В чем ездить осенью на мотоцикле
Как ездить на мотоцикле осенью: что надо знать, чтобы дожить до следующего сезона
Мотоциклетный сезон — понятие растяжимое, и растянуть его хочется максимально. В средней полосе комфортно и безопасно кататься можно от силы три-четыре месяца, остальное время требует особенных предосторожностей. О том, как себя вести, чтобы нынешняя осень не стала последней — в этой статье.
Весна и осень — самые опасные времена года для мотоциклиста. В начале сезона мы, отвыкнув от мотоцикла, учимся ездить заново. По новой привыкают к нам и автолюбители, отвыкшие смотреть в зеркала за зиму. В сочетании с холодным асфальтом, еще не очистившимся от реагентов, риск «разложиться» неимоверно высок. И все же, сводки с мест ДТП и подсчет переломанных мотоциклистов в новостях, расслабляться не дают.
«Катастрофа наступает не тогда, когда мы знаем, что чего-то не знаем, а тогда, когда мы этого не знаем» — афоризм, который отлично характеризует опасность осеннего сезона. Весной мы трезво оцениваем опасность и свои навыки, а к осени расслабляемся.
Намотав несколько тысяч километров на двух колесах вновь кажется, что ничего невозможного нет. Габариты мотоцикла чувствуются как свои собственные, а рукоятка газа то и дело открывается до упора, ведь все под контролем! Не все. С наступлением осени автолюбители возвращаются с дач и из отпусков, вырастает число такси и каршеринга, а люди вновь привыкают вставать ни свет ни заря, чтобы отвезти свое чадо в школу. Никому из них нет дела до мотоциклистов.
Ухудшение трафика автомобилей, помноженное на самоуверенность мотоциклиста, само по себе повышает опасность. А дополнительным фактором риска становится погода. Мотоциклисты знают, как меняются сцепные свойства резины при падении температуры. А в дождь «держак» вообще пропадает, особенно, если колесо попадает на столь любимую урбанистами разметку. Хорошо, если мотоцикл оснащен системой ABS, а если нет — на упавшей листве, трамвайных путях и канализационных люках нужно быть втрое осторожнее обычного.
Особенно остро проблема «держака» стоит у мотоциклистов, ездящих на изношенной или старой резине. Если нет возможности ее поменять, стоит попробовать еле заметно, на 0,1‑0,2 атмосферы стравить давление — это позволит увеличить пятно контакта и ускорить прогрев. И никаких резких движений, чем аккуратней пилот работает газом и тормозами — тем лучше. На замедлениях не стоит забывать о торможении двигателем, а перед поворотами имеет смысл сбрасывать скорость больше, чем обычно.
Мотоцикл поворачивает в наклоне, а следом за ростом угла наклона уменьшается и пятно контакта покрышки. Поэтому на скользкой и холодной дороге старайтесь держать его чуть вертикальней, сильнее свешивая внутрь поворота собственное тело.
Отдельное внимание стоит уделить экипировке. В холодную погоду она особенно актуальна, и чем ее больше, тем лучше. Шлем, куртка с защитой локтей и спины, мотобрюки или отдельные наколенники и твердые сапоги — прожиточный минимум. Дополнить его стоит хорошим дождевиком, с которым поездки станут в разы комфортнее. А вот теплые перчатки не спасут — за редкими исключениями они быстро промокают, да и управляться с мотоциклом в них не удобно.
Куда лучше работают плотные летние перчатки в паре с обогревом рукояток — удовольствие не дорогое, но очень полезное. Установить его можно в любой мотомастерской так же, как и высокое ветровое стекло, которое лучше защитит от ветра и дождя.
Зная это сезон можно растянуть до первого снега. Однако, как бы не хотелось избежать необходимости нырять в общественный транспорт или вставать в пробку на общих четырехколесных основаниях, чем раньше будет закрыт сезон — тем лучше.
Мотобомж – как им не стать: нюансы выбора мотоэкипировки
За окном зима, наконец-то ударили морозы, а значит, обостряется известная болезнь многих «двухколесных» – зимний мототоксикоз, когда неудержимо хочется кататься. И хоть выводить мотик из зимней спячки никто не собирается, наверняка многие достанут с полки шлем и будут бродить в нем по дому, пока никто не видит. Забавно же увидеть человека в трениках, босиком и в шлеме? К сожалению, так же комично некоторые мотоциклисты выглядят на дороге. Как не стать клоуном на трассе – поговорим в этом материале.
Наверняка для многих «клоун» и нормально одетый мотоциклист отличаются не сильно. Но для обывателя и древняя «четырехсотка» – супербайк. Так что в первую очередь буду взывать к сознанию начинающих мотоциклистов и тех, кто только планирует ими стать.
Говорить о необходимости экипировки, пожалуй, не буду. Слишком много об этом сказано, слишком много написано. Все равно большинство «человеков разумных» приходит к осознанию этой мысли лишь после того, как она была нужна, то есть после падения. Однако, как и во всем, здесь есть две крайности, и на другом полюсе экипировочно-защитного вопроса сгрудились «экипофилы», которые даже если передвигаются пешком, все равно предпочитают делать это в мотоботах или мотокуртке.
И те и другие, естественно, чаще всего имеют совсем маленький стаж и от этого не могут похвастать очень уж большим опытом в вопросе выбора экипа и правильного его использования, хоть так и не считают. Однако разберемся.
А вот твоя панама!
Согласитесь, человек в валенках и панаме выглядит несколько странно. Примерно так же выглядит мотоциклист в кроссовом шлеме на спортбайке. Хотя, конечно, гораздо чаще на наших дорогах можно встретить человека в интеграле на эндуро. Зачастую у интеграла отсутствует визор, так как дешевый китайский пластик затерся за две недели, а купить сменный – невозможно по причине отсутствия его в продаже, так что приходится ездить как есть.
Словом, вопрос соответствия класса шлема мотоциклу – один из наиболее бросающихся в глаза, поэтому прежде чем купить «красивый» шлем, стоит подумать, подойдет ли он к вашему моцику. Мало того, что сделав неверный выбор, придется нахлебаться неудобностей вроде недостатка воздуха в интеграле при езде по оффроуду или «оторванной» головы в кроссовом шлеме на скоростях «за сотню», так еще и вид будет из серии «стою на асфальте я в лыжи обутый. ».
Самая быстрая черепаха
Вообще, принцип подбора экипа под класс мотоцикла работает не только применительно к шлемам, но и почти ко всем предметам экипировки. Не стоит ездить в кроссовых ботах на дорожнике или в шоссейных «тапках» – лезть в грязь. Это неудобно и выглядит смешно. Однако есть и такие предметы экипа, которые применимы к любому мотоциклу.
В первую очередь это, конечно же, модульная защита тела. Защита, грубо говоря, делится на два больших класса – встроенная и самостоятельная, если так можно ее назвать. Встроенная, что следует из ее названия, вшита в предметы одежды: защита коленей, локтей, плеч, спины. Тут все понятно и очевидно. Однако такая защита чаще всего способна выполнять свои функции сугубо номинально – ведь в качестве щитков используются накладки из пористой резины.
Конечно, нюансы есть и тут – например, на асфальте нет ничего более эффективного при падениях, чем целиковый кожаный комбинезон со встроенной, кстати, защитой.
Однако персонажи, которые гоняют в таком по городу, выглядят так же комично, как человек с аквалангом под дождем. В принципе, понятно, что акваланг – это способ выжить под водой, но вообще хватило бы и зонта. Поэтому комбез уместен на треке, но никак не в городе.
К тому же там нет ни одного кармана, жутко жарко, если на улице температура выше 22 градусов, и адски холодно, если температура ниже 15. В нем невозможно выпрямиться, потому что он сшит под «позу эмбриона», и придется возить с собой полный комплект сменной одежды, потому что ходить в комбинезоне по офису – это еще смешнее, чем ездить в нем по городу.
Но вернемся к защите. Любая модульная защита рассчитана на ношение ПОД одеждой, будь то «черепаха», наколенники, налокотники или «бронетрусы». Если наколенники, напяленные поверх штанов, – это уже практически тренд среди нубов, и к этому ламерству уже все привыкли, то езда в «черепахе» поверх майки – более редкий вариант.
Вы когда-нибудь видели человека на мотоцикле, который натянул «бронетрусы» поверх джинсов, да еще и надел их задом наперед? А я видел. А человек думал, что защита копчика – это «ракушка» наподобие боксерской, и надевать трусы надо этим элементом вперед. Словом, несостоявшийся супермен в трусах поверх штанов. Надо ли говорить, что ехать ему было, мягко говоря, дискомфортно?
Нет разницы между бронетрусами, надетыми поверх штанов, и наколенниками. Так же комично смотрятся и люди в черепахе, поверх которой ничего нет.
Мало того, что это сродни выходу в свет в нижнем белье с эстетической точки зрения, но еще и опасно! Вся подобная защита практически полностью теряет свои функции, если не покрыта каким-то слоем одежды поверх. Пусть даже это будет кроссовое джерси или хоккейная майка. В момент удара об асфальт наколенники, закрепленные на ногах «липучками» или даже ремешками, просто проворачиваются, открывая жесткому и шершавому асфальту доступ к коленным чашечкам. То же происходит с налокотниками, защитой спины или даже целой черепахой. Сетка, на которую зачастую нашиты элементы защиты, служит лишь способом их удержания, но никак не армирующим слоем. На своих местах во время контакта с асфальтом или другими препятствиями элементы защиты удерживаются только внешним слоем одежды. Конечно, в этом вопросе кожаная или кордурная куртка будет эффективнее, чем джерси, но все равно хуже будет совсем ничего не надевать. Словом, не стоит ездить в нижнем белье, пусть оно даже и мотоциклетное. Это некрасиво.
Ноги-боги
Опытные мотоциклисты знают, что второй частью тела, которую нужно защищать после головы, являются ноги. Именно они страдают в авариях чаще всего, именно ноги тяжелее всего восстанавливать, «собирать» хирургам и без них сложнее всего функционировать. Пузо заживает само, рука в гипсе тоже хоть и доставляет хлопот, но не критична, а вот перемещаться на костылях несколько месяцев – очень непросто. Поэтому мотоботы – тот элемент защиты, который надо купить сразу после шлема.
Еще раз напомню, что не стоит ездить в кроссовых «тапках» на спортбайке или скутере. Засмеют, да и передачи переключать будет сильно неудобно. Хочу отдельно сказать о том, что пытаются донести до молодежи «староверы» от мотоциклизма: это раньше в колхозе галифе заправляли в кирзачи и так ездили на мотоцикле! Шоссейные боты носят под штаны и никак иначе. Мотоботы – это не кирзачи, а если «джинсы слишком узкие», то стоит подумать о смене брюк. Скорее всего, под такие и наколенники не влезут, а о щитках поверх штанов мы уже говорили.
Есть пара исключений – если боты надеты вместе с гоночными кожаными штанами «в облипон» или комбинезоном, или если это кроссовые боты, надетые вместе с кроссовыми же штанами. Хотя Валентино Росси уже давно показал, что даже если ты в комбезе, это не повод ездить ботами наружу. И многие последовали его примеру.
Перчаткофилия
Кто-то не может прекратить покупать новые шлемы, кто-то фанатеет от мотоботов, у кого-то непомерно разросшаяся коллекция курток… А я люблю перчатки. У меня их какое-то невероятное количество, и это мой фетиш. Ничего не могу с собой поделать, плодятся на полке, как будто сами! Однако сказать хочу опять о том же. Если надеть свои лучшие гоночные перчатки из кожи кенгуру (да, для мотоэкипа кожа кенгуру считается лучшим вариантом) с миллионом застежек и карбоновыми вставками на костяшках и отправиться в магазин за батоном на 50-кубовом скутере, смотреться это будет так же смешно, как если бы вы поехали за той же булкой на Оке, но в гоночном комбинезоне Sparco и раллийном шлеме.
Как и в обычной жизни, принцип «все самое лучшее надену я сразу» выглядит комично, попахивает «колхозом» и создает вполне определенное впечатление о человеке.
Итак, резюмируем идеальный портрет мотобомжа. Вариаций масса, но мы возьмем наиболее яркий. Скутер-«полтинник» или, скорее, китайский малокубатурный мотоцикл. Узкие «гражданские» джинсы заправлены в мотоботы, по той же причине наколенники надеты поверх штанов. Сквозь сетку черепахи пробиваются волосы на груди и их нежно треплет встречный ветер. На руках – реплика гоночных перчаток какого-то гонщика MotoGP с карбоном и высокими крагами, в которые заправлены рукава черепахи. На голове – дешевый китайский шлем без визора, или кроссовый шлем, зачастую с оторванным козырьком. К шлему наверняка прикручен заказанный в Китае видеорегистратор. Ничего против камер я не имею, но как показывает практика, камера на шлеме – стопроцентный признак мотоновичка.
Образ складывается ужасный, не правда ли? Увидишь – можно и в обморок шлепнуться. Новичкам же рекомендую взять карандаш, посчитать количество баллов за совпадения с описанным и задуматься.
Давайте ездить безопасно и красиво! Мы же не ходим по улице в ластах просто потому, что прошел дождь!
Все самое важное для осенней езды на мотоцикле
Уже начиная с августа мотоциклисты морально готовиться к грядущему периоду дождей, грязи и похолоданиям. В сентябре начинается классическая система из пяти ступеней принятия действительности:
Отрицание — нет, лето не кончилось!
Гнев — да как так-то?! В смысле уже середина сентября?!
Торг — если я куплю экипировку теплее и достану дождевик.
Депрессия — что же я буду делать в межсезонье?
Принятие — давай уже свой дождевик!
Мы решили собрать все самое важное и актуальное для осенней езды на мотоцикле в одной статье.
Скидка на погоду
Экипировка
Логично, что перепады температур заставляют чаще задумываться о согревающем термобелье и длинных перчатках. Обычно, это первые изменения в ежедневном гардеробе мотоциклиста осенью, не считая возвращения теплой подкладки к куртке, которую на лето многие отстегивают из-за жары.
Дальше из шкафа достаются такие родные и знакомые дождевик и, возможно, полукомбинезон/комбинезон по случаю сырой погоды. У зажиточных мотоциклистов или опытных туристов в запасе лежат бахилы и даже дождевые перчатки!
К слову, осенью особенно актуальными становятся светоотражающие жилеты, а все из-за плохой погоды. Даже если не удалось взять с собой дождевик, жилет определенно +5 к вашей заметности на случай непогоды.
Весной и осенью пик использования кожаной экипировки. Любимые многими косухи снова в деле. Среди текстильных моделей возвращаются варианты с флисом и виндстоппером. Подшлемники из простых и легких постепенно с похолоданием также меняются на более теплые.
В любом случае, прогресс не стоит на месте, поэтому у производителей достаточно вариантов экипировки с расчетом на повышенную влажность, достаточно прийти в магазин и выбрать что-то по душе.
Защищать мотоцикл от дождя также нужно. Если летом накрывать байк было лень, потому что солнышко светит и «чего ему будет», то теперь, дабы не садиться на мокрое сиденье, чехлом лучше все-таки накрыть.
Чистка и смена экипировки
Осенью начинается анализ экипировки, которая осталась в живых, и решение судьбы уже ненужных элементов защиты. Что-то выставляется на продажу, что-то выкидывается (не выкидывайте, а приносите в Партнер-мото!), часть экипировки может требовать ремонта, а некоторые вещи приходится чистить чаще из-за дождей и грязи на улицах.
Кроме того, с осени формируется план покупок экипировки на замену. Например, летние модели перебраны, часть убрана в шкаф, а часть себя изжила. Мотоциклист спокойно переодевается в осенний комплект и имеет в виду, что к следующему сезону нужно поискать что-то новое. Другое дело, если осенний комплект вышел из строя, а в летнем ездить холодно и мокро.
Место для зимовки и ремонт
Правильные мотоциклисты готовят сани летом. Осень промелькнет быстрее, чем лето, поэтому за осенний период владельцы мотоциклов планируют зимние работы над байком, присматривают варианты для зимнего хранения.
Разбираемся в особенностях езды на мотоциклах осенью
Дождь, осенний холод и ранние сумерки мотоциклистам нипочем – многие продолжают ездить до глубокой осени. Однако недостаток опыта может сыграть с байкером злую шутку на скользком или мокром асфальте. Об опасностях, которые подстерегают мотоциклистов в конце сезона, правильной стратегии движения и распространенных заблуждениях я поговорил с шеф-инструктором мотошколы BMW Driving Experience Владимиром Бурцевым.
– Больше всего неприятностей поджидает мотоциклистов в начале и в конце сезона. В начале сезона, мы сейчас не про природные факторы говорим, потому что люди еще не вкатаны. В конце сезона многие себя считают уже достаточно опытными пилотами и теряют внимание и концентрацию. Поэтому происходят банальные простые аварии – но при этом достаточно тяжелые, потому что люди едут с высокой скоростью.
– Осенний период приходит быстро, рано наступают сумерки, когда не совсем темно, но уже не светло и все бликует. Осенью достаточно резко может изменяться температура: днем может быть жарко, вечером холодно. Это приводит к быстрому остыванию асфальта, из-за чего ухудшаются сцепные свойства покрышек. Говоря на понятном языке мотоциклистов, нет держака! Еще к этим неприятностям добавляются осадки. В дождь у нас появляется момент аквапланирования.
– Конец сезона надо закончить красиво. Потратить время до весны с пользой, чтобы привести себя в правильную физическую форму, а не на лечение в больнице.
Про выбор скорости:
– Необходимо достаточно четко оценивать свой скоростной режим, свою стратегию пилотирования мотоцикла. По цифрам сказать затрудняюсь – у всех разный порог передвижения на одной и той же поверхности. Человек должен ехать в зоне своего комфорта. Как только вы начинаете из нее выходить – всегда может случиться что-то неприятное.
– Я всем с самого начала говорю: друзья, вы сели на мотоцикл, и вы – рыбка в стае пираний. Вы сами за себя отвечаете – и никто более. Искать виноватых вокруг себя – бессмысленно. У них четыре колеса, у вас – два, у них подушки безопасности, стальной кузов. Вы раздражаете их тем, что двигаетесь, а они стоят. Надо ехать на позитиве, надо ехать своей дорогой. Не надо торопиться. Не надо наглеть. Это улицы, а не трек, мы не боремся за секунды, у нас основная задача – приехать из точки А в точку Б, вернуться домой живым.
– Вы вправе сами выбирать ваш ритм и манеру движения в потоке. Старайтесь двигаться так, чтобы вас видели. Не стоит пытаться обгонять машины по встречной полосе – наверняка найдется та «ГАЗель», которая захочет повернуть через две сплошные. Не стоит совершать резких ускорений со светофора. Мотоцикл и так динамичнее автомобиля.
– Важна не скорость входа в поворот, а скорость выхода из поворота. Лучше сделать более безопасное торможение, более безопасный вход в поворот, и раньше открыть газ – разогнаться. Если человек превысил скорость входа в поворот и не был готов к тому, что может случиться с мотоциклом – ему вряд ли что-то поможет. А инстинкт самосохранения только помешает. Первое, что он сделает – закроет газ, а этого нельзя делать ни в коем случае.
– Если вы попадаете на срез асфальта – ничего страшного в этом нет, просто поменялась дорога. Никаких резких движений, никаких резких открытий или закрытий газа, никаких хватаний за передний тормоз. Как можно спокойней, как можно расслабленней. Самое главное – не испугаться. Если человек испугался, то дальше он не контролирует себя, им управляют мозг и инстинкты самосохранения. Мозг думает, что делает правильно, что нужно быстро остановиться и резко закрыть газ. А газ нужно, наоборот, прикрывать плавно.
Про шины и наклоны:
– По-хорошему, надо с утра, не торопясь, греть колеса. Можно поиграть с давлением. Цифры давать совершенно неправильно, все зависит от того, насколько вы активны, как сильно откручиваете ручку газа.
– Надо избегать больших серьезных наклонов мотоцикла, пока покрышки не пришли в рабочее состояние и асфальт не прогрелся на солнце.
– Я считаю большой ошибкой, когда на начальном обучении пытаются до участника донести навыки спортивного стиля пилотирования мотоцикла. И это небезопасно с точки зрения движения по дорогам общего пользования. Спортивный стиль пилотирования подходит для специальных площадок и треков.
– Для спортсменов существуют специальные дождевые шины, работают они изумительно, но и стираются достаточно быстро, потому что мягкие. Стоят они очень дорого: чтобы проехать порядка 100 км – вам придется потратить комплект таких колес. Смысла нет никакого.
Как правильно тормозить:
– Современные шины позволяют вполне безопасно передвигаться в осеннее время. Но и их возможности не безграничны. Большим плюсом на новых мотоциклах, а в данный момент мы говорим о BMW, является наличие таких систем без опасности, как ABS, трекшн-контроль. На сегодняшний день их отсутствие – это уже old school. Таких моделей мотоциклов становится все меньше и меньше. И те, кто на них ездит – вообще парни-огонь.
– Чем выше скорость, тем априори активнее работают передние тормоза. Чем более скользкое покрытие, тем более плавным должно быть нажатие на рычаг тормоза. По поводу, надо ли держать пальцы на рычаге тормоза, есть разные мнения. И каждый старается объяснить тот или иной способ. Я своим ученикам рекомендую не держать пальцы на ручке: инстинкт самосохранения работает быстрее, значит, действия на рычаге будут неконтролируемые, а это может привести к нежелательным последствиям.
– Если вы едете «бампер в бампер» даже со скоростью 60 км/ч, и не знаете длину своего тормозного пути до полной остановки, то ни за что не успеете затормозить. И никакие тормоза не помогут, никакое время реакции. Если вы отслеживаете дистанцию, скорость, вам хватит места и времени совершить действия правильно и безопасно для себя и окружающих.
– Как показывает наша практика, уровень подготовки мотоциклиста, имеющего категорию «А», у нас на сегодняшний день низкий. В Европе такого нет.
– Можете приезжать на площадку, можете приезжать на трек – сейчас это доступно. Там можно экспериментировать, искать свою грань скорости и «держака», совершенствовать свои навыки с пониманием того, что вас там не переедет какой-нибудь КамАЗ. Существует множество мотошкол – люди ездят по одним, по другим, по третьим. Каждый раз находят для себя чего-то новое, либо отказываются от чего-то старого, потому что приходит понимание, нужно это или не нужно.
– Мы не занимаемся изначальной подготовкой мотоциклистов. Мы не занимаемся подготовкой пилотов на треке, подготовкой мотокроссменов. Мы даем навык управления нашими мотоциклами BMW, расширяем умение и навыки в управлении, учим двигаться не только по асфальту, но и по бездорожью – на тех мотоциклах, которые покупает клиент. Наша методика применима даже для тех, кто не собирается съезжать с асфальта. Потому что вы получаете ту информацию от мотоцикла, которую не получите в дорожных условиях.
– Когда мы едем медленно, мы собираем информацию для того, чтобы ехать быстро. Когда мы едем быстро – нам некогда, работают рефлексы и моторика, работают те программки, которые мы записали. Если эти программки дают сбой, значит, мы что-то где-то сделали неправильно.
– У нас в школе используются методики и упражнения, имеющие логические объяснения и применимость в ежедневном управлении. Каждый вправе развиваться дальше сам. Если возникают вопросы, он может вернуться и снова пройти тот же курс школы BMW и поехать быстрее.
О пользе тренировок:
– Если вы сами себе не доверяете, читаете чьи-то советы, но при этом не пользуетесь, не проверяете их на своем личном опыте, то вы их не освоите. Вы просто проживаете чужую жизнь, вы делаете чужие ошибки.
– Я сам каждый день приезжаю на работу, разминаюсь и тренируюсь, изучаю методики и стили, интересуюсь и не стесняюсь спросить совета у быстрых пилотов, выезжая на трек. Прошло 12 лет, как я не ездил по треку, стиль управления мотоциклом сильно изменился. Изменились и современные мотоциклы, и я не считаю зазорным поинтересоваться у молодежи, кто что делает, чтобы ездить быстро.
– Езда на заднем колесе, на переднем колесе, дрифт – это вид спорта. Чтобы их делать в совершенстве, вы должны посвящать себя ежедневным тренировкам, падать и вставать. Вы должны отдавать себя этому – работать на 100%. Но чтобы дойти до таких навыков владения техникой, надо потратить очень много времени. А когда вы потратите очень много времени – вы себе не позволите заниматься этим на дорогах общего пользования.
– Если человек тренируется, то он готов, ощущает всеми фибрами души поведение мотоцикла. И ему все равно, асфальт под колесами, или грунт, песок, камни. Если же вы не готовы, то начинаете говорить: «Ой, мне не хватило тормозного пути, я не понимаю, как это все произошло», или «Я ехал в пробке, и резко открылась дверь». Это отмазки. Зачем ехать в пробках со скоростью плюс 40, когда стоят машины? Можно ехать эти плюс 10 километров в час спокойно и все равно приедешь первый. Это все отмазки.
– Осень – это великолепное время, чтобы заняться собой. Зима – это великолепное время, чтобы попробовать свои силы в езде на мотоцикле по ледяному треку на шипах, открыть для себя новые ощущения и еще больше раскрыть свой потенциал. Весной можно начинать где-то путешествовать, если есть возможность – в теплых странах кататься, потихонечку открывать себе сезон. Мотоциклисту важны баланс, скорость, реакция. Для этого есть игровые виды спорта. Не обязательно делать из себя спортсмена, но можно делать из себя пилота, готовиться к следующему сезону в комфортных условиях.