В чем заключается духовность
Духовность: один из взглядов на реальность
Д уховность — это слово часто ассоциируется с религией, ритуалами, какими-то суровыми аскезами, обетами и вообще чем-то, что не имеет отношения к реальной повседневной жизни. Мы живём сегодня в таком мире, где духовность, что называется, — «не в тренде». Однако если глубоко поразмыслить над тем, что такое духовность, то мы можем прийти к вполне простому выводу: духовность — это просто гармоничная жизнь. Помните профессора Преображенского из легендарного «Собачьего сердца»? «Разруха в головах» — сказал профессор эпохальную фразу. Так вот, отсутствие духовности — это и есть та самая разруха в головах. Если человек не уважает людей, которые его окружают, если он живёт не в гармонии с собой, с миром, с природой, если мотивации его потребительские, а цели в жизни не выходят за рамки чувственных наслаждений, будет ли такой человек счастлив? Кратковременно — может быть. Но в любой долгосрочной перспективе такое счастье приведёт его только к страданиям и ни к чему больше. Поэтому, что бы нам не внушала современная «культура», духовность — это не роскошь, а необходимость для гармоничной жизни.
Духовность — основа гармоничной жизни
В окружении каждого из нас наверняка найдётся такой человек, который всегда излучает позитив. Знаете, есть такие люди: они подобны лучам солнца, в свете их сияния всё как будто расцветает. Они всегда позитивно настроены. Никогда не гневаются, не осуждают никого, не винят окружающих в своих проблемах, а самое главное, во всём видят только позитив, даже там, где найти его порой бывает очень сложно. Иногда таких людей даже считают немного странноватыми, и в современном обществе, наверное, именно так это и выглядит — странно.
Когда утром в рабочий день в толпе хмурых, угрюмых уставших от жизни людей видишь такого человека, который, казалось бы, радуется просто потому, что светит солнце, поют птицы, а сам он получает удовольствие лишь от того, что может дышать, ходить, слышать и видеть, на самом деле возникает ощущение, что человек этот — не в себе. Но когда такой человек находится в твоём окружении, возникает чувство гармонии, и этим чувством такой человек заражает всех вокруг. По сути это и есть духовность.
Духовность — это не ритуалы, не заповеди, не стремление поставить кого-то в какие-то рамки, кого-то объявить праведником, кого-то грешником, чью-то веру правильной, чью-то неправильной и так далее. Это, скорее, уже спекуляция духовностью. Вот эти понятия важно разделять. Духовный человек, по-настоящему духовный человек, делает мир вокруг себя лучше и гармоничнее. А если духовность человека приводит только к ссорам с близкими, к навешиванию ярлыков на окружающих, к осуждению людей, то это — псевдодуховность. Поистине духовный человек знает простой закон, по которому живёт этот мир. Он знает, что всё, что происходит в его жизни, происходит из-за него и благодаря ему самому, и поэтому осуждать кого-то — просто глупо. Если мы видим чьё-то несовершенство, то это несовершенство берёт начало в нас самих. Это важно понимать.
Поистине духовный человек никогда не будет никого осуждать или навешивать ярлыки, ведь он знает, что всё возникает в силу причин и условий. И внешний мир лишь отражает состояние мира внутреннего. Если духовное развитие человека приводит к тому, что он становится религиозным фанатиком и догматиком и осуждает всех, кто живёт не так, как написано в какой-то умной книжке, — это не духовность, а, скорее, попытка скрыть какие-то свои комплексы за маской нравственности, духовности, религии и так далее.
Значение слова «духовность»
Если посмотреть значение слова «духовность» в нескольких словарях, то общий смысл будет где-то между религией и морально-этическими общепринятыми нормами. То есть духовность бывает как с упором на религиозные ритуалы и какие-то сугубо религиозные цели, так и «мирская», то есть социальная духовность — это когда пропагандируются и культивируются какие-то общепринятые нормы. И здесь тоже всё будет довольно условно, так как в рамках той или иной страны, народа, нации, традиции и, опять же, религии духовность будет иметь те или иные оттенки. Как же в таком случае, в таком невероятном разнообразии уловить суть? И чтобы понять глубинную суть духовности, следует обратить внимание на то, что объединяет разные, на первый взгляд, концепции, религии и движения?
И в большинстве религий и философских учений вы встретите такое понятие, как «сострадание». Оно может быть выражено иными словами или подано, что называется, «под разным соусом», но суть большинства адекватных (не берём в расчёт какие-нибудь шаманские учения и своеобразные обряды) в том, чтобы взращивать в себе сострадание к окружающим и стремиться к гармонии с окружающим миром. Этому, на самом деле, учат и все мировые религии. За исключением, разумеется, случаев, когда религия поставлена на службу чьим-то политическим или финансовым интересам. А случаи, когда под маской духовности предприимчивые кукловоды проворачивали свои дела, к сожалению, не редкость.
Духовность человека
Итак, что же такое «духовность»? Если брать в отдельности каждую конкретную религию (а именно к сфере религии сейчас принято относить такое понятие, как «духовность»), то мы можем обнаружить, что порой внешние формы поведения и нравственности, которые нам предлагают те или иные религии и учения, могут и вовсе противоречить друг другу. Однако за внешним нужно уметь видеть суть. Важно понимать, что этот мир многогранен и понятие добра и зла условно. Правила и заповеди придуманы для того, чтобы человек встал на путь и обрёл какую-то первоначальную основу поведения.
Однако слепо действовать так, как написано в какой-то книжке, это, как показывает исторический опыт, путь в никуда. По мере продвижения на духовном пути человек начинает понимать, что всё, по сути, может быть инструментом и нет абсолютно праведных и абсолютно неправедных дел. На начальном этапе, разумеется, следует придерживаться базовых принципов нравственности той религии или учения, которым человек следует, или же просто общепринятым социальным нормам, если человек избрал для себя путь духовного развития вне какой-либо религии или философии. Но это необходимо только на начальном этапе. Когда же человек уже обрёл контроль над своим умом и может действовать исходя из здравого смысла — на этом этапе следует всё подвергать более глубинному анализу и не следовать слепо каким-то стереотипам или догмам. Сострадание ко всем живым существам должно стать путеводной звездой духовному человеку.
Это как в математике — если освоил четыре математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление, то любые сложные примеры, уравнения, тождества и так далее решить не составит труда. Подобно тому как школьник усердно трудится над освоением четырёх базовых действий математики, так и духовный человек должен в первую очередь взрастить в себе сострадание ко всем живым существам. Если постигнуто это, то всё остальное из этого следует.
Что значит духовность
Внешность обманчива — часто мы сталкиваемся с подтверждениями этого утверждения. В духовном развитии этот принцип актуален как нигде. Порой тот, кто выглядит как духовный человек, или та система, которая позиционирует себя как система духовного развития, несёт в себе совершенно иные цели. И духовность — это в первую очередь состояние нашей души, а не какие-то внешние атрибуты. Можно 24/7 крутить чётки, читать молитвы и поедать пирожки на Пасху, но при этом осуждать окружающих, хамить близким и, вообще, ненавидеть всех инакомыслящих. Порой часто можно видеть такие комичные ситуации, когда в период какого-либо религиозного праздника люди закупаются едой в супермаркете. И среди покупок алкоголь составляет не менее 30–50 % от общего числа купленных продуктов. А если такому человек намекнуть, что не слишком уж здоровую трапезу он себе готовит, то ответ будет в стиле: «Ну праздник же!».
Все внешние атрибуты присутствуют: и красивый стол будет накрыт, и даже тосты будут произнесены, только всё это превратится в банальную попойку и набивание желудка. И есть другой пример: когда человек в великий праздник не напечёт пирогов и с пафосным видом не будет стоять в церкви, и вообще даже не вспомнит о том, что сегодня праздник, а просто сделает доброе дело. И даже не в честь праздника (как бывает часто принято у псевдорелигиозных людей), и не ради каких-то духовных «плюшек» вроде райской жизни после смерти, и не потому, что так написано где-то, в какой-то умной книжке, которой всем предписано следовать, а просто потому, что он не может иначе, просто потому, что это глубинное желание, стремление его души — совершать благие дела.
Ведь стремление к совершению благих дел — это и есть наша истинная природа. И раскрыть в себе это качество, сняв пелену ложных и навязанных эгоистичных установок, — в этом и есть истинная духовность. Стремление к своему истинному «Я» — это наше глубинное желание. Подобно тому как путник в тёмном лесу лишь на миг увидел блеск окон дома, который сможет его приютить холодной осенней ночью, так и каждый из нас лишь изредка в перерыве между мирской суетой может увидеть свет своей души, услышать голос своего истинного «Я». Но, как путник, вдохновлённый мимолётным блеском окон приветливого дома, будет неустанно прорываться сквозь тёмный лес, так и каждый из нас рано или поздно осознает, что стремление раскрыть в себе свет своей души, своего истинного «Я» — это лучшее, чего можно достичь в этой жизни. И поверьте, путник, прорывающийся сквозь тернистые заросли тёмного леса однажды выйдет к опушке и постучит в дверь дома — навстречу своему истинному «Я».
Духовность — это: определение для детей
Мы живём в очень непростое время, когда окружающая среда воспитывает не только нас, но и наших детей. Телевизор, интернет, сверстники — все они, как ни прискорбно это признать, оказывают большее влияние на наших детей, чем мы сами. Как же объяснить ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо? У излишне религиозных людей в этом вопросе порой бывают разного рода крайности, когда они начинают запугивать ребёнка, как это любят делать профессиональные религиозные кукловоды, но это большая ошибка. Если бы страхом можно было наставить человека на путь истинный, то в мире бы не было ни тюрем, ни преступности. Однако мы можем видеть, что преступность существует даже в странах, где имеет место смертная казнь. То есть даже страх смерти не останавливает людей. Поэтому воспитание ребёнка через страх — большая ошибка.
Как же объяснить ребёнку простыми словами, что означает слово «духовность»? Попробуйте объяснить ему простую концепцию духовности: «Делай другим то, что хотел бы получить сам». Эта концепция очень проста для понимания, ведь если ребёнок испытывает дискомфорт, когда с ним поступают плохо, то он сможет понять, что такой же дискомфорт будет испытывать и тот, к кому он будет проявлять подобное поведение. Объясните ребёнку, что всё в этом мире возвращается, и если он не хочет испытывать страданий, то ему не следует создавать причины для этих страданий, то есть не создавать страданий для других. Это и есть золотое правило духовности. И всё остальное — из него следует.
Цитаты о духовности
Чтобы понять, что же такое духовность, можно обратиться к различным философам и мыслителям, которые кратко, но точно высказывались об этом явлении:
Напоследок можно процитировать слова апостола Павла, который очень кратко, но понятно изложил суть духовного пути: «Всё мне позволительно. Но не всё полезно». Из этого изречения можно видеть, что человек свободен в своих действиях и для него нет никаких границ. А все правила исходят не от каких-то религиозных догм, а от здравого смысла. И разумное существо способно само ограничивать свои действия, исходя из концепции пользы для себя и окружающих.
Духовность
Духо́вность – 1) одно из сущностных свойств Бога; 2) особенность духов, отличающая их от плотских существ; 3) причастность человека Духу Святому; 4) мера приближения человека к Богу.
Духовность человека по-разному понимается в светском и христианском мире. В первом – она сводится к душевности, нравственности, интеллектуальности, добродетельности, во втором – это понятие выводится за пределы бытия души (психики). Духовные люди, по апостолу Павлу, – «водимые Святым Духом» или, по св. Григорию Паламе, – «новые люди, возрожденные благодатью Всесвятого Духа».
митрополит Сурожский Антоний:
…обычно, когда мы говорим о духовности, мы говорим об определенных выражениях нашей духовной жизни, таких как молитва, как подвижничество; и это ясно из таких книг, как, например, книги Феофана Затворника. Мне кажется, однако, надо помнить, что духовность заключается в том, что в нас совершает действие Святого Духа, и духовность не есть то, что мы ею обозначаем обычно, а эти проявления таинственного действия Духа Святого.
Духовность — присутствие и действие Святого Духа в нас, через нас и посредством нас и в мире.
Николай Бердяев:
Духовность есть богочеловеческое состояние. Человек в духовной своей глубине соприкасается с божественным и из божественного источника получает поддержку…
Очень важно еще понять, что духовность совсем не противополагается душе и телу, она овладевает ими и преображает их. Дух есть прежде всего освобождающая и преображающая сила.
протоиерей Максим Козлов:
Безусловно, для Православия духовность неотделима от веры. И в этом смысле нынешние изрядно уже надоевшие разговоры о духовности, обретаемой через интеллектуальное познание, эстетическое развитие, туристическое разнообразие жизни, представляются абсолютно ложными. Еще в апостольских посланиях сказано: Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» ( Иуд. 1:19 ). А по нынешним временам то, что называется духовностью, и до душевности-то большей частью не дотягивает. Скорее, это род тонкого плотоугождения, которое не обязательно принимает внешне грубые формы скотских страстей, но у человека с развитыми художественными запросами может сочетаться с определенным эстетическим или интеллектуально-усладительным моментом.
Духовность – это слово, происходящее от слова «дух». А «пневма-дух» – это Дух Святой. Реальность же Духа Святого познается только тем человеком, который входит в жизнь Церкви как единого организма, данного нам здесь, на земле, Самим Богом для нашего с Ним общения. Все другое может быть лишь мостками и преддверием настоящей духовной жизни, лишь ее тенями и образами, в какой бы гениальный полет мысли нас наша мирская духовность ни увлекала.
архимандрит Платон (Игумнов):
— Есть ли какая-то разница между понятиями «духовное» и «религиозное»?
— Конечно, духовное и религиозное может быть разным. Может присутствовать религиозность, но не быть духовности настоящей. Или духовность может быть отрицательной, как, например, любая деятельность, направленная на самоутверждение (ведь и в христианстве многие люди направлены к самоутверждению). Что такое, например, католицизм? Это тоже один из видов самоутверждения. Во-первых, католицизм построен по типу облегченного христианства. Во-вторых, возьмем пример из истории – Крестовые походы. В историографии это оценивается как попытка европейцев утвердиться в Азии. Почему мы видим эту попытку самоутверждения? Человек сам для себя создает положение, он повелевает рабом, он повелевает конем, он повелевает женой, его стихия – самоутверждаться, а во имя чего – непонятно. Для чего он хочет самоутвердиться? Конечно, в католицизме есть благотворительность, милосердие, помощь бедным – это все есть, но в целом пафос его – это самоутверждение.
У наших подвижников этого нет. Они наоборот уходили из городов в леса, в глушь, ни о каком самоутверждении не думали, они думали о своем спасении. Возьмите жизнь Франциска Ассизского, который мечтал быть генералом, полководцем, но ему это не удалось, а когда он ушел в монашескую среду, то достиг там еще большей известности. Ни один западный генерал не известен так, как Франциск Ассизский. Так что есть разница, несомненно, в понятиях религиозности и духовности. Слово «духовность» трактуется очень широко. С точки зрения нового гуманитарного цикла духовностью называется все то, что связано с любой творческой деятельностью человека, с его индивидуальностью, занятия науками, искусством тоже трактуются как духовность человека.
— А возможна духовность зла, духовное зло?
— Конечно. Яркий пример – то духовное и нравственное совершенство, которого достигают адепты восточных мистических культов. Человек, занимающийся йогой, думает о себе, что он выше всех, он тоже самоутверждается. Он себя считает нравственно кристаллически чистым, но все это, как и у фарисеев, служит лишь поводом для самовозвышения. Например, фарисей мыслил о себе как о человеке, достигшем нравственного совершенства, исполнившем все Божии заповеди – постится дважды в неделю, отдает десятую часть доходов, никого не ограбил. Он считает, что достиг совершенства. Но это отрицательная духовность.
— Но в Православии тоже так может быть?
— В Православии тоже может быть искушение такой духовностью. Это называется прелестью, когда человек возомнил о себе, что он уже достиг святости. Православные аскеты называют это прелестью. Когда человек прельщен, он считает, что достиг совершенства. Часто такое прелестное состояние заканчивается трагически для него.
— Иногда это служит преградой благочестию, ибо слишком много страхов о прелести.
— Духовность, действительно, многогранна, многолика. Самый яркий пример – когда человек рассуждает, как нужно вести себя во время трапезы. Если он будет много есть, он будет угождать бесу чревоугодия, а если он будет мало есть, он будет угождать бесу тщеславия. Как нам быть-то? Отцы говорят – все должно в меру. Антоний Великий говорит – все, что сверх меры, то от бесов. Если человек, например, сверх меры постится, он рискует впасть в прелесть. Если он замечает эти тенденции, что он может впасть в прелесть, то он пытается как-то более реально относиться к жизни.
протоиерей Игорь Прекуп
Все, что приближает нас к Богу или отдаляет от Него, приобретает духовное измерение. Другое дело, что одно и то же явление существует в разных измерениях и рассматривается в разных аспектах. Или один и тот же предмет, в зависимости от его применения, может либо находиться вне духовного измерения, либо оказываться в нем. К примеру, вериги кого-нибудь из древних святых подвижников — это, попросту говоря, цепи и другие изделия из металла, если рассматривать их с утилитарной или ремесленной точек зрения. Однако если смотреть на них как на образец материальной культуры некоего исторического периода — это археологический артефакт. И это именно «вериги», если рассматривать их в духовном аспекте как инструмент аскезы. «Вериги» — понятие, имеющее духовное измерение, поскольку этим словом именуется предмет, используемый для упражнения в добродетели. Аналогично, только с точностью до наоборот, происходит с любым предметом, который из мирного и нейтрального в духовном плане становится оружием в руках злодея. Вспомним топор преподобного Серафима Саровского (На прп. Серафима Саровского, когда он рубил в лесу дрова, напали разбойничавшие крестьяне. Преподобный был мужчиной крепким, к тому же в руках у него был топор. Мелькнувшую мысль оказать сопротивление он отогнал, вспомнив слова Спасителя о том, что «все, взявшие меч, мечом погибнут» ( Мф.26:52 ), и положил топор на землю. Обухом этого топора его и ударили, а затем избили до полусмерти).
История знает, правда, и другой случай. Когда одно из многих орудий казни, скверное изначально по самому факту своего предназначения, становится Жертвенником, на котором Сын Человеческий «вземлет грех мира». И именно этот, один из многих сколоченных для мучительного убийства преступников крестов отныне есть первый по значимости из всех предметов, имеющих духовное измерение. Как носитель «благодати, попирающей силу вражию», как символ нашего спасения и попрания всякой скверны.
Духовность
В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится.
Омар Хайям
Мы живем в очень сложном мире, в котором есть и материальное, и не материальное, есть свои законы, по которым существует то и другое, и есть человек, который может и с тем, и с другим определенным образом взаимодействовать. Есть люди, которые больше заняты материальным миром, они хотят преуспеть именно в материальных делах, а есть и те, кому интересен мир нематериальный и все его, как известные, так и таинственные законы. И хотя материальное определенным образом связано с нематериальным и наоборот, ибо не получится людям жить чем-то одним, тем не менее, чтобы как следует постичь то или другое направление, нужно посвятить себя только ему одному. Человек может преуспеть либо в вопросе материального благополучия, либо в духовном развитии. Если же эти вещи совмещать, то можно прийти к гармоничному развитию личности, но не к абсолютному успеху в каком-то из этих направлений. В этой статье мы с вами поговорим о духовности, о том, что она из себя представляет, какая от нее польза и как к ней прийти. И заодно выясним, нужно ли всем становиться духовно развитыми людьми или может быть многим достаточно только того, чтобы не забывать о духовном, живя материальными ценностями.
Я решил уделить внимание этой теме по той причине, что как по собственным наблюдениям, так и по примерам с другими людьми, подавшимися в духовность, увидел и понял, как это направление может изменить жизнь человека в лучшую сторону и даже спасти ее. Когда привычный уклад жизни ничего кроме боли и страданий не приносит человеку, духовность может стать для него единственным спасением, как для души и разума, так и для тела. Большинство современных людей – это одержимые идеей материального успеха индивидуалисты или лучше сказать, люди с высокими эгоистическими принципами, которые убеждены в том, что только материальное благополучие и большое влияние в обществе, высокое положение в нем позволят им обрести полноценное счастье в этом мире. Не скажу, что этот подход к жизни неправильный, но он не настолько разумный, как многие думают и уж точно не полный. Люди хотят получить максимальную выгоду в виде простых и понятных им вещей, причем желательно быстро. Оно и понятно, мир, где много суеты и мало времени, особенно на то, чтобы подумать, где постоянно надо зарабатывать на жизнь и часто нет возможности как следует изучить все последние новости, не то что целую книгу прочитать, требует максимальной практичности во всем. Люди делают все быстро, с ориентиром на самые простые и понятные вещи. Иначе в такой высококонкурентной среде не выжить, ну или по крайней мере не преуспеть.
А потому такие темы, которые не несут очевидной пользы в виде успеха в материальном мире и не позволяют решить повседневных задач материального характера кажутся людям, если уж и не бесполезными совсем, то во всяком случае не первостепенными, чтобы уделять им достаточно внимания. Зачем тратить силы и время на то, что нельзя потрогать, попробовать на вкус, чем нельзя любоваться, глядя на это, чем не получится похвастаться перед теми, кто способен оценить только видимые вещи. Вот люди и не выходят за рамки материальных благ и даже не хотят учиться за них выходить. Но это все до тех пор, пока эта игра в материальный успех, стремление к нему или какие-то нежелательные для человека события не приведут его к состоянию полного отчаяния, при котором он уже ничего не будет хотеть и может перестать видеть смысл во всем, что он делал и что его окружает, когда он перестанет ценить все то, ради чего жил. И еще страх неуверенности, неизвестности, неопределенности также способен поставить человека на колени, с которых ему не получится встать, руководствуясь идеями, отражающими важность только материальных ценностей. Вот тогда он и обращает свое внимание на другую сторону жизни – духовную.
И духовность может помочь многим людям пережить тяжелое время, выжить физически и морально, и обрести душевный покой. Многие люди возвращаются к жизни после тяжелых ударов судьбы и снова обретают уверенность в себе благодаря именно духовности. А для кого-то она и вовсе становится единственным смыслом жизни. Духовность способна помочь и тем, кто добился определенного материального успеха, но при этом все равно не удовлетворен своей жизнью, ибо, как мы знаем, не хлебом единым жив человек, люди могут иметь все, кроме ощущения счастья. Помогает она и тем, кто не имеет ничего, ну или имеет совсем мало, а потому и не видит никакой радости в жизни, а только одни проблемы и трудности, и связанные с ними страдания. Интерес к духовному выводит людей на другой уровень осознания реальности, на котором многие вещи воспринимаются иначе. Вот материальное благополучие не всем и не всегда помогало. Сколько людей не корми, как в прямом, так и в переносном смысле, а радоваться высшим ценностям ты их так не научишь.
Как я всегда говорю: разве современный человек, живущий, хоть в весьма благополучной стране, хоть в очень отсталой, живет хуже, чем жили люди в этих же странах сто, двести, триста лет назад? Разве в современном мире проблема голода стоит также остро, как это было в прошлом? Разве люди, у которых есть крыша над головой, одежда, еда, есть возможность получать качественную информацию, в том числе и абсолютно бесплатно, не могут радоваться жизни, ведь у них есть все необходимое для нее? Так от чего же столько неудовлетворенных людей, от чего же в мире не стало меньше насилия, агрессии, враждебности, от чего люди совершают самоубийства, как будто у них нет другого выхода из тех ситуаций, в которых они оказались? Почему, несмотря на полные желудки и на имеющуюся у многих людей свободу, пусть и относительную в каждом конкретном случае, но все же достаточно ощутимую, они тем не менее, многим недовольны и страдают? А все дело именно в ценностях и в понимании человеком этого мира. Если жить одними только материальными ценностями и не воспринимать духовные, то человеку всегда и всего будет мало, потому что он живет ограниченной жизнью, воспринимая только одну из ее сторон. А при таком подходе к жизни он никогда не насытится ею настолько, чтобы больше не переживать на счет своего материального состояния и вообще о том, как он живет. Потому что материальное обогащение – это лишь часть жизни, но есть и другие ее части, которые тоже нуждаются в том, чтобы человек их постигал и жил ими. Одной из таких частей является духовность, позволяющая человеку служить высшим целям и придерживаться высших ценностей. Почему высших? Потому то для их восприятия и использования нужно развиваться, без этого они нам не будут доступны, ибо одних только природных инстинктов недостаточно, чтобы следовать таким ценностям и наслаждаться ими. И таким образом, чем больше мы познаем этот мир и чем лучше его понимаем, тем большим из того, что в нем есть, мы становимся способными насладиться. В частности, нам становятся доступными духовные ценности, живя которыми, мы получаем полное удовлетворение от жизни.
Что такое духовность
Я дам свое собственное определение духовности, как я его понимаю. Оно может не совпадать с тем, что думают об этом явлении другие люди. Духовность – это такое состояние ума, которое помогает человеку понять, что он является частью единого целого, в таком состоянии он поднимается над своими личными интересами и начинает мыслить интересами этого целого, которые более высшие и значимые, чем его собственные интересы. Духовность человека выражается в служении им таким ценностям, которые стоят над его личными ценностями. То есть, он думает уже не о своих интересах и желаниях, а об интересах и целях целого, частью которого он является. И еще можно сказать, что духовность – это явление, отражающее интересы целого через интересы каждого из нас. Быть духовно развитым человеком, значит подняться над своей животной сущностью и начать служить высшим ценностям и преследовать более значимые цели. Эти цели носят созидательный и развивающий характер.
Духовно развитые люди
Теперь давайте посмотрим, кто такие духовно развитые люди и почему нам стоит ценить этих людей и учиться у них, если только мы сами не относимся к их числу. Духовно развитые люди – это люди, придерживающиеся и распространяющие в обществе идеи, основанные на нематериальных высших ценностях, на духовных ценностях, которые носят созидательный характер. То есть, такие люди призывают к добру, милосердию, любви, свободе, справедливости, взаимоуважению, развитию, терпению и тому подобным вещам. Ценность этих ценностей становится тем очевиднее, чем сильнее человек страдает от их отсутствия в его жизни. Скажем, людям порой надо сравнить жизнь, в которой есть милосердие с жизнью, в которой его нет, чтобы понять, насколько это важная ценность, которую стоит пропагандировать и которой стоит придерживаться ради всеобщего блага.
Духовные люди не эгоисты и не материалисты, им богатство и роскошь не нужны, потому что такие вещи отвлекают их от духовного, а значит и высшего блага. Для них важны такие вещи как любовь, свобода, справедливость, доброта, истина, знания, словом, все то, что обладает ценностью для человека, но при этом не имеет непосредственного материального воплощения. Такие вещи руками не пощупаешь, в желудок их не затолкаешь, на весах не взвесишь, но они существуют и очень многое нам дают. Духовные люди служат таким ценностям, так как считают, что это отвечает замыслам высших сил, замыслам целого, частью которого они являются. Они и сами этих ценностей придерживаются, и других людей учат их ценить. В этом и заключается польза духовно развитых людей, они учат общество жить по новым, более человечным законам, а не по звериным, не по законам природы, которые достаточно суровы и беспощадны к любой слабости. Взять, к примеру, то же милосердие, которое делает жизнь людей намного комфортнее, ведь благодаря ему мы всегда можем рассчитывать на помощь других, когда у нас возникнут какие-то трудности, и сами такую помощь можем оказать, когда у нас есть такая возможность. Если бы мы так не делали, то многие из нас могли бы не выжить, случись с нами какая беда. Но ведь милосердию нужно учить, от рождения оно нам если и дается, то в совсем неразвитом виде и если человека не научить помогать другим людям, не объяснить ему, зачем это нужно, что такая помощь дает обществу и почему это важно, он не сможет и не захочет никому помогать. Духовные ценности нужно прививать людям, можно сказать, что и насаждать их иногда надо, долго и старательно, пока люди не осознают их важность и не начнут жить по новым правилам, призывающих их подняться над своей природой. Такое по силам сделать только духовно развитым людям, которые сами в совершенстве постигли ценность высших идей и могут донести важные мысли до большинства других людей. Та же религия яркий тому пример. Когда-то она очень хорошо помогла сделать людей более человечными, научив их помогать друг другу и быть друг к другу терпимее. Хотя, конечно, и темные стороны у нее всегда были и есть, но без этого ни что не может существовать. У всякой медали две стороны.
Духовное развитие
Но зачем каждому из нас развиваться духовно, зачем двигаться в этом направлении, если, к примеру, мы признаем важность духовных ценностей, отчасти их придерживаемся, но не собираемся им служить? Это нужно для того, чтобы раскрыть для себя новые горизонты этого мира, познать такие вещи, которые при обычной жизни просто непостижимы и таким образом прийти к умиротворению и гармонии, а может быть и к новому смыслу жизни, отказавшись от всего того, чем мы все это время жили. Откуда каждому из нас знать, что та жизнь, которой мы живем, правильная или что она является лучшим вариантом для нас? Ну да, есть какое-то удовлетворение, которое мы можем испытывать от своих дел, от различных достижений, от тех радостей, которое нам доступны, от того удовольствия, о котором нам известно. Но почему бы не узнать что-то новое, что может дополнить жизнь новыми радостями, новым удовольствием, сделать ее более интересной, показать нам новые цели, к которым можно стремиться, чтобы прожить жизнь со смыслом? Если ты сыт, одет, обут, у тебя есть крыша над головой, какая-никакая стабильность в делах и уверенность в завтрашнем дне, и у тебя к тому же появилось свободное время от всей той суеты, которая позволила тебе ко всему перечисленному прийти, то тебе ничего не мешает попробовать узнать что-то новое, открыть для себя другие стороны жизни, которые могут оказаться более интересными и значимыми, чем то, что тебе в настоящий момент известно. Иначе, что, ты по одному только сценарию всю жизнь жить собрался, будешь работать, накапливать материальные блага, чтобы потом передать их по наследству? Или как? А если наследники окажутся непутевыми, если из-за отсутствия у них нужных представлений о жизни они не будут видеть никакого смысла в продолжении твоего дела и просто растранжирят все, что ты всю жизнь создавал и копил, то стоит ли оно того, чтобы именно так все сделать? Да хоть даже если ты только для себя будешь жить, то как долго ты можешь это делать и какой в этом смысл? Тут может быть много вопросов, призывающих человека задуматься над необходимостью что-то как-то в своей жизни поменять или чем-то ее дополнить, чтобы в ней стало больше смысла, чтобы появился новый интерес к чему-то, к какой-то идее, какая-то цель значимая появилась. В том числе и в духовность можно податься, о которой мы здесь говорим. Люди подаются в духовность по разным причинам, и одна из них – желание жить более интересной, насыщенной и полной жизнью.
Как развиваться духовно
Чтобы развиваться духовно, человеку необходимо отказаться от привычного для большинства людей образа жизни. И чем большего совершенства он хочет в этом достичь, тем от большего ему придется отказаться. Если же он просто хочет дополнить свою жизнь духовными ценностями, тогда ему необходимо для начала проявить интерес к духовности, пообщаться с духовно развитыми людьми, понять, какие ценности они исповедуют, какие цели преследуют, какие идея предлагают. У духовности может быть много обликов, в зависимости от того, кто ее распространяет в обществе и какое учение он предлагает. Главным признаком духовности является всеобщее благо, а не интересы отдельно взятого человека или группы людей. Для того, чтобы встать на путь духовного развития нужно также начать соблюдать определенные ограничения, быть умеренным во многом, делать добрые дела, помогать людям и таким образом приобщаться к духовной жизни. Повторю, полностью отказываться от своего образа жизни, в котором преобладают материальные ценности и корыстные интересы необязательно. Духовностью можно дополнить свою жизнь, но ею необязательно свою жизнь заменять. Понятно, что условно плохих и злых поступков нужно совершать меньше, иначе ни о каком духовном развитии и речи не будет. Служа высшим идеалам нельзя вредить обществу и конкретным людям, которые являются воплощением целого, частью которого мы все являемся. От плохих поступков лучше вообще отказаться, заменив их такими делами, которые должны основываться на любви к ближнему и заботе о нем. Не во всех случаях можно решить проблемы с помощью добра и любви, тогда духовный человек уступает место тем, кто умеет разговариваться на языке силы. Его же миссия состоит в том, чтобы разбудить в каждом человеке человечность, а разговаривать с людьми на языке насилия не его задача. Для этого есть другие люди.
Тем, кто хочет достичь высокого уровня духовности обязательно нужно отказаться от мирских благ и начать довольствоваться только самым необходимым, углубляясь в постижение духовных ценностей, не отвлекаясь на ценности материальные. И, разумеется, такому человеку нужно следовать избранным духовным идеалам, а не просто о них узнавать и говорить. И только потом, когда он поднимется над своей природой, когда научится жить очень простой жизнью, без всякой роскоши и изобилия, совершая полезные для общества дела, он может начать распространять высокие идеалы в виде практичных идей в обществе, показывая другим людям, как они могут жить, придерживаясь высших ценностей. Другими словами, нужно начать отходить от своей природной натуры, от своей животной психики, от своих инстинктивных позывов, чтобы принимать решения, исходя из высоких идеалов и здравого смысла, и показать на личном примере всем, как такой разумной и умеренной жизнью жить. Личный пример здесь очень важен, потому что у нас в обществе очень много людей, которые называют себя духовными, а сами при этом живут мирскими ценностями, гонятся за материальным успехом, не соблюдают никакие, в том числе и собственные правила духовного поведения, подразумевающие ограничение человека в его желаниях, вызванных природными инстинктами. Такие люди призывают к высшим ценностям, а сами живут низшими радостями. Они могут призывать к добру, а сами при этом творят время от времени зло. Они пропагандируют ненасилие, а сами при этом позволяют себе его совершать в отношении тех, кто беззащитен перед ними. Тогда это или лицемерие с их стороны, или просто не понимание того, что такое истинная духовность и для чего она нужна.
Вы не можете быть заядлым материалистом и одновременно духовно развитым человеком, вам надо выбрать что-то одно, если вы хотите в этом достичь действительно высоких результатов. Точнее, вы можете сочетать в себе и те, и другие ценности, вы можете дополнить свою жизнь духовными ценностями, расширив таким образом свое представление о мире. Но если вы хотите достичь высокой духовности, то от материальных благ, засоряющих рассудок вам придется отказаться. Необязательно для этого исповедовать аскетизм, это крайняя мера, как я считаю, без нее можно обойтись. Но минималистом вам стать точно нужно, чтобы иметь только все самое необходимое для жизни, без всяких излишек. Иначе вы не сможете оценить духовное, чтобы понять всю его красоту, если при этом будете наслаждаться имеющимся у вас комфортом и материальным благополучием. Невозможно осознать высшие ценности, радуя себя ценностями низшими, по крайней мере во всей их полноте. Для духовного развития нужно начать отходить от своей животной сущности, от всех тех позывов, которые заложены в нас природой. А это значит, что никакого стремления к богатству, при котором человек превращается в автомат по добычи денег и прочих материальных ценностей и о высоком ему думать некогда, быть не должно. Нельзя идти на поводу у своих инстинктов, нельзя быть тем, кем природа нас сделала, нужно стать тем, кто поднимется над своей природой, благодаря высоким идеалам и голосу разума. Избавиться от врожденных качеств невозможно, но можно взять их под контроль. Только в таком случае человеку откроется новое представление о жизни, когда он от непосредственного восприятия реальности перейдет к такому ее восприятию, при котором его сознание будет им руководить, а не его инстинкты. Это тяжело, поэтому в нашем обществе так мало духовно развитых людей. Кто-то отказывается от духовности из-за всевозможных соблазнов, кто-то из-за страха перед ограничениями, а кто-то просто думает, что он духовная личность, но при этом хочет всего того, чего хотят обычные люди и тянется к этому. Поэтому, этот путь не для всех.
Идеальный вариант существования духовно развитого человека – это жизнь за счет даров и пожертвований, благодаря чему он будет иметь необходимый для жизни минимум и сможет изучать высшие ценности, размышлять над ними, предаваться им, чтобы потом дать обществу новые идеи, которые помогут людям построить более совершенный человечный и гуманный мир. Такой человек не должен зарабатывать обычным образом, тем более много, поскольку и обычная работа и большие деньги изменят его ум, возвратив его из духовного мира в материальный, в котором надо постоянно крутиться, считать деньги, решать бытовые вопросы, конкурировать с людьми и так далее. Такая жизнь может поглотить человека полностью и у него просто не останется сил и времени на духовное развитие. Если сознания отвлекается на такие вещи, как быт, то человек просто не сможет изучить что-то большее, что есть в этом мире. Поэтому, духовное развитие требует, если уж не абсолютного аскетизма, то во всяком случае очень скромной жизни, для которой вполне хватит небольших пожертвований и даров со стороны благодарных и понимающих важность духовного развития людей. Люди дарят духовному человеку необходимые для жизни материальные ресурсы, а он взамен этого просвещает их в вопросе высших ценностей и дарит этому миру новые идеи, которые помогут изменить его к лучшему. Поэтому, никакого богатства и роскоши у по истине духовного человека быть не может, потому что и не должно. Даже если люди его завалят материальными ценностями, в том числе и пожертвованиями в виде денег, от лишнего он должен отказаться. Все лишнее такой человек может пожертвовать тем, кто в этом нуждается, в особенности детям.
У поистине духовных людей жизнь должна быть простой с материальной точки зрения. Подобно тому, как нельзя мыслить чисто и остро с полным желудком, невозможно постигать и нести духовные ценности, живя в роскоши и изобилии. Вот это очень важно понимать. Также нельзя постоянно думать, как заработать деньги на жизнь, деньгами и прочими ресурсами духовно развитому человеку должны помогать, позволяя ему таким образом делать свою работу, которую не всякий готов делать и не всякий в силах сделать. Ум должен быть в каком-то одном состоянии, либо в мирском, либо в духовном, чтобы человек преуспел в той или другой деятельности. Повторю, эти вещи можно совмещать для полноты жизни, но чтобы сильно преуспеть в этом деле, нужно только ему себя посвятить.
Духовным людям нужно помогать и поддерживать их. Это нужно обществу и каждому отдельно взятом его члену. Подобно тому, как общество поддерживает науку, искусство, философию, оно должно поддерживать и духовность. Подносить дары духовно развитым людям, значит служить Богу, обществу, миру и в конечном счете самому себе. Ведь каждый из нас хочет жить в таком обществе, в котором всем будет хорошо, потому что в таком обществе добра будет во много раз больше, чем зла, от которого может пострадать каждый. И кто, как не духовно развитые люди могут научить людей жить в мире и согласии, быть довольными жизнью и радоваться ей, независимо от того, достаточно ли у них материальных благ или нет. Получается, вы кормите тело таких людей, чтобы оно жило, а они взамен будут кормить вашу душу и разум, чтобы вы жили хорошо и счастливо. Совершенно нормальное, разумное, необходимое разделение труда, при котором каждый делает то, что ему ближе.
Духовность – это будущее
Думать о высшем, о вечном, о светлом, а значит и о духовном – думать о будущем. А ради него мы многое делаем в настоящем. В том будущем, которое мы строим сегодня будут жить наши дети. Духовное существует не просто так, а в качестве награды людям за то, что они постигают высшие ценности. Все эти ценности требуют от человека жертв в виде отказа от доступных мирских благ, ради которых мы готовы многое уничтожить здесь и сейчас. Но если мы отойдем от своего эгоизма, то сможем построить просто сказочное будущее для наших детей. Сегодня люди врут, воруют, убивают, грабят, используют друг друга, манипулируют друг другом, а завтра может появиться какой-то духовный человек, у которого нет ничего кроме его учения и изменит с помощью этого учения общество так, что всех этих мерзких вещей, вызывающих боль и страдания станет во много раз меньше. И каждый из нас сможет жить в таком мире, в котором можно верить другим людям, в котором у тебя никто ничего не будет красть, в котором ты не подвергнешься насилию только потому, что кто-то имеет возможность его применить к тебе, в котором тебе протянут руку, если ты оступишься, а не будут тебя добивать, ради корыстных целей, считая, что так оно и должно быть. Ну может быть не мы будем жить в таком мире, а наши дети, но такое возможно. Скажете, это утопия? А разве та же религия не сделала людей добрее и терпимее друг к другу, разве пропагандируемые ею духовные ценности не сделали многих из нас более человечными? И пусть никакое религиозное учение не идеально, все же мы от каждого из таких учений получили что-то хорошее, благодаря чему жизнь в обществе стала лучше, а люди стали добрее. Так ведь? Ну вот вам и проявление духовных ценностей. И их может быть еще очень много, таких проявлений, потому идей, основанных на высоких духовных идеалах, может быть великие множество. Мир никогда не станет идеальным, совершенным, безупречным во всех смыслах, но он может стать лучше. Он у нас уже лучше, по сравнению с тем диким миром, в котором когда-то жили люди, не имевшие представления о каких-то там нематериальных духовных ценностях. Выживал тот, кто просто был сильнее, хитрее, быстрее, ловчее других. Но потом люди с помощью идей, проповедующих добрые дела сделали мир чуточку лучше.
В конечном счете все люди хотят быть счастливыми. То есть, постоянно испытывать радость, удовлетворение и умиротворение. Нам только нужно создать условия, чтобы такое состояние у нас возникло и не исчезало. К примеру, одним из таких условий является свобода, а точнее, ощущение человеком своей свободы, без которой истинное счастье невозможно. А свобода – это духовная ценность, которая нуждается в распространении в обществе в виде разумной и реализуемой идеи, которая позволит людям чувствовать себя свободными и при этом не скатиться к вседозволенности и анархии, которые уже не будут благом для людей. И духовно развитые люди придумывают идеи, которые помогают такие ценности правильно привить людям, создавая важное условие для счастья и исключая возможность злоупотребления такими ценностями.
И материалист, и духовно развитый человек могут быть счастливыми. Но у каждого будет свое счастье. Каждый будет испытывать его по-своему. Как я считаю, учитывая свой жизненный опыт, в котором было место и материальному успеху, а потом и в духовном развитии были определенные достижения, духовность дает более стойкое ощущение счастья, чем материальные успехи. Потому что в этом случае счастье зависит от гораздо меньшего количества условий. Я не назову такое счастье безусловным, ибо все-таки какие-то условия должны соблюдаться, чтобы духовность приносила удовлетворение. Скажем, та же возможность себя кормить необходима всем, человек живет в физическом мире и одной только духовностью в нем сыт не будешь. Но все же такое счастье требует от людей гораздо меньше для своего существования, оно, скажем так, менее требовательное к человеку, чем то счастье, которое испытывает человек, добившийся материального успеха. Человеку лишь необходимо задуматься о высших ценностях, осознать их, придерживаться этих ценностей, служить им и у него появится великий смысл жизни, благодаря которому он будет чувствовать свою значимость независимо от того, сколько у него будет всевозможных материальных благ.
Духовность и духовное развитие – это не развлечение, не игра, не какое-то занятие для тех, кому скучно – это служение высшим ценностям, это работа на благо всего человечества, это вклад в будущее наших детей, это в отдельных случаях и спасение для человека, который запутался в жизни не знает, ради чего ему жить. Духовность предлагает нам всем жить ради интересов целого, ради интересов бытия, а не только ради своих личных интересов. Посвящать себя этому занятию или нет, и как посвящать, полностью отдавшись духовности или частично уделив ей свое внимание, каждый человек решает для себя сам. В этом вопрос у людей должна быть полная свобода выбора. Духовных ценностей можно придерживаться, а можно служить им. И в том, и в другом случае человек многое обретет. Но во втором случае он должен будет и от многого, что ценно для большинства людей, отказаться. Только тогда он сможет добиться в духовном развитии наивысших результатов.