В чем единство и многообразие мировой культуры

Единство и многообразие культур

Философский анализ культуры не может обойти еще один аспект взаимосвязи культуры и общества — вопрос о многообразии мировой культуры, присутствии в ней разнообразных локальных, региональных, национальных, этнических различий. Следуя диалектико-материалистической методологии, источник этих различий надо искать в исторических условиях формирования тех или иных культур. В докапиталистических обществах многообразие культур складывалось в условиях относительной обособленности различных регионов планеты. Такое их сосуществование продолжалось и в период генезиса капитализма, формирования современных наций. Но в процессе развития общества усиливалось взаимодействие культур. И хотя «диалог культур» происходил уже в глубокой древности, по мере того как история становилась всемирной, возможности взаимовлияния культур неизмеримо возрастали.

Выработанное в ходе историко-культурного развития разнообразие форм деятельности, мышления, видения мира все в большей степени включалось в общий процесс развития мировой культуры.

Вместе с тем имеют глубокие корни и различия культур, отражающие особенности бытия той или иной социально-исторической или этнической общности в их целостности и внутренней взаимосвязи с природной и социальной средой. Сложившись, культура каждой общности сама становится активно действующей исторической силой. Поэтому особенности культуры сказываются на конкретной истории народа, его социальном развитии.

Культурные различия — один из источников многообразия исторического процесса, придающий ему многокрасочность, многомерность. Каждая культура как некая целостность неповторима, уникальна. И эта неповторимость, незаменимость каждой культуры означает, что в определенном отношении разные культуры равны между собой. Конечно, нельзя отрицать развития в сфере культуры, а следовательно, и того факта, что есть более развитые, более мощные и менее развитые, менее распространенные и сильные культуры. Но именно неповторимость национальных, региональных особенностей той или иной культуры ставит ее на соизмеримый с другими уровень.

Будучи важнейшим фактором развития мировой культуры, межкультурное взаимодействие обладает некоторой самостоятельностью, но все-таки оно является частицей общественно-исторического процесса и зависит от общественных отношений. Так, в период своей колониальной экспансии капитализм либо консервирует, либо подавляет, а иногда и просто уничтожает культуру порабощаемых им народностей, насильственно насаждая свою культуру. Перенося на социальную и культурную почву колониальных и зависимых стран машинную технику и товарное производство и разлагая тем самым традиционные социальные структуры, связанную с ними культуру, он осуществлял миссию, которую К. Маркс назвал «цивилизующей функцией капитала». Но вместе с тем капитализм тормозил, а иногда и необратимо разрушал самобытные социально-культурные формы развития племен и народностей своей колониальной периферии.

Это противоречие со всей очевидностью дало себя знать в наше время, когда народы бывших колоний вступили на путь самостоятельного политического развития. Здесь проявились и их технико-экономическая отсталость, преобладание архаических социальных структур, и тот факт, что преодоление отсталости возможно лишь на путях органического освоения современной науки и технологии, на путях установления связей и взаимодействия между качественно различными культурами. Задача эта является частью общей проблемы интернационализации мирового культурного процесса, в орбиту которого все шире включается существующее в мире многообразие культур. Как следует оценивать этот процесс и относиться к нему?

Многообразие культур — объективная реальность, и к ней можно подходить двояко: руководствоваться либо идеей единства мировой культуры, либо утверждением несовместимости культур, считая, что каждая из них стимулируется своими принципами и не способна вступать во взаимодействие с другими культурами. Для марксизма естественна первая точка зрения, ибо она вытекает из признания единства исторического процесса, универсальной природы труда, человеческой деятельности вообще. Согласно марксистскому подходу, любые локальные и национальные культуры в своей особенной форме выражают всеобщее, общечеловеческое содержание. Тем самым теоретически обосновывается необходимость и возможность взаимодействия, взаимообогащения, взаимопонимания, синтеза культур. Правильность этой точки зрения подтверждается реалиями современной эпохи.

Научно-технический прогресс, затронувший в первую очередь промышленное производство, средства транспорта и связи, общие тенденции в развитии образования, огромная подвижность населения, мировое разделение труда, успехи революционных и национально-освободительных движений — все это факторы, оказывающие воздействие на культуру и общественную жизнь в направлении их интернационализации. Последняя ведет к усилению и углублению взаимодействия и взаимопроникновения культур, к развитию интеграционных процессов в этой области, но также порождает разнообразные противоречия, поскольку и характер и последствия процесса взаимодействия культур во многом зависят от социальных условий. Интернационализация встречает и сопротивление, особенно когда она происходит путем подавления одной культуры другой, ее вытеснения образцами социально более сильной культуры. Тогда возникают напряженные и сложные отношения между различными национальными и региональными, восточной и западной культурами, тенденции не только к сохранению самобытности, укреплению, но даже известному обособлению национальных культур. В некоторых освободившихся от колониальной зависимости странах это обособление фактически является формой протеста против неоколониализма и экспансии западной «массовой культуры», а защита собственной культуры — средством активизации масс, сформировавшихся в рамках и на почве национальной культуры.

Социализм не отгорожен от происходящих в мире процессов взаимодействия культур. Вместе с тем серьезные ограничения на культурные взаимодействия стран социализма с остальным миром долгое время накладывали идеологические предрассудки и противоборство, организация культурных взаимосвязей преимущественно на государственном уровне, ставившая их под контроль административно-командной системы. Перестройка внесла в этот процесс существенные изменения в направлении большей активизации межкультурных связей и обменов, открытости нашей культуры.

Но у социалистического общества имеются в этой области и свои проблемы. В принципе социализм самим фактом ликвидации эксплуатации и соответственно межнациональных антагонизмов создает социальную базу для взаимодействия культур, для гармоничного, согласованного действия двух тенденций в развитии наций: тенденции к развитию и расцвету собственной культуры каждой нации и тенденции к установлению связей между этими культурами, к их взаимодействию и взаимообогащению, интеграции. Происходит формирование интернациональной социалистической по содержанию культуры, которая складывается на почве развития и взаимообогащения различных национальных культур.

Практика перестройки со всей очевидностью показала, что и при социализме полностью сохраняет свою значимость положение марксистской теории о глубокой внутренней диалектической связи динамики культуры с социально-экономическим развитием общества, что интернационализм в его марксистско-ленинском понимании не только не противоречит подъему национальных культур, но является единственно верным и гуманистическим принципом их развития.

Источник

Единство и многообразие современной мировой культуры, ее особенности

культура духовное начало ценность

Мировая культура многообразна, поскольку она сформировалась в различных исторических, географических и иных условиях (например, культура земледелия, политическая культура и т.д.). Культурное пространство современного человечества весьма многолико, поскольку оно суммирует исторический опыт всех стран и народов мира. Культура каждого народа всегда уникальна; она воплощает в себе его исторический путь и судьбу, его «нишу» в потоке истории общества.

Несмотря на разноликость, мировая культура все же едина, так как она взаимосвязана. Это единство стало активно складываться по мере становления всемирной, т.е. целостной истории человечества. Большую цивилизующую роль в этом деле сыграл капиталистический рынок. В считанные столетия он уверенно разрушил сложившиеся в средние века национальные перегородки и превратил нашу планету в общий дом для человечества. Открытие в 1492 г. Америки Х. Колумбом имело в этом смысле действительно всемирно-историческое значение, поскольку активно способствовало преодолению обособленности стран и народов мира.

Разумеется, диалог культур имел место и ранее, но он носил не всемирный, а лишь локальный характер (например, связи и взаимодействия между странами Средиземноморья). XX в. резко ускорил процесс сближения и взаимодействия региональных и национальных культур. В настоящее время налицо две основные тенденции в развитии современной культуры:

Источник

ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ, ЕЁ ОСОБЕННОСТИ

Мировая культура многообразна, поскольку она сформировалась в различных исторических, географи­ческих и иных условиях (например, культура земледе­лия, политическая культура и т.д.). Культурное пространство современного человечества весьма многоли­ко, поскольку оно суммирует исторический опыт всех стран и народов мира. Культура каждого народа всег­да уникальна; она воплощает в себе его исторический путь и судьбу, его «нишу» в потоке истории общества.

Несмотря на разноликость, мировая культура все же едина, так как она взаимосвязана. Это единство стало активно складываться по мере становления все­мирной, т.е. целостной истории человечества. Большую цивилизующую роль в этом деле сыграл капиталисти­ческий рынок. В считанные столетия он уверенно раз­рушил сложившиеся в средние века национальные пере­городки и превратил нашу планету в общий дом для человечества. Открытие в 1492 г. Америки Х. Колум­бом имело в этом смысле действительно всемирно-ис­торическое значение, поскольку активно способствова­ло преодолению обособленности стран и народов мира.

Разумеется, диалог культур имел место и ранее, но он носил не всемирный, а лишь локальный характер (на­пример, связи и взаимодействия между странами Сре­диземноморья). XX в. резко ускорил процесс сближе­ния и взаимодействия региональных и национальных культур. В настоящее время налицо две основные тен­денции в развитии современной культуры

Первая — это стремление к своеобразию и непо­вторимости, к сохранению собственного «лица», что наиболее очевидно проявляется в языке, литературе, фольклоре. Данная тенденция закрепляется становле­нием и развитием самостоятельных (суверенных) госу­дарств. Благодаря этому современный мир и есть много­красочное целое, и каждая страна или регион вносят в эту картину собственные штрихи. Отдельные очаги культуры имеют самобытность и часто непохожи друг на друга (например, национальные религии, системы права, экономические модели и т.д.).

Уникальным примером действия и проявления, на­званных выше двух тенденций является Содружество Независимых Государств, бывший Советский Союз. Его культурное пространство есть удивительное перепле­тение языков и религий, психологических укладов и образов жизни, форм хозяйствования. В течение мно­гих веков нации и народности ткали разноцветный узор культур на огромных просторах от Балтики до Тихого океана. Все переплелось в этом доме — судьбы люд­ские и исторические пути народов, достижения и дра­мы поколений. Мы обречены на то, чтобы жить вместе. И уж тем более будут жить вместе славянские на­роды, объединенные общими духовными истоками, ис­торией и судьбой. Они наверняка будут идти вместе, преодолев эгоизм недальновидных политиков и сделав наспех созданные границы прозрачными. Культура ведь по сути своей — это живой организм, общее достояние всех стран и народов.

Надо заметить и то, что наша отечественная культу­ра переживает сейчас не самые лучшие времена. Эпо­хи глубоких реформ в России всегда порождали в об­ществе острые идейные и политические страсти, ввер­гали общество в состояние смуты и хаоса. Нечто по­добное происходит и сейчас. Ломается ставший привы­чным для нас уклад жизни, падает производство в эко­номике, создается непривычная социальная структура, а в духовную жизнь проникает новое и зачастую чуж­дое нам. Труднее всего в такое время приходится нау­ке и образованию, литературе и другим видам духов­ного творчества. Они наиболее уязвимы и порой даже беззащитны в подобной ситуации. Кризис экономичес­кий, кризис экологический, кризис духовный и т.д. и т.п. — многим кажется, что мир и в самом деле рушит­ся, а культура погибает под его обломками. Но ведь этого никак нельзя допустить, ибо если погибнет куль­тура, то погибнет и человечность. И тогда восторжест­вует варварство, а прекрасный мир окажется во власти безликих посредственностей, эгоистичных политиков и беспринципных дельцов.

Мы живем в очень сложное, но все, же интересное время. Человечество вступает в новую — постиндустри­альную, или «ноосферную», цивилизацию. Ее основа­нием является «научно-технологический» способ про­изводства. Непременными атрибутами этой цивилиза­ции стали многочисленные города с развитой структу­рой жизнеобеспечения, социальная мобильность насе­ления и активная творческая личность, институты де­мократии и многое другое. Складывается принципи­ально новый тип культуры — ноосферная, основан­ная на систематическом применении знания.

Она сим­волизирует собой не просто дальнейшее выделение человека из природной среды, но и возвышение, и гос­подство над ней с помощью силы и энергии разума.

Интеллектуальность является важнейшей характе­ристикой данного типа культуры и постепенно прони­зывает все ее элементы. В наше время наука становит­ся важнейшим элементом культурного пространства. Уже очевидно, что в XXI в. важнейшую роль будет играть интеллигенция как самый образованный класс, осуществляющий сложные виды духовного производ­ства. Научное творчество — это важная составляющая бытия культуры в наше время. Мир, в котором живет современный человек, становится все более искусствен­ным и научно-техническим, а не естественным, не при­родным. Культура окончательно заявляет о своей со­циальной сущности и утверждается как неприродное образование, деяние ума и рук человеческих. Однако ноосферная культура противоречива: она дала челове­ку невиданный ранее комфорт и возможности, но вместе с тем безжалостно отнимает у людей их природное на­чало и тем самым лишает их будущего. Это противоре­чие есть источник не только определенных надежд, но и больших тревог за будущее человека и человечества.

В чем единство и многообразие мировой культуры. edugr4. В чем единство и многообразие мировой культуры фото. В чем единство и многообразие мировой культуры-edugr4. картинка В чем единство и многообразие мировой культуры. картинка edugr4

Понятие культуры, как это было нами показано выше, выражает и характеризует человека как существо творя­щее. Вступая в XXI в., нельзя не ставить вопрос: а ка­ким же целям будет подчинена гигантская энергия куль­туры, созданной нашими предшественниками? Человече­ство наконец-то должно сделать выводы из своих предыду­щих ошибок и заблуждений, стать мудрее и дальновид­нее.

Итак, культура — это мир человека, в котором раскрываются и воплощаются сущностные силы и энергия человека. Культура есть продукт творчества и мир для человека, где черпают знания и опыт предшественни­ков. Человек творит мир культуры, но и культура тво­рит человека в качестве человека.

Тема 11. «ФИЛОСОФИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ»

Источник

Презентация по искусству «Единство и многообразие культуры» 8 класс

В чем единство и многообразие мировой культуры. presentation bg. В чем единство и многообразие мировой культуры фото. В чем единство и многообразие мировой культуры-presentation bg. картинка В чем единство и многообразие мировой культуры. картинка presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Единство и многообразие культуры

Бог смешал все языки и расселил людей по разным землям.

Это привело к: 1) Распаду существовавших единств. 2) Созданию самобытных культур, разных национальных традиций. 3) «Смешению» языков.

Факты, подтверждающие единство культуры: 1) Наличие шедевров мировой культуры, которые являются достоянием всего человечества. 2) Человечество не может жить без культурных связей. 3) Идеи мировой культуры – универсальная, то есть понятна всем людям, живущим в разных регионах мира. 4) Понятие красоты, добра, жизни, смерти, любви и ненависти имеет общую значимость для каждого народа.

Мировое дерево – ключевой образ искусства (представление человека о строении мира).

«Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда» и т. д. говорится о годе, 12 месяцах, 4 неделях и т. д. В заговорах мировое дерево помещается в центре мира, на острове посреди океана («пуповине морской»), где на камне Алатыре стоит «булатный дуб» или священное древо кипарис, берёза (в частности, перевернутая вверх корнями), яблоня, явор и т. п. На мировом дереве — древе жизни — в апокрифах почивает сам Господь, когда входит в Рай (славянская «Книга Еноха»), в заговорах обитают Иисус Христос и святые — Богородица, архангел Михаил, Илья-пророк, Георгий, Параскева и др., мифологизированные персонажи — кузнецы и др., у корней дерева — демонические и хтонические существа: прикован на цепи бес, обитает в гнезде («руне») змея (Шкурупея) и т. п.

Явь, Навь и Правь – три основополагающие понятия во всём веровании, философии славян-язычников, триада состояния мира, триглав всего сотворённого мира. Явь – это физический, плотный мир, смертный, где души, облачаясь в одежду из плоти, перестают напрямую контактировать с Навью и Правью и выполняют свои функции в этом воплощении. Навь – мир мёртвых, загробный мир. Туда уходят умершие люди и там живут наши предки. Нередко можно услышать, что Навь зовут Миром Теней или Кощным Миром (соотв. Кощей — Кощный Бог, божество из кощного мира, Бог Нави). Правь – это высший мир, который только возможен. Правь – это место обиталища наших светлых Богов. Вход тёмным Богам и злым сущностям туда заказан. Только самые светлые души могут попасть в это прекрасное место.

В древнем Иране верили, что священное древо растёт возле источников Ардвисури. На нём якобы жил царь птиц Сенмурв, который рассыпал семена по земле. Другая птица относила семена к источнику, из которого пила звезда, которая осыпала землю дождями. С дождём семена возвращались назад в землю.

В скандинавских мифах видим вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль, пропитанное живительным священным мёдом. Это громадный ясень, который является структурной основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орёл, корень подгрызают змеи и дракон Нидхегг. Слово «Иггдрасиль» буквально значит «конь Игга», то есть конь Одина. Это название подчёркивает роль дерева ещё и как путь, которым божественный шаман (Один) странствует из одного мира в другой.

Иггдрасиль в исландском манускрипте XVII века

«Вверх корнями, вниз ветвями, стоит вечное дерево Ашваттха. Оно называется „бессмертное“, в нём покоятся все миры, и никто не может его превозмочь» (Индийские Веды, Бхагават-Гита). С корнями вверх, с ветвями вниз, ашваттха считается непреходящим; гимны (Силы Саттва, раджас и тамас — то что удерживает в иллюзорном мире) — его листья, кто его знает, тот знаток Вед. Вверх и вниз простираются его сучья, возникшие из гун; объекты (чувств) — (его) побеги; вниз также тянутся его корни, связующие кармой в мире человеческом.

Мировое Дерево в Буддизме

Каждый год в кроне Дерева священная птица Самрук откладывает яйцо — Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу Добра и Зла.

Алатырь-камень расположен в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования. Ала́тырь-ка́мень (ла́тырь, бел-горю́ч ка́мень) — в произведениях древнерусской книжности и русских заговорах священный камень, располагающийся в Центре Мира, «всем камням отец». В стихе о Голубиной книге алатырь ассоциируется с алтарём, расположенным в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования. Камень наделён целебными и волшебными свойствами (из-под него по всему миру растекаются целебные реки). Алатырь охраняют мудрая змея Гарафена и птица Гагана.

В Коране оно называется сидрат аль-мунтаха — Лотос крайнего предела в суре 53:14. Это огромное дерево, которое над седьмым небом, и которая является высшим пределом для тех, кто поднимается с земли, и для того, кто нисходит от Аллаха.

Мир (космос, вселенная) – противопоставляется беспорядку и хаосу. Многообразие и национальная самобытность культур. От многообразия культур мир человека становится богаче и интереснее. Многообразие культур проявляется в природной сущности человека творить что-то своё, непохожее и оригинальное: 1) В художественном творчестве не существует одинаковых творений искусства (то есть существуют посвящённые одному образу или событию, они по-своему передают его сущность). 2) Каждый народ создал свою оригинальную культуру, в которой отразил природные условия жизни, нрава, обычаи и традиции.

Домашнее задание Найти Мифы о сотворении мира у разных народов.

В чем единство и многообразие мировой культуры. placeholder. В чем единство и многообразие мировой культуры фото. В чем единство и многообразие мировой культуры-placeholder. картинка В чем единство и многообразие мировой культуры. картинка placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

В чем единство и многообразие мировой культуры. placeholder. В чем единство и многообразие мировой культуры фото. В чем единство и многообразие мировой культуры-placeholder. картинка В чем единство и многообразие мировой культуры. картинка placeholder

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

В чем единство и многообразие мировой культуры. placeholder. В чем единство и многообразие мировой культуры фото. В чем единство и многообразие мировой культуры-placeholder. картинка В чем единство и многообразие мировой культуры. картинка placeholder

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В чем единство и многообразие мировой культуры. a loader. В чем единство и многообразие мировой культуры фото. В чем единство и многообразие мировой культуры-a loader. картинка В чем единство и многообразие мировой культуры. картинка a loader

Номер материала: ДБ-278561

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В чем единство и многообразие мировой культуры. 12ca 000988a9 e32712b1. В чем единство и многообразие мировой культуры фото. В чем единство и многообразие мировой культуры-12ca 000988a9 e32712b1. картинка В чем единство и многообразие мировой культуры. картинка 12ca 000988a9 e32712b1

В чем единство и многообразие мировой культуры. placeholder. В чем единство и многообразие мировой культуры фото. В чем единство и многообразие мировой культуры-placeholder. картинка В чем единство и многообразие мировой культуры. картинка placeholder

В России создадут единый центр по работе с трудными подростками

Время чтения: 1 минута

В чем единство и многообразие мировой культуры. placeholder. В чем единство и многообразие мировой культуры фото. В чем единство и многообразие мировой культуры-placeholder. картинка В чем единство и многообразие мировой культуры. картинка placeholder

В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери

Время чтения: 2 минуты

В чем единство и многообразие мировой культуры. placeholder. В чем единство и многообразие мировой культуры фото. В чем единство и многообразие мировой культуры-placeholder. картинка В чем единство и многообразие мировой культуры. картинка placeholder

Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц

Время чтения: 1 минута

В чем единство и многообразие мировой культуры. placeholder. В чем единство и многообразие мировой культуры фото. В чем единство и многообразие мировой культуры-placeholder. картинка В чем единство и многообразие мировой культуры. картинка placeholder

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

В чем единство и многообразие мировой культуры. placeholder. В чем единство и многообразие мировой культуры фото. В чем единство и многообразие мировой культуры-placeholder. картинка В чем единство и многообразие мировой культуры. картинка placeholder

Отказавшихся от вакцинации сотрудников МГУ отстранили от работы со студентами

Время чтения: 1 минута

В чем единство и многообразие мировой культуры. placeholder. В чем единство и многообразие мировой культуры фото. В чем единство и многообразие мировой культуры-placeholder. картинка В чем единство и многообразие мировой культуры. картинка placeholder

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Истоки единства и многообразия мировых культур и цивилизаций

Если раньше мировые религии и культуры были бастионами духовного и культурного развития, основами нравственности и социального миропорядка, то постепенно и они стали переживать определенный кризис: внутреннюю раздробленность и противоречивость. К тому же религии и церкви испытывают постоянное и часто негативное воздействие со стороны переживающих кризис, разложение и декаданс общества и государства.

Негативные трансформации претерпевают и культуры разных народов, и в целом все цивилизации. Политические деятели европейских государств и представители европейской политической элиты (как, например, канцлер ФРГ Ангела Меркель) открыто заявили о крушении, или крахе, мультикультурализма, что немедленно вызвало ответную негативную реакцию представителей национальных меньшинств в Европе.

В силу того, что и религии, и культуры переживают своеобразный кризис, их роль в жизни общества заметно снижается. В то же время и религии, и культуры хранят и развивают духовное наследие народов, они оказывают огромное воздействие на развитие общества и государства, народа и каждого отдельного человека. Особенно большое воздействие они оказывают на формирование личности, на становление и развитие внутренней духовной структуры человека, духовного строя, духа народа, что имеет решающее значение для всего человечества, для взаимодействия и взаимовлияния всех народов и людей, живущих на Земле.

В связи с этим целесообразно рассмотреть место, роль и значение религий, культур и цивилизаций в жизни человечества, но не в эмпирическом контексте, а в контексте генезиса основных идей, которые в ходе исторического развития вырабатывались в лоне этих религий, культур и цивилизаций. К таким идеям следует отнести идею Логоса, идею Дао и ряд других столь же универсальных и фундаментальных идей.

Прежде всего, мы рассмотрим идею Логоса, зародившуюся и развивавшуюся в древнегреческой цивилизации, поскольку эта идея была и остается самой фундаментальной и самой важной для развития всей европейской культуры и цивилизации.

То, что идея Логоса, всемирного божественного Разума, зародилась в греческой философии, особых возражений не вызывало и не вызывает. Однако, чтобы это доказать или обосновать, необходимо рассмотреть эту идею в связи с развитием греческого умозрения, а также в связи с общей историей Слова Божия, с историей богосознания в Ветхом и Новом Завете, понять христианское учение и христианскую идею во всей их оригинальности и во всем отличии от греческих идей и от национально-иудейских верований и чаяний, не говоря уже об учении Филона Александрийского, который пытался ввести идею Логоса в истолкование Ветхого Завета.

Рассмотрение идеи Логоса отвечает на самые фундаментальные вопросы человеческой жизни, его деятельности и познания: о разумном смысле и разумной цели человеческой деятельности и всего мирового процесса, победит ли человечество в самом себе зверя, чтобы осуществить высший и свободный союз всех людей на Земле, осуществим ли идеал Церкви Христовой, идеал царства Божия на Земле, идеал одухотворенного, преображенного человечества, в котором воплотится Божество истины и любви.

Впервые термин «Логос» появляется в Новом Завете в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова (19, 11-13): «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, который предвечно судит и воинствует. Очи у него как пламень огненный, и на голове Его много диадем. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие».

А затем о Логосе, или Слове, говорится в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца».

С Ездрой, «писцом» или «учителем закона», наступила пора книжников и учителей закона. Появились фарисеи и их учение об оправдании посредством дел закона и заслуг, которые могут покрывать грехи людей. Благочестие стало внешним, наружным. И именно Иисус Христос разоблачил фарисеев, их гордыню, лицемерие, мнимую праведность и «жестокосердие» народа (Мк. l0,6: Мт. 10,8).

Ягве есть источник Духа, Слова и Мудрости, которые от него неотделимы. Он не исчерпывается ими, Его существо не уходит в них, они отличаются от Него, но они посредуют Его всеединство.

Раннее христианское богословие с его учением о Логосе вырабатывалось в борьбе церкви с ересями, с мифологией гностицизма, с иудейством и язычеством, стремившимися ассимилировать себе христианство. Христианство дает Слово Божие, ό λόγоζ τοΰ θεοΰ, устраняя все другие имена.

Христос верил в Отца больше, чем в мир, и был исполнен сознанием Отца, «духом Отца», богопознание было связано в Нем с Его личным самосознанием. В Своем Слове Христос дал Свой подлинный образ. Он пострадал не от сребролюбия Иуды и не от пороков законоучителей и священников, а от общего неверия и «напрасной ненависти», которая имелась в «мире». Христос был осужден во имя идеалов национализма и ортодоксии еврейских фарисеев, а Пилат распял Его как «недруга кесарю». Современники Христа видели в Нем прежде всего человека, и в этом человеке они не узнали духовного образа того Отца, которого они внешним образом исповедали. А Отец был его пищей, Его стихией, живым средоточием Его личного сознания. Отец раскрывался в Сыне. Иисус приписывал себе совершенное познание Бога, совершенное общение с Ним: Он сознает Его в Себе как Отца, и Себя в Нем как Сына, и вместе с тем Он находит, что Его Отец, как Он Его знает, отрицается в действительности людьми, преданными миру. Мир исключал Бога.

Евангелие Нового Завета есть Евангелие Христа. А Нагорная проповедь есть проповедь нового закона, начертаемого в сердце, закона, который имеет своим основанием усыновление человека Богу и совершенное познание благого Отца. В отношении Христа к закону высшая свобода соединяется с послушанием.

Чтобы понять милость Отца, надо понять и Его суд. Его величие и святость. Его могущество.

«Страх Божий есть начало премудрости» не только в Ветхом Завете, и если «совершенная любовь изгоняет страх», то надо понять смысл этого «страха», чтобы понять совершенство любви.

Известно, что внутренними критериями истинного пророка служили сила вдохновения, сила слова и его правда. «Христа помазал Бог Духом Святым и силой, и он ходил благотворя и исцеляя. » 11 Одной из важнейших форм, выражавших его силу слова и его правду, была притча. «Он один владел формой притчи, которая никому не давалась в таком совершенстве: нигде притча не переходит у Него в аллегорию или метафору, в иносказание; нигде образ не привлекается им внешним образом, и нигде отвлеченная мысль не облекается искусственно в чуждый ей образ. Мысль столь же конкретна здесь, как тот образ, который ей служит и который в нее претворяется. В этих притчах выражается религиозная мысль Христа, а не рассудочная мораль. » 12

Можно говорить и о различном понимании царства Божия. Если в иудаизме «царство» понимается не как «страна», а как «правление», как «владычество», то в христианстве «царство» понимается как образ жизни в будущем, как жизнь блаженных и совершенных сынов Божиих.

«Страх Божий» и в иудаизме, и в христианстве есть начало Премудрости. Страх этот понимается через Любовь и преодолевается Любовью. Эти понятия обусловливают и разъясняют друг друга.

Что же касается различий между народами во всех сферах их духовной и материальной деятельности, то это скорее положительный фактор, а не отрицательный, поскольку это обогащает каждого из них.

Глубокое и прозорливое понимание того пути, по которому суждено было идти человечеству и по которому оно идет и будет идти дальше, вызывает необходимость показать это более ясно и четко, для чего нам следует рассмотреть еще несколько основополагающих идей, сопоставимых с Логосом: идею правды и истины в исламе, идею Дао в даосизме, идею просветления в буддизме, идею гармонии в конфуцианстве. Только это позволит нам по-настоящему выявить все то, что отличает мировые религии друг от друга, и все то, что их объединяет, и если мы будем развивать именно объединяющие факторы и аспекты, только в этом случае человечество может достигнуть того идеала, единства, сотрудничества и гармонии, о котором мечтал С.Трубецкой и к чему всегда стремилось и стремится все человечество.

1 Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории // Сочинения. М., 1994. С. 1.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *