В чем заключается духовная основа воинской культуры
Аналитика культурологии
Электронное научное издание
ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РОССИЙСКОЙ АРМИИ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ
армия, дисциплина, традиция, защита Отечества, воинский долг, подвиг, самоотверженность, преемственность, ценности, патриотизм, верность воинскому долгу, мужество, культура
Аннотация:
В статье раскрывается генезис духовно-нравственных основ воинской дисциплины в Российской Армии, отражение их во взглядах и деятельности видных военных деятелей Российского государства, в ходе исторического развития.
Текст статьи:
Воинская дисциплина является разновидностью государственной и имеет свою специфику. Она отражает особенности воинского труда, характер и условия деятельности вооруженных сил. Суть воинской дисциплины четко изложена в Дисциплинарном уставе ВС РФ. В Уставе дисциплина определяется, как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников)»[16].
Это значит, что отправной точкой, как в понимании дисциплины, так и в ее обеспечении являются правила поведения военнослужащих. Дисциплина начинается с правил. Без них дисциплины не бывает. Их необходимость, нерушимость и обязательность выполнения должны быть осознаны каждым военнослужащим. Одновременно благодаря деятельности командиров, специфической обстановки воинского коллектива происходит приобретение практического опыта и формирование привычки к порядку, который этими правилами определяется. Дисциплина существует только там, где внедрены четкие правила действий и взаимоотношений, и где они надлежащим образом исполняются. Правила же фактически отсутствуют, если они четко не определены, если военнослужащие их не знают, неправильно толкуют или игнорируют, пользуясь бесконтрольностью и попустительством.
Анализ научных публикаций по исследуемой проблеме свидетельствует о том, что вопросам воинской дисциплины, ее содержанию и сущности, основным направлениям работы командира по ее укреплению всегда уделялось большое внимание. Вместе с тем, на наш взгляд, к проблеме исторического подхода к определению духовных основ воинской дисциплины в литературе уделяется не достаточно внимания. В условиях реформирования Вооруженных Сил РФ эта проблема является актуальной.
Как хорошо известно, духовные основы воинской дисциплины в армиях различных стран неодинаковы, они определяются социально-политическим строем государства, и имеют юридическое оформление. На Руси защита Отечества всегда считалась почетной обязанностью, что способствовало активному формированию у российских воинов высоких духовно-нравственных качеств и удерживало от недостойного поведения. Дух армии всегда являлся важнейшим показателем развития военной организации общества. Известно, например, высказывание Наполеона о том, что успех в военном деле на три четверти зависит от духовных элементов и только на одну четверть от материальных.
В России, в силу ее исторической специфики, национальных традиций, геополитического положения, когда русскому народу приходилось вести непрерывную борьбу за свою независимость, укреплению духа армии придавалось всегда большое значение.
А. Керсновский, написавший знаменитый труд по истории русской армии, подчеркивал: «Сущностью русской национальной военной доктрины является превосходство духа над материей» [1].
Как известно, духовность армии невозможно рассматривать не вытекающей из духовности соответствующего общества. Но при этом духовность Вооруженных Сил имеет свою особенность, которую весьма точно определяет известный русский философ И.А. Ильин.
Во-первых, армия — это «сосредоточенное воплощение государственной силы», государственной власти, как «элемент государственного бытия», как организованное множество людей, систематически «воспитывающих себя к победе и ради нее — к смерти и убиению во имя государственной цели» [1].
Во-вторых, «каждый воин, независимо от своего высшего или низшего ранга, должен носить в душе сознание государственной цели и ее волевое и эмоциональное «приятие». Поэтому служение в армии должно быть проникнуто «живым вдохновением государственности» [1].
В-третьих, родовая черта воина: он есть «гражданин, принявший на себя сосредоточенное бремя гражданского звания и бытия», связавший свое дело с вопросом «о личной жизни и смерти», что определяет то высокое достоинство, ту высокую ответственность и то чувство чести, без которых невозможна армия и с которым сопряжено воинское звание. Отсюда «воину необходимо духовное самоутверждение», т. е. он «должен верить в духовную правоту своей Родины, своего государства и своего жизненного дела» и черпать свой мотив и свою решимость в государственной цели и в воле к ней.
Специфика ратного труда, требующая высокой самоотдачи и самопожертвования во имя интересов отечества, определяет значимость духовного фактора для вооруженных сил, делает его важнейшим слагаемым военных побед. Идеи осознания каждым воином своего долга, личной ответственности за защиту Отечества, безусловной преданности своему народу на Руси имеет глубокие корни. Их можно встретить в летописях IX века.
Княжеские дружины отличались высокой организованностью, дисциплиной, мужеством и храбростью. Стоять насмерть за брата и отца, за Отечество – являлось неписанным правилом для них. Русский воин был готов к подвигу и самопожертвованию. «Прославим жизнь свою миру на диво, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили! Не пощадим жизни своей за землю русскую!»[2] – говорил князь Игорь, обращаясь к своей дружине, выступившей в поход против половцев.
Правда, в те времена они отличались весьма ограниченными чертами: не распространялось дальше личной преданности своему роду, дружине, князю. С момента принятия христианства на Руси эти идеи обогатились новым содержанием, – чувством преданности христианской вере, и получили общенациональное значение. В русской традиции издавна чтились воители, заступники земли Русской от внешних врагов: св. князья Владимир, Михаил Черниговский, Александр Невский и др. В их подвигах ценились и личная праведность, и национальное служение. В житиях святых — воителей за русскую землю — такая готовность положить свой живот «за други своя» была постоянной и едва ли не главной темой. Эта традиция в духовном русском культурном архетипе берет начало из энергетики характера русского человека, которая соответствует всем движениям мыслей, эмоций и воли. Мужество как национальная черта характера имеет национальную специфику, она лишена всякой эффективности, ибо желание пострадать отвечает, прежде всего, глубокому внутреннему настрою русского человека.
Начиная с XII века состояние мира для русского народа было скорее исключением, а война — жестокой закономерностью. Великороссы в период формирования своей государственности за 234 года (1228-1462 гг.) вынесли 160 войн. В XVII веке Россия воевала 48 лет, в XVIII — 56 лет. С XIV по XX век историки насчитывают 329 лет войны. В целом Россия воевала две трети своего исторического бытия. Расположенная на семи ветрах, Россия могла противопоставить своим противникам лишь активную оборону, то есть в ответ парированному удару должна была и сама делать выпад, продвигаясь, шаг за шагом во всех направлениях, не обеспечивая окончательно безопасности своих границ. Поэтому даже военные действия на чужих территориях носили чаще всего характер превентивных оборонительных действий.
Возможно, лучшее описание мужества, самоотверженности и в то же время спокойной уверенности русского человека на войне дано Л.Н. Толстым. Русские люди, если глубоко затронуты их патриотические чувства и если они чувствуют справедливый характер войны, готовы терпеть любые невзгоды и лишения. «Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине каждого — любовь к Родине»[4].
Поэтому вторжение иностранных армий в Россию, неизбежно приводило перерастанию войны в войну народную, ярко высвечивая все лучшие черты русского характера. Как это ни странно, именно в экстремальных условиях войны русский народ проявляет высокие образцы нравственности – доброту, готовность делиться последним, самоотверженность до самоотречения. И совсем не случайно русские солдаты-ветераны с такой теплотой вспоминают свою военную молодость. Войны как некий магический кристалл высвечивали не только социально-экономические пороки российского общества, но и лучшие душевно-духовные силы русской нации.
По мере освобождения и объединения русских земель в единое централизованное государство крепли ростки осознания воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, личной преданности своему народу. Эти идеи передавались от поколения к поколению устно, закреплялись в пословицах, былинах, песнях, военно-исторических преданиях. С появлением письменности они стали отражаться в летописях, государственных законах, наставлениях, инструкциях, трудах по военным вопросам и воинских уставах.
Сам термин «дисциплина» был введен в оборот в России Петром I в процессе создания регулярной армии. В марте 1714 года, в Указе «О сохранении дисциплины на кораблях и подсудности морских и сухопутных военнослужащих», впервые были определены духовные основы воинской дисциплины в армии и на флоте, а также ответственность должностных лиц за ее «сохранение». В Указе отмечалось, что служба не ради чести и славы императора, а в интересах государства Российского. Это положение стало фундаментом воинской дисциплины в армии и на флоте и основой всей системы воспитания солдат и матросов, ответственного выполнения воинского долга. Петр I в своем обращении к войскам перед Полтавской битвой говорил: «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество… А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего»[5]. Великий реформатор и преобразователь ставил верность Отечеству выше всех иных ценностей, даже выше преданности самому себе. Солдаты и офицеры при развернутом знамени давали торжественное обещание служить добросовестно и «во всем так поступать, как честному, верному, послушному, храброму… солдату надлежит» [6].
Уставы обязывали офицеров быть требовательными, строго наказывать нарушителей установленных порядков, воинской дисциплины. Система наказаний носила жестокий характер, часто практиковалась смертная казнь и телесные наказания. Например, солдаты подвергались наказанию шпицрутенами, батогами. За проступки молодым солдатам уставы требовали определять меньше наказание, чем старослужащим, объясняя это тем, что они еще плохо знают службу. Воинские уставы обязывали начальников наряду с высокой требовательностью к подчиненным проявлять и заботу о них.
Укреплению нравственных основ воинской дисциплины способствовала и введенная рекрутская система комплектования русской армии. Она была прогрессивной для того времени. По сравнению с системой найма в армиях западноевропейских стран она обладала рядом преимуществ, так как обеспечивала русской армии и флоту национально-однородный состав солдат и матросов, позволяла целенаправленно обучать и воспитывать их.
Важнейшей составляющей военно-правовых документов, разработанных в царствование Петра I, является нравственность. Пример нравственного поведения должны подавать офицеры. Офицер воспитывался в представлении о благородстве и почетности своей роли в жизни страны, защитника Отечества. Именно в сознании этой своей миссии зиждилось представление офицера о его положении в обществе: «Офицерское сословие есть благороднейшее в свете, так как его члены не должны стремиться ни к выгоде, ни к приобретению богатства или других земных благ, но должны оставаться, верны своему высокому, святому призванию, руководясь во всем требованиям истинной чести и сосредотачивая все мысли и чувства на самоотверженной преданности своим высшим военноначальникам и Отечеству» [7].
Высокие требования предъявлялись к воинской дисциплине русских офицеров. Офицер всюду должен помнить, что он носит мундир русской армии. Однополчане строго взыскивали с него за поступки, не совместимые с достоинством командира. Он не имеет право принимать участие в ссоре на улице, появляться на людях в нетрезвом виде, неряшливо или не по форме одетым. Непочтительное отношение к женщине влекло за собой самое резкое осуждение. Жить не по средствам и по тому вязнуть в долгах, кляузничать, распускать о ком-нибудь сплетни значило утратить уважение настоящей офицерской семьи. В полку, кроме суда чести, существовало грозное наказание провинившемуся подобным образом офицеру: товарищи переставали подавать ему руку. И если дело доходило до этого, то он должен был либо переводиться в другой полк, либо, в мирное время подавать в отставку.
Вместе с тем основы воинской дисциплины в петровской армии были обусловлены классовой природой дворянско–купеческой монархии, вся система воспитания была направлена на то, чтобы изолировать армию и флот от народа, сделать ее замкнутой организацией, послушной господствующему классу.
После смерти Петра I в армии стали насаждать прусскую систему муштры и плац-парадов, слепое повиновение, механическую исполнительность, бездушное отношение к солдату. Из системы воспитания изгонялись элементы сознательности, инициативы, доверия к солдату. Среди средств насаждения дисциплины господствовали рукоприкладство, палки, шпицрутены. Утрачивался взгляд на офицера как на воспитателя подчиненных. Возрастали привилегии дворянства в армии.
В 1755 году вышли новые уставы: пехотный – «Описание пехотного полкового строев» и кавалерийский – «Экзерциция и учреждение строев и всяких церемониалов регулярной кавалерии». Новые уставы игнорировали прогрессивные традиции, созданные при Петре 1. При подготовке солдат не обучали штыковому бою, одиночная подготовка не была отделена от подготовки подразделения, в пехотном уставе не была определена организация полевой и гарнизонной служб.
Пехотный устав вводил большое количество различных видов построений, регламентировавшихся массой мелких правил, усиливавших муштру, педантизм, парадность, щегольство. При обучении ружейным приемам требовали для большего эффекта и одновременности действий «прихлопывать по суме», «по ружью крепко бить», «ногой крепко приступить». За малейшую ошибку солдат били палками, батогами. Все это делало их забитыми, запуганными, безынициативными.
Однако прогрессивная часть офицеров и генералов не могли мириться с этим. Великие русские полководцы и флотоводцы П.А.Румянцев, А.В. Суворов, М.И.Кутузов, Ф.Ф.Ушаков и другие, боролись с рутиной, косностью, пруссачеством в армии и на флоте, считали что послушание и дисциплина, «будучи душой службы воинской», зиждется не на наказании, а на сознательном отношении к делу зашиты Отечества. Усилиями лучших представителей офицерского корпуса в России была создана собственная, богатая традициями национальная школа воинского воспитания, характерными ее особенности патриотизм, гуманность, высокое чувство долга, сознательное отношение к ратному труду и другие нравственные качества, без которых не мыслился настоящий, самоотверженный защитник Отечества.
Рассматривая воинов как защитников Отечества, прогрессивные военные деятели большое внимание уделяли военно-нравственному воспитанию. Оно включало привитие воинам патриотизма, чувства воинского долга и воинской чести, дисциплинированности, трудолюбия, бережного отношения к оружию, товарищества и взаимовыручки, любви к своему полку, гордости его боевым заслугам, уважительного отношения к мирному населению. Исключительное внимание уделялось вопросам воспитания дисциплинированности, укрепления порядка и организованности. Воинская дисциплина, послушание, исполнительность, взаимное уважение между начальниками и подчиненными, господствующий в войсках порядок назывались душою службы. Суворов говорил, что дисциплина – мать победы, а субординация и послушание – мать дисциплины.
Военные теоретик и практик генерал М.И. Драгомиров связывал дисциплину с нравственной зрелостью военнослужащего: «Дисциплина заключается в том, чтобы вызвать на свет Божий все великое и святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека»[8]. При этом он подчеркивал, что духовный потенциал военнослужащего может раскрыться в условиях строгого соблюдения дисциплины и через дисциплину.
В традициях русской армии личная дисциплинированность состоит не в слепом следовании уставу, а всегда требует от солдата разумной инициативы. Так, например, А.В.Суворов требовал от подчиненных самой широкой инициативы, направленной на достижение победы над врагом. Он допускал «возражение низшего высшему, но с тем, чтобы оно делалось пристойно, наедине, а не в многолюдье, иначе будет буйством; излишние рассуждения свойственны только школьникам и способностей вовсе не доказывают – способность видна лишь из действий»[9]. А.В.Суворов развивал в солдатах чувство военной национальной гордости. Солдатам прививалось гуманное отношение к гражданскому населению. Так, П.А.Румянцев в приказах по войскам неизменно требовал не чинить «никакого насилия и озлобления» мирному населению, обходится с ним «со всяким снисхождением, а не жестокостью, не допускать грабежей и т.д. Румянцев гордился тем, что руководимые им войска именно так и относились к мирному населению, приобретая тем самым «его любовь и доверенность» [10].
Лучшие военные теоретики осуждали физические наказания солдат. Так, например, сторонник железной дисциплины генерал М.Д.Скобелев вел решительную борьбу с рукоприкладством, унижением личного достоинства солдата. Он писал: «Дисциплина должна быть железною. В этом нет никакого сомнения, но достигается это нравственным авторитетом начальника, а не бойней»[11]. Примечательно, что в русской армии, одной из первых в Европе, в ходе военных реформ второй половины ХIХ века, отменены телесные наказания. «…Влияние офицера должно быть освоено не на одном мундире, но на нравственном превосходстве» – говорилось в книге, рекомендованной офицерам в 30-х гг. XIX в. [12].
В 1863 году наряду с другими уставами впервые отдельным документом появляется «Положение о дисциплинарных взысканиях», которое приказом по военному ведомству от 1869 года «в связи с накопленным опытом их применения» было пересмотрено и вышло самостоятельным Дисциплинарным уставом. Несмотря на ряд прогрессивных идей, в целом данный устав был разработан как инструмент «педагогики принуждения». Двадцатилетний опыт применения этого устава потребовал разъяснения ряда его положений, которые были осуществлены в 1889 году.
В разъяснениях к Дисциплинарному уставу подчеркивалось, что главным основанием воинской дисциплины является знание ее требований и сознательное разумное неукоснительное их исполнение, прежде всего начальниками, а потом уже подчиненными. Отмечалось, что дисциплина, основанная на строгости закона, сознательном и добросовестном исполнении своего долга, может существовать только в той армии, в которой военнослужащие достигли необходимой степени нравственного и умственного развития. Поэтому главнейшая задача воспитания войск заключается в нравственном и умственном развитии каждого военнослужащего.
Создание армии на принципиально новых экономических, социально-политических и духовных основах после октября 1917 года потребовали новых подходов к определению основ воинской дисциплины. Большой вклад в теоретическую разработку данной проблемы внесли В.И.Ленин, М.В.Фрунзе, С.С.Каменев, М.Н.Тухачевский и другие.
Укреплению воинской дисциплины во многом способствовал Дисциплинарный устав РККА, принятый в январе 1919 года. В нем указывалось, что в социалистической армии, в армии трудящихся, не должно быть «места нерадивым, порочным, тунеядцам»[13]. Дисциплина в Красной Армии держится не на страхе наказания и желания наград, а на сознательности, на доверии подчиненных к начальнику и начальника к подчиненным. Важнейшее условие поддержания сознательной дисциплины в войсках – установление правильных взаимоотношений между начальниками и подчиненными. Уставы обязывали начальников так поставить себя на службе, чтобы завоевать у подчиненных доверие и уважение, четко проводить различие между служебными и внеслужебными отношениями.
Дисциплинарный устав определял методику применения поощрений и наказаний. Устав обязывал привлекать к дисциплинарной ответственности тех военнослужащих, которые совершили проступки без злого умысла и не причинили серьезного ущерба. Дисциплинарный устав включал главу «О товарищеских ротных судах». Товарищеские суды сыграли большую роль в воспитании у красноармейцев дисциплинированности. Решения товарищеских судов выражали общественное мнение воинского коллектива, обладали высокой степенью авторитета и воспитательного воздействия на военнослужащих.
М.В.Фрунзе указывал на прямую зависимость внутреннего строя, организации и дисциплины армии от политического и экономического строя государства, от характера новых взаимоотношений между классами социалистического общества [14]. Раскрывая сущность и значение советской воинской дисциплины, он отмечал, что сила армии в дисциплине, которая базируется не на страхе наказания и голом принуждении, а на добросовестном сознательном исполнении каждым своего служебного долга[15].
Политическая сознательность воинов, их идейная убежденность служили основой, фундаментом высокого морального духа войск, мужества, отваги и героизма. Ни внезапность нападения фашистского агрессора, ни его превосходство в живой силе и технике, ни быстрое продвижение в начальный период Великой Отечественной войны не сломили духа нашего народа. Нравственная стойкость советских воинов позволила свести на нет материальное превосходство врага, создала условия, необходимые для отмобилизования войск, для перестройки на военный лад всего народного хозяйства и достижения в последующем победы над врагом.
В ныне действующих уставах, подчеркивается сознательный характер воинской дисциплины. В том случае, если привычки дисциплинированного поведения у воина не закрепились, а сознания недостаточно, командир управляет своим подчиненным через систему запретов, сдерживание, предостережений, в первую очередь все же стремясь побудить его к правильным поступкам.
В современных условиях, когда осуществляется реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации, протекающее в сложных экономических и политических условиях, роль сознательной воинской дисциплины неизмеримо возрастает. Это определяется как новой духовной ситуацией в обществе, сложившейся в силу произошедших радикальных изменений в общественно-политической жизни страны, так и зависимостью реализации планов военных реформ от сознательного, активного участия военнослужащих в их осуществлении.
Таким образом, основы воинской дисциплины в ходе исторического развития нашего государства претерпевали изменения, однако неизменным оставалась идея осознания каждым воином своего священного долга, личной ответственности за защиту Отечества, безусловной преданности своему народу. Духовные основы воинской дисциплины составляют те глубинные образования, которые неразрывно связаны с национальной культурой народа и способствуют оптимальному функционированию Вооруженных Сил.
Православие – духовная основа воинской культуры России
Восхождение к вершинам той великой культуры наследниками, которой мы с Вами являемся, началось для России и русского народа с благой евангельской вести. Именно в Православном учении о воскресении, спасении и бессмертии души заключена природа государственности и культуры России, её духовной и военной мощи. Тысячелетняя Россия, её государственная и военная организации, её великая культура стоят на духовном фундаменте православия.
Тему о духовной основе воинской культуры России можно было бы исчерпать одной фразой: «православие – духовная основа всей, в том числе и воинской, культуры России». Это будет правильно, но недостаточно. И не потому, что многие мои оппоненты считают подобные взгляды вздорными.
Это необходимо и потому, что многие порядочные, честные люди, в т.ч. и в педагогической среде, не готовы воспринимать или хотя бы попытаться понять подобные утверждения в силу разрыва связи времен и длительного изучения фальсифицированной истории и, как следствие, отсутствия необходимых знаний. Мы долго жили в атмосфере большой лжи, а поэтому приходиться говорить об очевидных истинах и хотя бы минимально аргументировать их.
Любая культура, в т.ч. и воинская, существует на основе духовных и материальных ценностей. Материальные основы воинской культуры России имеют огромное значение и заслуживают отдельного серьезного разговора. Сегодня важно сосредоточиться на её духовных основах, обратится к истокам духовной мощи и непобедимости русского воинства. Это необходимо для того, чтобы:
1. Противостоять духовной агрессии, осуществляемой сегодня против духовной устоев и традиций русского народа, других народов России, против традиции служения Отечеству, в т.ч. и воинского.
2. Восстановить связь времен и возродить духовные основы военной культуры России и, прежде всего, духовно-нравственного воспитания её воинов.
3. Противостоять острейшему духовно-нравственному кризису, в котором оказались сегодня народы, общество и Вооруженные силы России.
4. Своевременно и адекватно реагировать на изменение характера современной войны, сил, средств и способов ее ведения, в т.ч. в духовно-нравственной и информационно-психологической сферах и д.т.
Воинская культура России имеет те же самые духовно-нравственные основы, что и вся культура России — это православие, самобытная культура русского народа, а также национально-культурные основы и особенности многих других народов России. При этом необходимо подчеркнуть, что именно православие и Русская Православная Церковь сыграли определяющую роль в становлении, развитии и сохранении российской государственности и военной организации России. За этим утверждением стоит историческая правда, огромный исторический и уникальный опыт, которым обладают немногие народы и страны.
Православная вера, объединение вокруг идеалов православия, сохранение и защита единого православного Отечества, стремление к внутреннему духовному самосовершенствованию – вот столпы, на которых возрастали Святая Русь, Россия и ее воинство. Триединая история распространения православия, развития Церкви, становления Армии и Государства, это и есть собственно история становления России как Великой Державы.
Более чем тысячелетнее благотворное воздействие православия взрастило в нашем народе и его защитниках высокую мораль беззаветного служения и подвижничества во имя Веры и Отечества, не истребленную и поныне идею государственно-патриотического и воинского долга перед Россией. Даже в годы государственного атеизма и богоборчества наши соотечественники, часто неосознанно, поступали в соответствии с православной моралью, которая считает воинское служение, защиту Отечества «святым делом». Важно заметить, что это мнение разделяют большинство мусульман и представителей других религий и народов России, веками плечом к плечу вместе с русским народом и православными воинами строивших и защищавших наше общее Отечество.
Мало кто оспаривает, что российское воинство на протяжении всей своей истории было сильно одухотворенностью, моральной стойкостью, любовью к Отечеству, верностью Воинскому Долгу, Доблестью, Честью и Мужеством, но не все понимают, что истоки этих прекрасных и высоких морально-боевых качеств воинов России восходят к православию. Как замечательно сформулировал Иван Александрович Ильин: «…Православное учение о бессмертии личной души, о повиновении высшим властям за совесть, о христианском терпении и об отдаче жизни «за други своя» – дало русской армии все источники ее рыцарственного, лично-бесстрашного, беззаветно послушного и все преодолевающего духа, развернутого в ее исторических войнах…».
Если проанализировать лучшие морально-боевые качества наших воинов (а в России при необходимости воином становился каждый), признаваемые всеми и составляющие их преимущество, то истоки этих качеств мы неизменно обнаружим в высоком духовном смысле воинского служения и в высшей духовной мотивации воинской службы русских солдат, матросов, офицеров и генералов России. И обязательно убедимся, что главнейшими истоками их духовных сил всегда были православная вера и любовь к Отечеству, освящаемая этой Верой. И это самое главное!
Наша Церковь изначально рассматривала Русь, Россию как Божий дом, находящийся под особым покровом Богородицы и учила, что защищать Россию означает защищать православие, дом и дело Богородицы и самого Бога. Так в русских воинах и во всех народах русских земель воспитывалось чувство долга и личной ответственности за защиту Отечества, которое одновременно являлось и чувством долга и ответственности перед Богом. В этом заключена огромная духоподъёмная сила православия.
Исповедуя учение Иисуса Христа о спасении, православный воин знает, что защита Отечества — это богоугодное дело, и если придется погибнуть, то это будет во имя святого Божьего дела. Когда наши воины шли в бой их мало смущало превосходство противника, ибо со времен Александра Невского они руководствовались девизом: «Не в силе Бог, а в правде!».
Воспитанный на православной идее неизбежности победы сил Добра над силами вселенского зла, русский солдат уверен в окончательной победе над любым врагом. Готовность к самопожертвованию во имя Отечества у него в крови, т.к. идеи защиты православия и защиты России связаны в его сознании воедино, и он всегда готов встать на защиту Отечества, ибо считает его оплотом православия, которое надлежит защищать не жалея собственной жизни.
Не случайно Церковь дала русскому воинству название «христолюбивое». Это название указывает на то, что воины России впитали в себя православную веру и православные нормы поведения. Это, с одной стороны, вера в Бога, уверенность в его помощи, покорность и доверие ему своей личной судьбы, а с другой, это православный оптимизм, христианское великодушие, милосердное и доброжелательное отношение даже к обидчику, побежденному и плененному врагу. Надо сказать, что были и со стороны наших воинов не единичные случаи мародерства, надругательств, но это не носило массового характера и всегда осуждалось не только законами государства, но и духовными законами общества.
Более шестисот тридцати лет назад Русь, казалось, практически погибала от духовного и физического порабощения. Но за неё молился преподобный Сергий Радонежский. Усилиями Святителя Алексия I был воспитан в православной вере и вырос патриотом Земли Русской молодой московский князь Дмитрий Иоаннович. Православный стержень духовности и самосознания русского народа не был сломлен и он исподволь собирал свои моральные и духовные силы, а князь Дмитрий готовил и собирал воинов, дружины и полки.
Летом 1380 года огромная орда Мамая выступила «последним походом» на Москву. В нее входила разноплеменная конница, лучшая в Европе наемная генуэзская пехота, отряды польской шляхты, крымских татар и др. Попутно следует заметить, что поволжских татар (казанцев) в войске Мамая практически не было, а вот союзниками русских полков были волжские и сибирские татары, особенно много их было в русской коннице. Это замечание для тех, кто стесняется говорить о победе на поле Куликовом, под предлогом, что это может оскорбить наших соотечественников татар. Эти опасения антиисторичны.
Битва была ожесточенной. Орда Мамая была разгромлена, а предварялось это величайшим подъемом духовных и патриотических чувств русских людей всех слоев и, невиданным ранее, воодушевлением русского воинства. Войско князя Дмитрия шло на битву за Землю Русскую, за Русь Святую, за Веру православную, с верой в Божью помощью и потому победило многочисленное и хорошо подготовленное войско Мамая. Это была, прежде всего, духовная, моральная победа, подорвавшая могущество Золотой Орды.
Русское войско вернулось в Москву с величайшей славой. Как неоднократно было подчеркнуто историками, выступали на битву с Мамаем отдельные полки и отряды разных русских земель и княжеств, а вернулись они с поля Куликова единым русским войском. Это известные факты, истинность которых доказана многими историческими свидетельствами, но сегодня на них часто покушаются и видимо есть смысл их напомнить.
Битва на Куликовом поле 9 августа 1380 г. убедительно свидетельствует, что в основании наиболее выдающихся и имеющих особое историческое значение побед русского воинства лежат православие и воспитанная им любовь к Отечеству – Патриотизм с большой буквы. В сознании народов России эти понятия слиты воедино, и в этом неодолимая духовная мощь воинов России.
Велико значение победы на Поле Куликовом, но её нельзя представить без предшествующих побед Александра Невского, ибо истоки этих побед берут свое начало из одного родника — православия. Сформулированный св. блгв. кн. Александром Невским в 1240 г., уже упомянутый девиз: «Не в силе Бог, а в правде!» стал ведущей моральной установкой для воинов России на многие века. А через два года, в 1242 г., перед сражением на Чудском озере, великий князь Александр сказал: «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет».
Всматриваясь в историю России, в деяния ее устроителей и защитников, мы видим не только духовную и нравственную силу православия, но и его огромное объединяющее и организующее значение для становления российской государственности, формирования и воспитания важнейших государственных институтов и в первую очередь вооруженных сил.
Именно православие и Церковь сформулировали высший смысл ратного служения и воинского подвига: «За Русь Святую! За Веру православную!», которая с веками превратилась в чеканную триединую формулировку: «За Веру, Царя и Отечество!». Когда была разрушено это триединство, порушена православная вера, отвержен православный Государь-Император, то и Отечество не устояло — Россия пала. Жертвы, понесенные нашим народом в гражданской войне с обеих сторон были, за очень малым исключением, по большей степени напрасными и богопротивными, но это тема отдельного разговора.
В Смутное время грамоты патриарха Московского и Всея Руси Ермогена (1530-1612), поднимали русский народ на борьбу с иноземцами и предателями. Как и во времена Куликовского сражения, православие и Церковь вновь выступили силой мобилизующей народное сопротивление. Победа русского ополчения под водительством князя Пожарского и гражданина Минина над многочисленным и сильным врагом предварялась и сопровождалась мощным духовным подъемом народа и воинства. Как заметил русский историк В. Ключевский: «Когда государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части, когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные, которые пошли на выручку гибнущей земли».
Исключительным примером опоры на духовную мощи российского воинства является А. В. Суворов и его «Наука побеждать». Все приказы и наставления Суворова проникнуты глубокой Верой: « Чудо, богатыри! Бог нас водит: — Он нам Генерал!»; «Помилуй Бог! Мы русские, — Богу помолимся: Он нам и помощник»; «Мы русские, с нами Бог!»; «Дух укрепляй в вере отеческой православной; безверное войско учить, что железо перегорелое точить». Молитвами готовил он свои войска к сражениям, во всех блистательно побеждал и всегда при этом утверждал, что всякая его победа есть дар от Бога.
Ярчайший образец победы духа над физическими возможностями человека Альпийский поход Суворова. Ни одна армия, ни один полководец не совершили ничего подобного. Генерал Массена, который пытался запереть Суворова в Альпах, уже став одним из лучших маршалов Наполеона, говорил, что «отдал бы все свои походы за один Швейцарский поход Суворова». Сам генералиссимус считал, что только несокрушимая вера в Божий промысел, помогла ему и войску совершить невозможное для обычного человека. «Один десятерых своею силою не одолеешь, помощь Божия нужна!…», неоднократно говорил он.
Источник суворовского гения в уповании на Бога, в несокрушимости его православной веры, его духовных сил и принципов.
Убедителен и пример праведного воина Федора Ушакова, адмирала флота Российского, не проигравшего ни одного из 43-х, проведенных им морских сражений, в большинстве которых противник численно его превосходил. Корабли Ушакова носили имена христианских святых, на них был установлен монастырских порядок, а, напутствуя экипажи перед боем, он говорил: «Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы, и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!». Ни один корабль под его командованием не был потерян, ни один моряк не попал в плен.
Православная идея была главной в обращении императора Александра I к русскому народу в 1812 г.: «Да встретит враг в каждом военном Пожарского, в каждом гражданине Минина, в каждом духовном Палицына», — призвал народ Государь. Простое и ясное обращение к главному идеалу русского народа, Богу и Правде дало небывалый всплеск патриотизма. Шестисоттысячная армия захватчиков была измотана, истощена всенародным сопротивлением, разгромлена и с позором изгнана из пределов России, сам Наполеон чудом избежал плена.
Патриотизм в самой сути православия, которое призывает любить земное Отечество и считает это исполнением заповеди Христа «возлюби ближнего, как самого себя». Православная Церковь трактует патриотизм как духовное свойство и проявление божественной природы в человеке и обществе. «Служа Отечеству, мы этим самым служим Богу…», — проповедовал святитель Феофан Затворник.
Не случайно в годы Великой Отечественной войны были востребованы образы великих русских святых и полководцев А.Невского, Д.Донского, А.Суворова, М.Кутузова, Ф.Ушакова и др. И не случайно после многих лет гонений были возвращены из лагерей священнослужители, открыты Храмы и восстановлена деятельность Русской Православной Церкви. Только обращение к великому прошлому, к образу Святой Руси и ее святым смогло в нашей официально атеистической стране всколыхнуть, поднять и объединить все слои общества на всенародную борьбу с врагом. Советский Союз выстоял, несмотря на полное превосходство гитлеровских полчищ в начальный период войны, прежде всего, потому, что народ сохранил внутреннею готовность защищать Отечество. Перед лицом смертельной угрозы объединились люди разных взглядов и убеждений, у них была одна Россия и они ее защищали вместе.
Как ни больно об этом говорить, но сегодня над многими духовными ценностями, которые на протяжении веков были основополагающими в жизни народов России, нависла реальная угроза их утраты. Коснулось это и отношения к идее ратного служения Отечеству, к воинской службе и Вооруженным силам, которое становится всё более негативным. Мы стоим перед перспективой полного уничтожения духовной основы воинского служения Отечеству.
На протяжении многих веков духовная суть ратного дела в России подчеркивалась тем, что её армия, по сути своей, являлась лучшей жертвенной частью народа. Отношение к воинской службе, как священному долгу, уважение и любовь к армии и флоту, к ратным защитникам Отечества были частью образа мышления русского народа, других коренных народов России.
Через службу в армии и на флоте они осознавали себя гражданами и защитниками России, вырабатывали в себе чувство воинского долга и понимание личной ответственности за её судьбу Отечества, сопричастности и полного слияния с её прошлым, настоящим и будущим. Так происходило из века в век. Если это исчезнет, армия престанет быть Армией с большой буквы, частицей своего народа, оплотом российской государственности, а превратиться в организацию вооруженных людей, объединяемых далеко не духовными целями. Думаю, что именно это может стать необратимой трагедией для России, трагедией, последствия которой не смогут ликвидировать никакие успехи в экономике, науке, культуре и образовании.
Сегодня модно говорить о поиске общероссийской национальной идеи. Те, кто ее ищут, забывают, что в России она давно существует, как минимум тысячу лет. Русский философ Вл. Соловьев утверждал, что нашей национальной идеей является святость – устремление к внутреннему духовному совершенству.
Православное христианство в России одновременно и суть, и путь обретения каждым верующим человеком и всем народом такого внутреннего духовного совершенства. Поэтому мы и смеем утверждать, что, несмотря на все гонения, духовно-нравственные идеалы православия, вот уже более тысячи лет есть истинная общенациональная идея России.
История доказала, что в России нет будущего у мировоззрения, лишенного духовности, нравственности и совести. С этим столкнулись т.н. «реформаторы России» в 90-х гг. прошлого столетия. Они, как и первые российские социал-демократы, находились вне общенародных и, конечно, вне православных нравственных ценностей. Судьба человека, человеческая цена реформ их не интересовала и не беспокоила. Для них понятия «совесть, стыд, грех, духовность, честность, нравственность, справедливость и т.п.» – не более чем абстракции и химеры, не заслуживающие их «высокообразованного» внимания.
Сегодня, как результат их «реформаторской», а, по сути, сознательно разрушительной, деятельности в умах, делах, и, что намного страшнее, в душах и чувствах многих наших соотечественников господствует разруха. Отсутствие духовного начала разрушает не только самого современного человека, но и все вокруг него. Отсутствие совести, постоянная ложь, лицемерие, притворство, прекраснодушное лукавство одних «реформаторов», наглость, хамство, обман, мошенничество, стяжательство, несправедливость других, возведенные под видом либерально-демократических идей в ранг общественных, государственных и даже «общечеловеческих» ценностей – вот первопричина всех нестроений, происходящих сегодня в России, в т.ч. и в Вооружённых силах.
Сегодня Русская Православная Церковь вместе с другими традиционными религиям и конфессиями, выступают как коллективные хранители духовной и культурной памяти народов России, их веры, духовности и исторических традиций. Это позволяет утверждать, что в современной России православные идеалы – Любви, Совести, Правды, Справедливости, Добра, Долга, Чести, трудового и воинского служения Отечеству — могут сплотить Россию, стать основой ее внешней и внутренней политики, основой возрождения Великой Российской Державы, ее Армии и Флота.
Это не утопия! Высоконравственную государственную политику поймет и подержит большинство нашего народа. Духовно-нравственная политика государства воодушевит воинов Армии и Флота на самоотверженное и бескорыстное служение Отечеству. Именно ясной, чистой и нравственной политики ждут от России многие народы самых разных стран и континентов. Именно такая, нравственная, государственная политика России будет правильно понята и уважаема друзьями, равно как и недругами.
Всё это реально достижимо на пути к православию. Его духовно-нравственные идеи, несмотря на десятилетия безбожия и гонений, и ныне воспринимаются большинством русских людей на генетическом уровне. Воспитанные православием высокие нравственные качества и сегодня ещё живут в сердцах народов России, в т.ч. и другого вероисповедания. История вновь распорядилась так, что в наши дни, как и века назад, только православие противостоит духовному кризису России и её Вооруженных сил во всей полноте. Наша Церковь и сегодня возвышает воинское служение, защиту Отечества до служения Богу. Решением Святейшего Синода в литургию включена молитва российском воинстве. Ни о каком другом институте государства Церковь персонально не молится. православная вера и сегодня является надежным духовно- нравственным фундаментом всего бытия России, она сохранила для этого историю, традиции, внутреннюю нравственную чистоту, силу и правду.
Имеется в виду не психологическое превосходство, достигнутое в ходе тренировок на основе специальных методик (такая подготовка тоже нужна), а полное психологическое превосходство духовно-нравственного характера, на основе глубокого осознания правоты своего воинского служения Отечеству, на основе понимания, что твое дело освящено Божьим Промыслом.
Сокровищница воинской культуры России неисчерпаемо богата. Ее духовно-нравственные основы нами мало изучены и таят в себе удивительные откровения и находки. Поэтому так важно изучать духовное и культурное наследие наших мудрых предков, которые построили и защитили Великую Россию, оставили нам в наследство православную веру, славную историю и традиции высокой воинской культуры – Чести, Доблести, Мужества, Долга, бескорыстного и жертвенного воинского служения Отечеству, нашей Великой Державе — России. Наш священный долг быть достойными прошлого России и сделать всё для обеспечения ее достойного будущего!
Генерал-майор Александр Владимирович ЧЕРКАСОВ,
доцент, кандидат военных наук, профессор Военного университета МО РФ,
Из доклада на VII ежегодной Межрегиональной научно-практической конференции: «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе»