В чем заключается биосоциальность человека
В чем проявляется биосоциальная сущность человека
Происхождение людей, становление их как субъектов социальных-исторических выделение из мира животных — это вопросы, которые терзают умы философов, биологов, антропологов и обществоведов тысячи лет.
Наука определяет человека как биосоциальное существо, у которого есть собственное сознание, вторая сигнальная система (членораздельная речь), имеются нравственные качества и способность самостоятельно изготавливать орудия трудовой деятельности.
Безусловно, это «сухое» определение, которое не дает полного понимания социального и природного. Разберемся детально, начав с того, какие существуют теории происхождения людей.
Теории происхождения
Теорий становления феномена в мире не очень много, но они все имеют право на существование:
В чем проявляется биосоциальная сущность личности
Для понимания человеческой сущности принято оперировать понятиями «индивид» и «личность».
Индивид — это отдельная особь человеческого рода, наделенная всеми чертами и признаками психологического, социального и биологического единства.
Личность — это более сложное понятие, включающее в себя индивида и его социально значимые признаки в обществе.
Как разграничить эти два понятия? Все очень просто. Каждый от рождения является индивидом, так как несет все признаки отдельной особи. Личностью же индивид становится только в процессе социализации. Есть индивиды, которые были рождены в дикой природе и воспитывались дикими животными (медведями, волками). Это так называемые люди-маугли. Они являются индивидами, так как сочетают все признаки современного фенотипа. Однако они не являются личностями, так как не разделяют ценностей общества и не обладают какими-либо социально значимыми качествами.
Существует еще и третье понятие — индивидуальность. Индивидуальность — это проявление личности в ее своеобразии, неповторимости действий и исключительности воспроизводимого. Индивидуальность — это уникальность — мы все одинаковые в плане общей организации, но отличаемся по многим параметрам, не являясь биологической или социальной копией друг друга. Индивидуальностью обладает любая личность.
Понятие и объяснение биосоциальности
По мнению американского социолога Дьюи, люди — это биопсихическая структура, отделенная от животного мира различными стремлениями. Нет никаких врожденных мотиваций. Они как результат биологической и социокультурной эволюции, наряду с животными имеют специфические реакции на внешний мир.
Созидание творческих и материальных ценностей выделяет человеческую природу из царства животных.
Животные руководствуются исключительно врожденными инстинктами, которые всегда следуют эволюционным путем с наименьшими энергетическими и ресурсными затратами. В довершение к энергетической обусловленности пути примыкает инстинкт самосохранения. К примеру, птица вьет гнездо. Это кажется творческим процессом, так как она выбирает веточки и материал для его создания. Все гнезда птиц одного вида будут примерно одинаковы. Этого нельзя сказать о человеческом жилище — каждый дом и каждая квартира — это уникальные творческие объекты. Люди могут построить «гнездо», применив сотни навыков, использовать множество способов. Птица это делает всегда по одному и тому же алгоритму.
К свойствам, отражающим биологическую природу, относится все то, что свойственно животным — защитные рефлексы, самосохранение, материнский инстинкт и так далее. Отличительная черта человека — это его разумность. Благодаря разуму и пластичному логическому мышлению, а также наличию эмоциональности, люди выделены из инстинктивно-алгоритмичного мира животных. От природы они слабые, не имеют когтей, клыков, мускульной системы, но с легкостью порабощают живую природу, меняя ее под свои потребности. В конечном счете это не всегда хорошо и правильно, но именно это позволило людям стать доминантным видом на Земле.
Вместо заключения
Подытожив рассуждения, можно вывести суждение о том, что дуалистическое представление о землянах — это фундаментальное качество Homo sapiens. С одной стороны, они наделены качествами, которые есть в мире животных, а с другой есть некие такие социальные качества, которые у животных отсутствуют либо являются их имитацией. Только воспитание и жизнь в обществе делают из индивида личность. Для подготовки к тесту ЕГЭ можно использовать статью «Природное и общественное в человеке».
Презентация к материалу рассказывает об основных моментах, которые могут встретиться в тестировании.
Общее понятие
Концепция взаимных связей между отдельными особями в популяции носит наименование социальной структуры. Человек представляет собой редкий феномен природных организмов. Он отличается общественной манерой поведения, желанием к созиданию и творчеству. С помощью речи люди передают информацию, умения, навыки. Память хранит и накапливает знания из прошлого, разум приумножает их, соответственно опыту.
Индивид принадлежит к категории homo sapiens, представляет собой природный организм, особь. Идея личности выражает сочетание социальных особенностей, которые появляются у индивидуума в течение жизни и проявляются в поведении и действиях. Определение характеризует субъекта, с общественной точки зрения. Не все люди становятся личностью. Жизнь индивида в родовом строе подчинялась стремлениям первобытного коллектива, поэтому обособленность мышления не проявлялась.
Не относятся к личностям люди с отклонениями в психике и человеческие дети. Ребенок имеет некоторый комплект биологических характеристик и качеств, но до определенного времени у него нет признаков общественного порядка. Из-за этого его действия не ограничиваются социальной ответственностью.
Формирование человека
Личность складывается в условиях социализации, при этом индивид усваивает опыт, накопленный предыдущими поколениями. Субъект приобщается к установившейся структуре общественных отношений и связей. Личность является биосоциальной сущностью человека, заключает в себе сложную бинарную основу, представляет комплексное слияние разумного существа и организма природы. Люди одновременно удовлетворяют духовные и материальные потребности.
Метафизические нужды зависят от особенностей формирования внутреннего мира людей в обществе, где проживает индивидуум, и их коммуникации. Личность передает сознательные образы и мысли другим членам социума посредством речи и языка. Другой формой изложения служит живопись, музыка, иные образные формы.
Формирование Субъекта представляет сложную координационную систему получения обособленных личностных характеристик в некоторых условиях. Становление личности на определенном этапе являет собой придание законченной формы и демонстрирует приобретенный качественный параметр.
Точка совершенствования показывает готовность индивида к деятельности определенного рода:
Пример. Подросток сформировал личностные характеристики в процессе теории и имеет представление об исполнительности, ответственности. Но эти понятия не консолидировались в поведении юноши, парень не воспроизводит их в общественных отношениях. Другим уровнем готовности является случай, когда качества закрепляются не только в сознании, но и работают при контактах в социуме.
Социализация отношений
Обобществление состоит в общении, образовании и воспитании посредством программы социальной ревизии, использования средств информации. Становление происходит в детских учреждениях, семье, в школе преподается обществознание биосоциальной сущности человека. Люди являются природными сущностями и живут по законам естества, но адаптационное развитие они получают только в окружающем социуме.
Институты проводят исследования на тему выявления особенности биологической составляющей человека и влияния этого критерия на становление личности.
Для развития индивида в обществе имеют значение:
Социализация начинается с рождения ребенка и продолжается всю жизнь. Индивид проходит собственную дорогу и наследственность в этом не имеет значения. Субъект не рождается личностью, а становится ею в процессе жизнедеятельности. Период обобществления считается законченным, когда особь достигает определенного уровня психического и социального становления.
Критерием социализации является разумное управление собственным поведением и возможность отчитываться по итогам своей деятельности. Личность проявляется в случае, когда индивид определяется как субъект действия и при этом у него развивается самосознание разной интенсивности.
Индивидуализация личности
Субъект имеет собственные признаки, которые в плане биологического проявления отличают его от других членов общества. Кратко говоря, в мире нет людей с одинаковыми характеристиками.
К отличительным признакам относятся:
Научное понятие индивидуума означает, что человек существует как обособленная сущность в мире других людей. Нестандартность определяет характеристики человека в качестве одного из многих, но берет во внимание его личные качества. Определение учитывает внешний вид, способ общения и поведения, характер и другие признаки индивида.
Человек в обществе воспринимается, благодаря социально значимым характеристикам, которые в комплексе с обособленными качествами показывают личность. Персона обладает разумом, способностью оценивать действия, себя и других, самосознанием. Каждая веха развития общества предъявляет определенные требования к человеческой личности.
Индивидуальность проявляется в отличии внешних физиологических качеств и систематики сочетаний психологических, нравственных и социальных характеристик общения и поведения. Феномен индивидуальности применяется для показа неповторимости и оригинальности человека. Но в каждом субъекте встречаются общие показатели, которые присутствуют у всех людей, но выражаются и сочетаются в разной степени.
Коммуникационные критерии
Люди приспосабливаются к природе в результате морфологических перемен, переделки окружающего пространства, изготовления и использования орудий труда и войны, одежды, строительства зданий, передачи собственного опыта и навыков предыдущих поколений.
Иные представители млекопитающих также могут передавать знания, но человек научился делать это наиболее эффективно. Начальный опыт накапливания знаний в ограниченном коллективе способствовал победе над холодом, голодом, нападением зверей. Направление отбора в природе планомерно изменялось и на место агрессивности и силы выходила коммуникабельность, способность к труду, внимательность и наблюдательность.
В итоге развивался мозг, улучшался голосовой аппарат, разрабатывалась кисть руки. Изменения вели к разделению труда по силе, возрасту, полу. Люди разделяются на группы, основой градации становятся умения, навыки, ответственность за некоторые обязанности, деление опытом и производство. Возникает социальная система, традиция, религия и законность.
Человек сочетает биологические и общественные факторы, чем отличатся от млекопитающих животных:
Возникновение и становление общественных формаций носит название социогенеза, а все развитие человечества именуется антропосоциогенезом. Бинарная природа людей заключается в том, что социальные навыки надстраиваются на биологический фундамент. Важные факторы жизненной деятельности формируются в обществе и личность проявляется в итоге социализации.
Мышление и речь
Мышлением называется способность осознания сторон мира, которые непосредственно человек не воспринимает. Примером служит оценка прошлого или построение планов. Благодаря этому умению, люди не приспосабливаются к естественному окружению, а переделывают его.
Способность к мышлению проявляется в виде форм:
Речь являет собой сложившийся вид общения индивидов с помощью языка. Элемент деятельности помогает человеку передавать информацию, познавать окружение, компоновать знания для будущих поколений. Первоначально речь призвана организовывать общение. Процесс представляет собой формулировку мыслей с помощью разговора и восприятие языковых конструкций другого индивидуума.
Жизненные потребности
Понятие раскрывает осознанное переживание индивидом объективной нужды в средствах для поддержания организма и развития собственной личности. Потребности бывают осознанными и неосознанными. Первый вид побуждает людей к действиям.
Деление надобностей:
Не всегда нужды человека находят удовлетворение, их возмещение часто зависит от имеющихся ресурсов природы. По своему направлению они не должны нарушать общественные нормативы и обязаны представлять реальное и разумное содержание.
Способности и возможности
Индивидуальные качества говорят о пригодности человека к выполнению полезной работы в обществе. Способности формируются путем обобщения психологических процессов, которые применяются в действиях с закреплением их в виде привычек и навыков.
Признаки, которые получены посредством опыта, наблюдения и других эмпирических восприятий:
Ловкость развивается в процессе сольватации человека с предметами, продуктами, вещами. Способности совершенствуются по спирали, при этом после формирования навыка одного уровня открываются возможности для получения умений другой высокой ступени.
Воля и характер
Понятия взаимосвязаны друг с другом, в воле проявляется мощность характера, его напор, твердость и целеустремленность. Действия бесхарактерного человека зависят от окружающих обстоятельств и не определяются собственными желаниями. Характер представляет собой остов личности, в котором закреплены наиболее стойкие и существенные качества индивида, проявляющиеся в определенном отношении к людям, делу, себе.
Межличностные связи возникают в больших группах, например, классы, сословия, нации. Деловые и личные отношения появляются в малых формациях, например, коллектив, семья, группа. Позиции делятся на официальные, личные, иногда в среде возникают конфликты.
В результате разногласий сталкиваются противоположные интересы, цели, поэтому для погашения ссоры требуется выявление первоначального мотива. Итог конфликта зависит от выбора стратегического поведения индивида, его характера и способности к коммуникативному консенсусу.
Биосоциальная сущность человека
Биосоциальная сущность человека – это неразрывная взаимосвязь биологического начала, обусловленного процессами, проистекающими в природной среде и социальной составляющей в человеке. Люди отличаются от своих четвероногих «собратьев» необходимостью воспроизведения помимо собственной биологической сущности ещё и социального начала. Именно поэтому им приходится ублаготворять не только личные материальные потребности, но также и духовные. Удовлетворение последних обусловлено формированием внутреннего мира человека. Он вырабатывается под воздействием того социума, в котором существует субъект.
Что это такое
Биологическая популяция «гомо сапиенс» являет собой исключительную форму бытия, объединяющую биологическое начало и социальную сущность. Жизнедеятельность его организма базируется на основополагающих биологических процессах, таких как дыхание, питание, выделение, размножение, проистекающих в нём. Именно эти процессы предводительствуют в деле обеспечения жизнедеятельности и жизнеспособности в целом. Отсюда человек разумный представляет собой уникальную разновидность живых организмов. Поскольку он обладает разумом, речью, позволяющей транслировать знания, информацию, ведёт социальный образ бытия, имеет способности к созидательной деятельности.
Итак, в чём проявляется биосоциальная сущность человека? Состоит она в том, что человек разумный сотворён природой и характеризуется определёнными физиологическими потребностями, присущими иным биологическим организмам, при этом он также ведёт социальную жизнь, обладает речью, способен мыслить, и является «творением» социализации.
В противоположность иным видам, которые адаптируются к естественным условиям среды в ходе морфофизиологических трансформаций, люди модифицируют окружающую среду, используя орудия труда, производя одежду, сооружая жилища, культивируя растения, одомашнивая животных, налаживая производство, развивая науку.
Процесс индивидуального созревания человека зиждется на двух вариациях информации. Первая – биологическая информация, зафиксированная в качестве генетической в дезоксирибонуклеиновой кислоте (универсальный механизм хранения, имеющийся в любом организме, служащий для реализации и трансляции информации через поколения). В индивидуальном формировании индивидов благодаря биологической информации определяется специфическая совокупность анатомо-физиологических характеристик, качеств, свойств рознящих его от иных разновидностей живых организмов.
При этом, так как человек наделён речью и разумом, то у него имеется и вторая вариация информации, представленная сочетанием умений и знаний, которые создаются, сберегаются, используются и увеличиваются поколениями индивидов в ходе развития сообщества «гомо сапиенсов». Постижение их людьми происходит по мере их обучения, воспитания, взаимодействия в социуме. Описываемая особенность обусловлена социальной способностью организмов передавать собственные особенности формирования потомству, которая присуща исключительно человеческому социуму.
Сущность биосоциальной природы человека связана с тремя понятиями: личность, индивидуальность и индивид.
Последний термин подразумевает отдельно взятого представителя гомо сапиенс, то есть индивид – это определённый носитель всех биосоциальных черт человечества.
Индивидуальность является уникальным набором психофизиологических черт, а также социальных особенностей, обнаруживающихся в поведенческом паттерне, коммуникациях и деятельности.
Сочетание значимых социальных черт человека образуют личность. Таким образом, биосоциальная сущность человека проявляется: биологическими признаками и социальными навыками.
Биологически гомо сапиенс связан с остальными формами жизни, сходен с иными организмами, а именно:
– анатомо-физиологической структурой (есть костно-мышечный аппарат, нервная система);
– природными (физиологическими) потребностями (дыхание, питание);
– наличием различных инстинктов: самосохранения, поиска пропитания, продолжения рода.
В качестве социального продукта индивид неразрывно взаимосвязан с социумом, поскольку человек может стать человеком лишь через взаимодействие с обществом. Социальная сущность человека обнаруживается в таких чертах, как готовность к социально-полезному труду, сознание, разумность, ответственность. Подтверждением необходимости взаимоотношений человека с социумом является существование одичавших (феральных) людей.
Дикими людьми именуются дети, выросшие в условиях предельной социальной изоляции, то есть с раннего этапа росшие в отсутствии взаимодействия с людьми (либо жили в изоляции, либо воспитывались животными). Такие малыши не имели коммуникаций, опыта социального поведенческого паттерна, не знали любви других людей.
При этом, если до вынужденной социальной изоляции малыши обладали некоторыми навыками социального поведенческого паттерна, то реабилитационный процесс происходит намного проще. Дети, которые провели в «животном царстве» первые годы жизни, освоить человеческую речь, прямохождение, осмысленную коммуникацию практически не в состоянии, даже проведя множество последующих лет среди людей и получая ласку, заботу, любовь сородичей.
Таким образом, в человеке социальная доминанта и биологическое начало пребывают в непростом взаимодействии, обуславливая психическое формирование и уникальность человеческой личности. Именно поэтому сущность человека является биосоциальной.
Для социума человеческий субъект ценен именно наличием социально важных качеств, характеризующих своей совокупностью личность. Личностью нельзя родиться. Разум, самосознание, ответственность являются составляющими личности. Каждая ступень формирования человеческого сообщества выдвигает собственные требования к качествам индивида как личности.
Подводя итоги, можно выделить такие признаки биосоциальной сущности человека, как инстинкты, физиологические потребности, эмоции, строение организма, продолжение рода, адаптационные механизмы – биологические признаки; членораздельная речь, общение, духовные потребности, деятельность в качестве созидательного навыка, сознание, мышление, целеполагание, творчество – социальные признаки.
Примеры
Социальное и биологическое в человеческом естестве органически взаимосвязаны между собой и на современном этапе исторического развития человечества обнаруживаются, прежде всего, в инстинкте самосохранения, размножения, потребности в коммуникативном взаимодействии, любви, дружбе, эмоциональном выражении. В гомо сапиенсе все биологическое становится его наследием (биологическим генофондом), тогда как социальная составляющая не наследуется генетически, а фиксируется в течение нескольких поколений в качестве коллективного опыта (наука, искусство, право, культура). Развитие людей сегодня включает такие доминанты: биологическую доминанту (размножение, половой поведенческий паттерн) и социальную (формирование человеческого социума).
На нынешней стадии развития преобладающей является социальная доминанта, которая отвечает за формирование социального поведенческого паттерна и сказывается на вырабатывании правового мышления. При этом сохранение и воспроизведение гомо сапиенса как вида обусловлено биологической доминантой, определяющей в социуме течение естественного отбора, вынуждая индивидов вступать в «бои» за выживание в «содружестве» себе подобных, что приводит к приобретению «свежих» знаний и коллективного опыта. Социальная составляющая развития возникла только с появлением людей и возникновением первых общественных формирований (коммун).
Ниже приведено ряд примеров, способствующих лучшему пониманию того, что подразумевает понятие биосоциальной сущности человека.
Человеческое тело создано природой, и оно имеет определённые биологические потребности, такие как: сон, еда, тёплая среда, воздух. Четвероногие собратья гомо сапиенса также обладают аналогичными потребностями. Помимо того общим для живых существ, населяющих планету, является анатомическое строение – всё живое, включая и человека, обладает скелетом, мускульной, нервной и кровеносной системами.
При этом отсутствие жёсткого «сценария» биологических свойств предоставило человеку возможность приспосабливаться к разнообразным условиям бытия. Так, к примеру, с рождения детёныши животных управляются инстинктами и выживают исключительно за счёт «подсказок», дарованных природой (кого нужно бояться, что следует кушать).
Человеческие отпрыски после рождения, по сравнению с остальным животным миром, максимально неприспособленны к самостоятельному существованию и заботе о собственной особи.
И именно в семье и обществе происходит становление человека. Ведь родители учат жизни в обществе, передают свои знания о мироздании, показывают, как трудиться.
Социум обуславливает наличие качеств, отличающих гомо сапиенс от представителей животного царства, поскольку именно в обществе проистекает процесс социализации, который начинается с семьи: узнавание родных голосов, постепенное взаимодействие со средой, ведущее к более осознанному восприятию и осознанию собственной личности.
Считать человека биосоциальным субъектом возможно лишь после того, как социальная составляющая станет ярко выраженной.
Так, например, индивид с рождения имеет слуховой и речевой аппараты, однако научиться коммуницировать и мыслить он может исключительно через взаимодействие с социумом. Таким образом, гомо сапиенс являет собой часть природы и одновременно прочно связан с социумом. Такая неразрывная зависимость свидетельствует о биосоциальной сущности человека.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»