В чем ехали джентльмены удачи в цистерне
Как снимали «Джентльмены удачи»
Фильм «Джентльмены удачи» в 1972 году посмотрели около 65 миллионов человек. Очевидцы рассказывают, что в первые дни после премьеры спекулянты с утра скупали все билеты, красная цена которых составляла 20 копеек, и перепродавали их за 3 рубля. По посещаемости фильм занимает 12 место среди советских фильмов за всю историю советского кинематографа.
Режиссёром картины многие ошибочно считают Георгия Данелию. На самом деле «Джентльменов» снимал Александр Серый, а Данелия вместе с Викторией Токаревой был автором сценария. «Из-за своего несдержанного, ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме, — рассказывает Данелия. — Ему дали 8 лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились ещё на Высших режиссёрских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили».
Идею фильма подарил известный сценарист Валентин Ежов. Изначально, правда, сюжет был совсем иным: добрый капитан/лейтенант милиции силой убеждения перевоспитывал бандитов, но высшему милицейскому начальству эта задумка не понравилось. В итоге главным героем стал директор детского сада, а его антиподом — рецидивист по кличке Доцент.
Окончательный состав актёров также отличался от первоначального. Главная роль сразу были отданы Евгению Леонову. А вот воров-рецедивистов должны были играть Андрей Миронов, Ролан Быков, Юрий Никулин и Савелий Крамаров.
Изначально сценарий назывался «Рецидивист». В нем была шайка мошенников (фальшивомонетчик, альфонс, карманник и жулик) и противостоящий им сотрудник милиции. Ролан Быков – фальшивомонетчик по кличке Миллиметр; Юрий Никулин – профессиональный альфонс, многоженец; Андрей Миронов – жулик по кличке Пижон. Ворует машины и продает их в Тбилиси; Савелий Крамаров – мелкий карманник по кличке Косой. Сценарная заявка еще не была утверждена, а почти все актеры уже отказались от участия в картине. Каждый – по своей уважительной причине. Миронова ждали другие съемки, Никулин не захотел вновь появляться на экранах в комедийной роли, у Быкова оказались более важные дела. Поэтому в киносценарии остался только жулик Косой. Все остальные персонажи были переписаны, а главным героем стал заведующий детским садом. На роль Хмыря сначала пробовался Лев Дуров, но исполнил этого персонажа Георгий Вицин. Неудачными поначалу были и кинопробы Савелия Крамарова, но Данелия уговорил начальство, и Савелий Викторович стал Косым. «К тому времени Крамаров снялся у меня в нескольких фильмах, — рассказывал Данелия. — Мне поверили. Правда, когда актёр эмигрировал, его пытались вырезать. Но я им написал, что они совершают идеологическую ошибку. Предложил посмотреть картину внимательнее, ведь актёр Крамаров играет бандита и отщепенца. Подействовало! Оставили всё как было».
Самые большие проблемы были с ролью Василия Алибабаевича. «Меня, знаете, почему взяли? Потому что все беленькие, а Радик Муратов — он чёрный», — рассказывал потом Раднэр Муратов. Его сначала пригласили на эпизодическую роль начальника тюрьмы. Василия Алибабаевича сначала должен был сыграть Фрунзик Мкртчян. Однако Мкртчян не смог приехать на съемки из-за участия в мероприятиях, посвященных 50-летию образования Армянской ССР. Времени для поиска нового кандидата уже не было, поэтому роль начальника тюрьмы была сокращена, а Муратов стал Василием Алибабаевичем.
Вся блатная речь в картине появилась благодаря Александру Серому — пригодился его тюремный опыт. Плакаты, висевшие в камере: «На свободу — с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд — дорога к дому», а также воровской жаргон: «канай отсюда», «пасть порву, моргалы выколю» — это всё оттуда, с зоны.
«Но про «мужика в пиджаке» (памятник Лермонтову) мы с Данелией сами придумали», — вспоминает Токарева. Цензура очень серьёзно раскритиковала диалоги в сценарии фильма. От авторов сценария потребовали максимально вычистить «блатной жаргон», в результате чего появились разные новые «квази-блатные» слова: «редиска», «сосиска», «Навуходоносор» и другие. А еще есть легенда, что от погребения на “полке” фильм спас глава МВД Николай Щёлоков. В преддверии Дня милиции ему показали опальных «Джентльменов удачи», и он так хохотал, что иной раз заглушал реплики, доносящиеся с экрана. Генсек Леонид Брежнев, который смеялся не меньше Щёлокова, а по поводу жаргонных словечек сказал: «Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает».
Кадр, когда Евгений Леонов едет на верблюде, снимался так: режиссер предложил дрессировщику посадить себе на плечи актёра, спрятаться за верблюда и шагать с ним рядышком. Дело в том, что у Леонова никак не получалось взгромоздиться на верблюда Бориса.
Забавная история произошла, когда снимали сцену, в которой Борис плюет в Крамарова. На самом деле никакого плевка, конечно, не предполагалось. Планировалось так: в одном кадре верблюд вытягивает губы, а в следующем – показывают Крамарова, облитого пеной для бритья. Но Крамаров так гримасничал и дразнил Бориса, что тот плюнул в него по-настоящему, от души. Великий актер долго потом отмывался!
Бытует мнение что роль воспитанника московского детского сада № 83 Игорька была сыграна Игорем Угольниковым, в будущем ставшим известным артистом. На самом деле это утка, взятая из одной программы «ОБА-НА»
Для съёмок в машине с цементом долго не могли подобрать подходящий раствор. Раднэр Муратов так рассказывал о съёмках этого эпизода: «Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зелёной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съёмок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость».
А вот одежду, которую снимали и пытались высушить главные герои, окунули в настоящий цемент. Он, как помните, застыл, и преступникам пришлось бежать голышом».
Московские сцены снимали в феврале и марте, но в столице, как назло, лил дождь. Съёмочная группа уехала в Самарканд, начала там работать, как вдруг в конце марта приходит телеграмма: «В Москве выпал снег, срочно приезжайте!» За неделю заново отсняли часть зимних сюжетов: как герои изучают английский на заснеженной даче, делают зарядку и как Доцент достаёт из проруби золотой шлем Александра Македонского.
В городе Джамбул (Казахстан), который упоминает Василий Алибабаевич Алибаба, ныне переименованном в Тараз, установлен памятник «Джентльменам удачи». Только вот в скульптурной композиции отсутствует один «джентльмен удачи» — Хмырь. Еще интересная подробность, связанная с этим городом: эстрадная певица Лариса Израилевна Мондрус, исполнившая для фильма песню «Проснись и пой», родилась именно в Джамбуле.
ТОП-8 интересных фактов о съемках фильма «Джентльмены удачи»
5-tv.ru собрал занимательные истории о процессе создания легендарной советской комедии.
Фото: Кадр из фильма «Джентльмены удачи» 1971г.
История создания
Идея картины принадлежит кинодраматургу Валентину Ежову. Своей задумкой он поделился с режиссером Георгием Данелией. Согласно изначальному замыслу, главным героем должен был стать доблестный капитан полиции, пишут «Дни.ру». Однако Данелия сразу отмел этого персонажа и предложил сделать основным героем картины заведующего детским садом.
Черновой вариант
В написании сценария совместно с Георгием Данелией участвовала писательница Виктория Токарева. Первое время сценарий назывался «Рецидивист».
Неизвестный режиссер
Режиссером кинокартины стал однокурсник Георгия Данелии Александр Серый. Он долгое время сидел без работы из-за тюремного срока. Сразу после учебы Серый попал в места не столь отдаленные за нападение на мужчину, к которому он приревновал свою возлюбленную. После освобождения режиссер пытался вернуться в «Мосфильм», но руководство не доверяло ему самостоятельных проектов. Данелия практически «протащил» друга в режиссеры «Джентльменов удачи».
Милиция дает совет
Сценарий кинокартины был прорывным для своего времени. Создатели боялись, что их обвинят в излишней поэтизации преступного мира. Перед началом съемок они показали сценарий некоторым генералам из МВД. Милиционеры одобрили тексты, только внесли некоторые коррективы. Например, они порекомендовали Данелии почистить диалоги от блатного жаргона. Так появились известные выражения: «редиска», «петух гамбургский» и «Навуходоносор», которые очень быстро ушли в народ после премьеры.
Разнообразие съемочных мест
Съемки картины проходили на протяжении трех месяцев, с декабря 1970-го по апрель 1971 года недалеко от Самарканда. Несколько эпизодов было отснято в Каттакурганском следственном изоляторе. Частично съемки проходили и в Москве.
Вежливый верблюд
Найти настоящего верблюда оказалось очень сложно, это заморозило процесс создания фильма на какое-то время. Почему-то считалось, что в Средней Азии нет недостатка в «кораблях пустыни», однако на деле оказалось, что верблюды в Самарканде — большая редкость. Когда киношники все-таки сумели раздобыть экзотическое животное, возникли новые сложности. Верблюд оказался очень воспитанным и категорически не хотел плевать в «Косого». Ассистентам пришлось вылить на голову актера Крамарова вспененный шампунь, чтобы создать правдоподобную имитацию плевка.
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» 1971г.
Натуральные декорации
Для сцены пожара съемочной группе пришлось устроить настоящий поджог. Им удалось выпросить разрешение городских властей подпалить дом недалеко от станции Маяковская, который администрация города все равно планировала снести.
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» 1971г.
Цемент с антивозрастным эффектом
Сцену с побегом героев в цементовозе снимали в одном из павильонов «Мосфильма». Киношники долго не могли придумать как изобразить в кадре жидкий цемент. Для решения этой проблемы был разработан оригинальный и теоретически съедобный рецепт: хлебную закваску смешали с луковой эссенцией для нужного цвета и консистенции. Кто-то решил подшутить, и сообщил по секрету Георгию Вицману, что состав имеет омолаживающие свойства. Актер решил не упускать шанс оздоровиться и долгое время после съемок находился в цистерне со смесью.
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» 1971г.
Хлебная закваска вместо цемента и реальный поджог: интересные факты о «Джентльменах удачи»
Идею картины разработал известный кинодраматург Валентин Ежов. Задумкой литературный деятель поделился с режиссером Георгием Данелией. Валентин Иванович считал, что главным героем должен быть доблестный капитан милиции. Данелия сразу отверг этого персонажа. В итоге в центре сюжета оказался заведующий детским садом.
ПО ТЕМЕ
Слег с инфарктом: как Абдулов и Васильева довели режиссера фильма «Самая обаятельная и привлекательная»
«Собачье сердце» вернуло Евстигнеева к жизни: как создавался легендарный фильм
Раздражение, стеснение и отсутствие туалета: неловкий момент между Гурченко и Басилашвили спас фильм «Вокзал на двоих»
Георгий Данелия писал сценарий «Джентльменов удачи» в соавторстве с Викторией Токаревой. Кинематографист и писательница были знакомы по другим проектам.
В режиссеры картины Георгий Данелия порекомендовал давнего друга и однокурсника Александра Серого. Тот долгое время сидел без работы. После учебы приятель Данелии угодил в тюрьму на четыре года за нападение на мужчину, к которому приревновал возлюбленную. После освобождения Александр Серый пытался вернуться в профессию, но руководство «Мосфильма» не доверяло ему самостоятельных проектов. Данелие удалось «протащить» друга в «Джентльмены удачи».
Сценарий картины сильно опережал свое время. Авторы опасались обвинений в «романтизации» преступного мира. Перед началом съемок киношники показали текст нескольким генералам из МВД. Милиционеры к задумке отнеслись тепло, однако порекомендовали избавить сценарий от блатного жаргона, который проскакивал в диалогах. Данелия и Токарева, прислушавшись к советам генералов и создали для фильма новые выражения: «редиска», «петух гамбругский» и «Навуходоносор». Эти квази-жаргонизмы, к слову, быстро ушли в народ.
В ролях Евгения Трошкина и Александра Белого Георгий Данелия видел только Евгения Леонова. Его утвердили сразу. С подбором других артистов возникли сложности. Изначально образы закоренелых преступников писались под конкретных людей: Ролана Быкова, Юрия Никулина, Андрея Миронова и Савелия Крамарова. Из четверки «уголовников» к съемкам смог приступить только Крамаров, который воплотил в жизнь образ мелкого жулика по прозвищу «Косой». Авторам пришлось переписать сценарий, персонажей сделали более универсальными. Хмыря сыграл Георгий Вицин, роль Василия Алибабаевича воплотил в жизнь Раднэр Муратов.
Фильм «Джентльмены удачи» снимали с декабря 1970-го по апрель 1971 года – три месяца. Площадку развернули недалеко от Самарканда. Некоторые эпизоды создавались в Каттакурганском следственном изоляторе. Часть сцен снимали в Москве.
Фото:/Russian Look/www.globallookpress.com
Для киношников нашли настоящего верблюда. Животное по кличке Алмаз привезли из зоопарка. Этот актер оказался самым своенравным – он постоянно пытался сбросить наездников и отказывался плеваться в героя Крамарова. В сцене с плевком исполнителя роли Косого пришлось вымазать мыльной пеной.
Эпизод с побегом героев в цементовозе снимали в павильоне на «Мосфильме». Создатели картины долго не могли придумать, чем же в кадре заменить жидкий цемент. В итоге использовали хлебную закваску, выкрашенную луковой эссенцией. После съемок актер Георгий Вицин некоторое время отказывался покидать емкость со смесью. Кто-то в шутку сказал ему, что состав продлевает молодость кожи. Вицин не хотел упустить возможность оздоровиться.
Для сцены пожара киношники подожгли реальное здание у станции метро Маяковская. Дом ждал сноса, поэтому городские власти разрешили подпалить его.
Фото:/Russian Look/www.globallookpress.com
Интересные факты о фильме «Джентльмены удачи»
Что осталось за кадром «Джентльменов удачи»: как искали верблюдов и придумывали новый блатной жаргон
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Г. Данелия и В. Токарева планировали снимать Р. Быкова в роли фальшивомонетчика, Ю. Никулина – в роли альфонса, А. Миронова – в роли жулика, который торгует ворованными машинами, С. Крамарова – в роли мелкого карманника по кличке Косой. В результате все, кроме Крамарова, по разным причинам отказались: Миронов был занят в съемках другой картины, Никулин отказался снова появляться на экране в комедийном образе, Быков был занят своими делами. В итоге сценарий переписали, придумали новых героев и пригласили других актеров.
Комедию сняли в рекордные сроки – всего за три месяца, с февраля по апрель 1971 г. Детский сад, театр и дом, в котором скрывались беглецы, снимали в Москве, дачу профессора – в Серебряном Бору, а все остальные эпизоды – в Самарканде. Почему-то все решили, что с верблюдами там проблем не будет, однако найти «актера» удалось только в зоопарке. И плевать в Крамарова ему совсем не хотелось, поэтому «плевок» нарисовали с помощью вспененного шампуня.
С верблюдом возникла и еще одна проблема: Евгений Леонов категорически отказался залезать на него во время съемок. Поэтому Крамаров и Вицин ехали на настоящем верблюде, а Леонов восседал на спине одного из членов съемочной группы. Тот спрятался за верблюда и шел с ним рядом с актером на плечах.
В картине было такое количество тюремной лексики, что комедию уж было хотели запретить к показу, так как возникли опасения, что молодежь воспримет это как пропаганду блатного жаргона и возьмет его на вооружение. Но фильм накануне Дня милиции показали главе МВД Н. Щелокову, и он не только одобрил сюжет, но и хохотал так, что заглушал реплики героев. Комедию одобрил и генсек Л. Брежнев, по легенде, он заявил, что такие слова знает каждый уличный мальчишка.
Данелия и Токарева написали сценарий, а режиссером фильма стал Александр Серый. Именно он и подсказал выражения из блатного жаргона, ведь ему эти слова были знакомы не понаслышке. Г. Данелия рассказывал: «С Шуриком мы учились на режиссёрских курсах, но он недоучился – вместо дипломной работы получил срок. Приревновал свою невесту Марину к одному человеку, избил его, и тот попал в больницу с серьёзными травмами. Шурику за нанесение тяжких телесных повреждений дали шесть лет. Освободился он досрочно, через четыре года. Я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили». А. Серый подсказал и лозунги для плакатов, висевших в тюремной камере: «На свободу – с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд – дорога к дому». Правда, все бранные слова пришлось заменить безобидными «ненастоящими» ругательствами типа «редиска», «сарделька», «сосиска», «петух гамбургский» и т. д.
Забавная история случилась во время съемок эпизода в машине с цементом. Р. Муратов рассказывал: «Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зелёной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съёмок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость».
Когда собирались снимать сцену зарядки на снегу в 17-градусный мороз, Леонов, Вицин и Крамаров договорились, что вопреки желанию режиссера выйдут в фуфайках. Муратов опоздал на съемки и не знал о договоренности. Он выбежал в плавках первым, ну а за ним всем остальным тоже пришлось раздеваться. Кстати, сцена, в которой герои растирают друг друга снегом и орут, – это актерский экспромт: Крамаров решил отомстить Муратову и начал растирать его снегом.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Тюрьма – настоящая, а цемент – из манной каши: закулисные истории «Джентльменов удачи»
Наступил очередной Новый год, и, по уже сложившейся традиции, многие каналы покажут любимую всеми комедию – «Джентльмены удачи».
Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.
Впервые этот фильм вышел на экраны в 1971 году. И с тех пор, кажется, ни один Новый год не обошелся без «Джентльменов». Давайте вспомним некоторые интересные моменты о съемках.
Фильм сняли за 3 месяца
С работой киношники справились в рекордные для того времени сроки – с февраля по апрель. При этом для съемок тюремных сцен и побега пришлось ехать в Самарканд, дачу, на которой жили жулики, снимали в Серебряном Бору, а все остальные сцены – в Москве.
Режиссер-уголовник
Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.
Многие до сих пор уверены, что «Джентльменов удачи» снял Георгий Данелия. Между тем, режиссер фильма – Александр Серый, Данелия в соавторстве с Викторией Токаревой написал сценарий. Серый отсидел в тюрьме за то, что сильно избил парня, пристававшего к его девушке.
Выйдя на свободу, он не мог найти работу. Тогда ему помог Данелия (он учился вместе с Серым на Высших режиссерских курсах) – предложил товарищу вместе снять фильм. И у них получилось!
Василием Алибабаевичем мог стать Мкртчян
Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.
Фрунзик Мкртчян. Кадр из фильма «Мимино», 1977 г.
Роль Василия Алибабаевича изначально писалась под Фрунзика Мкртчяна. И любимый многими актер очень хотел сниматься. Но не смог приехать – Армянская ССР отмечала 50-летие образования, и Фрунзик должен был участвовать в праздничных торжествах.
А Раднэр Муратов должен был играть начальника тюрьмы. Когда стало ясно, что Фрунзика не будет, Раднэр сам предложил сыграть Алибабаевича.
Леонов конспектировал слова заключенных
Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.
Чтобы вжиться в образ, Евгений Леонов приходил в Бутырскую тюрьму и проводил много времени, подглядывая за сидельцами в глазок камеры. При этом он старательно записывал, о чем заключенные разговаривают и какие слова используют.
В тюрьму – под конвоем
Съемки вели в настоящей тюрьме строгого режима. Поскольку ситуация была действительно серьезная – в камерах сидели настоящие опасные рецидивисты – женщинам из съемочной группы запретили там появляться. Мужчин – актеров, операторов и остальных – постоянно сопровождал усиленный конвой.
Вместо цемента – манная каша
Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.
Только представьте себе, сколько понадобилось сварить манной каши, чтобы наполнить ею цистерну! А ведь именно манная каша, смешанная с бражкой, исполняла роль цемента, в котором сидели беглецы. По крайней мере, об этом рассказывали участники съемок в интервью.
Этот состав посоветовали киношникам химики, — по их словам, смесь должна была получиться похожей на цемент и при этом безвредной для артистов.
А вот вещи пришлось заливать настоящим цементом. «Какой хороший цемент, не отмывается совсем…».
Зарядка на снегу
Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.
Снимать сцену зарядки на даче договорились в одежде – стоял сильный мороз. Но Раднэр Муратов об этом не знал – он опоздал и появился в кадре в одном белье. Тогда и остальным актерам пришлось раздеться, чтобы ему соответствовать.
Решив отомстить Раднэру, подкравшийся Савелий Крамаров начал растирать его снегом, тот от неожиданности закричал. А Георгий Вицин удачно подыграл, шлепнув пригоршню снега на спину Крамарова. Эта потрясающая актерская импровизация и вошла в фильм.
Шампунь для Крамарова
Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.
Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.
Савелию Крамарову пришлось не раз соприкасаться с этой пенистой жидкостью во время съемок. Сначала вспененным шампунем заменили «плевок» верблюда в лицо артиста. А затем, уже на даче, ему пришлось набирать в рот настоящий шампунь, — просто не смогли придумать, чем его можно заменить.
Почему таксист не смотрел на Крамарова
Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.
Все, кто смотрел фильм, заметили: когда герои катаются на такси по Москве и не могут найти нужный адрес, Олег Видов, исполняющий роль таксиста-милиционера, старательно смотрит только вперед, не поворачивая головы в сторону Крамарова. И при этом разговаривает чуть ли не сквозь зубы.
На самом деле сцену пришлось снимать долго – Видов не мог сдержать хохота, когда Крамаров отпускал свои реплики. Фраза «Карту купи, лапоть! О, нашел, нашел, вон мужик в пиджаке, а вон дерево!» доводила актера буквально до истерики.
А какая сцена из фильма больше всего нравится вам?
tele@kp.ru
Телефон редакции: +7 (495) 777-02-82
127287, г. Москва, Петровско-Разумовский Старый проезд, д. 1/23, стр.1
Исключительные права на материалы, размещенные в сетевом издании TELEPROGRAMMA (www.teleprogramma.pro), в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда» ©, и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение прав: (495) 970-19-51 (kp@kp.ru)
Сообщения и комментарии читателей сетевого издания размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Возрастная категория 16+