В чем ездить на велике
Ездить на велосипеде зимой: 5 простых правил на личном опыте
1. Так скользко же!
Нет, не скользко. Ровно в той же мере, в какой скользко ходить или ездить на машине. Правила безопасности — точно такие же, никаких отличий. Дело в том, что идущий по льду человек обычно падает или вперёд, или назад, когда скользит опорная нога (напомню, что ходьба — это контролируемое падение). У велосипеда этой проблемы нет — он может упасть только вбок. А это происходит точно при тех же условиях, при каких падает человек или заносит автомобиль. Например, если вы резко повернули прямо на льду. А в остальном резиновые покрышки держат лучше, чем 90% зимней обуви, и вероятность упасть — гораздо меньше, чем у пешехода.
Что необходимо: в идеале — зимняя резина, если вы ездите каждый день, скажем, на работу. Но в принципе, если ездить аккуратно, просто резина с хорошим сцеплением будет работать.
Чего делать нельзя: резко поворачивать и — важно! — «перекладывать» велосипед на скорости. Боковые части протектора на снегу, льду и даже просто скользком асфальте почти не держат, точно грохнетесь. Никакая зимняя резина не спасёт.
Также категорически (!) нельзя ездить на «лысой» резине. Собственно, правило, как и для автомобиля.
Хитрости и тонкости: Значительно большую опасность, нежели лёд или иная скользкая поверхность, представляет собой неровный слежавшийся снег, промёрзший, с выбоинами и ямками. Даже летом, если ваше колесо боком соскользнёт с бордюра, вы с высокой долей вероятности упадёте. Здесь ж снежный «бордюр» может возникнуть в любом месте. Чтобы безопасно проехать зону неровного наста, нужно просто очень крепко держать руль — его будет вырывать — и двигаться прямо.
2. Так грязно же!
Этот аргумент постоянно приводят, когда я говорю о зимней езде в Скандинавии. Да, в наших городах грязно, ничего не поделаешь. Но, как ни странно, после поездки на велосипеде больше вероятности прийти домой чистым, чем после пешеходной прогулки. Поясню, почему.
Дело в том, что велосипедист не касается ногами земли. Когда все надевают тяжёлые зимние сапоги и ботинки, я езжу в лёгких кроссовках, которые боятся воды. И приезжаю с сухими ногами. При этом я еду по грязи, лужам, слякоти — всё это остаётся на покрышках. Брызги полностью отсекаются крыльями.
Что необходимо: обязательно — правильные крылья. Укороченные, спортивные — всё это не подходит. Крылья должны быть полноразмерными и накрывать полностью, до середины высоты, заднее колесо, и максимально далеко вперёд — переднее. Иначе брызги и грязь будут просачиваться. Без крыльев ездить нельзя, будете с головы до ног покрыты коричневой жижей.
Хитрости и тонкости: Важный фактор — это низ штанов. Конечно, можно надевать специальные узкие велоштаны, но если вы едете на работу или просто по делам, то это не очень удобно (нужно носить сменку, переодеваться). Потому что край штанов зимой так или иначе касается педалей, шестерен, передач — и становится грязным буквально за несколько минут. Оптимальный выход — аккуратно закатывать брюки буквально на 2−3 оборота вверх, чтобы их верхний край был выше самой большой шестерни передач. Соответственно, нужны тёплые шерстяные гольфы почти до колена, лучше всего — горнолыжные или для альпинистов.
3. Так холодно же!
Это вообще смешно, если честно. В минус 15 я езжу в рубашке, флисовом свитере и гортексовской ветровке, и мне жарко. Всё просто: езда на велосипеде, если она не прогулочная, — это довольно приличная работа, спорт. Как бег (бегуны зимой бегают в довольно лёгкой одежде, не правда ли?) или, скажем, лыжи (лыжники тоже на себя пуховики не напяливают). Тело вырабатывает избыточное тепло, даже в такой лёгкой одежде к месту назначения иногда приезжаешь запаренным. Это индивидуально для каждого — нужно рассчитать, в какой комбинации одежды вам будет и не жарко, и не холодно. Но в любом случае эта комбинация будет на порядок легче обычной зимней формы.
Что необходимо: так, про шерстяные гольфы я уже говорил. Скажу про ветровку — это вещь №1. Не пуховик, не куртка, не свитер, а хорошая дорогая ветровка с Gore-tex или аналогичной мембраной. Подскажу: действительно качественные вещи начинаются где-то от 10 000 рублей. У меня вообще горная штормовая ветровка, через неё никакой ветер не пробивается. Именно хорошая ветровка — это залог того, что вы не замёрзнете на ветру. А что под ней — второй вопрос.
Ещё категорически необходимы перчатки. Без них даже не думайте выезжать. Руки превратятся в два нечувствительных обрубка. В принципе, есть даже шанс получить обморожение. Перчатки тёплые, но не ограничивающие движение пальцев и не мешающие нажимать на тормоз.
Хитрости и тонкости: В штанах есть слабое место — защита внутренней поверхности бедра. Посередине защищает отчасти седло, отчасти нижнее бельё и несколько слоёв ткани штанов (там же молния или пуговицы, в конце концов). А вот на внутреннюю поверхность бёдер набегает ледяной ветер. В идеале нужно термобельё. Лучше в форм-факторе шортов, потому что если вы поверх нижней части термобелья ещё гольфы шерстяные нацепите, сваритесь заживо.
4. Оборудование велосипеда
Велосипед — это относительно сложный механизм с большим количеством подвижных элементов. И на них мороз действует. Расскажу об особенностях воздействия зимней погоды на различные детали.
Тормоза. Если дисковые — то всё хорошо, можно не париться (главное — не забывайте об увеличении тормозного пути). А вот если ободные, то они при при длительном простое на морозе ниже минус 5 градусов дубеют намертво и не тормозят вообще (!). Для того, чтобы привести их в чувство, нужно аккуратно поехать вперёд, притормозить, ещё поехать, ещё потормозить, за 15−20 торможений они разогреются трением об обод и заработают. Про остальные типы тормозов — роллерные, барабанные, ленточные — рассказывать не буду ввиду их редкости.
Передачи. После долгого стояния они, как и прочие детали велосипеда, обледеневают. Цепь может банально перескользнуть на другую шестерню без нажатия на переключение. Будьте осторожны. Лучше всего ехать на той передаче, которая установилась в качестве стабильной. Но это только в сильный мороз и гололёд.
Педали. Они тоже обледеневают, и нога может соскользнуть. Если летом в принципе не очень важно, на какую сторону педали давить (обратная обычно не имеет выступов-зацепов), то зимой смотрите чтобы педаль вдавливалась в подошву обуви и держалась крепко.
Велозамок. Может замёрзнуть намертво (как и автомобильный). Придётся отогревать. Проще всего полить кипятком. Замок с ключом надёжнее и удобнее в мороз, чем замок с кодом.
Сиденье. Лучше иметь тряпочку, чтобы, как и в дождь, протереть его от снега после простоя на улице.
Электрика. Велокомпьютеры почти всегда «дохнут» и в минусовую погоду не работают. Они просто на это не рассчитаны. Есть отдельные модели, которым безразличны погодные условия, но чтобы установить это, нужно тестировать. По крайней мере, рядовой беспроводной Cateye зимой у меня не работает, и O-Synce — тоже. Так что если вдруг какая-то компания сделает велокомпьютер, работающий в двадцатиградусный мороз, с удовольствием испытаю.
Сигнал. Обычный велозвонок с вращающейся внутренней частью промерзает и звонить перестаёт — особенно если на нём лёд. А вот «дуделке» мороз безразличен. Тембр её меняется, но громкость остаётся.
5. Правила вождения и ухода
Естественно, зимнее вождение отличается от летнего. Как уже говорилось выше, зимой нельзя перекладывать велосипед на скорости и вообще резко поворачивать. Но есть и ещё несколько правил.
1. Держите большую дистанцию и не разгоняйтесь до экстремальных скоростей. Тормозной путь по слякоти вырастает относительно сухого асфальта раза в два. Если выскочит пешеход или автомобиль, вы просто не успеете затормозить. 2. Держите в голове карту расчищенных поверхностей. Короткий путь перестаёт быть коротким, если он нечищенный — по снегу и насту велосипед идёт с трудом. Иногда проще и быстрее объехать по расчищенным катетам. 3. Где бы в квартире не стоял велосипед, под ним стоит постелить тряпку или какое-нибудь старое покрывало. По приезде на него будет стекать вода и грязь. 4. Зимой стоит смазывать велосипед чаще, чем летом. Вода в его конструкции почти постоянно, а это негативный фактор.
Надеюсь, я ничего не забыл. Хотя наверняка что-нибудь забыл. Главное — не бойтесь выехать зимой. В этом нет ничего страшного и опасного. Летом свои особенности — потная футболка, большая вероятность проколоть колесо (зимой острые предметы обычно снесены водой или вдавлены в снег) и так далее.
Как правильно одеваться для езды на велосипеде осенью
С наступлением осени многим кажется, что велосипедный сезон закончился. Но если знать, как одеваться, катание даже в холодную погоду может быть и в радость, и на пользу.
Зачем ездить на велосипеде осенью?
Поначалу может показаться, что катание на велосипеде в осеннюю погоду – это плохая идея. Дождь, ветер, постоянные перепады температуры. Но дайте осени шанс – и вы не пожалеете!
Осень – самый активный период для горожан. С велосипедом вам не придется ждать в пробке, менять масло или платить за бензин. Не придется толкаться в метро, что в наше время не очень-то безопасно. Вместо этого ранним утром вас ждет тишина и освежающий ветерок. И, конечно, тренировка – лучшая награда. Вы не просто перемещаетесь с места на место, но и заставляете свое сердце и мышцы ног хорошенько работать, развивая выносливость и силу.
С чего начать
Не нужно воспринимать поездку на велосипеде по городу в духе «всё или ничего». Вы можете совмещать виды транспорта и приучать себя к катанию в холодную погоду постепенно:
Первое, о чем вам предстоит позаботиться в холодную погоду, — это сохранение тепла. В данной статье мы расскажем, как правильно выбирать одежду для велопрогулки осенью.
Одежда для осенней езды на велосипеде
Самый важный аспект езды в холодную погоду – это ваша одежда. Именно на данном этапе большинство новичков совершает ошибки.
Ключевое правило – не переборщить. На улице холодно, а ехать предстоит с ветерком, и вы склонны считать, что вам нужна тонна одежды. Неправильно. Ваше тело вырабатывает много тепла и пота во время езды, поэтому вы рискуете стать слишком горячим.
Это в итоге может привести к переохлаждению и обезвоживанию. Когда вы останавливаетесь по пути, например, на светофоре, наработанное тепло рассеивается холодным бризом, и вы продолжаете свой путь мокрым и дрожащим.
Цель базового, или первого, слоя – держать вас сухими. С этим хорошо справляется термобелье из шерсти мериноса или синтетического волокна (например, полиэстер или нейлон/спандекс). Хлопок впитывает пот и удерживает его у поверхности кожи, поэтому хлопковой одежды лучше избегать. Положите в сумку флисовую толстовку или ветровку на случай, если подует сильный ветер.
Велосипедная верхняя одежда, как правило, имеет разрезы на рукавах, а также улучшенные вентиляционные свойства.
Для холодных, но сухих погодных условий: мембранная куртка-софтшелл – лучший внешний слой. Софтшелл гарантирует тепло и сухость, в то же время позволяя воздуху проникать внутрь, что помогает противостоять перепадам температуры, которые возникают, когда вы потеете.
Для прохладных и влажных условий: в дождливых районах требуется хорошая водонепроницаемая куртка. Большие вентиляционные отверстия впереди и по бокам работают лучше всего, но застежки-молнии подмышками или перфорация тоже подойдут.
Голова (так же, как руки и ноги) склонна к охлаждению и потере большого количества тепла. И что самое страшное, тут почти невозможно снова согреться только за счет физической активности.
В большинстве случаев достаточно будет шлема, но можно каждый раз брать с собой балаклаву или шарф – на всякий случай. Заранее убедитесь, что головной убор достаточно тонкий, чтобы поместиться под шлемом.
Если в вашем регионе часто дождливая погода, носите водонепроницаемые перчатки. Лучше всего использовать велосипедные перчатки, они снабжены специальными вставками, чтобы руки не скользили. А еще можно пользоваться телефоном, не снимая перчатки. Для сухой погоды подойдут любые спортивные модели, не обязательно специально для велоспорта.
Чтобы ногам было тепло, нужно позаботиться о дополнительной изоляции вашей обуви. Лучше выбирать ботинки на полразмера больше, чтобы влезал теплый носок.
Выбирая носки, опять же, избегайте хлопка. Иначе ваши ноги быстро промокнут, по разным причинам: дорожная слякоть, дождь, морозный дождь или просто пот.
Дополнительно от влаги снаружи вас защитят специальные бахилы, которые легко надеваются поверх обуви. И наконец, чтобы защитить себя от холодного воздуха, выбирайте плотно сидящие тайтсы с утеплением по погоде.
Пусть велосипед будет вашим спутником в любую погоду!
КУРТКА ДЛЯ ВЕЛОСПОРТА ТЕПЛАЯ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМАЯ ЖЕНСКАЯ 540
КУРТКА ВЕЛОСИПЕДНАЯ 100 ЖЕНСКАЯ
КУРТКА-ДОЖДЕВИК ДЛЯ ВЕЛОСПОРТА 540 ЖЕНСКАЯ СВЕТООТРАЖАЮЩАЯ
ЖИЛЕТ БЕЗОПАСНОСТИ СВЕТООТРАЖАЮЩИЙ ДЛЯ КАТАНИЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ ДЕТСКИЙ
Светоотражающий жилет 500 жёлтый для взрослых
Жилет для велоспорта сверхлегкий мужской RC 500 ULTRALIGHT
ВЕЛОЖИЛЕТ БЕЗ РУКАВОВ ДВУХСТОРОННИЙ СЕРТИФ. СИЗ ВИДИМЫЙ ДНЕМ И НОЧЬЮ 560 МУЖСКОЙ
Зимняя куртка для занятий велоспортом RC500 муж.
Велосипедная куртка мужская RC500 утеплённая
Куртка для горного велоспорта водонепроницаемая All Mountain
ПОНЧО ВЕЛОСИПЕДНОЕ 560 СИЗ ГОРОДСКОЕ
ЖИЛЕТ-ВЕТРОВКА ДЛЯ ВЕЛОСПОРТА ЖЕНСКАЯ EN1150
КУРТКА ДЛЯ ВЕЛОСПОРТА ЗИМНЯЯ МУЖСКАЯ RC100 EN1150
Куртка для велоспорта мужская ST 500
Дождевик для велоспорта женский RC 100
СВЕРХЛЕГКАЯ ВЕТРОВКА С ДЛИННЫМИ РУКАВАМИ ДЛЯ ШОССЕЙНОГО ВЕЛОСПОРТА ROADR МУЖСКАЯ
Дождевик мужской для велоспорта RC 120 с защитой по стандарту EN1150
ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ДОЖДЕВИК-ПОНЧО 900
Утеплённая велокуртка для кросс-кантри чёрная
10 правил езды на велосипеде в холодную погоду
В этой статье мы расскажем, как продлить сезон катания на велосипеде, чтобы получить от этого только удовольствие, а не проблемы и замерзающие конечности.
Если вы на зиму убираете велосипед на хранение, изучите гид Как и где хранить велосипед зимой. А если вы из тех велолюбителей, которых и холод со снегом не напугают, тогда наша инструкция для вас.
Как одеваться
Туловище
Как и в зимних видах спорта, в катании на велосипеде при низких температурах действует правило многослойности в одежде. Такой принцип позволяет удержать воздух между слоями и сохранить тепло.
У каждого слоя свои конкретные функции, поэтому просто надеть три одинаковые куртки нельзя, в этом не будет смысла. Обычно слои надеваются в такой последовательности:
Натуральные ткани, такие как шерсть и хлопок, плохо отводят влагу, поэтому ни в коем случае не носите хлопковую футболку в качестве базового слоя: так вы только обеспечите себе замерзание.
Фото: velosurance.com
Ещё нужно сказать, что на первых минутах катания вам может быть немного зябко, но это нормально. От нагрузки ваше тело потихоньку согреется. Если же переусердствовать с одеждой, выделение тепла станет слишком интенсивным, тело быстро намокнет, а это чревато быстрым охлаждением при остановке.
Держите колени прикрытыми каждый раз, когда температура опускается ниже +10 градусов. Это профилактика, чтобы избежать травм колена. В холодное время года для ног подойдут тёплые велоштаны с флисовым подкладом, а в сильные морозы – горнолыжные брюки.
Ранней осенью, когда утром холодно, а днём в штанах может быть жарко, надевайте велосипедные гетры: их можно снять при необходимости и положить в карман куртки. У этого аксессуара есть разная толщина – от тонких гетр для температуры выше +10 градусов до плотных гетр с флисовой подкладкой.
Голова и лицо
В холодное время года под шлем всегда надевайте лёгкую беговую шапку или бафф. Второй вариант даже предпочтительнее, потому что баффом вы можете одновременно закрыть голову, шею и часть лица. В экстремальный холод используйте балаклаву, которая закроет всё лицо, оставив лишь узкую полоску для глаз.
Тренировочные планы к марафону и полумарафону. Скачайте и начните подготовку сегодня.
Не забывайте про глаза. Холодный воздух вызывает слёзы, из-за чего возникают проблемы с обозрением. Выбирайте хорошие велосипедные очки с антифоговым покрытием (чтобы не запотевали) и с изогнутой вокруг лица формой для защиты глаз от ветра со всех сторон. Возможно, понадобятся очки с ремешком для лучшей фиксации.
В отличие от бегунов и лыжников, велосипедист нуждается в серьёзной защите рук от холода, потому что руки при езде на велосипеде почти не двигаются, но принимают на себя весь встречный поток воздуха.
Для ранней осени и температур около нуля градусов подойдут велосипедные перчатки с длинным пальцем и мягкой подкладкой на ладонях, чтобы кровь правильно циркулировала при различных положениях рук на руле. В зимние месяцы и при температуре ниже нуля рекомендуем использовать перчатки-лобстеры, то есть перчатки с двумя пальцами, похожие на клешню краба, или спортивные рукавицы.
Для сильных холодов есть ещё одно решение, которое позволит держать руки в тепле. Речь идёт о неопреновых рукавицах на руль. Этот аксессуар крепится на велосипед, а велосипедисту в удобных ему перчатках остаётся только вставить свои руки.
Ступни
Ступни – ещё одна часть тела, которая почувствует холод в первую очередь, а замёрзшие ноги – это довольно болезненное ощущение. Для катания в холодную погоду используйте термоноски из синтетических материалов или же носки из мериносовой шерсти.
Хороший состав для зимних носков: шерсть + нейлон + эластан. Причём более высокий процент шерсти означает и более высокое сохранение тепла. Но одними носками вопрос здесь не закрыть.
Вам нужна обувь чуть больше по размеру, чем летняя. А ещё обязательны к покупке велосипедные бахилы из неопрена, которые послужат дополнительным слоем для сохранения тепла и защитят ступни от ветра и влаги. Велобахилы делаются со специальным отверстием под шип, если вы используете контактные педали.
Как подготовить велосипед
Поскольку зима – это серьёзное испытание для велосипеда, некоторые любители выделяют для этого периода конкретный байк. Обычно он оснащён более дешёвыми деталями, брызговиками, более широкими шинами и, возможно, имеет более низкие передачи, чтобы крутить педали по снежным дорогам было легче.
Фото: enduro-mtb.com
Вот несколько советов по подготовке велосипеда к холодному периоду.
Что взять с собой
Для катания в стужу возьмите с собой по две пары перчаток и носков. Одна пара должна быть очень тёплой, вторая – полегче. Это позволит вам сменить снаряжение, если вы почувствуете, что становится жарко. К тому же, в лёгких перчатках руки более манёвренные, если вдруг потребуется мелкий ремонт велосипеда в пути.
Дополнительная пара шерстяных носков, спрятанная в пластиковом пакете, может стать настоящим спасением, если вы случайно промочите ноги.
Хотя пить в холод хочется меньше, человек всё равно теряет влагу, и ему необходима гидратация. Для холодных поездок приобретите спортивную бутылку-термос, в которой горячий напиток долго сохраняет свою температуру. Если же нет возможности сделать эту покупку, возите обычную фляжку в заднем кармане джерси, чтобы она не замёрзла.
Поскольку зимой дни короче, у вас будет меньше часов для катания при естественном освещении. Теперь габариты и фара должны постоянно быть с вами, только не забывайте вовремя заряжать их. А ещё выбирайте экипировку, на которой есть светоотражающая отделка. Чем больше у вас светоотражающих элементов, тем лучше.
Для особенно морозных дней припасите специальные грелки для рук и ног. Этот аксессуар активизируется при контакте с воздухом и может сохранять тепло до 10 часов. Грелки не нагреваются мгновенно, поэтому выньте их из герметичной упаковки за несколько минут до морозной поездки.
Зимой темнеет рано, выбирайте экипировку ярких тонов, чтобы быть заметным на дороге. Фото: dedhambike.com
Как ухаживать за велосипедом
Катание в холодное время года, особенно зимой, серьёзно эксплуатирует детали велосипеда, поэтому следите за ним тщательнее. Обязательно после каждой поездки чистите велосипед, раз в неделю проводите чистку цепи, системы, тормозов и уделяйте особое внимание всем движущимся частям.
В холодный сезон потребуется зимняя смазка для велосипедной цепи. Цепь, к слову, обезжиривать и смазывать придётся чаще.
Регулярно проверяйте на износ обода и тормозные колодки, так как во влажных и грязных условиях они быстрее расходуют свой ресурс. У большинства тормозных колодок есть индикатор линии износа, который предупредит вас о надвигающейся замене. Используйте для чистки свою старую зубную щётку, чтобы пройти между тормозными колодками и ободами и удалить оттуда грязь.
Кроме того, после каждой поездки протирайте велосипед насухо, чтобы не оставить на нём снег и грязь с дорог. Не забудьте, что зимой дороги посыпаются реагентами, которые губительны для компонентов велосипеда.
Один раз в месяц или раз в неделю, в зависимости от условий, наносите струю аэрозольной смазки на движущиеся части велосипеда, чтобы предотвратить их заедание или появление ржавчины. Однако не распыляйте смазку на диски или тормоза.
Подробнее о генеральной чистке велосипеда можно прочитать в статье Как правильно мыть велосипед
10 главных правил катания в холодную погоду
Кроме того, зимой сокращайте свой маршрут. В противном случае вы можете заголодать или просто переохладиться, находясь далеко от дома. Всегда возите с собой деньги, чтобы при необходимости уехать на общественном транспорте.
Зимой всегда нужно ожидать непредсказуемых дорожных условий. Для этого удлините зону торможения и нагружайте задний и передний тормоза одинаково. Рулевое управление также должно быть менее резким: не залетайте в повороты на высокой скорости по наименьшей дуге. Осень и зима – время, когда на дорогах много песка, ила, листьев или снега.
И на тот случай, если катание на велосипеде в холодную погоду не для вас, но бросать велотренировки вы всё-таки не хотите, воспользуйтесь статьёй Как выбрать велостанок для тренировок дома.