В чем заключается гносеологическая функция политологии
Теория государства и права. Шпаргалка
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Функции теории государства и права — основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.
Функции теории государства и права:
1) онтологическая — функция, которая изучает государственно—правовые явления, исследует их и анализирует;
2) гносеологическая — функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций);
3) прогностическая — функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;
4) методологическая — функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно—правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно—правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов;
5) прикладная — функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно—правовой действительности;
6) политическая (политико—управленческая или организационно—управленческая) — функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики;
7) эвристическая — функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права;
8) идеологическая — функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно—правовых явлений;
9) практически—организаторская — функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно—правового строительства, законодательства и юридической практики;
10) воспитательная — функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;
11) теоретико—познавательная — функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно—правовых явлений;
12) учебная — функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку.
Ответы на экзаменационные вопросы по политологии
В представленном учебном пособии систематизированы и освещены все основные вопросы курса политологии. Сжатое изложение материала позволяет в короткие сроки ознакомиться с курсом политологии и успешно сдать экзамен по данной дисциплине. Настоящее издание предназначено для студентов ВУЗов, а также всем интересующимся политологией.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ответы на экзаменационные вопросы по политологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Вопрос 3. Функции политологии
Политологические понятия и оценки, воздействие политологии на жизнь современного общества становятся все более распространенными и существенными. Это свидетельствует о наличии многообразных связей этой науки с обществом, о выполнении ею ряда важных функций. Выделим пять наиболее очевидных.
Мировоззренческая функция — состоит в том, что политология формирует определенный взгляд на развитие общества, взаимоотношения внутри организованного в политическую форму общества, на место человека в политически оформленном мире. Как учебная дисциплина она обучает теории и практике политической деятельности.
Познавательная функция — связана с изучением тенденций политического развития, политических явлений, процессов, событий. Политологические исследования обогащают общество новыми знаниями о политической действительности. Эта наука помогает людям лучше узнать общество, в котором они живут.
Управленческая функция — обеспечивается тем, что политология, вскрывая тенденции политического развития, вооружает общество, и особенно властные структуры, такой информацией, какая способствует эффективному политическому руководству и управлению общественными делами. Политология помогает выработке политических решений, участвует в разработке практических рекомендаций по вопросам управления вообще, по решению отдельных политических проблем.
Воспитательная функция — выражается в утверждении определенной политической культуры общества с конкретными правилами, традициями политического поведения. Воспитание цивилизованной политической культуры особенно важно в ходе политической социализации личности, в процессе формирования гражданина. Политическая культура тесно связана с идеологией и вместе с ней активно влияет на поддержание устойчивости политической системы данного сообщества.
Прогностическая функция — реализуется в разнообразных научно обоснованных прогнозах общественного развития, концепциях политических изменений, рекомендациях о характере реакции на конкретные политические ситуации. Политологический прогноз занимает все большее место в системе мер по управлению обществом.
Роль политологии особенно возрастает в условиях реформируемого общества, когда приходится вносить серьезные изменения в структуру политической системы, в содержание политического процесса и характера власти. Политология помогает решать возникающие на этом пути все новые и новые проблемы, регулировать общественное сознание и контролировать политическое поведение различных групп населения. Именно в такой ситуации находится современная Россия.
Пройдя долгий путь развития, в прошедшем столетии политическая мысль оформилась в виде цельной науки, получившей общественное признание и в XXI в. Являясь наукой о политике и власти, политология имеет свой собственный предмет познания и объект воздействия. Через анализ политической системы, политических отношений, результатов политического процесса политология углубляет представления о современном обществе, содействует его совершенствованию. В последние десятилетия она быстро распространяется в цивилизованном мире, оказывает возрастающее влияние на политическую практику.
Функции политологии
Теоретико-познавательная (гносеологическая) функция политологии заключается в развитии теоретического (фундаментального) знания о политике, разработке ее основных проблем и постановке новых. Политологические исследования дают общую характеристику функционирования политических систем, деятельности политических институтов, партий и групп.
Эта функция политологии открывает доступ к политическому знанию не только узкому кругу специалистов и политиков, но и всем желающим знать «тайные пружины механизма власти». Эта функция помогает политикам иметь объективное, научное представление о политических процессах, способствует росту политической культуры населения, углублению научных исследований.
Вторая функция политологии – методологическая. Научная парадигма, теория, система взглядов, применяемая для получения новых знаний, выводов, практических задач становится методом. Методологическая функция политологии состоит в том, что она дает способ решения теоретических и практических задач в области политики и в смежных областях: в экономике, культуре, социальной сфере. Политология дает методологию социального поведения человека и социального управления, методологию постановки общественных целей и мобилизации людей на их выполнение, методы построения взаимоотношений между нациями внутри страны и на международной арене и т.д. Выводами политологических исследований пользуются не только политики, но и социологи, психологи, демографы, экологи, правоведы, историки, философы.
Позновательная функция – важная функция политологии. Древние говорили: «Чтобы любить, надо знать». Действительно, изучение государственного устройства, осознанное участие в практической политике делает отношения человека к своей стране более лояльными. Чувство патриотизма, гордости, любви к Родине вызывают ее шаги в защите прав и достоинства конкретных людей, ее граждан, обеспечении их участия в управление обществом.
Наконец, управленческая (практическая) функцияполитологии позволяет применять полученное знание для решения проблем управления обществом. Следует отметить, что политологи не управляют непосредственно обществом. Но они дают рекомендации для принятия решения политиками, участвуют вместе с другими специалистами в анализе политических ситуаций, составлении справок, докладов, прогнозов, планов и программ
Закономерности политологии. По нашему мнению, следует отделять универсальные закономерности политики (и политологии) от функциональных закономерностей политологии.
К универсальным закономерностям относятся:
отношения управляющих и управляемых («верхов» и «низов») в обществе;
соотношение высших, средних и низших классов;
учет конкретной политической и социально-экономической ситуации при принятии политического решения;
опора в политике, как на экономическую и военную мощь, так и на нравственные и правовые принципы и др.
Функциональными закономерностями политологии являются такие, в условиях которых она функционирует. Учитывая, что в тоталитарном обществе спрос на политологию отсутствует, то функциональные закономерности совпадают с принципами демократии, такими, как:
обеспечение прав человека;
выборность власти и ее сменяемость и т. д.
Методы политологии. Политология использует как общенаучные методы исследования, так и методы социально-гуманитарных наук.
К общенаучным методам можно отнести методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, метод системного подхода, эксперимента и др.
Методы социально-гуманитарных наук (исторический подход, изучение документальных источников, непосредственное наблюдение, опросы населения и т. д.) будучи примененными, в сфере политики приобретают специфику и оригинальность, например: изучение партийных программ, сравнение возможных политических решений, опрос демонстрантов, наблюдение попытки военного переворота.
В теоретическом плане политологи плодотворно применяют функциональный и структурный подходы, общую теорию систем, теорию циклов, на базе которых создана теория политических систем и теория международных систем, теория политических режимов и теория конфликтов, теория цикличности политической жизни. Эти теории уже давно стали методами политологии. В этом качестве они используются и в смежных дисциплинах.
Среди теортических методов, применяемых в политологии особое место отводится бихевиоризму. Бихевиоризм – это методологический подход, основанный американским психологом В.Ф. Скиннером. В его основе лежит предположение, что поведение человека есть реакция на различные раздражители, стимулы. В политологии с помощью этого метода обычно описывают изменения в политическом поведении людей, связывая их с изменениями условий жизни, принятием политических решений и т.д.
Категории политологии. Политология имеет целый набор фундаментальных, общих понятий,которые отражают существенные стороны политики. Это такие категории, как власть, политическая система, политический режим, политическая культура, политическая жизнь, политический процесс, политическая партия, политическое лидерство, государство, гражданское общество, плюрализм, консенсус, парламент, политические выборы, права человека и др.
Одни из них заимствованы из других наук, другие являются собственно политологическими. Все они являются необходимыми инструментами политологии.
ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ
Смотреть что такое «ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ» в других словарях:
Факультет политологии МГУ — Факультет политологии Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова … Википедия
МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ — (гр. methodos путь исследования) средства анализа, способы проверки и оценки политической теории. Основные типы методов и уровни методологии политических исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли.… … Политология: словарь-справочник
Политология — (греч. πολιτικός от греч. πολίτης гражданин, далее от греч. πόλις город; др. греч. λόγος … Википедия
Политология — отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения официальных общностей, личности в деятельность по выражению политических интересов и политической… … Политология. Словарь.
Федеральный резервный банк Атланты — (Federal Reserve Bank of Atlanta) Федеральный резервный банк Атланты это один из двенадцати банков Федеральной Резервной Системы Федеральный резервный банк Атланты: назначение и функции, руководство и совет директоров, региональные филиалы… … Энциклопедия инвестора
Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора
Министерство финансов США — (The U.S. Treasury) Глава министерства финансов США, Министерство финансов США Министерство финансов как один из исполнительных департаментов США, функции министерства финансов США, список министров финансов США Содержание Содержание Раздел 1. о… … Энциклопедия инвестора
Безработица — (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… … Энциклопедия инвестора
Государственный академический университет гуманитарных наук — (ГАУГН, бывший ранее до 1998 года РЦГО (У) и с 1998 по 2008 ГУГН) Оригинальное название ГОУ ВПО «Государственный академический университет гуманитарных наук» Международное название … Википедия
Функции политологии
Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, методологическую, познавательную, инструментальную, прогностическую и идейно-воспитательную.
Методологическая функция политологии заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке законов и категорий данной науки. Результатом такого поиска является система социально апробированных принципов и способов рационального познания политической действительности, правил и нормативов построения политической теории, образцов организации практической политической деятельности. Политология, как указывалось выше, выступает в качестве теоретико-методологической базы конкретных исследований политики в рамках некоторых других общественных наук. Методология и методы политического анализа будут особо рассмотрены в следующем разделе учебного пособия.
Познавательная функция политологии предполагает накопление, описание, изучение фактов политической действительности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития. Политология призвана дать рациональное объяснение политической действительности, отвечая на вопросы: как, почему, в силу каких причин возникли данные политические явления и процессы, почему им присущи именно эти особенности? Познавательная функция политологии направлена на адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей, тенденций и закономерностей развития.
Объективный анализ политической действительности является необходимым условием для выработки научно обоснованной политики. Политология не только отражает политическую реальность, но и способна служить мощным инструментом воздействия на нее. Отсюда следующая функция политологии – инструментальная, или регулятивная – связана, прежде всего, с вопросами практической политики. Основным содержанием данной функции является выработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую действительность.
Политическая наука дает теоретическое обоснование политических реформ и преобразований, разрабатывает технологию относительно безболезненного разрешения социально-политических конфликтов. Тем самым политология призвана способствовать повышению эффективности политического руководства и управления общественно-политическими процессами. К сожалению, на практике политологические знания и рекомендации политической науки не всегда бывают востребованы обществом, органами власти и управления.
Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив политического развития общества, выработку прогнозов, моделирование будущих политических процессов и отношений. Прогнозы должны опираться на вскрытые объективные закономерности и тенденции общественно-политического развития. Прогнозирование – одна из важнейших и наиболее сложных задач политической науки. В последнее время возможности прогнозирования несколько расширились благодаря использованию новейших научных достижений, вычислительной техники, современных методик и т.д.
Идейно-воспитательная, мировоззренческая функция политологии связана с выработкой, обоснованием определенных политических идеалов и ценностей, способствующих устойчивости той или иной политической системы, соответствующих политических взглядов, убеждений и политических ориентаций граждан. Политология способствует формированию гражданственности, политического сознания и политической культуры населения, осуществляет политическую социализацию граждан.
Без развитой политической культуры невозможно функционирование демократического общества. Способность граждан к участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения соответствующих знаний и опыта. Во всех развитых демократических странах действуют специальные системы политического образования и воспитания. Тем более актуальна эта задача для Беларуси и других посттоталитарных стран.
Какой бы узко профессиональной сферой деятельности ни занимался человек, он является гражданином своей страны и в той или иной степени участвует в политической жизни. Говорят, если люди перестают заниматься политикой, политика начинает заниматься людьми. Они превращаются в объект манипуляций, заложников некомпетентности и политического авантюризма властей. Знакомство с основами политологии помогает человеку осознать свое место в обществе, ориентироваться в сложной политической обстановке, занимать гражданскую позицию. Французский политолог Ф.Бро отмечает: «Политическая наука обеспечивает высшую форму уважения личности, так как дает человеку возможность более свободно распоряжаться собой и более сознательно выбирать, в какую борьбу включаться» (Политология вчера и сегодня. М., 1990. – С. 243).
ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
Политическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности по сию пору.
Греческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) в своих произведениях (“Государство”, “Политик”, “Законы”) создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждаться в помощи.
Он сформулировал представление об идеальном государстве, т.е. реально не существующем идейном образе, и его особенностях:
— власть здесь принадлежит людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы;
— политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение;
— “коммунизм” как принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.
Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших в его время и служивших искажением задаваемого идеальным типом образца: тимократия — власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия —власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).
Другой великий греческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политик) — здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политика, сочетающую в себе качества аристократии и демократии.
Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений.
В созданной им теории “среднего элемента”, под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории “среднего класса”.
Столь же актуальные для современности многие идеи высказал великий римский мыслитель, оратор, политический деятель Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.).
Вслед за Аристотелем наиболее привлекательной он считал форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества.
В “Кратком пособии для претендентов на выборные должности” Цицерона немало полезных советов, которые вполне годятся для использования и в современной политической практике.
Политические идеи средневековья и Возрождения. Абсолютное господство религии в средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики оценивались с позиций христианского учения. Политические проблемы рассматривались как часть проблем теологических, сколок с них.
Именно так их трактовал крупнейший католический теолог Августин Аврелий (353—430), по мнению которого деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если же оно от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений философ видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Он обосновывает принцип безусловного примата церковной власти над светской, который будет впоследствии рождать острейшие политические и теоретические коллизии.
Идею божественного происхождения государственной власти развивает и Фома Аквинский (1225—1274). Сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемые людьми, могут быть и дурными, противоречить божественной воле. Этого люди могут избежать в случае познания всеобщего порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку. Законы государства должны гармонировать с этим более общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Если государственная власть не делает этого, отходит от требований божественного закона, подданные имеют право не следовать ее требованиям.
Отход от чисто теологической интерпретации политики происходит в эпоху Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли (1469— 1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.
По мнению Н. Макиавелли, политика — отражение природы человека, а она отнюдь не благая. Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне конкретным людям — их тогдашним правителям. Автор свободен от оценки политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивает зависимость политики от естественных сил: климата, места, полезных ископаемых. Политика для него — удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.
Политическая мысль Нового времени. Новое время в Европе — это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти.
Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных.
Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632—1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” — принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.
Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689—1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж.Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов: объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов — правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.
В середине XIX в. Карл Маркс (1818—1883) создает теорию, оказавшую мощное влияние на политическую практику XX в.
Основные компоненты политической теории марксизма:
— принцип экономической детерминации политической жизни:
— способ производства материальных благ обусловливает социальную, политическую, духовную жизнь в обществе;
— идея классовой борьбы как движущей силы исторического и политического прогресса и представление государства в качестве орудия господства одного класса над другим, подчеркивание паразитизма государственной власти эксплуататоров;
— рабочий класс — носитель всеобщего политического интереса, в капиталистическом обществе наиболее эксплуатируемый. Во главе других трудящихся классов он и совершает социалистическую революцию, в ходе которой уничтожается эксплуататорское государство и открывается путь к строительству бесклассового общества изобилия и свободы — коммунизма;
— диктатура пролетариата — период не ограниченного законом господства рабочего класса, в ходе которого создаются предпосылки бесклассового общества, происходит отмирание классов и государства.
Становление и развитие политической науки за рубежом в XIX—XX вв.
Современный облик политической науки с такими ее чертами, как интерес к изучению мотивов и последствий политической деятельности, использование методов конкретной социологии, стремление не строить проекты политического переустройства, но анализировать конкретные политические события и процессы, складывался под влиянием работ ряда социологов и философов.
Итальянский социолог и политолог Вильфредо Парето (1848— 1923), следуя за И. Макиавелли, видел два реальных средства управления людьми: силу и хитрость, поэтому эффективно действующие политики делятся им на “львов” и “лис”. Невысоко оценивая смысл и результаты участия масс в политике, он считал демократию крайне несовершенной формой организации политических отношений, так как в ее рамках неразумная масса получает доступ к принятию политических решений. Реальная власть в обществе принадлежит и должна принадлежать элите — узкому кругу лиц, знаниями, способностями, профессиональными успехами доказавшими свою избранность.
Немецкий историк, философ и социолог Макс Вебер (1864—1920) предложил разделить все типы власти на аффективный, или эмоциональный, целостно-рациональный, или религиозный, и определяемый заинтересованностью. Его по праву считают основателем современной теории бюрократии, которую он рассматривал в качестве рационализированной, обезличенной системы управления, осуществляемой как следование правилам и предписаниям. В научном описании он стремится проводить четкое различие между фактами, которые можно достоверно установить и эмпирически проверить, и ценностями, не подлежащими какой-либо эмпирической фиксации и выражающими внутренний мир субъекта, специфику его отношения к окружающему миру.
Мощное воздействие на методы современной политологии и весь спектр ее проблем оказали идеи австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856—1939) и его последователей. В их трудах было обращено внимание на принципиально новый объект интереса теоретиков политики — роль бессознательного в детерминации политических процессов. В свете этих идей политическое поведение рассматривается в качестве результата неосознаваемых влечений, формирующихся в подсознании человека под воздействием детских впечатлений, воспитания. Политика все чаще оценивается как некий вид патопсихологии, сфера, влекущая людей с неосознаваемыми психическими деструкциями.
Развитие политической мысли в России в XIX—XX вв.
В политической жизни России легко найти представителей широко распространенных и в других странах политических теорий и ориентации: консерваторов и либералов, анархистов и социалистов, республиканцев и монархистов. Но здесь же возникли политические
идеи, ярко выражавшие своеобразие как российской политической практики, так и политической культуры, и сами оказавшие мощное воздействие на развитие мировой политической мысли. Генезис этих идей связан с именами Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева и В.И. Ленина.
Н.Г. Чернышевский (1828—1889) оказал мощное влияние на становление идей общинного социализма, доказывающих возможность перехода от феодального общества к социалистическому минуя капиталистическую стадию общественного развития. Основу осуществления социализма он видел в общинном устройстве крестьянской жизни в России, характеризовавшейся совместным землепользованием, традицией коллективного обсуждения и решения общих дел, запрещением купли и продажи земли. Практическая реализация такой возможности связывалась Н.Г. Чернышевским с деятельностью организации революционеров, их активной борьбой за радикальное переустройство общества. Эти идеи повлияли на формирование идеологии и политической практики народничества (его наиболее видными представителями были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский).
Характерные черты народнической идеологии:
— критическое отношение не только к российскому феодализму, но и к европейскому капитализму;
— идея общинного социализма — переход к обществу без классов, эксплуатации и государства осуществляется минуя капитализм, посредством использования коллективистских традиций, общинной организации крестьянской жизни;
— наличие “критически мыслящей личности” — ведущего начала политической жизни. Именно благодаря ее активности происходит обновление форм социальной организации, она ведет за собой массу;
— политическим инструментом воздействия личности (героя) на массу служит организация революционеров, политическая партия, методы деятельности которой народники, в зависимости от их революционного темперамента, представляли весьма многообразно: от пропаганды до террора.
В русской религиозной философии, представленной именами B.C. Соловьева (1853—1900), В.В. Розанова (1856—1919), С.Н. Булгакова (1871—1944), Н.А. Бердяева (1874—1948), была разработана идея соборности как принципа устройства жизни социальной общности, противоположного индивидуализму, материализму и анархизму.
Политические аспекты идеи соборности:
— провозглашение антииндивидуализма и антиутилитаризма в качестве единственно возможных и естественных оснований общественной жизни и ее политической организации;
— государство рассматривается как посредник между церковью и материальным обществом, оно охраняет нравственный мир человека, но не вмешивается в него;
— нераздельность нравственности и политики, своеобразный “антимакиавеллизм и антилиберализм”, т.е. невозможность сведения сферы мотивации политической деятельности только к интересам и потребностям.
Крупнейший последователь К. Маркса, под руководством которого политическая теория научного коммунизма стала реальностью, В.И. Ленин (1870—1924) обосновал идею о том, что политическая партия является важнейшим инструментом завоевания политической власти рабочим классом.
Он подчеркивал значение просвещения рабочего класса интеллигентами и профессиональными революционерами для его превращения в решающую силу политической борьбы.
ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.
Понятие власти. Различные концепции власти: биологический, антропологический, психологический и социологический подходы. Субъекты и объекты власти, источники, ресурсы, функции. Господство и власть. Формы господства. Модели власти: традиционная, рационально-легальная, харизматическая. Легитимность власти. Диффузная и специфическая легитимность. Уровни легитимности (идеологический, структурный, персональный). Делегитимация.