В чем достигается единство транспортной системы рф
Единая транспортная система
Это, достаточно «сухое» определение имеет под собой весьма реальную базу. Действительно, наличие в нашей стране различных форм собственности на транспортные средства и инфраструктуру транспорта подчеркивает крайнюю необходимость именно «эффективного взаимодействия».
Очевидно, что высокой эффективности транспортного обслуживания производства можно достичь только в том случае, если проектировать и оптимизировать не отдельные виды сообщений, а всю транспортную сеть, рассматриваемую как единое целое, состоящее из разнородных звеньев, различающихся своими функциями и возможностями. Транспортная сеть предназначается для удовлетворения спроса на перевозки конкретного региона с учетом его структуры. Единый подход позволяет значительно сократить расходы всех ресурсов, в том числе и временные, а также обеспечить максимальную пропускную способность сети при ограничениях на объем используемых ресурсов. Рассмотрение транспортной сети как единого целого позволяет установить:
Такой подход к решению транспортных проблем практикуется довольно редко, и это связано с еще существующей ведомственной разобщенностью нашего транспорта. Различные виды транспорта должны функционировать во взаимосвязи, обеспечивая единообразие транспортного обслуживания клиентов. Единство транспортной системы достигается в:
При этом каждый вид транспорта осуществляет перевозки в наивыгоднейшей для него сфере, а комплексная ЕТС в целом призвана обеспечивать полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров.
Единая транспортная система России: развитие, модернизация, структура, особенности
Для нашей страны крайне важна и актуальна транспортная проблема, так как экономика государства зависит от ресурсов. Разрабатывать же их можно только в тех районах, где имеется качественная транспортная система. России характерны проблемы в этой области, но в последние годы положение постепенно начинает выравниваться.
Почему это так важно
Проблемы в этой области приводят к невозможности быстрой и своевременной разработке ресурсов, а также тормозят, а порой так и вовсе приводят к коллапсу целых промышленных областей. Это тем важнее, что основные месторождения в центральных областях уже давно близки к истощению, а потому в хозяйственный процесс будут постепенно вовлекаться самые отдаленные районы Дальнего Востока, а также Крайнего Севера. Конечно, исключительно сложные условия этих регионов (особенно в Якутии) до предела удорожают и усложняют процесс развития. В этих условиях транспортная система России становится практически золотой. Так, в последние годы в десятки раз выросли затраты на содержание дорожной сети в отдаленных регионах, а также на геодезическую разведку, по причине отсутствия мало-мальски нормальных подъездных путей.
Все события последних лет наглядно доказывают, что транспортная система России может развиваться только при условии достаточного научно-технического потенциала страны.
Ключевые особенности ТС
Ей, как и любой важной экономической отрасли страны, характерны некоторые специфические признаки:
Основные принципы стратегического развития транспортных узлов
Эксперты полагают, что объектом развития должны стать не только пути, расположенные по направлению Запад–Восток, но и Север–Юг. Это не только позволит с большей эффективностью развивать добычу полезных ископаемых, но и привлекать в эти края большое количество новых поселенцев. Не секрет, что в последние годы наблюдается повышенный отток русскоязычного населения в западные регионы. Основная причина как раз заключается в том, что нет нормальных дорог. Соответственно, нет качественно развитой инфраструктуры, которая привлекает молодое поколение. Таким образом, развитие дорог во многом предопределяет еще и решение демографической проблемы, что также весьма актуально именно для нашего государства.
Отметим, что есть и еще один нюанс. Дело в том, что наша страна имеет федеративное устройство, что обеспечивает некоторую степень самостоятельности регионов. Во многом это хорошо, но практика показывает, что главы этих субъектов не слишком-то заинтересованы в развитии транспортной системы между соседними регионами. Результатом такой политики является парадоксальная ситуация, когда республики и области, расположенные по соседству, фактически являются полностью изолированными друг от друга образованиями. Итак, с какими же проблемами сталкивается транспортная система России?
Сложность понятия, условия развития
Сложность такого рода системы характеризуется ее многоцелевым назначением, которое предусматривает использование сети дорог для перевозки сотен наименований грузов. Густая дорожная сеть не должна губительно влиять на окружающую среду, иметь «отростки» для своевременного перенаправления транспортных потоков, иметь простую и надежную инженерную структуру для упрощения ремонта дорожного полотна.
Этими принципами должно руководствоваться развитие транспортной системы России. Подобное образование должно отвечать следующим принципам:
Что касается внутренней сбалансированности, что она не менее сложна: необходимо должным образом сопоставлять потребности в транспорте с реальными возможностями всей транспортной системы. Рыночная экономика предполагает, что каждый его вид должен приносить в государственную казну определенное количество отчислений. Дело в том, что лишь при сопоставимости затрат на транспортную систему с ее отдачей, возможно должным образом ее развивать даже в наиболее отдаленных регионах страны.
Важность для жизни общества
Многие ученые отмечают, что транспорт влияет практически на все стороны жизни общества, причем даже на те, которые прямо к этой отрасли не относятся. Давайте приведем лишь один, но весьма показательный пример. Он позволит понять, насколько важно динамическое развитие транспортной системы России.
Предположим, что нам нужно предпринять решение: модернизировать старую магистраль или строить вместо нее новую. Зачастую к такой задаче относятся как к обычной ведомственной процедуре, что чревато определенной вероятностью халатного отношения. Меж тем от правильности выбора зависит очень многое.
Так, стандартная практика, когда модернизация транспортной системы России идет по экстенсивному пути, посредством «облагораживания» старых дорог, ни к чему хорошему в городских условиях не приводит. Реконструкция влечет за собой колоссальные расходы, в состав которых входят не только затраты на строительные материалы, но и на обеспечение безопасности дорожного движения, а также демонтаж линий электросетей и прочее.
Вообще, это характерно для нашего государства: особенности транспортной системы России в том, что взамен, казалось бы, очевидной экономии мы получаем массу непредвиденных и больших убытков. Увы, но даже спустя десятки лет, когда эта истина вновь и вновь подтверждалась, проблеме этой до сих пор не уделяется достаточного внимания.
Экологические проблемы
Следует помнить, что модернизация транспортной системы России практически всегда входит в конфликт с окружающей средой. По-видимому, всенепременно настанет такой момент, когда выбор конкретного транспорта будет зависеть именно от степени вреда, который тот нанесет природе вокруг транспортных артерий. Уже сейчас многие западные страны встают перед необходимостью своеобразной «экологической революции». Для нашего государства это пока что не слишком характерно, но… Мы уже говорили, что единая транспортная система России обязательно должна иметь развитую дорожную сеть в регионах Крайнего Севера. А в тех краях пренебрежение экологией наверняка закончится крайне печально.
На сегодняшний день ни один из видов транспорта столь строгим нормативам не может удовлетворять просто физически. В принципе, для нашей страны во многих отношениях наиболее оправдано железнодорожное сообщение. При высоких затратах на первичном этапе, железные дороги не только оправдывают все вложенные в них деньги, но и позволяют получать громадные прибыли.
Важнейшие свойства транспортной системы
Сегодня состояние транспортной системы России должно отвечать множеству требований. Она должна полностью удовлетворять все потребности населения в объемах перевозок, они должны быть максимально регулярными, динамичными, с предельным запасом прочности. По законам же рыночной экономики система должна обеспечивать максимальную отдачу при небольших на нее затратах (не принимая во внимание первичные траты). Но есть три особых свойства, на рассмотрении которых следует останавливаться с особенным вниманием.
Свойство целостности
Дело в том, что единая транспортная система России всегда будет состоять из различных видов транспорта. Несмотря на свои отличия, они должны представлять максимально единое, монолитное образование, которое будет справляться с любым объемом грузопассажирского потока.
Свойство иерархичности
Это свойство было сформулировано еще в дореволюционное время. Тогда первоначальное значение имел уже упоминавшийся выше железнодорожный транспорт. Конечно, в настоящее время превалирующую роль играет автомобиль.
Уже в 2003 году посредством него перевозилось более 13 миллиардов тонн грузов, а в настоящее время этот объем примерно в 2,5 раза больше! По издержкам и количеству обслуживающего персонала он также занимает первое место. Возросла также роль авиации. Напротив, резко сократились объемы груза, перевозимого посредством речного транспорта: в 2005 году – 119 миллионов тонн, а ныне это значение не достигает даже величины 90 миллионов тонн. Причем происходит это не из-за падения спроса на услуги флота, а из-за физического износа подвижного состава. Менять же суда на новые корабли никто не торопится. К слову говоря, во многом проблемы развития транспортной системы России во многом обусловлены именно устареванием используемой техники и инфраструктуры. На их обновление требуются грандиозные средства, с выделением которых возникают немалые сложности.
Таким образом, иерархичность – несомненно существующий показатель, но константой он не является, значительно изменяясь с течением времени. По отдельным показателям первоочередная роль какой-то разновидности все равно будет сохраняться, но общая динамика должна предусматривать гармоничное развитие всех видов транспорта.
Взаимопроникновение и синтез
Свойство это стало ярко проявляться именно в несколько последних десятилетий. Так, к примеру, раньше морские контейнеры перевозили только лишь на судах, производя выгрузку и последующее комплектование новой партии груза в порту. Сегодня те же самые контейнеры перевозят не только судами, но и по железной дороге, а также посредством автомобильного большегрузного транспорта. Проще говоря, сегодня зачастую все сложнее становится определить, к какому конкретно типу относится тот или иной способ перевозки.
Также сегодня возникло понятие «передачи с колес», о котором мы вскользь уже упоминали выше. Все вышесказанное говорит о необходимости кардинальных изменений в структуре понятия, так как современные транспортные системы России до сих пор функционируют по канонам и «калькам» многолетней давности.
Направления и важность реорганизации
Важно понимать, что системы общего пользования, несмотря на свою внешнюю самостоятельность, ни в коем случае не должны быть полностью изолированы от прочих видов транспорта. Проще говоря, сегодня возникла настоятельная необходимость стирания и отмены условных границ с включением в общую транспортную систему даже городского маршрутного транспорта. Особенно очевидной становится необходимость такого подхода при планировании транспортных развязок в промышленных регионах.
Зависимость транспорта от географических условий местности
Конечно же, развитие новых дорог и магистралей в существенной степени зависит от географических характеристик той или иной местности. Несмотря на сложности, транспортная система обязательно должна связывать потребителя и производства, обеспечивая непрерывную и постоянную доставку ресурсов к производственным мощностям. Конечно, характеристики местности порой серьезно ограничивают темпы развития той или иной транспортной сети: так, в печально известной дорожникам Западной Сибири во время строительства магистралей были утоплены в болотах тысячи тракторов. В таких условиях строительство является настоящим подвигом, да и управление транспортной системой России из-за этих факторов серьезно осложняется. Кроме того, отсутствие теплых портов в регионе является большой проблемой, серьезно ограничивающей возможности судоходства в сфере перевозки больших объемов груза.
Отношения транспорта и народного хозяйства
В народном хозяйстве любой страны, а уж тем более – России, с ее огромными просторами, транспортные системы играют особую, чрезвычайно важную роль. В настоящее время именно они могут покрывать все возрастающие потребности людей, так как именно с их помощью происходит перемещение товарно-материальных ценностей в нашем обществе. Нелишним будет напомнить, что без перевозок попросту невозможно развитие промышленной и хозяйственной деятельности ни в одном из регионов нашей страны, не говоря уже о местностях, находящихся в условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Соотношение и важность различных видов транспорта
В различных республиках и областях свои особенности имеет и транспортная система России. РФ – огромное государство, а потому удивляться тут особенно нечему. Так, вблизи крупных городов (особенно неподалеку от морского побережья), система особенно сложна, включая в себя порты, аэродромы, железнодорожные пути и автомобильные дороги. В то же самое время, где-нибудь в отдаленных районах Кольского полуострова существуют лишь несколько более-менее развитых автомобильных дорог, на которых держится все снабжение района.
Следует помнить, что в нашей стране существует сразу несколько логистических структур, каждая из которых чем-то важна. Вот примерная структура транспортной системы России:
В зависимости от географического положения, экономического состояния и прочих факторов, характеристика транспортной системы России различна и может варьироваться в достаточно широких пределах. Как и в былые времена, железнодорожное сообщение имеет превалирующее значение при перевозках на большие расстояния особенно больших грузов в кратчайшие сроки, а также для транспортировки большого количества пассажиров. Последнее особенно важно на пригородных направлениях.
Значение железнодорожной и автомобильной транспортных систем
Можно только вспомнить, как пару лет назад были практически ликвидированы пригородные перевозки пассажиров посредством электричек, и к каким негативным последствиям это привело. Многие населенные пункты, построенные вдоль железных дорог, фактически лишились всякого сообщения с внешним миром, еще более усилился отток оттуда оставшегося населения. К настоящему времени многие маршруты были восстановлены, но общее положение дел от этого улучшилось слабо.
В отличие от США, у нас автомобильный транспорт в этом случае попросту не может составить конкуренции железным дорогам и/или заменить их полностью, так как у нас попросту отсутствует вменяемая инфраструктура, а главное – нет разветвленной сети автомагистралей соответствующего качества. Из-за этого перевозки на дальние расстояния осуществляются практически исключительно поездами, так как иные способы обходятся слишком дорого.
Таким образом, эта разновидность у нас используется практически исключительно в целях частой перевозки пассажиров, а также для доставки сравнительно небольших объемов груза.
Корабельные перевозки
Какое же место транспорта России в мировой транспортной системе? Достаточно большое, причем немаловажную роль играет морской транспорт. Российские фрахтовые суда ежегодно перевозят огромные объемы грузов. Конечно же, значение для внутренних перевозок (каботажное плавание) еще выше. Если же говорить о регионах Крайнего Севера, то некоторые поселки и даже небольшие городки в тех местах полностью зависят именно от флота, потому как только с помощью судов может быть завезено достаточное количество продовольствия, медикаментов и топлива.
Внутренний же речной транспорт используется для транспортировки некоторых количеств груза на незначительные расстояния, а также для пригородных туристических маршрутов и провоза пассажиров. В принципе, за последние годы эта разновидность флота стремительно отмирает, не выдерживая конкуренции с пригородными поездами и автобусами, а потому корабли используются лишь для незначительных объемов грузоперевозки.
Специализированные виды транспорта
К таковым, например, относятся все виды трубопроводов. Несмотря на все прогнозы фантастов, они и по сей день используются лишь для передачи жидких или газообразных веществ, а потому занимают очень важную, но крайне специализированную нишу.
Как ни странно, но авиация также относится к весьма узкоспециализированной группе транспорта. Аэродромы, на которые могут садиться действительно большие самолеты, перевозящие огромные количества грузов, есть в единичных городах, а малая, винтовая авиация, используется в очень ограниченных количествах и особой роли в масштабах страны не играет.
Единая транспортная система: роль, виды, основы развития в РФ
В статье рассказывается:
Совершенно очевидно, что на экономические показатели страны напрямую влияет транспортная обстановка. Без хорошего дорожно-географического сообщения никакая социальная, культурная, коммерческая, оборонная активность просто невозможна, так как всё начнёт тут же стагнировать и замирать. Единая транспортная система призвана обеспечить перевозку как людей, так и грузов, причем самыми разными путями и способами.
Хотите узнать, как обстоит транспортный вопрос сейчас в России? Читайте далее. Мы детально расскажем о задачах и видах данной системы, а также рассмотрим сложности её развития и управления именно в нашей стране. Будет познавательно и интересно.
Понятие единой транспортной системы
Все виды транспорта в стране взаимосвязаны и обеспечивают социально-экономическую потребность государства в пассажирских и грузовых перевозках, формируя собой единую транспортную систему. Это совокупность всех транспортных средств, перемещающихся по автомобильным и железным дорогам, водным, трубопроводным и воздушным путям общей протяженностью более 2 млн км. Наибольшая доля перевозок (75%) приходится на воздушный и автомобильный транспорт. Остальные виды представлены меньшим процентом.
Данную единую систему также формируют предприятия транспортного машиностроения и строительства, транспортно-экспедиционные компании, различные фирмы по подготовке соответствующих кадров. Доля каждого представленного в структуре транспорта зависит в первую очередь от спроса на перевозки, а также от качества, надежности и регулярности этих перевозок.
Понятие единой транспортной системы
Не существует ярко выраженной монополии на тот или иной вид транспорта, поскольку все эти виды служат общей цели, стыкуясь друг с другом для перевозки грузов или людей из начального пункта в конечный.
К примеру, грузоперевозка железной дорогой, морем или воздухом требует предварительной доставки груза автотранспортом соответственно к железнодорожной станции, порту или аэропорту и дальнейшей перегрузки.
Логистика «от двери к двери» возможна только автомобилями. Однако это наземный транспорт, эффективность которого зависит от преодолеваемого расстояния.
В процессе функционирования единой транспортной системы России различные виды транспорта комбинируются. Таким образом обеспечивается технологическое взаимодействие.
Разновидности используемого подвижного состава совместимы друг с другом техническими параметрами, размерными и весовыми характеристиками грузов, возможностью крепления и размещения этих грузов. ЕТС начала объединяться в одну целостную структуру благодаря широкому развитию контейнерных перевозок (в том числе на паромах) и выпуску универсальных судов для рек и морей.
Поскольку все виды транспорта работают в общем экономическом и правовом поле, для их функционирования требуется увязать и согласовать единую тарифную политику, а также создать соответствующую нормативно-правовую базу. Государство также должно регулировать каждый вид транспорта как на федеральном, так и на региональных уровнях.
Признаки единой транспортной системы
Любая сфера экономики страны обладает своими характерными особенностями, и ЕТС — не исключение. Перечислим специфические для данной системы признаки:
Свойства и характеристика единой транспортной системы
Данная система обладает следующими характерными свойствами:
1. Целостность
Если какой-то элемент в системе или связь между любыми элементами изменяет свое поведение, это сказывается и на всей системе.
2. Интегративность
ЕТС наделена уникальными свойствами, отсутствующими у всех ее элементов.
3. Иерархичность
Транспортная система является элементом более крупной структуры — национальной экономики. Аналогично и любой элемент самой ЕТС представляет собой систему нижнего уровня.
Означает постоянное и непрерывное развитие транспортной системы подобно любым другим системам.
5. Эмерджентность
Свойства всей системы в целом не характерны для каждого ее элемента в отдельности.
На состояние ЕТС по мнению специалистов влияют несколько факторов:
Роль и задачи единой транспортной системы
1. В экономике
2. В оборонной отрасли
От степени развития транспортной отрасли зависит в целом уровень цивилизации. Недооцененная роль транспорта в будущем негативно скажется на экономике государства. Следует помнить, что транспортный ресурс способен повысить экономический потенциал, а значит и повлиять на благосостояние граждан, улучшить их социальный статус.
Составляющие единой транспортной системы
Российская ЕТС представлена в виде сложной транспортной структуры, состоящей из следующих условных групп:
1. Магистральный транспорт общего пользования
Сюда включаются автомобили, морские суда, самолеты, железнодорожный и трубопроводный транспорт.
2. Промышленный транспорт
Предназначен для грузоперевозок между различными производственными зонами.
3. Городской транспорт
Осуществляет внутригородские пассажирские перевозки и включает в себя автобусы, троллейбусы, трамваи, метрополитен, службы такси.
Дополнительными элементами единой транспортной системы считают:
На выбор конкретных способов перевозок влияют размеры и развитость промышленности страны, а также роль грузопассажирских перевозок и их значение в экономике.
Основные виды транспорта
Наибольшая эффективность каждого рассматриваемого выше вида проявляется в конкретных областях применения.
Будучи частью единой транспортной системы страны, автотранспорт широко используется во внутригородских, межмуниципальных, межрегиональных и международных перевозках как самостоятельный вид транспорта и как сегмент для подвоза грузов к магистральным маршрутам. Большое значение автомобили имеют и в туризме как экскурсионный транспорт.
Принципы и сложности развития и управления единой транспортной системой РФ
Развитие единой автоматизированной транспортной системы России заключается в соблюдении следующих принципов:
Единая транспортная система России: истоки формирования, тенденции развития, резервы повышения эффективности (Евразийский международный научно-аналитический журнал)
Единая транспортная система (ЕТС) представляет собой совокупность всех видов транспорта, связанных экономическими, технологическими, техническими и нормативно-правовыми взаимоотношениями. Согласно определению Галабурда В.Г., Персианова А.А., Вакуленко С.П., Колокольникова В.С., ЕТС представляет собой «совокупность всех взаимосвязанных видов транспорта, обеспечивающих экономические и социальные потребности страны в перевозках. Базовой основой единой транспортной системы является сеть путей сообщения — железнодорожных, автодорожных, водных, трубопроводных, воздушных». Макарова Э.С. дополняет, что ЕТС — «это технологически, экономически, технически сбалансированная совокупность видов транспорта, удовлетворяющая потребности страны в перевозках, а также связанная общими нормативно-правовыми взаимоотношениями».
К основным свойствам, характеризующим ЕТС следует отнести:
1) целостность — состоит в том, что изменение поведения любого элемента транспортной системы или связей между ними изменяет систему в целом;
2) интегративность системы — заключается в том, что она обладает специфическими свойствами, которых нет у ее элементов;
3) иерархичность — так как транспортная система включена подсистемой в систему более высокого порядка — национальную экономику, но при этом «каждый ее компонент также является системой»;
4) динамичность — проявляется в том, что транспорт, как и любая другая система, постоянно пребывает в развитии;
5) эмерджентность — появление у системы свойств, не присущих её элементам в отдельности.
К факторам, оказывающим влияние на состояние ЕТС, мы предлагаем относить:
– состояние экономики страны, а также тенденции развития транспорта;
– структура экспорта и импорта товаров, составляющие комплектующие транспортной системы;
– размер территории и масштабов экономического пространства;
– наличие (или отсутствие) транспортной политики государства;
– многообразие хозяйствующих субъектов, участников транспортных процессов;
– особенности административного деления территорий, наличие границ, таможни и различных государственных контролирующих служб;
– противоречия интересов различных социальных групп.
Усков Н.С. обращает внимание, на то, что ЕТС следует рассматривать не только на уровне мультимодальных перевозок. Эффективность ее функционирования необходимо изучать с учетом внетранспортного эффекта от работы транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Он отмечет, что даже по самым скромным оценкам, внетранспортный эффект может в 7 раз превышать эффект транспортный. Именно это и определяет то положение, что создание ЕТС крайне важно для всей национальной экономики, а при расчете эффективности ее функционирования необходимо учитывать внетранспортные эффекты в количественном выражении.
Для определения тенденций и перспектив развития ЕТС России целесообразно рассмотреть ретроспективу ее формирования в нашей стране.
Транспортная отрасль России начала формироваться как единая система ещё со времен Александра III. Несмотря на существующее мнение о российском бездорожье, правительство Российской империи строительству дорог придавало большое значение, а когда в Великобритании появились первые рельсовые дороги, их сразу стали строить и в России. При этом взаимодополняемость дорог разного типа проявляется с самого начала. Мы не станем углубляться в средневековье и анализировать структуру путей «из варяг в греки или арабы», рассмотрим особенности российского транспорта с того момента, когда начали использоваться три его вида: внутренний водный, железнодорожный и автомобильный, то есть с конца XIX века.
В начале XIX века железнодорожное строительство выступало как экспериментальное и единичное, но уже через несколько десятилетий взгляды были пересмотрены. Стратегически важные дороги стали финансировать за счет средств казны и оставлять в государственной собственности. При этом расположение дорог, прежде всего, планировалось исходя из интересов царской семьи. Поэтому нет ничего странного в том, что первые вокзалы в Москве и С-Петербурге располагались в центре города, были тупиками и имели удобные подъезды со стороны царских и правительственных резиденций.
Первостепенным было строительство путей в направлении портов, а также основных курортов: в 1872 году открывается железнодорожное сообщение с Ростовом и Кавказскими Минеральными Водами, в 1875 году прошел первый товарный поезд через Джанкой в Севастополь.
Вообще Крым, несмотря на большие геологические сложности, уже при Николае II стал регионом, удачно совмещающим 3 вида транспорта (не кто иной, как Николай II настоял на строительстве двухполосной, т.е. широкой по тем временам, автодороге по всему побережью, что было крайне сложно сделать на том уровне развития дорожно-строительного дела).
Именно с этого момента можно говорить не просто о наличии дорог, а о формировании транспортной системы. Почтовые (автомобильные) дороги шли напрямую до портов и до вокзалов, железные дороги, в свою очередь, также соединялись с портами, с промышленными центрами и крупными, а кроме того, с курортными городами, стало возможным пользоваться разными видами транспорта для перевозки грузов и для транспортировки богатых пассажиров. Однако, не следует забывать, что транспорт в России всегда создавался исходя из военных интересов. Он имел первоочередную ориентацию на перевозку вооружения, а также на участие в военных действиях и противоборство с вражескими армиями.
В 1891 году Александр III подписывает указ о создании железнодорожного пути через Сибирь. Император полностью перекладывает расходы на казну, хотя расходы на железнодорожное строительство были крайне велики: с 1891 по 1902 годы на создание новых линий, было затрачено 1,7 млрд руб., из них 0,5 млрд руб. составили займы, а остальные 1,2 млрд руб. взяты из бюджета.
В 1903 году по всей протяжённости была введена в эксплуатацию Транссибирская магистраль. Она остается до сих пор самой протяженной трансматериковой магистралью и связывает Центральную европейскую часть России с портами на Тихом океане. В 1913 году протяженность железных дорог в России составляла более 70 тыс. км. К 1916 году, уже в разгар Первой мировой войны, царское правительство прокладывает железную дорогу в сторону Баренцева моря — где строится крупный порт. В 1917 году страну опутала сеть железных дорог, которые связали между собой основные моря (Черное, Баренцево, Балтийское, Японское), были созданы условия для максимального удобства при перевозке грузов разными видами транспорта. Необходимо уточнить, что в России водному транспорту уделялось большое значение, как морскому, так и речному. Но именно внутренний водный транспорт играл важную роль для народного хозяйства, в то время как морской транспорт преимущественно обслуживал внешнюю торговлю, а также развивался в интересах ВПК.
После распада Российской империи и создания Советского Союза транспортная сфера по-прежнему оставалась приоритетной. Начало Великой Отечественной войны показало и доказало ее эффективность. План эвакуации «с Запада на Восток», хоть и прошел неидеально, но обеспечил перевозку множества промышленных предприятий с оккупированных территорий в глубокий тыл. Ни до, ни после, не было ни одной операции, которая по своей сложности смогла бы приблизиться к плану эвакуации в СССР. Только речным транспортом в 1941–1945 годах было перевезено для фронта и тыла 200 млн т грузов.
Массовое развитие авиации, в нашей стране, как и во всем мире, начинается после Второй мировой войны. Справедливости ради можно отметить, что первый отечественный пассажирский самолет К-5 был произведен в 1930 году. Всего было более 30 моделей гражданских самолетов. Первым в мире реактивным пассажирским самолетом был советский Ту-104, который начали эксплуатировать с 1956 года. Широкое распространение получили самолеты Ил-18, на них были перевезены сотни миллионов пассажиров. Ил-62 (1960 год), межконтинентальный лайнер, с дальностью беспосадочного полета 9200 км с 10 тоннами коммерческой нагрузки. При полете до 6700 км она увеличивается до 23 тонн. Даже сейчас эти показатели весьма впечатляют, наверное, поэтому несколько машин до сих пор используют ВВС РФ и КНР. Тяжелый реактивный транспортный самолет Ил-76 (конструктор Г.В. Новожилов, 1972 год) был разработан для авиагрузовых перевозок.
Со временем и мировая, и отечественная практика в области самолетостроения пошла по пути совмещения грузовых и пассажирских перевозок. В сентябре 1988 года начались испытания самолета-аэробуса Ил-96–300. Он предназначался для дальних авиатрасс длиной 9–11 тыс. км, был рассчитан на 300 пассажиров, имел скорость дальнего магистрального полета 900 км/ч. Уже в конце 1960 годов в СССР пассажирская авиация за год перевозила более 100 млн человек.
Особое место занимал речной транспорт или, как его стали называть в XXI веке — внутренний водный транспорт. Несмотря на то, что период навигации в широтах нашей страны составляет в среднем семь месяцев, эффективность его достаточно высока. Во-первых, затраты на организацию судоходства по крупным рекам в 5–7-раз ниже, чем строительство дорог. Во-вторых, этот вид транспорта позволял перевозить большие объемы грузов, по сравнению, например, с автомобильным. Третье преимущество заключается в том, что водные пути позволяют попасть на труднодоступные территории Крайнего Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока. В 1974 году протяжённость внутренних водных судоходных путей сообщения составила почти 150 тыс. км, ежегодно перевозилось более 450 млн тонн грузов, а грузооборот достигал 21 млрд т·км.
За период с 1913 г. по 1975 г. грузооборот транспортом общего пользования увеличился в 41 раз, железнодорожного транспорта в 42,3 раза (превысив аналогичный показатель США в 2,7 раза), речного в 7,7 раза. Пассажирооборот вырос в 23, 10,3 и 14 раз соответственно. Автомобильным транспортом в 1970-х гг. ежегодно перевозилось более 4,5 млрд т грузов. Общая сеть внутренних воздушных сообщений к этому времени достигла 645,4 тыс. км. Во многом достигнутые показатели были обусловлены внедрением достижений научно-технического прогресса. Более 10% от общего объема капитальных вложений в экономику составляли инвестиции в развитие транспортной отрасли. На долю транспорта приходилось 9% всех рабочих и служащих и свыше 20% основных производственных фондов.
Делая промежуточные выводы, следует отметить, что транспортная система была сформирована и эффективно функционировала на территории СССР в течение более 30 лет. Единство транспорта, как отрасли народного хозяйства СССР, «обеспечивалось концепцией государственной транспортной политики развития транспортно-дорожного комплекса страны и регионов, предусматривающей полное, своевременное и качественное обслуживание пользователей транспортом и его эффективное функционирование». Существовал системный подход, предусматривавший согласованное развитие всех видов транспорта, как составных частей ЕТС страны. При планировании, развитии и эксплуатации все виды транспорта рассматривались как звенья единой комплексной транспортной системы, а основной задачей развития транспорта являлось рациональное и эффективное использование всех элементов транспортной системы, отсутствие диспропорций как внутри каждого вида транспорта, так и на стыках их взаимодействия.
Изменения произошли после распада СССР. Во-первых, некогда единая страна разделилась, появились границы, языковые барьеры и прочие организационные моменты, которые не позволили транспортной отрасли работать по-прежнему. Во-вторых, произошла частичная передача транспорта в частные руки и в условиях рыночной экономики главным критерием эффективности стали показатели прибыли. В настоящее время появилось много фирм, которые по замыслу реформаторов, должны были развивать конкуренцию на рынке транспортных услуг. Однако на практике, наличие большого количества предприятий в капиталоемкой отрасли привело к снижению эффективности использования финансов и ухудшению качества услуг. Как следствие, объем грузовых и пассажирских перевозок сократился (табл. 1 и 2, рис. 1).
Говоря о состоянии ЕТС РФ на современном этапе, можно отметить, что во многом транспортная система РФ унаследовала достижения ЕТС СССР, однако она оказалась перед системными вызовами. Наблюдается несбалансированность в развитии ЕТС, которая происходит из-за диспропорций в развитии разных видов транспорта. Очевидно, что, например, внутренний водный транспорт с каждым годом теряет свои позиции. При этом РЖД поддерживает и даже увеличивает свою сеть, а воздушный транспорт осваивает новые маршруты, но на зарубежной технической базе. Уровень развития транспортной инфраструктуры значительно отстает от аналогичного показателя ведущих стран. Размер капитальных вложений в технологическое обновление инфраструктуры крайне мал. Главной проблемой, по-прежнему, остаётся недостаток инвестиций в данную отрасль. Транспортные фирмы не имеют достаточных инвестиционных ресурсов, возможности привлечения сторонних финансов у них ограничены, государственная помощь ежегодно уменьшается.
Приводя в пример для сравнения китайскую транспортную систему, следует отметить, что она формировалась под воздействием как рыночных институтов, так и директивных механизмов планирования. По мнению Константинова А.А., именно плановые механизмы позволили на рубеже веков избежать конкуренции между различными видами транспорта, как это было в европейских странах, и построить единую систему, где они дополняют друг друга. На наш взгляд, Россия могла бы использовать этот опыт, поскольку государственное присутствие в транспортной отрасли у нас в стране до сих пор весьма велико.
Китайская программа включает комплекс мероприятий, в том числе:
1) создание железнодорожных скоростных магистралей, а также высокоскоростных автомагистралей и авиационных линий;
2) организацию разветвленной сети железных дорог, автодорог общегосударственного значения со средними скоростными параметрами;
3) наличие широкой сети из автодорог регионального значения, сельских автодорог, железнодорожных веток, артериальных водных путей, средней и малой авиации.
Международная практика стимулирует интеграцию национальных ЕТС, и в настоящее время уже существует глобальная система международных транспортных коридоров.
Таблица 1
Объем грузоперевозок по видам транспорта России в период с 1990–2019 г., млн т
Вид транспорта | Год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1990 | 2000 | 2005 | 2010 | 2015 | 2019 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Железнодорожный | 2140,0 | 1047,0 | 1273,0 | 1312,0 | 1329,0 | 1399,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Морской | 112,0 | 35,0 | 26,0 | 37,0 | 19,0 | 19,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внутренний водный | 562,0 | 117,0 | 134,0 | 102,0 | 121,0 | 108,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автомобильный | 15347,0 | 5878,0 | 6685,0 | 5236,0 | 5357,0 | 5735,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трубопроводный | 1101,0 | 829,0 | 1048,0 | 1061,0 | 1071,0 | 1159,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воздушный | 2,5 | 0,8 | 0,8 | 1,1 | 1,0 | 1,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего | 19264,5 | 7906,8 | 9166,8 | 7749,1 | 7898,0 | 8421,3 Таблица 2
|