В чем заключается артикуляционная функция сми
Социальные функции СМИ
Какую же роль играют СМИ в современном обществе или, иными словами, какие функции по обеспечению жизнедеятельности общества как сложноорганизованной социальной системы они выполняют? Перечень функций СМИ может быть бо?льшим или меньшим, однако к числу наиболее важных из них различные аналитики относят следующие: информационную; образовательную; социализации; артикуляции интересов и интеграции социальных субъектов; критики и контроля; мобилизационную и др.
Информационная функция является главной в деятельности СМИ и состоит она в сборе, обработке и распространении важных для граждан, органов власти, общественных институтов и общества в целом сведений о происходящих событиях, явлениях и процессах. Без такого рода сообщений немыслимо ни одно общество независимо от того, на каком историческом этапе своего развития оно находится. В традиционных обществах эту функцию выполняли главным образом гонцы, курьеры и посланники. Многие небольшие по территории государства и города использовали колокола для оповещения населения об опасности, сборе народного собрания и других важнейших событиях общественной жизни. Ныне же СМИ буквально просвечивают всю многогранную деятельность людей в различных сферах общества и оповещают граждан о любых мало-мальски значимых фактах. Особенно велика их роль в информировании граждан о деятельности правительства, парламента, партий, других политических институтов, событиях международной жизни.
Образовательная функция СМИ проявляется в передаче, трансляции гражданам знаний, относящихся к различным областям науки – от социально-гуманитарных до естественно-научных дисциплин. Конечно, СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение знаний по той или иной научной дисциплине: это – задача специальных образовательных учреждений. Но все же значительную часть знаний в различные периоды своей жизни человек в современном обществе получает именно через средства массовой информации. Сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, СМИ фактически являются одним из важнейших источников пополнения знаний, для отдельных же категорий граждан они становятся едва ли не единственным каналом повышения образовательного уровня.
Функция социализации находит свое выражение в том, что СМИ объективно способствуют усвоению человеком социальных норм, ценностей и образцов поведения. Благодаря систематическому и непосредственному общению с огромной аудиторией СМИ фактически стали таким же первичным институтом социализации личности, какими являются семья, церковь, система образования, учреждения культуры. Посредством СМИ рядовые граждане получают возможность чувствовать себя участниками общесоциальных и общемировых процессов, осознавать свою принадлежность к обществу, государству и миру политики. Именно вдохновленные воздействием политических журналистов многие граждане становятся активными участниками социально-политических процессов.
Функция артикуляции интересов и интеграции различных категорий граждан – непременная сторона деятельности СМИ. Выражение политических интересов, как известно, осуществляют не только СМИ, но и другие институты гражданского общества, прежде всего партии и общественные объединения. Но именно массовая пресса и телевидение зачастую первыми сигнализируют обществу о возникающих проблемах, назревающих социальных и политических конфликтах, побуждая властные структуры анализировать их и вырабатывать соответствующие решения. СМИ не только обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свою позицию, формулировать и представлять в структурах власти свои интересы, но и находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений. По сути дела СМИ превратились в одного из наиболее эффективных посредников в отношениях населения с властью.
Функция критики и контроля проявляется в отслеживании и оценке деятельности институтов власти, общественных объединений, профессиональных политиков по руководству и управлению общественными процессами. Публичность и оперативность высказываний СМИ по тем или иным явлениям, событиям, фактам неизбежно приводят к повышению активности политических институтов, постоянно вынуждают их уточнять и корректировать свои действия. Причем критика и контроль СМИ отличается неограниченностью своего объекта, она охватывает практически все элементы общественного организма. И хотя информационные учреждения, в отличие от государственных или финансово-хозяйственных органов контроля, не могут применять юридические или экономические санкции к нарушителям установленных норм деятельности, их контроль не только не менее эффективен, но часто и более строг, поскольку он включает и моральную оценку действиям субъектов общественных отношений.
Мобилизационная функция СМИ находит свое выражение в побуждении людей к определенным действиям или сознательному бездействию. Особенно эта их функция значима в сфере политических отношений. Стимулируя активность граждан, побуждая их действовать определенным образом, СМИ оказывают существенное влияние на ход избирательных кампаний и на исход голосования. Они могут спровоцировать массовый протест или политический скандал, чреватые кризисом в отношениях власти и общества. Но они могут выступать и в роли самого эффективного союзника власти при мобилизации граждан для решения жизненно важных для общества задач. В настоящее время СМИ выступают в качестве основного средства формирования общественного мнения, они могут также инициировать политические изменения путем широкой и настойчивой постановки общественных проблем.
Таким образом, средства массовой информации – это социальный институт, выступающий в качестве составного элемента процесса общественно-политической коммуникации, предназначением которого является сбор, обработка и распространение важной для жизнедеятельности политического сообщества информации, а также выполнение ряда других социальных функций.
ФУНКЦИИ СМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. СМИ КАК СРЕДСТВО ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ
В процессе формирования общества выделилось множество социальных институтов, например: политические, научные и образовательные и т. д. Для удовлетворения потребностей человека в общении формируется институт средств массовой информации.
СМИ – это система органов, занимающихся сбором, обработкой и хранением информации, а также передачей информации необходимой аудитории.
До появления письменности, печатного станка, для передачи информации использовалась устная речь, рисунки. Но только с появлением письменности и печатного дела, стало возможным передавать информацию неопределенно большому кругу лиц, в неопределенно большом количестве, а также оставить во времени описание культуры.
В результате этих событий возникли массовые аудитории – собрание людей, получающие необходимую информацию не отдельно, а как члены социальной группы. В этом и выражается суть СМИ – предназначение информации для общества, а не для отдельного человека. В общем, СМИ можно назвать как сложную, очень активно развивающуюся систему, изучаемую во многих гуманитарных науках: журналистике, культурологи, социологии. СМИ выполняет большое количество функций.
Главная функция СМИ является информационная функция, также называемая функция сообщения. Она выполняет роль донесения информации о событиях в обществе и мире. Сутью этой функции является очень значимой в современном мире, так как позволяет оперативно обеспечивать информацией людей. Эта функция реализуется посредством новостных материалов в Интернете, на телевидении и прессе.
Сама функция сообщения делиться на функцию удовлетворения социальных потребностей в получении информации касающейся событий, которые могут повлиять на жизнь общества ( политика, экономика, оборона страны и т. д.). Освещение этой информации может привлечь к ней внимание общественности, политических деятелей, организаций, которые могут повлиять на данные события. Это может вызвать поддержку со стороны людей, может вызвать критику, в зависимости от принятых мер и последствий. Таким образом, СМИ, могут привлечь внимание к какой-то либо актуальной проблеме, и найти пути решения этой проблемы.
Другой функцией сообщения, является функция удовлетворения потребностей в информации отдельного человека, то есть получение необходимой информации, которая актуальна для него сейчас, соответствует его интересам. Выполнение этой функции помогает человеку быть в курсе событий различных сфер жизни, на пример спортивной или культурной жизни.
Из-за большого влияния на жизнь общества, СМИ прозвали « четвёртой властью». И действительно, средства информации играют большую роль во всех сферах жизни современного общества – политической, экономической, духовной и других. Поэтому на СМИ налагается определенный перечень ограничений, касающихся следованию этическим нормам, праву на частную жизнь, сведения, составляющие государственную тайну.
Помимо выше перечисленных функций СМИ, выполняют также идеологическую, коммуникативно-когнитивную, функцию критики и контроля.
Идеологической функцией СМИ, является видение обществом событий, которые представляются в выгодном политическом и культурном виде. Другими словами влияние на мышление человека, формирование особого сознание и ценностей.
Когнитивно – коммуникативная функция СМИ заключается в том, что посредством языка СМИ формируется определенное видение мира, осуществляется контроль и регулирование общественных масс.
Образовательная функция заключается в распространении знаний и повышение уровня образования.
Функции критики и контроля, заключается в даче юридической и нравственной оценки событиям и людям. В демократическом государстве и обществе, СМИ могут опираться и на закон, и на общественное мнение.
Отдельно я хотел бы отметить функцию воздействия, управления и манипуляции, которые также могут выполнять средства массовой информации.
Роль СМИ очень высока – они помогают узнавать самую последнюю и актуальную информацию о событиях в стране и за рубежом, оценивает и комментирует информацию, доносит её до целевой аудитории. В наше время СМИ является, пожалуй, главным способом получения информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. Сейчас информационные технологии очень плотно проникли во все сферы нашей жизни: отдых, работу, образования, здравоохранение и др. СМИ очень универсальный и гибкий инструмент, который можно приспособить под любую конкретную ситуацию и цель, чем и пользуются, к примеру, предприниматели в целях продвижения своих товаров или политики для политической агитации. Несмотря на развитость современного общества, пропаганда и навязывание мнения со стороны СМИ – обычное дело. Это навязывание происходит по многим причинам: доверие СМИ «на слово», незнание об альтернативных источниках информации, технические средства обработки информации(монтаж).Иногда, не требуется искажать факты, достаточно лишь преподнести их в нужном свете.
Широко использовать информацию и СМИ как средство воздействия, начали во время ПМВ. Это были печатные средства воздействия, листовки, разбрасываемые английским солдатам над позициями немецких войск. Такой незатейливый способ борьбы с противником дал неожиданно эффективный результат, и страны Атланты, ближе к концу войны организовали центр по морально – психологическому разложению вражеской немецкой армии. К работе в этот центр были приглашены журналисты, психологи.
Пропаганда играла важное значение у руководящих структур нацистской Германии. Гитлер считал, что пропаганда « подобна артподготовке перед атакой пехоты». Народ необходимо сначала деморализовать, и лишь после этого переходить к вооруженным действиям. Ведущий пропагандист Третьего Рейха Геббельс, выработал теорию пропаганды, принципами которой, являются:
Ограничение и «очистка» необходимой информации;
«вдалбливающее» нужной информации населению и военнослужащим;
Нагнетание, при помощи эмоционального воздействия.
И действительно, нельзя отрицать то, что немецкая пропаганда показала весьма высокую эффективность во время ВМВ. Некоторые военные кампании в Европе, немцы выигрывали даже без стрельбы, к примеру, оккупация Австрии и Чехословакии.
Советский Союз в период войны также активно включился в информационную войну. Советские военные специалисты разработали собственные приемы и методы организации и проведения актов информационной борьбы. Для этого активно использовались немецкие СМИ, такие как радио. К примеру, во время радиопередачи «вклинивались» якобы «правдивые» сообщения. Выражавшие необходимую точку зрения. Для усиления эффекта такой радиопередачи имитировался голос, какого либо из руководителей нацистской Германии.
После окончания ВМВ, «информационная война», показала свою эффективность во многих вооруженных конфликтах. Наиболее широко известно применение такой войны во время Вьетнамской войне. Так, в период вооруженного конфликта, было организованно непрерывное телевизионное и радио вещание на территории Вьетнама с целью эмоционального воздействия и сломления воли к сопротивлению ( известно о 250 000 человек, перешедших на сторону АЮВ, или сложивших оружие). Пропаганда велась на вьетнамском языке, а также использовались самые разнообразные приемы психологического воздействия – плачь женщины или ребёнка, похоронная музыка, крики. Несмотря на поражение американских войск в данном конфликте, пропагандистская война была признана успешной, а её методы проведения и организации применяются до сих пор.
Наиболее широкое распространение информационная война получила в период Холодной войны. В послевоенный период, задача борьбы с СССР, получившим на международной арене большой авторитет за победу над нацистской Германией, у стран Запада вышла на первый план. В первые восемь лет после окончания ВМВ, США провели программы реформы пропагандистской системы, результатом которой стало учреждение Информационного Агентства Соединенных Штатов. Эффективность работы этой структуры этой структуры советские политические деятели и руководители силовых структур смогли ощутить уже в середине и конце 50х годов. Отсутствие подобной системы пропаганды и органов ответственных за нее привели к распаду СССР и укреплению доминирующего положения США в мире.
На данный момент используется несколько методов организации информационного воздействия на человека:
–« перенос ценностей» – суть этого приема заключается в распространении авторитета того что ценится людьми, на то что преподносит им источник информации;
– «ссылка на человека» – ссылка на человека с высоким авторитетом в обществе или государстве, с целью установки доверительных отношений;
– «контраст» – одна информация подается на фоне другой;
– «провокация» – целенаправленное создание событий, которые могут послужить необходимыми информационными поводами;
– «половина информации»- выставляется лишь часть правдивой информации;
Существует множество других приемов организации воздействия, например, монополия на вещания в СМИ, подмена источника информации или его скрытие, фальсификация информации о каких либо процессах в обществе и государстве, с целью вызова недовольства у граждан ( например другой стороной для выработки стериотипов по отношению к другой стороне, опираясь на которые, можно проводить какие либо действия).
Отдельно стоит вспомнить « Окно Овертона». Суть этого метода заключается в том, что совершенно чуждые обществу идеи, которые вызывают в нем осуждение или презрение, при помощи СМИ представляются как абсолютно нормальные и естественные.
Наиболее точно методы организации информационной войны сформулировал в своих статьях Игорь Панарин, доктор политических наук и действующий член Академии военных наук. При создании этого доклада, мною были взяты за основу его статьи.
Роль СМИ в политике
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Основные определения
Средства массовой информации — это организации, которые осуществляют сбор, обработку и открытую публичную передачу различной информации для широких слоев населения при помощи специальных технических средств.
Примеры современных средств массовой информации:
прямые эфиры радио и телевидения;
В политической системе СМИ приравнивают к разновидности власти, которая способна как возвысить группу или отдельного индивидуума, так и уничтожить ее или его репутацию, карьеру. Именно в этом ключе СМИ называют «четвертой властью».
Одним из негативных проявлений СМИ в политической жизни общества считается политическое манипулирование.
Политическое манипулирование — это навязывание воли, скрытое управление поступками, мыслями, сознанием общества с целью принудить людей выполнять определенные действия в интересах манипулятора.
В чем проявляется политическое манипулирование:
распространение ложных сведений;
использование оценочной лексики для формирования конкретного общественного мнения;
выхватывание фраз из контекста, что приводит к кардинальному изменению смысла сказанного.
Но, конечно, есть и положительные аспекты влияния СМИ на политику:
Отсутствие монополизации при освещении событий.
Снижение контроля государства.
Невозможность тотального воздействия какой-либо из партий на вещание.
Продолжим изучать вопрос роли СМИ в политической жизни общества. Рассмотрим в этом ключе функции средств массовой информации.
Функции СМИ в политике
Средства массовой информации — важнейшая составляющая политической системы любого государства. Какие функции в политике выполняют СМИ — собрали в таблице.
Политические функции СМИ
Деятельность СМИ в рамках функции
Удовлетворять потребность в различных точках зрения (касательно событий) и формировать мировоззрение отдельных граждан и целых групп.
Формирование общественного мнения
Добавлять к рассказу о событиях оценки и комментарии, которые могут сильно повлиять на восприятие происходящего у граждан.
Образование и социализация граждан
Предоставлять населению такие сведения (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах), которые позволят иметь представление о сфере политики и понимать суть происходящих процессов
Осуществление общественного контроля за действиями власти
Показывать информацию, которая позволит гражданам оценить работу органов власти, проанализировать их деятельность и сделать вывод, какую пользу они приносят обще
ству. Реализовать эту функцию можно только при независимых (неподконтрольных государству) СМИ.
Выражение общественных интересов
Выявлять актуальные проблемы, формулировать интересы различных слоев населения, их потребностей и оценок, тем самым давая власти необходимую информацию о реальных настроениях населения.
Мобилизовать граждан на единые действия для достижения конкретной цели.
СМИ сильно влияют на сознание людей. Современному человеку сложно представить жизнь без телевидения, радио и новостных лент в социальных сетях.
В настоящее время развитие СМИ привело к тому, что появились целые империи, из-за чего возникает монополизация рынка. Поэтому угроза свободе слова — весомое опасение современной молодежи.
Приемы влияния СМИ на политику
Цель большинства приемов, которые оказывают влияние на людей — привлечение большей аудитории. Рассмотрим примеры того, как СМИ влияют на политическую жизнь.
Примеры влияния СМИ на политику:
затрагивание проблем, которые интересуют большое количество людей (налоги, пенсии);
упор на необычные, сенсационные факты, экстремальные ситуации, которые вызывают повышенный интерес (победа на олимпиаде, сколько человек прожил без воды);
включение в контент личной и даже конфиденциальной информации (разводы, любовные треугольники);
подчеркивание отрицательных характеристик предмета новостей (предательство, злоупотребление полномочиями);
приведение в качестве аргументов мнения лиц с более высоким статусом, положением.
Сложно оспорить активную позицию СМИ в общественно-политической жизни. Они преследуют конкретную цель и используют для ее достижения все возможные способы.
В рамках школьной программы обществознания также важно знать, какие бывают способы воздействия СМИ на население и гражданское мнение. Некоторые их них:
информирование зрителя, читателя, вышестоящие органы;
скрытая или явная пропаганда;
распространение лозунгов, призывов;
создание совещательных, консультативных и координационных блоков;
Роль СМИ в политической сфере общества
Описание презентации по отдельным слайдам:
Роль средств массовой информации в политической жизни К уроку обществознания в рамках программы подготовки специальности «Гостиничный сервис» Автор: Беспалова Полина Александровна
Формирование общего представления о средствах массовой информации и их влияние на политическую сферу общества и сознание народа в целом. Цель урока:
раскрыть влияние СМИ на формирование политического сознания в обществе; сформировать четкое представление о разновидностях и формах современных СМИ; Научить понимать различие между политическими, аналитическими и информационными СМИ. Задачи урока:
В обывательском понимании средства массовой информации – это череда печатных изданий, как правило, газет и журналов, некий набор телевизионных программ, чаще всего, аналитико-информационных, таких, как «Новости» или «Вести», а также радио, но крайне редко. СМИ, как оно есть…
В широком понимании средства массовой информации – это огромный комплекс печатных, электронных изданий, медиа и радиопроектов, телевизионных передач и информационных программ. В отдельную категории средтств массовой информации можно выделить специализированные печатные и электронные издания узкотематический направленности, информационные дайджесты и справочники. СМИ, как оно должно быть…
Сначала прошлого столетия в нашу обыденность прочно вошла реклама во все ее проявлениях. Рекламные ролики, проспекты и буклеты также несут в себе узко специфичную информационную составляющую, раскрывая обывателю сведения из истории и производства конкретных товаров и услуг. Реклама, как элемент СМИ
С печатной продукцией и рекламными роликами политического содержания обыватель сталкивается в период предвыборных кампаний. Последние раскрывают основные идеи и направления деятельности конкретных политических партий и движений, элементы их программных документов и иную значимую информацию. Политическая реклама
Информационная; Критики и контроля; Артикуляционная; Формирования общественного мнения; Социализации личности; Формирование имиджа политических лидеров; Мобилизационная. Функции СМИ в политической сфере
В особенностях подачи политической информации заключается функция критики и контроля. СМИ не просто рассказывает о событии, но и комментирует его, давая ему политическую и социальную оценку через призму взглядов различных слоев общества: от политика до простого рабочего. Как СМИ подает информацию
Информационная функция заключается в информировании граждан о политической жизни внутри страны и за ее пределами, представление и распространение ключевых новостей внутренней и мировой политики. Содержание функций СМИ
Артикуляционная функция СМ заключена в изучении и представлении политических интересов и потребностей всех слоев современного общества. Из артикуляционной функции вытекает функция формирования общественного мнения. Артикуляция, как функция
Еще о функциях СМИ социализации Новостные, политические и аналитические программы и печатные издания ориентируют гражданина в политическом пространстве, поясняя и комментирую существующую политическую систему и складывающуюся политическую обстановку. мобилизации Посредством СМИ распространяются сведения о наиболее важных и значимых политических событиях страны, осуществляется пропаганда и агитация граждан, например, с целью повышения явки на выборы или участия в референдуме.
Формирование имиджа представителей правящей элиты – одна из ключевых функций СМИ в политической сфере общества. Последним определяется успешность и популярность, а также известность целого ряда политических деятелей, что особенно важно в период выборов. Формирование имиджа
СМИ решает «кого пускать, а кого не пускать»… Информация будет представлена народу лишь в том случае, если она интересна и актуальна, а этом момент решается представителями СМИ самостоятельно. СМИ и «Модель привратника»
Отвечаем на вопрос: «Почему?» Информирует; Комментирует; Формирует мнение общества; Создает образ и имидж; Формирует народные рейтинги. СМИ – «четвертая» власть
СМИ – один из важнейших институтов современного общества, выполняющий многообразные функции…, оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование и религию… СМИ – общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами. СМИ – это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Расширяем словарный запас
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1723626
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
- Как заставить девочку делать уроки
- Как змей ходят в туалет