В чем заключается главная мысль повести
Тематика и проблематика художественного произведения
Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.
Что такое основная мысль текста и как ее определить
Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.
Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.
Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.
Что представляет собой текст
Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.
Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.
Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.
Что такое связь предложений грамматически и по смыслу
В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:
Виды смысловой связи предложений в тексте
Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:
Таким образом, для того чтобы понять, что такое основная мысль текста, следует вникать в содержание и производить мысленный анализ каждого предложения.
Тема и главная мысль текста
Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.
Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.
Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.
Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.
Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений
Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».
Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.
Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.
Как научиться выделять основную мысль
Для того чтобы правильно выявить идею произведения, следует помнить о следующих аспектах, которыми важно руководствоваться при чтении любого текста:
Помните: понять, что такое основная мысль текста, поможет соблюдение вышеописанных критериев оценки, а также сочетание синтеза и анализа как всего текста, так и отдельных его деталей.
Учимся находить
Для примера можно привести небольшую историю и попробовать найти ее основную тему и идею:
В этом маленьком отрывке можно выделить две темы: брошенные дети и детский дом. По сути это основные факты, которые заставили автора создать текст. Дальше можно проследить, что появляются вводные элементы: подкидыш, традиция и жуткая гроза, которая заставила всех жителей города запереться в домах и погасить свет. Почему автор говорит именно о них? Эти вводные описания и будут основной идеей отрывка. Их можно обобщить, сказав, что в автор говорит проблеме милосердия или бескорыстия. Одним словом пытается донести каждому читателю, что в независимости от погодных условий нужно оставаться человеком.
Тема, идея, основная мысль, проблема текста, позиция автора… В чём разница?
Столько терминов, и в заданиях частенько просят найти то один, то другой, то несколько… В чем разница между ними – сейчас, кратко, доступно.
И первым термином для нас является тема
текста. Она первая, потому что без нее текстов не бывает, абсолютно любой, даже самый маленький текст имеет тему. О чём басня И. А.
Крылова «Ворона и лисица»? Вы подумаете примерно: «О лисице, которая перехитрила ворону, оказавшуюся падкой на лесть». Или кратко: «Собственно, о вороне и лисице». Верно, замечательно! Это тема басни.
Темы произведений Островского
Почему А. Н. Островского влекла к себе именно купеческая среда? Да прежде всего потому, что именно здесь еще в молодые годы были накоплены им богатейшие наблюдения. Об этой среде он располагал таким знанием реальности и такой широтой представлений, с которыми не мог соперничать никто ни в литературе 40-х годов (в ту пору, когда формировался его талант драматурга), ни в литературе прошлого. И конечно же, Островский не мог не осознавать, что перед ним открылся новый и необжитый материк русской действительности, с особыми нравами и обычаями, со своеобразным укладом и строем бытия. Островскому казалось, что в глубине этого уклада бьет свежая струя русского мира, что традиционные устои его здесь прочнее, что здесь они уходят корнями в народную почву. Но, может быть, важнее всего, что устои эти (так казалось Островскому) сопряжены у купечества не с расслабляющей созерцательностью и российскою ленью, а с деятельным началом русской души. Ранние «купеческие» пьесы Островского — первый шаг в постижении этого мира, и не славянофильской идеализацией объясняется здесь художественное обаяние этой среды, а сосредоточенностью на тех ее устоях, с которыми были связаны ожидания художника. Ожидания не сбывались, и чем глубже в дальнейшем взгляд Островского проникал в социально-психологическую природу русского купечества, тем чаще ему бросались в глаза его хищные инстинкты, культ чистогана, беспощадность ко всему, что отмечено печатью бескорыстия и благородства. Хотя и то правда, что надежды, возлагаемые на русское купечество, не развеялись совсем и даже вспыхнули с новой силой в поздней драматургии Островского. С другой стороны, выбор купеческой темы означал выбор своеобразной художественной призмы, сквозь которую художник рассматривал весь мир русской реальности. С этой точки зрения «Гроза» Островского, конечно же, не купеческая пьеса в том смысле, в каком этим определением можно обозначить горизонты ранней комедии Островского «Свои люди — сочтемся». «Гроза» именно «всероссийская пьеса» в том же значении, в каком это выражение применимо к «Горю от ума» Грибоедова и к гоголевскому «Ревизору».
Определение понятия
Давайте разберёмся, что же такое идеи произведения. Это термин из теории литературы, хотя его можно отнести к универсальным искусствоведческим понятиям. Ведь в широком смысле художественным произведением является и живописное полотно, и скульптура, и кинофильм. Входят в данную категорию и архитектурные сооружения, например дворцы или соборы, которые задумывались и строились не «просто так», а согласно авторским замыслам. Следовательно, идеи произведения – это те мысли и чувства, которые вкладывает каждая творческая личность в своё детище. Что касается литературных текстов, то к идее относится главная, основная мысль, которая концентрирует вокруг себя всё художественное пространство книги. Имеется в виду и образное, и смысловое, и эмоционально-содержательное. Получается, что идеи произведения – это то, ради чего и создаются стихи, драмы, романы. Автору важно поделиться размышлениями, высказаться, доказать свою точку зрения.
Темы произведений писателей натуральной школы
Созданная натуральной школой поэтика «физиологической» очерковости, сосредоточенная на типах, а не на характерах, на описании, а не на действии, подталкивала «натуралистов» прежде всего к изображению социально-сословных структур большого города (различные варианты «физиологий» Москвы и Петербурга у Григоровича, Даля, Панаева, Соллогуба, Буткова, Белинского, Кокорева, Башуцкого). И понятно почему: здесь пестрее, разнообразнее, экзотичнее были социальные напластования реальности, не обжитые прежней прозой. Мир русской деревни оставался за пределами тематического кругозора «натуральной школы». Григорович с его «Деревней» и «Антоном Горемыкой» осуществил лишь художественную разведку этой жизненной сферы, и его усилия не были закреплены его литературными собратьями. Этот мир во всем его разнообразии, полноте и внутренней значительности был освоен лишь «Записками охотника» Тургенева, но освоен уже иными способами, нежели те, которые культивировала поэтика натуральной школы. Не случайно, что реальность эта раскрылась навстречу остро индивидуальному художественному зрению свежего таланта, не заслоненному стереотипами школы.
Проблематика
Проблематика — это круг поставленных автором проблем в произведении. Проблема — это вопрос, требующий разрешения.