В чем заключается гуманистический характер образования
Гуманистический характер образования
Смотреть что такое «Гуманистический характер образования» в других словарях:
Государственная политика в области образования — комплекс законодательных актов и практических мероприятий в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, а также образования взрослых. Рос. Федерация провозглашает область образования приоритетной. Государственная политика в… … Педагогический терминологический словарь
Принципы государственной политики в области образования — основные положения, на которых базируется государственная политика в области образования.1. Автономность образовательных учреждений предоставление самостоятельности образовательным учреждениям в разработке и утверждении учебногоплана, порядка и… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ — основные положения, на основании которых осуществляется государственная политика в области образования: гуманистический характер образования; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; светский … Профессиональное образование. Словарь
Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под… … Административное право. Словарь-справочник
Школа № 58 (Тула) — МОУ СОШ № 58 Девиз: «От ума светло, от любви тепло!» Основана: 1962 Директор: Лёвин Владимир Николаевич Тип: средняя школа Адрес: г. Тула, ул. Ф. Энгельса, д. 68 Координаты … Википедия
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора
Италия — I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия
Италия — I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия
СССР. Народное образование — Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4 5 вв. в Грузии и Армении при церквах и монастырях появились первые школы. В Фасисе (близ современного г. Поти) в 4 в. существовала «Высшая риторическая… … Большая советская энциклопедия
Гуманистический подход в образовании в современных условиях
Галина Алексеева
Гуманистический подход в образовании в современных условиях
Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. В решении данной проблемы определяющее значение приобретает гуманизация образования, которое в современных условиях становится одним из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность исследования гуманистической направленности образования определяется необходимостью решения задачи нравственного воспитания подрастающего поколения. Гуманизация подразумевает вернуть утраченную некогда духовность и человечные взаимоотношения. Из истории известно, что подобное желание возникает на краю гибели, когда ясно, что без человека, развития его духовности, обогащения его внутреннего мира нравственной ориентации прогресс и приобретения различных наук утрачивают всякий смысл или работают против человека.
Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Высшим гуманистическим смыслом развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.
Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни в России поставили перед необходимостью реформирования образовательной системы. В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольном образовании. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека – таковы функции современного образования.
Следует отметить, что проблема гуманистического воспитания ребенка привлекала внимание многих замечательных педагогов прошлого за рубежом (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо) и в России (Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский). Они считали совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования каждой личности. Идея экологии (эко в воспитании) не является чем-то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Проблема экологизации, материальной и духовной деятельности человека в современном обществе стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас дома – нашей Земли.
Другой, интересный, на наш взгляд подход, изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана О. С.
Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.
Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека » внутрь себя «, к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе,оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше?
Бесценными пособиями для современных учителей и воспитателей являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского. Шалва Александрович Амонашвили – учитель начальных классов, видный грузинский ученый, доктор психологических наук, профессор. Ш. А. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
К числу единомышленников Ш. А. Амонашвили, разделяющих его взгляды на необходимость гуманистической направленности деятельности педагога, следует отнести В. А. Сухомлинского. Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Вся жизнь должна обогатиться всей гаммой интересов детей. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на занятии царит духовная общность между воспитателем и детьми.
Российские дошкольные образовательныеучреждения в своей деятельности решают комплекс задач: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка. Образовательный процесс в детском саду тесно связан с нравственным воспитанием. Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса, центральной фигурой которого стал ребенок. Ребенок, представляя собой неповторимую личность, требует и особых, индивидуализированных способов воздействия и форм общения.
Таким образом, ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, ее приобщение к национально-культурным традициям. Современный этап развития общества определяет направления совершенствования системы образования, предусматривает новые, более гуманные подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Результатом гуманистической направленности образования должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для восприятия иного мнения и неожиданной мысли.
Участие в конференциях 2013 года 2013 году я принимала очное и заочное участие в педагогических конференциях различного уровня. За участие получила Сертификаты и Дипломы,.
Презентация «Гуманистический характер образования»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Гуманистический характер образования
Гуманизм – философия человечности Гуманистическая философия — умонастроение мыслящих людей, осознанная установка на человечность без границ. Человечность — безотчетный, непосредственный, стихийный гуманизм. Гуманизм — осознанная, осмысленная человечность.
С точки зрения гуманизма человек для человека — высшая ценность. Эта ценность приоритетна по отношению ко всем другим ценностям: материальным или духовным, природным или социальным. Гуманизм – философия человечности Гуманист осмысляет свое Я в масштабах всего человечества.
Гуманизм признает многообразие и единство человечества как равноценные данности. Признавая многообразие человечества, гуманизм выступает против попыток уменьшить это многообразие путем насилия или принуждения. Признавая же единство человечества, гуманизм выступает против попыток разорвать это единство, изолировать какую-то часть людей от остального человечества. Гуманизм – философия человечности
Гуманизм ориентируется на конкретного человека, на индивидуума, на человека как уникальное явление. С точки зрения гуманизма человек как явление земной жизни самодостаточен. Если он и зависит от чего-либо, то не от каких-то потусторонних, сверхъестественных, надчеловеческих сил, а от среды обитания. Гуманизм – философия человечности
Естественным продолжением гуманизма применительно к природе является экогуманизм. В основе экогуманизма лежит бережно-любовное отношение к среде обитания. Это и любовно-уважительное отношение к нашим меньшим братьям, животным, и охрана окружающей среды, и посильное воссоздание утраченных элементов природы и т. д. Гуманизм – философия человечности
Гуманизм имеет свои границы; он указывает, что человек для человека — высшая ценность. Утверждая достоинство человека, гуманизм в то же время выступает против возвеличивания, обожествления человека. Гуманизм и высокомерие несовместимы. Гуманизм – философия человечности
Главное в гуманизме — уважение к человеку. Для гуманиста ориентиром морального и, соответственно, правового поведения является золотое правило (не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе; поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой). Гуманизм – философия человечности
Гуманизация образования есть поворот всех звеньев учебно-воспитательного процесса к личности ученика, уважение к его человеческому достоинству, преодоление отчуждения ученического и учительского состава от образовательного процесса, ликвидация ориентации на усредненного ученика, создание условий для развития его социальной активности и раскрытия творческих потенциалов. Гуманизация образования
Гуманизация образования – это неотъемлемая и важная часть воспитания нравственности у детей. Саморазвитие личности во многом зависит от творческой направленности процесса обучения. Это одна из основ индивидуально-творческого подхода педагога к ученику, который предполагает мотивацию учебной деятельности. Таким образом, школьник может ощутить гордость от осознания собственного роста в обучении, от достижения определенных целей. Гуманизация образования
Гуманизация образования связана и с профессионально-этической взаимоответственностью. Иными словами, все участники педагогического процесса должны быть готовы взять на себя ответственность за проблемы остальных при возникновении такой необходимости. Это требует высокой самоорганизованности, внутренней собранности, при которой человек не будет идти на поводу у складывающихся в педагогическом процессе обстоятельств, а может сам их творить, вырабатывать собственную стратегию, самосовершенствоваться. Гуманизация образования
Гуманизация образования – это и изменение мышления самого учителя, реорганизация его педагогической деятельности; это особая педагогическая философия (философия образования), неразрывно связанная с личностным способом бытия человека. Это значит, что гуманизация определяет цель как общего, так и профессионального, в том числе и педагогического образования. Гуманизация образования
Основные установки учителя по гуманизации образования: • Истинность и открытость учителя своим собственным мыслям и переживаниям, способность открыть, транслировать их на учащихся. • Уверенность учителя в возможностях и способностях учащихся принять, понять позицию учителя. • Видение учителем внутреннего мира учащихся и понимание поведения каждого из них с его позиции. • Потребность и готовность учителя к творческому общению с учащимися. Понимание общения как симметрического процесса (система “Учитель ↔ ученик”), в котором учитель и учащиеся равны как свободные уникальные личности и ценны друг другу как субъекты. • Потребность учителя в личностном саморазвитии и готовность учиться у своих учеников. Гуманизация образования
Для того чтобы гуманизация образования происходила не только в теории, но и на практике, необходимо организовывать деятельность детей и руководить ею, при этом обеспечив лучшие условия для возможного развития в них определенных черт характера. При разработке программы учитываются возрастные особенности учащихся, а об индивидуальных должен помнить сам педагог – и на занятиях, и во внеурочной деятельности. Гуманизация образования
Спасибо за внимание!
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-429149
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Дополнительные занятия по изучению культуры чеченского народа появятся в школах Чечни
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Гуманизация образовательного процесса
Рубрика: 3. Система образования
Дата публикации: 07.10.2015
Статья просмотрена: 13027 раз
Библиографическое описание:
Амерханова, Н. Э. Гуманизация образовательного процесса / Н. Э. Амерханова, О. В. Матвеева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8868/ (дата обращения: 30.11.2021).
Ведущая тенденция развития современной науки — ее обращение к своим мировоззренческим истокам, «возвращение» к человеку. Приоритетное направление гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, — важнейшая задача, поставленная самой жизнью. Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим гуманистическим смыслом является утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов, создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и роста ее духовного потенциала.
Отличительная особенность современной России — ее устремленность в будущее, которое невозможно без высокоразвитых ее членов, людей. Стало понятно, что необходимо развивать человека как созидателя, готовить к свободному и творческому труду. На этом этапе образования первостепенное значение приобрели такие качества индивидуальности личности, как: социальная, интеллектуальная, коммуникативная и физическая компетентность, эмоциональность, креативность, произвольность и инициативность, самостоятельность и ответственность, а также самооценка и свобода поведения. Среди актуальных проблем современности оказались вопросы гармоничного развития человека, его гуманистических ориентацией, психологической защиты и психологического здоровья.
Проблема гуманизации образования, прежде всего, связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функций. Гуманистическая ориентация изменяет представление о целях образования, которое транслирует ценности общечеловеческой и национальной культуры. Это в свою очередь требует пересмотра содержания и технологий обучения и воспитания, изменения структур различных образовательных институтов, в том числе и дошкольных образовательных учреждений.
Гуманизация образования: цели, задачи и условии Понятие «гуманизация» является производным от термина «гуманизм», толкований которого существует множество. По определению И.Канта, это «чувство блага в отношениях с другими». Нам представляется правомерным определение гуманизма как «исторически обусловленную систему воззрений, которая признает человека самодовлеющей ценностью, рассматривает его как сознательного субъекта своих действий, развитие которого по законам собственной деятельности является необходимым условием развития общества». Оно более других соответствует культурно-историческому подходу к личности [5].
Гуманизация образования большинством исследователей понимается как создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей человека, его позитивную самореализацию, в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом — средой. Согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского личность является участником историко-эволюционного процесса, выступает носителем социальных ролей и обладает возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого ею осуществляется преобразование природы, общества и самой себя.
По мнению А. В. Брушлинского, гуманистическая трактовка человека как субъекта противостоит пониманию его как пассивного существа, отвечающего на внешние воздействия (стимулы) лишь системой реакций, являющегося «винтиком» государственно-производственной машины, элементом производительных сил, продуктом (т. е. только объектом) развития общества. В традиционной педагогике именно таким пониманием человека (как объекта) определялись цели и задачи образования, методы и приемы обучения, понимаемого как воздействие.
Изучение сущностных характеристик, психолого-педагогических механизмов гуманистической парадигмы образования, опыт и результаты исследований позволяют выделить педагогические условия, способствующие гуманизации обучения [3].
1) При гуманизации обучения учитываются психолого-возрастные особенности обучающихся, специфика содержания и методика преподавания как школьного предмета, так и вузовской дисциплины. Возрастные особенности изменяют восприятие содержания обучения и оценку взаимоотношений в учебном процессе, иногда — в значительной степени. В свою очередь, мотивирующая постановка целей, выбор содержания обучения, педагогической технологии позволяет индивидуализировать обучение, учесть личностные особенности каждого.
2) Гуманистически ориентированное обучение строится на этических основаниях, требует взаимодействия обучающего и обучаемого с целью содействия в созидании своей личности, установлении собственного отношения к миру и людям. Характер межличностного взаимодействия по типу субъект-субъектных отношений является обязательным условием гуманизации обучения.
3) Еще одним условием гуманизации процесса обучения является дифференцированный подход, при котором учитываются потребности, особенности и склонности обучающихся. Составление программы, планирование, подбор учебников, учебных пособий и других материалов осуществляются не только в соответствии с требованиями государственных стандартов, но и с учетом уровня знаний, форм и условий обучения.
4) Существующая ныне вариативность содержания обучения позволяет предоставлять давать учащимся право выбора на различных этапах учебной деятельности, что соответствует личностным устремлениям подростков и молодежи и высоко ими ценится. Даже при наличии авторского учебника преподаватель все-таки должен ориентировать на право выбора учебника или пособия студентами при самостоятельной работе над материалом. Преподаватель рекомендует использовать разную учебную и справочную литературу, учит формировать собственное мнение, познакомившись с различными взглядами на изучаемую проблему. В таком случае преподаватель выступает как организатор работы с литературой, направляющий и помогающий рациональной организации данного вида деятельности.
5) При обучении, ориентированном на личность, построении субъект-субъектных отношений основной технологической единицей обучения становится ситуация общения. Ситуация общения как особый вид учебной ситуации — это поле совместной деятельности тех, кто учит, и тех, кто учится, организованное на гуманистических принципах. Такая психолого-педагогическая среда — и условие, и средство становления личности, а реализация подобной учебной ситуации имеет развитие личности своим конечным результатом.
6) Учебная ситуация общения реализуется через диалог. Такой подход изменяет роль педагога и характер образовательного процесса. В ситуации общения, построенной на принципах гуманизации, при совместной деятельности обучающего и обучаемого преподавателю отводится роль старшего умного, знающего, мудрого собеседника. Под диалогом в данном случае понимается не столько способ вербального общения, сколько специально организованная коммуникативная среда, которая способствует самоактуализации, саморазвитию личности и в которой реализуется и развивается не только личность ученика, но и личность учителя.
7) Обучение должно быть направлено на результативную и процессуальную стороны учебной деятельности обучающегося, на результат усвоения учебного материала и на развитие мыслительных процессов, формирование культуры умственного труда. Гуманистический подход предполагает вариативность педагогических технологий в зависимости от ситуативных учебных целей и особенностей его участников. Процесс обучения должен способствовать раскрытию личностной значимости знаний для каждого обучающегося, Важно создать условия, при которых поддерживается мотивация к обучению, существует атмосфера творческого поиска, предоставляется свобода выбора и «право на ошибку».
8) Наиболее продуктивной учебной деятельностью в ситуации общения, способствующей созданию особой коммуникативной среды, открытому обмену мнениями, эффективному разрешению проблем, реализации творческих замыслов является работа в группах, особенно в школе — при слабом навыке диалогического общения — ученики активнее делятся мыслями в группе.
9) Критерии эффективности обучения при гуманистическом подходе имеют свои отличительные особенности. Эффективность обучения не сводится к оценке знаний, определяемой по конечному результату усвоения: уровню воспроизведения знаний, применению знаний по образцу, оперированию знаниями в нестандартной ситуации. Эта система необходима, так как позволяет оценить количество знаний ученика (степень информированности), но она не связана с процессом приобретения знаний и теми внутренними психическими изменениями, которые произошли при усвоении знаний, т. е. не учитывает индивидуальные характеристики учащихся и личностный характер усвоения знаний.
10) Важнейшим условием гуманизации обучения является создание ситуации успеха на всех этапах учебной деятельности. Очевидно, что обучающиеся имеют различную самооценку, то или иное отношение к себе: уверенность в собственных силах, убежденность в правильности своих действий или, наоборот, боязнь предъявить выполненную работу, страх неудачи, ожидание критики и осуждения своих действий. Задача учителя, преподавателя — найти индивидуальный подход к каждому, заставить поверить в свои силы, изменить взгляд на свои действия и мнения как на заведомо неверные, суметь вызвать ощущение ожидания успеха [5].
Эффективность решения вышеназванной задачи определяется следующими факторами [1]:
— совместной деятельностью с уважающими друг друга, интересующимися взглядами и мнениями друг друга людьми;
— уважением и доверием к преподавателю;
— одобрением хороших результатов со стороны преподавателя и товарищей;
— возможностью видеть результаты своего труда и совершенствовать работу при необходимости;
— выполнением заданий, требующих интеллектуальных усилий, применения имеющихся умений и навыков;
— уверенностью преподавателя и товарищей в возможности самостоятельного выполнения работы;
— владением информацией о перспективах работы, совместный или самостоятельный поиск путей изучения, решения проблемы;
— интересной, увлекательной работой.
Таким образом, при гуманистическом образовании необходимы следующие условия:
— учет психолого-возрастных особенностей обучающихся;
— субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса;
— изменение роли преподавателя, формирующего благоприятную атмосферу для развития личности обучающихся;
— вариативность содержания и технологий обучения и предоставление обучающимся права выбора;
— создание учебной ситуации как особой коммуникативной среды, диалогического режима общения;
— организация групповых форм работы, способствующих диалогическому общению;
— направленность процесса обучения на результативную и процессуальную стороны учебной деятельности учащихся; оценка двух ее составляющих: усвоения знаний и овладения способами учебной работы;
— создание ситуации успеха [5].
Личностно-ориентированные технологии «Технология» в широком смысле этого слова — наука о мастерстве. Технология обучения — системная категория, структурными составляющими которой являются:
— цели обучения; содержание обучения; средства педагогического воздействия;
— организация учебного процесса; ребенок, педагог; результат деятельности.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослого. Здесь выделяются несколько типов технологий:
— личностно-ориентированные технологии, в рамках которых самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания [4].
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.
Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Технология свободного воспитания акцентирует свое внимание на предоставлении ребенку свободу выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности [2].
Использование данных технологий требует от участников образовательного процесса создания ряда условий, а именно:
— разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;
— организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр;
— учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.
С целью внедрения личностно-центрированного подхода к занятию, учитываются следующие особенности:
— оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных — радость, досада, веселость и др.; интеллектуальных — сомнение, сосредоточенность и др.);
— поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приема смещения мотива на цель;
— выявление субъектного опыта детей по предложенной теме; подача нового материала с учетом психолого-педагогической характеристики группы;
— использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;
— построение деятельности каждого ребенка с учетом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога и общие рекомендации нейропсихофизиологов;
— отказ от фронтальной работы как основной формы проведения занятия и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;
— гендерный аспект в организации различных форм работы на занятии; в подборе методов и приемов учебно-воспитательного процесса;
— использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ребенку развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме задания, характеру его выполнения;
— обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого ребенка в ходе занятия; широкое применение самооценки и взаимооценки;
— создание условий для формирования у каждого ребенка высокой самооценки, уверенности в своих силах;
— проведение с детьми рефлексии занятия (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить или, наоборот, повторить) [5].
Таким образом, гуманно-личностные технологии, следует отметить, что она, отвергая принуждение, «исповедует» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы.
Гуманизация — ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу — способствовать всеми возможными способами развитию ребенка [3].
Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель — ученик» — установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы учителя. Приоритетными для педагога становятся знания о взаимоотношении учителя и ученика (воспитанника) и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на урок (во время НОД). Гуманизация отношений педагогов, решают следующие взаимосвязанные задачи:
— создание отношений доверия между учителем и учащимися (воспитателем и воспитанником);
— обеспечение сотрудничества критерии решений между участниками учебно-воспитательного процесса;
— актуализация мотивационных ресурсов учения;
— развитие у педагога личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;
— помощь учителям и учащимся в личностном развитии.
Таким образом, в ситуациях, при которых педагог понимает и принимает внутренний мир своих воспитанников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения [6].
1. Берулава, М. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования / М. Н. Берулава // Педагогика. — 2006. — № 1. — С. 9–11.
2. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 2007. — № 4. — С. 11–17.
3. Колесникова, И. А. О критериях гуманизации образования / И. А. Колесникова // Педагогическая наука: Теория. Практика. — СПб, 2004. — С. 37–45.
4. Кулюткин, Ю. Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин, В. П. Бездухов. — Самара: Издательствово СамГПУ, 2012. — 400 с.
5. Шиянов, Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы / Е. Н. Шиянов. — Москва; Ставрополь, 2001. — 206 с.
6. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 2006. — 96 с.
Похожие статьи
Модели педагогического общения.
образовательный процесс, ситуация общения, ребенок, обучение, технология обучения, создание условий, учебная деятельность, совместная деятельность, гуманистический подход, диалогическое общение.
Развитие педагогической науки в Республике Узбекистан
образовательный процесс, ситуация общения, ребенок, обучение, технология обучения, создание условий, учебная деятельность, совместная деятельность, гуманистический подход, диалогическое общение.
Технология коллективного взаимодействия как способ.
КСО — это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми — диалогических пар. Принципы технологии коллективного способа обучения. ориентация на высшие конечные результаты
Формирование диалогического взаимодействия.
Основные термины (генерируются автоматически): диалогическое взаимодействие, образовательный процесс, педагогический
Влияние стиля педагогического общения учителя на. Педагогическое взаимодействие — универсальная категория обучения.
Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе.
диалогическое взаимодействие, образовательный процесс, педагогический процесс, способность, студент, практический компонент, традиционное обучение, учебный процесс, личность, преподаватель.
К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом.
педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение
Педагогическое общение — важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса.
Технологии личностно-ориентированного взаимодействия.
– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей
Выбор деятельности. В процессе личностно-ориентированного взаимодействия ребенку
Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных.
Структура образовательной деятельности на основе.
Проблемные ситуации в организации образовательного. проблемная ситуация, разрешение проблемы, детская деятельность, ситуация, ребенок, работа детей, проблемный подход, форма работы, принцип, образовательный процесс.
Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации.
Целью дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является непрерывное усвоение ребенком культурного опыта через деятельность и общение в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми (п.
Похожие статьи
Модели педагогического общения.
образовательный процесс, ситуация общения, ребенок, обучение, технология обучения, создание условий, учебная деятельность, совместная деятельность, гуманистический подход, диалогическое общение.
Развитие педагогической науки в Республике Узбекистан
образовательный процесс, ситуация общения, ребенок, обучение, технология обучения, создание условий, учебная деятельность, совместная деятельность, гуманистический подход, диалогическое общение.
Технология коллективного взаимодействия как способ.
КСО — это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми — диалогических пар. Принципы технологии коллективного способа обучения. ориентация на высшие конечные результаты
Формирование диалогического взаимодействия.
Основные термины (генерируются автоматически): диалогическое взаимодействие, образовательный процесс, педагогический
Влияние стиля педагогического общения учителя на. Педагогическое взаимодействие — универсальная категория обучения.
Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе.
диалогическое взаимодействие, образовательный процесс, педагогический процесс, способность, студент, практический компонент, традиционное обучение, учебный процесс, личность, преподаватель.
К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом.
педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение
Педагогическое общение — важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса.
Технологии личностно-ориентированного взаимодействия.
– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей
Выбор деятельности. В процессе личностно-ориентированного взаимодействия ребенку
Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных.
Структура образовательной деятельности на основе.
Проблемные ситуации в организации образовательного. проблемная ситуация, разрешение проблемы, детская деятельность, ситуация, ребенок, работа детей, проблемный подход, форма работы, принцип, образовательный процесс.
Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации.
Целью дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является непрерывное усвоение ребенком культурного опыта через деятельность и общение в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми (п.