В чем единство русского народа
Представители религий рассказали, в чем единство российского народа
— Что в политике нужно участвовать. Нужно иметь активную гражданскую позицию. Нужно знать свои права.
— Ну, обязанности должны быть. в сердце.
От памятника президент было направился в Кремль – пешком, вместе с министром культуры Ольгой Любимовой. Но в этот момент она обратила внимание Владимира Путина на новое звучание колоколов Спасской башни. Куранты – самые древние механические часы с боем в Европе. Но периодически требуют ремонта. Старые колокола отлично справлялись с часовым и четвертным боем. А вот с гимном России сложнее: удавалось исполнить только самое начало – секунд 20. Не хватало тонов. Зато теперь полнооктавное звучание.
На территории Кремля Владимиру Путину провели экскурсию по новому Музею археологии Чудова монастыря. На месте демонтированного 14-го корпуса. В подвалах археологи обнаружили старейший культурный слой. Президент давно следит за этими раскопками.
Обычно экспонаты привозят в музей. Здесь музей построили над артефактами.
Сделать 4 ноября праздником было инициативой межрелигиозного совета России еще 16 лет назад. И в этот день президент обычно встречается с лидерами конфессий. В этом году разговор в формате видеоконференции. По левую руку от президента – 4 священных книги: Библия, Коран, Тора и Ганджур. Именно представители разных вероисповеданий и национальностей и помогли Минину и Пожарскому справиться со смутой.
Но сегодня веротерпимость под угрозой во всем мире: экстремисты и радикалы пытаются разжечь конфликты.
Все конфликты нужно решать только сообща. Этот урок преподала история еще в XVII веке.
С этим согласны представители всех религиозных объединений.
Что такое народное единство?
Больше половины россиян не знают, какой именно праздник отмечается в России 4 ноября
В преддверии Дня народного Единства Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные о том, насколько хорошо россияне информированы об этом празднике и планируют ли отмечать его.
Как и прежде, половина наших сограждан не знает, какой именно праздник отмечается в России 4 ноября (51%, год назад — 48%). За прошедший год несколько больше стало тех, кому известно правильное название праздника, отмечаемого 4 ноября — День Народного Единства (с 13 до 16%). День Народного Единства в сознании россиян чаще всего является напоминанием о том, что все народы и страны должны быть едины или же просто выходным днем (по 7%). Все меньше россиян имеют традицию отмечать День Народного Единства: с 2006 года доля тех, кто не празднует его, возросла с 49 до 66%. 14% еще не решили, каким образом отметить 4 ноября. 6% встретят этот день дома, за праздничным столом 6% (в 2007 году — 11%), 4% пойдут в гости (в 2006 году — 6%), 2% отправятся за город.
Протоиерей Александр Ильяшенко ответил на частые вопросы о празднике:
— Чтобы праздник стал народным должно пройти достаточно продолжительное время, может быть годы. Неудивительно, что сейчас люди относятся к нему настороженно — как к непонятному нововведению властей. Чтобы праздник наполнился для людей смыслом, надо спокойно, без пропагандистского запала, и в школах, и в средствах массовой информации рассказывать о том, что такое народное единство.
— Не оттолкнет ли людей такая «рекламная кампания» вокруг праздника?
— К людям надо относиться бережно и деликатно. Если обращение государства к своим гражданам будут исходить из теплого, доброжелательного отношения к ним, то люди, конечно, воспримут рассказ о празднике со вниманием и благодарностью. А если День народного единства будет преподноситься как очередная пиар-кампания власти, тогда и реакция у людей будет негативная.
— Как Вы считаете, что вообще такое народное единство?
— Мне кажется, люди в России должны осознать себя как народ. Сейчас мы очень разделены, разобщены. Мы относимся к своим согражданам безразлично, если не сказать враждебно. Вот простой пример. Если 100-150 лет назад в дом постучался бы незнакомый человек и попросился на ночлег — его бы непременно приютили, накормили и уложили спать. Не посмотрели бы ни на национальность путника, ни на то, бедно или богато он одет. Сейчас, понятное дело, большинство из нас даже на порог не пустит незнакомца — по вполне понятным причинам: мы не знаем, чего можно ожидать от незваного гостя. Сейчас нет единства, нет отношения к своему народу как к родному человеку. А ведь слова «народ» и «родной» — однокоренные. Я привел крайний пример, чтобы показать, насколько далеки мы от идеала. Мы должны возродить доброе отношение друг к другу, которое было присуще русскому народу когда-то. Может быть, достичь такого идеала в современном разобщенном мире и невозможно, но это не значит, что мы должны опустить руки и перестать к нему стремиться.
— Чем, на Ваш взгляд, продиктована инициатива учредить в России новый государственный праздник День народного единства?
— Революционные потрясения внесли страшное разделение в жизнь нашего народа, явились переломным моментом для истории. Россия претерпела столько трагедий как на уровне личности, отдельно взятой семьи, так и на уровне нации, что до сих пор слышны их отголоски, они врезаны в нашу память и накладывают отпечаток на современное общественное сознание.
День народного единства должен в первую очередь свидетельствовать о готовности осознать ошибки и преступления, совершенные участниками исторических событий в прошлом, как непременного условия для преодоления их последствий, поскольку нельзя жить, разделяя людей по национальному, партийному, вообще по какому бы то ни было принципу. И для наших современников, для народов России единство, которое было обретено в 1612 году или, скажем, во время Великой отечественной войны, необходимо сегодня так же, как необходимо всегда, во все времена.
У нас многонациональная страна, и вопрос единства для нас имеет и будет иметь всегда колоссальное значение. У нас просто нет иного выбора: для того, чтобы сохранить страну, мы должны сохранить единство историческое, духовное, территориальное. Сможем возродить единство – сможем энергично развиваться в дальнейшем.
В этот день Церковь вспоминает особое чудо, которое было явлено через икону Казанской Божией Матери.
Очень важно, что стремление к объединению шло снизу, из народа и с окраинных городов. Люди всех сословий были полны решимости бороться за судьбу России.
И если Куликовская битва была борьбой с внешним врагом, то 4 ноября – это попытка преодолеть внутреннее разделение, поскольку кто-то готов был ради своих корыстных интересов отказаться от традиционной российской государственности, кто-то – от православной веры, забыть о присяге верности народу и Церкви, потому что это могло принести большие выгоды. Изменников в Смутное время было много, они были заинтересованы в том, чтобы смута продолжалась, а Россия свернула с пути верности Богу, православию.
При подготовке материала использовались открытые источники.
Един ли русский народ и что определяет единство?
ЕДИН ЛИ РУССКИЙ НАРОД И ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕДИНСТВО НАРОДОВ?
Существует у людей поверхностно знакомых с историей и этнологией некое «идеальное» представление о народах: Один народ (этнос) = один язык = один антропологический тип = одна культура, а в целом этнос как образование монолитен и един.
От реальности такое представление весьма далеко.
Приведу лишь наиболее яркие примеры:
1) Есть народы говорящие на двух и более языках:
— марийцы также говорят на двух языках (марийском горном и марийском луговом), и это также не диалекты, а языки.
— на испанском языке говорят не только испанцы, но большинство жителей Латинской Америки,
— на португальском говорят португальцы и бразильцы;
— на английском (в качестве родного, а не языка международного общения) говорят англичане, американцы и австралийцы- не-аборигены.
Внешность разных представителей одного народа порой сильно отличается друг от друга.
— русские также неоднородны в антропологическом отношении (брюнеты, шатены, блондины, рыжие, с цветом глаз от зелёно-карих до серо-голубых).
Различаются также и данные краниологии (строения и размеров черепа).
Всё это касается не только одних русских, но также и других восточных славян (украинцев, белорусов).
Данные генетики, бурно развивающейся в последнее время науки, подтверждают, что славяноязычные народы, как русские, так и все остальные, казалось бы единые, на самом деле, по происхождению неоднородны.
Само по себе понятие многозначно и понимается учёными по разному. В одной только этнологии это понятие усложняют (и не зря), выделяя духовную, социальную, материальную.
Так что у немцев даже общей «бабы-яги» нет.
Источник этой информации: (Потебня А. Баба-Яга. // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских, кн. 3, вып. 1865г. – С. 85-221).
Для русских различия в культуре внутри самого народа характерны, например, следующие:
— различаются северо- и южно-русские жилища (соответственно: на высоком подклете и вообще без фундамента, построенные прямо на земле и даже без подполья).
— самым ярким примером этнографических различий русских является народный женский костюм (в 19 веке по костюму русской крестьянки можно было определить из какой она губернии).
Итак, внутри народа, как русского, так и любого другого, существуют значительные лингвистические, антропологические, генетические и культурные отличия.
Что же тогда объединяет народ в народ (или этнос в этнос)?
Что позволяет нам быть русскими (и кареглазым брюнетам, и сероглазым блондинам)?
Что позволяет марийцам, мордве, евреям и чуванцам быть едиными и быть самими собой без общего для всех языка?
А как вообще ощущать себя единым и неповторимым этносом испанцам, португальцам и англичанам, «давшим напрокат» свои языки другим народам?
Единство народа существует, как это не странно звучит, само по себе, т.е. в сознании людей. Сознание это, хоть и связано с «бытиём» (традициями, фольклором, бытом, речью, родителями, от которых мы получаем свою национальность), по сути же, в этнической реальности первично.
Вот так в науке о народах, а в конечном счёте и о людях решается основной вопрос философии.
«Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет: и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит»
«Люби ближнего твоего, как самого себя…»
Мы продолжаем тему, поднятую в предыдущем материале о внутреннем расколе и поиске единства, опубликованном 8 апреля на нашем сайте
Когда закончится гражданская война?
«Гражданская война не закончилась». Эта фраза, недавно услышанная мною, поразила как молния. А ведь действительно, наша междоусобная брань только видоизменилась и усложнилась, но не закончилась. И не видно ей конца и края.
«Есть у революции начало. Нет у революции конца»
Поётся в известной советской песне. Но не в одной песне не поётся, что в гражданской войне не может быть победителей. Только проигравшие.
Из этой безвыходной ситуации есть только один выход – единение.
На первый взгляд это кажется наивным, и даже глупым. Разве возможно объединиться русскому аристократу, утратившему «настоящую» Россию, с коммунистами, свергнувшими «прогнивший» строй, а затем уничтожившими и старую аристократию, и священство, и «кровопийц-кулаков»? Разве возможно объединение между западниками и почвенниками, между созидателями и разрушителями? Невозможно. Но зато возможно объединение людей любящих Россию. А это существенно меняет дело.
Чему учит история
Недоразумений, разногласий, противоречий в русской истории, как впрочем, и в любой другой, было в избытке:
1223 год
Первая встреча с монголами на Калке. На битву вышли дружины многих южнорусских князей. Но все действовали разрозненно и безславно погибли порознь.
1237 год
Полчища Батыя подошли к Рязани. Противостоять нашествию можно было только объединёнными силами. Но никто не пришёл на помощь. Героическое сопротивление рязанцев закончилось страшным погромом и разорением. Вслед за ними погибли княжества северной, а затем и южной Руси.
1991 год
Советский Союз был разорван на части жаждущими свободы и самостоятельности окраинами. Теперь отдельные обрубки некогда единого тела кровоточат и саднят, но срастись им вновь не позволяют невидимые палачи.
Таких примеров множество. Но есть и красные страницы в русской истории:
1380 год
В единое общерусское войско сошлись дружины московские, суздальские, ярославские, коломенские, псковские, брянские, серпуховские, каргопольские и разбили мамаевы орды, рассеяв их по степи.
1612 год
Долгая смута и неразрешимые, казалось, противоречия, привели страну на край гибели. Спасительным стало общерусское ополчение, изгнавшее и захватчиков и предателей.
1941-1945 годы
Послереволюционная классовая борьба к началу войны ещё не закончилась, но страшное нашествие жестокого врага сплотило людей. Великую победу в Великой войне одержал уже единый народ, отложивший свои противоречия ради общей цели.
Мировая история добавит краски в уже написанную картину.
Это закон. Царство, разделившееся само в себе, погибает. А государство, объединяющееся на прочной основе, крепнет.
Тот же Рим, собравший отдельные итальянские области, вновь обрёл общеевропейское политическое влияние. Равно как и Берлин, объединивший дотоле самостоятельные немецкие земли. Князь Олег, собравший в IX веке полян, древлян, полочан, кривичей и вятичей, словен новгородских в единую Русь, создал могущественное европейское государство. Великий Князь Владимир, приняв христианство, скрепил его духовное единство на тысячу лет вперёд.
Вывод очевиден. Единение благо для государства, благо для народа. Распад неизбежно ведёт к гибели. Это довольно быстро осознали большевики, шедшие к власти с лозунгом «права наций на самоопределение». Уже через пять лет после революции они создали новый союз – СССР. И ещё через семнадцать лет вернули почти все самоопределившееся окраины.
После революции 1991 года, приведшей к расчленению страны, этот процесс идёт значительно медленнее, но неуклонно.
Первой ласточкой было Приднестровье. В настоящее время в республике два государственных флага: Приднестровский (сохранивший цвета и символы советской Молдавии) и Российский.
Похожая ситуация и Грузии. В 2008 году была признана независимость Абхазии и Южной Осетии, что фактически означает их повторное добровольное присоединение к России.
Возвращение Крыма в 2014 стало воистину общенациональным праздником. Высочайший духовный подъём, который мы испытали в те дни, сопоставим с радостью великой Победы 1945 и первого полёта в космос Юрия Гагарина.
Все ждали продолжения подобных возвращений, но вместо этого последовал жестокий погром в Одессе и затяжная кровавая война на Донбассе и Луганщине. Враг вцепился зубами в русские земли, оторванные революционной перестройкой, и добровольно их не отдаст. Это ещё одно доказательство тому насколько сложно возвращение земель, утерянных в результате революций.
Вот и воссоединение с родной братской Белоруссией идёт очень туго. Скорее это даже похоже на сближение двух кораблей, размётанных бурей. И ещё не известно куда белорусский корабль утянет, учитывая внутренние брожения в нём.
Трудный путь единения
И всё же создать объединение «бывших республик Советского Союза» удалось. Это Евразийский экономический союз, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. В Организацию Договора о коллективной безопасности входят те же участники, а также Таджикистан.
Сложность в том, что за тридцать лет отдельные части некогда единого государственного организма теряют внутреннюю связь. Она есть, и будет стягивать нас ещё долго. Этого желает большинство народов распавшегося Советского Союза, но бешено сопротивляются антирусские силы, потратившие на разрушение многие годы, силы и деньги. Дело воссоединения временно разделённого государства вопрос времени и наших усилий.
Слава Богу, время безумного саморасчленения закончилось.
Необходимость сохранения целостности самой России теперь ни у кого сомнения не вызывает. (Разве что у наших врагов и их подпевал). При этом совершенно очевидно, что крепость государства зависит от его внутреннего единства. Единства народов России, при определяющем значении русского народа. Единства самого русского народа.
Народы России
Однако, в современной национальной политике много путаницы, оставшейся от ельцинских «реформ». Подобно лозунгу «берите суверенитета, сколько переварите» в новой редакции Конституции записано, что «источником власти в стране является её многонациональный народ». Но народ не может быть многонациональным. К примеру, калмык может быть только калмыком, нанаец нанайцем, русский русским. Калмыки, нанайцы, русские, татары и другие народы России составляют Российский народ, а не безликий многонациональный. Марийцы, удмурты, карелы, нивхи, чукчи, ненцы, башкиры называют себя россиянами. Это правильно. Так сложилось исторически.
Но в Российском народе есть сердцевина, стержень – это русский народ. И это тоже результат исторического развития. Со времени создания Древнерусского государства до середины XX века русские составляли абсолютное большинство населения России. И сейчас составляют более 80 процентов.
И прежде всего осознание себя каждым русским человеком частицей единого русского народа.
Многие из нас готовы в трудный час помочь ближнему, но в повседневной жизни мы утратили общинный дух, ранее присущий русским людям. Нам важно понять, что наши близкие (родственники, соседи, друзья, сослуживцы) тоже наши ближние. И их по завету Спасителя надо возлюбить больше себя самого. А мы, прежде чем помочь раздумываем; белый он или красный, коммунист или монархист.
«Русский помоги русскому» – увидел я однажды листовку, приклеенную над дверью электрички. Он прав, этот неизвестный доброжелатель. Уважение к человеку своего племени, родственному по крови и по вере естественно повлечёт за собой уважение к собственному народу, любовь к своей Отчине. И это будет помощь себе самому, и детям, и внукам. Всё-таки первым делом должно произойти исцеление от русофобии, поразившей часть нашего общества, и тогда проще будет строить свой Общероссийский Дом.
Русский народ по духу своему народ общинный, соборный. У нас и крестьянская жизнь строилась по общинным законам, и работники собирались в артели, и воины в дружины. И все вместе были членами церковных общин. И сейчас в крупных городах люди собираются в землячества. Но мы утратили и общинность и соборность, и чувство общерусского единства. Нет у нас взаимопомощи. А надобно, чтобы каждый русский человек почувствовал себя составной частью единого общерусского землячества. В особенности это важно с началом русского рассеяния, разбросавшего миллионы русских людей по всему свету. Русская взаимопомощь должна стать законом жизни. В известной притче отец велел своим сыновьям переломить связку прутьев. Безуспешно. А развязав, они легко переломали её по одному прутику.
В единстве сила. Это настолько очевидно, и настолько же трудноосуществимо. Но необходимо. Жизненно необходимо.
Наша цель– воссоздание Великой Державы Российской
Для того, чтобы такое объединение произошло, необходимо общерусское дело. Большое дело. Когда перед русским человеком стоит большая цель – он в состоянии горы свернуть.
И такое дело у нас есть – восстановление Великой Державы Российской.
Наши предки создали величайшее государство всех времён и народов. Шестая часть суши! Сейчас многие земли утрачены. В том числе исконно русские. Наши предки создали культуру мирового значения. Сейчас мы всё больше и больше скатываемся к задворкам западного шоу-бизнеса. Наши предки создали Русскую цивилизацию, вставшую вровень с другими мировыми цивилизациями. Что мы знаем о ней? Почти ничего. Да и знать-то не стремимся.
Так вот, ещё раз повторим. Наша цель – воссоздание Великой Державы Российской. Звучит по-книжному и отвлечённо? Да. Но только до тех пор, пока эта цель не укрепится в нашем сознании. А если наше сознание примет эту великую цель, тогда она станет осуществима. И она объединит нас в единый сплочённый непобедимый Русский Народ.
Вместе со всеми народами, проживающими в нашей единой стране, мы сможем возродить Великую Державу Российскую!
«Это не плавильный котел». Есть ли единство народов в России?
В России 4 ноября отмечается День народного единства. Государственный праздник ввели в 2005 году взамен годовщины Октябрьской революции, которую отмечали 7 ноября. Новый праздник посвящен событиям 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Этот день сопровождается культурными мероприятиями, призванными подчеркнуть общность жителей многонациональной страны. Между тем эксперты по прошествии 15 лет с момента учреждения праздника выражают сомнения в существовании единой российской нации.
В ряде регионов сделали акцент на онлайн-мероприятиях. В таком режиме проходит выставка «В единстве наша сила» в центральной библиотеке Акушинского района Дагестана. В Ингушетии концерт с участием звезд местной эстрады планируют провести в формате видеотрансляции.
В Чечне собрались коллективы из разных регионов для участия в фестивале-конкурсе народного творчества и ремесел «Многоликая Россия». Под открытым небом решили открыть 4 ноября выставку в Ставрополе, дав ей название «Северный Кавказ: единство и вековые традиции».
Ко Дню народного единства проводятся тематические социологические исследования. Согласно недавнему опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), россиян в первую очередь объединяют «принадлежность к великому народу», любовь к родине и государственные символы – флаг и герб. А большинство опрошенных негосударственным «Левада-центром» ассоциируют со «своим народом» общее прошлое, территорию и природу.
Что есть «российская нация»?
Опрошенные редакцией Кавказ.Реалии эксперты высказывают разные мнения о том, что понимать под «народным единством» и сформировалась ли в стране единая нация.
«В определенном смысле она («российская нация»), наверное, всё-таки есть. Но ввиду того, что она стала более активно формироваться после распада Советского Союза, она находится еще в процессе формирования, на мой взгляд», – поясняет старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Михаил Рощин. Он добавляет, что до 1991 года российская идентичность была размыта в более широкой, советской идентичности, про которую многие вспоминают до сих пор.
В числе важных факторов единения народов Рощин выделяет опыт совместного проживания: «Когда люди живут вместе, у них появляются совместные интересы».
Мнения о том, что понятие «единая российская нация» еще не получило своего смыслового содержания, придерживается Саид Мусхаджиев, руководитель центра народной дипломатии и межкультурных коммуникаций в Адыгее. По его мнению, для достижения единства необходимо не только желание властей, но и сбалансированная, поддержанная обществом политика по национальным вопросам, а также в сфере социально-экономических отношений и культуры.
«Главное – должно быть взаимоуважение между народами, конфессиями и осознание ценности гражданского согласия. Нивелируя интересы и культурные запросы малых народов, невозможно будет сформировать единую нацию в полиэтническом обществе. Россия исторически сформировалась на стыке культур, в пространстве многих этносов. Это не плавильный котел миграционных потоков, а сложная, органичная система сотен народов, проживающих на своей родной земле», – подчеркивает Мусхаджиев.
Попытки властей конструировать российскую нацию с помощью массовых народных гуляний и патриотических фильмов выглядят искусственными и натянутыми, считает политолог из Дагестана Руслан Курбанов.
«Поэтому большинство российского населения остается в стороне от участия в таких праздниках. Люди просто заняты зарабатыванием денег, выживанием, спасением своего положения от постоянно растущего налогового бремени, – говорит политолог. – Российское единство – в том, чтобы выжить и не попасть под колеса административной и силовой машины. В этом жители России едины: не переходить дорогу чиновникам – только бы не трогали и дали возможность прокормить семью и поднять своих детей».
Единая российская нация, как полагает Курбанов, «складывается естественным путем в ходе естественного сращивания народов России на новой основе – социально-экономической, идеологической». Важную роль в этом процессе сыграло то, что рухнула советская социалистическая система.
Межэтническое единение: Дагестан и Хабаровский край
В качестве примера межэтнического единения в России Михаил Рощин приводит Хабаровский край, где ему довелось побывать еще до многотысячных протестов в поддержку арестованного экс-губернатора Сергея Фургала.
«В Хабаровском крае живут представители разных народов. Я встречал там много кавказцев, включая чеченцев. Были татары, евреи. Каких-то противоречий, которые существуют в центрах типа Москвы, там нет. Там все народы очень дружны. Но сплачивает их следующее: через реку – мост, а там через 30 километров начинается Китай. Людей сплачивает то, что рядом совсем другая цивилизация. Это такой российский фронтьер, поэтому чувство единения там выше, чем, например, в Центральной России», – отмечает Рощин.
На Северном Кавказе хорошим примером интегрированного общества ученый называет Дагестан, где насчитывается 30 коренных народностей. Противоположны республике по этому показателю Чечня и Ингушетия, там большинство составляют именно чеченцы и ингуши соответственно.
«В Чечне и Ингушетии интеграция медленнее протекает, потому что там люди замкнуты на своих особенностях, – считает Рощин. – А Дагестан – многонациональный край. Люди там привыкли жить и понимать, что люди – разные, и у них уже есть опыт совместного проживания, по крайней мере, в течение последних двух-трех веков. Это не означает, что в Дагестане нет проблем. Но там они решаются. Русские там – национальное меньшинство, но у них тоже есть какой-то свой ресурс, то есть там они не зажимаются. Был период, когда русские опасались, но отток русского населения прекратился, потому что установился баланс и взаимопонимание между различными национальными группами. В этом смысле Дагестан – один из наиболее удачных примеров».
Руслан Курбанов тоже видит в республике пример отношений, которые сложились естественным образом, а не принудительно по распоряжению сверху.
«В Дагестане нет никаких претензий у людей друг к другу ни по религиозному, ни по национальному признаку. Да, клановые интересы там есть, клановые лидеры давят других, но это не национальное противостояние, это борьба за ресурсы. Да, некоторые русские уехали оттуда, но не потому, что там их ненавидели, а потому, что они не выдерживали натиска в социально-экономической конкуренции. Это было чисто социально-экономическое противостояние», – считает политолог.
От депортаций до сдачи квартир «только славянам»
Отчасти межэтническое напряжение сохраняется в аннексированном Россией Крыму, напоминает Курбанов: «Там со стороны русскоязычного большинства сохраняется недоверие к крымским татарам, в которых видят чуть ли не пособников фашизма из-за того, что они были депортированы. То есть Крым, несмотря на патриотический пафос, нуждается в большой работе по гармонизации межнациональных отношений».
Крымские татары были высланы с исторической родины в 1944 году, их обвинили в сотрудничестве с нацистской Германией. Та же участь коснулась в советское время чеченцев и ингушей, карачаевцев и балкарцев, немцев Поволжья, других этносов. Позднее они были реабилитированы.
Несмотря на трагедии малых народов, в советский период все же было многое сделано в плане национального строительства, особенно в 1920-е годы, утверждает востоковед Михаил Рощин.
«Были созданы национальные очаги, то есть области, республики, автономные территории. Ни в 18-м, ни в 19-м веках таких образований вообще не было. Не было их и до того, как Россия пришла на Северный Кавказ. Там были не национальные образования, а средневековые структуры. А именно в современном смысле протогосударственные структуры были созданы только в 1920-е годы. За исключением немцев Поволжья, все остальные сохранились и вполне себе функционируют», – говорит Рощин.
Тем не менее в современной России делаются попытки замалчивания трагедий малых народов. К примеру, в 2011 году глава Чечни Рамзан Кадыров запретил вспоминать жертв депортации в годовщину ее начала 23 февраля. С тех пор никаких памятных мероприятий в этот день республиканские власти не проводили вплоть до 2020 года.
На вопрос о том, как такая политика согласуется с продвижением идеи народного единства – способствует ли этой идее принцип «забудем старые обиды» или, наоборот, препятствует формированию единой российской нации, Руслан Курбанов отвечает так: «Российская власть еще не выработала единого языка, который примирял бы трагедии и русского народа, и карачаевского, и чеченского. Еще не выработано исторического полотна, в котором трагедии соседних народов – имперского большинства, русскоязычных, малых народов, которые порой насильственным путем включались в состав империи, – где эти трагедии могли бы найти неконфликтное соседство друг с другом, чтобы одновременно уделялось внимание и героизму кавказских народов периода Кавказской войны, и трагизму и героизму русского солдата».
Этим летом большой резонанс вызвал «Монумент подвигу русских солдат» времен Кавказской войны, установленный в Сочи. На фоне возмущения общественности, главным образом черкесов, он был вскоре снесен.