В чем заключается гуманитаризация естественнонаучного или технического знания
Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания
В формировании новой педагогической парадигмы, адекватно отвечающей на вызовы современности, особо важная роль принадлежит гуманитаризации и гуманизации естественнонаучного и технического образования.
Гуманитаризация знания — это проникновение ценностей, норм гуманитарного образования в структуру естественнонаучной и технической деятельности, т. е. изменение внутренних ориентиров естествознания и технического знания.
Гуманизация означает, что наука сейчас должна ориентироваться не только на получение истины. В число своих внешних ориентиров она должна включать вопросы о своей смыслообразующей деятельности, о сущности человека, его предназначении, о гуманистическом смысле человеческой цивилизации. К гуманизации относится и выработка представлений о гуманистических принципах, их содержании.
Гуманизированная система естествознания примат человека перед техническими системами должна утверждать решительно и бесповоротно.
В современных условиях резко возрастает удельный вес гуманитарного знания в принятии решений. Поэтому вред узости подготовки специалиста оказывается прямо пропорциональным высоте занимаемого им поста. Гуманитарные знания становятся необходимой составной частью профессиональной подготовки специалиста.
Одной из важнейших форм гуманизации естествознания является его экологизация. Запуск глобальных техногенных процессов превратил биосферу во всеобщий предмет труда и поставил человечество перед необходимостью выработать программу выживания. Здоровье человечества, его будущее зависит от того, в какой мере будут обеспечены механизмы коэволюционного развития. Учитывая катастрофический характер современной экологической ситуации и жесткость сроков, отпущенных на выработку программы выживания человечества, программу экологического образования и воспитания необходимо в кратчайшие сроки привести в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Чтобы программу экологического образования и воспитания сделать действенной, необходимо разработать учебные программы, которые в возможно полной мере ассимилировали бы происшедшие в биосфере под влиянием техногенных процессов изменения. Для этого, прежде всего, необходима инвентаризация сдвигов, нарушающих естественное равновесие биосферы и требующих для своего устранения новых подходов к получению экологического знания и новых норм сознания и поведения. Речь, таким образом, идет о необходимости экологизации всей системы образования и воспитания на всех ее уровнях.
Для реального использования шансов на выживание человечеству необходимо научиться подчинять свои социально-экономические и иные устремления общевидовым интересам. Конечно, человек не может отказаться от преобразования природы в своих целях. Но он не может жить вне природы, имеющей свои «интересы». Поэтому в основу своей деятельности он должен положить принцип признания самоценности всех форм жизни. Человек не имеет права уменьшать богатство и разнообразие жизни (за исключением того, что необходимо ему для нормальной жизни). Высокая устойчивость биосферы основывалась именно на многообразии живых форм, из которого в процессе эволюционного развития отбирались наиболее эффективные формы. Это означает, что человек, поскольку он часть природы, должен относиться к ней, как к самому себе. В этом заключается шанс на выживание. И вся программа экологического образования и воспитания должна быть реализацией этого коэволюционного принципа признания самоценности всех форм жизни.
Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания.
В формировании новой педагогической парадигмы, адекватно отвечающей на вызовы современности, особо важная роль принадлежит гуманитаризации и гуманизации естественнонаучного и технического образования. Гуманитаризация образования — это не просто увеличение числа преподаваемых гуманитарных дисциплин и отводимого на них времени, а проникновение ценностей, норм гуманитарного образования в структуру естественнонаучной и технической деятельности, т. е. изменение внутренних ориентиров естествознания и технознания. Можно говорить о гуманитаризации естественных наук как о проникновении в них методов гуманитарного знания. Это накладывает отпечаток на конструирование предмета науки.
Гуманизация означает, что наука сейчас должна ориентироваться не только на получение истины. В число своих внешних ориентиров она должна включать вопросы о своей смыслообразующей деятельности, о сущности человека, его предназначении, о гуманистическом смысле человеческой цивилизации.
К гуманизации относится и выработка представлений о гуманистических принципах, их содержании. Гуманизация образования позволяет решить две жизненно важные задачи: обеспечить сохранность глобального жизнеобеспечения человечества и повысить реальную ценность каждого человека. Гуманизированная система естествознания примат человека перед техническими системами должна утверждать решительно и бесповоротно.
В современных условиях резко возрастает удельный вес гуманитарного знания в принятии решений. Поэтому вред узости подготовки специалиста оказывается прямо пропорциональным высоте занимаемого им поста. Гуманитарные знания становятся необходимой составной частью профессиональной подготовки специалиста. Драматизм современного отечественного гуманитарного образования заключается в том, что, с одной стороны, повысить эффективность экономики без использования рыночных механизмов невозможно, а с другой — в том виде, в каком реально складываются рыночные отношения в данный момент, они способствуют вымыванию гуманитарной составляющей системы образования. Мировой же опыт свидетельствует о том, что успехи в области экономики никогда не достигались за счет экономии на гуманитарной культуре. Экономия на гуманитарной культуре — это путь в маргиналы современного мира.
Одной из важнейших форм гуманизации естествознания является его экологизация. Запуск глобальных техногенных процессов превратил биосферу во всеобщий предмет труда и поставил человечество перед необходимостью выработать программу выживания. Здоровье человечества, его будущее зависит от того, в какой мере будут обеспечены механизмы коэволюционного развития. Учитывая катастрофический характер современной экологической ситуации и жесткость сроков, отпущенных на выработку программы выживания человечества [6], программу экологического образования и воспитания необходимо в кратчайшие сроки привести в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Чтобы программу экологического образования и воспитания сделать действенной, необходимо разработать учебные программы, которые в возможно полной мере ассимилировали бы происшедшие в биосфере под влиянием техногенных процессов изменения. Для этого, прежде всего, необходима инвентаризация сдвигов, нарушающих естественное равновесие биосферы и требующих для своего устранения новых подходов к получению экологического знания и новых норм сознания и поведения. Речь, т.о., идет о необходимости экологизации всей системы образования и воспитания на всех ее уровнях. В связи с этим каждому специалисту в любой области деятельности необходимо иметь четкое представление об основных экологических угрозах и мерах по их нейтрализации. Сейчас для каждого человека важно понять, что техногенное давление на природную среду заставляет ее дрейфовать в сторону от природного равновесия, установленного в течение миллионов лет. Важно понять, что только гуманистическое обновление социального заказа на науку и жизненная селекция научно-технических задач в соответствии с экологическим императивом обеспечат сохранность систем жизнеобеспечения общества и повысят реальную ценность самого человека.
Человек не имеет права уменьшать богатство и разнообразие жизни (за исключением того, что необходимо ему для нормальной жизни). Более того, это важно ему для сохранения себя в «доме жизни», вне которого он жить не может. Высокая устойчивость биосферы основывалась именно на многообразии живых форм, из которого в процессе эволюционного развития отбирались наиболее эффективные формы. Это означает, что человек, поскольку он часть природы, должен относиться к ней, как к самому себе. В этом заключается шанс на выживание. И вся программа экологического образования и воспитания должна бьпъ реализацией этого коэволюционного принципа биоцентрического эгалитаризма.
Под гуманизацией наук понимают требование их применения в интересах человечества и человечности. Гуманизация может достигаться методами научных экспертиз, когда, например, технико-экономически успешный проект не принимается, если затрагивает экологию и здоровье людей. Тем самым в науку и ее применение вносится некоторая размерность, связанная с интересами человека, и она неизбежно вносит изменение в конструирование предмета познания. Иллюстрацией этого м.б. представленная в данном разделе интерпретация предмета социально-гуманитарных наук, сконструированная из биологического объекта «жизнь».
Гуманизм определяется как отношение человека к другим людям как к высшей ценности (проявляется в альтруизме, стремлении сеять добро, милосердии, сострадании, желании помогать окружающим). Сущность гуманизма можно определить как совокупность объективных и субъективных отношений к каждому человеку как высшей самостоятельной ценности.
В самой общей форме под гуманизацией науки понимается усиление направленности содержания различных дисциплин, форм организации и условий научно-исследовательской деятельности на человека как высшую ценность, а также на преодоление технократических тенденций, противоречащих его потребностям и всестороннему, свободному развитию каждой личности. Этот процесс включает, во-первых, все более полное использование результатов и потенциальных возможностей науки в целях обеспечения благополучия всех людей. Во-вторых, совершенствование самой сферы науки с целью создания условий, наиболее отвечающих самореализации и увеличению творческого потенциала всех, работающих в этой сфере.
Проблема гуманизации науки возникла в связи с тем, что в текущем столетии наряду с ее умножающимися благотворными плодами стали очевидными и негативные последствия.
Гуманизация науки включает в себя исключение возможности сознательного злоупотребления достижениями науки; теоретическое обоснование равновесного природопользования и разработка научно-технических средств, экономических и социально-политических форм, позволяющих людям практически распространять принципы гуманизма на свое отношение к природе; преодоление односторонности и абсолютизации рационально-экспериментального способа познания, обеспечение его гармоничного единства, взаимодополняемости с эмоционально-эстетическим постижением мира, обретения знания научных истин и веры в нравственные идеалы и принципы как равно необходимые ориентиры в жизни; обеспечение условий и режимов профессиональной деятельности научных работников, необходимых для их полноценного всестороннего и гармоничного развития, максимального развития творческого потенциала каждого.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Гуманитаризация учебного познания в сфере естественнонаучных дисциплин
Дата публикации: 02.03.2016 2016-03-02
Статья просмотрена: 305 раз
Библиографическое описание:
Ильина, Е. А. Гуманитаризация учебного познания в сфере естественнонаучных дисциплин / Е. А. Ильина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 681-684. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26326/ (дата обращения: 30.11.2021).
Тенденции гуманитаризации научного познания связаны с изменением объекта изучения естественных и технических наук. Это уже не феномены и закономерности в естествознании или технические разработки сами по себе, а их комплексное изучение, включающее их влияние на деятельность человека. Однако деятельность человека является объектом изучения уже гуманитарных наук. Таким образом, гуманитаризация естествознания в современных условиях отражает усложнение традиционного объекта познания. Теперь он включает в себя также и человеческую деятельность во всех проявлениях. Сама методология науки начинает рассматриваться в новой познавательной ситуации уже не как наука о методах, а как учение об активности субъекта познания, что является важнейшим фактором гуманитаризации науки. Новый образ науки в XXI столетии строится в логике развития не самого по себе научного знания, а в «логике культуры».
При этом тенденция гуманитаризации проявляется и в процессе становления общенаучных форм и средств познания, формирования системы общенаучных понятий, которые используются различными науками, связаны с логико-математическим средствами и отвлечены от конкретных предметных областей и выполняют общенаучные гносеологические функции. К числу таких общенаучных понятий относятся понятия системы, структуры, информация, управления, симметрии, неопределенности и т. д. Гуманитаризация естественнонаучного знания дает, таким образом, возможность объединить общим аспектом исследования, единым «углом зрения» изучение как новых, так и давно известных объектов реальности. Изучаемые разными областями естествознания, эти объекты открываются с неизвестных ранее сторон, причем часто эти стороны оказываются весьма существенными.
На этой научной основе как раз и понимается гуманитаризация учебного познания. Согласно такому подходу человек, его деятельность, оказываются включенным в саму структуру естественнонаучного знания, которое является необходимой основой определения путей развития системы «природа — культура — человек». Другими словами речь идет о переориентации преподавания базовых естественных дисциплин — физики, химии, географии, биологии, астрономии — с объективно-безличного изложения знаний на определение их места и роли в социокультурном контексте эпохи. Данный подход предполагает изучение объектов естествознания в рамках системы «природа — наука — техника — общество — человек» (или «природа — культура — человек»).
Таким образом, гуманитаризация содержания естественнонаучного образования предполагает интеграцию знаний различных циклов учебных дисциплин вокруг проблем взаимодействия человека и природы. Аксиологический аспект этой проблемы выражается в определении ценностей системы «природа-человек». В конечном счете, это проявляется в изменении соотношения между специальными и общекультурными знаниями (в пользу последних) всех школьных дисциплин, а также в формировании у учащихся мировосприятия, в основе которого лежат ценностные аспекты взаимодействия природы и человека. Следовательно, основным механизмом реализации гуманитарно-аксиологического подхода в содержании естественно-научного образования выступает интеграция. Реализация интегративного подхода в естественно-научном образовании способствует смене познавательных установок обучающихся от фрагментарно-редукционисткого к системно-целостному (интегративному).
В самом общем смысле интеграция выступает как процесс и результат становления целостности — единого качества на основе многих качеств. Ориентирами в анализе данного процесса может служить последовательность этапов становления целостности, разработанная еще Г. Гегелем — механизм, химизм, организм. Так первая ступень (механизм) предусматривает взаимодействие компонентов при сохранении их относительной самостоятельности. Вторая ступень уже предполагает качественные изменения компонентов, однако вне взаимодействия компоненты теряют приобретенную качественную специфику. И наконец, третья ступень — отражает такой уровень системы, когда компоненты не могут существовать отдельно друг от друга.
Так на этапе развития педагогики 60–70 гг. XX века основным средством отражения в содержании каждого учебного предмета и в учебной деятельности учащихся продуктов межнаучной интеграции рассматривались межпредметные связи: фактические, понятийные, теоретические, философские. Их реализация в конкретных педагогических ситуациях предусматривала использование вопросов межпредметного содержания, комплексных заданий, межпредметных текстов и т. д. Теоретические и практические основы межпредметного взаимодействия выступали механизмом по отношению к интеграции как ведущей идее преодоления предметной автономии. Результат такого взаимодействия обеспечивает первый уровень становления целостности, так как оперирует с отработанной системой понятий каждого учебного предмета. Однако уже в педагогике 80–90 гг. функции интеграции в образовании изменяются, интеграция становится механизмом по отношению к процессу гуманитаризации как ведущей тенденции современной науки и образования.
Согласно научным исследованиям последних лет процесс гуманитаризации в научном познании опосредован внутренней логикой развития естественных и технических наук, приводящей к интегрированным научным знаниям, ориентированным на проблемы гармонизации системы «природа — человек». «Рост научного знания ХХ века, — как отмечал еще В. И. Вернадский, — быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам».
Об огромном значении основополагающих идей В. И. Вернадского для формирования современного естественнонаучного миропонимания свидетельствует тот факт, что, современное понимание гуманитаризации в научном и учебном познании, механизмов ее реализации и педагогических эффектов, во многом основаны на его идеях. Так на базе учения В. И. Вернадского была разработана концепция гуманитаризации естественнонаучного образования.
В основании данной концепции лежат следующие идеи:
о биосфере, как целостном, едином планетарном «организме», как форме и структуре, в которой существует и развивается живое вещество на нашей планете;
о высшей форме развития материи на нашей планете — жизни, которая определяет и подчиняет себе другие планетарные процессы;
о связи живого вещества с Космосом, о его планетарной и космической функции, как средообразующего и трансформирующего космическое (солнечное) излучение в действенную земную энергию (электрическую, химическую, механическую, тепловую);
о косном и живом веществе и их взаимодействии на основе материального и энергетического обменов в процессе биогеохимических циклов;
о взгляде на планету Земля не через непосредственно окружающий человека мир живой природы, но через факты и явления жизнедеятельности как единый, закономерный процесс, из космических просторов Вселенной;
о преобразовательской деятельности современного человека, сравнимой с геологическими процессами.
В заключение хочется отметить, что анализ состояния современного естествознания и тенденций его развития позволяет сделать вывод о единой системе ценностей в контексте взаимодействия человек-природа. Данная установка, в свою очередь, задает ценностные ориентиры учебного познания, как в сфере естествознания, так и в других предметных областях.
Гуманизация и гуманитаризация естествознания
Длительное время существовавшее противопоставление между естественными и гуманитарными науками приводило исследователей к мысли, что разрыв между ними все усиливается, и это, в конечном счете, может привести к их обособлению, а как следствие — даже к возникновению разных культур с непонятными друг для друга языками.
Действительно, естествознание длительное время ориентировалось на постижение «природы самой по себе» безотносительно к субъекту деятельности. Его задачей было достижение объективно истинного знания, не отягощенного ценностно-смысловыми структурами. Отношение к природному миру представало как монологичное. Главное, что предстояло ученым — это выявить и объяснить наличие причинных связей, существующих в природном мире, и, раскрыв их, достичь объективно-истинного знания, установить законы природы.
Гуманитарные же науки были ориентированы на постижение человека, человеческого духа, культуры. Для них приоритетное значение приобретало раскрытие смысла, не столько объяснение, сколько понимание. Само отношение субъекта и объекта (как любое познавательное отношение) представало уже не монолог, а диалог. Для получения знания в рамках гуманитарных наук оказывалось недостаточно только внешнего описания. Метод «объективного» или «внешнего» изучения общества должен сочетаться с методом его изучения «изнутри», с точки зрения людей, образовавших социальные и экономические структуры и действующие в них.
Казалось бы, действительно между естественными и гуманитарными
науками сложилось непреодолимое противоречие. Тем более, что в науке не была сформирована такая общенаучная картина мира, которая могла бы объединить их в едином пространстве. Но в настоящее время появились реальные основания для решения этой проблемы. Объединение естественных и гуманитарных наук может быть осуществлено на основе принципов глобального эволюционизма. Соотнесение развития таких объектов с проблематикой места человека, учет включенности человека и его действий в функционирование подавляющего большинства исторически развивающихся систем, освоенных в человеческой деятельности, привносит в научное знание новый гуманистический смысл.
Необходимость соединения когнитивных и ценностных параметров естественнонаучного знания все отчетливее начинает осознаваться в самом естествознании. Примером может служить позиция, занимаемая представителями так называемого «биологического структурализма», которые предпринимают попытку разработки новой парадигмы в биологии. Эта новая парадигма в качестве базисных оснований обращается не только к «точному» естествознанию, но и к гуманитарному знанию. Учитывая, что биология ближе всех естественных наук находится к исследованию природы человека, представители «биологического структурализма» во многом именно с ней связывают надежды на такие изменения в научной картине мира, которые придадут ей человеческое измерение.
В современном естественнонаучном познании возникают новые тенденции отношения человека к природе. Природа в широком смысле слова не представляется более как “мертвый механизм”, на который направлена деятельность человека: человек не может относиться к ней как судья, заранее зная, как она должна отвечать на поставленные вопросы.
Как отмечают И. Пригожин и И. Стенгерс, «он умер, тот конечный, статичный и гармоничный старый мир, который разрушила коперниканская революция, поместив Землю в бесконечный космос. Наш мир — это не молчаливый и однообразный мир часового механизма. Природа создавалась не для нас, и она не подчиняется нашей воле. Наступило время ответить за старые авантюры человека, но если мы и можем это сделать, то лишь потому, что таков отныне способ нашего участия в культурном и естественном становлении, таков урок природы, когда мы даем себе труд выслушать ее. Пришло время нового содружества, начатого издавна, но долгое время непризнанного между историей человека, человеческими обществами, знанием и использованием Природы в наших целях».
Для обеспечения своего будущего человек не может полагать, что он не имеет принципиальных ограничений в своих попытках изменять природу в соответствии со своими потребностями, но вынужден изменять свои потребности в соответствии с теми требованиями, которые ставит природа. Все это означает, что устанавливается новое отношение человека с природой — отношение не монолога, а диалога. Ранее эти аспекты были характерны для гуманитарного знания. Теперь через общенаучную картину мира они проникают в самые различные области, становясь приоритетными принципами анализа.
Вместе с тем идеи и принципы, получившие развитие в естественнонаучном знании, начинают постепенно внедряться в гуманитарные науки. Идеи необратимости, вариабельности в процессе принятия решений, многообразие возможных линий развития, возникающих при прохождении системы через точки бифуркации, органической связи саморегуляции и кооперативных эффектов — все эти и другие идеи, получившие обоснование в синергетике, оказываются значимыми для развития гуманитарных наук. Строя различные концепции развития общества, изучая человека, его сознание, уже нельзя абстрагироваться от этих методологических регулятивов, приобретающих общенаучный характер.
Можно заключить, что, приступив к исследованию «человекоразмерных объектов», естественные науки сближаются с “предметным полем” исследования гуманитарных наук.