В чем заключается главная задача христианских апологетов
Православная апологетика. Введение
Православная апологетика (или основное богословие) есть богословская наука, представляющая собой систематическое изложение, обоснование и защиту (апологию) основных христианских истин, как их понимает Православная Церковь. Эти истины суть: истина бытия Божия, истина бессмертия души человека и истина Божественного откровения.
Наука апологетика (основное богословие) носит еще и другие названия: введение в богословие, общее богословие, умозрительное богословие, апологетическое богословие, энциклопедия богословия; иногда эту науку называют философией религии, философией христианства, христианским мировоззрением и т. п.
Мы будем называть наш курс апологетикой или основным богословием, так как главная цель нашего курса будет защита основных богословских истин Православной Церкви. Давая систематическое изложение основ православного богословия, апологетика (основное богословие) вместе с тем является и основой органически целостного православного христианского мировоззрения.
Под именем православного богословия обычно разумеется систематическое изложение христианской религии на основании изучения Слова Божия, т. е. Священного Писания и Священного Предания, под руководством Православной Церкви.
Слово «православный» (ортодокс) значит правильно мыслящий о предметах веры, правильно верующий, правильно славящий Бога. Слово «богословие» (теология), по учению святых отцов и учителей Церкви, имеет несколько значений: «слово о Боге», «слово от Бога», «слово к Богу», «слово для Бога». Митрополит Московский Макарий (Булгаков) определил богословие как «слово Божие о Боге во славу Божию».
Согласно общему учению Православной Церкви, богословие можно определить как учение о Боге, Его свойствах и о всем относящемся к богопочитанию.
Первым христианским богословом был святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, в своем Евангелии преимущественно показавший, что Иисус Христос есть Сын Божий или Слово Божие, Бог Слово. Из святых отцов и учителей Церкви преимущественно богословом именуется святой Григорий Богослов и святой Симеон Новый Богослов.
В отличие от всех других философских и религиозных мировоззрений, мировоззрение христианина представляет собой не отвлеченное умозрительное построение, а животворящий метод осмысленной и нравственной жизни человека в мире. Поэтому и основной метод науки апологетики заключается прежде всего в положительном жизненном изображении основных истин христианства и выяснении глубокой внутренней связи этих отдельных истин, представляющих собой органическое целостное единство. Лучезарно-светлый образ христианской истины, раскрытый перед духовными очами слушателя, убеждает его гораздо в большей степени, чем самые точные логические доказательства. Такой положительный способ защиты христианства является основным методом православной апологетики. Затем идут так называемые положительные рациональные обоснования и доказательства, опирающиеся на данные соображений разума, т. е. такие данные, которые заимствуются из философских, историко-филологических, естественно-исторических и физико-математических наук. При посредстве этих доказательств апологетика защищает христианскую религию от попыток дискредитировать ее указанием на якобы имеющиеся противоречия между религией и наукой, между верой и знанием, между разумом и откровением. Отрицательные или косвенные доказательства истин христианской религии, состоящие в критическом разборе противорелигиозных вообще и противохристианских воззрений в частности, также употребляются в апологетике, но имеют второстепенное значение.
Самая большая опасность, которой иногда подвергаются неопытные апологеты христианства, заключается в соблазне критикой, ради которой забывается положительная задача построения христианского мировоззрения. Наука апологетика, являющаяся основой и введением в богословие, не должна размениваться на мелочную критику частных обывательских заблуждений, обличение которых принадлежит по преимуществу пастырской деятельности, а должна сосредотачиваться на критике основ целых систем мировоззрений, враждебных религии вообще и христианству в особенности.
Окончательной целью православной апологетики (основного апологетического богословия) является построение несокрушимого фундамента целостного церковно-православного христианского мировоззрения, защита его основ от нападок философской и научной критики и, одновременно с этим, разрушение основ всех противных христианству мировоззрений. Отсюда ясно, что апологетика является и фундаментом для всего здания богословских наук. На этом фундаменте зиждутся исследования всех остальных богословских вопросов: догматических, нравственных, канонических и прочих.
Идеалом изучения всех богословских наук является построение единой целостной системы органического богословия.
Основное апологетическое богословие и представляет собой методологически зародыш такой системы.
Что касается плана построения апологетики, то он определяется сам собой из необходимости последовательно раскрывать, обосновывать и защищать положения, касающиеся религии вообще, а затем религии христианской.
При использовании научных данных следует быть особенно осторожным и не увлекаться, по примеру католичества, «строгой научностью» доказательств, памятуя, что все науки дают только временное гипотетическое знание, тогда как предметом апологетики является вечная и неизменная истина.
Защита христианской истины, эта благодатная и благодарная задача, требует безусловной честности, чрезвычайной осторожности, глубокой вдумчивости, основательной эрудиции, внутреннего смирения, терпения и самоотверженной любви к Богу и людям. «Служите Господу со страхом и радуйтесь (пред Ним) с трепетом» (Пс. 2, 11).
Православные апологеты
Процесс распространения христианства на территории Римской империи был сложным, так как оно имело статус полузапрещенного вероучения. Первые христиане собирались тайно, что порождало много слухов об их собраниях и богослужениях. Язычники всеми силами старались очернить верующих, приписывая им страшные преступления, которых они не совершали. Верующим и самому христианству в годы гонений требовались защитники. Ими стали первые христианские апологеты.
Кто такие апологеты
Апологет — защитник христианства, человек, который отстаивает христианское вероучение перед представителями власти. Еще так называли раннехристианских писателей, которые поддерживали новую религию и обличали язычество.
Главной задачей апологетов было добиться от власти официального признания христианской религии. Язычники придумывали много мифов, клеветали на христиан, обвиняя их в причастности к инцестам, детоубийствам. Защитники ставили своей целью развенчание этих мифов. В качестве аргументов в пользу христианства они говорили о высокой нравственности верующих, рассказывали о чудесах, которые творил Христос.
Чудеса, сотворенные Господом и его подвижниками, противопоставлялись колдовству языческих шаманов. Апологеты пытались донести до простых людей и властей, что колдунами движут темные силы, в то время как Господь пришел на Землю, чтобы спасти всех живущих на ней.
Цели апологетики
Апологетика всегда соответствует течениям времени, своими проблемами выбирает то, что наиболее актуально на данный момент:
Деятельность ранних христианских апологетов
Первые апологеты были выходцами из элиты общества. Они защищали догматы веры от критики иудейских философов и сторонников язычества.
Главным оппонентом первых христиан считают Фронтона — наставника императора. Он считал убеждения верующих абсурдными, основанными на предрассудках и фанатизме. Такие взгляды могли разрушить привычный античный мир, поэтому противники христианства старались доказать, что новая религия враждебна. Апологеты же стремились донести обществу истинность и приемлемость своего вероисповедания.
Важно! Деятельность защитников смогла ослабить гонения власти и подготовить общество к восприятию новой религии.
Богословие и апологетика
Апологеты стали основателями христианского богословия. Позже апологетика стала разделом богословия, посвященным обоснованию истинности христианской веры с помощью рациональных средств.
Между классическим богословием и апологетикой есть принципиальная разница. Богословие объясняет понятие Бога и Церкви, собирает и обобщает опыт церковной жизни. Апологетика, как часть богословия, ищет подтверждение христианским откровениям, отстаивает истинность вероучения и отражает нападки атеистических и нехристианских течений.
Разделы апологетики
Апологетика, как часть богословия, имеет свою структуру. Она включает в себя пять разделов:
Впадая в грехи, христиане дают повод противникам веры укрепиться в своих убеждениях и убедить в них сомневающихся. Призвание христианина — своей жизнью и своим примером приводить людей на путь спасения. Каждый христианин вносит свой вклад в развитие нравственного раздела апологетики.
Поздняя апологетика
В раннее время апологетика выступала против язычества, в Средние века — против иудаизма и мусульманства, сейчас — против атеизма.
В первые века существования христианства верующих обвиняли в том, что они хотят разрушить государство, пропагандируют разврат, детоубийство. Сама мысль о монотеизме считалась богохульством. Первые христиане подвергались страшным пытками: их сжигали заживо, отдавали на съедение диким зверям, закапывали в землю живьем. Их считали представителями сект, а Христа — обманщиком. Благодаря первым апологетам христианство устояло и дало миру величайшую культуру.
После того как христианство официально приобрело статус религии, борьба с язычниками перестала быть главной целью апологетики, так как они стали практически бессильными. После этого активность писателей-защитников стала угасать. Место первых апологетов заняли борцы с ересью и инакомыслием.
Сейчас для христиан наступило тяжелое время — с одной стороны безбожие, популяризация атеизма, с другой — обилие тоталитарных сект, ведь новых группировок с каждым годом становится все больше. Это требует активизации апологетов Православия.
Иногда говорят, что апологетика не нужна, так как принятие какой-либо веры — это добровольный акт. Кто захочет — тот придет к вере несмотря на трудности. Задача апологетики в современном мире — доказать, что Священное Писание не противоречит научным данным и поддержать колеблющиеся умы.
Известные православные апологеты
Иустин был апологетом и мучеником, родоначальником христианского богословия. Он доступно объяснял язычникам истины Ветхого Завета, защищал христиан от гонений, связанных с непочитанием эллинских богов. За отказ от возвращения к язычеству мученик был казнен. В Православии и католицизме Иустина Философа почитают как Святого.
День памяти Аристида Афинского в Православии — 13 сентября. В эпоху позднего Средневековья его труд «Апология» был одной из самых популярных книг.
В христианстве Феофила Антиохийского почитают в качестве святителя. Много внимания Святой уделял борьбе с христианскими лжеучениями.
Иоанн Златоуст — Вселенский Святитель и Учитель Церкви, почитается в Православии как Святой. День памяти — 26 ноября. Является автором Литургии восточного образца, седьмой молитвы обязательного вечернего правила.
Афинский епископ Кодрат боролся за права христиан. Его труд «Грамота в защиту христиан» был благоприятно воспринят римским императором. Он издал указ, согласно которому запрещалось обвинять христиан в преступлениях без веских улик.
Защитник христианства почитается Православной Церковью 6 августа. Он отвергал языческие обвинения христиан в безбожии, инцестах и детоубийстве.
Мелитон Сардийский стал первым епископом и богословом, который обратился к императору Марку Аврелию с просьбой о защите христианства. Епископ пользовался высоким авторитетом в христианском мире. В Православии днем его памяти считается 1 апреля.
Будучи писателем и богословом, защитник христианства выступал против произвола язычников, обличал ересь и лжеучения. День памяти — 8 января.
Тертуллиан был писателем и теологом, выдающимся христианским апологетом, родоначальником латинской патристики. Все его труды посвящены проблемам христианской нравственности и опровержению лжеучений.
Ермий был язычником до тех пор, пока не открыл для себя христианство. Он с безусловным осуждением относился к языческой философии, считая, что в ней нет и капли христианской мудрости. Этой теме он посвятил свой единственный труд, который носит название «Осмеяние языческих философов».
Учения Иринея Лионского способствовали формированию концепции раннего христианства. Епископ активно занимался пастырской и миссионерской деятельностью. Согласно преданию, за распространение христианства Ириней Лионский был казнен.
Пантен был христианским богословом, основателем Александрийской школы богословия. По свидетельствам современников, Пантен смело проповедовал христианство среди язычников, доходил с миссионерской целью даже до индийских земель.
Ориген был греческим философом и теологом, основателем библейской филологии. Защитник веры погиб в ходе очередных репрессий против христиан при императоре Деции.
Григорий Богослов был одним из Отцов Церкви, сподвижником Василия Великого. Григорий получил священный сан в годы правления императора Юлиана Отступника. Император дал начало новым гонениям против верующих, приказав своим войскам захватывать христианские храмы.
Григорий Богослов организовал сопротивление войску императора, благодаря ему храмы удалось отстоять. Всю свою жизнь архиепископ Константинопольский посвятил служению Богу и популяризации христианства. Дни памяти Григория Богослова в Православии — 7 и 12 февраля.
Григорий был младшим братом Василия Великого, близким другом Григория Богослова. Его почитают как Отца и Учителя церкви, день его памяти в Православии — 10 января. Современники Григория Нисского почитали его как авторитетного богослова и проповедника.
Василий Великий был одним из трех Отцов Церкви, который прославился изобретением иконостаса и составлением Литургии Василия Великого. Он также является автором пятой и шестой молитвы утреннего правила. Эти молитвы до сих пор считаются обязательными для всех православных христиан.
Апологетика не может дать человеку веру. Вера — это дар Божий, который посылается тем, кто хочет его получить. Но на пути к воцерковлению всем людям в душу закрадываются сомнения, познанию истины мешают ложные вероучения. Апологетика расчищает путь к вере от сомнений и предрассудков, помогает укрепиться в своих убеждениях.
Апологеты
Апологе́ты (др.-греч. ἀπολογία [апология], «защитительная речь») – название христианских писателей II–III вв., преемников апостолов и мужей апостольских, выступавших с обоснованием христианского учения и открыто защищавших его от критиков. Таково первоначальное значение этого слова. Впоследствии так стали называть всех активных защитников каких-либо идеологических течений, теорий, систем, учений.
Кого можно упомянуть в числе раннехристианских апологетов?
Как появились апологеты?
Распространение христианской веры ко II в. среди всех слоев населения Римской империи вызвало негативную реакцию со стороны множества представителей языческого мира. С юридической точки зрения христианство оказалось в положении «недозволенной религии», общины христиан подпадали под категорию «незаконных собраний», а отказ от участия в языческих культах рассматривался как «святотатство». В этот период появляются нападки на христиан со стороны образованных язычников. Кроме того, о христианах распространялись клевета и сплетни, отчасти вызванные закрытостью их собраний. В то же время стали появляться и защитники христианской веры, как правило, это были образованные люди, задача их состояла в том, чтобы показать языческому миру приемлемость и возвышенность христианства с самых разных сторон – гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной и т. д.
Кому были адресованы сочинения апологетов?
По своей адресной направленности все раннехристианские апологетические сочинения можно разделить на труды, адресованные конкретным людям (например, императору, философу, частному лицу), и труды, адресованные группе лиц (например, «К язычникам», «К эллинам», «К иудеям»). Укажем некоторые из них.
Одними из наиболее известных оппонентов апологетов во II в. были Фронтон – римский грамматик, ритор, наставник императора Марка Аврелия, а также Цельс – римский философ-платоник, автор направленного против христиан сочинения «Истинное слово». И Фронтон, и Цельс рассматривали христианство как учение, полное предрассудков и фанатизма и угрожающее античному миросозерцанию. Греческие апологеты Кодрат и Аристид обращались с апологиями к императору Адриану. В середине II в. был записан «Диспут Ясона с Паписком о Христе», автором которого считают Аристона из Пеллы. Это произведение посвящено антииудейской полемике. Св. Иустин Философ адресовал свою 1‑ю «Апологию» императорам Антонину Пию и Марку Аврелию, а 2‑ю – римскому сенату. Основной целью обоих произведений является защита христиан от преследования «за одно лишь имя», а также попытка представить христианство достойным более внимательного и объективного взгляда со стороны просвещенных римских самодержцев. Его же «Диалог с Трифоном иудеем» представляет собой запись диспута Иустина с ученым раввином Трифоном. Свт. Аполлинарий Иерапольский обращался с речью к императору Марку Аврелию, ему же принадлежали и другие апологетические сочинения, среди которых упомянем «К эллинам» и «К иудеям». Ритор Мильтиад написал сочинения против эллинов и против иудеев. Полемике с иудеями был посвящен и трактат Тертуллиана «Против иудеев». Татиан до своего уклонения в ересь написал «Речь к эллинам». Современником Татиана был Афинагор, христианский философ из Афин; ему принадлежит «Прошение о христианах», направленное императорам Коммоду и Марку Аврелию. Были среди апологетов и такие, кто адресовал свои произведения частным лицам, например, св. Феофил Антиохийский – «К Автолику», Тертуллиан – «Книга к Деметриану». Самым значительным произведением раннехристианской греческой апологетики является сочинение теолога, философа, ученого, основателья библейской филологии Оригена – «Против Цельса». Оппонентами св. Евсевия Кесарийского были неоплатоники Порфирий и Иерокл.
Как именно апологеты защищали христианскую веру?
Апологеты старались опровергнуть возводимую на христиан клевету и дать ответ тем, кто обвинял Церковь в том, что она является угрозой государству. Подчеркивая высокие нравственные качества христиан, апологеты доказывали, что их вера способствует спокойствию и благополучию как императора и государства, так и общества в целом. Апологеты также опровергали обвинения в чудовищных преступлениях (атеизм, каннибализм, эдиповы кровосмешения и т. д.), возводимых на христиан, доказывая их невозможность и абсурдность. В‑третьих, апологеты раскрывали абсурдность и безнравственность язычества, его мифологии и божеств и утверждали, что христианство обладает единственно верным учением о Боге и мире. Они не просто опровергали аргументы философов, но показывали, что сама их философия, имея единственным обоснованием человеческий разум, не может достичь истины в той мере, в которой она достижима в христианстве. В то же время, отмечая параллели между языческой философией и христианской мыслью, многие раннехристианские апологеты представляли философию как предшественницу христианства, а христианство – как откровение того, что философия лишь предчувствовала. При этом апологеты активно использовали понятийный аппарат и некоторые идеи античных религии и философии, используя их (например, учение стоиков о Логосе) для обоснования христианской веры перед лицом своих языческих современников. И, наконец, апологеты раскрывали перед языческим миром христианское понимание Священного Писания, при этом отмежевываясь от «ветхого Израиля» – иудейства.
Способствовала ли деятельность апологетов ослаблению гонений на христиан?
На первый взгляд, деятельность апологетов мало способствовала ослаблению гонений на христиан, по крайней мере, в то время, когда жили сами апологеты. Но их деятельность подготовила постепенную эволюцию сознания греко-римского языческого общества в сторону принятия христианства. Принятие же христианского учения, соответственно, привело и к прекращению гонений.
Какие высказывания апологетов наиболее известны в настоящее время?
Чаще всего на слуху два высказывания Тертуллиана. В заключении своего трактата «Апологетик» он свидетельствует, что никакие гонения не могут уничтожить настоящую веру: «Кровь мучеников есть семя христианства». В том же сочинении Тертуллиан говорит о том, что душа – «христианка по природе».
Каково главное значение деятельности раннехристианских апологетов?
Сочинения апологетов имели исключительное значение для самосознания христианской Церкви в первые века ее существования. Являясь во многих вопросах первопроходцами, апологеты проложили путь для последующей христианизации языческого античного мира и формирования целостной системы христианского богословия. В том числе, они сделали первые шаги и в формировании христианской богословской терминологии.
М.В. Никифоров, статья из III тома «Православной энциклопедии»:
Апологеты раннехристианские, христианские писатели II–III вв., выступавшие с обоснованием и защитой христианской веры.
Распространение христианства ко II в. среди всех слоев населения Римской империи вызвало реакцию со стороны языческого мира. С юридической т. зр. христианство оказалось в положении «недозволенной религии» (лат. religia illicitia), общины христиан подпадали под категорию «незаконных собраний» (collegii illiciti), а отказ от участия в языческих культах рассматривался как «преступление против религии». В этот период появляются первые нападки на христиан со стороны образованных язычников. Главными оппонентами христианства во II в. были Фронтон (наставник имп. Марка Аврелия) и Цельс, автор направленного против христиан соч. «Истинное слово» (ок.178). Эти авторы рассматривали христианство исключительно как учение, полное предрассудков и фанатизма и угрожающее античному миросозерцанию. Кроме того, о христианах распространялись клевета и сплетни, отчасти вызванные закрытостью их собраний (см. Disciplina arcana). Задача апологетов состояла в том, чтобы продемонстрировать языческому миру приемлемость христианства с самых разных сторон – гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной и т. д. (о развитии апологетического жанра см. ст. «Апологетика»).
Прежде всего, раннехристианские апологеты старались опровергнуть возводимую на христиан клевету и дать ответ тем, кто обвинял Церковь в том, что она является угрозой государству. Подчеркивая высокие нравственные качества своих единоверцев, они заверяли, что их вера способствует сохранению мира и благосостоянию как императора и государства, так и общества в целом. Во-вторых, раннехристианские апологеты раскрывали абсурдность и безнравственность язычества, его мифологии и божеств и утверждали, что христианство обладает единственно верным учением о Боге и мире. Они не просто опровергали аргументы философов, но показывали, что сама их философия, имея единственным обоснованием человеческий разум, не может достичь истины. Отмечая параллели между языческой философией и христианской мыслью, мн. раннехристианские апологеты в то же время представляли философию как предшественницу христианства, а христианство – как откровение того, что философия лишь предчувствовала. Кроме того, раннехристианские апологеты опровергали обвинения в чудовищных преступлениях (атеизм, каннибализм, эдиповы кровосмешения и пр.), возводимые на христиан, доказывая их невозможность и абсурдность. Наконец, раннехристианские апологеты раскрывали перед языческим миром христ. понимание Священного Писания, при этом отмежевываясь от «ветхого Израиля» – иудейства.
Наиболее древними из греч. раннехристианских апологетов считаются Кодрат и Аристид, которые обратились с апологиями в защиту христ. веры к имп. Адриану (117–138) (Евсевий. Церк. Ист. IV 3). Ок. 140 г. был записан «Диспут Иасона с Паписком о Христе», автором которого считают Аристона из Пеллы. Это произведение, фрагменты которого сохранились в апологии Оригена «Против Цельса», является наиболее ранним из дошедших до наст. времени сочинений, целиком посвященных антииудейской полемике.
Самый известный из греч. раннехристианских апологетов II в.— мч. Иустин Философ († 165–166). Родившись в Палестине в языческой семье, он обратился в христианство после долгих поисков истины. Мч. Иустин, после обращения продолжавший «носить плащ философа», открыл в Риме одну из первых частных христианско-философских школ. Евсевий Кесарийский приписывает ему 8 сочинений (Церк. Ист. IV 18), из которых сохранились и достоверно принадлежат ему только 3: 1‑я и 2‑я «Апологии» (ок. 150 и 161) и «Диалог с Трифоном Иудеем» (ок. 135). 1‑ю «Апологию» св. Иустин адресовал императорам Антонину Пию (138–161) и Марку Аврелию (161–180, соправитель с 147), 2‑ю – рим. сенату. Основной целью обоих произведений является защита христиан от преследования «за одно лишь имя» (nomen ipsum), а также попытка представить христианство достойным более внимательного и объективного взгляда со стороны просвещенных рим. самодержцев. 1‑я «Апология», кроме того, содержит изложение христ. вероучения и первое описание таинств Крещения и Евхаристии в древней Церкви. «Диалог с Трифоном Иудеем» представляет собой запись диспута мч. Иустина с ученым раввином Трифоном. В этой первой обширной апологии против иудаизма выражены 3 основные идеи: временное значение Ветхого Завета в отличие от вечного и непреходящего смысла заповедей Нового Завета; оправдание поклонения Христу как Богу; богоизбранность христ. народов, составивших Новый Израиль. Апологетический характер носит также речь мч. Иустина, сохранившаяся в составе его Мученичества.
У Евсевия (Церк. Ист. IV 26. 1; 27. 1) имеется свидетельство об Аполлинарии Иерапольском, обратившемся с речью к имп. Марку Аврелию. Ему же принадлежали и др. апологетические сочинения: «К эллинам» в 5 кн., «Об истине» в 2 кн. и 2 кн. «К иудеям». Ритор Мильтиад также в царствование Марка Аврелия написал 2 кн. против эллинов, 2 кн. против иудеев и апологию христианской философии (Там же. V 28. 4; 17. 5). Ученик мч. Иустина Татиан (ок. 120–185) до своего уклонения в ересь написал «Речь против эллинов» (после 165), в которой подверг уничижительной критике всю языческую культуру. Несмотря на резкость суждений, Татиан стремился к тому, чтобы добиться терпимости и уважения к новой вере. Проблема взаимоотношений Церкви и государства на примере связи судеб Римской империи с христианством была развита св. Мелитоном Сардийским в «Апологии» (др. название – «Книжка к Антонину», ок. 170, сохранилась только в отрывках), адресованной Марку Аврелию. Современником Татиана и Мелитона был Афинагор, христ. философ из Афин. Ему принадлежит «Прошение о христианах» (ок. 177), направленное императорам Коммоду и Марку Аврелию, в котором он стремился доказать, что преследование христиан неразумно. В правление имп. Коммода (180–192) св. Аполлоний произнес апологетическую речь, сохранившуюся в мученических актах.
Среди раннехристианских апологетов были и такие, которые адресовали свои произведения частным лицам. Из них прежде всего следует упомянуть последнего из греч. апологетов II в. св. Феофила Антиохийского, автора 3 кн. «К Автолику» (ок. 182), написанных для образованного и влиятельного язычника, имеющего предубеждения против христианства. Анонимное «Послание к Диогнету» (ок. 200) представляет собой апологию, составленную в форме письма для знатного язычника, желающего познакомиться с христ. религией.
В III в. апологии пишут Климент Александрийский и Ориген. В отличие от предыдущих апологий, «Протрептик» («Увещание к эллинам», нач. III в.) Климента Александрийского создан уже не столько для защиты христианства от нападок и преследований, сколько ради привлечения язычников к истинной вере. К жанру «Протрептика» близко и сохранившееся на сир. яз. «Слово к Антонину» Псевдо-Мелитона (нач. III в.). Самым значительным произведением раннехрист. греч. апологетики является соч. Оригена «Против Цельса» (сер. III в.). Цельс был одним из наиболее серьезных критиков христианства из среды язычников. Долгое время его сочинение против христиан не имело достойного опровержения и только в лице Оригена, спустя ок. 75 лет, получило надлежащую отповедь.
Стимулом для дальнейшего написания апологий было появление в 260 г. 15 кн. «Против христиан» неоплатоника Порфирия. Ныне утерянное, сочинение содержало критику Ветхого Завета и Нового Завета, жизни и учения Церкви. Первым ответом на него стал труд Евсевия Кесарийского «Евангельское приуготовление» в 15 кн. (312–322). Ему же принадлежит трактат «Против Иерокла» (311–313), неоплатоника, написавшего антихрист. соч. «Правдолюбец» об Аполлонии Тианском, в котором он доказывал преимущества этого мага и философа перед Христом.
Лат. раннехристианские апологеты появляются гораздо позднее греч.— в кон. II в. Их список открывают рим. адвокат Минуций Феликс диалогом «Октавий» (Octavius) и Тертуллиан (160–220) соч. «К язычникам» в 2 кн. (Ad nationes, 197). Минуций Феликс многое заимствует из трактата Цицерона «О природе богов», а Тертуллиан, взяв за основу книгу Варрона «Antiquitates rerum divinarum» (Божественные древности), в которой содержится критика рим. религии, показывает суетность и ложность политеизма, призывая уверовать в единого Бога. Самым значительным апологетическим произведением Тертуллиана является его «Апологетик» (Apologeticum, ок. 197), адресованный рим. наместникам в Африке. В этой апологии Тертуллиан помимо критики языческой религии утверждает, что вера в единого Бога естественна для человека, поскольку человеческая душа «по природе христианка» (17. 6). В заключении Тертуллиан свидетельствует, что никакие гонения не могут уничтожить настоящую веру: «Кровь мучеников есть семя христианства» (50. 13). Тему, затронутую в «Апологии» о душе как «христианке по природе», продолжает трактат Тертуллиана «О свидетельстве души» (De testimonio animae; 197). В отличие от греч. раннехристианских апологетов II в. Тертуллиан считает ненужным апеллировать к философии для доказательства истинности христ. веры, поскольку сама душа является лучшим свидетелем Истины. Из др. апологетических сочинений Тертуллиана выделяются послание «К Скапуле», проконсулу Африки (Ad Scapulam; 212), а также трактат «Против иудеев» (Adversus Iudaeos; между 198 и 206), написанный под влиянием «Разговора с Трифоном Иудеем» св. Иустина Философа. В сер. III в. св. Киприан Карфагенский написал «Книгу о суетности идолов» (De idolorum vanitate), в которой он доказывает, что языческие божества – не что иное, как цари, которым после смерти начали воздавать поклонение. В «Книге к Деметриану» (Ad Dimetrianum, ок. 252), направленной против некоего Деметриана, обвинявшего христиан в том, что они являются причиной войн и стихийных бедствий, св. Киприан утверждает, что идолослужение и в особенности гонения против христиан вызывают гнев Божий. Антииудейской полемике св. Киприан посвятил «Три книги свидетельств» (Testimoniorum Libri III, ок. 249).
Среди поздних лат. А. р. следует упомянуть Арнобия (ум. ок. 330), автора 7 кн. «Против язычников» (Adversus gentes; кон. III – нач. IV в.), из которых первые две апологетические, остальные – полемические, и Лактанция (ок. 250–330), ученика Арнобия, создателя апологии «Божественные установления» в 7 кн. (Divinae institutiones; 304–313). Последняя, помимо собственно апологетического материала, содержит древнейшую на Западе систему христ. вероучения. К ней примыкает соч. «О гневе Божием» (De ira Dei; ок. 303), написанное против язычников (особенно стоиков и эпикурейцев). В ней Лактанций защищает возможность применения к Богу слова «гнев». Апологетические темы развиваются и в др. сочинении Лактанция – «О смертях преследователей» (De mortibus persecutorum; ок. 314).
Несмотря на то что деятельность раннехристианских апологетов видимым образом мало способствовала ослаблению гонений на христиан, она, без сомнения, подготовила постепенную эволюцию сознания греко-рим. языческого общества в сторону принятия христ. религии. Раннехристианские апологеты выступили во всеоружии совр. религ. и философских систем, используя их понятийный аппарат и некоторые идеи (напр., учение стоиков о Логосе) для обоснования христ. веры перед лицом своих языческих современников. Одновременно они сделали первые шаги в формировании христ. богословской терминологии.
Отношение к языческой культуре среди раннехристианских апологетов было различным: от полного неприятия: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?» (Тертуллиан. Опроверж. ерет. 7) – до осознания себя наследниками того лучшего, что было когда-либо посеяно Божественным Логосом в мире: «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам» (Иустин. Апол. II 13). На фоне критики языческой религии и философии складывались собственно христ. представления о Боге, мире и человеке. Политеизму противопоставлялось учение о едином, вечном Боге, обладающем по преимуществу такими апофатическими свойствами, как нерожденность, беспредельность, бесстрастность, непознаваемость (ср. Иустин. Апол. II 6; Татиан. Речь. 4; Афинагор. Прошение. 10). Против философского учения о совечности Бога и материи некоторые раннехристианские апологеты (Афинагор, Феофил Антиохийский) утверждали идею творения мира «ex nihilo» (из ничего). Вместо представления о роке и предопределении раскрывалось учение о Промысле Божием (Афинагор. Прошение. 24; Минуций Феликс. Октавий. 18). А. р. впервые начали развивать христ. учение о Пресв. Троице, используя филоновское и стоическое учение о Логосе.
Христологическим вопросам уделялось меньше внимания по причине внешней ориентации богословия раннехристианских апологетов (исключение составляет лишь мч. Иустин). Из остальных тем, затрагиваемых раннехристианских апологетов, можно выделить проблему образа и подобия Божия в человеке (Татиан. Речь 7–11), вопросы о первородном грехе (Феофил Антиохийский. К Авт. II, 17), о воскресении, опровержение античного представления о судьбе и др.
В целом сочинения раннехристианских апологетов имели исключительно важное значение для самосознания христ. Церкви. Будучи во мн. вопросах первопроходцами, раннехристианские апологеты проложили путь для дальнейшей христианизации эллинизма и формирования целостной системы христ. богословия (см. также Богословие доникейское).