В чем задача культурного человека
Вариант 1
— В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — Рассказывал много интересного. Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды.
Зачем я живу? С какой целью я родился? Такие печоринские вопросы приходят на ум после знакомства с текстом А.П.Чехова. Писатель ставит перед нами проблему определения главной задачи культурного человека: одни считают, что цель жизни в заботе о бедных, а другие думают, что всё бессмысленно. Кто же прав?
На примере рассуждений своих героев писатель даёт нам две точки зрения. Рассказчик уверен: «Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но это не освобождает их от пут ….». Таково мнение человека, который находит причины для того, чтобы ничего не делать.
Антон Павлович открыто свою позицию не выражает, но мы можем догадаться о ней, сравнив героев. Лида сожалеет о смерти одной конкретной женщины, а рассказчик говорит обо всех сразу: «…все эти Анны, Мавры, Пелагеи». Лида беспокоится о том, чтобы жители Малозёмова имели медицинскую помощь, а рассказчик говорит: «…вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности». Лида обеспокоена судьбой конкретных людей, а рассказчику ни до кого нет дела: в его сознании люди сливаются в безликую массу, которую он называет «все эти», «этих людей». Таким образом, писатель свою позицию выражает словами Лиды: «Самая высокая и святая задача культурного человека – это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем».
Невозможно не согласиться с авторской позицией, ведь человечество своим развитием и существованием обязано людям, которые не сидят сложа руки, а стремятся помогать ближним. Например, таким человеком был академик Пирогов. Этот выдающийся хирург посвятил свою жизнь созданию анатомического атласа, ставшего незаменимым руководством для всех врачей-хирургов. Знаменитый доктор прямо или косвенно спас тысячи жизней, положив начало новому направлению в медицине, известному как военно-полевая хирургия.
Наверное, Николай Иванович никогда не задавал себе печоринских вопросов, он просто делал своё дело – спасал людей, заботился о них. Может быть, если бы ему пришла в голову мысль о цели жизни, он мог бы сказать словами Чехова: «Самая высокая и святая задача культурного человека – это служить ближним».
Сочинение ЕГЭ. В чем заключается главная задача культурного человека? По тексту А.П. Чехова
Сочинение ЕГЭ по тексту А.П. Чехова. В чем заключается задача культурного человека? «В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется. «
Исходный текст
В чем заключается главная задача культурного человека? Этим вопросом в предложенном тексте задается знаменитый русский писатель А. П. Чехов.
Размышляя над данной проблемой, автор пытается донести до читателей, что культурный человек не может сидеть сложа руки. Это могут подтвердить слова Лиды в самом конце отрывка: «Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь!».
Культурные люди также не должны быть резкими консерваторами, как рассказчик. Он красиво выражается, хорошо держится в общении с другими людьми, но совершенно не готов принять никакие общественные реформы, потому что они «создают лишь новые потребности» и дают «новый повод к труду». А культурному человеку нельзя быть бездельником, который не заботится о жизни окружающих.
Сопоставляя эти признаки культурного человека, автор подводит нас к формулировке его главной задачи.
С позицией автора нельзя не согласится, ведь он сам является ярким и наглядным примером культурного человека. Чехов был выдающимся врачом и на свои деньги открыл детский медицинский пункт во время эпидемии холеры, помогал каторжникам, занимался благотворительностью и основывал школы для крестьянских детей.
Подводя итог, можно сказать, что главной задачей культурного человека, является жизнь ради окружающих, помощь ближним и забота о них.
Запомни!
— (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного. (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:
— Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.
(5) Я почувствовал раздражение.
— (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.
— (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.
(11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:
— Что же нужно? (12) Пейзажи?
— (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.
(15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:
— На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.
— (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.
(20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:
Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.
(22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.
— (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.
— (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.
(30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».
— (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.
— (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.
В чём заключается главная задача культурного человека? Именно этот вопрос находится в центре внимания А.П. Чехова в предложенном для анализа тексте.
Оба примера противопоставляют друг друга и дают понять, что у одних главная задача культурного человека является забота об окружающем обществе, а для иных она противоположна, так как порой они не вмешиваются в чужую жизнь.
Позиция автора мне понятна. А. П. Чехов считает, что главная задача культурного человека заключается в деятельном служении ближним, помогая им в преодолении трудностей.
Я согласна с позицией автора и тоже считают, что каждый из людей должен быть полезным для общества, так как нужно быть внимательным не только к своей личности, но и к другим. О проблеме определения главной задачи культурного человека писал, и А.И. Куприн в произведении «Чудесный доктор». Главный герой живёт в нищете, собираясь покончить жизнь самоубийством, появляется незнакомец, который помогает ему материально.
Прочитав текст, можно сделать вывод, что, совершая добрые поступки, человек спасет ближних, наполняя смысл жизни различной деятельностью для общества, с помощью которых он обогащается духовно.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
Пример 1 (позиция рассказчика) в сочинении указан, но пояснение не соответствует примеру.
Пример 2 (позиция героини) указан, слабо пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, однако тезис не обоснован убедительным аргументом.
Главный герой живёт в нищете, собираясь покончить жизнь самоубийством, появляется незнакомец, который помогает ему материально. |
Речь характеризуется бедностью словаря, однообразием конструкций, обилием повторов лексических и смысловых.
Оба примера противопоставляют друг друга и дают понять, что у одних главная задача культурного человека является забота об окружающем обществе, а для иных она противоположна, так как порой они не вмешиваются в чужую жизнь. |
А. П. Чехов считает, что главная задача культурного человека заключается в деятельном служении ближним, помогая им в преодолении трудностей. |
Я согласна с позицией автора и тоже считают, что каждый из людей должен быть полезным для общества, так как нужно быть внимательным не только к своей личности, но и к другим. |
Прочитав текст, можно сделать вывод, что, совершая добрые поступки, человек спасет ближних, наполняя смысл жизни различной деятельностью для общества, с помощью которых он обогащается духовно. |
Я согласна с позицией автора и тоже считают, что каждый из людей должен быть полезным для общества, так как нужно быть внимательным не только к своей личности, но и к другим. |
Прочитав текст, можно сделать вывод, что, совершая добрые поступки, человек спасет ближних, наполняя смысл жизни различной деятельностью для общества, с помощью которых он обогащается духовно. |
О проблеме определения главной задачи культурного человека писал, и А.И. Куприн в произведении «Чудесный доктор». |
Общие рекомендации: следует усилить работу над всеми аспектами сочинения. Удачи!
Пишите
— (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного. (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:
— Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.
(5) Я почувствовал раздражение.
— (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.
— (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.
(11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:
— Что же нужно? (12) Пейзажи?
— (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.
(15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:
— На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.
— (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.
(20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:
Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.
(22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.
— (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.
— (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.
(30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».
— (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.
— (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.
В чём заключается главная задача культурного человека? Над этим вопросом размышляет А. П. Чехов в предложенном для анализа тексте.
Рассуждая об этой проблеме, автор акцентирует внимание на диалоге рассказчика и Лиды, спорящих о надобности больниц, школ и аптек в Малозёмове. Герой говорит: «Народ окутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья. ». Он верит в бесполезность больниц: «Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности». Пример показывает, что рассказчик не понимает истинного смысла этих учреждений и считает их функции вмешательством в личную жизнь людей.
Далее автор обращает внимание на позицию Лиды: « Правда, мы не спасаем человечества,… но мы делаем то, что можем, и мы правы». Она считает «нельзя сидеть сложа руки». Девушка убеждена: «Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем». Этот пример позволяет понять, что задача Лиды заключается в помощи окружающим людям.
Позиция автора понятна: культурный человек не может оставаться равнодушным к проблемам других людей, ему всегда « нужно делать что-нибудь», а именно бескорыстно служить ближним.
Я согласна с мнением А. П. Чехова и тоже считаю, что надо помогать людям. Не могу не вспомнить произведение М.Горького «Старуха Изергиль», в котором главный герой умер ради людей. Он повел народ через лес, и когда в пути многие стали умирать, так как не видели куда идти, Данко вырвал из своей груди сердце, освещая им всё вокруг, и люди вышли из темноты.
Прочитав текст, я размышляю о том, что главной задачей культурного человека является служение ближним, проявление к ним милосердия.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
Пример 1 (диалог рассказчика и Лиды) в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 (речь Лиды) указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
Хочу заметить, что комментарий является неглубоким, с чрезмерным цитированием.
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
Ошибки: так как снят балл по критерию К10, автоматически снимается балл за точность и выразительность речи.
Прочитав текст, я размышляю о том, что главной задачей культурного человека является служение ближним, проявление к ним милосердия. |
Возможный вариант: Прочитав текст, я задумалась.
Рассуждая об этой проблеме, автор акцентирует внимание на диалоге рассказчика и Лиды, спорящих о надобности больниц, школ и аптек в Малозёмове Далее автор обращает внимание на позицию Лиды Используя приём противопоставления, автор помогает понять Позиция автора понятна: культурный человек не может оставаться равнодушным к проблемам других людей, ему всегда « нужно делать что-нибудь», а именно бескорыстно служить ближним. |
Позиция автора понятна: культурный человек не может оставаться равнодушным к проблемам других людей, ему всегда « нужно делать что-нибудь», а именно бескорыстно служить ближним. |
Запомни!
Какова главная задача культурного человека?
— (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного. (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:
— Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.
(5) Я почувствовал раздражение.
— (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.
— (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.
(11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:
— Что же нужно? (12) Пейзажи?
— (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.
(15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:
— На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.
— (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.
(20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:
Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.
(22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.
— (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.
— (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.
(30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».
— (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.
— (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.
Какова главная задача культурного человека? Этот вопрос находится в центре размышления А.П.Чехова в предложенном для анализа тексте.
Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор от первого лица рассуждает о том, что «народ опутан цепью великой» и помощь не рубит «этой цепи», а лишь прибавляет «новые звенья». Рассказчик уверен: это не освобождает людей «от пут, а, напротив, еще больше» порабощает, увеличивает число их потребностей. Этот пример показывает, что обществу, которое привыкло трудиться, чтобы выжить в «существующих условиях», нельзя помочь, поэтому культурный человек не будет пытаться повлиять на чью-то жизнь.
Далее А.П.Чехов приводит пример противоположной точки зрения, которая заключается в том, что «нельзя сидеть сложа руки», необходимо делать то, что возможно, даже если это не спасёт всё человечество. Проблему текста раскрывает утверждение: «Самая высокая и святая задача культурного человека – это служить ближним». Пример свидетельствует о том, что важно помогать другим людям. Для этого необязательно совершать большие поступки, даже маленькое дело может стать полезным и значимым.
Использование примеров-иллюстраций, противопоставленных друг другу, позволяет понять основную задачу культурного общества, показать важность помощи окружающим.
Позиция автора понятна: главная задача культурного человека – это служение ближним, поэтому, несмотря на трудности и ошибки, нельзя оставаться равнодушным к другим людям.
Прочитав текст А.П.Чехова, я сделала вывод о важности помощи другим людям. Культурный человек не упустит возможность совершить доброе дело, он не останется равнодушным к чужой беде.
Здравствуйте, Мария! В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
Пример 1 (рассуждение рассказчика о народе) в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 выглядит неубедительно.
Взаимосвязь между примерами и анализ при обнулении 2 примера не оценивается.
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
Общие рекомендации: следует усилить работу над содержанием сочинения.