В чем заключается апостольская преемственность в церкви
Апостольское преемство
Многие верующие слышали эти слова, но что они означают, не знают. Данная статья поможет ответить на такой вопрос.
Что такое «Апостольское преемство»
Это – соблюдение апостольских традиций в рукоположении людей для церковного служения. Совершается апостольское преемство через хиротонию во священников, епископов и т.д. Таким образом, апостольская династия не прекращается, выполняется пророчество Христа: «что будет связано на земле, будет связано и на Небесах», а также: «Идите, проповедуйте Евангелие всей твари» (Евангелие от Марка, 16 глава), «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Евангелие от Иоанна, 20 глава) и т.д. При хиротонии посылается Божественная Благодать, которую получили апостолы.
Исторические сведения
Апостольское преемство в православии
Православная Церковь учит, что апостольское преемство – это не только череда хиротоний, но и получение Божественной Благодати. Есть предположение среди православных, что в иных вероисповеданиях апостольского преемства быть не может. Это не раз подвергалось сомнению православными священниками, например, Сергием Булкаговым.
Они предполагали, что Божественная Благодать может присутствовать и в других конфессиях, но здесь важно смотреть на нравственный настрой. Но все абсолютно утверждали, что спасение возможно лишь в Православной Церкви.
Апостольское преемство в Католической Церкви
Католики считают, что апостольское преемство действует во всех церквах, кроме англиканской. Поэтому они принимают в свою веру бывших священников англиканской веры, и они могут служить, но только в случае их безбрачной жизни. Если англиканский священник женат, он не может служить в Католической Церкви.
У них есть отличия и в условиях рукоположения, и в условиях запрещения. В последнем случае, священник может служить, Благодать не отходит от него, он облагается лишь некоторыми юридическими ограничениями.
Апостольское преемство у протестантов
Протестанты признают рукоположение церковной иерархии, но в этом должна принимать участие община, и только она может иметь право выбирать пасторов. В этом случае она играет роль нотариуса. Поздние протестантские учения ставят на первое место не хиротонию, а соответствие человека христианским принципам, его внешнее поведение. Вопрос о Божественной Благодати здесь не рассматривается.
Апостольская преемственность
В чем заключается апостольская преемственность в церкви
Довольно часто в беседе с Православными или Католиками, мы Евангельские Христиане, сталкиваемся с любопытным и пресловутым термином, который они называют «Апостольской преемственностью». Ниже для ознакомления я приведу определение этого понятия, которое я взял из «Православной энциклопедии, осуществлённой под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла»:
Проще говоря, Православные апеллируют вот чем : «Если какая-либо современная поместная церковь не может проследить историческую преемственность в рукоположении своих служителей, то она не может принадлежать к Церкви Христовой, и крещенные ее служителями не являются причастниками Божьей благодати»
Насколько этот способ является «»Богоустановленным» и «Переданным Святыми Апостолами» мы поговорим чуть позже. А сейчас, я бы хотел изложить точку зрения Баптистской Евангельской Церкви, на этот счёт:
Как мы видим, любой церковный служитель, посвящается на своё служение выше стоящим служителем, исключением можно считать только председателя поместного братства, который посвящается церковью после избрания. Таким образом, мы не отрицаем «преемства» как такового, но мы не считаем, что наличие документа об «Апостольской преемственности» в принципе, должно восприниматься Церковью как акт подтверждающий сохранения и продолжения учения и служения апостолов.
Как мы знаем, большинство выше перечисленных деноминаций, имеют противоречивую догматику и признают друг друга еретиками. Именно это проблема, по сути ставит крест на «апостольской преемственности» как аргументе об истинности и оригинальности лишь одной конфессии. Возьмем к примеру Западную Католическую Церковь и Восточную Православную, исповедующую 7 вселенских соборов. Православная Церковь утверждает что Католическая Церковь потеряла легитимность своего преемства, на основании (Гал. 1:8-9):
«В 1054 году одна из пяти Поместных Церквей – Римская, исказив апостольское учение о Троице и внеся эту ересь в Символ веры, отпала от Единой Апостольской Вселенской Церкви, подпав под анафему апостола Павла (Гал. 1:8-9)»
(Источник: https://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolskoj-preemstven..)
Но проблема этой аргументации, состоит в том что полемика поэтому вопросу далеко не закончилась. Обе стороны предоставляют свои аргументы и ссылаются на одни и те же стихи. Возьмем к примеру тоже место Писания к (Гал. 1:8-9):
«8. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
9. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
(Послание к Галатам 1:8,9)»
(Источник:https://www.bibleonline.ru/bible/rus/55/01/#8-9)
Католическая Церковь, тоже считает что рекомые Православные, не сохранили апостольскоого вероучения, осквернив себя многими ересями. Приведу в пример знаменитую «Отлучительную Грамоту», написанную папским легатом, кардиналом Гумбертом:
«1)Подобно симонианам, они продают дар Божий.
2)Подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.
3)Подобно арианам, перекрещивают крещёных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.
4)Подобно донатистам, утверждают, что во всём мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение.
5)Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.
6)Подобно северианам, злословят закон Моисеев.
7)Подобно духоборцам, отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).
8)Подобно манихеям, считают квасное одушевлённым.»
9)Подобно назареям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорождённых детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении.
(Источник:http://www.cerkva.ks.ua/o-hristianstve/xristianstvo/i..)
В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Вселенским Патриархом Афинагором, главой Константинопольской православной церкови и Римским Папой Павлом VI, в результате которой взаимные анафемы были сняты и в 1965 году была подписана Совместная Декларация. Однако этот формальный «жест доброй воли» не имел никакого практического или канонического значения. С католической точки зрения, остаются в силе и не могут быть отменены анафемы I Ватиканского Собора против всех, кто отрицает учение о первенстве Римского Папы и безошибочности его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесённых ex cathedra (то есть когда Папа выступает как земной глава и наставник всех христиан), а также ряд других постановлений догматического характера.
Так же, можно рассмотреть пример взаимоотношений двух церквей преемниц, таких Православная Церковь ( признающая 7 всел. соборов) и Ассирийская Церковь Востока. Православная Церковь обвинила вторую церковь в ереси «несторианства», а та в свою очередь считает еретическими «халкидонский собор» и даже «третий вселенский собор», думаю говорить о последующих вселенских соборах не нужно. И подобных примеров можно привести намного больше, благодаря которым мы узнаем что практически каждая конфессия обладающая «апостольской преемственностью» обвиняет такую же преемницу в ереси, и каждая конфессия аргументирует и защищает именно своё вероучение. Однако, по сей день, полемика между преемственными Церквами не завершилась, точка не поставлена и явный фаворит не выявлен, хотя все готовы «тянуть одеяло на себя» и причина этому, в большей мере субъективный стимул, чем объективный, по сути выдвижение желаемого за действительное.
В первой части нашей теме, мы дали ясное определение понятию «Апостольской преемственности», а так же разобрали проблематичность богословского этюда, под которым нам преподносят эту «преемственность» рекомые Католики и Православные церкви. В этой статье, нам доведётся окунуться в мир ранней Церкви, и понять как ранние христиане понимали «апостольскую преемственность» и какое значение она имела в принципе для Церкви. В этом нам помогут разобраться различные специалисты по богословию и по Церковной истории, а так же и сами отцы ранней Церкви.
Для начала следует привести, выдержки из трудов этих отцов. Начнём с Игнатия Антиохийского:
● «Дух возвестил, говоря так: ничего не делайте без епископа» (посл. Филад. VII,2.)
● «Пусть никто ничего не делает без епископа, что имеет отношение к церкви. Только та Евхаристия твердая (т. е. действительная), которую совершает епископ или тот, кому он сам позволит. Где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь. Непозволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви. » (Посл. Смирн. VIII,1—2.)
● «Старайтесь же иметь одну Евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единении крови Его, один ; жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами, сослужителями моими. ». (Посл. Филад, IV. ).
Теперь перейдём к Клименту Римскому, и его якобы упоминание об «преемстве апостолов»:
● «Св. Климент Римский (начало 2 века): «Чин священнослужителей в церкви установлен Христом: епископы и диаконы поставлены апостолами. Апостолы были посланы проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то и другое было в порядке по воле Божией. Итак принявши повеление, апостолы… пошли благовествовать наступающее царствие Божие. Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих. И это не новое установление; ибо много веков прежде писано было о епископах и диаконах. Так говорит Писание: «поставлю епископов их в правде и диаконов в вере (Ис.60:17)» (42 гл.).
Чтобы разобраться о чём конкретно пишет свт Климент, необходимо понять исторический контекст данного отрывка и лучшее объяснение этому, нам даёт Евгений Бахмутский в своей публикации:
«В конце первого века в Коринфской церкви снова возникло серьезное внутреннее разделение, а именно спор между молодыми членами церкви и старыми (как это похоже на современное положение вещей!). Говоря слова самого Климента: «молодые, бесславные, высокомерные, дерзкие, гордые» люди произвели «преступный и нечестивый мятеж», направленный к ниспровержению людей «почтенных, славных, разумных и старших» (гл.1 и 47). А именно, в церкви совершилось отстранение местных епископов от служения.
Во введении этого послания говорится о цветущем состоянии коринфской общины до возникновения раздоров, контрастирующем с ее нынешним состоянием (1-3 гл.). Затем следует изложение христианской морали в форме увещания (4-36 гл.); дается обоснование церковного строя и говорится о единстве христиан, которое должно являться свидетельством перед язычниками; резко осуждаются внутрихристианские раздоры; между прочим указано, что они послужили причиной смерти апостолов Петра и Павла (37-57 гл.). Послание завершается молитвой и благословением (58 – 59 гл.).
А вот каково построение его аргументации.
Сначала он пишет о том, что Церковь живет любовью, как единое тело Христово, члены которого вверяют свою волю в руки Божии и повинуются друг другу. В доказательство того, что и епископы и диаконы «предсказаны» в Ветхом Завете, он ссылается на Священное Писание, утверждая, что закон Моисеев и закон Христов (переданный через апостолов) поддерживает разделение обязанностей между служителями церкви. Отставка добросовестных и верных епископов – это тяжких грех (40-44 гл.), потому что избранные Христом апостолы назначили первых епископов и передали им служение.
«Миф об апостольском преемстве». Ваше мнение о статье?
Василий Х.
Создаю эту тему, чтобы разобраться. Выкладываю статью (не мою, понятно) для обсуждения этого вопроса. Если есть контраргументы, выслушаю, постараюсь понять, но могу и возражать.
Миф об апостольском преемстве
В православно-протестантской полемике в качестве одного из аргументов в пользу истинности православия часто выдвигается утверждение об отсутствии у протестантов Апостольского Преемства.
…пусть покажут основания своих церквей, раскроют череду своих епископов, идущую от начала через преемство, и так, чтобы первый имел наставником и предшественником своим кого-либо из апостолов, либо мужей апостольских (но такого, который пребывал с апостолами постоянно). Ибо апостольские церкви таким именно образом доказывают своё положение…
Вырывая из контекста слова Тертуллиана и других ранних отцов, православные полагают, что только они сами имеют преемство рукоположения от Апостолов.
Давайте разберемся!
В качестве разрушения мифа об отсутствии у протестантов Апостольского Преемства позвольте предложить следующие аргументы:
1. Апостольское преемство современного православия еще нужно доказать.
Не существует никаких достоверных списков епископских имен, доказывающих апостольское преемство современных иерархов православной церкви. Заявление о существовании строго достоверных документов, в которых проведен скрупулезный учет всех епископов от времен апостольских — само по себе миф.
К примеру, так называемый «Список апостольского преемства Русской Церкви» имеет очень расплывчатые сведенья о преемстве в конце 12, начале 13 веков… Да и что касается «ранних» списков преемства, то они составлены гораздо позднее описываемых событий и содержат недоказуемые и ничем не подтвержденные сведенья. Современные историки вполне обоснованно сомневаются в подлинности и достоверности подобных документов.
Англиканская церковь стала протестантской также вместе с епископатом. Так что чисто технически любой протестант может проследить преемство рукоположения от апостолов.
Причем, даже сами православные признают, что для большинства случаев вопрос об Апостольском преемстве открыт:
В определенном смысле говорят о сохранении А. п. и в сообществах, отделившихся от правосл. Церкви. В первую очередь под этим подразумевается схизматическая иерархия, восходящая через чреду хиротоний к правосл. епископату. Вопрос, возможна ли передача
А. п. в хиротонии, совершаемой вне правосл. Церкви, и если возможна, то каким образом, с догматической т. зр. остается открытым…
Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Ведь еще со времен Киприана Кипрского и церковного спора с новацианами было решено, что не важна вера и личные качества человека совершающего таинства. Таинство верно при верных побуждениях и правильных действиях
Также Климент Римский пишет, что епископ остается епископом, если его анафематствовали несправедливо:
Сами православные признают, что Лютер и другие реформаторы справедливо критиковали католиков. Следовательно, католические анафемы на протестантских епископов несправедливы (уж Лютер, Кальвин и Менно Симонс точно жили святее, чем тогдашние папы римские). По православным канонам протестантов также нельзя назвать и еретиками, так как подобное решение может вынести только Вселенский Собор (а таких соборов, по мнению православных, не собиралось с 8 века). Итак, что же получается? Протестантских епископов католики анафематствовали несправедливо, решения о еретичности протестантизма Вселенский Собор не выносил, следовательно, по всем канонам надо бы признать наличие у протестантов Апостольского Преемства. Но дело даже не в этом! Гораздо важнее технического преемства следующий наш аргумент — оказывается, ранние отцы учили вовсе не о преемстве рукоположения:
3. Апостольское Преемство — это не преемство рукоположения, а преемство веры, т.е. догматики.
Считается, что о необходимости Апостольского Преемства впервые заговорил Ириней Лионский. Но важно понимать в какой исторической ситуации писал Ириней. Его учение об Апостольском Преемстве — это попытка оградить Церковь от лжеучения гностиков.
Гностики утверждали, что у них есть тайное знание изначального послания, передававшееся их тайными учителями. Маркион утверждал, что получил доступ к этому знанию через книги Павла и Луки, которые он, правда, очистил от всего, что не согласуется с его взглядами на Ветхий Завет. Отвечая на эти притязания Маркиона и гностиков, церковь заявляла, что именно она является носителем истинного знания о Благой Вести и учения Иисуса. То есть суть спора в определенной мере сводилась к вопросу об авторитете церкви перед лицом домогательств еретиков.
В частности Иринея не заботило преемство рукоположения. Его заботило преемство ВЕРЫ, т.е. совокупности верований, догматики.
Истинное познание есть УЧЕНИЕ Апостолов и изначальное устройство Церкви во всём мире, и признак тела Христова, состоящий в преемстве епископов, которым те (апостолы) передали сущую повсюду церковь, и она во всей полноте дошла до нас с неподдельным СОБЛЮДЕНИЕМ ПИСАНИЙ. (Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 4, гл. 33, пар. 8).
Здесь мы видим, что под Апостольским Преемством Ириней понимал именно преемство учения и тщательное соблюдение Апостольских Писаний.
И не только Ириней учил о преемстве веры. Другие отцы тоже не были фанатами технического преемства рукоположения. Ведь списки апостольских преемников могут быть поддельными. Поэтому не по спискам велел определять Апостольское Преемство Тертуллиан:
…если даже они измыслили это (т.е. списки преемства епископов от апостолов), то ни мало не продвинутся, ибо учение их, будучи сопоставленно с апостольским, самим различием и противоположностью своею покажет что создано оно вовсе не апостолами или мужем апостольским.
Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные Сочинения. М.1994, стр. 122
И Тертуллиан говорил о верности и преемстве апостольского УЧЕНИЯ!
А учение апостолов вскоре было записано. С тех пор у нас есть Библия, и информацию об апостольской догматике можно черпать непосредственно из канонического Писания. Учение об Апостольском Преемстве было актуально, когда Канон Писания еще не был сформирован, когда невозможно было проверить правоверие какого-либо епископа, сверив его проповедь с учением Писания. Ведь типографий в первые века новой эры еще не было, и полная Библия не была доступна каждой общине. Единственным способом удостовериться в правоверности церковного служителя в то время можно было, только обратившись к рекомендации от известных служителей, выражавшейся в преемстве рукоположения. Рукополагая пресвитеров или епископов, рукопологающий свидетельствовал всей Церкви, что рукопологаемый правоверен и достоин чести нести пастырское служение.
Но с утверждением Канона Писания и распространением книг Нового Завета, такое удостоверение должно было утратить свое значение. Так как теперь любая община и любой человек мог удостовериться в чьем-либо правоверии и узнать суть апостольской веры, как бы напрямую от апостолов, просто прочитав Писания.
Апостол Павел был уверен, что любой читатель его посланий сможет понять Божью истину точно так же, как понимал ее сам Апостол:
Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, (Еф.3:2-4)
Человек, нашедший Библию за печкой, может все понять, уверовать и спастись. Человек, читающий Библию, может сам быть ортодоксальным христианином и проверить ортодоксальность любого другого человека.
Учение об Апостольском Преемстве, выраженное в скрупулезном исследовании списков рукоположения, должно было исчезнуть, как утратившее актуальность. Но такова сила традиции — оставлять все как есть «на всякий случай».
Говорят, что в одном монастыре каждый вечер, когда настоятель и монахи начинали вечернюю молитву, кот, живший в той же обители, пробирался на службу, бегал вокруг молящихся и создавал много шума, отвлекающего братию. Поэтому настоятель распорядился, чтобы на время молитвы кота привязывали веревкой. Много лет спустя, когда настоятель умер, кота по-прежнему продолжали привязывать на время богослужений. А когда, наконец, умер кот, в монастырь принесли другого, и его также привязывали во время молитвенных бдений. Многие годы спустя, это вошло в привычку. Должность монастырского кота и обряд привязывания его стали освященной веками традицией и важной религиозной церемонией.
Подобно этому коту учение об Апостольском Преемстве из чисто практического и полезного установления превратилось в учение о передаче особой благодати. Ириней не писал о передаче особой благодати через рукоположение. Все мы знаем, что Дух Святой передается через наставление в вере (Гал.3:2,5). Да, наделение особыми духовными дарами сопровождалось иногда возложением апостольских рук (1Тим.4:14; 2Тим.1:6), но нигде апостолы не учили, что после их смерти их ученики также смогут распоряжаться дарами Духа Святого. Напротив, эти дары раздавал и раздает поныне Сам Дух Святой, как Ему угодно (1Кор.12:11). А рукоположение служителей Церкви — это обряд, свидетельствующий о том, что соответствующий дар Святого Духа у претендента на пасторское служение действительно имеется:
Возложение рук [посвящение, рукоположение] благословляет, утверждает и удостоверяет это [призвание на служение] точно так же, как нотариус и свидетель удостоверяют какое-то мирское дело и как пастор, благословляя жениха и невесту, подтверждает и удостоверяет их брак, т. е. тот факт, что они уже до этого взяли друг друга [в мужья и жены], публично об этом провозгласив…
Luther`s Works. St. Louis, 1956. Vol. 17. P. 114
…в прежние времена люди избирали пасторов и епископов. Затем приезжал епископ, либо из этой же церкви, либо из соседней, и он утверждал избранного, возлагая на него руки. И ординация была не чем иным, как таким утверждением…
О власти и первенстве папы. 70 // Книга согласия. Минск, 1998. С. 413-418
Итак, резюме: У протестантов есть Апостольское Преемство, о котором писал Ириней и другие ранние отцы Церкви.
Протестанты веруют так, как учили апостолы, стараясь быть честными в толковании апостольских Писаний, и призывая к благочестивой жизни во Христе Иисусе.
Православные признают:
…для сохранения А. п. вне Церкви требуется не только формальное происхождение схизматической иерархии от церковной, но и сохранение в отделившейся части основных догматов Церкви…
Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Все основные догматы, изложенные в Новом Завете, исповедуют и протестанты. И делают это, к слову сказать, гораздо последовательнее православных. Поэтому к протестантам (в качестве «всякой церкви») можно применить слова Иринея:
Все, желающие видеть истину, могут во всякой церкви узнать предание апостолов, открытое во всём мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас…
Ириней Лионский. Против ересей. III, 3
Аминь!
Павел Бегичев, специально для Протестант.Ру
Списки апостольской преемственности основанных апостолами Поместных Церквей
Господь обещал апостолу Петру: «На сем камне (апостольской веры) Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ); «слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» ( Еф. 3:21 ). Непрерывность Церкви выражается в непрерывности цепи пресвитерских рукоположений. Христос избрал апостолов ( Ин. 15:16 ), апостолы же рукополагали на служение Церкви своих преемников: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви» ( Деян. 14:23, 6:6 ), через которых и ныне передается вся полнота благодати, полученная Церковью в день Пятидесятницы: «через возложение рук апостольских подается Дух Святой» ( Деян. 8:18 ). «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе… с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ). Апостолы и далее заповедовали передавать этот дар священства достойным преемникам: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» ( Тит. 1:5 ); «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим. 5:22 ). К концу первого века христианские общины всех более или менее значительных городов возглавлялись рукоположенными апостолами пресвитерами, которые являлись носителями всей полноты апостольской благодати, полученной в день Пятидесятницы.
В итоге апостолами было основано 5 главных Поместных Церквей, ставших патриархатами, составляющих Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь:
1) Иерусалимская Поместная Церковь основана в день Пятидесятницы, в момент схождения Святого Духа на апостолов ( Деян. 2:1–41 ). Первым епископом Иерусалимской Православной Церкви является апостол Иаков, который является и автором первого чина Литургии, которая до сих пор служится в Иерусалимской Православной Церкви.
2) Антиохийскую Поместную Церковь основали апостолы Петр и Павел.
Список апостольской преемственности Антиохийской Православной Церкви
3) Александрийскую Поместную Церковь основал апостол Марк в 42 году.
4) Константинопольская Поместная Церковь, основана в 37 году в городе Византии апостолом Андреем, который рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. ( Рим. 16:9 ). Он в свою очередь рукоположил Онисима в 54–68 г. Епископ Онисим рукоположил Поликарпа в 68–70 г. – и так далее сквозь 20 столетий.
Список апостольской преемственности Константинопольской Православной Церкви
5) Римская Поместная Церковь основана апостолом Петром. В 1054 году одна из пяти Поместных Церквей – Римская, исказив апостольское учение о Троице и внеся эту ересь в Символ веры, отпала от Единой Апостольской Вселенской Церкви, подпав под анафему апостола Павла ( Гал. 1:8–9 ).
6) Русская Поместная Церковь.
От Крещения Руси (988) до 1448 года Русская Православная Церковь входила в состав Константинопольского Патриархата. Учреждение в России патриаршества (1589 г.) утвердило самостоятельность Русской Православной Церкви. 179‑м архиереем от святых апостолов является Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.