В чем достижения социологической мысли в россии до начала xx в
Социологическая мысль в России XIX — начала XX вв
Значительное место в формировании теоретико-методологических принципов социологических исследований, в обогащении современных знаний исторического развития принадлежит русской социологической мысли второй половины XIX начала XX вв.
История социологии России XIX—XX вв. — это часть общемировой социологической культуры. Социология того периода теоретически выражала в различной форме требования реформирования существующих в России порядков. Поэтому ее появление в России после реформы 1861 г. является не случайным, а вполне закономерным явлением, поскольку именно в это время начались интенсивные процессы индустриализации и урбанизации, изменения структуры общества, в результате чего идеи и идеалы дореформенного времени потеряли свою актуальность.
Вызванная реальной обстановкой того времени востребованность научно-рационалистического объяснения социальных процессов в их связи с общественным целым, желание адекватного понимания проблем социальной жизни привели к развитию социологии в России в традициях позитивизма. Работы русских социологов-позитивистов получили признание и известность во всем мире.
Для русской социологической мысли характерен ряд специфических черт:
антропологизм, то есть интерес к человеческой жизни;
историчность — при построении отвлеченных общественных теорий она отталкивается от конкретной русской действительности, ее интересуют будущее предназначение Российского государства и его роль в мировом историческом процессе;
синтетичность при изучении общества как органичного целого;
противоречивость (противоборство между славянофилами и западниками);
тесная связь социальной теории с антикрепостническим движением и отечественными революционными традициями;
связь социологической теории с французским Просвещением и немецким романтизмом, широкое распространение в России в конце XIX и начале XX в. марксизма, его растущее влияние на социально-политическую жизнь общества.
Во второй половине XIX в. в России зарождается ряд социологических школ и направлений. О школах как таковых можно говорить с некоторой долей условности. Институционально они не были оформлены, и в основном под ними подразумевалась идейная общность, литературное сотрудничество и дружеские контакты. Можно лишь с определенными оговорками говорить об одной сложившейся субъективной школе и двух неоформленных, полуорганизованных школах М.М. Ковалевского и Л. И. Петражицкого.
Развитие социологии шло в рамках натуралистического и психологического направлений. Натуралистическое направление представляли идеологи географического детерминизма Л. И.Мечникова (1838—1888) и др., и органицизма А.И. Стронина (1826-1889) и П.Ф. Лилиенфельда(1829-1903).
Представителями психологического направления были: Е.В. де Роберти (1843-1915), Н.И. Кареев (1850-1931), Н.М. Коркунов (1853-1904).
Особое место в этот период занимали плюралистическая школа М.М. Ковалевского (1851-1916) и ортодоксальный марксизм Г.В. Плеханова (1856-1918).
Для всех направлений и теории социологической мысли России характерным было обращение:
к процессам общественного развития страны;
специфике социально-классовых отношений и генезису социальных институтов;
роли личности и народных масс в историческом развитии.
Так, сторонники народнической социологии, исследуя социально-психологические аспекты общественных отношений и закономерности их развития (теория подражания Н.Михайловского,теория космического существования и будущности человечества Н. Кибальчича и Н. Морозова), отстаивали идею самобытности русской социально-экономической и политической жизни.
М.М. Ковалевский:
принадлежал к числу создателей сравнительно-исторического метода, разработанного в рамках исторической социологии;
попытался обосновать плюралистический подход к обществу, многофакторности социального развития;
полагал, что социология «является синтезом результатов, полученных конкретными общественными науками». Социология, отмечал он, — это наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития.
В социологической теории М.М. Ковалевского учитывалось действие совокупности биологических, психических и экономических факторов. С помощью принципа плюрализма он пытался преодолеть односторонность уже существующих направлений в социологии. Для того, чтобы получить истинный взгляд на общество, необходимо было синтезировать все положительное различных социологических школ.
В центре социологической теории М.М. Ковалевского находится также учение о солидарности, с помощью которого ученый:
объяснил историческое движение человечества как постоянный рост солидарности;
строится концепция прогресса, при этом под социальным прогрессом подразумевается расширение сферы солидарности между социальными группами, классами и народами.
Поэтому основной задачей социологии, по мнению М.М. Ковалевского, является выявление сущности солидарности, а также описание и объяснение ее многообразных форм и видов. Он отрицательно относился к революции как источнику общественного прогресса, считая ее патологией.
М.М. Ковалевский также выдвинул идею эволюции, т. е. органической смены стадий общественного развития. Ученый считал, что, используя сравнительно-исторический метод через «параллельное изучение факторов и явлений общественной эволюции народов, можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни». С помощью этого метода он пытался выявить общее и особенное в социальных явлениях. Его интересовали, главным образом, истоки и генезис основных социальных институтов. Предметом изучения и социологического осмысления были такие социальные институты, как род, семья, община, институт частной собственности и государство.
Начало марксистской традиции в русской социологической теории положил Г.В. Плеханов, разрабатывавший вслед за К. Марксом проблемы материалистического понимания истории, роли личности и народных масс в общественном развитии.
Труды В.И. Ленина ознаменовали особый этап в развитии отечественной социологии. Ленин впервые из видных теоретиков соединил теорию с практикой. Это был деятель, одержимый революцией: в этом его преимущество и недостаток. Ленин и сформировался вначале как революционер, а потом уже как теоретик. Он читал К. Маркса именно с позиций политика, нацеленного на революцию, что и стало основой для детальной подготовки и проведению социалистической революции. А все, что мешало этому, Ленин просто отметал. Подобная заданность объективно ограничивала теоретические воззрения и политическую практику Ленина.
Основные положения ленинизма:
марксизм — идеологическая и теоретическая основа революции;
новые явления (того времени) капиталистического развития России делают возможным и реальным подготовку и осуществление революции;
необходимо использовать традиции русской социальной мысли и революционного движения.
Ленинские идеи социальной философии, строительства нового общества, трансформированные в политику КПСС, определили дальнейшее развитие социологии в СССР, реальной практики общественной жизни в России.
Социологическая мысль в России
Становление социологии как самостоятельной науки начинается в России со второй половины XIX в., когда в условиях пореформенного развития страны заметно возрос интерес к социальным и духовным проблемам жизни общества, к вопросам справедливости и общественного прогресса. В развитии социологической мысли в дореволюционной России можно выделить три этапа: I) с начала 1860-х гг. до 1890 г.; 2) с 1890-х гг. до начала XX в.; 3) с начала XX в. до 1917 г.
Первый этап был связан с возникновением целого ряда социологических школ и направлений, большинство из которых сложилось под влиянием позитивистской социологии О. Конта (2.8). В позитивизме российских социологов привлекало стремление к научному методу, синтезу знаний, изучению всеобщих социальных законов. Однако увлечение им не было простым заимствованием. Напротив, российские социологи никогда не были ортодоксальными позитивистами и относились к идеям О. Конта достаточно критично.
Наиболее полное развитие позитивистский подход получил в научном творчестве М. М. Ковалевского (1851 — 1916) — известного историка, этнографа и социолога. Он одним из первых применил сравнительно-исторический метод в социологии, с помощью которого исследовал генезис различных социальных явлений, анализировал их «эмбриональные» формы. Этот концептуальный подход Ковалевский называл «генетической социологией», с позиций которой он рассматривал, в частности, происхождение семьи, собственности и государства.
В русле позитивизма развивалась и «натуралистическая» школа, в рамках которой возникло несколько течений и направлений социологической мысли. Среди них большой самобытностью отличалась концепция географического детерминизма, разработанная крупным географом и социологом Л. И. Мечниковым (1838—1888). Решающую роль в развитии общества этот ученый отводил влиянию гидрологического фактора (рек, морей, океанов). Его теория содержала немало ценных идей, относящихся к пониманию механизма взаимодействия природы и общества.
В лоне «натуралистической» школы сформировалось также «социал-органическое» направление, которое развивалось под сильным влиянием социологических взглядов Г. Спенсера (2.9). Однако А. И. Стронину (1826-1889) и П. Ф. Лилиенфельду (1829-1903), наиболее авторитетным представителям этого направления, удалось выйти за рамки классических аналогий между обществом и организмом. Так, Стронин стремился установить специфические законы функционирования «социального тела», которые он усматривал в проявлении в общественной жизни особых социологических и политических законов.
Особенно заметную роль на первом этапе развития социологии в России играла «этико-субъективная» школа, наиболее яркими представителями которой были видные публицисты, идеологи народничества П. Л. Лавров (1823-1900) и Н. К. Михайловский (1842-1904). Эти мыслители, критикуя натурализм и биологизаторство в социологии, считали, что объективное изучение общественных явлений должно сочетаться с их субъективной оценкой, основанной на принципах этики и социальной справедливости. В центре их научных интересов находились вопросы общественного прогресса и социального идеала. В качестве ведущей силы общественного прогресса Лавров и Михайловский рассматривали «критически мыслящую личность» которая в их трактовке выступала как творец истории и одновременно как носитель нравственного идеала.
Главная задача социологии как науки, по мнению Лаврова и Михайловского, состоит в том, чтобы раскрыть гуманистическое содержание общественного прогресса и соотнести его с потребностями развития личности. Сущность прогресса они видели в росте социальной солидарности и сознательности личности, в смене застывших социокультурных форм гибкими, динамичными структурами и отношениями, отвечающими общественному идеалу.
На втором этапе (1890 г. — начало XX в.) начинается процесс институционализации социологии, которая проникает в академическую среду и все более положительно оценивается в научных и общественных кругах. Предпринимаются отдельные попытки преподавать социологию как учебную дисциплину. Однако намерения открыть кафедры или факультеты социологии не получают поддержки правящих кругов. Нет и специальных социологических изданий. Тем не менее количество публикаций по социологии продолжает расти. Переводятся и издаются практически все работы наиболее известных западных социологов.
В тот же период возникают новые направления в социологии, среди которых наиболее влиятельным становится социологическая школа права. Представители этой школы — известные правоведы и социологи Н. М. Коркунов (1853-1904), С. А. Муромцев (1850-1910), П. И. Новгородцев (1866—1924) и др. — выступали с резкой критикой позитивизма и стремились дать нормативистское, нравственно-правовое обоснование общественной жизни. Заслуга этих исследователей состояла в том, что им удалось глубоко разработать ряд гносеологических и методологических проблем социологического познания.
К концу второго этапа российская социология выходит на международную арену. Российские социологи активно участвуют в работе Международного института социологии, а М. М. Ковалевский и П. Ф. Лилиенфельд избирались его президентами. В то же время наметились сдвиги и в процессе институционализации российской социологии. Благодаря усилиям М. М. Ковалевского в 1908 г. была открыта первая в России кафедра социологии при частном Психоневрологическом институте в Петербурге. Кафедра провела большую работу по организации преподавания социологии, осуществила четыре выпуска сборника «Новые идеи в социологии».
Третий этап (начало XX в. — 1917 г.) развития российской социологии характеризуется признанием се в качестве объективной науки и ростом интереса к проведению широких эмпирических социологических исследований. Ведущей ориентацией социологической мысли на этом этапе становится неопозитивизм, наиболее известными представителями которого были К. М. Тахтарев (1857—1925) и П. А. Сорокин (1889-1968).
Среди российских социологов К. М. Тахтарев одним из первых обратил внимание на важность использования в социологии эмпирических методов — наблюдения, эксперимента и социально-статистического измерения. Он постоянно подчеркивал, что без математики социология не может стать точной и объективной наукой. Отсюда его стремление переориентировать социологию на изучение функциональных, а не эволюционных законов, ибо установление последних не опирается на математические методы верификации знания.
Наиболее развернутое обоснование неопозитивистская концепция получила в работах П. А. Сорокина, который сформулировал пять «основных и руководящих принципов» социологического подхода: 1) социология как наука должна строиться по типу естественных наук; 2) социология должна изучать мир таким, каков он есть; 3) социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные эмпирическому измерению; 4) поскольку социология стремится быть опытной и точной наукой, она должна отказаться от «философствования» в смысле создания умозрительных систем; 5) разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу.
Итогом российского периода творчества П. А. Сорокина (в 1922 г. он был выслан из России) является двухтомная «Система социологии». Высказанные здесь идеи о критериях социальной стратификации (6.4), вертикальной и горизонтальной мобильности (6.7), методологии изучения социальных групп и социальной структуры общества стали исходными для тех теорий и концепций, которые принесли их автору всемирную известность.
Научная и организационная деятельность П. А. Сорокина во многом способствовала ускорению процесса институционализации социологической науки. При его активном участии создается первое в стране социологическое общество, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, учреждается ученая степень по социологии.
Процесс институционализации социологии по инерции продолжился и в первые годы советской власти: в 1920 г. в Петроградском университете был открыт первый в стране социологический факультет, который возглавил П. А. Сорокин. Однако в дальнейшем социология была объявлена буржуазной наукой и научные исследования в этой области были запрещены.
Таким образом, социология в дореволюционной России развивалась как часть общемировой социологической мысли. Испытывая влияние различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвинула немало собственных теорий и концепций, отразивших своеобразие развития российского общества.
Возрождение социологической науки в нашей стране начинается в конце 1950-х — начале 1960-х гг. в связи с либерализацией политического режима. В 1969 г. был создан Институт конкретных социальных исследований (ныне Институт социологии). С 1974 г. счал издаваться журнал «Социологические исследования», появились социологические службы на предприятиях. Последующее интенсивное развитие социологии связано с кардинальными переменами в жизни страны начиная с середины 1980-х гг. В 1987 г. был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а также ряд независимых социологических служб. Опросы населения по самым разным вопросам, практическое использование социологической информации стали распространенным явлением. Социология вошла в структуру высшего образования, стала преподаваться в качестве учебной дисциплины. Открылись широкие возможности для интеграции российской социологии в мировое научное сообщество.
Значительный вклад в развитие современной социологической мысли вносят известные отечественные социологи: И. В. Бестужев-Лада, Т. И. Заславская, А. Г. Здравомыслов, Ю. А. Левада, Г. В. Осипов, В. А. Ядов и др.
Развитие социологической мысли в России
Социологическая мысль в России развивалась как часть общемировой социологической науки.
Представители отечественной социологической мысли в конце XIX — начале XX в. обозначили многие направления развития современной социологии.
Значительный вклад в разработку проблем материалистического понимания истории внесли Г.В. Плеханов и В.И. Ленин. Каждый из них по-своему пытался соединить теорию марксизма с революционным движением масс.
Представители легального марксизма в своих трудах обосновали объективный и закономерный характер развития капитализма в России, его неизбежность. Они придерживались взглядов совершенствования капитализма путем социальных преобразований.
5. Неопозитивизм (П.А. Сорокин, 1889—1968) основой социологического анализа считал социальное поведение, взаимодействие людей. В своем основном труде «Система социологии» (1920) он сформулировал теоретические основы своей системы — теории социальной стратификации и социальной мобильности (именно он ввел эти термины в научный оборот). Основой социологического анализа Сорокин считал социальное поведение, социальное взаимодействие.
Предметом социологии, по его мнению, является общественная жизнь и ее процессы, которые могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или более индивидов. Взаимодействие двух индивидов — это простейшее социальное явление («социальная клеточка»), из которого образуются более сложные общественные явления.
Согласно теории социальной стратификации, общество делится на страты (слои), которые различаются между собой по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что не может быть общества без расслоения и неравенства.
Сорокин ввел понятие социальной мобильности — перемещения индивида из одной социальной позиции в другую.
Социальная стратификация и мобильность — неизбежные явления в жизни общества, так как люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д. Сам факт совместной деятельности людей требует организации, а значит, руководителей и подчиненных. Поэтому общество стратифицировано всегда, и неравенство — естественное и неизбежное явление, но это неравенство должно быть разумным. Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности. Оно должно предоставить каждому человеку материальные и духовные блага «по степени его личного социально полезного труда» (по заслугам).
Сорокин рассматривал социальное равенство как:
В своих поздних работах Сорокин основное внимание уделяет идеям альтруистической любви, нравственного возрождения, этической ответственности и солидарности, культурных ценностей.
Основные труды: «Система социологии», «Социология революции», «Социальная и культурная динамика», «Социальная и культурная мобильность».
Российская социология начала XX в. развивалась в русле общемировой социологической науки. Ее историческое и культурное своеобразие определялось тесной связью с гуманистическими идеалами, ее интегрированным подходом, сочетающим социологию с психологией, историей, правом и другими общественными науками, тревогой за будущее Отечества.
В 1920-е годы продолжается интенсивное развитие теоретической социологии. Однако основная направленность этих работ заключается в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма.
В 1930-х годах социология была провозглашена философской наукой. Это привело к прекращению существования социологии как науки. Отдельные ее направления развивались в рамках смежных дисциплин — демографии, статистики, психологии.
В начале 1960-х годов начинается возрождение социологии в России. Процесс возрождения социологии был неоднозначен и противоречив, право на существование социология получила как наука, занимающаяся конкретными социологическими исследованиями.
С начала 1990-х годов социология восстановлена как равноправный член среди гуманитарных наук.
Социологическая мысль в России до начала XX века
Изменение общественных отношений, вызванное развитием капитализма вРоссии после реформ 60— 70-х гг., порождало объективную необходимость возникновения различных социологических школ и направлений. Основными из них явились — географическое (Л.И. Мечников, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский); органическое (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд); субъективистское (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский), психологическое (Л.И. Петражицкий, Н.И. Кареев); многофакторное (М.М. Ковалевский), диалектико-материалистическое, марксистское (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин) и другие. Не имея возможности даже кратко охарактеризовать каждое из них, остановимся здесь только на четырех последних как наиболее важных.
П.Л. Лавров прежде всего стремился выявить связь и различие между социологией и историей. Общество и его законы, считал он, могут быть познаны лишь в той степени, в какой осмыслена сама история. Социологические вопросы тесно переплетены с историческими. Это связано с тем, что социология и история начинают изучение общества с изучения человека как естественного явления. Сам Лавров так определял социологию: «Социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями».
Лавров считал, что в общественном развитии происходило одновременно усиление сознательности личности и солидарности в обществе. Эти два взаимосвязанных процесса и есть объективные признаки социального прогресса. В работе «Задачи понимания истории» П.Л. Лавров дает следующую формулу прогресса: «Прогресс, как смысл истории, осуществляется в росте и скреплении солидарности, насколько она не мешает развитию сознательных процессов и мотивов действия в личностях. ».
К концу XIX столетия в России сложилось и стало получать все большее распространение и марксистское направление в социологии, виднейшими представителями которого были Г.В. Плеханов и В.И. Ленин.
Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) подверг резкой критике субъективистский подход русских народников к оценке общественного развития в пореформенной России, развивал социологические идеи марксизма в свете материалистического понимания истории, разработал вопрос о соотношении роли личности и народных масс в истории.
Народники-субъективисты считали, что Россия идет своим самобытным путем, и, поскольку капитализм «искусственно пересажен» в Россию, он для самобытного русского экономического строя случаен, является упадком, регрессом. Поэтому надо задержать, остановить развитие капитализма, «прекратить ломку» капитализмом вековых устоев русской жизни. Плеханов сопоставлял условия возникновения и историческую роль капитализма на Западе с условиями развития его в России, выяснял общие предпосылки развития капитализма в различных странах и отсюда делал вывод об ошибочности противопоставления России Западу. Он показывал, что капиталистические отношения пробивают себе дорогу, как в городе, так и в деревне, ведут к разложению «устоев крестьянского мира» — общины.
Плеханов, последовательно отстаивая марксистский детерминизм, выступал против волюнтаризма в истории. Он рассматривал историю человеческого общества как необходимый закономерный процесс и вместе с тем как продукт деятельности людей. Он считал, что существует тесная взаимосвязь между объективной и субъективной сторонами общественной жизни. Плеханов выступал против тех социологов, которые приписывали Марксу взгляды, согласно которым историческая необходимость якобы действует автоматически, независимо от деятельности людей.
С аналогичных позиций выступил против социологии народников в своих ранних работах Владимир Ильич Ленин (1870-1924). В полемике с буржуазной и народнической социологией он развивал марксистское положение об общественной формации, согласно которому общество — это живой организм в его функционировании и развитии, находящийся на определенной ступени исторического развития. Вслед за Плехановым Ленин показывает порочность субъективистской методологии в оценке роли личности в истории. Но если Плеханов, полемизируя с народническими социологами, в основном разрабатывал вопрос о роли личности в истории, то Ленин больше внимания уделял роли классов, народных масс. Он подчеркивал, что главным недостатком предшествующих социологических теорий являлось непонимание роли народных масс в истории. Они «не охватывали как раз действий масс населения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественноисторической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий», — писал Ленин.
В историю русской социологической мысли Кареев вошел как последний крупный исследователь, который использовал в своих работах субъективный метод. Историческое и сравнительное изучение, говорит Кареев, подготавливает только материал для социологического мышления, с которым связан субъективный метод. Отдельные события, как и общество в целом, неизбежно оцениваются с точки зрения определенного идеала.
К концу XIX в. в российской социологии обнаружилась несостоятельность географического детерминизма, биологического и психологического редуктивизма. Стало очевидно, что при решении сложных социальных проблем нельзя полагаться на какой-либо один фактор, а необходимо учитывать всю совокупность и взаимодействие социальных явлений и элементов. Так в российской социологии выдвинулся плюралистический подход к изучению общества, выразителем которого был выдающийся русский ученый М.М. Ковалевский (1851-1916). Его творческое наследие обширно и многогранно. Назовем лишь его главные труды по социологии: «Современная социология», «Очерк развития социологических учений», «Социология» в 2-х томах, написанные в последнее десятилетие его жизни. Как социолога М.М. Ковалевского интересовали следующие проблемы: связь социологии с историческими науками; сравнительно-исторический метод исследования; многофакторный подход к изучению общества; социальные закономерности и. общественный прогресс.
Ковалевский был лично знаком с Марксом, который побудил его к анализу экономического развития общества. Но верный идее многофакторности развития общества, он не абсолютизировал эту сторону. Он не принял идею Маркса о классовой борьбе как средстве решения социальных проблем. Ему гораздо ближе были идеи гармонии труда и капитала и способности государства решать все конфликты мирным путем. Поэтому и понятие социального прогресса для Ковалевского было связано с расширением солидарности.
Ковалевский считал, что социология отвлекается от случайных событий и указывает общую тенденцию развития общества. Цель социологии «раскрыть причину покоя и движения человеческого общества, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой». В классификации наук Ковалевский помещает социологию вслед за биологией и психологией.
Одним из важнейших методов социологии Ковалевский считал сравнительно-исторический метод, который, по его мнению, был наиболее научным. В соответствии с этим методом у различных народов можно выделить группы, сходные по своим политическим, историческим, юридическим процессам и дающие возможность установить факт прохождения различными народами и государствами одинаковых стадий развития. Сравнительно-исторический метод основывается на признании единства и целостности человеческого общества, на существовании исторических закономерностей, которые он призван обнаружить. Но один сравнительно—исторический метод сам по себе еще не гарантирует успеха исследования. Ковалевского не может удовлетворить хотя и правильная, но слишком узкая сфера исследования общественных явлений. Он считал, что необходимо брать общество во взаимосвязи всех его сторон и строить сравнение на предельно широком материале. Ковалевский видел основную ценность этого метода не в открытии новых фактов, а в научном объяснении уже имеющихся, в возможности «постепенного восхождения до общих мировых причин развития» социальных явлений.
Общественные явления Ковалевский пытался объяснить путем анализа их происхождения. Свой метод Ковалевский назвал «генетической социологией». С этих позиций он рассматривал, в частности, происхождение семьи, собственности и государства. Для него процессы возникновения классов и государства лежат в разных плоскостях и не связаны между собой. Социальная дифференциация зависит от разделения труда, которое в свою очередь вызвано ростом плотности населения. Следовательно, причина образования классов, социальных групп, сословий — экономический и биологический факторы, а главная причина возникновения государства коренится в психологическом факторе.
Для Ковалевского социальный прогресс является основным законом социальной жизни. Он не раз повторял, что «без идеи прогресса не может быть и социологии». Содержание прогресса Ковалевский отождествлял с расширением сфер солидарности не только в психологическом плане, но и в виде роста объединения людей, их социального единства. Прогресс «раскрывает законы, управляющие ростом человеческой солидарности», — писал Ковалевский. Главным признаком прогресса является расширение сферы замиренности. Важнейший социальный закон есть закон «роста человеческой солидарности», а не закон трех стадий О. Конта. Закон солидарности более универсален и относится к обществу в целом. Ковалевский считал солидарность людей нормой, а классовую борьбу — отклонением от нее. На смену жесточайшим классовым битвам идут гармония и дружба людей. Даже между трудом и капиталом, по его мнению, «разобщенность не растет, а уменьшается». Ковалевский признавал, что революции двигают общество вперед, но это движение происходит «в противоестественной форме». Прогресс общества закономерен, а революция не есть историческая необходимость, а есть следствие ошибок правительства. Нормальный исторический процесс основан на гармонии, соответствии всех сторон общества, а если эта гармония нарушена, тогда появляется почва для революции.
1. Какие основные направления социологии получили развитие в России до начала XX в.?
2. В чем суть субъективистского направления в социологии, особенно социологии народничества? Кто его основные представители?
3. Что характерно для марксистского направления в социологии в России конца XIX в.?
4. Что такое психологическая школа в российской социологии и в чем заслуга ее основных представителей?
5. В чем основной смысл социологической концепции М. М. Ковалевского?