительны прямые, со стрелками. Стильно и современно выглядят светлые костюмы – молочно-белые, бежевые, кремовые. Нарядно смотрятся красные костюмы, но при выборе такового следует быть внимательной с цветом – яркий оттенок будет отвлекать внимание учеников, лучше предпочесть сдержанный тон.
Желательно иметь в запасе несколько костюмов – для повседневной жизни (это костюм простой, в нем должно быть удобно вести уроки, он не должен быть марким), для открытых уроков и важных событий (здесь можно остановить выбор на дорогом стильном костюме), для праздничных мероприятий, школьных концертов, выпускных потребуется платье.
Дополнить костюм необходимо элегантной рубашкой. Это могут быть стильные модели с большими бантами, либо простого кроя, не перегруженные деталями – все зависит от вкуса модницы. Недопустимы глубокие вырезы, открытые плечи, принты, выбивающиеся из делового стиля (леопардовая или яркая тропическая расцветка) При подборе элементов гардероба следует учесть, что они должны сочетаться друг с другом – в этом случае из ограниченного набора вещей вы сможете создавать несколько вариантов. Очень современно, но в то же время строго выглядят сарафаны: длиной до колена, из плотной дорогой ткани, одетые вместе с красивой блузкой, они выгодно подчеркнут достоинства фигуры.
Девушкам, которые избрали карьеру учителя, конечно, хочется одеваться стильно и привлекательно точно так же как остальным. Однако следует помнить, что ваша одежда обязательно должна отличаться от одежды учеников, особенно если вы преподаете в старших классах. Первый вывод из этого: джинсы и трикотажные кофточки попадают в список не самых удачных основ для лука учителя. На работе вам не стоит гнаться за модой, ультрамодное платье лучше надеть в клуб, а не на работу. Также откажитесь от коротких юбок, даже если ваши данные вполне позволяют вам надеть мини, и от высоких тонких каблуков. В пользу последнего запрета идет и вопрос удобства. Помните о том, что учитель проводит много времени на ногах, часто – спиной к классу, так что одевайтесь красиво не только «спереди», но и «сзади», кроме того, вам придется часто наклоняться или приседать – завязать шнурки у первоклашки или поднять упавший фломастер.
Когда вы освоитесь в профессии, начнете чувствовать себя в рабочие будни уже достаточно комфортно и уверенно, заведете крепкие деловые и дружеские отношения с коллегами, узнаете характер своих учеников и найдете к ним свой подход, вам, скорее всего, захочется дополнить свой гардероб учителя, сделать лук на работу более выразительным, стильным интересным.
Аксессуарами и украшениями пользуйтесь умеренно, выберите что-либо из следующего списка: шейный платок, одинарная нитка классического жемчуга, серьги-гвоздики, тонкий металлический браслет, возможно кулон или одна нарядная брошь в форме цветка. При подборе украшений следуйте рекомендациям к деловому стилю: скажите «нет» явному хэндмейду, выбирайте благородные металлы или качественную бижутерию, избегайте личного в украшениях – крестики, знаки зодиака, сердечки и т.п.
После тридцати ко всему вышеперечисленному можно добавить длинные юбки прямого и чуть расклешенного к низу силуэта. Их можно дополнять блузками, закрытыми кофточками, или надевать к ним кардиган средней длины. После тридцати лет учителю, желающему выглядеть нарядно и уместно, можно носить темную одежду, в том числе и черного цвета. В качестве верхней одежды в любом возрасте носите пальто, дубленки, элегантные плащи и тренчкоты, шубы. Стоит отказаться от ношения укороченных пуховиков и курток молодежных фасонов.
Учителю со стажем должен уметь подобрать соответствующий гардероб. Вопреки всем советам, если вам уже под 50 и более, не носите одежду черного цвета, тщательно избегайте других мрачных и темных оттенков (в сложные цвета попадают бордовый и шоколадный). Одежда должна украшать вас, черный цвет и его «коллеги» добавляют вам лет, делают облик несвежим, усталым. Для вас подойдут пастельные и светлые оттенки, в которые можно ненавязчиво добавить яркие, но благородные, матовые краски. Это может быть бежевая блуза с золотым узором, персиковый шарфик или другая деталь стильная и женственная деталь. Старайтесь подобрать одежду соответственно своей комплекции, но не останавливайтесь на одном фасоне – подберите их несколько, и носите, грамотно комбинируя между собой.
Даже для обладательниц стройных ног, которым могут позавидовать молоденькие женщины, наилучшим выбором считаются юбки длиной ниже колена, к ним можно подобрать французскую или строгую блузку, блейзер. Если фигура вам позволяет, то продолжайте смело носить деловые платья. Удобную обувь на плоской подошве подобрать довольно просто, однако не поленитесь найти комфортные туфли или ботинки на низком каблучке.
Материалы взяты из открытых источников
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Требования законодательства о школьной форме
Требования законодательства о школьной форме
В настоящее время в п.1 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено законодательство м субъектов Российской Федерации. Решение о введении требований к одежде должно приниматься всеми участниками образовательного процесса (ст. 26 Закона), учитывать материальные затраты малообеспеченных и многодетных семей». Министерство образования Российской Федерации еще в 2000 году выпустило рекомендательное письмо, где разъясняется порядок прохождения этого процесса (Письмо Министерства образования РФ от 14.11.2000 № 22-06-1203 «О введении школьной формы для обучающихся»).
Введение школьной формы в обязательном порядке должно быть зафиксировано в уставе образовательного учреждения, регламентирующем деятельность образовательного учреждения. Руководство школы не должно самостоятельно принимать такое решение. Вопрос введения школьной формы для обучающихся школ может являться предметом рассмотрения органов управления образовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет). Как правило, образцы школьной формы утверждает совет школы. Коллегиальным органом управления, предусмотренным уставом образовательной организации, а также советом обучающихся, советом родителей (законных представителей) несовершеннолетн их обучающихся или иным органом определяется и общий вид одежды обучающихся, ее цвет и фасон. При утверждении образца школьной формы в обязательном порядке учитывается материальное положение многодетных и малообеспеченных семей. Окончательное решение может быть принято по соглашению всех родителей обучающихся или большинства, но при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей и внесении соответствующих дополнений или изменений в устав школы.
Установлены требования к одежде обучающихся
Общеобразователь ные организации вправе устанавливать следующие виды одежды обучающихся: 1) повседневная одежда; 2) парадная одежда; 3) спортивная одежда.
Парадная одежда используется в дни проведения праздников и торжественных линеек. Для мальчиков и юношей парадная школьная одежда состоит из повседневной школьной одежды, дополненной светлой сорочкой или праздничным аксессуаром. Для девочек и девушек парадная школьная одежда состоит из повседневной школьной одежды, дополненной светлой блузкой или праздничным аксессуаром. Спортивная одежда используется обучающимися на занятиях физической культурой и спортом. Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки образовательной организации (класса, параллели классов): эмблемы, нашивки, значки, галстуки и так далее.
Внешний вид и одежда обучающихся государственных и муниципальных образовательных организаций должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер. Обучающимся не рекомендуется ношение в образовательных учреждениях одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой, символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение.
Даже если обязательное ношение формы закреплено в уставе школы (а значит должно исполнятся всеми учащимися), это не может стать причиной для недопущения ребенка к занятиям. Не пуская ребенка в школу, администрация данного образовательного учреждения нарушает его гарантированное ст.43 Конституции Российской Федерации право на получение образования
Введение школьной формы в образовательных учреждениях необходимо не только с целью устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися, но и для укрепления общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.
Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 797 принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»
Продукция для детей и подростков, соответствие которой требованиям настоящего технического регламента не подтверждено, не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств-члено в Таможенного союза и не допускается к выпуску в обращение на рынке.
Статья 9. настоящего регламента утверждены требования к маркировке продукции
Маркировка продукции должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку продукции наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции и должна содержать следующую информацию:
3. Информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства-член а Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.
Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием латинского алфавита