В чем заключается информатизация здравоохранения
Запрос перерос ресурс
Это обеспечит маршрутизацию пациентов и мониторинг оказания медицинской помощи по отдельным профилям заболеваний, организацию телемедицинских консультаций и автоматизированную диспетчеризацию санитарного транспорта.
А не менее 70 субъектов РФ должны получить возможность реализовать и систему электронных рецептов. Создание цифрового контура должно обеспечить в личном кабинете пациента «Мое здоровье» доступ к таким сервисам, как запись на прием к врачу или вызов врача на дом, диспансеризация, получение сведений об оказанных медицинских услугах и их стоимости, доступ к личным электронным медицинским документам. Внедрение электронной регистратуры уже стало одной из действенных мер для сокращения социальных контактов в период пандемии. Но очевидно и то, что коронавирус внес свои коррективы в ранее намеченные планы.
Свой запрос на цифровизацию здравоохранения сформирован и у россиян. Им нужен удобный, интуитивно понятный для всех возрастных категорий дружественный интерфейс, способный обеспечить свободу и комфорт гражданам во взаимодействии с цифровыми медицинскими системами при получении необходимых медицинских услуг. Востребована и интерактивная система помощи в навигации по сайтам медучреждений. Нужны специализированные мобильные приложения, которые бы помогали хроническим пациентам обеспечить свою жизнь и удаленный контроль состояния здоровья пациента врачом, приема им препаратов, получения необходимых физиологических данных. Также нужна такая обратная связь, как смс-информирование о записи к врачу и ее изменениях, уведомление от врача, информация обо всех действиях с картой пациента по аналогии с банковским счетом (о просмотрах, внесении изменений и т.д.) с возможностью детализации о том, кто получил доступ к карте, о прохождении анализов, графике обследований и т.п.
Сегодня основными бенефициарами цифровой трансформации выступают три группы участников: организаторы системы здравоохранения, врачи и пациенты, в том числе будущие.
Кроме того, даже с достаточным финансовым ресурсом цифровое развитие отрасли невозможно без необходимого материально-технического обеспечения и кадров. Едва ли пациенту, который вынужден ждать, когда в электронной регистратуре районной поликлиники появится талончик к врачу, очень поможет запись в электронный лист ожидания на прием через две недели, если врачебная помощь ему нужна уже сегодня.
Общая информация
Современный уровень ИЗ немыслим без построения и развития телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально-распределенные информационные ресурсы, ключевое значение в которой имеют управляющие и аналитические информационные системы, созданные на базе компьютерной техники и сетей.
В рамках направлений деятельности Института по ИЗ его сотрудники успешно работают над актуальными проблемами современного здравоохранения. Одной из важных проблем является организация и управление сбором и обработкой медицинской статистики. Здесь решаются следующие задачи:
Новым направлением, обеспечивающим решение задач на стыке медицинской статистики и информатизации здравоохранения, стало создание на базе Института Центра ведения и управления идентификацией объектов Минздрава России (ЦВУ), выступающего в качестве органа регистрации в соответствии с Положением «О порядке ведения Реестра идентификаторов объектов Минздрава РФ (в рамках российского национального сегмента мирового пространства идентификаторов объектов)».
Помимо управления статистической информацией, специалисты института разрабатывают научно-методическое обеспечение по информатизации систем обязательного медицинского страхования и дополнительного лекарственного обеспечения, ведения регистров декретированных контингентов пациентов (дети-инвалиды, больные СПИДом, больные онкологическими заболеваниями и т.д.), ресурсной базы здравоохранения.
ЦНИИОИЗ занимается разработкой, внедрением и сопровождением медицинских информационных систем федерального уровня.
В чем заключается информатизация здравоохранения
В апреле 2011 г. была утверждена концепция создания Единой государственной информационной системы в здравоохранении (ЕГИСЗ). На первом этапе речь шла о базовой информатизации медицинских учреждений: поставке в них вычислительной техники и подключении к интернету. Затем в поликлиниках и больницах стали появляться информационные системы, а на региональном уровне — создаваться единые сервисы, самым известным из которых является удаленная запись на прием к врачу. Теперь на очереди новая задача — объединить все это в единый цифровой контур.
Здравоохранение как национальный проект
В октябре 2018 г. в России был запущен национальный проект «Здравоохранение», в состав которого входит федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)». Он должен быть реализован до 31 декабря 2024 г. К этому моменту к ЕГИСЗ должны подключиться все государственные медицинские организации, а все граждане — получить доступ к своей электронной медицинской карте через личный кабинет «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг.
Согласно паспорту федерального проекта, на создание цифрового контура государство намерено направить ₽113,8 млрд. Из них ₽14,7 млрд было выделено в 2019 г. Пик финансирования запланирован на 2020 г. — объем выделяемых средств должен составить ₽48,8 млрд. В 2021-2024 г. он будет постепенно сокращаться: с ₽14,4 млрд до ₽10,5 млрд в год. Значительная часть этих средств направляется в регионы для создания централизованных подсистем. «На каждый год определены свои подсистемы — например, в 2020 году упор делался на обмен данными лабораторных исследований, интегрированную электронную медицинскую карту, центральный архив медицинских изображений», — поясняет Игорь Башков, руководитель отдела продаж и развития направления «Здравоохранение» группы компаний «Нетрика».
В сентябре 2020 г. появилась информация о том, что Минобороны и Минздрав собираются совместными усилиями строить единый цифровой контур медицинской службы вооруженных сил. По предварительным данным, проект будет реализовываться в 2021-2024 гг. и обойдется в ₽3 млрд. При этом подчеркивалось, что в дальнейшем система должна быть интегрирована с ЕГИСЗ.
Средства на развитие информационной системы в сфере здравоохранения также предусмотрены в национальном проекте «Цифровая экономика» в рамках федерального проекта «Цифровой регион». Они должны пойти на создание информационного сервиса управления объемами и транзакциями в системе ОМС, контроль платной деятельности медицинских организаций и сервис управления ресурсами системы здравоохранения региона. Проект должен был стартовать в 2020 году, но позже был перенесен на 2021 г.
Немного истории
ЕГИСЗ начала создаваться почти 10 лет назад. В ее состав входит 13 подсистем. Основные — регистр медицинских работников, реестр медорганизаций, электронная регистратура, интегрированная электронная медицинская карта и реестр электронных медицинских документов. Кроме того, есть подсистема ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, подсистемы по мониторингу организации оказания высокотехнологичной медпомощи и санаторно-курортного лечения, по мониторингу и контролю в сфере госзакупок лекарств.
В последние годы за создание системы отвечали назначенные правительством госкорпорация «Ростех», «Ростелеком» и НИИ «Восход». В обязанности «Ростеха» входило развитие и поддержка ключевых подсистем ЕГИСЗ: федеральной электронной регистратуры, электронной медицинской карты, ведение специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан и размещение на мощностях федерального центра обработки данных тестовой версии ЕГИСЗ. НИИ «Восход» предоставлял мощности федерального центра обработки данных для основной площадки ЕГИСЗ, а «Ростелеком» — для резервной площадки. В ноябре 2019 г. «Ростех» был назначен единственным поставщиком услуг по построению ЕГИСЗ на срок до 31 декабря 2020 г.
К моменту старта национального проекта «Здравоохранение» расходы на создание ЕГИСЗ уже превысили ₽40 млрд. Кроме того, из бюджета Минздрава ежегодно выделяются деньги на поддержку уже имеющейся инфраструктуры. Так, эксплуатация ЕГИСЗ в 2019 г. обошлась в ₽250 млн. Дополнительно ₽445,5 млн было израсходовано на поддержку Федерального центра обработки данных с основной, резервной и тестовой площадками ЕГИСЗ и ₽32,3 млн — на другие мероприятия по информатизации.
Основные события 2019 года
В июле 2019 г. тогдашний куратор проекта замминистра здравоохранения Елена Бойко отчиталась, что все регионы завершили интеграцию с ЕГИСЗ и обеспечивают услугу записи на прием к врачу в личном кабинете пациента «Мое здоровье». Более того, все больницы и поликлиники подключены к сети интернет, а все национальные медицинские центры оснащены телемедицинским оборудованием и подключены к телекоммуникационной инфраструктуре.
По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, по итогам 2019 г. медицинские информационные системы использовали 65,6% структурных подразделений медицинских организаций. К региональным подсистемам ЕГИСЗ было подключено 24,3% подразделений, а 14% уже интегрированы с учреждениями медико-социальной экспертизы. Доступ к электронным медицинским документам в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) предоставляли 5,3% медицинских организаций. Этой возможностью воспользовались 10,3 млн человек.
Было проведено 679 тыс. телемедицинских консультаций, из них 104 тыс. — в режиме «врач-врач» и 385 тыс. — «врач-пациент». 43,7 млн человек в возрасте 15–72 лет или 40% взрослого населения воспользовались интернетом для записи на прием к врачу, вызова врача на дом, получения сведений об оказании медицинской помощи, направления на госпитализацию, прохождения медико-социальной экспертизы.
Новый этап развития
В январе 2020 г. произошла смена правительства РФ. Премьер-министром был назначен бывший глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. Это положило начало кадровым перестановкам в федеральных ведомствах. Должность министра здравоохранения перешла к Михаилу Мурашко, а куратором информатизации отрасли вместо Елены Бойко стал Павел Пугачев. Чуть позже к федеральной команде ответственных за цифровую трансформацию отечественного здравоохранения присоединился бывший CIO Фонда социального страхования Дмитрий Селиванов — он был назначен директором департамента цифрового развития Минздрава РФ.
По итогам 2019 г. все больницы и поликлиники подключены к сети интернет, а все национальные медицинские центры оснащены телемедицинским оборудованием и подключены к телекоммуникационной инфраструктуре
В июле 2020 г. на заседании правительства было принято решение выделить ₽300 млн на завершение ранее заключенных контрактов в 14 регионах по созданию единого цифрового контура в здравоохранении.
В ноябре 2020 г. на развитие ЕГИСЗ направили еще ₽898,59 млн из резервного фонда правительства РФ. Эти средства должны пойти на создание информационного ресурса для предоставления медицинским работникам доступа к актуальным клиническим рекомендациям, справочникам лекарственных препаратов, передовым знаниям отечественной и мировой доказательной медицины в рамках подсистемы единой системы «Федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения», визуализацию и автоматизированную аналитическую обработку данных о показателях системы здравоохранения, прогнозирование показателей здоровья, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, а также на увеличение мощности федерального центра обработки данных единой системы более чем на 50% за счет закупки оборудования, обеспечивающего, в том числе, возможность использования обезличенных сведений для создания алгоритмов и методов машинного обучения в целях формирования системы поддержки принятия врачебных решений и применения технологий искусственного интеллекта.
«В 2020 году среди региональных органов управления здравоохранением, на наш взгляд, наиболее востребованными были системы управления лабораторной и инструментальной диагностикой, аналитические системы класса BI, телемедицинские сервисы для дистанционного взаимодействия врачей со своими пациентами и коллегами, а также решения для создания интегрированной электронной медицинской карты в регионе», — рассказывает Игорь Башков.
В «Барс груп», кроме спроса на централизованные лабораторные системы и увеличение числа подключенных к ним медицинских организаций и анализаторов, говоря о развитии различных нозологических регистров. Популярными решениями до сих пор остаются наиболее востребованные населением услуги: запись к врачу, удаленное получение результатов оказанных медицинских услуг, в том числе с использованием мобильных приложений.
Владимир Варфоломеев, генеральный директор SofTrust, добавляет к этому списку требования обеспечить взаимодействие с информационной системой Фонда социального страхования при формировании и передаче электронного родового сертификата, поддержку национальной системы цифровой маркировки и мониторинга движения лекарственных препаратов, формирование нозологических регистров (ОКС и ОНМК). Дарья Голосова, первый заместитель генерального директора компании «Ай-Форс» (группа компаний «Форс») отмечает рост спроса на телемедицинские платформы и заказную разработку, например, мобильные приложения для электронной регистратуры. В текущих реалиях пандемии также остро стоят вопросы сохранения и предоставления в прежнем объеме и качестве медицинской помощи людям с хроническими заболеваниями, перенесшими серьезные хирургические операции или нуждающимися в различных видах реабилитаций, что является стимулом к внедрению ИТ-решений, позволяющих не только консультировать онлайн, но и осуществлять удаленное ведение таких пациентов посредством мониторинга показателей их здоровья.
«Однако прямой связи «больше бюджет — выше спрос» не наблюдается, так как пандемия, заставшая врасплох и российское здравоохранение, сильно сказалась на деятельности медицинских учреждений, — говорит Дарья Голосова. — С одной стороны, перераспределились их расходы с ИТ на другие задачи, более приоритетные на данный момент, с другой, был дан сильный толчок применению новых подходов и инструментов во взаимодействии с пациентами в процессе их лечения. Это касается, в первую очередь, телемедицинских сервисов и проектов». Кроме того, эксперт отмечает, что из-за сокращения ИТ-бюджетов медучреждения на сегодняшний день все больше склоняются к использованию облачных моделей информационных систем. Это дает им возможность легче и безболезненнее пилотировать продукт, а главное, рациональнее использовать денежные средства.
Владимир Варфоломеев также говорит о резком росте спроса на решения для обработки и анализа медицинских изображений, телемедицину и другие средства дистанционного взаимодействия с пациентом (колл-центры, доступ к результатам исследований через личный кабинет, СМС-оповещение и т.д.). «В качестве «антиковидных» мер мы реализовали интеграцию медицинской системы с федеральным регистром COVID-19, обеспечили поддержку телеконсультаций в режиме «врач-врач» и «врач-пациент», реализовали сервисы оповещения пациентов (напоминание о предстоящем приеме, об отмене и переносе записи на прием) и интеграцию с голосовым роботом для вызова врача на дом. Результаты лабораторных исследований (в том числе тестов на COVID-19), направления, назначения и рецепты стали доступны в Личном кабинете пациента, — приводит пример Владимир Варфоломеев. — До конца года для пациентов с хроническими заболеваниями будет обеспечена возможность продления электронных рецептов без посещения врача».
Региональные МИС все плотнее интегрируются с федеральными подсистемами ЕГИСЗ, системами Фонда социального страхования и бюро медико-социальной экспертизы, а также с региональными подсистемами станций скорой медицинской помощи и организации льготного лекарственного обеспечения, отмечают в «Барс Груп». Существенно вырос спрос на статистику, аналитику, обработку данных, хранящихся в информационных системах, в том числе с использованием искусственного интеллекта, высок спрос на системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР), а также на системы поддержки управленческих решений. Основной запрос со стороны клиентов федерального уровня — это оперативный сбор, консолидация и углубленный анализ информации об обеспеченности медицинских организаций медицинским персоналом, о качестве лечения пациентов, структуре заболеваемости, обеспеченности лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. При этом важным трендом стало не просто накопление данных, а выход на их обработку с использованием самых современных методов и инструментов, подготовка и визуализация аналитических данных, построение предиктивных моделей.
Подводные камни
Создание ЕГИСЗ как единого ресурса, объединяющего медицинские учреждения по всей стране, длится уже почти 10 лет. Понятно, что такие масштабные и уникальные проекты не обходятся без сложностей.
Например, по словам Игоря Башкова, в регионах число задач в этом направлении неуклонно растет, а число сотрудников остается прежним. Распространена ситуация, когда специалистам по информатизации к текущему функционалу просто добавляют задачи по цифровой трансформации. «Сверхзагруженность этих специалистов замедляет повсеместное использование цифровых сервисов в здравоохранении как среди медицинских организаций, так и среди населения», — считает он.
Дарья Голосова отмечает скепсис врачей, их неготовность или нежелание работать с дополнительными информационными системами. «В решении этой проблемы ключевую роль, конечно, играет воля руководства медучреждения, четкое понимание ими целей и задач, решаемых с помощью ИТ», — говорит она.
По-прежнему остро стоит вопрос защиты медицинских персональных данных.
По мнению Владимира Варфоломеева, основной проблемой являются слишком частые, иногда необоснованные, изменения нормативных требований, спецификаций интеграционных профилей, а также технические сбои некоторых федеральных сервисов, которые приводят к авральному режиму работы по модификации региональных систем. Есть, по его словам, и случаи замены успешно функционирующих региональных решений.
По данным Счетной палаты за первое полугодие 2020 г. федеральный проект создания ЕГИСЗ был исполнен всего на 16,7%. К 1 ноября 2020 г. этот показатель увеличился до 49,7%. В конце ноября Министерство финансов заявило, что намерено запретить ведомствам распределять на другие цели неизрасходованные на нацпроекты деньги. Вместо этого их планируется вернуть в Резервный фонд правительства. Остается только надеяться, что за оставшееся до конца года время в области цифровизации здравоохранения произойдут изменения, благодаря которым все заявленные в федеральном проекте планы будут реализованы.
Информатизация здравоохранения: понятие, цели и достижения, этапы развития
Развитие информационных систем неизбежно поглощает все сферы жизни человека. Достаточно давно уже говорят и необходимости прогресса в информатизации здравоохранения. Люди, не имеющие специального образования, не совсем понимают, для чего она нужна и какие проблемы поможет решить.
Цели информатизации сферы здравоохранения
Раньше получить ту или иную медицинскую информацию было достаточно сложно. Сегодня же врачебные и научные знания находятся во всеобщем доступе. Но, несмотря на это, преимущественная часть населения по-прежнему остается недовольной функционированием и устройством действующей системы здравоохранения. Цель информатизации в данном случае заключается в удовлетворении постоянно растущего спроса на медицинские услуги и качество их предоставления.
Вам будет интересно: Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах: правила поведения, разработка инструкций, права и обязанности работников
Решить целый ряд актуальных проблем в сфере здравоохранения можно только одним способом – путем эффективного взаимодействия врачей с населением. Создание общего информационного пространства играет в этом вопросе главную роль.
Приоритетной задачей информатизации здравоохранения на современном этапе является налаживание обратной связи с пациентом. Причиной острой необходимости внедрения инновационных технологий является массовый переход населения на домашнее лечение, предполагающее осуществление мониторинга самочувствия больного через интернет-канал и оказание лечебной помощи в амбулаторных или домашних условиях. Основной целью информатизации здравоохранения является, как несложно догадаться, создание механизма предоставления профильных услуг высокого качества посредством внедрения уникальных электронных разработок.
Кто отвечает за реализацию данной программы
Вам будет интересно: Двойной обгон в ПДД: наказания, размер штрафа
Центральный институт организации и информатизации здравоохранения при Минздраве РФ, созданный в 1999 году, является ответственной организацией за выполнения стратегии о внедрении современных программ и телекоммуникационной инфраструктуры в данной сфере. Это учреждение, реализуя свою деятельность, занимается научной и образовательной работой, международным сотрудничеством в решении проблем, связанных с запуском и настройкой этого технически сложного процесса.
Задачами деятельности Центрального НИИ информатизации и организации здравоохранения являются:
Кроме того, данное учреждение принимает непосредственное участие в разработке законопроектов и прочей документации для внесения рациональных изменений в законодательство о системе здравоохранения. Как правило, данные действия институт совершает по поручению Минздрава.
Вам будет интересно: Таможенный лимит: особенности и правила
Информатизация здравоохранения предполагает также разработку и практическое внедрение комплексной программы мониторинга здоровья россиян. С этой целью институт поддерживает сотрудничество с отечественными и международными организациями ради выполнения общих научно-исследовательских работ и обмена опытом.
Что такое медицинская информация?
Институт организации и информатизации здравоохранения делает акцент на правильном восприятии данного термина. Под ним следует понимать уникальный вид ресурса, качественные критерии которого можно совершенствовать неопределенное количество раз. В широком смысле медицинская информация – это сведения о здоровье населения, системе здравоохранения, медицинских науках, социальной и биологической внешней среде.
Устаревшим, но все же действительным примером информатизации медицинской отрасли являются научно-медицинские библиотеки. Обратившись сюда, человек мог получить необходимые справочные сведения, публикации на ту или иную тему, фактографические и реферативные работы.
В чем плюсы и минусы информатизации онлайн
С появлением интернета скорость и эффективность распространения различных сведений вышла на новый уровень. Работа Центрального института информатизации и организации здравоохранения направлена в первую очередь на устранение недостатков электронных источников.
В сравнении с традиционными публикациями, информация, присутствующая на просторах Всемирной паутины, как правило, не проходит процедуру рецензирования, а это означает, что любой материал, написанный с ошибками, будет распространяться. В крупных и профессиональных издательствах действует строгая система проверки и рецензирования работ.
В то же время в контент, размещенный на вебсайтах, намного проще вносить правки: не нужно дожидаться очередного выпуска, чтобы указать на опечатки в ранее опубликованной статье. Огромным преимуществом электронных систем является легкая и доступная организация поиска. Причем касается это любой формы хранения информации – в веб-хранилище с закрытым доступом или на жестком диске компьютера.
В европейских странах и США институт информатизации здравоохранения был внедрен в работу врачей еще в начале 2000-х годов. В России задача разработки специализированных ресурсов в медицинских системах находится на стадии реализации. Несмотря на то что достичь поставленных целей на 100 % пока не удалось, первые позитивные результаты можно заметить по эффекту от проведенной компьютеризации медицины. Благодаря введению в рабочий процесс медперсонала информационных технологий, снизилась вероятность ошибок при оформлении записи на прием, составлении историй болезни, назначении лечения и т. д. Информатизация здравоохранения предполагает создание единого информационного пространства, объединяющего все медицинские системы.
Роль сети интернет в системе здравоохранения
В исследованиях Центрального НИИ информатизации здравоохранения особое внимание уделяется использованию сети интернет в медицинской науке и практике. Телекоммуникационные технологии позволяют каждому пользователю получать необходимые сведения в соответствии с содержанием отправленного запроса.
Вам будет интересно: Правовое регулирование охраны труда: основные понятия, принципы, система организации
Основными источниками информации в интернете являются специализированные вебсайты, на которых публикуются обзорные работы с ознакомительной целью. Они могут содержать иллюстрации, справочные медицинские сведения. Информацией из Всемирной паутины пользуются не только пациенты, но и врачи. Сомневаясь в постановке диагноза, некоторые специалисты обращаются за помощью на медицинские порталы, как бы сверяя свои знания с опубликованным материалом. Таким образом информатизация здравоохранения косвенным образом влияет на корректность устанавливаемых диагнозов и выбор лечебной тактики для пациентов.
Изначально в интернете распространялась рекламная информация, касающаяся оказания медицинских услуг. Сегодня же благодаря сети можно, не выходя из дома:
Недостатки информатизации и вред для пациентов
Все дело в том, что с появлением и активным использованием материалов, опубликованных на различных ресурсах, изменилось соотношение в объеме знаний, имеющихся у медиков и пациентов. Раньше больные больше доверяли врачам и меньше задумывались об их компетентности. Сегодня же, предварительно получив представление о своей болезни из интернета, пациенты стараются принимать более активное участие в установлении диагноза, назначении лечения. Таким образом, авторитет доктора, который ранее считался непоколебимым, теперь нередко уступает медицинской информатизации.
Приоритетной задачей здравоохранения является не только повышение показателей работы лечебных учреждений, но и своевременное оказание информационной поддержки пациенту. Его право на свободный выбор обширной и всесторонней информации ограничивать нельзя, но при этом врач должен проводить разъяснительную работу, сообщая больному, например, о том, чем опасно применение того или иного альтернативного метода лечения, какие последствия могут быть в случае прием аналога, несоблюдения предписаний врача и т. д. Таким образом, обращаясь к веб-ресурсам сайтам, пациент должен помнить, что опубликованная информация не всегда достоверна, в лечении следует руководствоваться рекомендациями специалистов.
Вместе с тем нельзя сказать, что пассивная форма интернет-обучение совсем уж плоха. Исследования НИИ информатизации здравоохранения наводят на мысль о том, что начитанность пациентов позволяет врачу вести с ними диалог на более доступном уровне и оказывать влияние на клинический процесс. Иными словами, веб-пространство дает почти безграничные возможности для участия простых граждан в процессе собственного лечения, способствует повышению уровня их образованности и делает доступной медицинскую информационную помощь.
Еще один важный аспект влияния сети интернет на систему здравоохранения заключается в формировании у пациентов правильного представления о том, какой должна быть квалифицированная медицинская помощь. Система отзывов и рекомендаций о врачах, ведущих прием в медучреждениях, заставляет их внимательнее относится к своей работе и минимизировать вероятность ошибки. Общественное мнение и распространение сведений для сравнения качественных показателей медицинских услуг повышает ответственность медучреждений и стимулирует персонал к улучшению производственных и квалификационных показателей. Коммерческие клиники и медцентры, которые недооценивают степень влияния интернета на образованность населения, рискуют потерять конкурентоспособность и свою нишу на рынке медицинских услуг.
Преимущества интернет-медицины
Главной и первостепенной целью информатизации здравоохранения обеспечение доступной помощи для пациентов и их семей в планировании лечения диагностированных патологий. Кроме того, больной имеет право самостоятельно сделать выбор в пользу одного из нескольких возможных вариантов лечения. Это увеличит шанс на удовлетворенность человека лечебным процессом, позволит снизить частоту инвазивных вмешательств и сэкономит деньги на лечение. Благодаря действующему институту информатизации здравоохранения, каждый из нас имеет возможность воспользоваться следующими видами медицинских услуг в интернете:
Отдельной категорией является предоставление так называемых телемедицинских услуг, которые предполагают зрительный контакт со специалистами из любой точки мира через интернет с целью получения мнения о диагнозе, назначенном лечении. Посредством проведения прямых эфиров через сеть можно транслировать процедуры и операций с общеобразовательной или учебной целью.
Проблемы информатизации в медицине
Несмотря на то что процесс внедрения коммуникационных технологий Центральным НИИ при Минздраве начался еще в 2011 году, информатизация здравоохранения и по сей день несовершенна. По неофициальным данным, каждый третий человек, заходя в поисковую систему, вбивает запрос для нахождения необходимой ему медицинской тематики. По сути, сеть интернет превратилась в инструмент для преобразования культуры медицинской практики, организации и информатизации здравоохранения. НИИ, действующий при Минздраве, должен учитывать, что процесс реализации всеобщей информатизации невозможен по следующим причинам:
Кстати, последний момент вызывает особую тревогу, поскольку значительная часть медицинских сайтов поддерживается энтузиастами, большинство из которых, как правило, даже не имеют профильного образования. Но даже врачи или представители так называемых околомедицинских специальностей не всегда наполняют контентом свои веб-страницы на должном уровне в силу дефицита финансов, времени, желания или других причин. Именно поэтому к качеству специализированных медицинских интернет-порталов Центральный институт информатизации здравоохранения предъявляет ряд требований. Первостепенное значение имеет:
Используемые системы информатизации здравоохранения
Вам будет интересно: Вещи, изъятые из оборота, в гражданском праве: примеры
К данной категории относятся инструменты электронной медицины – информационные продукты, сервисы и решения, которые выходят за рамки стандартных веб-приложений. Они предназначены для предупреждения, диагностического обследования, лечения болезни, реабилитации и контроля за состоянием здоровья.
К системам электронного здравоохранения относят медицинские информационные сети, электронные карты здоровья и истории болезни, службы телемедицины, веб-порталы предварительной записи на прием к специалистам и пр.
Инструменты информатизации здравоохранения бывают нескольких видов. Различают системы для использования руководителями учреждений, штатными врачами, а также персонализированные страницы для пациентов и граждан.
Электронная история болезни – это важный инструмент электронной информатизации медицинской отрасли. Его используют для хранения персональных сведений и записей специалистов на электронных или виртуальных носителях. Возможность доступа к материалу есть у медработников. Чтобы получить на руки необходимую информацию из своей истории болезни, пациенту достаточно обратиться к медперсоналу клиники.
В электронной истории болезни аккумулируются записи, полученные из разных источников, как правило, от разных информационных систем больничных подразделений (лабораторий, стационарного отделения, отделения функциональной диагностики, аптеки и т. д.).
О врачебной этике на интернет-страницах
Использование веб-технологий в медицинской практике породило не только проблемы технологического или научного характера, но и заставляет сталкиваться с нарушениями норм врачебной этики. Чтобы предотвратить подобные нарушения, на территории интернет-пространства действует Кодекс этики врачей Рунета. Суть данного свода этических правил и норм сводится к следующему:
Информация по применению лекарственных средств, которые подлежат безрецептурной продаже, допускается к публикации и не имеет ограничений по доступу читателей, в то время как сведения о серьезных препаратах, которые можно приобрести исключительно по рецепту, должны публиковаться только на страницах для врачей.
Система информатизации российского здравоохранения не предъявляет требований о категорическом отказе от использования коммерческой рекламы, поскольку это может негативно отразиться на самоокупаемости веб-ресурса и отрицательным образом сказаться на развитии отечественной интернет-медицины.
Подводя итоги
Итак, что же дает россиянам информатизация системы здравоохранения? Электронная медицина позволяет добиться таких результатов:
Информатизация в сфере медицины – это высокотехнологичный элемент общей системы здравоохранения, который обеспечивает комплексное применение информационно-коммуникационных технологий при оказании первичной, специализированной и скорой медицинской помощи. Чтобы реализовать систему электронного здравоохранения на должном уровне, требуются скоординированные действия руководства страны и непрерывное финансирование.