В чем заключается биологическая сущность человека кратко
Биосоциальная сущность человека
Биосоциальная сущность человека – это неразрывная взаимосвязь биологического начала, обусловленного процессами, проистекающими в природной среде и социальной составляющей в человеке. Люди отличаются от своих четвероногих «собратьев» необходимостью воспроизведения помимо собственной биологической сущности ещё и социального начала. Именно поэтому им приходится ублаготворять не только личные материальные потребности, но также и духовные. Удовлетворение последних обусловлено формированием внутреннего мира человека. Он вырабатывается под воздействием того социума, в котором существует субъект.
Что это такое
Биологическая популяция «гомо сапиенс» являет собой исключительную форму бытия, объединяющую биологическое начало и социальную сущность. Жизнедеятельность его организма базируется на основополагающих биологических процессах, таких как дыхание, питание, выделение, размножение, проистекающих в нём. Именно эти процессы предводительствуют в деле обеспечения жизнедеятельности и жизнеспособности в целом. Отсюда человек разумный представляет собой уникальную разновидность живых организмов. Поскольку он обладает разумом, речью, позволяющей транслировать знания, информацию, ведёт социальный образ бытия, имеет способности к созидательной деятельности.
Итак, в чём проявляется биосоциальная сущность человека? Состоит она в том, что человек разумный сотворён природой и характеризуется определёнными физиологическими потребностями, присущими иным биологическим организмам, при этом он также ведёт социальную жизнь, обладает речью, способен мыслить, и является «творением» социализации.
В противоположность иным видам, которые адаптируются к естественным условиям среды в ходе морфофизиологических трансформаций, люди модифицируют окружающую среду, используя орудия труда, производя одежду, сооружая жилища, культивируя растения, одомашнивая животных, налаживая производство, развивая науку.
Процесс индивидуального созревания человека зиждется на двух вариациях информации. Первая – биологическая информация, зафиксированная в качестве генетической в дезоксирибонуклеиновой кислоте (универсальный механизм хранения, имеющийся в любом организме, служащий для реализации и трансляции информации через поколения). В индивидуальном формировании индивидов благодаря биологической информации определяется специфическая совокупность анатомо-физиологических характеристик, качеств, свойств рознящих его от иных разновидностей живых организмов.
При этом, так как человек наделён речью и разумом, то у него имеется и вторая вариация информации, представленная сочетанием умений и знаний, которые создаются, сберегаются, используются и увеличиваются поколениями индивидов в ходе развития сообщества «гомо сапиенсов». Постижение их людьми происходит по мере их обучения, воспитания, взаимодействия в социуме. Описываемая особенность обусловлена социальной способностью организмов передавать собственные особенности формирования потомству, которая присуща исключительно человеческому социуму.
Сущность биосоциальной природы человека связана с тремя понятиями: личность, индивидуальность и индивид.
Последний термин подразумевает отдельно взятого представителя гомо сапиенс, то есть индивид – это определённый носитель всех биосоциальных черт человечества.
Индивидуальность является уникальным набором психофизиологических черт, а также социальных особенностей, обнаруживающихся в поведенческом паттерне, коммуникациях и деятельности.
Сочетание значимых социальных черт человека образуют личность. Таким образом, биосоциальная сущность человека проявляется: биологическими признаками и социальными навыками.
Биологически гомо сапиенс связан с остальными формами жизни, сходен с иными организмами, а именно:
– анатомо-физиологической структурой (есть костно-мышечный аппарат, нервная система);
– природными (физиологическими) потребностями (дыхание, питание);
– наличием различных инстинктов: самосохранения, поиска пропитания, продолжения рода.
В качестве социального продукта индивид неразрывно взаимосвязан с социумом, поскольку человек может стать человеком лишь через взаимодействие с обществом. Социальная сущность человека обнаруживается в таких чертах, как готовность к социально-полезному труду, сознание, разумность, ответственность. Подтверждением необходимости взаимоотношений человека с социумом является существование одичавших (феральных) людей.
Дикими людьми именуются дети, выросшие в условиях предельной социальной изоляции, то есть с раннего этапа росшие в отсутствии взаимодействия с людьми (либо жили в изоляции, либо воспитывались животными). Такие малыши не имели коммуникаций, опыта социального поведенческого паттерна, не знали любви других людей.
При этом, если до вынужденной социальной изоляции малыши обладали некоторыми навыками социального поведенческого паттерна, то реабилитационный процесс происходит намного проще. Дети, которые провели в «животном царстве» первые годы жизни, освоить человеческую речь, прямохождение, осмысленную коммуникацию практически не в состоянии, даже проведя множество последующих лет среди людей и получая ласку, заботу, любовь сородичей.
Таким образом, в человеке социальная доминанта и биологическое начало пребывают в непростом взаимодействии, обуславливая психическое формирование и уникальность человеческой личности. Именно поэтому сущность человека является биосоциальной.
Для социума человеческий субъект ценен именно наличием социально важных качеств, характеризующих своей совокупностью личность. Личностью нельзя родиться. Разум, самосознание, ответственность являются составляющими личности. Каждая ступень формирования человеческого сообщества выдвигает собственные требования к качествам индивида как личности.
Подводя итоги, можно выделить такие признаки биосоциальной сущности человека, как инстинкты, физиологические потребности, эмоции, строение организма, продолжение рода, адаптационные механизмы – биологические признаки; членораздельная речь, общение, духовные потребности, деятельность в качестве созидательного навыка, сознание, мышление, целеполагание, творчество – социальные признаки.
Примеры
Социальное и биологическое в человеческом естестве органически взаимосвязаны между собой и на современном этапе исторического развития человечества обнаруживаются, прежде всего, в инстинкте самосохранения, размножения, потребности в коммуникативном взаимодействии, любви, дружбе, эмоциональном выражении. В гомо сапиенсе все биологическое становится его наследием (биологическим генофондом), тогда как социальная составляющая не наследуется генетически, а фиксируется в течение нескольких поколений в качестве коллективного опыта (наука, искусство, право, культура). Развитие людей сегодня включает такие доминанты: биологическую доминанту (размножение, половой поведенческий паттерн) и социальную (формирование человеческого социума).
На нынешней стадии развития преобладающей является социальная доминанта, которая отвечает за формирование социального поведенческого паттерна и сказывается на вырабатывании правового мышления. При этом сохранение и воспроизведение гомо сапиенса как вида обусловлено биологической доминантой, определяющей в социуме течение естественного отбора, вынуждая индивидов вступать в «бои» за выживание в «содружестве» себе подобных, что приводит к приобретению «свежих» знаний и коллективного опыта. Социальная составляющая развития возникла только с появлением людей и возникновением первых общественных формирований (коммун).
Ниже приведено ряд примеров, способствующих лучшему пониманию того, что подразумевает понятие биосоциальной сущности человека.
Человеческое тело создано природой, и оно имеет определённые биологические потребности, такие как: сон, еда, тёплая среда, воздух. Четвероногие собратья гомо сапиенса также обладают аналогичными потребностями. Помимо того общим для живых существ, населяющих планету, является анатомическое строение – всё живое, включая и человека, обладает скелетом, мускульной, нервной и кровеносной системами.
При этом отсутствие жёсткого «сценария» биологических свойств предоставило человеку возможность приспосабливаться к разнообразным условиям бытия. Так, к примеру, с рождения детёныши животных управляются инстинктами и выживают исключительно за счёт «подсказок», дарованных природой (кого нужно бояться, что следует кушать).
Человеческие отпрыски после рождения, по сравнению с остальным животным миром, максимально неприспособленны к самостоятельному существованию и заботе о собственной особи.
И именно в семье и обществе происходит становление человека. Ведь родители учат жизни в обществе, передают свои знания о мироздании, показывают, как трудиться.
Социум обуславливает наличие качеств, отличающих гомо сапиенс от представителей животного царства, поскольку именно в обществе проистекает процесс социализации, который начинается с семьи: узнавание родных голосов, постепенное взаимодействие со средой, ведущее к более осознанному восприятию и осознанию собственной личности.
Считать человека биосоциальным субъектом возможно лишь после того, как социальная составляющая станет ярко выраженной.
Так, например, индивид с рождения имеет слуховой и речевой аппараты, однако научиться коммуницировать и мыслить он может исключительно через взаимодействие с социумом. Таким образом, гомо сапиенс являет собой часть природы и одновременно прочно связан с социумом. Такая неразрывная зависимость свидетельствует о биосоциальной сущности человека.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»