В чем заключается драматургия оперы
Драматургия оперы
Музыкальный драматург создает существование людей, их конкретную жизнь, включая физическую, идейную, моральную, духовную неповторимость. Композитор пишет на нотоносце [2] ноты — знаки, обозначающие звуки, которые, будучи исполнены певцами и оркестром, являют собою сочетание слова и музыки, предназначенное для театра. В дальнейшем театр будет искать этому сочетанию слова и звука соотношение с действием.
Собственно говоря, смыслу последних двух слов и посвящена наша книга, ибо это и есть «зачаток», начало зарождения оперного спектакля; от подхода и принципа сочинения этого сочетании и зависит будущий успех спектакля.
Если композитор слышит характер персонажа, его действия. то он и описывает их музыкой. Например, в опере Н. А. Римского-Корсакова «Царская грамота» есть лекарь-немец — Бомелий. Композитор изображает его жалким змеенышем, использующим в своих корыстных целях любую ситуацию, побуждения людей, их чувства, суеверия. Изображает семью звуками, расположенными так, что, слушая их, представляешь что-то ползучее, скользкое, на что никак нельзя положиться, чему никак нельзя довериться. Горем девушки, которая мучается от ревности, этот человек пользуется для своих мерзких помыслов: он обещает ей дать порошок, который погубит «разлучницу» но за это требует ее любви к себе. Так вот, если проследить по всей опере эту «тему Бомелия», эти семь нот, то мы услышим их в разном музыкальном обрамлении (ритм, темп, оркестровка, сила звука). Мы слышим, как, с каким достоинством входит он в терем важного боярина, как потом прислушивается, соображает, хитрит, обманывает, торжествует. Проклятый его порошок всыпают в кубок, который до дна должна выпить ничего не ведающая, невинная девушка. Мы слышим страшные семь нот, когда всыпается порошок, когда подносится жертве, когда выпивается зелье и когда действует оно на человека. И каждый раз эти семь нот звучат по-разному. Мы слышим их, они действуют на наши чувства и разум, мы следим за ними. Это один из многочисленных примеров музыкальной драматургии.
У композитора — музыкального драматурга есть множество способов влиять на воображение слушающего зрителя. То повтором музыкальных тем, то их столкновением, сопровождением или развитием, видоизменением.
В опере Р. Вагнера «Лоэнгрин» герой спектакля прибывает на землю, где царит несправедливость. Он владеет чудесной непобедимой силой и может утверждать добро, пока не будет вынужден назвать свое имя. Эта тайна у Вагнера имеет свою музыку. Но она звучит то грозно, предупреждающе, то жалобно, умоляюще, то горько, то возвышенно. Это называется лейтмотив. Он может характеризовать персонаж или явление, чувство или даже авторский взгляд на развитие событий. В «Кармен» Бизе есть «роковая» музыкальная тема. Она неотступно сопровождает взаимоотношения двух главных действующих лиц — Кармен Хозе. И все время изменяется. Не музыка, а характер ее звучания. То роковое предчувствие, то игривая шаловливость, то отчаяние, то нежная любовь. Эта музыка не относится к Кармен или Хозе, это драматургическое проявление автора, его взгляд на отношения этих двух людей — направление наших эмоций на развитие трагедии. Предупреждение, разъяснение, заострение внимания, адресованное автором непосредственно тем, кто сидит в зрительном зале.
Дальше я приведу и другие примеры музыкальной драматургии оперы, а теперь вернемся к задачам театра.
1.^ Кредо (лат.) — убеждения.
2.^ Нотоносец — то же, что нотный стан, — строка из пяти горизонтальных линий, служащая дли написания нот.
3.^ Практически часто либретто автором оперы изменяется. Иногда композитор предпочитает писать либретто сам.
4.^ Эта способность уникальна. Она способствует об особом даровании композитора — театральном, оперном.
5.^ Звукоряд — последовательность всех употребляемых в музыке звуков или звуков какой-либо мелодии, лада музыкальной системы, музыкального инструмента и т. п., расположенных в постепенном восходящем или нисходящем порядке.
Урок 02. В музыкальном театре. Опера
В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драм. замысла: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка и т. д.
ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют под сопровождение симфонического оркестра.
ОПЕРА возникла в Италии на рубеже 16-17 в.в.
Послушайте увертюру к опере «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки.
Исполняет симфонический оркестр Мариинского театра г. Санкт-Петербурга. Дирижёр Валерий Гергиев.
Оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.
Долгую жизнь имеют оперы, в основе которых выразительная музыка, наиболее полно раскрывающая характеры героев и интересное либретто.
Основной характеристикой главных героев оперы являются ария, песня, каватина, дуэт, трио и др., в которых чувства и переживания персонажей воплощены в запоминающихся мелодиях.
В зависимости от сюжета, времени создания оперы и возможностей театра в опере могут быть и танцы, и даже балетные сцены.
Домашнее задание:
1. Какие знаменитые театры оперы и балета в России вы знаете?
Выпишите в тетрадь их название и город, в котором они находятся.
Драматургия и краткий обзор оперы
Тема 5. М.И.Глинка. Опера «ИВАН СУСАНИН» («Жизнь за царя»)
2. Новаторство оперы «Иван Сусанин».
3. Кто такой Иван Сусанин?
4. Как создавалась опера?
6. Драматургия и краткий обзор оперы.
Оперы М.И.Глинки
Новаторство оперы «Иван Сусанин».
Опера «Иван Сусанин» Глинки была для зрителей того времени необычной и очень новаторской:
· музыка оперы имеет ярко выраженный русский национальный характер. Она опирается на русский музыкальный фольклор, а не подражает музыке зарубежных опер;
· оперы до Глинки практически представляли собой спектакли с разговорами и песенными вставками. В этой опере Глинка избежал разговорных эпизодов, вся опера поётся;
· впервые в опере проведена единая линия развития, основанная на конфликте двух сторон – русской и польской.
Всё это позволило назвать оперу «Иван Сусанин» первой полноценной русской национальной оперой.
Кто такой Иван Сусанин?
Сусанин совершил подвиг во время оккупации России польскими захватчиками. Действие оперы происходит с осени 1612 – до весны 1613 года. Поляков уже изгнали из Москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране.
Поздней зимой 1613 года царь всея Руси Михаил Романов и его мать Марфа жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Узнав об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова.
За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Фёдорович и его мать нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре.
Этот патриотический подвиг простого русского мужика вошёл в историю.
В 1815 году итальянский композитор К.Кавос, работавший в России, написал оперу «Иван Сусанин». А в 1822 году подвиг воспел поэт-декабрист К.Рылеев в стихотворении «Иван Сусанин».
М.И.Глинка придал этой простой и страшной истории более художественный вид, ввёл лирическую женскую линию (в лице дочери Антониды).
Как создавалась опера?
Работу над оперой Глинка начал в 1834 году. Сначала предполагалось, что автором либретто будет поэт Василий Андреевич Жуковский. Но он отказался в связи с сильной занятостью, и за либретто взялся барон Егор Фёдорович Розен, по рекомендации самого императора Николая I.
В 1836 году опера была закончена, премьеру приурочили к открытию Большого театра в Санкт-Петербурге.
Опера несколько раз меняла свое название: сначала Глинка назвал ее «Иван Сусанин», но на завершающем этапе работы он переименовал ее в «Смерть за царя». Он хотел посвятить ее императору Николаю I, и тот благосклонно принял посвящение, но предложил свой вариант названия: «Жизнь за царя».
Премьера оперы.
Опера произвела огромное впечатление на зрителей и премьера прошла с грандиозным успехом. Хотя часть аристократической публики презрительно называла музыку оперы «мужицкой», «кучерской».
Известен знаменитый экспромт А.С.Пушкина, родившийся после просмотра оперы:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не сможет в грязь!
Драматургия и краткий обзор оперы
Главная идея – патриотическая: самопожертвование во имя Руси и ее царя.
Жанр сам Глинка определил как «отечественную героико-трагическую оперу».
Драматургия основана на конфликте двух сторон – русской и польской.
Каждое действие и эпилог – это определённый этап в развитии конфликта.
1-е действие – русское; это показ (экспозиция) образа русского народа и главных героев.
2-е действие – польское; это показ (экспозиция) польского лагеря.
4-е действие – кульминация и развязка; сцена Сусанина с поляками в лесу, гибель главного героя.
Эпилог — общая кульминация оперы, хор «Славься».
В 1 действиипоказаны основные герои оперы – Антонида, Сусанин, Собинин, русский народ (крестьяне-ополченцы).
Дочь Сусанина Антонида ожидает своего жениха Собинина. Она готовится к свадьбе. Звучит каватина и рондо Антониды — музыкальный портрет героини, раскрывающий ее душевный мир, нежность и верность в любви.
Этот речитатив очень важен – это первый показ, экспозиция образа главного героя. Известно, что в плане оперы Глинка сделал запись о Сусанине – «характер важный». И его первые реплики действительно звучат «важно», то есть неторопливо, веско, с достоинством.
Здесь Глинка использовал подлинную народную песню, услышанную им от лужского извозчика.
Сусанин говорит дочери о том, что сейчас не время мечтать о свадьбе, о личном счастье, когда в стране беда. С первых нот Глинка показывает Сусанина как истинного патриота своей страны.
2 действие называют «польским» актом. Это характеристика образа поляков. Русская деревня здесь меняется на бальный зал в замке польского короля. Здесь пирует польская шляхта.
Всего во 2 действии проходят четыре танца: полонез, краковяк, вальс и мазурка, которые образуют большую танцевальную сюиту. Все они (кроме вальса) являются национальными польскими танцами.
При этом музыка, которая характеризует поляков, очень красива, изящна. То есть Глинка не превращает образ врага в карикатуру.
В 3 действии происходит завязка драмы, первое столкновение двух противоборствующих сторон. Все действие делится на две части. Они контрастны друг другу.
Вторая часть – драматическая, приход поляков и сцена Сусанина с поляками.
Поляки требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Решительно и с достоинством отвечает им крестьянин: «За Русь мы все стеной стоим, в Москву дороги нет чужим!» Когда шляхтичи начинают угрожать Сусанину, он отвечает: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь».
Но затем, потихоньку отправив приёмного сына Ваню предупредить ополченцев Минина, Сусанин делает вид, что соблазнился предложенными поляками деньгами и уходит вместе с ними.
4 действие состоит из 3-х картин. Короткое оркестровое вступление переносит в зимний лес, дремучий и непроходимый.
Своей кульминационной точки драма достигает в 3-ей картине. Измученные поляки бредут по заснеженному лесу. Звучит тема польской мазурки, но она искажена. Впереди идёт Сусанин. Они разводят огонь и ложатся отдыхать.
Это один из наиболее драматичных эпизодов оперы. Сусанин здесь проявляет себя как истинный патриот, мысленно прощается с жизнью, с семьей.
Ария скорбного характера, неторопливая, полная достоинства и мужества. Музыка очень строгая и сдержанная. Здесь Глинка соединил черты русского романса и песни.
Чтобы подчеркнуть главную патриотическую линию оперы, Глинка пишет ещё и Эпилог.
Звучит знаменитый торжественный и величавый хор «Славься», который сам Глинка назвал гимном-маршем.
1) Сколько у Глинки опер? В чём их значение для русской музыки?
2) Почему опера «Иван Сусанин» имеет второе название?
3) Какова логика драматургического развития в опере «Иван Сусанин»?
4) Какие особенности оперы «Иван Сусанин» позволяют называть её первой русской национальной оперой?
Пусть музыка звучит
вторник, 14 июля 2020 г.
В музыкальном театре. Опера.
Драматургия, драматический – эти слова употребляют при характеристике музыки, в которой передаются переживания человека. Основой драматургического развития действия любого музыкального спектакля – оперы, балета, мюзикла и др. – является конфликт.
Раскрыть жизненные ситуации героев, их взаимоотношения позволяет определённая последовательность сценического действия – экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.
Опера — это вид музыкально-театрального искусства, который основан на слиянии слова, музыки и сценического действия. Оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.
В опере велика роль оркестра. Он и аккомпанирует певцам и хору, и выступает как равноправный партнёр действующих лиц или как самостоятельное действующее лицо. Оркестровые эпизоды помогают понять слушателям основные линии развития действия.
Вспомните и запишите в тетрадь знакомые вам оперы. Какие литературные произведения стали основой либретто этих опер?
Каких оперных режиссёров, дирижёров, певцов вы знаете? Запишите их имена в свою тетрадь.
А теперь выполните УПРАЖНЕНИЕ
Спасибо за работу. До встречи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
ВНИМАНИЕ! ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ!
Каждый оставленный комментарий сначала проходит проверку у учителя и только после проверки появляется в блоге. Поэтому не волнуйтесь, если вы СРАЗУ НЕ УВИДЕЛИ свой комментарий.
ОН ПОЯВИТСЯ ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ.
Старайтесь ОБЯЗАТЕЛЬНО оставить комментарий после работы на сайте, так как учитель отмечает всех, кто выполнил задания.
Не забывайте указать автора сообщения. Спасибо!
Образы романсов и песен русских композиторов
Русский композитор Модест Петрович Мусоргский говорил: «Искусство есть средство беседы с людьми». Композитор беседует со слушател.
В чем заключается драматургия оперы
Уже более трёх лет студенты музыкальных специальностей Института Искусств и Культуры Томского государственного университета осваивают дисциплину «Оперная драматургия» по инновационной программе, предложенной доцентом Института Екатериной Анатольевной Приходовской (член Союза Композиторов России, автор 7 (семи) опер и множества камерно-вокальных произведений).
В помощь студентам издано учебное пособие по курсу (72 стр., 2,9 п.л.).
Разделы пособия посвящены этапам работы над выстраиванием целостной драматургии оперы.
В Главе I «Общие основы жанра оперы» освещаются особенности синтеза искусств в опере, рассматриваются комплексы средств выразительности, участвующие в этом синтезе: вербальный, музыкальный и вокально-технический. Исходя из тезиса о центральном значении в опере личности певца, очерчиваются три уровня структуры сольного вокального образа: целостный психологический вектор – эмоциональная окраска – фактуальная конкретика (теоретические тезисы взяты из кандидатской диссертации автора пособия).
Глава II «Смысловые ориентиры оперного произведения» раскрывает вопросы подхода к сюжету (первоисточнику) с позиций перевода его в новый – синтетический – оперный текст. Утверждается независимость замысла композитора от замысла автора первоисточника (композитор создаёт новый текст, и смыслы нового текста формируются именно композитором). Сюжет подлежит анализу с целью выявления в нём основных оппозиций, мифологем и архетипов (студенты знакомятся с исследованиями К.-Г. Юнга и В. Проппа). Автор (или коллектив авторов) будущей учебной оперы предлагает сюжет и определяет специфику своей трактовки сюжета и избираемых смысловых ориентиров (предпочтение отдаётся комическим и детским сюжетам, так как они требуют меньшей смысловой целостности и психологической правды, чем трагические / серьёзные сюжеты, являющиеся для первого композиторского опыта слишком сложной и ответственной задачей). Далее производится моделирование «плана» будущей оперы (какие оперные формы в ней будут задействованы, какой состав солистов (по тембрам), как сюжет разбивается на «номера», какие возможны повторы, музыкальные и сценические арки). В связи с этим изучаются закономерности исторически сложившегося оперного «канона». Также на данном этапе происходит кристаллизация целостного композиторского «ключа», авторской позиции в отношении всего комплекса смысловых и текстовых характеристик будущего произведения – формирование целостного образа будущей учебной оперы.
В Главе III «Элементы оперного целого» разбираются практические вопросы поэтапной работы над созданием оперы. Каждый из разделов главы представляет почти «пошаговое руководство». Например, в разделе «Работа композитора с вербальным первоисточником» содержатся рекомендации по организации фразировки, фонетического ряда, текстовых купюр и повторов, а также по выстраиванию целостной структуры либретто. Важнейшим по значимости представляется раздел «Музыкально-тематическая организация оперы»: опера – жанр прежде всего музыкальный, и подтекстовый пласт содержания, являющийся в опере центральным, реализуется именно музыкальными средствами выразительности. Производится выявление основных образно-интонационных сфер оперы, затем – формирование музыкального тематизма (не более 4–7 музыкальных тем), характеризующего – в зависимости от специфики смысловой организации целого – тех или иных персонажей, те или иные ситуации, чувства, предметы и т.д. В дальнейшем, при построении интонационной драматургии оперы, музыкальный тематизм послужит основой тематических арок, повторов, контрастов, и в целом – архитектоники оперного целого. Отдельным аспектам сочинения оперы посвящены разделы «Оперный ансамбль», «Оркестр в опере». Последний раздел учебного пособия «Вопросы сценического воплощения оперы» призван помочь студентам на финальном этапе подготовки учебной оперы к сценическому показу. Ни в коем случае не претендуя на роль «краткого курса оперной режиссуры» (что и невозможно, и не входит в цели курса «Оперная драматургия»), данный этап способствует пониманию оперы именно как синтетического, а не только вербально-интонационного единства, актуализирует многие факторы, например визуальные, не относящиеся непосредственно к созданию текста оперы, но составляющие необходимую и неотъемлемую часть целостного оперного замысла.
В качестве зачётного задания студенты – иногда сообща, иногда в индивидуальном порядке – пишут учебную оперу. Это позволяет им понять, как строится опера, изнутри, с точки зрения оперного композитора. Так – на практике – постигаются закономерности оперной драматургии.
Следует учесть, что факультета композиции в Институте нет. Авторами учебных опер становятся студенты таких специальностей, как «Хоровое дирижирование», «Вокальное искусство» и «Инструментальное исполнительство». Творчество – всеобщая способность и великая сила, не знающая формальных границ. Первую французскую комическую оперу «Деревенский колдун» написал Жан-Жак Руссо, а он точно не был композитором-профессионалом. Возможности человеческого творческого духа безграничны, если сам он не ставит себе границ.
Студенты изучают все этапы создания оперы – от либретто до постановки. Они сами выбирают первоисточник, сами – под руководством преподавателя – пишут либретто, сочиняют музыку, оркеструют оперу, сами – иногда с помощью художников-дизайнеров – делают макеты декораций и костюмов. Они же сами – и их товарищи по Институту – исполняют оперу на сцене для широкой публики. Нередко при этом авторы оказываются и исполнителями главных ролей. Студенты сами предлагают оригинальные решения возникающих проблем, сами постигают тайны музыкального творчества и сотрудничества с коллективом при постановке спектакля.
За три года были осуществлены уже три постановки учебных опер: «Мойдодыр» (коллектив авторов – студенты IV курса Института (2012)), «Двенадцать месяцев» (автор – студентка IV курса Института (2013) Валентина Валова) и «Сказка о глупом мышонке» (автор – студентка IV курса Института (2013) Лидия Хорошкова). Авторы учебных опер прошли не только творческую практику, но ещё и «боевое крещение» сценическими репетициями и публичным исполнением. Эти спектакли оказываются востребованными не только в учебном процессе, но и в концертной жизни города – особенно приветствуются они детской аудиторией. Некоторые из них были уже 3–4 раза представлены на разных концертных площадках.
Итак, главная задача преподавателя – направить самостоятельные поиски студентов к постижению законов оперной драматургии, к великой радости Творчества.