В чем заключается интеллектуальный труд
Интеллектуальный труд: понятие, основы, формы, правила организация и особенности управления
Современное общество характеризуется постоянным ростом значимости интеллектуального труда. Можно сказать, он является основой экономического роста и развития. В связи с этим повышается актуальность изучения данного вопроса.
Определение понятия
Определение интеллектуального труда (ИТ) может быть сформулировано, как вид деятельности, при которой главным ресурсом достижения полученного результата являются затраты умственной энергии. Выделяют такие основные предметы деятельности:
Вам будет интересно: Гравировка на оргстекле: преимущества и недостатки, технология, оборудование
В современных условиях к работникам интеллектуального труда выдвигаются новые повышенные требования. Помимо способности к обработке информации, уделяется внимание творческому потенциалу и нестандартным методам мышления. Работников умственного труда все чаще причисляют к креативному классу (то есть они должны генерировать новые идеи).
Современный подход к определению
На сегодняшний день понятие интеллектуального труда достаточно широко и рассматривается с нескольких позиций. Вот основные моменты, которые характеризуют данный термин:
Вам будет интересно: Бизнес-план: образец, титульный лист, структура.
Сравнительная характеристика физического и умственного труда
Помимо явных признаков, есть еще некоторые факторы, определяющие различия между физическим и умственным трудом. Сравнительная характеристика приведена в таблице:
Качественные параметры результатов труда, а также их влияние на количественные показатели организации.
Количество продукции, произведенной в единицу времени или за определенный период.
Можно расценивать как вклад в основной капитал.
Издержки производства и обращения.
Особенности ИТ
В обществе интеллектуальный труд занимает особое место и характеризуется рядом специфических особенностей. Вот основные из них:
Значительная нервная нагрузка. Как правило, именно у представителей ИТ наиболее часто отмечаются заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы, что связано с высокой степенью ответственности. Интересно, что данный риск существенно снижается посредством регулярных физических нагрузок.
Необходимость длительного обучения. Как правило, речь идет о получении высшего или средне-специального образования. Также требуется постоянное повышение квалификации для соответствия изменяющимся требованиям времени.
Отсутствие вещественного результата. Даже если интеллектуальный труд имеет материальное выражение, оно появляется не сразу, а через определенное время.
Ограниченность подвижности. Как правило, умственная работа осуществляется в статичном положении, что со временем ведет к нарушению работы опорно-двигательного аппарата.
Значительная роль творчества. В ИТ ценится нестандартный подход к решению стандартных задач.
Основные формы ИТ
Можно условно выделить несколько форм интеллектуального труда. А именно:
Операторский труд. Подразумевает управление и контроль за всевозможными процессами на предприятии (производство товаров и услуг, товародвижение, работа с покупателями и так далее). В условиях многофакторного производства такой труд связан с переработкой большого количества данных в сжатые сроки, что сопровождается повышенной эмоциональной напряженностью.
Управленческий труд. Подразумевает руководство предприятиями, учреждениями или их подразделениями. Деятельность характеризуется не только огромными объемами перерабатываемой информации, но также высокой степенью ответственности. Работа дополнительно усложняется периодической необходимостью в урегулировании конфликтных ситуаций.
Вам будет интересно: Как заработать на госзакупках: советы
Творческий труд. Считается наиболее сложной формой интеллектуального труда. Это обусловлено тем, что данная деятельность связана с большими объемами информации, которую нужно держать в памяти, дефицитом времени и данных, а также с высокой степенью эмоционального напряжения.
Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, а также сотрудников сферы услуг. Подразумевает постоянные контакты с большим количеством людей, повышенную степень ответственности и нервную напряженность.
Труд учащихся и студентов. Подразумевает напряжение таких психических функций, как внимание, восприятие и память.
Основные виды ИТ
Люди интеллектуального труда работают в неодинаковых условиях. Исходя из этого можно выделить такие основные виды ИТ:
Выполняемый по заранее оговоренному плану или стандартной схеме с преимущественным напряжением мыслительных механизмов. В качестве примера можно привести работу бухгалтера, экономиста или инженера.
С неравномерной нагрузкой и необходимостью принятия нестандартных решений. Как правило, таким видом ИТ заняты руководители предприятий или их структурных подразделений.
С ненормированным и нерегламентированным графиком труда, а также с периодическим эмоциональным напряжением. Речь идет о труде людей искусства, а также научных работников, задействованных в создании новых разработок.
С повышенным уровнем ответственности и частым эмоциональным напряжением, что связано с необходимостью постоянного контроля за изменяющейся ситуацией. К данному виду можно отнести труд диспетчеров, операторов и так далее.
С потребностью в повышенной концентрации внимания. В качестве примера можно привести работу контролеров (например, на конвейерном производстве).
С необходимостью быстрого реагирования при дефиците информации. Речь, как правило, идет о медицинских работниках или диспетчерах.
С необходимостью тесных межличностных контактов и с высоким риском возникновения конфликтных ситуаций. Например, педагоги или офисный персонал.
Подразумевающий освоение новых знаний. Это люди, проходящие обучение.
Компоненты ИТ
Умственно-интеллектуальный труд включает в себя несколько ключевых компонентов. А именно:
Факторы интеллектуализации труда
Специфика результатов ИТ
Результатом интеллектуального труда является продукт, выраженный в объективной форме, в зависимости от характера. Он может называться произведением, изобретением, образцом и так далее. У каждого из этих продуктов интеллектуального труда имеются свои специфические особенности, но также есть и общие признаки. А именно:
Идеальная природа. Даже если продукт имеет конкретное материальное выражение (изображение, текст и так далее), это не отменяет его идеалистичности. В связи с этим он не подвергается материальному износу. Лишь моральному.
Система права не оказывает непосредственного воздействия на мыслительный процесс. Тем не менее право существенно влияет на конечный продукт интеллектуальной деятельности путем ограничений.
При всей важности результатов ИТ они не являются полноценным экономическим ресурсом.
Напряженность ИТ
Изучая основы интеллектуального труда, следует уделить внимание фактору напряженности. Он характеризуется повышенной умственной и эмоциональной нагрузкой. В связи с этим можно выделить четыре уровня напряженности: оптимальный (легкий), допустимый (средняя напряженность), напряженный первой степени, напряженный второй степени.
Наиболее легким считается такой умственный труд, в котором отсутствует необходимость принятия решений с вытекающей ответственностью.
К допустимой напряженности труда можно отнести ситуацию, когда работник обязан принимать решения в рамках одной четко определенной инструкции.
Вам будет интересно: Как назвать строительный магазин
Творческая работа без четких алгоритмов и инструкций, требующая принятия ответственных решений, характеризуется как напряженная второй степени.
Вредность ИТ
Что такое интеллектуальный труд? Многие люди ошибочно считают данный вид деятельности спокойным и благоприятным. Тем не менее ИТ достаточно часто относят к категории вредных. Причины вреда для здоровья описаны в таблице.
Гигиена ИТ
Физиолог Введенский, занимавшийся изучением основ интеллектуального труда, выделил такие основные положения гигиены данного вида деятельности:
Постепенное втягивание в труд. Поток информации и нагрузка должны увеличиваться постепенно. В противном случае возможна эмоциональная перегрузка, а также низкая производительность работы.
Строгая ритмичность труда. Имеется в виду грамотное соотношение рабочей активности и перерывов. Данная мера направлена на то, чтобы исключить переутомление, а также простои в рабочем процессе.
Последовательность и систематичность. Работа должна быть четко спланирована и детализирована, чтобы исключить временные и информационные потери.
Рекомендации по повышению качества ИТ
Работники интеллектуального труда нередко сталкиваются с кризисами и застоями в деятельности. Для их преодоления или предотвращения стоит руководствоваться такими рекомендациями:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД
Полезное
Смотреть что такое «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД» в других словарях:
Интеллектуальный труд — творческий нестандартный труд, связанный с созданием новых технологий, новых образцов продукции, совершенствованием производства. Создает интеллектуальную ренту добавочный продукт от использования научного опыта, особого умения добывать и… … Геоэкономический словарь-справочник
Интеллектуальный капитал — У этого термина существуют и другие значения, см. Капитал (значения). Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
Труд — I гигиеническая характеристика. С гигиенических позиций Т. характеризуется по форме и содержанию (при этом оцениваются энерготраты и степень эмоционального напряжения), а также по его условиям с особым вниманием к вредным факторам… … Медицинская энциклопедия
Труд (картина) — Форд Мэдокс Браун Труд, 1852 … Википедия
Труд — Целесообразная деятельность человека, направленная на создание общественно или лично значимого продукта. Выделяют 2 основных вида Т. – преимущественно интеллектуальный (умственный) и преимущественно физический. Эффективность (производительность)… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
РУЧНОЙ И НЕРУЧНОЙ ТРУД — (manual and non manual labour) различие между физическим трудом (ручным или синеворотничко выми рабочими) и умственным (неручным или беловоротничковыми рабочими). Шкалы занятости обычно применяют данное различие как основную меру социального… … Большой толковый социологический словарь
УМСТВЕННЫЙ ТРУД — (mental labour) см. Интеллектуальный труд; Ручной и неручной труд … Большой толковый социологический словарь
Физиология труда — – это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности. Её задача – выработка принципов и норм, способствующих улучшению и оздоровлению условий труда, а также нормирование труда. Физиология – это наука о… … Википедия
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — (лат. intelligentia, intellegentia понимание, познавательная сила, знание, от intelli geiis, intellegens умный, понимающий, знающий, мыслящий), обществ. слой людей, профессионально занимающихся умств. (преим. сложным) трудом и обычно… … Философская энциклопедия
Товарный знак — (Trademark) Поянтие торговый знак, регистрация и использование торгового знака Информация о понятии товарный знак, регистрация и использование товарного знака, защита торгового знака Содержание Содержание История тест типо тут тест товарный знак… … Энциклопедия инвестора
Интеллектуальный труд
Смотреть что такое «Интеллектуальный труд» в других словарях:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД — (intellectual labour) (особенно в марксизме) все формы труда, в которых труд является скорее умственным, чем ручным. Утверждалось, что в современных капиталистических обществах (и возможно, во всех современных обществах) существует тенденция к… … Большой толковый социологический словарь
Интеллектуальный капитал — У этого термина существуют и другие значения, см. Капитал (значения). Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
Труд — I гигиеническая характеристика. С гигиенических позиций Т. характеризуется по форме и содержанию (при этом оцениваются энерготраты и степень эмоционального напряжения), а также по его условиям с особым вниманием к вредным факторам… … Медицинская энциклопедия
Труд (картина) — Форд Мэдокс Браун Труд, 1852 … Википедия
Труд — Целесообразная деятельность человека, направленная на создание общественно или лично значимого продукта. Выделяют 2 основных вида Т. – преимущественно интеллектуальный (умственный) и преимущественно физический. Эффективность (производительность)… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
РУЧНОЙ И НЕРУЧНОЙ ТРУД — (manual and non manual labour) различие между физическим трудом (ручным или синеворотничко выми рабочими) и умственным (неручным или беловоротничковыми рабочими). Шкалы занятости обычно применяют данное различие как основную меру социального… … Большой толковый социологический словарь
УМСТВЕННЫЙ ТРУД — (mental labour) см. Интеллектуальный труд; Ручной и неручной труд … Большой толковый социологический словарь
Физиология труда — – это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности. Её задача – выработка принципов и норм, способствующих улучшению и оздоровлению условий труда, а также нормирование труда. Физиология – это наука о… … Википедия
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — (лат. intelligentia, intellegentia понимание, познавательная сила, знание, от intelli geiis, intellegens умный, понимающий, знающий, мыслящий), обществ. слой людей, профессионально занимающихся умств. (преим. сложным) трудом и обычно… … Философская энциклопедия
Товарный знак — (Trademark) Поянтие торговый знак, регистрация и использование торгового знака Информация о понятии товарный знак, регистрация и использование товарного знака, защита торгового знака Содержание Содержание История тест типо тут тест товарный знак… … Энциклопедия инвестора
Курс лекций по физической культуре
2. Особенности умственного труда
Разнообразные виды труда условно подразделяются на три категории:
– труд мышечный или физический;
– труд, преимущественно связанный, с деятельностью органов чувств или сенсорный (работа водителей, машинистов и др.);
– труд умственный или интеллектуальный.
Условность такого деления определяется двумя обстоятельствами:
1. Физическая работа всегда сопровождается определенной умственной активностью. Например, степень загрузки умственной деятельностью при мытье полов, вытирании пыли составляет 9 %,при работе на строгальном станке – 15 %,на токарном станке – 50 %,при управлении автомашиной на спокойных дорогах – 35 %,в крупном городе – 59 %,при печатании на компьютере – 73 %,при чтении – 100 %.
2. Любая профессиональная физическая и особенно умственная деятельность сопровождается определенным нервно-психическим, эмоциональным напряжением. Степень этого напряжения и сопровождающие его вегетативные сдвиги в организме зависит от мотивации относительно деятельности и неопределенности внешней среды, в которой эта деятельность осуществляется. Например у операторов, работающих в режиме ожидания, напряженность наблюдения возрастает с увеличением временной неопределенности в предъявлении информации.
Умственный труд внешне выражается в различных видах деятельности. По организации рабочего процесса распределении нагрузки, степени нервно-эмоционального напряжения в нем условно выделяются следующие разновидности:
1. Характер труда инженеров, экономистов, бухгалтеров, работников канцелярий отличается преимущественно напряжением мыслительных процессов, осуществляемых по разработанным планам.
2. Управленческий; труд руководителей учреждений, предприятий, фирм, преподавателей связан с неравномерностью нагрузок, необходимостью принимать нестандартные решения, возникновением и разрешением конфликтных ситуаций.
3. Труд научных работников, конструкторов, художников, композиторов, писателей, артистов характеризуется созданием новых продуктов творческой деятельности, нерегламентированностыо, периодически нарастающими нервно-эмоциональным напряжением.
4. Труд операторов связан с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами и отличается особой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением.
5. Особенностями труда медицинских работников является то, что он связан с большой ответственностью, часто с дефицитом информации, необходимой для принятия правильного решения, сложностью взаимоотношений с больными, что обуславливает его высокое нервно-эмоциональное напряжение.
6. Труд, связанный с освоением новых знаний, требующий от обучающихся напряжения памяти, внимания, мыслительных процессов, необходимых для восприятия и воспроизведении новой информации.
Интеллектуальная деятельность с позиций физиологии отличается большим мозговым напряжением, обусловленным концентрацией внимания на ограниченном круге явлений или объектов. В силу этого возбудительный процесс в центральной нервной системе (ЦНС) сосредоточен в сравнительно небольшой области нервных центров, что обуславливает их быстрое утомление. Поэтому отличительными чертами умственного труда принято считать высокое напряжение ЦНС и органов чувств при ограниченной двигательной активности.
Работающий мозг потребляет значительно больше кислорода, чем другие ткани тела. Составляя 2–3 % общей массы тела мозговая ткань в состоянии покоя поглощает до 20 % кислорода, потребляемого всем организмом. Наблюдения над человеком, прорабатывающим трудную книгу, показали, что при чтении первых 8 страниц выделение углекислого газа повысилось у него на 12 % по сравнению с покоем, после 16 страниц – на 20 %,а после 32-на 35 %.
Обмен веществ и энергии мозга в состоянии покоя составляет в среднем 35 калорий в минуту или всего 3 % от общего обмена в организме. Возрастание интенсивности умственной работы сопровождается усилением расхода энергии.
Реакция организма на умственную работу значительно меняется, если она происходит на фоне эмоциональных переживаний.
Неприятности и волнения, гнев и нетерпение, напряженность в условиях дефицита времени сказываются на аппарате кровообращения. Так, до начала работы у группы лиц зафиксирована средняя ЧСС 70,6 уд/мин; при относительно спокойной работе – 77,4 уд/мин; умственный труд средней напряженности повышал ЧСС до 83,5 уд/мин; при высокой, до 93,1 уд/мин. У студентов перед входом в аудиторию, где идет экзамен, ЧСС достигает 130–140 уд/мин, артериальное давление (АД) повышается до 135/85 – 155/95 мм. рт. ст. против 115/70 в период учебных занятий. Примерно такая же картина наблюдается у оратора перед публичным выступлением. При синхронном переводе у переводчиков ЧСС повышается до 160 уд/мин.
Большое значение для продуктивной умственной работы имеет возрастной фактор. Исследованиями установлено, что в 18–20 лет у человека наблюдается высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. Приняв этот уровень за 100 %, ученые США оценили умственную работоспособность 30-летнего в 96 %, 40-летнего – 87 %, 50-летнего – 80 %, 60-летнего-75 %.
Среди инженерно-технических работников в возрасте 20–29 лет наблюдается наиболее высокие показатели таких психических процессов, как интенсивность и устойчивость внимания, кратковременной памяти, анализа и синтеза в мыслительных операциях и др.
Любая деятельность сопровождается процессами утомления и восстановления. Утомление является специфическим раздражителем восстановительных процессов. С физиологической точки зрения особенностью восстановления является то, что внешняя деятельность человека уже прекращена внутренняя деятельность организма по компенсации рабочих затрат еще продолжается.
Восстановительные процессы протекают непосредственно при выполнении работы.
Чередование работы и отдыха является важным условием плодотворной интеллектуальной деятельности. Наиболее эффективной формой отдыха считается отдых активный. Впервые значение активного отдыха научно обосновал И. М. Сеченов. Он обратил внимание на то, что сила руки после утомления восстанавливается быстрее, если другой, неутомленной рукой выполнять нетрудную работу.
В дальнейшем ученые установили, что активный отдых применим не только к физической, но и к умственной работе. Особая роль здесь принадлежит мышечной деятельности, в процессе которой в работу вовлекаются нервные центры, отличные от тех, которые задействованы при различных формах интеллектуальной деятельности. Переключение с умственной работы на физическую позволяют, во-первых, сохранять и улучшать деятельность организма в целом, во-вторых, совершенствовать координационные механизмы в его функционировании.
Для рациональной организации умственного труда большое значение имеет выделение и использование перерывов (пауз) для отдыха.
В физиологии труда выделяют три разновидности пауз для отдыха:
а) микропаузы от нескольких секунд до полминуты,
б) короткие паузы от 30с до 5 мин,
в) продолжительные паузы свыше 5 мин.
При этом имеется в виду, что работа и отдых выступают как единая система трудового цикла. Для восстановления работоспособности более длительные паузы менее эффективны, чем короткие паузы после каждого цикла работы. Длительные паузы в процессе работы приводят к угасанию рабочей доминанты и для последующего продолжения работы в этом случае необходим вновь период врабатывания.
Физические упражнения, используемые в паузах для отдыха, подбираются таким образом, чтобы их сложность и интенсивность максимально соответствовали напряженности умственной деятельности: чем утомительнее работа, тем меньшей должна быть интенсивность мышечной нагрузки.
Чрезвычайно важным фактором эффективности всякого труда является соблюдение человеком определенного суточного распорядка, включающего четкое распределение времени на работу, отдых, питание, сон. Регулярность чередования видов деятельности в рамках принятого режима способствует выработке необходимого ритма в деятельности организма. В результате образовавшейся цепочке условных рефлексов, в которой каждая предыдущая деятельность становится условным раздражителем для последующей и подготовки к ней.
Организация процесса работы при выполнении умственной деятельности во многом определяет состояние устойчивой работоспособности на длительное время.
Специалисты психофизиологии разработали общие условия, которые призваны обеспечивать высокую продуктивность умственного труда.
1. Во всякую работу следует входить постепенно. Существует так называемый период врабатывания, в течение которого организм физиологически подготавливается к выполнению большого объема работы. Поэтому, если в процессе работы предстоит решить задачи трудные, средней трудности и легкие, то выполнение их лучше начать с заданий средней трудности, затем перейти к трудным заданиям и в заключение – к легким.
2. Выбрать и придерживаться мерности и оптимального ритма в режиме работы. Установлено, что наибольшая работоспособности человека проявляется, когда к нему поступает около 400 сигналов в час, на которые он должен реагировать; если их количество снижается до 40 в час, то человек теряет активность из-за малой нагрузки. Поэтому процесс умственного труда должен быть ритмичным, с регулярным чередованием работы и отдыха (1,5–2 часа работы, 5-10 минут активного отдыха), что обеспечит меньшую утомляемость и большую производительность.
3. Условием высокой работоспособности является привычная последовательность и систематичность работы, т. е. плановости деятельности ее порядка во времени. Не может быть продуктивной работы, выполняемой в условиях аврала. Работа рывками ведет к снижению ее количества и качества, более быстрому нарастанию утомления.
4. Важное условие высокой работоспособности заключается в правильном чередовании работы и отдыхала также смене одних форм труда другими. Перемена занятий, переключение с одного вида умственного труда на другой, чередование мыслительной деятельности с невысокой физической нагрузкой обычно способствует работоспособности, устраняет чувство усталости.
5. Без творческого отношения каждого к своему труду немыслима полноценная трудовая деятельность человека.
Целесообразно организованный труд, правильно выбранная профессия, соответствующая интересам человека и отвечающая особенностям его организма, вызывает положительные эмоции, без которых невозможно творческое отношение к труду. В экстремальных случаях, эпизодически, когда на фоне утомления необходимо выполнить важную работу, для кратковременного подъема работоспособности, прибегают к тонизирующим препаратам и стимуляторам ЦНС. К ним, в частности, относятся кофе, чай, шоколад и какао, некоторые фармацевтические препараты (поливитамины, настойка женьшеня и др.). Такие стимуляторы повышают на некоторое время тонус ЦНС, действуют на все ее отделы и усиливая процесс возбуждения, усиливают работу сердца и улучшают кровообращение в органах и тканях. Однако при их использовании нужно иметь в виду, что:
а) стимуляторы обеспечивают срочную мобилизацию и расходование резервных энергетических ресурсов организма, а не их восстановление;
б) повторное применение стимуляторов может привести к переутомлению. Частое употребление стимуляторов снижает эффективность их воздействия по причине привыкания к ним организма. В результате работоспособность не повышается, а человек обрастает вредными привычками.