В чем заключается биологическое значение метаморфоза
В чем заключается биологическое значение метаморфоза
Подробное решение Раздел стр. 71 по биологии для учащихся 9 класса, авторов С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин 2016
Вопрос 1. Какое развитие называют постэмбриональным?
Постэмбриональное развитие наступает после рождения или выхода зародыша из яйца и заканчивается смертью организма.
Вопрос 2. Сравните прямое и непрямое постэмбриональное развитие. Приведите примеры животных с такими типами развития.
При прямом развитии (у пресмыкающихся, птиц, млекопитающих) из яйцевых оболочек или из тела матери выходит организм небольших размеров, но с уже заложенными всеми основными органами, свойственными взрослому животному. Постэмбриональное развитие в этом случае сводится в основном к росту и половому созреванию.
При развитии с метаморфозом из яйца выходит личинка, обычно устроенная проще взрослого животного, со специальными личиночными органами, во взрослом состоянии отсутствующими. Личинка питается, растёт, и со временем личиночные органы заменяются органами, свойственными взрослым особям. Следовательно, при метаморфозе разрушаются личиночные органы и возникают органы, присущие взрослым животным.
Вопрос 3. В чём заключается биологическое значение метаморфоза?
Биологическое значение метаморфоза в том, что на стадии личинки организм растет и развивается не за счет запасных питательных веществ яйца, а она может питаться самостоятельно.
Вопрос 4. Какие черты строения головастика свидетельствуют о родстве амфибий и рыб?
Личиночная форма амфибий – головастик, для которого характерны жаберные щели, боковая линия, двухкамерное сердце, один круг кровообращения. Эти признаки свидетельствуют о родстве амфибий и рыб. В процессе метаморфоза, происходящего под влиянием гормона щитовидной железы, рассасывается хвост, появляются конечности, исчезает боковая линия, развиваются лёгкие и второй круг кровообращения.
Вопрос 5. Вспомните из курса зоологии, чем отличается развитие с неполным и полным превращением (метаморфозом).
Метаморфоз представляет собой глубокие преобразования в строении организма, в результате которых личинка превращается во взрослое насекомое. В зависимости от характера постэмбрионального развития у насекомых различают два типа метаморфоза:
Вопрос 6. Какая стадия постэмбрионального развития у позвоночных животных занимает большую часть жизни? Объясните почему.
Второй период постэмбрионального развития — пубертатный (т. е. период зрелости).У большинства позвоночных животных он занимает, как правило, большую часть жизни. В этот период усиленно развиваются половые органы и вторичные половые признаки (ясно вырисовывается половый диморфизм); к концу периода наступает половая зрелость и животные способны размножаться. Рост животных в этот период замедляется.
Вопрос 7. Сравните понятия «рост» и «развитие». Чем они принципиально отличаются?
Под развитием животного понимают усложнение структуры организма, дифференциацию и специализацию его органов и тканей. Развитие животного начинается с оплодотворения яйцеклетки и образовании зиготы. Важнейшей биологической особенностью зиготы является способность ее повторять путь исторического развития, пройденный предками. Индивидуальное развитие организма состоит из эмбриогенеза и постэмбрионального развития.
3.8 Индивидуальное развитие организмов
Вопрос 1. Что называют индивидуальным развитием организма?
Индивидуальным развитием организма или онтогенезом называют всю совокупность преобразований особи от возникновения до конца жизни. В клетке, с которой начинается онтогенез, заложена программа развития организма. Она реализуется путем взаимодействия ядра (генетической информации) и цитоплазмы каждой клетки, а также клеток и тканей друг с другом.
У бактерий и одноклеточных эукариот онтогенез начинается в момент образования новой клетки в результате деления и заканчивается смертью или новым делением.
У многоклеточных организмов, размножающихся бесполым путем, онтогенез начинается с момента обособления клетки или группы клеток материнского организма.
У организмов, размножающихся половым путем, онтогенез начинается с момента оплодотворения и возникновения зиготы.
Вопрос 2. Перечислите периоды онтогенеза.
Вопрос 3. Какое развитие называют эмбриональным, а какое — постэмбриональным?
Онтогенез подразделяется на два периода. Первый из них — эмбриональный период (эмбриогенез) длится с момента оплодотворения и до выхода из яйца или рождения. Опишем его стадии на примере ланцетника.
Дробление: яйцеклетка многократно и быстро делится митозом, интерфазы очень короткие;
бластула: образуется полый шар, состоящий из одного слоя клеток; на одном из полюсов шара клетки начинают делиться активнее, подготавливая следующую стадию;
гаструла: образуется в результате впячивания более активно делящегося полюса бластулы; ранняя гаструла представляет собой двухслойный зародыш; его наружный слой (зародышевый листок) называется эктодерма, внутренний слой — энтодерма; полость гаструлы представляет собой будущую кишечную полость организма; поздняя гаструла — трехслойный зародыш: формируется у всех организмов (кроме кишечнополостных и губок) при закладке третьего зародышевого листка — мезодермы, возникающей между эктодермой и энтодермой;
гисто- и органогенез: происходит развитие тканей и систем органов зародыша.Второй стадией онтогенеза является постэмбриональный период. Он длится от момента выхода из яйца (или рождения) и до смерти.
Вопрос 4. Какие существуют типы постэмбрионального развития организма? Приведите примеры.
Существует два типа постэмбрионального развития.
Непрямое развитие, или развитие с метаморфозом. Этот тип развития характеризуется тем, что родившаяся особь (личинка) часто совсем не похожа на взрослый организм. По истечении некоторого времени она претерпевает метаморфоз — превращение во взрослую форму. Непрямое развитие присуще амфибиям, насекомым и многим другим организмам.
Прямое развитие. При данном типе развития родившийся детеныш похож на взрослую особь. Прямое развитие бывает яйцекладное и внутриутробное. При яйцекладном развитии зародыш первый этап онтогенеза проводит в яйце, снабженном питательными веществами и защищенном оболочкой (скорлупой) от окружающей среды. Так развиваются, например, детеныши птиц, пресмыкающихся и яйцекладущих млекопитающих. При внутриутробном развитии рост эмбриона происходит внутри материнского организма. Все жизненные функции (питание, дыхание, выделение и др.) осуществляются путем взаимодействия с матерью через особый орган — плаценту, образованный тканями матки и зародышевыми оболочками детеныша. Внутриутробный тип развития свойствен всем высшим млекопитающим, в том числе и человеку.
Вопрос 5. В чем заключается биологическое значение метаморфоза?
Метаморфоз дает возможность особям разного возраста не конкурировать за пищу. Например, головастики и лягушки, бабочки и гусеницы имеют разные источники пищи. Также наличие личиночной стадии часто увеличивает возможность расселения организмов. Это особенно важно, если взрослые особи ведут малоподвижный образ жизни (например, многие морские моллюски, черви и членистоногие).
Вопрос 6. Расскажите о зародышевых листках.
Первые два зародышевых листка — эктодерма и энтодерма закладываются на стадии образования гаструлы из бластулы. Позднее у всех (кроме кишечнополостных и губок) развивается третий зародышевый листок — мезодерма, которая располагается между эктодермой и энтодермой. Далее из трех зародышевых листков развиваются все органы эмбриона. Например, у человека из эктодермы формируются нервная система, кожные железы, эмаль зубов, волосы, ногти, наружный эпителий. Из энтодермы — ткани, выстилающие кишечник и дыхательные пути, легкие, печень, поджелудочная железа. Из мезодермы образуются мышцы, хрящевой и костный скелет, органы выделительной, эндокринной, половой и кровеносной систем.
Вопрос 7. Что такое дифференцировка клеток? Как она осуществляется в процессе эмбрионального развития?
Дифференцировка — это процесс превращения неспециализированных зародышевых клеток в различные клетки организма, отличающиеся по строению и выполняющие определенные функции. Дифференцировка начинается не сразу, а на определенной стадии развития и осуществляется путем взаимодействия зародышевых листков (на раннем этапе) и зачатков органов (на более позднем этапе).
Некоторые клетки даже у взрослого организма остаются не до конца дифференцированными. Такие клетки называют стволовыми. У человека они находятся, например, в красном костном мозге. В настоящее время активно исследуется возможность использования стволовых клеток для лечения многих заболеваний, восстановления органов после травм и т. д.
Вопрос 8. Охарактеризуйте понятие «рост». Что такое определенный рост? Неопределенный рост?
Рост организма — это увеличение его размеров и массы. При типе роста, который называют определенным, организм, достигнув некоторого уровня зрелости, перестает наращивать размеры. Такой тип роста характерен для большинства животных. Если организм растет всю жизнь, то говорят о неопределенном типе роста. Он свойствен растениям, рыбам, моллюскам, земноводным.
Метаморфозы листа и их биологическое значение.
Метаморфозы листа и их биологическое значение.
У многих растений можно наблюдать различные метаморфозы листьев.
От листолазающих растений с двойной функцией листа (фотосинтеза и захвата опоры) в процессе эволюции появились лианы, лишенные части или всей пластинки листа, вместо которых развивается усик с высокой контактной чувствительностью. Они известны в семействах Маковые и Бигнониевые.
У хохлатки усиконосной и дицентры василисниколистной в усики превращены верхние сегменты пересто-рассеченных листьев. У некоторых видов бигноний усики снабжены одревесневшими когтевидными крючочками, что усиливает их якорную функцию.
У видов вик, чечевицы и гороха посевного в усики видоизменены верхняя часть рахиса и соответственно три-семь листочков. У чины беслистной редуцированы все листочки, рахис представляет собой единственный усик, а функцию фотосинтеза выполняют два крупных листовидных прилистника. У многих чин редукция части листочков компенсируется крылатовидными фотосинтезирующими выростами, образующимися на черешках и стеблях.
Колючки – свойственны растениям, обитающим в сухом и жарком климате, хотя нередки они и у растений других климатических зон. Они выполняют две основные функции: уменьшают испаряющую поверхность надземной части растений и защищают стебля, стволы и молодые листья от поедания животными. Кроме того, некоторые пальмы – ротанги с их помощью прикрепляются к опоре.
Метаморфоз всего листа или какой-либо его части в колючку свойствен видам многих семейств. Листья, полностью метаморфизованные в колючку, типичны, например, для кактусов.
Колючки кактусов в ночные часы выполняют еще одну функцию – они конденсируют водяные пары из воздуха.
Филлодий – это метаморфоз черешка или основания листа в образование, подобное плоской листовой пластинке, выполняющей функции фотосинтеза. Филлодии характерны для многих видов филлоидных акаций, обитающих в опустыненных саваннах.
Филлодии похожи на листья с цельной пластинкой, плотной, кожистой, твердой, иногда покрытой смолистыми веществами. Метоморфоз черешка в филлодии свойствен некоторым чинам Южной Европы и Кавказа.
Ловчие аппараты насекомоядных растений. У некоторых видов покрытосеменных все листья особи или часть из них метаморфизированы в ловчие аппараты. Растения этих видов автотрофы, но наряду с этим при помощи ловчих аппаратов они используют богатую азотом и фосфором органическую пищу, переваривая животных.
Эти специфические ветви эволюции возникли в результате приспособления растений к жизни в неблагоприятных условиях азотного и минерального питания. Именно такие условия характерны для верховых болот и пресноводных водоемов тропической и умеренной широт. По содержанию минеральных веществ воды верховных болот приближаются к дистиллированной воде.
Строение ловчих аппаратов разнообразно, при этом у растений одних видов они неподвижны, у других – обладают способностью к движению при захвате и переваривании добычи.
Неподвижные липкие листья, желёзки, которые выделяют клейкое вещество, имеет, например, мухоловка.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
В чем заключается биологическое значение метаморфоза?
В чем заключается биологическое значение метаморфоза?
РАСКРОЙТЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕТАМОРФОЗА?
РАСКРОЙТЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕТАМОРФОЗА.
В чем заключается биологическое значение митоза?
В чем заключается биологическое значение митоза?
В чём заключается сущность митоза?
В чём заключается сущность митоза?
Каково его биологическое значение?
В чём заключается биологическое значение соцветий?
В чём заключается биологическое значение соцветий.
Биологическое значение мейоза заключается в том что?
Биологическое значение мейоза заключается в том что.
В чем заключается биологическое значение двойного оплодотворения у цветковых растений?
В чем заключается биологическое значение двойного оплодотворения у цветковых растений?
В чём заключается сущность и биологического значения бесполого размножения?
В чём заключается сущность и биологического значения бесполого размножения?
В чем заключается биологическое значение мейоза?
В чем заключается биологическое значение мейоза?
В чем заключается биологическое значение паразитизма?
В чем заключается биологическое значение паразитизма?
1’3’4’5 вот ответы 3 же вроде я точно не помню.
Человек является частью природы. Но берет от природы больше, чем может дать ей сам. Зелёные растения дают людям кислород для дыхания, одевают, кормят и обогревают человека. Из древесины мы строим дома и производим бумагу. Из зерна печём хлеб и ва..
Правильно 1 И это есть в учебнике биологии. Всё остальное неправильно! Если понравилось поставь, как лучший ответ.
1. Часть грибов является редуцентами или сапротрофами, то есть они питаются мёртвыми живыми организмами и их частями, разлагая оставшиеся в них органические вещества до неорганических веществ. Таким образом из этого выходит две функции грибов : Мине..
Характерная черта размножения птиц — яйцекладка. Яйцеклетка птиц увеличивается и превращается в яйцо, которое отличается большим размером и содержит запас питательных веществ, необходимый для развития зародыша. Половые органы птиц расположены внутр..
Жизненный цикл аскариды человеческой 1. Яйцо в воде, почве. Попадают на пищевые продукты. 2. Личинка попадает в организм человека 3. Из кишечника, пробуравив его оболочку спец. Крючком, попадает в кровоток. 4. По кровотоку в печень, сердце. 5.