В чем достоинства и недостатки наблюдения как метода психодиагностики
Достоинства и недостатки метода наблюдения
Главное достоинство его в том, что педагог получает ценные факты непосредственно из жизни (в процессе обучения, в ходе воспитательных мероприятий, родительских собраний и т.д.). Наблюдение за теми или иными сторонами жизни и деятельности человека помогает педагогу объяснить факты, установить связи, зависимости и пр. В процессе наблюдения педагог ставит перед собой вопросы, рассуждает, строит предположения и т.д. В этом отношении метод наблюдения незаменим.
Метод наблюдения позволяет фиксировать событие в момент его протекания, а также получать информацию о действиях индивидов вне зависимости от их установок на «желательное», «одобряемое» поведение (что не исключается при опросе, лабораторном эксперименте.
К недостаткам наблюдения следует отнести его субъектность. Сам факт знания исследуемыми, что за ними наблюдают, зачастую приводит к изменению поведения и сказывается на результатах. Личностные особенности, установки, предшествующий опыт, эмоциональное состояние педагога и многое другое могут значительно повлиять на интерпретацию итогов наблюдения. В этом отношении они содержат информацию не только об объекте наблюдения, но и о самом педагоге.
Чтобы в ходе наблюдения обнаружить какие-либо причинно-следственные связи между процессами и явлениями, требуются значительные затраты времени, что противоречит желанию педагога поскорее получить эмпирический материал. В то же время при длительном наблюдении исследователь адаптируется к происходящим событиям, что тоже ведет к снижению объективности результатов наблюдения.
Сколько времени необходимо для «живого» изучения объекта? Многое зависит от научной проблемы, от предмета исследования: если, например, он связан с родительскими собраниями, то, очевидно, придется не один учебный год следить за проведением собраний; если изучается учебный процесс, то может потребоваться от двух-трех месяцев до двух-трех лет. При изучении психолого-педагогических зависимостей можно ориентироваться на такое явление, как повторяемость фактов: если в процессе наблюдения факты, фиксируемые в таблице, начинают повторяться, то можно дальше не наблюдать по данной программе, а переходить к следующей. В таких случаях устанавливается тенденция, свидетельствующая об устойчивости наблюдаемого явления.
Недостатком метода наблюдения часто является его однократность, неповторяемость. Ряд интимных ситуаций абсолютно недоступен наблюдению по соображениям этического, морального плана. Влияет на представительность результатов такой фактор, как ограниченность круга наблюдаемых. Материалы наблюдения сравнительно трудно поддаются количественной обработке. Для этого требуются использование оценочных шкал, подсчет регулярности, частоты происхождения того или иного события.
Даже грамотно проведенные наблюдения, как правило, не обеспечивают в достаточной мере проникновения в сущность изучаемого явления, действий учащихся и пр. Сфера наблюдения ограничена, и не все можно изучать данным методом. Вот почему возникает необходимость сочетать наблюдения с другими методами исследования.
6. Ошибки наблюдения
Выделяют следующие типичные ошибки наблюдения:
Ш Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
Ш Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
Ш Ошибки центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
Ш Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
Ш Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
Ш Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Методы наблюдения и эксперимента. Их преимущества и недостатки
Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени и в естественных условиях.
Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказаться, комментировать ситуацию.
К объективным недостаткам метода наблюдения, прежде всего, относят:
Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной информации может оказывать влияние:
Это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. Основная масса эмпирических фактов получена экспериментальным путем. Но метод эксперимент применим не во всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей. Недостатки эксперимента оказываются обратной стороной его преимуществ. Весьма сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он испытуемый. Если это не удается, то более чем вероятны скованность испытуемого, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр. Для обеспечения скрытности процесса естественного эксперимента, его нельзя проводить многократно и ограничиваются возможности использования аппаратуры, что является также негативной стороной данного метода.
Наблюдение как психодиагностический метод
Наблюдение как метод исследования поведенческих реакций человека и его виды (контролируемое, открытое, включенное, полевое, лабораторное, систематическое, эпизодическое, стандартизированное, выборочное). Его преимущества и недостатки, типичные ошибки.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 30.04.2014 |
Размер файла | 13,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Московский психолого-социальный университет»
Тема: «Наблюдение как психодиагностический метод»
1. Общее понятие «наблюдение»
2. Особенности наблюдения
3. Преимущества и недостатки метода наблюдения
4. Типичные ошибки наблюдения
6. Метод наблюдения
Наблюдение относится к одному из основных методов психологического исследования, состоящее в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
Существуют различные приемы и методики наблюдения за поведенческими реакциями человека, позволяющие опытному наблюдателю проникнуть во внутренний смысл тех или иных внешних проявлений. Существуют различные приемы и способы наблюдения и интерпретация различных поведенческих реакций людей, по которым можно судить о типологических чертах характера, особенностях интеллектуальной сферы человека, степени эмоциональной возбудимости и пр.
наблюдение поведенческий лабораторный эпизодический
1. Общее понятие «наблюдение»
2. Особенности метода наблюдения
— непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;
— данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;
— целостное восприятие наблюдаемой ситуации;
— зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;
— влияние наблюдателя на объект наблюдения;
— влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.
Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.
Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.
Отличия научного наблюдения от обыденного:
— четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;
— осуществляется по заранее продуманному плану;
— данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;
— полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.
Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.
3. Преимущества метода наблюдения
— непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;
— оперативность получения информации;
— объективность, конкретность данных;
— единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;
— расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;
— возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.
— возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;
— возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.
Недостатки метода наблюдения:
— локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;
— невозможность повторения событий ситуации;
— трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;
— искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;
— пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.
— ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;
— субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.
Недостатки метода наблюдения
-локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;
-невозможность повторения событий ситуации;
-трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;
-искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;
-пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.
-ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;
-субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.
4. Типичные ошибки наблюдения
Наблюдение незаменимо в случаях, когда:
— необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию,
— нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Все разновидности наблюдения могут сочетаться различным образом.
— заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов
— применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда исследователь знаком с изучаемым явлением.
— применяется в исследованиях разведывательного плана с целью предварительного знакомства с проблемой,
— при проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации.
Применяется на практике на начальном этапе исследования, а также совместно с другими методами сбора данных, дополняя и контролируя полученную информацию.
предполагает оповещение наблюдаемых о проводимом наблюдении,
— осуществляется с целью изучения психологической совместимости группы, экипажа, а также выявления лиц, склонных к отклоняющемуся поведению.
— предполагает непосредственное участие наблюдателя в происходящих событиях,
— исследователь может не выделяться как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение данной совокупности как бы изнутри.
Включенное наблюдение не всегда используется как скрытое. Возможны и варианты включенного открытого наблюдения.
Варианты включенного наблюдения:
— осуществляется со стороны,
— наблюдатель не является участником происходящих событий.
Невключенное наблюдение может быть как скрытым, так и открытым.
— самый распространенный вид исследования,
— протекает в естественных для наблюдаемых условиях;
— реально отражает различные стороны жизни и деятельности объекта.
При полевых обследованиях следует различать наблюдение:
Пример безучастного наблюдения может служить наблюдение на стадионе во время футбольного матча за поведением фанатов. Естественно, никто из них не подозревает о том, что их «исследуют», следовательно, процедура никак не влияет на обычное самовыражение наблюдаемых людей.
О том, что ведется включенное пассивное наблюдение, догадаться не так уж просто, особенно в том случае, если исследователь ведет себя непринужденно и производит впечатление просто любознательного «чужака».
В случае активно соучаствующего наблюдения исследователь живет вместе с группой или сообществом, которые он изучает, принимая непосредственное участие в их деятельности.
— характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные,
— исследователь сам определяет эти условия, место и время проведения наблюдения.
— проводится регулярно с заданной периодичностью,
— осуществляется по достаточно структурированной методике с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя, по определенному плану,
— выделяются регистрируемые особенности поведения (переменные),
— классифицирует условия внешней среды.
Несистематическое (случайное) наблюдение:
— обычно не планируется, является богатым источником информации,
— трудность данной разновидности наблюдения состоит в непредсказуемости, случайности возникновения событий,
— продуктивно в течение более или менее продолжительного промежутка времени.
Проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.
Важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.
Чаще всего применяется на начальной стадии психологического исследования с целью определения проблемной ситуации.
Стандартизированное наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их.
Наблюдение может быть:
— с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов (аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.).
В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно:
— движения индивидов и целых групп.
Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия.
6. Метод наблюдения
В программе прописываются этапы процедуры исследования методом наблюдения:
1) выявляется проблемная ситуация,
2) определяются цели и задачи,
3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;
4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;
6) выбирается метод обработки результатов;
7) осуществляется наблюдение согласно плана;
8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.
Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы:
Наблюдение как метод сбора данных, широко используется в различных схемах исследований.
Наблюдение включено в организацию беседы с испытуемым, данные наблюдения учитываются при интерпретации результатов психодиагностических или экспериментальных процедур.
Как видно, метод наблюдения не так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехом быть применен в ряде социально-психологических исследований.
Список используемой литературы
1. Андрееева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999.
2. Рогов Е.И. Общая психология. М. ВЛАДОС, 1998.
3. Панферова В.В. Социология образования //СПЖ. 1996. №4.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Психологическое наблюдение как метод сбора информации, классификация видов наблюдения. Интерпретация различных поведенческих реакций личности и особенностей интеллектуальной сферы человека. Классификация методов обучения и основных видов образования.
контрольная работа [32,2 K], добавлен 20.11.2010
Социально-психологическое наблюдение как метод сбора научной информации. Направленное, систематическое прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов и событий. Виды и этапы исследования методом наблюдения; схема наблюдения Бейлза.
доклад [23,4 K], добавлен 18.01.2010
Методики диагностики психомоторного, эмоционального, сенсорного развития детей младшего возраста. Совокупность средств исследования особенностей психического развития новорожденных. Научное наблюдение как психодиагностический метод; шкалы Гезелла.
контрольная работа [23,3 K], добавлен 12.04.2014
отчет по практике [41,9 K], добавлен 22.06.2012
Требования, которые предъявляются к процедуре наблюдения в психологии. Преимущества и недостатки метода анкетирования. Применение тестирования для определения психологических особенностей человека. Метод эксперимента как основной метод психологии.
презентация [366,8 K], добавлен 01.12.2016
Разнообразие методов психологии, объективность изучения психических явлений. Использование метода наблюдения, изучение психической деятельности человека в обычных условиях жизни. Эксперимент и другие специальные методы психологического исследования.
контрольная работа [15,6 K], добавлен 30.10.2009
Наблюдение и эксперимент как главные методы в педагогической психологии. Содержание психологического наблюдения и его зависимость от понимания предмета психологии. Метод интроспекции («смотрение внутрь себя»). Выделение объективного состава деятельности.
реферат [15,2 K], добавлен 07.09.2009
Наблюдение как метод психодиагностики
Понятие, особенности, преимущества, недостатки и виды (контролируемое, неконтролируемое, открытое, скрытое) наблюдения. Этапы процедуры исследования методом наблюдения. Документы, необходимые для регистрации различных действий объекта наблюдения.
Рубрика | Психология |
Вид | доклад |
Язык | русский |
Дата добавления | 01.11.2012 |
Размер файла | 16,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Наблюдение как метод психодиагностики
Особенности метода наблюдения:
— непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;
— данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;
— целостное восприятие наблюдаемой ситуации;
— зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;
— влияние наблюдателя на объект наблюдения;
— влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.
Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.
Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.
Отличия научного наблюдения от обыденного:
— четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;
— осуществляется по заранее продуманному плану;
— данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;
— полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.
Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.
Преимущества метода наблюдения:
— непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;
— оперативность получения информации;
— объективность, конкретность данных;
— единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;
— расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;
— возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.
— возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;
— возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.
Недостатки метода наблюдения:
— локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;
— невозможность повторения событий ситуации;
— трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;
— искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;
— пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.
— ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;
— субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.
Типичные ошибки наблюдения:
Эффект снисхождения- тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
Ошибка корреляции- оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
Ошибка контраста- склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
Наблюдение незаменимо в случаях, когда:
— необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию,
— нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Все разновидности наблюдения могут сочетаться различным образом. Рассмотрим их отдельные виды.
— заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов
— применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда исследователь знаком с изучаемым явлением.
— применяется в исследованиях разведывательного плана с целью предварительного знакомства с проблемой,
— при проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации.
Применяется на практике на начальном этапе исследования, а также совместно с другими методами сбора данных, дополняя и контролируя полученную информацию.
предполагает оповещение наблюдаемых о проводимом наблюдении,
— осуществляется с целью изучения психологической совместимости группы, экипажа, а также выявления лиц, склонных к отклоняющемуся поведению.
— предполагает непосредственное участие наблюдателя в происходящих событиях,
— исследователь может не выделяться как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение данной совокупности как бы изнутри.
Включенное наблюдение не всегда используется как скрытое. Возможны и варианты включенного открытого наблюдения.
Варианты включенного наблюдения:
— осуществляется со стороны,
— наблюдатель не является участником происходящих событий.
Невключенное наблюдение может быть как скрытым, так и открытым.
— самый распространенный вид исследования,
— протекает в естественных для наблюдаемых условиях;
— реально отражает различные стороны жизни и деятельности объекта.
При полевых обследованиях следует различать наблюдение:
Пример безучастного наблюдения может служить наблюдение на стадионе во время футбольного матча за поведением фанатов. Естественно, никто из них не подозревает о том, что их «исследуют», следовательно, процедура никак не влияет на обычное самовыражение наблюдаемых людей.
О том, что ведется включенное пассивное наблюдение, догадаться не так уж просто, особенно в том случае, если исследователь ведет себя непринужденно и производит впечатление просто любознательного «чужака».
В случае активно соучаствующего наблюдения исследователь живет вместе с группой или сообществом, которые он изучает, принимая непосредственное участие в их деятельности.
— характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные,
— исследователь сам определяет эти условия, место и время проведения наблюдения.
— проводится регулярно с заданной периодичностью,
— осуществляется по достаточно структурированной методике с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя, по определенному плану,
— выделяются регистрируемые особенности поведения (переменные),
— классифицирует условия внешней среды.
Несистематическое (случайное ) наблюдение:
— обычно не планируется, является богатым источником информации,
— трудность данной разновидности наблюдения состоит в непредсказуемости, случайности возникновения событий,
— продуктивно в течение более или менее продолжительного промежутка времени.
Проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.
Важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.
Чаще всего применяется на начальной стадии психологического исследования с целью определения проблемной ситуации.
Стандартизированное наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их.
Наблюдение может быть:
— с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов (аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.).
В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно:
— движения индивидов и целых групп.
Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия.
В программе прописываются этапы процедуры исследования методом наблюдения:
1) выявляется проблемная ситуация,
2) определяются цели и задачи,
3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;
4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;
6) выбирается метод обработки результатов;
7) осуществляется наблюдение согласно плана;
8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.
Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы :
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Социально-психологическое наблюдение как метод сбора научной информации. Направленное, систематическое прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов и событий. Виды и этапы исследования методом наблюдения; схема наблюдения Бейлза.
доклад [23,4 K], добавлен 18.01.2010
отчет по практике [41,9 K], добавлен 22.06.2012
контрольная работа [57,9 K], добавлен 22.02.2011
Исследование самооценки по методу наблюдения, беседы и по методике Дембо-Рубинштейна. Диагностика реактивности объекта путем полевого наблюдения, на основе дневниковой записи, ретроспективного отчета, наблюдения и полустандартизированной беседы.
контрольная работа [37,4 K], добавлен 26.11.2014
Сущность понятия «наблюдение», история возникновения метода наблюдения. Организация исследования индивидуальных отличий близнецов. Психологическая характеристика близнецов-дошкольников на основании предварительных наблюдений за особенностями их развития.
курсовая работа [52,0 K], добавлен 24.06.2011
Требования, которые предъявляются к процедуре наблюдения в психологии. Преимущества и недостатки метода анкетирования. Применение тестирования для определения психологических особенностей человека. Метод эксперимента как основной метод психологии.
презентация [366,8 K], добавлен 01.12.2016
Психологическое наблюдение как метод сбора информации, классификация видов наблюдения. Интерпретация различных поведенческих реакций личности и особенностей интеллектуальной сферы человека. Классификация методов обучения и основных видов образования.
контрольная работа [32,2 K], добавлен 20.11.2010