В чем заключается диалектика сократа
Диалектика Сократа. Диалектика и самопознание
Сократ является наиболее значимым античным диалектиком. Наподобие того, как софисты обучали логосу и искусству ведения беседы, Сократ также видел в этом пользу для человека. Однако софисты, например, Протагор и Горгий, утверждали, что логос – это социальный инструмент, а Сократ высказывал мнение, что это орудие познания и самопознания, важно только правильно направить его. Глубина его мысли позволяло сделать вывод о том, что не всё может быть постигнуто органами чувств, что-то может быть постигнуто разумом, но только в том случает, если умело использовать собственные рассуждения.
Диалектика Сократа – это способ обращения к знанию, а не к социальному действию.
Сократ придерживался мнения, что социальное действие может быть адекватным и справедливым только в том случае, когда человек совершает его с осознанием, руководствуясь разумом.
Именно эти идеи Сократа свидетельствуют о его авторстве тезиса «добродетель есть знание».
В данном положении имеется в виду не только некий набор «учёной» и «объективной» информации, но и частная уверенность в правильности собственных поступков, которые опираются на совесть и разум.
Если правильно выбрать форму диалектической беседы, то необходимости в доказывании правильности собственного мнения отпадает напрочь. Потому как в такой беседе будет ощущение, что оно единственное верное. Наоборот, диалектика – это перманентная испытание обсуждаемых тезисов на состоятельность.
В данном случае, собеседники представляются своеобразными зеркалами, которые отражают суть высказываемого тезиса. В конечном счёте, диалектик с опытом искусно привлекает внимание собеседника к своим суждениям и их основаниям. Этот процесс напоминает определённую форму самопознания, в силу того, что всякое суждение основано на нашем собственном отношении в миру и к самому себе. Обосновывая данные основания, мы можем узнать себя.
Диалектика против апелляции общего мнения
Диалектика в данном случае противопоставляется апелляции к общему мнению, к воззрениям большинства или традиций. Кроме этого стоит отметить, что она представляет собой высшую форму «заботы о себе»: только после того, как человек начнёт понимать, что он из себя представляет, он сможет определить для себя образ жизни, который будет соответствовать его природе.
Подобно тому мнению, которое высказывали пифагорейцы относительно нашего истинного начала, Сократ утверждал, что это душа, а не тело. Заботиться о собственной душе, значит следить за её образованием и воспитанием, полагаясь на дух добродетели. Душа, которая получает знание, способна на нравственные поступки, тем самым совершенствуется и становится носительницей блага. Более того, совершенствующаяся душа удовлетворяет свою потребность в независимости от тела и в бессмертии.
Сократ дополняет платоновское «Государство» и как итог высказывается: «В убеждении, что душа бессмертна и способна переносить любое зло и любое благо, мы все — если вы мне поверите — всегда будем держаться вышнего пути и всячески соблюдать справедливость вместе с разумностью, чтобы, пока мы здесь, быть друзьями самим себе и богам».
Диалектика и метод наведения
Аристотель дал название методу Сократа «Наведение» от греческого epagoge. Это он объяснил тем, что в нём сочетаются индуктивные и дедуктивные элементы и желание отыскать наиболее удачный пример, который откроет смысл обсуждаемого. Аристотель был уверен в том, что данный метод сконцентрирован на «начало знания». В поисках ответа на вопрос о природе знания, о красоте или мужестве – Сократ первостепенно фокусировал внимание на круг тем, при обсуждении которых начальное понятие может быть раскрыто. В качестве инструмента Сократ использовал парадигму или подборку примеров, которые помогали ему обнаружить искомое существенного признака. Парадигма в данном контексте – это пример, который может стать моделью или образцом для проведения аналогии, а также средством поиска истины.
Платоновские диалоги посвящены исследованию различных проблем, следовательно, он использовал множество разных моделей: ткачество, пастушество, обучение грамоте и многое другое. Можно предположить, что Сократ делал приблизительно то же самое, использовал подобные модели.
Согласно некоторым античным текстам, собеседники Сократа часто возмущались тем, что в беседах он часто уходил от основной темы и обращался к корабельщикам, ремесленникам и т.п.
Однако стоит сказать, что снижение пафоса рассуждений о благе и справедливости дали Сократу возможность проиллюстрировать истинную суть концепций его собеседников и их применимость или неприменимость в практическом смысле.
«Круги Сократа»: как диалектический метод используется в обучении
Каждому человеку знакома фраза «В споре рождается истина». Но так ли это на самом деле? Сократ, величайший философ всех времен, был уверен в том, что спор не способствует нахождению истинного знания, в отличие от беседы. Философия апеллирует понятиями: спор представляет собой желание отстоять свою позицию, но никак не «достучаться до истины», а вот беседа – это уже обсуждение, направленное на выявление правды.
Вероятнее всего, эта фраза возникла как результат неправильной трактовки его слов, в результате чего многие люди ошибочно стали считать, что спор способен привести к чему-то полезному. Однако ощущение собственного превосходства, возникающее как следствие победы, никогда не сравнится с тем многообразием чувств, которые возникают в результате обнаружения истины, – о чем, собственно, и говорил великий философ на самом деле.
В данной статье мы кратко изложим основные идеи философии Сократа и его диалектического метода, а потом подробно расскажем вам об инновационной технологии в обучении, основанной на этом методе, – сократических семинарах.
Философия Сократа
Думаем, Сократ не нуждается в долгом представлении – величайший древний философ Афин известен каждому благодаря своему пристрастию к философским диалогам, которые нашли свое отражение в книге Платона «Апология Сократа. Диалоги». Более того, сама наука риторика во многом сформировалась и получила свое развитие именно под его влиянием: на ряду с Платоном и Аристотелем он смог теоретически осмыслить принципы и методы ораторской речи.
Чтобы понять философию великого философа, достаточно изучить ее три основополагающих идеи: тождества знания и добродетели, самосознания и философской скромности.
Абсолютным благом жизни Сократ считал добро, которое выражается в красоте и истине. Сократ заметил, что люди предпочитают делать то, что им нравится, а нравится им то, что их привлекает и кажется красивым. Сократ считал, что истинная красота заключается именно в добродетели, т.е. нет ничего прекраснее, чем добро, выражающееся в поиске истины. Он хотел, чтобы каждый человек осознал этот факт, и стал стремиться именно к самопознанию, как к самому красивому на земле. Творить добро, согласно Сократу, означает выбирать «правильный путь» во всем и воплощать только «светлые» идеи: порядочность, бескорыстие, почтительное отношение к окружающим и т.д.
Главным в жизни Сократ считал именно самопознание. По его мнению, постижение абсолютной истины всего сущего не является возможным, т.к. такое абсолютное знание доступно только Абсолюту (Богу), а мы способны познать только собственные достоинства и недостатки. Сам Сократ всю жизнь в поиске истины занимался непрерывным самообразованием и пытался показать наглядный пример другим.
Путь мудрости, согласно Сократу, заключается в бесконечном поиске и постижении безграничной истины. Предмет философии – это нескончаемые идеи о мире и человеке. Несмотря на тот факт, что Сократ считал знание главным благом, вместе с тем он также считал, что это благо крайне тяжело достижимо человеком. Он был уверен в том, что чем сильнее раздвигаются границы человеческого знания, тем яснее для него становятся границы его бесконечного незнания и тем больше осмысливается безграничность поиска дальнейшего познания. «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого)» – говорил Сократ. Так называемый Сократов круг знаний наглядно демонстрирует обратно пропорциональную зависимость между категориями «знания» и «незнания» в его философии:
Таким образом, каждый внешний круг всецело включает внутренний круг, расширение круга «я не знаю» приводит к расширению круга «я знаю, что не знаю», а его расширение неизбежно приближает человека к границе круга «я не знаю», которая одинакова для всех (как уже было сказано ранее, согласно Сократу, абсолютное знание доступно только Богу, человек его постичь не может).
Диалектический метод Сократа
Чтобы достичь абсолютного блага, истинного знания, Сократ разработал диалектический метод, который основывался на трех основных компонентах:
Ирония
Ранее мы уже говорили о том, что Сократ был уверен в том, что в основе познания должно лежать знание человека о том, что его возможности познания сильно ограничены. Мнение о том, что мы способны хоть как-то приблизиться к абсолютной истине, является высшей степенью самонадеянности – в этом Сократ видел главную иронию: настоящий философ должен насмехаться над собой, над ограниченностью своего сознания, а не считать себя всезнающим и всемогущим. В последнем случае, по мнению Сократа, философ уже не мудрец, а пустой догматик либо болтун. Ирония Сократа, таким образом, обращает человека против самого себя и помогает ему бороться с мнимой самоуверенностью, которая замедляет процесс познания (а иногда и вовсе прекращает его). Она способствует «очищению разума» для того, чтобы он всегда был в состоянии, необходимом для постижения истины.
Маевтика
Возможно, вы часто слышали и фразу о том, что «нельзя ничему научить, можно только научиться». По мнению Сократа, преподавание способно только помочь человеку в достижении истинного знания: после того, как человек осознает ограниченность своих познавательных возможностей, его необходимо подтолкнуть к нахождению истины (или ее «рождению», как говорил сам философ). Сделать это можно путем использования особой техники задавания вопросов, ответы на которые помогали человеку найти истину (внутри себя самого).
Сократ был уверен в том, что истина находится внутри самого человека, т.е. каждый из нас уже обладает знанием, однако оно находится в «неосознанном» состоянии. Кроме того, он был уверен, что это знание нельзя «достать», если у человека нет никакого потенциала к учению и самопознанию, т.е. искреннего желания достичь истины. Таким образом, маевтика – это побуждение человека к познанию: ей не подвластно научить кого-либо чему-либо (особенно всему), но она способствует продвижению человека к истине.
Наведение (индукция)
В основе диалектического метода лежит диалог, в рамках которого противоположные мнения (мысли) противопоставляются друг другу, чтобы в результате их столкновения «родилась» истина. Как уже было сказано ранее, Сократ считал, что достичь абсолютной истины невозможно, однако идти к ней можно и нужно. Вы можете заметить в этом некоторое противоречие: как человек может одновременно достичь истины и не достичь ее?
Дело в том, что, по мнению Сократа, каждое новое знание рождает еще большее незнание, т.е. условно, каждый раз, находя истину, мы лишь переходим на более «высокий» этап ее осознания: абсолютной истины достичь невозможно, а вот простую истину отыскать мы в силах. Движение к истине в диалектическом методе происходит методом, который называется «наведение».
Как правило, люди не задумываются об истинности своих суждений. В ходе умозаключений они приходят к какой-то мысли, которую они принимают за истинное знание, но которая им на самом деле не является. Чтобы помочь человеку прийти к истине, нужно заставить его сомневаться в правильности вынесенных им суждений путем использования техники задавания «наводящих» вопросов, имеющих форму убеждений, противоречащих его мнению. Только так человек сможет самостоятельно признать, что его мнение не было истиной, а было лишь идеей (мыслью), а затем и прийти к истинному знанию.
Основная техника, которую использовал в своем методе Сократ, называется Elenchus и переводится как «Аргумент опровержения» или «Перекрестный допрос». Условно можно выделить следующие ее этапы:
Однако сократовский диалог всегда оставляет вопрос открытым: вспомним Сократов круг знаний, в котором каждое новое знание только расширяет границы незнания, а абсолютно истинного знания и вовсе, по мнению философа, достичь невозможно. Кому-то такое определение истины может показаться удручающим, однако невозможность найти абсолютную истину является единственным двигателем развития нашего разума. Если бы найти ее было возможно, мы бы давно это сделали, что привело бы к стагнации, застою нашего развития, а затем и к противоположному эффекту – деградации.
Диалектический метод может иметь форму разговора как с самим собой (самопознание), так и с другим человеком (совместный поиск истины или наведение). Однако разумно беседовать с самим собой способны только поистине мудрые люди, обладающие непредвзятым мышлением, – истинные философы. Поэтому в большинстве случаев диалектическая беседа проходит в форме диалога двух людей или более, который может быть двух видов:
Более подробно рассмотреть пример диалектического диалога вы можете в одной из наших статей, а сегодня расскажем вам о такой инновационной технологии в обучении, как «Круги Сократа», в рамках которой две этих формы диалектического диалога слились воедино.
«Круги Сократа»: что это за технология и для чего она используется
Ряд зарубежных исследователей (Г. Властос, М. Стронг, М. Копелэнд, А. Адамс, В. Моеллер и М. Моеллер, П. Богоссян и другие) на основе диалектического метода Сократа основали сократическую педагогику – современный подход к обучению, позволяющий ученикам выражать свои мысли в открытом виде и развить свои способности в полной мере, а не ограничивает их потенциал с помощью унификации и стандартизации, что характерно для традиционных подходов. Суть сократической педагогики заключается в создании условий, в которых ученики могли бы сами найти ответы на вопросы, которые их интересуют.
Использование диалектического метода в обучении обусловлено тем, что он сам по себе изначально представлял своеобразный педагогический подход, поскольку он был направлен на поиск истины и способствовал глубинному пониманию понятий, как и любая преподавательская деятельность в принципе.
Два основных преимущества использования диалектического метода в обучении:
В рамках сократической педагогики была создана отдельная форма обучения – сократические семинары или «Круги Сократа», в ходе которых ученики получают возможность развить свой потенциал и овладеть рядом полезных практических навыков. Давайте более подробно рассмотрим, что это за технология и как она используется.
Основателем технологии является Скотт Бьюкенен, который использовал ее для обучения в колледже Святого Иоанна. Затем свое развитие технология сократических семинаров получила благодаря Национальному центру Paideia, проекту Touchstones и другим.
Технология сократических семинаров развивает:
А самое главное, она помогает сформировать навык непрерывного самообразования, который как никогда актуален в современному мире.
В основе технологии «Круги Сократа» лежит изучение отрывков текста путем активной интеллектуальной беседы. Ее эффективность заключается в том, что таким образом ученики учатся совместно находить правильные ответы на вопросы и получать более глубокие знания путем аналитического диалога, а не стандартного «заучивания» ответов на вопросы.
Технология проведения таких семинаров описана в книге М. Копелэнда «Круги Сократа. Развитие критического и творческого мышления в средней и старшей школе» и может быть представлена в виде: «обсуждение-обратная связь». Проходят сократические семинары в четыре этапа:
Такое чередование позиций может иметь разную продолжительность и зависит от объема и сложности текста, который используется в рамках диалога.
Выделяют три уровня (ступени) сложности сократических семинаров:
Вопросы, которые задаются в рамках проведения сократических семинаров, должны представлять собой общие идеи, а не какие-то конкретные данные. Они должны быть неоднозначными и не иметь одного лишь правильного ответа. Выделяют три вида вопросов, используемых в рамках сократического семинара:
Также выделяют типы сократических вопросов, которые позволяют рассмотреть технику их задавания более подробно:
Отдельное внимание следует уделить текстам, которые используются в рамках сократических семинаров. Они должны обладать следующими характеристиками:
Что касается роли учителя в обсуждении, то он выступает в роли некого посредника:
Таким образом, можно сказать, что проведение сократических семинаров способно существенно повысить эффективность обучения и позволяет овладеть рядом практических навыков, способствующих личностному и профессиональному развитию.
Несмотря на то, что данная технология используется преимущественно в рамках очного обучения учащихся средней и старшей школы и студентов вузов, она находит применение и в других областях. Поскольку поиск истины актуален для всех областей человеческого знания, технология «Круги Сократа» может позволить обсудить любую насущную проблему и найти ее решение. Например, вы можете использовать данную технологию в кругу друзей и единомышленников либо применять ее как более научную версию «мозгового штурма» в профессиональной деятельности.
Если вы хотите, подобно Сократу, в мастерстве овладеть искусством аргументации и освоить лучшие ораторские приемы, обязательно записывайтесь на нашу онлайн-программу «Современная риторика». А лучше взаимодействовать с собеседником во время диалога вам поможет наша программа «Лучшие техники коммуникаций», на которой вы научитесь находить индивидуальный подход к любому человеку, сглаживать конфликты и многое другое.
Желаем вам удачи в самопознании и верим в то, что вы обязательно найдете истину (пусть и не абсолютную)!
А в заключение предлагаем проверить свои знания по теме статьи с помощью небольшого теста:
Диалектика Платона (википедия)
Внутренний диалог (википедия)
Внутренний диалог как механизм развития сознания. 2006 г.
Вопрос (собрания) (википедия)
Метод Сократа (википедия) — метод, названный в честь древнегреческого философа Сократа, базирующийся на проведении диалога между двумя индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Этот метод часто подразумевает дискуссию, в которой собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывал суждения, обнаруживая свои знания или, напротив, свое неведение.
Внутренний диалог (википедия)
Метод Сократа (википедия) Психотерапия.
Украина: Вопрос задан 9 раз, но ответа нет!! (видео=0,40 мин.)
Право на восстание (майдан). Соловьев против Карасева.
11.12.15 Представителя Госдепа США раздражают вопросы российской журналистки (видео=2,05))
Часто спорное утверждение безапелляционно выдается за единственно достоверное и правильное.
Факт наличия другой точки зрения игнорируется.
ЭТО ПОСТОЯННО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В РЕЛИГИИ, ПОЛИТИКЕ И ПР. И ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ МЕТОДОМ ЗОМБИРОВАНИЯ, МАНИПУЛИРОВАНИЯ, ПРОМЫВАНИЕМ МОЗГОВ.
Например: В статье: НАТО об агрессии России против Украины. игнорируются спорность утверждений:
1. Агрессия России против Украины.
2. Российское вторжение в Грузию в 2008 г.
ОЧЕНЬ ВАЖНО УМЕТЬ РАЗОБЛАЧАТЬ ДАННЫЙ МЕТОД.
Необходимо уметь разоблачать провокационные вопросы (википедия), а также логические ошибки (википедия), делать в процессе диалога исправление имён (википедия).
Не ходите по кругу в дискуссии, диалоге (правила википедии).
«Диалектик установит имена прекрасным образом». Платон. Кратил или о правильности имён.
«Н еспособность полиции предоставить ответы на возникшие в связи с гибелью подростка 9.08.2014 вопросы привели к тому, что мирные акции протестов скорбящих друзей и родственников Брауна обернулись многодневным противостоянием с полицией. Из-за начавшихся беспорядков в Фергюсон была введена национальная гвардия, полиция применяла слезоточивый газ и резиновые пули для разгона толпы.
Шойгу добавил, что Украина до сих пор не ответила ни на один из вопросов Минобороны России по катастрофе лайнера. «Мы сформулировали десять простых вопросов украинской стороне, ответы на которые могли бы пролить свет на обстоятельства случившегося. К сожалению, ни на один из этих вопросов мы пока не получили ответов», — сказал министр.
25.07.2014 Россия подготовила 28 вопросов по катастрофе Boeing
«Не учите своих детей читать. Учите их задавать вопросы тому, что они узнают из чтения. Учите их задавать вопросы всему вокруг». Джордж Карлин
В 19—20 вв. Философский диалог утрачивает своё прежнее значение.
ПЕРЕВОРОТ, ПУТЧ, РЕВОЛЮЦИЯ, ВОССТАНИЕ ИЛИ СМЕНА ВЛАСТИ?
Открытое государство (википедия)
Мир, где женщины говорят только правду.
Мессия устранит Зло на Земле Словом, без насилия.
Диалектика Сократа
Жизнеописание древнегреческого философа Сократа и исследование его философских воззрений. Природа и человек в философии Сократа. Сократовское понимание души человека, его учение об этике. Основное содержание диалектики Сократа и его философские школы.
Рубрика | Философия |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.10.2013 |
Размер файла | 51,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Жизнь и воззрения Сократа
2. Сократовское понимание души человека, учение о этике
3. Диалектика Сократа
4. Сократовские школы
Список используемой литературы
В ХХI век человечество шагнуло, оставляя в прошлом достаточно значительные разногласия между великими государствами и социально-политическими системами. Но вместе с тем оно сразу же оказалось перед лицом новых грозных проблем: противоречивыми процессами тотальной глобализации, увеличением социально-экономического разрыва между странами «юга» и «севера», наличием социально-этнической нетерпимости внутри самих обществ. И здесь, таким образом, требуется от каждого человека способность осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности.
В истории философии Сократу принадлежит особая роль. Будучи первым афинским философом, он имел много последователей и учеников, самым знаменитым из которых был Платон, Сократ также оказал огромное влияние на развитие мировой философской мысли.
Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 гг. до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры.
Сократ во многом отличается от предшествующих его философов, которые в основном имели дело с природой, а потому их называют натурфилософами. Натурфилософы стремились выстроить иерархию в мире событий, понять, например, как образовались небо, земля, звезды. Сократ тоже хотел понять мир, но в принципиально другой манере, двигаясь не от событий к событиям, а от общего к событиям. В этом отношении типичными для него является рассуждение о прекрасном.
Сократ в зрелый период своей деятельности отвергает вопросы, которыми ранее занималась философия: о первоначалах, об их числе и природе, о возникновении и строении мироздания и т.д. Противоречия, в которых запутались философы, пытавшиеся ответить на эти и подобные вопросы, доказывают, по Сократу, будто решение их недоступно познанию.
Для выяснения и определения понятий Сократ пользовался методом, который получил название диалектического метода, или диалектики. Философская деятельность Сократа была чрезвычайно интенсивной и влиятельной. Это была не философского писателя, а учителя философии, излагавшие свои учения только устно (как упоминалось ранее, в форме беседы или спора), по особому, характерному для него методу. Именно этот метод имеют, прежде всего, в виду, когда говорят о диалектике Сократа.
Целью критической работы ума Сократ считал получение понятия, основанного на строгом определении предмета. Так, он пытался определить, что такое справедливость, добро, в чем состоит лучшее государственное устройство и т.д.
Со времен софистов и Сократа проблема человека становится одной из важнейших проблем философии. В отличие от представителей ранней греческой философии, преимущественно занимавшихся изучением природы, Сократ главную цель философии видит, как упоминалось ранее, в познании человека, его внутренней жизни. В центр своих размышлений Сократ поставил человека, смысл его бытия. Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в Пифагора, софистов и др.), была более отчетливо обобщена именно Сократом: он акцентировал своеобразие создания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, чем бытие воспринимаемого мира, и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения всей последующей философской и психологической мыслью. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.
В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению. Для Сократа не было ничего выше этического.
Таким образом, человек и его место в мире стали центральной проблемой в учениях о душе и этики Сократа.
Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключается в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. У Сократа познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания[11].
Главным вкладом Сократа в искусство ведения полемики было изменение им содержания дискуссии. Если до этого спорящие стороны не обращали особого внимания на суть выступлений соперников, сосредотачивая внимание на силе и убедительности собственной речи, то теперь в риторическом арсенале появились наводящие вопросы, сами по себе являющимися и аргументами, и контраргументами. Соперники стали прислушиваться к доводам противной стороны. Споры превратились из горячих перепалок в изящные и остроумные представления.
Необходимо заметить, что под диалектикой «понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии. В древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины»[12]. Это справедливо и для настоящего времени.
Между тем как Гераклит учил о борьбе противоположностей, как о движущей силе развития природы, сосредоточив свое внимание, главным образом, на объективной диалектике, Сократ, опираясь на эллейскую школу (Зенон) и софистов (Протагор), впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления.
Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить, что препятствует объединению противоречащих моментов, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справедливости или несправедливости открывало возможность определения понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще.
«Индукция» и «определение» в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга.
Вот как, например, в разговоре с Евтидемом, готовившимся к государственной деятельности и желавшим знать, что такое справедливость и несправедливость, Сократ применил свой «диалектический» метод мышления.
После этого Сократ переходит к вопросу о различии добровольного и недобровольного поступка, продолжая свою «индукцию» и добиваясь нового, еще более точного «определения» справедливости и несправедливости. В конечном итоге получается определение несправедливых поступков как тех, которые совершаются в отношении друзей с намерением им навредить»[13].
Эта ирония казалась идущей от какой-то загадочной, необъяснимой силы Сократа, ставящей его над людьми, как бы талантливы и умны они ни были. Разгадка этого внутреннего превосходства, этой силы, скрытой за добродушной ухмылкой, в том, что сам Сократ неуязвим. В его сбивающих с толку речах все время чувствуется некая уверенность и основательность человека, который хотя и не имеет готового ответа на свои вопросы, но знает нечто большее, а именно: во имя чего идет поиск и как именно его надо вести. Эта внутренняя основательность Сократа исходит также из его убеждения о возможности рационального осмысления и постижения жизни во всех своих проявлениях, во всех, даже темных и мистических, сторонах и тончайших движениях человеческой души и интеллекта. Сократ убежден, что во всей пестроте жизненных переживаний есть нечто объединяющее, некий общий смысл, который может быть выражен единой идеей, понятием.
1. Мегарская школа. Основана уроженцем Мегары, учеником и ревностным почитателем Сократа Евклидом. Мегарнская школа просуществовала до середины III в. до н. э. и имела, кроме Евклида, ряд последователей: Евбулида, Диодора и Стилпона. В основе учения магарской школы лежала мысль, будто предметом знания могут быть только «бестелесные виды» или общее, постигаемое посредством понятий. Общее совпадает с единым благом и неизменно по природе. Ни чувственный мир, ни удостоверяемые ощущениями возникновение, гибель, движение и изменение невозможны, и всякая попытка мыслить их ведет к противоположностям. Для обоснования этих положений мегарцы изобрели много доводов, в которых метафизически противопоставляли общее единичному и в результате пришли (Стилон) к софистическому отрицанию возможности относить общее понятие к единичным предметам.
Вывод, который делает мегарская школа, таков: показания органов чувств являются не истинными, правы Парменид и Зенон, бытие едино, множественности вещей не существует. Других положительных тезисов мегарики не выдвигали, поэтому их часто называли спорщиками или эристиками. Школа просуществовала не так долго, оказала большое влияние на возникновение в последующем школ скептического направления. Это отличало их от других школ, которые выдвигали свои положительные концепции.
2. Элидо-эретрийская школа. Эта школа была основана Федоном из Элиды; один из деятелей этой школы Менедем положил впоследствии начало эретрийской школе. Федон и Менедем были искусными спорщиками и учителями красноречия, однако школа их не прибавила оригинальных идей к учению мегарцев, с которыми ее представители разделяли взгляд на единство доблести и блага.
Платон стремился развить Сократовские представления. Согласно Платону, вещи не рассматриваются в их кажущемся столь привычным экспериментальном существовании. Для всякой вещи фиксируется смысл, идея, которая, как выясняется, для каждой вещи данного класса вещей одна и та же и обозначается одним именем. Соответственно можно вести речь о прекрасном вообще, благом вообще, зеленом вообще, доме вообще. Платон убежден, что без обращения к идеям никак не обойтись, так как это единственный путь преодоления многообразия, неисчерпаемости чувственно-эмпирического мира.
Кроме того, Платон был убежден в том, что идеи объективны и считал, что они могут существовать (на небе) и без сопричастности к вещам, порой пересекаясь в них, порой покидая их. За эти воззрения Платона критиковали. Действительно, не было найдено рациональных обоснований идей вне вещей.
Таким образом, рассмотрев данный вопрос, можно сделать вывод о том, что ученики Сократа стали разрабатывать те или иные положения его философии и пришли к созданию собственных философских школ, просуществовавших более или менее длительное время.
Сократ является первым из трех великих философов классического периода. Изучив историю его жизни и деятельность можно сделать выводы о том, что, главное направление в учении Сократа заключается в том, что в нем формируются социальные и индивидуально-психологические механизмы, позволяющие и требующие от личности самостоятельного, ориентированного на собственные интересы и представления, образа действий.
Сократ был человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Его мировоззрение было цельным, земным, жизненным, полным и глубоким выражением духовной жизни античного мира.
Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них же сформировался философский метод Сократа. Его целью было выяснить истину обнаружением противоречий в утверждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов обнаруживались слабые места оппонента. Цель же его философских учений заключалась в помощи людям.
Тенденция постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому (более надежному) знанию становится источником понятийной (субъективной) диалектики. Именно поэтому метод Сократа был воспринят и разработан последователем идеалистической философии Платоном.
Список используемой литературы
1. Асмус В.Ф. Античная философия (история философии). 2003;
2. Введение в философию / Авт. Колл.: Фролов И.Т. и др. 2002;
4. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая История Этики. 1996;
5. Канке В.А. философия. Исторический и систематический курс. 2005;
6. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. 2001;
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2001;
9. Спиркин А.Г. Философия. 2002;
10. Платон. Апология Сократа. 1990;
11. Платон. Алкивиад, 1990
душа человек диалектика этика сократ
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Жизнь и личность Сократа. Характеристика философской системы Сократа. Онтология Сократа. Этические и социальные взгляды Сократа. Развитие античной и мировой философии. Человек в философии Сократа. Гносеология Сократа. Отношение Сократа к религии.
реферат [33,9 K], добавлен 07.06.2015
реферат [41,5 K], добавлен 24.11.2010
реферат [39,2 K], добавлен 19.05.2011
Биография Сократа, ученики и современники. Философия в понимании Сократа. Философский метод Сократа. Этическое учение Сократа. Знаменитые платоновские диалоги или откуда мы знаем о Сократе. Корни учения Сократа и труды древнегреческих философов.
курсовая работа [39,9 K], добавлен 29.10.2008
Становление философских взглядов Сократа. Демон Сократа. Религиозные взгляды и понятие о загробной жизни. Добродетель и самопознание. Сократовская концепция знания и познания, бытия в его философии. Политико-правовые взгляды. Философский метод Сократа.
реферат [39,1 K], добавлен 01.04.2008
Детские и юношеские годы Сократа. Предмет философии, ее основные задачи и главная цель с точки зрения Сократа. Человек и его место в мире как центральная проблема этики философа, его политико-правовая позиция и ориентация. Публичная деятельность.
реферат [31,3 K], добавлен 01.03.2009
реферат [21,7 K], добавлен 01.02.2007