В чем заключается аксиологическая функция культуры
Аксиологическая функция культуры
Ценностные ориентации людей связаны с аксиологической (оценочной) функцией их культуры. Поскольку степень значимости предметов и явлений окружающего мира для жизнедеятельности людей неодинакова, формируется определенная система ценностей общества или социальной группы. Ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели в соответствии с критерием их полезности для жизни человека. Ценности служат фундаментом культуры, помогая обществу и каждому человеку отделить хорошее от плохого, истину от заблуждения, справедливое от несправедливого, допустимое от запретного.
Отбор ценностей происходит в процессе практической деятельности. По мере накопления опыта ценности формируются и исчезают, пересматриваются и обогащаются. У разных народов понятия о добре и зле различны, именно ценности обеспечивают специфичность каждой культуры. То, что важно для одной культуры, может быть совсем не важно для другой. У каждого народа формируется своя пирамида, иерархия ценностей, хотя сам набор ценностей носит общечеловеческий характер. Можно условно разделить (классифицировать) основные ценности на:
Многие из названных выше ценностей могут отсутствовать в той или иной культуре. Кроме того, каждая культура по-своему представляет те или иные ценности. Так, идеалы красоты достаточно сильно отличаются у разных народов. Например, в соответствии с идеалом красоты средневекового Китая аристократки должны были обладать крохотной ножкой. Желаемого добивались с помощью мучительных процедур бинтования ног, подвергая им девочек с пяти лет, в результате чего эти женщины становились калеками.
С помощью ценностей люди ориентируются в мире, обществе, определяют свои поступки, свое отношение к окружающим. Большая часть людей считают, что стремятся к добру, правде, любви. Разумеется, то, что кажется добром для одних людей, может оказаться злом для других. И это вновь свидетельствует о культурной специфичности ценностей. Мы всю свою жизнь выступаем «оценщиками» окружающего мира, опираясь на собственные представления о добре и зле.
Культурология. Шпаргалка
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений, обучающихся по специальности «Культурология».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культурология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
4 ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Термин «функция» (от лат. functio — «исполнение») переводится как «обязанность», «круг деятельности».
Определяющей функцией культуры является гуманистическая, или воспитательная, духовно—нравственная. Суть ее отражает понятие «культура души». От этой главной, системообразующей функции расходятся другие функциональные модификации культуры: адаптивная, регулятивная, познавательная.
Адаптивная функция культуры представлена взаимодополняющими функциями: адаптации (приспособления), социализации (включения человека в общественную жизнь) и гармонизации (примирения рациональных и иррациональных начал в человеке). Главная культурная задача, решаемая в рамках данной функции, состоит в превращении человека из биологического существа в социальное и стабилизации его в этом качестве.
Регулятивная функция может быть представлена тремя взаимодополняющими функциями: аксиологической, нормативной, семиотической.
В этом ряду наиболее важнейшей является аксиологическая (ценностная) функция. Культура — это прежде всего нормативная система, и как таковая она формирует у человека определенные ценностные ориентации (наиболее значимые предпочтения личности). Мерилом их оценки выступает нравственное содержание.
Если ценностные ориентации приобретают только прагматический характер, это может угрожать и самой личности, и обществу. Но культура не только совокупность норм, она является также совокупностью знаковых систем (речи, языка формул, искусства и т. д.).
Семиотическая (знаковая) функция предполагает знание человеком специальных языковых систем.
Познавательная функция включает в себя гносеологическую, коммуникативную и трансляционную функции.
Гносеологическая (познавательная) функция культуры определяется ее способностью концентрировать в себе опыт многих поколений людей и через его призму давать народам целостное представление о них самих. В то же время — в порядке обратной связи — сама культура, ее уровень развития служат индикатором, позволяющим судить о преобразовательной деятельности человека (природы и самого себя).
Коммуникативная функция позволяет вступать людям в общение друг с другом. Но для позитивного общения важно достичь определенного уровня взаимопонимания, формирование которого зависит от владения общей системой смыслов и специфическими языками.
Функцию трансляции, передачи социального опыта от поколения к поколению, обозначают также как информативную, или функцию исторической преемственности. В этой функции культура выступает как «память» человечества.
Аксиологическая (ценностная) функция культуры
В рамках культурной модели было создано абсолютно все, что окружает человека, а также направляет и регулирует каждый из аспектов жизнедеятельности человека и социума, который его окружает.
У культуры есть большой функциональный потенциал, т.к. именно она обеспечивает преемственность поколений, а также трансляцию и сохранение культурных ценностей, создание новых систем аксиологических модусов во время реализации аксиологической (ценностной) функции.
Категория ценности в культурологии
В рамках культурологии понимание сущности ценностной функции основано на понятиях «оценка» и «ценность». Ценность каждого феномена духовной или материальной культуры можно определить путем соответствия данного образования тому или иному положению в рамках иерархии ценностной системы общества. Внутри каждого социума могут успешно функционировать ценностные образования разного рангового порядка. В общем виде социокультурные ценности, которые вырабатываются в рамках каждой отдельно взятой культурной модели, могут пониматься как образцы, которые уже утвердились, являются социально принятыми, социально одобряемыми и несут сущностную значимость для жизнедеятельности общества и личности.
Соответственно, определить ценностный статус любого из феноменов духовной и материальной культуры можно посредством меры соответствия данного образования уже устоявшемуся образцу.
Ценностный статус также можно определить с помощью того значения, которым обладает образование для человека и для удовлетворения его разнообразных потребностей.
Ценность – это способность быть средством, с помощью которого можно удовлетворить духовные и материальные потребности субъекта; трудно постигаемая и глубинная сущность всеобщего.
С позиции аксиологического (ценностного) подхода культура – это бытие феноменов, процессов и фактов, в которых фиксируются ценности. Она представляет собой открытую систему, основанную на ценностях, их воспроизведении и формировании.
Иерархия ценностей в культуре
Важно указать, что вся совокупность ценностей, разработанных в рамках культуры носит четко выраженный иерархический характер. Ценности существует в субъективном и объективном измерениях. Предложенные обществом, они на субъективном уровне осознаются как аксиологические идеалы, цели, категории и, в свою очередь, посредством эмоционального и духовного состояния личности могут влиять на общество в ответ.
На социальном уровне ценности представлены в виду ценностных систем, которые включают в себя ценности определенных общественных структур. Их совокупность формирует основу культурной модели и ее внутренний стержень.
В самом общем виде все ценности можно разбить на две группы:
Ценности в качестве основы культурной модели
Во время реализации поведенческих стратегий человек руководствуется определенными идеалами, нормами и целями, которые он осознает как что-то желательное, необходимое, обязательное, иными словами, осознает в качестве определенных ценностей.
Именно ценностная система социокультурных образований и национальных обществ ориентирует и направляет человеческое поведение, проявляясь в каждом аспекте жизнедеятельности личности и социума, формируя смыслы данной жизнедеятельности и, тем самым, формируя ценностное содержание сознания.
Подводя итог, можно сказать, что культура – это совокупность многочисленных феноменов, процессов и факторов, которые являются в той или иной мере ценными для личности, что, в результате, обусловливает высокий ценностный потенциал культуры, который пронизывает все аспекты жизнедеятельности общества и личности.
Ценностная (аксиологическая) функция культуры
Вы будете перенаправлены на Автор24
Все, что окружает человека, регулирует и направляет каждый аспект жизнедеятельности личности и глобального социуму, создано в рамках культурной модели. Культура обладает огромным функциональным потенциалом, обеспечивая преемственность поколений, сохранение и трансляцию культурных ценностей, создание новых систем аксиологических модусов в процессе реализации ценностной (аксиологической) функции.
Понимание категории ценности в культурологии
Понимание сущности ценностной функции в рамках культурологии основывается на понятиях «ценность», «оценка». Ценностный статус любого феномена материальной или духовной культуры определяется соответствием данного образования тому или иному положению в иерархии ценностной системы общества.
В рамках каждого социума успешно функционируют ценностные образования различного рангового порядка. В наиболее общем виде социокультурные ценности, вырабатываемые в рамках каждой культурной модели, понимаются как утвердившиеся, социально принятые, социально одобряемые, сущностно значимые для жизнедеятельности личности и общества образцы. Соответственно, ценностный статус любого феномена духовной или материальной культуры определяется мерой соответствия данного образования устоявшемуся образцу.
Ценностный статус определяется тем значением, которое имеет образование для личности, для удовлетворения тех или иных ее потребностей.
Таким образом, ценность представляет собой способность быть средством удовлетворения духовных и материальных потребностей субъекта; глубоко лежащая и трудно постигаемая сущность всеобщего.
Культура, таким образом, с позиций аксиологического подхода представляет собой бытие феноменов, фактов, процессов, в которых зафиксированы ценности; открытая система, которая основывается на ценностях, воспроизводит и формирует новые ценности.
Иерархия ценностей в культуре
Следует отметить, что вся совокупность разработанных в рамках культуры ценностей имеет четко выраженный иерархический характер. Сами ценности существуют в объективном и субъективном измерениях. Предлагаемые обществом, они на субъективном уровне осознаются в качестве аксиологических идеалов, целей, категорий и, в свою очередь, через эмоциональные, духовные состояния личности оказывают обратное влияние на общество.
Готовые работы на аналогичную тему
На социальном уровне ценности представлены в виде ценностных систем, включающих ценности конкретных общественных структур. Совокупность указанных систем формирует основу культурной модели, ее внутренний стержень.
В наиболее общем виде вся совокупность ценностей представлена двумя группами:
Ценности как основа культурной модели
В процессе реализации поведенческих стратегий человек исходит из определенных идеалов, норм, целей, которые осознаются как нечто желательное, обязательное, необходимое, другими словами, осознаются как определенные ценности. Именно ценностная система национальных обществ и социокультурных образований ориентирует и направляет человеческое поведение, пронизывая каждый аспект жизнедеятельности личности и социума, формируя смыслы этой жизнедеятельности, формируя, таким образом, ценностное содержание сознания.
Таким образом, культура представляет собой совокупность многочисленных феноменов, факторов, процессов, обладающих той или иной ценностью для личности, что обуславливает высокий аксиологический потенциал культуры, пронизывающий все аспекты жизнедеятельности личности и общества.
История культуры
Информативные ответы на все вопросы курса «История культуры» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История культуры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
9. Значение и функции культуры
Значение культуры в нашем мире огромно. Она играет первую роль в развитии общества. Рассмотрим основные функции культуры, ее феномена.
1. Человеко — творческая функция. Она стоит во главе. Другое ее название — гуманистическая. Все рассмотренные ниже функции так или иначе являются следствиями гуманистической функции.
2. Передача накопленного социального опыта. Здесь речь идет главным образом об историзме культуры. Поскольку культура значима тем, что она преемственна, т. е. передается из поколения в поколение. Эти передачи опыта ведутся различными способами: с помощью устных преданий, посредством памятников искусства, литературы, религии, философии, науки и т. д. Причем передается не весь накопленный опыт поколения, а только лучшие его образцы. Человечеству необходимо делать все возможное, чтобы эта преемственность никогда не прекращалась, поскольку это может привести к ужасным последствиям. Существует такое понятие, как аномия. Оно как раз и обозначает разрыв этой самой преемственности. Как следствие аномии, человечество теряет свою социальную память, историческое сознание. Этот эффект получил название феномена манкуртизма.
3. Гносеологическая функция. Она связана со способностью познавать, а это познание приводит к накоплению богатого опыта и знаний об окружающем мире.
4. Нормативная функция. Она заключается в том, что культура регулирует различные стороны
9б общественной и личной жизнедеятельности людей. Это регуляция ведется за счет таких систем, как мораль и право.
5. Семиотическая (знаковая) функция. К ней относятся различные знаковые системы культуры. Например, языки, знаковые системы в естественных науках (биология, физика, химия, математика, тригонометрия).
6. Ценностная (аксиологическая) функция. Поскольку культура — это система ценностей материальных и духовных, по которым уже можно судить о степени культурности человека, а следовательно, о его нравственности и интеллекте.