В чем заключается гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи образовательной организации

Гуманистический подход в образовании в современных условиях

В чем заключается гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи образовательной организации. ddf11aa0455a50ac9deac4b73157d4dd. В чем заключается гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи образовательной организации фото. В чем заключается гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи образовательной организации-ddf11aa0455a50ac9deac4b73157d4dd. картинка В чем заключается гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи образовательной организации. картинка ddf11aa0455a50ac9deac4b73157d4dd Галина Алексеева
Гуманистический подход в образовании в современных условиях

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. В решении данной проблемы определяющее значение приобретает гуманизация образования, которое в современных условиях становится одним из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность исследования гуманистической направленности образования определяется необходимостью решения задачи нравственного воспитания подрастающего поколения. Гуманизация подразумевает вернуть утраченную некогда духовность и человечные взаимоотношения. Из истории известно, что подобное желание возникает на краю гибели, когда ясно, что без человека, развития его духовности, обогащения его внутреннего мира нравственной ориентации прогресс и приобретения различных наук утрачивают всякий смысл или работают против человека.

Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Высшим гуманистическим смыслом развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни в России поставили перед необходимостью реформирования образовательной системы. В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольном образовании. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека – таковы функции современного образования.

Следует отметить, что проблема гуманистического воспитания ребенка привлекала внимание многих замечательных педагогов прошлого за рубежом (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо) и в России (Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский). Они считали совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования каждой личности. Идея экологии (эко в воспитании) не является чем-то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Проблема экологизации, материальной и духовной деятельности человека в современном обществе стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас дома – нашей Земли.

Другой, интересный, на наш взгляд подход, изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана О. С.

Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.

Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека » внутрь себя «, к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе,оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше?

Бесценными пособиями для современных учителей и воспитателей являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского. Шалва Александрович Амонашвили – учитель начальных классов, видный грузинский ученый, доктор психологических наук, профессор. Ш. А. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

К числу единомышленников Ш. А. Амонашвили, разделяющих его взгляды на необходимость гуманистической направленности деятельности педагога, следует отнести В. А. Сухомлинского. Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Вся жизнь должна обогатиться всей гаммой интересов детей. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на занятии царит духовная общность между воспитателем и детьми.

Российские дошкольные образовательныеучреждения в своей деятельности решают комплекс задач: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка. Образовательный процесс в детском саду тесно связан с нравственным воспитанием. Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса, центральной фигурой которого стал ребенок. Ребенок, представляя собой неповторимую личность, требует и особых, индивидуализированных способов воздействия и форм общения.

Таким образом, ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, ее приобщение к национально-культурным традициям. Современный этап развития общества определяет направления совершенствования системы образования, предусматривает новые, более гуманные подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Результатом гуманистической направленности образования должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для восприятия иного мнения и неожиданной мысли.

В чем заключается гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи образовательной организации. ea10fb14cd8c1d16f50c510c4723eaf7.jpg. В чем заключается гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи образовательной организации фото. В чем заключается гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи образовательной организации-ea10fb14cd8c1d16f50c510c4723eaf7.jpg. картинка В чем заключается гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи образовательной организации. картинка ea10fb14cd8c1d16f50c510c4723eaf7.jpgУчастие в конференциях 2013 года 2013 году я принимала очное и заочное участие в педагогических конференциях различного уровня. За участие получила Сертификаты и Дипломы,.

Источник

Гуманный подход в процессе воспитания детей дошкольного возраста как основа повышения эффективности педагогического образования

Актуальность и значимость данной проблемы определяется тем, что в России последние десятилетия полным ходом идет становление демократического общества, которое значительно зависит от утверждения человечности и гуманности в отношении между людьми. Именно поэтому гуманное воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных тем современности.

Одной из современных тенденций развития образования в нашей стране является гуманизация, предполагающая переход к системе сотрудничества, обновление содержания, форм и методов обучения, что должно привести к формированию качественно новых личностных черт субъектов образовательной деятельности.

Гуманистический подход в образовании предполагает создание благоприятных обстановок для развития личности; равноправном взаимодействии педагога и воспитуемого, основанном на признании индивидуальности и ценности каждого ребенка как личности. Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования, критерием качества работы воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.

О смысле и значении гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили пишет: «Гуманная педагогическая мысль, испокон веков сопровождая человечество, напоминает о непреложности воспитания Души и Сердца, через раскрытие личности человека, его талантов, интеллекта, его неповторимости. Для многих величайших мыслителей человечества, для многих учителей прошлого и сегодняшнего дня гуманное педагогическое мышление стало основой их мировоззрения и творчества. Вот почему эпоха Сердца и Духовности, взаимности и любви, в которую вступает человечество, требует глубокого обновления всего образовательного процесса, основой которого является гуманное педагогическое мышление. [6]

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций.

Педагоги и психологи Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.А. Козлова, М. И. Лисина, Л.А. Венгер, Я.Л. Коломинский и др. доказали, что оптимальным для воспитания гуманности является старший дошкольный возраст. В этом возраста дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и их анализ.

В работах Р.С. Буре, И.С. Хомяковой и других прослеживается тесная связь гуманности с другими нравственными качествами: ответственностью, организованностью, инициативностью. Причем гуманность выделяется как основа, вокруг которой группируются нравственные качества.

В исследованиях А.В. Запорожца, А.Д. Кошелевой, Я.З. Неверович, Н.Н. Тарасевич, И.С. Хомяковой и других гуманность рассматривается как один социальных мотивов, заключающийся в проявлении сочувствия, сопереживания, помощи. Кроме того, подчеркивается тесная связь мотивационных и эмоциональных сфер личности дошкольника. «Эмоции – то звено, с помощью которого и через которое мотивы становятся актуальными и осознаются дошкольниками». [5, c. 32]

Я.Л. Коломинский, Н.Л. Кряжева предполагают, что при воспитании гуманности большую роль играет активность детей, их собственное отношение к гуманным проявлениям.

На втором этапе нами проведена работа с родителями, а именно проведена консультация с родителями по теме: «Сочувствие»
Наша работа была систематической и последовательной, так как мы работали в соответствии с составленным нами планом по воспитанию гуманности у дошкольников.

Основой опытно-педагогической деятельности по воспитанию гуманности стали беседы, решение проблемных ситуаций, игровая деятельность и художественная литература.

Мы провели 4 малоподвижных игры: «Поступки»; «Профессор»; «Вежливые слова»; «Хорошо и плохо» и 3 дидактических: «Хорошо или плохо»; «Что было дальше»; «Как ты поступишь?».

Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Игра способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника. В результате игр дети формируют адекватные нормы поведения и коммуникативные навыки. В игре каждый ребенок стал активным членом игрового коллектива, была создана доброжелательная атмосфера, были созданы между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

Мы убедились, что такие игры способствуют формированию и воспитанию гуманности у ребенка, которые необходимы для его гармоничного развития.

Нами было проведено 3 этических беседы по содержанию художественного текста: «Что такое добро?» ; «Чтение и анализ рассказа В.А.Сухомлинского «Чтобы бабочка не укололась»; «Будь вежлив. Стихотворение Н.Юсупов «Простите»»

Кроме того, мы проводили решение проблемных ситуаций. Нам были проведены следующие проблемные ситуации: «Игра в мяч»; «Как бы ты поступил?»; «Опоздание» ; «Вниз о лестнице».

Проблемная ситуация – это начальный момент мыслительного процесса детей, когда у них появляется потребность что-то понять, осмыслить. Нами были созданы такие условия, чтобы ребенок мог самостоятельно проявить доброту, отзывчивость, чуткость по отношению к другим людям.

Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников методом проблемных ситуаций позволяет осознать ребенку свои возможности и реализовать свои интересы в общении со сверстниками, сформировать представление о себе как о значимом субъекте для детского сообщества, которое он обогащает своими интересами, знаниями, умениями, и ощутить поддержку со стороны окружающих. [1]

Для того чтобы быстрее воспитать чувство гуманности у детей нами было разработано и изготовлено пособие «Шкатулочка мудростей». Это пособие было разработано для запоминания и анализирования пословиц и поговорок, способствующих воспитанию гуманности у детей. Пособие «Шкатулочка мудрости» помогает детям запомнить пословицы и поговорки, увидеть поучительную мысль пословицы и изменить свое поведение. Пособие «Воздушный шар» оказалось очень интересной задумкой. Два раза в неделю я утром приносила голубой воздушный шар, после прогулки, ребенок который совершил хороший поступок, оставлял краской отпечаток пальчика на шаре.

Нами была проведена консультация для родителей: «О сочувствии» (цель: повышение компетентности родителей в вопросах воспитания гуманных качеств). Во время консультации внимание родителей было обращено на такое качество детей, как сочувствие. Консультации близки к беседам. Мы стремились дать родителям квалифицированный совет. Главное назначение консультации родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. После окончания консультации каждому родителю я дала буклет с рекомендациями воспитания сопереживания у детей.

Взаимодействие с родителями помогло повысить их педагогическую компетенцию, а значит они стали нашими помощниками по воспитанию гуманности.

По окончанию нашей исследовательской деятельности у большинства детей повысился уровень гуманности.

3. Козлова, С.А., Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.А.Козлова, Т.А.Куликова – 15-е изд. перераб. и доп. – М: Издательский центр «Академия», 2015. – 432с. – Текст: непосредственный.

4. Микляева, Н.В., Теоретические основы дошкольного образования: учебник для СПО / Н.В.Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Издательство Юрайт 2017. – 496с. – Серия: Профессиональное образование. – Текст: непосредственный.

5. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраст/ под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. – М.: Педагогика, 1986. – 172 с. – Текст: непосредственный.

Источник

«Особенности работы с родителями учащихся начальной школы в концепции гуманной педагогики»

на районном методическом объединении

МБОУ СОШ №16 г. Павлово

Шашиной Екатерины Владимировны

«Особенности работы с родителями учащихся начальной школы в концепции гуманной педагогики»

В чем заключается гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи образовательной организации. hello html m3544380a. В чем заключается гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи образовательной организации фото. В чем заключается гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи образовательной организации-hello html m3544380a. картинка В чем заключается гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи образовательной организации. картинка hello html m3544380a

Современный порядок жизни стал таким, что он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин всё большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей практически не остаётся ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Многие родители идут на любые жертвы, хотят во всём угодить ребёнку, освободить его от труда и забот. А ребёнок тем временем привыкает к тому, что все его желания исполняются. Он ни в чём не терпит отказа. И возникает ли у него уважение к родителям, если он привыкает смотреть на них как на рабов, обязанных всегда и во всём ему подчиняться, удовлетворять его капризы и прихоти? Кажется это мелочи, но они разрушающие. Теряется самое главное, авторитет родителей и значимость семьи. Таким образом, особенности работы с родителями в концепции гуманной педагогики очень важны.

Гуманная педагогика исходит из идей духовной общности, сотрудничества и сотворчества, устремлённых от сердца к сердцу. Идея сотрудничества в образовании имеет глубокие корни. Такие известные представители гуманной педагогики, как Корчак, Коменский, Ушинский, Сухомлинский, Амонашвили всегда выбирали своей опорой семью. Это достояние классической педагогики и психологии. Замечательный советский педагог В. А. Сухомлинский описывает опыт «школьно-семейного воспитания» школы как наиболее полноценного воспитания. «Мы бы вообще ничего не добились,- писал он – если бы не работали с родителями». И ещё более категорично: «Школьно-семейное воспитание позволяет не только хорошо воспитывать молодое поколение, но и одновременно является важным условием совершенствования нравственного облика семьи, матери и отца. Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения и взаимного духовного обогащения взрослых и их детей невозможна сама семья – первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества». «Нравственный опыт, приобретаемый в таких взаимоотношениях, является неисчерпаемым источником моральных достоинств – бескорыстной доброты, сердечной, искренней чуткости и отзывчивости».

Сотрудничество школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи – источник и важный механизм их развития.

У Амонашвили формы сотрудничества педагогов, учащихся и родителей – это способы организации их совместной деятельности. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

Я хотела бы рассказать о некоторых коллективных формах сотрудничества, которые я применяю на практике.

Родительское собрание – форма работы, где обсуждаются проблемы жизни классного, школьного, и родительского коллективов. По мнению Ш.А.Амонашвили, на родительских собраниях нельзя говорить вслух об успехах и тем более о недостатках детей. Поэтому тематику родительских собраний я планирую после анкетирования родителей. Выбираю вопросы, отражающие наиболее актуальные проблемы воспитания. Собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. Разнообразны формы проведения родительских собраний всем знакомы : деловая игра, дискуссия, круглый стол, тренинг, лекция, семинар, семинар-практикум, обмен опытом, диспут, дискуссия. Один из эффективных способов повышения активности и творчества участников собрания – включение их в совместную исследовательскую деятельность. По теме «Моя семья» наш откровенный разговор с родителями я начинаю с анализа произведений Януша Корчака (предварительно попросив родителей прочитать его произведения), так как считаю, что его книгу «Как любить ребёнка» должен прочитать каждый родитель. Произведения Я. Корчака – это свод прав ребёнка, которые проповедуют его основные идеи воспитания. В конце встречи на родительском собрании каждая семья получает «ключи к счастью» от Я. Корчака. Вот некоторые из них: «Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. Люби своего ребёнка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым». После такого разговора не останется ни одного родителя, не пересмотревшего свои взгляды на воспитание ребёнка. На каждом собрании звучат слова благодарности в адрес родителей, которые оказывают помощь педагогу. Каждый родитель получает индивидуальное письмо, в котором он прочитает об успехах своего ребёнка, о каких-то пусть небольших продвижениях и достижениях. А если есть необходимость, то получит и совет.

В практике работы нашей школы широкое распространение получило проведение совместных праздников Осенняя и Весенняя ярмарки, Дни здоровья, спартакиады.

Уже несколько лет мы практикуем в школе будущего первоклассника и работу «школы молодого родителя». Первое родительское собрание проводится в детских садах до работы школы будущего первоклассника, на котором проводится анкетирование родителей с целью выяснения вопросов воспитания, встреч родителей с различными службами и людьми. Второе занятие «школы молодого родителя» проходит в образовательном учреждении параллельно с занятиями дошкольников. На это занятие готовится выставка работ «выпускников начальной школы», выставляются портфолио учащихся и класса.

Каждое занятие воспитывает у родителей сознание значимости их взаимодействия со школой, необходимости личного активного участия в работе, даёт возможность почувствовать всю ту меру гражданской ответственности, которая на них налагается как на членов родительского коллектива, и не только за своего ребёнка, но и за весь класс. Практика показывает, что такой заблаговременный разговор с родителями делает более действенными советы учителя, более эффективной подготовку детей к школе. Советы учителя на этом этапе помогают родителям постепенно перестроить, если в этом обнаруживается необходимость, быт семьи, режим, что-то устранить, а что-то добавить в свое воспитательное воздействие на ребенка.

Я являюсь учителем 2 класса. В прошлом учебном году я, как и многие из вас не только работала по новым ФГОС, но и вела учебный курс Г. А. Цукерман «Введение в школьную жизнь», который предусматривается системой Ш.А.Амонашвили. Этот курс вовлекиет родителей в учебный процесс. Родители распределяются по группам, составляется график работы. Они являются активными помощниками учителей на уроках, что-то раздать, убрать, если нужно оказывают индивидуальную помощь ребёнку, фиксируют работу детей на уроках. Родители с удовольствием выполняют все задания, которые перед уроками им поручают учителя. На этих уроках родители видят своими глазами, как их ребёнок общается со своими сверстниками, открывают для себя новые особенности поведения ребёнка. А главное, присутствие родителей делает атмосферу пер­вых дней в школе более домашней, спокойной, доверительной. У меня в практике есть такая форма, как проведение уроков для родителей. Цель их различна: показать способы обучения учащихся, которые надо знать учащимся при оказании помощи в учёбе, привлечь внимание родителей к ребёнку, его проблемам, показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать родителей делами ребёнка.

Источник

Статья на тему «Семья и школа»

Бирюкова Юлия Владимировна

Хабаровский край, г. Хабаровск

МБОУ СОШ № 47 им. В.А. Тамгина

Семья и школа – социальное партнерство.

На данном этапе развития образования, мы все чаще слышим фразу, что школа предоставляет образовательные и воспитательные услуги, а родители – являются заказчиками этих самых услуг. Многие родители активно интересуются работой школы: знают авторов программ, по которым обучаются их дети; выбирают то или иное образовательное учреждение, которое будет соответствовать их запросам; могут сравнить между собой различные программы и сделать выбор в пользу одной из них. Конечно, двадцать лет назад такого в нашей стране еще не было. Родитель просто приводил ребенка в школу, периодически посещал родительские собрания и полностью доверял учительскому авторитету. Многое изменилось с тех пор, родитель стал активным звеном в процессе школьного обучения. Но к сожалению, не все родители владеют достаточным количеством знаний о возрастных и психологических особенностях своих детей. Порой воспитание осуществляется вслепую, интуитивно и родителям не хватает руки, которая направит их в нужное русло. Поэтому так важно найти новые пути взаимодействия, привлечь родителей в школу, для того, чтобы всесторонне воздействовать на развивающуюся личность ребенка.

Как только ребенок переступил порог школы, учитель должен найти общий язык с родителями ученика. Прежде всего, необходимо заметить, что школа – это не камера хранения, куда родители приведут своих чад, а спустя

9 – 11 лет они его подросшего, воспитанного и обученного заберут. Школа – это не просто место, где учат и воспитывают детей, сейчас школа – это партнер, помощник родителей в нелегком деле развития личности ребенка. Чтобы сделать это родители и учителя должны объединить свои усилия. Только вместе они смогут вырастить гармоничного и успешного человека. Учитель должен установить партнерские отношения с каждой семьей, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Для этого необходимо собрать полную информацию о семье ребенка, так называемый семейный анамнез. Учитель может выбрать разные способы, но самый доступный и быстрый – это анкетирование родителей. Анкета не должна быть слишком длинной и объемной, и уж конечно, она не должна включать в себя вопросы о заработной плате родителей и семейном обеспечении. Необходимо помнить, что это первичная информация, которая нужна для поверхностного ознакомления с семьей.

Далее можно договориться на родительском собрании о «дне семьи», это день, когда учитель может посетить семью с целью более близкого знакомства с родителями учеников. Такой день необходимо определить заранее, составить список посещения семей. Делается это для того, чтобы увидеть, как и в каких условиях живет ребенок. Самое главное, на что стоит обратить внимание это рабочее место ребенка и место его отдыха. Необходимо помнить, что не все семьи одинаковы. Учитель должен морально подготовить себя к тому, что не везде его встретят с распростёртыми объятьями и не везде ему будут рады.

В ходе посещения семей учитель должен составить банк данных на детей. Это поможет в дальнейшем наметить курс своей работы с семьями. Особое внимание необходимо уделить неблагополучным семьям, семьям с одним родителем, асоциальным, дезинтегрированным семьям, т.е. тем семьям, которые находятся в группе риска.

Вся работа с родителями должна строиться на партнерских отношениях.

Прошли те времена, когда авторитет учителя ставился превыше всего. Теперь родители могут и хотят участвовать в процессе обучения своего ребенка. Разговаривая с родителями, мы, прежде всего, должны помнить, что перед нами наш партнер, наш помощник в деле воспитания и обучения ребенка. Поэтому, в первую очередь, учителю нужно убрать из своего голоса очень любимый им менторский тон. Не каждому родителю нравится приходить в школу и выслушивать нравоучения. И не каждому взрослому понравится, что его отчитывают за проступки его ребенка. Классным руководителям необходимо исключить авторитаризм и морализм. Все что нужно – это терпение, такт и целенаправленный поиск путей решения проблем.

Установить контакт, понять друг друга помогают родительские собрания. Но не те собрания, к которым мы так привыкли, где происходит «разбор полетов» и где каждому родителю указывают на недостатки или проступки его ребенка. Прежде всего, необходимо заранее, желательно на год вперёд, определить темы будущих родительских собраний. Очень полезно будет подключить к этому родителей. Родители сами могут определить темы нескольких родительских собраний, на которых они смогут узнать что-то новое и важное о воспитании своих детей.

Формы работы с родителями также должны быть разными. Это могут быть как традиционные формы, так и не традиционные формы:

тематические конференции по обмену опытом воспитания детей;

вечер вопросов и ответов;

встреча родителей с администрацией школы.

Также необходимо подключать родителей к совместным проведениям праздников, вечеров, выездов, походов. Все это сплотит и укрепит классный коллектив, поможет учителю глубже воздействовать на процесс воспитания и обучения ребёнка.

В процессе взаимодействия учителя должны использовать следующие принципы работы с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа учителя с родителями. В общении с родителями избегайте категоричности, требовательного тона.

2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и школы. Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях являются гуманность, толерантность, т.е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого. Не стоит навязывать свое видение родителям, ведь они уже сформировавшиеся личности со своим мировоззрением.

3.Открытость. Новые социальные изменения в обществе требуют от педагога открытости по отношению к семье ребенка. Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве.

4. Индивидуальный подход к каждой семье. Это один из самых главных принципов в работе учителя. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.

5.Сотрудничество, а не наставничество . Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагога разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Родители должны видеть в учителе друга, человека, который всегда придет на помощь, выслушает, подскажет, поддержит, даст верный совет.

Современный этап развития образования – это этап реформ. Не всегда родители успевают за этими изменениями, поэтому учитель должен стать путеводной звездой для родителей. Учебный процесс должен быть максимально открытым и информированным, чтобы каждый родитель смог поучаствовать в нем. Только тогда мы сможем вырастить здоровую гармонически развитую личность.

Материалы журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения».

Материалы журнала «Справочник начинающего классного руководителя».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *