В чем заключается идеология
Идеология: что это простыми словами, примеры, виды, функции
Идеология – это целостная система идей и ценностей, дополняющих, объясняющих и аргументирующих друг друга. То есть, даже если какая-то идея не выглядит разумной, в рамках идеологии она становится таковой (а точнее, выглядит таковой для её сторонников). Любая идеология направлена на продвижение интересов определённых социальных групп и общностей или на достижение политических целей.
Основная задача идеологии заключается в том, чтобы формировать общественное сознание и манипулировать поведением общества. Она способна мобилизовать большие массы людей на деятельность, направленную на достижение определённых политических целей. Таким образом, идеология – это эффективный инструмент социального управления и мобилизации людей для решения определённых задач.
Автором термина «идеология» является французский философ Антуан Дестют де Траси (1754-1836). Однако он вкладывал в этот термин совершенно другой смысл, обозначая им нейтральную и беспристрастную науку, изучающую природу человеческих идей. Идеология в современном понимании наукой являться не может. Тем не менее всегда существуют политические силы, заинтересованные в том, чтобы их систему идей изучало как можно большее количество людей.
Как создаётся идеология?
Сами по себе идеи не собираются в стройную и непротиворечивую систему. Поэтому над созданием идеологий обычно работают целые коллективы, состоящие из идеологов, политиков и учёных. При этом в расчёт принимаются интересы, идеалы и представления народных масс, являющихся потенциальными сторонниками создаваемой системы. При создании идеологии политические теории и программы объединяются с идеалами и ценностями, объясняющими их важность.
Наряду с достоверными, очевидными и логичными идеями в состав идеологии обычно вводятся также сомнительные или заведомо ложные идеи и представления, выгодные её создателям. При этом сторонники должны разделять все ценности без исключения. Иначе они рискуют стать отступниками, поскольку нельзя быть приверженцем лишь части идей и отрицать при этом другие.
В чём суть идеологии?
Как уже было отмечено, идеология не является и не должна считаться наукой. Задача любой науки состоит в том, чтобы находить истину, тогда как задача идеологии заключается в том, чтобы навязывать целевой аудитории определённую систему взглядов. Идеология сильно упрощает действительность. Она создаёт такую картину мира, воспринимать которую большинству людей, не обладающих критическим мышлением, будет легко и приятно.
Идеи и концепции, предлагаемые идеологией, часто невозможно воплотить в действительность. Но при этом они настолько красиво изложены и так удачно аргументированы, что увлекают миллионы людей. Именно поэтому идеология является инструментом как консерваторов (сторонников существующих порядков и действующей власти), так и сторонников радикальных перемен.
Любая идеология утверждает, что именно она даёт достоверное представление о мире. Наибольшее внимание уделяется объяснению важных исторических событий, оценке прошлого и настоящего, а также прогнозам о том, как будет устроен мир в будущем. При этом каждая идеология стремится к максимальной популяризации, и в качестве инструмента для достижения данной цели использует пропаганду.
Виды и примеры
Чтобы немного лучше понять, что такое идеология, стоит разобраться со способами классификации и рассмотреть несколько примеров. Классифицировать идеологии можно по большому количеству разных признаков, но чаще всего используются такие основания как:
Очевидно, что в качестве оснований классификации могут выступать и другие признаки, но именно перечисленные используются чаще всего. В частности, одной из наиболее удобных и наглядных является классификация по сферам, на которые распространяется идеология. В ней принято выделять четыре группы:
Также бывает удобно разделять все идеологии на две большие группы: традиционные и нетрадиционные. Рассмотрим их подробнее.
Традиционные идеологии
К традиционным относят идеологии, полностью оформившиеся к середине 19-го века. В качестве наиболее показательных примеров можно привести следующие из них:
На основе этих трёх идеологий были созданы и другие, среди которых стоит отметить такие как:
Нетрадиционные идеологии
В эту группу входят идеологии, оформившиеся в 20-м веке. Их существует огромное количество, но в качестве наиболее значимых можно назвать такие как:
Антиглобализм – это общественно-политическое движение, выступающее против отдельных аспектов глобализации. В частности, сторонники данного движения критикуют транснациональные корпорации и некоторые всемирные организации (в первую очередь ВТО ).
История термина
Как явление и как способ манипулирования общественным мнением идеологии существовали ещё в античные времена. Но термин для их обозначения появился только в начале 19-го века. Как было отмечено выше, автором термина считается Антуан Дестют де Траси, который назвал так науку, изучающую природу человеческих идей. Наука не прижилась, а вот слово стали использовать для обозначения любой хорошо продуманной системы идей, преследующей определённые цели.
В настоящее время многие философы и политологи настаивают, что в современном мире идеологии не нужны и причиняют лишь вред. Их основной аргумент заключается в том, что при современном уровне развития общества и научно-технического прогресса нет необходимости манипулировать общественным сознанием при помощи идеологических инструментов.
Структура идеологии
Любую идеологию можно представить в виде трехуровневой модели:
Функции идеологии
Как мы уже выяснили, идеология это не просто система идей, а инструмент, выполняющий определённые функции. Среди этих функций в первую очередь стоит отметить следующие:
Существуют и другие важные функции, которые в той или иной мере выполняет идеология: воспитательная (формирование у молодёжи нужных взглядов), познавательная (объяснение мироустройства), оценочная (формирование понимания того, что хорошо, а что плохо), консолидирующая (сплочение общества) и прочие функции.
Идеология: что это простыми словами, примеры, виды, функции (3 фото)
Идеология – это целостная система идей и ценностей, дополняющих, объясняющих и аргументирующих друг друга. То есть, даже если какая-то идея не выглядит разумной, в рамках идеологии она становится таковой (а точнее, выглядит таковой для её сторонников). Любая идеология направлена на продвижение интересов определённых социальных групп и общностей или на достижение политических целей.
Основная задача идеологии заключается в том, чтобы формировать общественное сознание и манипулировать поведением общества. Она способна мобилизовать большие массы людей на деятельность, направленную на достижение определённых политических целей. Таким образом, идеология – это эффективный инструмент социального управления и мобилизации людей для решения определённых задач.
Автором термина «идеология» является французский философ Антуан Дестют де Траси (1754-1836). Однако он вкладывал в этот термин совершенно другой смысл, обозначая им нейтральную и беспристрастную науку, изучающую природу человеческих идей. Идеология в современном понимании наукой являться не может. Тем не менее всегда существуют политические силы, заинтересованные в том, чтобы их систему идей изучало как можно большее количество людей.
Как создаётся идеология?
Сами по себе идеи не собираются в стройную и непротиворечивую систему. Поэтому над созданием идеологий обычно работают целые коллективы, состоящие из идеологов, политиков и учёных. При этом в расчёт принимаются интересы, идеалы и представления народных масс, являющихся потенциальными сторонниками создаваемой системы. При создании идеологии политические теории и программы объединяются с идеалами и ценностями, объясняющими их важность.
Наряду с достоверными, очевидными и логичными идеями в состав идеологии обычно вводятся также сомнительные или заведомо ложные идеи и представления, выгодные её создателям. При этом сторонники должны разделять все ценности без исключения. Иначе они рискуют стать отступниками, поскольку нельзя быть приверженцем лишь части идей и отрицать при этом другие.
В чём суть идеологии?
Как уже было отмечено, идеология не является и не должна считаться наукой. Задача любой науки состоит в том, чтобы находить истину, тогда как задача идеологии заключается в том, чтобы навязывать целевой аудитории определённую систему взглядов. Идеология сильно упрощает действительность. Она создаёт такую картину мира, воспринимать которую большинству людей, не обладающих критическим мышлением, будет легко и приятно.
Идеи и концепции, предлагаемые идеологией, часто невозможно воплотить в действительность. Но при этом они настолько красиво изложены и так удачно аргументированы, что увлекают миллионы людей. Именно поэтому идеология является инструментом как консерваторов (сторонников существующих порядков и действующей власти), так и сторонников радикальных перемен.
Любая идеология утверждает, что именно она даёт достоверное представление о мире. Наибольшее внимание уделяется объяснению важных исторических событий, оценке прошлого и настоящего, а также прогнозам о том, как будет устроен мир в будущем. При этом каждая идеология стремится к максимальной популяризации, и в качестве инструмента для достижения данной цели использует пропаганду.
Виды и примеры
Чтобы немного лучше понять, что такое идеология, стоит разобраться со способами классификации и рассмотреть несколько примеров. Классифицировать идеологии можно по большому количеству разных признаков, но чаще всего используются такие основания как:
Очевидно, что в качестве оснований классификации могут выступать и другие признаки, но именно перечисленные используются чаще всего. В частности, одной из наиболее удобных и наглядных является классификация по сферам, на которые распространяется идеология. В ней принято выделять четыре группы:
Также бывает удобно разделять все идеологии на две большие группы: традиционные и нетрадиционные. Рассмотрим их подробнее.
Традиционные идеологии
К традиционным относят идеологии, полностью оформившиеся к середине 19-го века. В качестве наиболее показательных примеров можно привести следующие из них:
На основе этих трёх идеологий были созданы и другие, среди которых стоит отметить такие как:
Нетрадиционные идеологии
В эту группу входят идеологии, оформившиеся в 20-м веке. Их существует огромное количество, но в качестве наиболее значимых можно назвать такие как:
Отдельно стоит отметить глобализм и антиглобализм. Глобализм – это обобщённое название разных идеологий, направленных на установление во всём мире той или иной формы политического или экономического устройства. В разное время глобалистские течения были характерны для Третьего Рейха, СССР, США, Китая. На данный момент глобалистские идеи входят в государственные идеологии США, Китая и России.
Антиглобализм – это общественно-политическое движение, выступающее против отдельных аспектов глобализации. В частности, сторонники данного движения критикуют транснациональные корпорации и некоторые всемирные организации (в первую очередь ВТО).
История термина
Как явление и как способ манипулирования общественным мнением идеологии существовали ещё в античные времена. Но термин для их обозначения появился только в начале 19-го века. Как было отмечено выше, автором термина считается Антуан Дестют де Траси, который назвал так науку, изучающую природу человеческих идей. Наука не прижилась, а вот слово стали использовать для обозначения любой хорошо продуманной системы идей, преследующей определённые цели.
В 19-м веке к идеологиям относились преимущественно негативно. Их воспринимали как манипулятивные инструменты, продвигающие интересы определённых групп людей. Заметно улучшить отношение к ним сумели Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые использовали термин «идеология» для обозначения общественного сознания, основанного на представлении социального класса о самом себе.
Исследователи, не разделявшие марксистских взглядов на природу идеологии, по-прежнему настаивали на том, что это лишь инструмент для достижения политических, экономических и социальных целей. Особую точку зрения имел австрийский социолог Карл Мангейм, который считал что идеология – это образ мышления господствующих социальных групп, а в мышлении угнетённых слоёв преобладает утопия – система красивых, но невоплотимых идей.
В настоящее время многие философы и политологи настаивают, что в современном мире идеологии не нужны и причиняют лишь вред. Их основной аргумент заключается в том, что при современном уровне развития общества и научно-технического прогресса нет необходимости манипулировать общественным сознанием при помощи идеологических инструментов.
Структура идеологии
Любую идеологию можно представить в виде трехуровневой модели:
Функции идеологии
Как мы уже выяснили, идеология это не просто система идей, а инструмент, выполняющий определённые функции. Среди этих функций в первую очередь стоит отметить следующие:
Существуют и другие важные функции, которые в той или иной мере выполняет идеология: воспитательная (формирование у молодёжи нужных взглядов), познавательная (объяснение мироустройства), оценочная (формирование понимания того, что хорошо, а что плохо), консолидирующая (сплочение общества) и прочие функции.
Идеология
Содержание
История понятия
Де Траси и Кондильяк
Термин «идеология» был введен во Франции в конце XVIII века А. Дестютом де Траси, который вместе с Этьеном де Кондильяком пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основы человеческого знания. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, де Траси ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права.
Дестют де Траси и Кондильяк пытались оказать влияние на политику, проводимую оказавшимся у власти Наполеоном, который счел, что они пытаются заменить политическую реальность абстрактными утверждениями, и негативно отнесся к выдвинутым предложениям. С легкой руки великого исторического деятеля слово «идеология» приобрело уничижительный смысл, который закрепился за ним вплоть до настоящего времени. В связи с тем, что проект де Траси и Кондильяка был отвергнут Наполеоном, понятие идеологии оказалось на некоторое время забытым.
Маркс и марксистская традиция
Затем понятие идеологии стало одним из центральных в марксистской традиции и разрабатывалось Антонио Грамши, Луи Альтюссером и другими. Лукач предлагает видеть в идеологии проекцию классового сознания, Грамши использует для обозначения идеологии понятие культурная гегемония.
…идеология. Это не призрачная иллюзия, возводимая нами для укрытия от невыносимой действительности, это по самой своей сути фантазматическая конструкция, служащая опорой для нашей «действительности»: «иллюзия», структурирующая наши конкретные, реальные общественные отношения и, кроме того, маскирующая невыносимую, реальную, непостижимую сущность (то, что Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф называют «антагонизмом», то есть травматическое социальное подразделение, не поддающееся символизации).
Другие определения
Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена.
При всех дальнейших изменениях непосредственного значения этого термина смысловые оттенки первоначального содержания понятия «идеология» таковы:
Вклад в разработку понятия идеология внесли также Теодор Адорно, Клиффорд Гирц, Анри Лефевр, Макс Хоркхаймер, Александр Зиновьев и ряд других представителей социально-гуманитарных наук.
Типы идеологий
Основные современные идеологии сложились в XIX веке. Несмотря на значительное количество различных идеологий, в самом общем виде принято выделять либеральную, консервативную и социалистическую идеологии.
В конце XX века среди политиков и партий наметилась тенденция в прагматических целях всё чаще отказываться от устойчивой идеологии, то есть брать на вооружение тактику антиидеологизма.
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Идеология» в других словарях:
ИДЕОЛОГИЯ — понятие, введенное в нач. 19 в. А.Л.К. Дестютом де Траси для обозначения науки, предметом которой должны стать всеобщие законы образования идей. И. как наука о всеобщих и неизменных законах образования идей, их трансформации, влиянии на жизнь… … Философская энциклопедия
Идеология — (ideology) Комплекс всеобъемлющих и внутренне связанных друг с другом идей, в соответствии с которыми любая социальная группа воспринимает и оценивает мир, например католицизм, ислам, либерализм и марксизм. Идеология должна давать: а) объяснение … Политология. Словарь.
Идеология — Идеология ♦ Idéologie Ученики Кондильяка (***), которых в самом начале XIX века вслед за Дестют де Траси, предложившим термин, называли идеологами, считали ее наукой об идеях, а отсюда – наукой всех наук. Но подобной науки не существует: мы… … Философский словарь Спонвиля
Идеология — (гр. idea – ұғым, елес logos – сөз, ілім, ғылым) – пәні идеялардың пайда болуы және өзгеруі, олардың жеке әлеуметтік топтардың, таптардың, сословиелердің (жіктердің) өміріне ықпалы болатын ғылымды белгілеу үшін ХVІІІ ғ. аяғы – ХІХғ. басындағы… … Философиялық терминдердің сөздігі
ИДЕОЛОГИЯ — (греч. idea мысль, и logos слово). 1) часть метафизики, рассуждающая об идеях. 2) бесполезное, чуждое практическим целям мышление. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИДЕОЛОГИЯ 1) часть метафизики,… … Словарь иностранных слов русского языка
ИДЕОЛОГИЯ — понятие, посредством которого традиционно обозначается совокупность идей, мифов, преданий, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций; не являясь религиозной по сути, И. исходит из определенным образом познанной… … История Философии: Энциклопедия
ИДЕОЛОГИЯ — ИДЕОЛОГИЯ, идеологии, жен. (от греч. idea идея и logos учение) (книжн.). Мировоззрение, система взглядов и идей. Пролетарская идеология. «Отец… других убеждений, и у него совершенно чуждая идеология.» Огнев. || Идейное содержание, философское… … Толковый словарь Ушакова
идеология — взгляды на вещи, принципы, взгляды, воззрения, правила, убеждения, мировоззрение, образ мыслей, символ веры, кредо, миросозерцание, миропонимание, взгляды на жизнь, философия, видение Словарь русских синонимов. идеология см. мировоззрение … Словарь синонимов
ИДЕОЛОГИЯ — (от идея и. логия), система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Выражает интересы и формулирует цели определенных… … Современная энциклопедия
Что такое идеология?
К дискуссии о государственной идеологии
24 ноября в Москве состоялась обсуждение интегрального доклада Изборского клуба « Идеология Победы как национальный проект ». Обсуждение прошло в форме заседания экспертных клубов и сообществ. В дискуссии приняли участие не только члены Изборского клуба, но и представители клуба «Сретение», Зиновьевского клуба, представители ВРНС, Союза писателей России. Я участвовал в этом заседании и выступил в репликой на тему «Образ Победы, Филадельфийская церковь и Валдайская речь Путина». Меня удивило, что некоторые участники дискуссии не совсем верно понимали, что такое идеология как таковая, и в своих выступлениях говорили скорее о проблемах стратегии, государственной политики. В связи с этим считаю полезным отдельно представить ту часть своей большой работы «Реабилитация идеологии», которая касается как раз вопросов определения понятия идеологии и ее типологии.
У этих людей, которые не чурались политики, вскоре возник конфликт с самим Наполеоном Бонапартом, который обозвал их «ветрогонами и идеологами, которые всегда боролись против существующих авторитетов». В декабре 1812 года потерпевший поражение в России Наполеон писал Государственному Совету: «Все несчастья, которые выпали на долю нашей прекрасной Франции, должны быть приписаны «идеологии» – этой туманной метафизике, которая с неподражаемой изобретательностью ищет во всём первопричины и готова обосновывать этими первопричинами законы человеческого общества, вместо того чтобы приспосабливать эти законы к тому, что нам известно из человеческого сердца и из уроков истории».
Именно в таком – наполеоновском – смысле понимали идеологию Карл Маркс и Фридрих Энгельс в знакомой всем учившимся в советское время в вузах работе «Немецкая идеология» (1846). Для них идеология – это ложное сознание, идеалистическая концепция, которая конструирует мнимую реальность, а идеологи – мыслители, которые не сознают связи своих построений с материальными интересами определённых классов. В противовес идеологии Маркс и Энгельс рассматривали свои идеи как научную материалистическую концепцию общественной жизни. Они противопоставляли идеологию и научный взгляд на общество.
Однако Марксу же принадлежит знаменитая фраза «Идея, овладевшая массами, становится материальной силой», которую очень любил его ученик и последователь Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Собственно Ленин и реабилитировал термин идеология в канун «золотого века идеологий», которым стало ХХ столетие. Именно Ленин придумал термин «научная идеология». И советское обществоведение исходило из того, что 1) марксизм-ленинизм является истинной научной идеологий; 2) любая идеология носит классовый характер, отражает интересы того или иного класса, поэтому в конечном счётё есть две идеологии: коммунистическая и буржуазная. Так «Большая советская энциклопедия определяла идеологию так: «Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер, отражая положение данного класса, классовые интересы».
Выхолощенное и вульгарное советское обществоведение оказалось бессильным перед атакой на идеологию, которая началась на Западе после Второй мировой войны. Уже в 1946 году французский философ и писатель Альбер Камю ввёл в оборот выражение «конец идеологии». Но обоснование «конца идеологии» дали американские социологи, теоретик постиндустриального общества Дэниэл Белл, Филипп Конверс и другие. В 1960 году Белл выпустил книгу именно с таким названием «Конец идеологии», в которой детально обосновал идею неизбежности угасания идеологий в современных условиях развития общества.
Теория деидеологизации, ставшая очень популярной на Западе, однако вскоре там же начала и пересматриваться, особенно после молодежных бунтов, которые сотрясали западные страны в конце 60-х. В 70-80-х годах на политическую сцену выходят американские неоконсерваторы (Ирвинг Кристол, Норман Подгорец и другие), которые выдвигают тезис о реидеологизации, выступают, прежде всего, за идеологическое перевооружение внешнеполитической стратегии Америки. Кристол писал, что «неидеологическая политика» – это безоружная политика.
Любая западная мода, как известно, приходила в наше Отечество в некоторым запозданием. Так случилось и с борьбой против идеологии. Перестройка и демократизация проходили у нас под лозунгом в том числе отказа от идеологии, хотя американцы уже объявили необходимость реидеологизации. Конечно, была и отечественная специфика. К власти в начале 90-х пришли те, кому набили оскомину партсобрания и пустопорожние лозунги позднесоветского времени.
И идеология в России была загнана в подполье.
Часто звучат суждения, что идеология является атрибутом государственности и возникает вместе с рождением государства, т.е. в седой древности. Идеология в таком случае трактуется как сумма идей, которые легитимируют государство. Связь между государством и идеологией несомненно существует. Однако, если следовать такому пониманию, то вполне конкретное историческое явление идеологии размывается, она смешивается с религией и мифологией, которые также выполняли функцию легитимации власти, хотя и не сводились к ней.
По Матцу, идеология возникает в европейское Новое время, которое является «исключительной средой идеологии». Духовный кризис европейского общества привёл к расколу Католической церкви, появлению всевозможных сект и серьёзному социальному брожению. Христианство в преддверие наступления эпохи Модерна перестало быть условием единства общества, а также, что особенно важно, перестало служить механизмом легитимации власти. Европе грозила война всех против всех, что отчасти и произошло. Всё это породило процесс секуляризации общества, и, как пишет Матц, «высвобождения государственно-политической и культурной системы из зависимости от религиозно-теологических определений». Религия была «вытеснена со своей позиции фундамента сообщества, обмирщена». Государство эпохи Модерна начало искать новые источники легитимации и нашло их именно в идеологии. Причём, христианская религия поначалу не изгоняется из общественной жизни, обмирщённое западное христианство само «становится политической программой, религиозное призвание само выступает элементом развертывающегося процесса секуляризации».
Постепенно этот набор идей систематизировался и превратился в идеологию либерализма, которая получила своё окончательное оформление уже в эпоху Великой Французской революции, когда и родился базовый лозунг либерализма: «Свобода. Равенство. Братство». В этом лозунге еще слышны христианские мотивы, но они наполнены уже иными смыслами.
Таким образом, первая идеология – либерализм – в завершённом виде возникла во время Французской революции. Примечательно, что понятие и явление идеологии возникли одновременно – на рубеже XVIII-XIX веков. Что является косвенным свидетельством того, что именно так нужно понимать идеологию, как «религию общества эпохи Модерна».
Помочь нам может методология, предложенная всё тем же Ульрихом Матцом. Если идеология суть эрзац-религия, религия общества эпохи Модерна, т.е. идеология стремится заместить собою религию европейского общества – Христианство, то нужно вычленить базовую идеологему идеологии. Это и позволит нам типологизировать идеологии.
Христианство, как известно, даёт ясный ответ на этот вопрос: истинное бытие – это Христос, это бытие в Боге и с Богом, – «Аз есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). «Гряди по Мне» (Ин. 21: 22), говорит Спаситель апостолу Петру, указывая и всем христианам путь, по которому нужно идти, цель человеческой жизни.
Пытаясь заместить роль Христианской религии в обществе, идеологии закономерно уподоблялись ей.