В чем довольство аллаха
Довольство Господом, таслим и тафвиз
Сущность довольства Аллахом, полного подчинения Ему (таслим) и вверения Ему всех своих дел (тафвиз)
Знай, что довольство заключается в отсутствии у тебя всякого недовольства предопределением Аллаха, несмотря на степень тяжести постигшей тебя беды.
Довольство – это выведение из сердца всякого недовольства с целью оставить в нём только радость и полную удовлетворённость. То есть это спокойствие сердца в отношении решений Всевышнего, согласие с тем, чем доволен Аллах, и с тем, что Он избрал для Своего раба.
Признаком такого довольства является уверенность в том, что до того, как свершится предопределение Аллаха, у человека отсутствует какое-либо право выбора, а также не возникает недовольства после свершения предопределения.
И еще один признак – проявление любви к Аллаху при любых невзгодах.
Воистину, чувства сладости веры достигнет лишь тот, кто будет доволен Аллахом как Господом. Этой сладости не почувствует тот, в чьём сердце есть хоть какое-либо место для любви к мирскому.
Довольство подразделяется на два вида : довольство Самим Всевышним как устанавливающим лучший порядок во всём и довольство всеми Его решениями.
Так, довольствующийся Всевышним Аллахом не возражает против Его предопределений. А тот, кто уверен в том, что Господь действительно выбирает для Своего раба только самое лучшее, искренне желает лишь этого Его выбора.
Что же касается тафвиза и таслима, то это отказ от своего выбора с полным подчинением воле Аллаха. Таслим, ислам и истислам – однокоренные слова, в основе которых покорность и повиновение Аллаху, проявление своего рабского положения перед Ним.
Тафвиз – это отказ от выбора каких-либо дел мирской жизни, полное упование на своего Господа и отказ от всего, что противоречит Его выбору. Говорят, что тафвиз бывает до претворения в жизнь решения Всевышнего, а таслим – после него. Тафвиз и таслим относятся к качествам тех, то достиг познания Аллаха.
Предопределения Аллаха благо для его рабов
Довольство – это радость сердца по отношению ко всему происходящему согласно предопределению Аллаха. Именно поэтому за довольство всеми решениями Всевышнего Аллаха человек удостаивается великой награды.
Передано, что в Судный день глашатай Всевышнего воззовёт: «Где чистые, избранные из Моих рабов?». Тогда ангелы спросят: «Кто они, Твои избранные рабы?». Всевышний ответит: «Это те рабы, которые довольствовались Моими дарами и были довольны Моим предопределением».
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний Аллах обратился к пророку Мусе (мир ему): «Ты не приблизишься ко Мне посредством чего-либо более любимого для Меня, нежели довольство Моим предопределением»».
Имам Абуль-Хасан аш-Шазали (да будет свята его душа) завещал:
«Убегай от своего выбора к выбору Всевышнего Аллаха. Поистине, тот, кто выбрал для себя что-либо, не знает, получит он это или нет. Если и получит, то не знает, останется оно у него или нет. А если и останется до конца его жизни, то не знает, есть ли для него в этом благо или нет. Поэтому благо лишь в том, что избрал для тебя Аллах».
Хусейну ибн Али (да будет доволен им Аллах) сказали: «Сподвижник Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) говорит: «Бедность желаннее для меня, чем богатство, и болезнь приятнее, чем здоровье». Тогда Хусейн (да будет доволен им Аллах) сказал: «Да смилуется Аллах над Абу Зарром (да будет доволен им Аллах). Что касается меня, то я скажу: тот, кто уверен в том, что Аллах выбирает самое лучшее, тот будет предпочитать Его выбор всему остальному»».
Сподвижник Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) написал Абу Мусе аль-Ашари (да будет доволен им Аллах): «Всё благо кроется в довольстве предопределением Аллаха. Если сможешь проявить довольство в этом, то это и есть самое лучшее, а если нет, то прояви смирение».
Довольство решениями Аллаха – это результат хорошего мнения о Всевышнем.
Поэтому Ибн Машиш (да будет свята его душа) говорил: «Не сомневайся в чём бы то ни было из решений Всевышнего, придерживайся доброго мнения о Нём во всём. Ни в чём не отдавай предпочтение своему выбору перед выбором Аллаха».
Учёные-богословы отметили, что довольство предопределением Аллаха – это благо, то есть хорошее деяние, при наличии которого дурные деяния не смогут навредить. Они также выделяют два вида зла, при наличии которых даже от большого количества благих деяний будет очень мало пользы: недовольство предопределениями Аллаха и притеснение рабов Всевышнего. Также есть два блага, при наличии которых даже от большого количества дурных поступков будет мало вреда: довольство предопределением Аллаха и прощение, снисходительное отношение к рабам Всевышнего.
Ученые также отметили, что довольство решениями Аллаха является самым ценным из деяний. Некоторые ученые говорили: «Существует четыре самых достойных деяния: любовь к Всевышнему Аллаху, довольство предопределением Аллаха, отрешённость сердца от мирского (зухд) и упование во всём на Аллаха».
Поистине, тот, кто доволен предопределением Всевышнего Аллаха, живёт с большой радостью и спокойствием в сердце. А тот, кто сам выбирает и планирует все по–своему, будет жить беспокойной и досадной жизнью.
Великий праведник Сахль ат-Тустури (да будет свята его душа) сказал: «Откажитесь от планирования и выбора поступков (Можно планировать, но только если связывать это с решением и дозволением Аллаха. – Ред.), ибо эти два качества делают жизнь людей тяжкой».
Имам ибн Атаиллах аль Искандари (да будет свята его душа) сказал: «Дай отдохновение своему нафсу, освободи себя от планирования и управления. Не занимайся тем, чем за тебя занимается Другой».
Великие праведники изучили этот вопрос до тонкостей. Так они посчитали, что осуждение раба – это осуждение его Создателя, который предопределил и выбрал для Своего раба эту долю.
Имам аш-Шаарани (да будет свята его душа) отмечал: «С нас взяли обещание, чтобы мы при виде человека, находящегося в трудном, стеснённом положении, не спешили называть его несчастным. Ибо в таком поведении есть дух противостояния Всевышнему Аллаху. Напротив, нам необходимо просить Аллаха для него облегчения, прощения и снисхождения».
Довольство предопределением Аллаха
The Council of Muslim Theologians
Исламский информационно-образовательный портал
«И если вы будете считать милости Аллаха (которые Он дарует), то не сочтёте их. Поистине, человек – однозначно, притеснитель (по отношению к самому себе) (и) неблагодарный (своему Господу) (за дарованные Им блага)!» (14:34).
«Не смотрите на тех, кто находится в лучшем положении, чем вы. Посмотрите на тех, кто находится в худшем положении, поскольку это напомнит вам о милостях, которые Аллах даровал вам» (Бухари и Муслим).
«И не желайте того, чем Аллах дал одним из вас преимущество перед. Мужчинам – доля [воздаяние] из того, что они приобрели [совершили], а женщинам – доля [воздаяние] из того, что они приобрели [совершили]. И просите у Аллаха (чтобы Он дал вам) из Его щедрости, – поистине, Аллах о всякой вещи сведущ» (4:32).
«И может быть, вам не нравится что-нибудь, а оно для вас благо, и может быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас зло, – поистине, (только один) Аллах знает (что является для вас благом), а вы не знаете!» (2:216).
«То, что (есть) у вас [мирские блага], иссякнет, а то, что у Аллаха, остаётся навсегда. И Мы, непременно, воздадим тем, которые проявляли терпение, наградой их за лучшее из того, что они совершали. Кто совершает благон, мужчина или женщина, и (при этом) (будучи) верующим, Мы непременно оживим его жизнью благой и, непременно, воздадим Мы им (в Вечной жизни) наградой их за лучшее из того, что они совершали (в земной жизни)» (16: 96-97).
«(И наставляет Он на истинный путь) тех, которые уверовали и сердца которых успокаиваются при поминании Аллаха. Ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца» (13:28).
Как одновременно заслужить довольство Аллаха и довольство людей
Мы живём в такое время, когда люди уделяют слишком много внимания мнению окружающих. Часто, совершая какой-то поступок, они стараются заслужить довольство людей, при этом не думая о том, будет ли доволен этим поступком Всевышний Аллах.
И это неудивительно, ведь мы – существа общественные, поэтому часто смотрим на себя глазами окружающих нас людей. Вместо того, чтобы всегда сверять свои поступки с канонами Ислама, мы ждём, пока кто-то со стороны оценит их и скажет, хороши они или плохи.
В принципе, в некоторых случаях нам стоит прислушаться и к мнению людей, особенно если речь идёт о мнении наших родителей, родных, близких, друзей и людей, обладающих житейским опытом и знаниями в нужной сфере.
Только нельзя превращать это в источник постоянного страха, когда человек всё время озабочен мыслью: «А что обо мне скажут или подумают?», «А вдруг кто-то меня осудит?», «А вдруг это кому-то не понравится?».
Если же речь идёт о соблюдении предписаний нашей религии, ни в коем случае нельзя учитывать мнение окружающих, которое противоречит этому, особенно когда это может вызвать недовольство Всевышнего. В таком случае верующему надо, несмотря ни на что, стараться заслужить довольство Аллаха.
Например, кто-то, боясь мнения коллег, стесняется совершать намаз на работе, а девушка, боясь возможных насмешек и упрёков подруг, стесняется надевать хиджаб. В таких и подобных случаях следует пренебречь общественным мнением, ведь довольство Всевышнего важнее мнения любого человека.
В хадисе Посланника Аллаха ﷺ сказано:
لَا طَاعَةَ لِمَخْلُوقٍ فِي مَعْصِيَةِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ
«Нет подчинения созданию в ослушании Всевышнего Аллаха». (Имам Ахмад)
От ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لاَ طَاعَةَ فِي مَعْصِيَةِ اللّهِ. إنَّمَا الطّاعَةُ فِي الْمَعْرُوفِ
«Не следует подчиняться тому, что приведёт к ослушанию Аллаха, подчиняться необходимо лишь в том, что соответствует одобряемому шариатом». (Бухари, 4340, 7245, 7257; Муслим, 1840)
Поэтому в тех случаях, когда мы, пытаясь заслужить довольство людей, совершаем то, что приведёт к ослушанию Всевышнего Аллаха, мнение людей не учитывается. Может быть, те люди, чьё довольство мы стремимся получить, на самом деле и не обращают внимания на нас.
Поэтому не стоит так часто обращать внимание на мнение окружающих нас людей, ибо они могут иметь разные и порою противоположные мнения о наших поступках. Ведь угодить всем мы никогда не сможем. В любом случае найдётся тот, кто нас осудит.
В итоге получается, что мы никогда не заслужим довольство всех окружающих, это практически невозможно. Нам остаётся только один выход: стремиться всегда и во всем заслужить довольство Всевышнего и таким путём добиться довольства людей.
Однажды Му’авия написал письмо матери правоверных ‘Аише (да будет доволен ею Аллах), чтобы она написала для него завещание, и в ответ ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) написала:
سَلَامٌ عَلَيْكَ. أَمَّا بَعْدُ: فَإِنِّي سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: مَنِ التَمَسَ رِضَاءَ اللَّهِ بِسَخَطِ النَّاسِ كَفَاهُ اللَّهُ مُؤْنَةَ النَّاسِ، وَمَنِ التَمَسَ رِضَاءَ النَّاسِ بِسَخَطِ اللَّهِ وَكَلَهُ اللَّهُ إِلَى النَّاسِ، وَالسَّلَامُ عَلَيْكَ
«Салямун алайка (мир тебе). Я слышала, как посланник Аллаха ﷺ говорил: «Если кто-то будет искать довольства Аллаха, вызывая гнев людей, то Аллах избавит его от трудностей с людьми. А кто будет искать довольство людей, навлекая на себя гнев Аллаха, того Аллах вверит людям». И мир тебе». (Тирмизи, 2414)
Верующий, который всегда стремится к довольству Аллаха, не обращая внимания на мнение людей, получит в итоге довольство Аллаха и довольство людей. А тот, кто желает заслужить довольство людей, не обращая внимания на гнев Всевышнего, в итоге испытает и гнев Аллаха, и гнев людей.
Поэтому мы должны научиться проявить твёрдость и, отстаивая свою точку зрения, поступать всегда правильно, не боясь осуждения людей. Такие люди, наоборот, вызывают уважение у людей. А тот, кто старается всем угодить, всегда переживая о том, что про них скажут окружающие, вызывают пренебрежение и усмешку.
Также нельзя впадать в крайность и категорически пренебрегать добрыми советами и наставлениями, полагаясь только на собственное мнение. Недостойно мусульманина вести себя таким образом, что это вызывает осуждение посторонних людей, особенно у немусульман.
Наш внешний вид, одежда и поведение в обществе всегда должны соответствовать принципам Ислама, но в то же время это не должно вызывать у людей неприязнь и недовольство. Необходимо вести себя вежливо, не нарушая общепринятых правил поведения.
Посланник Аллаха ﷺ поступал именно так в соответствии с предписаниями Всевышнего и заботясь о мнении других людей, даже немусульман.
Передаётся, что ‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), услышав слова ‘Абдуллаха ибн Убаййа, что когда они вернутся в Медину, могущественные, поистине, выгонят из неё презренных, спросил:
دَعْنِي يَا رَسُولَ اللَّهِ أَضْرِبْ عُنُقَ هَذَا المُنَافِقِ، قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: دَعْهُ لاَ يَتَحَدَّثُ النَّاسُ أَنَّ مُحَمَّدًا يَقْتُلُ أَصْحَابَهُ
«»О Посланник Аллаха, не казнить ли мне этого мунафика (лицемера)?» На это Пророк ﷺ сказал: «Оставь его, ибо тогда люди станут говорить, что Мухаммад убивает своих сподвижников«». (Бухари, 3907)
Опасение Пророка ﷺ заключалось в том, что арабы-бедуины могли изменить своё намерение об Исламе. Ведь они не могли знать смысла этой казни и, видя только внешнюю сторону произошедшего, сказали бы: «Мухаммад ﷺ убивает своих сподвижников».
Итак, относительно мнения окружающих о нас и наших поступках следует избегать крайностей: чересчур беспокоиться о том, что скажут другие люди, и ради их хорошего мнения отказываться от следования предписаниям религии; и наоборот, презрительно пренебрегать мнением людей, считая, что судить может только Бог, а не люди. Это также неправильно – Всевышний устроил этот мир таким образом, что люди помогают друг другу стать лучше, делая друг другу наставления.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Как обрести довольство Аллаха?
Всё в жизни верующего направлено на цель – довольство Всевышнего Аллаха. Всё, что он делает, каждое благое и доброе дело, поступок, слово – это пути достижения довольства Аллаха. Счастье мусульманина и исход его существования зависят также от довольства того, кто его Создал.
Довольство Аллаха – это самый большой успех, который может обрести человек. Награда для такого человека – заступничество Самого Всевышнего. В Коране сказано:
قَالَ اللَّهُ هَـذَا يَوْمُ يَنفَعُ الصَّـادِقِينَ صِدْقُهُمْ لَهُمْ جَنَّـاتٌ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَـارُ
خَـالِدِينَ فِيهَآ أَبَداً رَّضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُواْ عَنْهُ ذلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ
«Аллах сказал: «Это – день, когда правдивым (честным, искренним) людям принесёт пользу их правдивость. Им уготованы райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это – великое преуспеяние!» (сура аль-Маида, 119)
Честными, правдивыми и искренними людьми Аллах доволен, и они получают за это большие награды на том свете, следовательно, воспитывая у себя эти качества, человек может обрести довольство Аллаха.
В суре Аль-Баййина Аллах также сказал:
جَزَاؤُهُمْ عِنْدَ رَبِّهِمْ جَنَّاتُ عَدْنٍ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ
خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ ذَلِكَ لِمَنْ خَشِيَ رَبَّهُ
«Их воздаянием у Господа будут райские сады, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом. Это уготовано для тех, кто боится своего Господа». (суре Аль-Баййина, 8)
Ибну Касир, толкуя этот аят, пишет:
«Аллах говорит о положении праведников, которые уверовали сердцем и совершали благие дела. Абу Хурайра и группа исламских ученых приводили этот аят в качестве доказательства превосходства верующих людей над ангелами, так как Аллах сказал:
«Их (праведников, которые являются наилучшими из творений) воздаянием у их Господа»– то есть в Судный День – «будут райские сады, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно»– то есть бесконечно и без перерыва. «Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом».
Довольство Аллаха –наивысшее благо по сравнению со всеми остальными ценными благами. «И они довольны Им» – то есть всеми многочисленными благами, которые Аллах им даровал.
Далее Аллах говорит: «Это уготовано для тех, кто боится своего Господа». Это награда для тех, кто испытывает благоговейный трепет пред Аллахом, так как Он заслуживает того, чтобы Его боялись. Это те, кто поклоняется Аллаху, представляя Его перед собой». (Мухтасартафсир Ибн Касир)
Как мы видим, довольство Аллаха можно получить, проявляя богобоязненность и ведя праведный образ жизни. Также довольство Аллаха можно обрести благодаря довольству родителей.
Аллах в Коране говорит (смысл): «Решил твой Господь, чтобы поклонялись только Ему и родителям своим делали хорошее. Если в старости один из них или оба будут рядом с тобой, ты не говори им (даже) «уфф», не повышай на них голос, говори с ними нежно и почтительно, окутай их сердечной лаской и милостью, говори: Господи, будь милостив к ним, так как они воспитывали меня маленьким». («Бану Исраил», 24, 25).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, чьи родители довольны детьми, открываются врата Рая. Тому, на кого сердятся родители, открываются врата Ада».
Другим способом получения довольства Аллаха для женщин является довольство её мужа. Мы знаем, что довольство мужа – это довольство Аллаха. Есть немало женщин, мужья которых жаждут увидеть своих жён в закрытой от чужих взоров одежде. А жёны находят причину и не подчиняются. Получается, что эти женщины не стремятся к довольству мужа и довольству Аллаха, а наоборот, стремятся к довольству шайтана!
Женщинам, чтобы заслужить довольство Аллаха, а потом и рай, достаточно совершать намаз, соблюдать пост в месяц Рамазан, нормы Шариата и подчиняться мужу. Мы знаем, до какого высокого уровня дошла Асият из-за покорности мужу ради Аллаха, хотя её муж фараон был жестоким тираном, объявившим себя богом!
Да поможет нам Всевышний Аллах видеть истинное истинным и запретное запретным и да наставит Он нас на истинный путь! Амин.
Ридо (довольство)
Более полное значение арабского слова «ридо» (довольство) примерно таково: когда (1) сложившиеся обстоятельства уже не изменить, нет возможности как-то повлиять на них или (2) возможность изменить положение дел есть, и человек делает то, что в его силах, — в обоих случаях он соглашается с наличествующей ситуацией, обстоятельствами, принимает их, причем с любовью, сколь бы горько ни было. В душе такого человека не появляется удручающий осадок негодования, обиды, его душа легка и спокойна[1].
Часто ли люди бывают довольны имеющимся положением дел, уделом, прожитыми годами и десятилетиями? Наверное, редко, хотя.
Изначально важно различать два состояния человеческих души и тела: довольство и удовлетворенность. Они в целом схожи и подразумевают чувство внутреннего удовлетворения. Отличие состоит в том, что удовлетворять — значит выполнять чьи-либо желания, требования; наделять вдоволь, снабжать достаточно, вволю[2]. И следовательно, удовлетворенность — это ощущение достаточной полноты имения в результате некоего действия, достаточной степени реализации нужды. Довольство же подразумевает ощущение достаточности имеющегося, однако это вовсе не обязательно связано со скромностью запросов[3].
С учетом мусульманской этики и подхода к жизни: верующий человек не останавливается, удовлетворяясь чем-то достигнутым, но на каждом из этапов жизни, на любом отрезке времени или пути он доволен пред Богом общим и частным положением дел. Кстати, довольство — это не только и не столько проговоренное языком «альхамдулил-ля» (слава Богу), сколько постоянство глубины и объема удовлетворенности и благодарности сердцем.
Как достичь такого состояния души? Как это воспитать в себе? Попробуем понять.
«Довольство — это не то, когда ты не чувствуешь проблем (их нужно чувствовать, чтобы уметь последовательно решать), а то, когда ты не возражаешь, не протестуешь против произошедшего (ты соглашаешься с тем, что уже произошло, но не отягощаешься переживаниями, а делаешь от тебя зависящее во благо того, что будет завтра)»[4].
Некий человек в присутствии одного из исламских мыслителей сказал: «Нет ни мощи, ни силы, кроме как у Всевышнего»[5], тот в ответ произнес: «В твоих словах душевная отягощенность, тяжесть, а подобное состояние — проявление недовольства пред Богом (ты уповаешь на силу и мощь Творца, а в душе крайне недоволен, каков же тогда смысл проговоренных слов?!)»[6].
Второй праведный халиф ‘Умар однажды написал к Абу Мусе аль-Аш‘ари: «Все благо — в довольстве! Если ты в состоянии быть довольным происходящим, то будь таковым, в противном случае — проявляй терпение»[7].
Если сердце полно чистого, легкого, воодушевляющего и окрыляющего довольства пред Аллахом, то это знак, что Он доволен тобою. В Священном Коране сказано:
«Аллах (Бог, Господь) доволен ими, и они [всей глубиной души] довольны Им» (см. Св. Коран, 9:100).
Речь идет об «оказавшихся первыми [вступившими в ряды сподвижников на первом этапе формирования миссии заключительного Божьего посланника] из числа мухаджиров [тех, кто в защиту веры и чести покинул Мекку и переселился в Медину] и ансаров [кто принял у себя в Медине переселенцев из Мекки, встретил их горячо и радушно], а также тех [людях, что будут жить на земле до Конца Света], кто с благородством последовал за ними (последовал их примеру) [в лучшем; в вопросах веры и покорности Творцу, в красоте поступков и нравов], ими Аллах (Бог, Господь) [уже] доволен, и они [всей глубиной души] довольны Им. Он уготовил им райские сады [невообразимой красоты], возле которых текут реки, там пребудут они вечно. Это [умение столь плодотворно прожить жизнь, получив такой итог в вечности] — великая удача» (Св. Коран, 9:100).
Слово «благородство» (ихсан), приведенное в аяте, в толковом словаре арабского языка дается как «совершение того, что является благом для других, причем когда делается с чувством милосердия и любви»[8]. А учитывая смысл одного из хадисов, можно дополнить следующим: «Последовавшие за ними [за заключительным Божьим посланником и его сподвижниками] с ихсаном [то есть с ясным ощущением: молиться и жить следует так, будто ты видишь Бога, понимая, что не увидишь Его, но чувствуя, что Он видит тебя[9]]».
Другой аят дает следующий практический шаг подведения себя к чувству довольства, внутреннего комфорта в тех обстоятельствах, в которых мы оказались волею Господа миров:
«Воистину, Аллах (Бог, Господь) повелевает [вам, о люди] быть справедливыми[10], благородными [в поступках] и щедрыми к близким [хотя бы на доброе слово]. Запрещает вам излишества (распутство, разврат) [совершение прелюбодеяния], аморальное [с точки зрения здорового человеческого восприятия; порицаемое, отвратительное, скверное, дурное, постыдное] и [запрещает] притеснение (покушение) [на честь, жизнь и имущество других]. Назидает вам, так прислушайтесь же!» (Св. Коран, 16:90).
Благородными поступками, начинаниями и умением довести дело до положительного эффективного результата; справедливостью; удаленностью от аморальности и невоспитанности, делами стараясь следовать верному пред Богом жизненному пути, человек подводит себя к тому, чтобы Творец всего сущего был им доволен, и это отразится в сердце верующего, даст возможность прорасти в его душе ростку довольства, которое со временем распустит прекрасные цветки и распространит на бескрайних просторах души неповторимый аромат. И достигаемо это не многочисленным повторением зазубренных молитвенных формулировок и не многократными земными поклонами, а фактическими повседневными и многолетними делами и поступками, при совершении которых человек окрылен устремленностью к Богу и желанием оставить на земле то, за что не будет стыдно пред Ним в День Суда.
Когда человек бывает по-настоящему доволен пред Богом имеющимся? Когда и серьезная утрата, потеря, и большой успех воспринимаются одинаково спокойно и не ослабляют, а тем более не парализуют жизненную активность и настрой на оптимизм.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 529.
[2] Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М.: Русский язык, 1999.
[4] См.: аль-Кушайри А. (376–465 гг. по хиджре). Ар-рисаля аль-кушайрия. Дамаск: аль-Асад, 2000. С. 309.
[5] Эти слова обычно проговариваются, когда человека постигает беда или несчастье.
[6] См.: аль-Кушайри А. Ар-рисаля аль-кушайрийа. С. 311.
[7] См.: аль-Кушайри А. Ар-рисаля аль-кушайрийа. С. 312.
[8] См.: аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси. С. 318.
[9] «Что такое аль-ихсан?» — задал Пророку вопрос пришедший в облике человека архангел Джабраил (Гавриил). «Это когда ты поклоняешься Богу подобно тому, как будто видишь Его. Конечно же, ты не видишь Его, но Он ведь видит тебя», — ответил пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует). Хадис от ‘Умара ибн аль-Хаттаба; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 36, хадис № 1–(8); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч., [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 157–160.