В чем заключается историческое значение вшп
Историческое значение Великого Шелкового пути
Вели́кий шёлковый путь — караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь, использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная — мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части) вела в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Термин введён немецким географом Рихтгофеном в 1877 году.
Шёлк был хотя и главным, но далеко не единственным товаром, который перевозился по трансконтинентальному пути. Из Центральной Азии вывозились кони, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла, кожа и шерсть, ковры и хлопчатобумажные ткани, экзотические фрукты — арбузы и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы. Из Китая караваны везли фарфор и металлическую посуду, лакированные изделия и косметику, чай и рис. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности и многое другое.
Итальянская посуда XV века, изготовленная в подражание китайской
Великий шёлковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Передней Азии, Кавказа, Средней Азии и Китая, он, например, служил проводником распространения технологий и инноваций, в том числе в искусстве (танцы, музыка, изобразительное искусство, архитектура), религии (христианство, буддизм, ислам, манихейство), технологии (само производство шёлка, а также пороха, бумаги и т. п.). При этом почти все технологии (за исключением, пожалуй, колесницы в древнейшие времена) распространялись из Китая на запад, а не в противоположном направлении (ср.: четыре великих изобретения).
Каково историческое значение Великого Шелкового Пути
Все государства, по которым проходили торговые дороги смоги почерпнуть для себя различные положительные стороны такой торговли, они обогатились в культурном, экономическом и духовном плане.
Благодаря шелковому пути распространялись многие виды письменности и мировые религии.
По каким направления следовал
Если рассматривать Шелковую дорогу со стороны Средиземного моря, то торговые пути брали свое начало в Риме. Далее дорога следовала в Сирию к городу Гирополь, оттуда в Междуречье, Северную Персию, Среднюю Азию и через Восточный Туркестан доходил до Китая.
Среднеазиатская дорога начиналась в Герате. Отсюда путь поворачивался к северу и доходил до Антиохии Маргианскойую (Мерва), после юго-западнее дорога доходила до Бактрии и разветвлялась в северную и восточную часть.
Северный путь брал свое начало на берегу Окса (Амударья) и в районе Термеза расходилась в двух направлениях:
— Первое, Шураб, Чушка-Гузар и Кара-Камар вдоль р. Шерабад выводила к Железным Воротам, находящимся в Западной части Гиссарских гор, недадлеко от поселения Дербент (Дарбант).
— Второе, от Тармиты по долине Сурхандарьи шло в государство, населенное комедами (район, находившийся в Каратегине), далее доходила до Каменной Башни (Алайская долина), после этого дорога выходила за границы Средней Азии в Восточный Туркестан.
Начало упадка, утрата значения Великого Шелкового Пути
Происхордившие в конце XV-начале XVI вв. Великие географические открытия привели к утрате значения сухопутных торговых дорог. Это было связано со следующими причинами:
Поэтому уже в конце XV века популярность ВШП начинает падать. Однако не все торговые пути были приостановлены, так, например, высокогорные караванные дороги, ведущие в Таджикскую республику, Афганистан, КНР, Пакистан и Индию, существовали вплоть до XX века.
Стоит отметить, что в период освободительной войны в Китае, некогда Великий Шелковый Путь вновь приобрел свою актуальность. В 1939 году после захвата японцами почти всех китайских портов, правительство Гоминьдан просит помощи у СССР на строительство автомобильной трассы по маршруту ВШП. Так появилась дорога, берущая свое начало от железнодорожного вокзала Сары-Озек в районе Турксиба, через Хоргос, Кульджу, Хами, до Ланьчжоу, протяженность которой составила 3 тысяч км. Именно по данному пути Китаю доставлялась военная помощь в 1937-1941 годах, что помогло государству противостоять Японии.
В чем заключается историческое значение вшп
История возникновения Великого Шелкового пути. Путь называется «шелковым” из-за предмета торговли. А «великим” стали называть потому, что он связал бескрайние просторы восточных регионов с западными странами, оживил торговлю в многочисленных городах, находившихся на пути караванов. Вот почему он вошел в историю как «Великий Шелковый путь”. По данным археологических раскопок, шелк стал производиться в Китае в 2750 г. до н.э. Между V—II вв. до н.э. шелк стал вывозиться на продажу и обмен.
В китайских письменных источниках содержатся сведения о том, что в VI в. каган Западнотюркского каганата и его свита были одарены шелковыми халатами. Это было время, когда шелк стал известен уже во всей Евразии.
Великий Шелковый путь начинается с бассейна реки Хуанхэ. Он проходит вдоль западной части Великой Китайской стены и по реке Или доходит до Иссык-Куля. С этого места путь разветвляется на две стороны — на южное и северное направления. Южное направление ведет в Фергану, Самарканд, Иран, Сирию, к Средиземному морю. Северное направление — в город Испиджаб в Южном Казахстане и здесь снова делится на две ветви. Одна уходит в Среднюю Азию, вторая — через Туркестан, по нижнему течению Сырдарьи, — выходит в Западный Казахстан, обходит с северо-востока Черное море и направляется в Европу.
Однако было бы неправильным считать, что эти два пути были постоянными. Они несколько менялись в зависимости от международной политической обстановки. Но в целом маршрут пути оставался стабильным.
V/ Влияние Великого Шелкового пути на развитие хозяйства. В середине I в. до н.э., по данным китайских источников, первый караван с шелком направился в западные страны. Вслед за этим пошли в Китай караваны с различным товаром из восточных и западных стран, с берегов Средиземного моря, из Ближнего и Среднего Востока, из стран Средней Азии.
Объектами международной торговли стали экзотические звери и животные: знаменитые скакуны из стран Средней Азии, из восточных стран — слоны, носороги, тигры и львы, ловчие птицы и др. По торговому пути возили сушеные фрукты, выращиваемые в Средней Азии, — изюм, дыни, курагу, восточные сладости. Стали торговать семенами овощей, растущих в отдельных странах. Так, болгарский и китайский перец распространился в другие страны благодаря Великому Шелковому пути.
Хотя шелк распространялся во всем мире, секрет его изготовления китайцами держался в великой тайне. Тем не менее нашлись смельчаки, которые сумели этот секрет выкрасть. Коконы шелкопряда вывезли из Китая в тростниковом камыше и в волосах женщин. Таким образом, уже в начале нашего века шелк стали возделывать в Византии и Согде. В последней стране его стали возделывать в таком количестве, что Согд стал конкурировать с самим Китаем. Так, в некоторых китайских городах существовали их торговые колонии. А последняя точка Шелкового пути заканчивалась в древней столице Японии — в городе Нарга, где находились торговые точки по продаже шелка. Главным доказательством этого является сохранившаяся в местном монастыре рукопись, написанная на согдийском языке. Затем шелк стали производить в Японии и на Кавказе. Так, благодаря Великому Шелковому пути секретами производства шелка овладели во всем мире.
Влияние Великого Шелкового пути на развитие мировой культуры. Во время торговли страны, находившиеся на пути Великого Шелкового пути, не только торговали между собой, обменивались товарами. Они вступали и в культурные связи между собой. Предметами торговли становились меха и шкуры, ковры, посуда, изделия из драгоценных металлов. Так, во время археологических раскопок в Таразе были найдены удивительной красоты серебряные кувшины, выполненные византийскими мастерами. При раскопках на городищах Талгар, Испиджаб, в Отрарском оазисе и других средневековых городах Казахстана были обнаружены уникальные образцы посуды из китайского фарфора. Ясно, что такие предметы первой необходимости, как посуда, делались в основном на месте. Местные мастера старались перенимать секреты гончарного искусства, подражать другим мастерам, соревноваться с ними, вносить что-то свое. Так и происходил обмен культурами.
На Шелковом пути шел обмен не только предметами материальной культуры, но и другими видами культуры, особенно в области музыки. Так, прекрасная деревянная скульптура девушки-танцовщицы была найдена в Пенджикенте.
Эти связи были полезными не только в области культуры, они влияли на мирные, добрые взаимоотношения между странами. В городищах Тараз, Баласагун, Испиджаб при раскопках были найдены остатки жилищ, монастырей, которые были местом собрания людей разных религиозных конфессий. И хотя они исповедовали разные религии, но в области культуры осваивали ценности чужих культур, развивались вместе. Они состязались между собой в мастерстве изготовления предметов культуры, произведений искусства. И тем самым вносили свою лепту в развитие всемирной культуры. Один из поэтов того времени написал такие стихи о том, какой народ чем славен:
Знай, что в поэзии лучших наездников нет,
Чем арабы, а Греции древней сыны Медицину избрали ареной своей.
В чародействе индусские люди сильны,
Математика, музыка — римлян удел,
Власть Китая в рисунке тверда,
Но искусней художников свет не видал,
Чем багдадские мастера.
Эти поэтические строки говорят о том, что уже в средние века между народами существовали культурные связи.
Влияние Великого Шелкового пути на развитие международных отношений. Великий Шелковый путь помог развитию между народами не только торговых отношений, он способствовал установлению дипломатических связей между странами Востока и Запада. По данным китайских рукописей, Шелковый путь стал развиваться с середины II в. до н.э. Послы, которых отправил император Китая У Ди в 138 г. в западные страны, вернулись только через 13 лет. После возвращения 150 этой делегации и начинаются торговые отношения Китая с западными странами через Казахстан и Среднюю Азию. И наконец, с Запада пошли караваны с товаром в Китай.
Благодаря торговле в 568 г. были установлены дипломатические отношения между Тюркским каганатом и Византией. Две страны создали торгово-дипломатический союз между собой в противовес Ирану. Обмен послами усилил международную торговлю. Первое время китайский шелк высоко ценился за рубежом и был нужен не только для нужд двора, в торговле он выполнял функцию денег, был превосходным подарком. Например, шах Ирана получил в подарок от имени китайского императора шелковую, украшенную шитьем, одежду. Великий Шелковый путь способствовал не только развитию между странами торговли, но и созданию атмосферы дружбы, доверия.
Маршруты Великого Шелкового пути на территории Казахстана. Казахстанский участок Шелкового пути соединял между собой Запад и Восток. А Семиречье, находившееся на юго-востоке Казахстана, являлось своеобразными воротами для выхода на Восток.
Научные исследования показали, что через Семиречье проходило несколько маршрутов Великого Шелкового пути, которые вели на восток. Это можно наблюдать по расположению в семиреченском регионе средневековых городов. Об этом же свидетельствуют современные асфальтированные дороги и железнодорожные пути, проложенные из Семиречья на восток. Если средневековые города и зимовки строились вдоль Великого Шелкового пути, то асфальтированные и железнодорожные магистрали строились по следам, проложенным теми же великими караванами. Главная юго- восточная дорога на восток проходила через Семиречье. Она из Тараза шла до Алматы, затем через Шелек, Сумбе, Жаркент (Илебалык) направлялась на восток. Другое, северо-восточное направление, из Алматы через Жаксылык, Капшагай, Шенгельды, Алтынэмель, Дунгене, Койлык (возле Алаколя) проходило через Джунгарские ворота и устремлялось на восток. Третий, северный путь, шел из Тараза в город Кулан, затем следовал параллельно северо-восточному пути, через Хантау, Балатопар пересекал Или и в городе Дунген оба направления соединялись, затем в Айнабулакском пикете они расходились, и дальше северный путь уходил в Сарканд. Это направление пересекало Северо-Восточный Казахстан и выходило к Монголии. По этому пути ехал известный французский путешественник Рубрук в Монголию к хану Мункэ. То, что путь имел несколько ответвлений, было очень важным для жителей Семиречья. Южный Казахстан — главные ворота на Великом Шелковом пути. Все ветви, которые шли на восток, встречались в Таразе и вели к Испиджабу (Сайраму). Эти два города были главными торговыми центрами. И это доказывается археологическими исследованиями. При раскопках в этих городищах находили предметы, деньги и пр. почти со всех стран мира. Так, большое количество бус, китайского фарфора, византийских украшений было найдено на развалинах Тараза.
Поскольку города стояли на пути караванов, шедших со всех концов мира, здесь жили и представители многих религий. Так, при раскопках Тараза были обнаружены остатки молельных домов — христианских, буддийских и, конечно, мечети мусульман. Отсюда можно сделать еще один вывод — эти города были многонациональны.
Великий Шелковый путь, миновав Тараз, достигал Испиджаба и здесь делился на два основных направления: первое устремлялось на юго-восток, затем в город Шаш (Ташкент), дальше в города Самарканд, Бухару и сворачивал на запад. Второе после Испиджаба шло в Шымкент, Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак и после Баршинкента снова делилось надвое. Одна ветвь шла на юго-восток — в сторону Хорезма, вторая — через Жанакент уходила к северному берегу Аральского моря и но северо-восточной стороне Каспийского моря направлялась на запад. Вместе с тем имелось еще одно направление. После Жанакента оно уходило в Северный Казахстан. Из Сыгнака путь шел в Аксумбе и выходил еще по одному пути на Центральный Казахстан. В этом направлении одна ветвь проходила через Каракорум (город Жыланкараул). Эти дороги вели к казахстанским городам, находившимся несколько в стороне от основного пути. По ним некоторые караваны сворачивали сюда, обменивали свой товар на необходимые предметы и возвращались домой, не утруждая себя далеким утомительным путем.
Социально-экономическое значение Великого Шелкового пути.
Великий Шелковый путь оказал большое влияние на развитие городов, построенных тюркоязычными племенами вдоль караванной дороги, на состав казахского народа. Торговые взаимоотношения, развитие экономических связей позволили вести взаимовыгодный диалог, обмениваться достижениями культуры и искусства, учиться друг у друга тонкостям ведения хозяйства. Полукочевые тюркоязычные племена стали переходить к оседлости, выращивать, по примеру согдийцев, зерновые, перенимать их традиции и обычаи. Такие виды деятельности, появившиеся в раннем средневековье, до XIII—XIV вв. взаимно дополнили друг друга. Однако из-за монгольского нашествия торговля ослабла, и города на караванном пути были захвачены монголами, разграблены и разрушены. Начиная с XIII в. в связи с открытием морских путей Великий Шелковый путь стал утрачивать свое значение. Со второй половины XVIII в. торгово-экономические отношения Казахстана начинают бурно развиваться: на севере — с Россией, на юге — с Китаем.
Однако факты говорят о том, что торговля со стороны России носила грабительский характер. К примеру, за казан стоимостью 2 руб. 50 коп., просили у казахов шерсть и кожу стоимостью 50 руб. В сравнении с этим торговля Абы лай хана в 1750 г. с китайским правительством Цинь была более справедливой. Так, за 10 лошадей давали от 30 до 50 тюков ткани. Таким образом, торговля с правительством Цинь была более выгодной для казахов.
Все торговые караванные пути между Западом и Востоком проходили через казахские города. Остановиться в пути — означало войти в контакт с местными торговцами, наладить взаимоотношения, а это положительно сказывалось на развитии взаимосвязей между народами. Вот почему Великий Шелковый путь все-таки продолжал функционировать до конца средних веков и способствовал социально- экономическому развитию городов на пути следования: Тараза, Сайрама, Талгара, Отрара, Туркестана и др.
1. Что вы знаете о начале функционирования Великого Шелкового пути?
2. Какое влияние оказал Великий Шелковый путь на развитие торговли в Казахстане, в городах на пути следования?
3. Какое влияние оказало развитие торговли между странами на развитие культуры?
4. Какое влияние оказал Великий Шелковый путь на развитие связей между государствами?
5. Покажите на карте и расскажите, почему Семиречье считалось главными воротами для выхода на Восток.
6. Каковы направления Великого Шелкового пути из Семиречья?
7. Покажите разветвления Великого Шелкового пути из Южного Казахстана на запад.
8. Через какие главные города Казахстана проходил Великий Шелковый путь?
9. Каково значение Великого Шелкового пути для Казахстана?
10. Нарисуйте на контурной карте по истории казахстанский участок Великого Шелкового пути.
Великий Шелковый путь оказал влияние на развитие мировой культуры. Казахская степь являлась территорией, через которую проходили торговые пути. Во время торговли происходило взаимодействие хозяйственных и культурных отношений кочевого и оседлого населения, происходило слияние духовных культур различных племен.
Распространение религиозных представлений, письменности, традиций обогащало степное население и создавало основу для появления гениальных личностей в науке, литературе и искусстве.
1. Вблизи какого города, расположены мавзолеи Айша Биби и Бабаджи хатун:
Великий шелковый путь на территории Казахстана
Легендарная магистраль Средневековья — Великий шелковый путь — предмет современных исследований. Это не удивительно, потому что полуторатысячелетняя история этой трассы — мировое культурное и экономическое чудо. Одно из ответвлений знаменитого торгового пути проходило по регионам Казахстана. Перелистаем страницы прошлого, которые поведают о значении дороги для развития казахских земель.
Великий шелковый путь на территории Казахстана: направления, трассы
Важнейшая система торговых коммуникаций, которая до XV века связывала Восточную Азию со Средиземноморьем, называлась Великим шелковым путем. По подсчетам ученых, его протяженность составляла 7 тыс. км.
Какие трассы стали основными в этой системе торговых дорог? Какова карта шелкового пути? Об этом подробнее.
В начале II тыс. до н. э. китайцы взяли под контроль путь из Китая на запад. С этого момента начинается становление и развитие Великого шелкового пути. Он просуществовал 1,5 тыс. лет, был самым длинным, благодаря ему возникали, развивались и исчезали города.
Несмотря на то что торговые маршруты менялись, на карте Великого шелкового пути ученые выделяют две главные трассы:
Южную. Она охватывала территории от Китая и до берегов Черного моря. Пролегала по землям Памира и Приаралья. Главные торговые узлы этой трассы — Сирия, Иран, Средняя Азия, юг Казахстана через Таласскую и Чуйскую долины до Иссык-Куля. Выходила она к землям Туркестана.
Северную. Начиналась эта дорога в бассейне Хуанхэ, пересекала Среднюю Азию и выводила торговцев к Ирану и Сирии, к провинциям Индии.
Одна из ветвей Великого шелкового пути (северная) проходила по казахским землям, а точнее — по югу и востоку, охватывала центральные территории и уходила на запад.
Источник фото: altyn-orda.kz
Рассмотрим основные пути и их направления. Узнаем, через какие древние города и поселения, возникшие в то время на территории Казахстана, проходил этот торговый путь:
Дорога с запада на восток — главная магистраль, которая, начиная с ІІ тыс. до н. э., позволила переправлять товары из Шаша в Сайрам и дальше до Ферганской долины. Торговцы проходили такие древние поселения:
Перевалы на Чаткальском хребте открывали торговцам путь из Семиречья в Ферганскую долину.
Источник фото: silkadv.com
Восточная трасса вела из Тараза, проходила через Касрибас и вела купцов к городу Кулан. Расстояние до него от Тараза немного более ста километров (по старинным мерам длины это расстояние соответствовало 14 фарсахам, а 1 фарсах равнялся 6–9 км). Это городище расположено на территории современного Рыскуловского района Казахстана. О нем в своих записях вспоминает китайский ученый Сюаньцзан и арабские путешественники.
Отсюда путь купцов лежал в Чуйскую долину. Их целью было достичь одного их основных перевалочных пунктов шелкового пути — города Навакета (теперь это территория современного Киргизстана).
Юго-восточное направление проходили торговцы, стремившиеся попасть в Илийскую долину. Их путь пролегал через юг Казахстана, его восточные области и выходил к озеру Балхаш.
По этой трассе товары попадали к пункту назначения двумя путями — северным и южным. Они расходились в пункте Тильхоз:
Каялык. Источник фото: tengrinews.kz
Отсюда караваны следовали в один из прославленных своими базарами город — Каялык. Это был важнейший торгово-ремесленный и культурный центр северного отрезка шелкового пути. Сейчас о нем напоминает городище возле с. Антоновка (Саркандский район).
Путь из Отрару на Иртыш и в Европу.
Товары в Отрару попадали из Исфиджаба. В этом древнем городе процветала торговля, развивалось искусство и науки. Потомкам приходится восстанавливать его историю, поскольку в XVIII веке город сравняли с землей джунгары, а в XIX веке поселение окончательно забросили. Купцов на пути из Отрару интересовал центр этого оазиса — город Кедер.
Следуя по ней, купцы миновали две долины — Арыстанды и Чаяна, преодолевали перевалы Каратау, шли через степную зону Центрального Казахстана и выходили к реке Кенгир. На этом пути возникли большие городища, где происходил обмен товарами: Болган-Ана, Домбгаул, Ормамбет и др.;
Таким образом, во ІІ до н. э. благодаря становлению и развитию Великого шелкового пути происходил интенсивный рост крупных торговых центров на территории Казахстана. Множество торговых путей, удобный выход к крупным водным артериям делали этот регион особенно оживленным.
Великий шелковый путь: торговля, товары
Эта важнейшая торговая артерия средневекового мира помогла наладить активный товарообмен между Востоком и Западом. Все начиналось с торговли изысканными китайскими шелками.
Китайские купцы обменивали шелковые ткани на драгоценности, металлы. На них покупали арабских скакунов, экзотические фрукты и овощи, специи и пряности.
Трасса объединила в единую торговую сеть государства, что входили в состав Арабского халифата, Ближнего Востока, Индии, с Византией и Римом. Благодаря ей товарооборот не только вырос, но и стал более разнообразным. Страны продавали и покупали:
Расплачивались за товары не только золотыми и серебряными слитками и монетами. Наряду с ними главным средством расчета были шелковые ткани. Шелк дарили сановникам, им уплачивали налоги, подкупали чиновников.
Благодаря находкам археологов, сделанным при раскопках Отрара (монеты, слитки, артефакты), можно утверждать, что торговля на казахских землях времен Великого шелкового пути была оживленной и разнообразной. В серебряном отрарском кладе найдены монеты правителей Восточного Туркестана, европейских держав, Китая.
Великий шелковый путь: историческое значение
Значение Великого шелкового пути было не только в обеспечении торговых и экономических связей. Благодаря ему налаживались культурные, научные и дипломатические связи. Путь, изначально возникший как торговый, очень скоро стал важнейшим фактором технического, научного и духовного прогресса человечества.
Источник фото: epochtimes.com.ua
Разберемся, в чем значение шелкового пути для развития общества:
Великий шелковый путь позволил контактировать представителям разных народов. В процессе общения происходило культурное сближение и налаживание связей между представителями разных племен.
Продавали и покупали изделия серебра и золота, украшения из драгоценных камней, одежду из меха. Они были не только искусно изготовлены, но и обработаны соответственным способом, на них наносился аутентичный рисунок или вышивка, создавались оригинальные композиции, которые демонстрировали вкус, эстетические ценности того или иного народа.
Источник фото: advantour.com
Исследуя городища Талгар и Испиджаб, ученые обнаружили удивительной красоты серебряные кувшины, сделанные византийскими умельцами, фарфоровые изделия, изготовленные в Китае.
В этих торговых центрах нашли остатки храмов и культовых сооружений разного рода. Это говорит о том, что в центры торговли стекались мудрецы, паломники, путешественники, творчески одаренные люди, которые производили не только предметы культа, но и изделия светского характера. Благодаря этому происходил культурный обмен.
Путешественники, которые прошли по шелковому пути оставляли записи, дневники, сочиняли песни и стихи, писали музыку.
Эта величайшая магистраль способствовала становлению и развитию дипломатии. Народы Востока и Запада вынуждены были контактировать, налаживать торговые и политические взаимоотношения.
Не в последнюю очередь это стало возможным благодаря отрезку шелкового пути, проходящему по территории нынешнего Казахстана. Эта территория фактически стала главными воротами Великого шелкового пути.
Городища, расположенные по пути следования караванов, интенсивно развивались. Проходило становление и быстрое освоение тюркскими народами ремесел. Осваивались разные технологии производства товаров, увеличивался торговый оборот, развивались торговые связи. Кочевники и полукочевые тюркские племена постепенно переходят к оседлости.
Торговые трассы, что проходили по территории Казахстана, способствовали становлению и развитию таких торговых узлов, как Отрар, Сайрам, Тараз и др. Формируется городская культура, налаживаются разносторонние связи с миром, формируются социально-экономические, политические и культурные основы развития народов, населяющих территорию Казахстана.
До XIV века Великий шелковый путь сохранял свою значимость в развитии социально-культурных, политических и экономических связей. Но с развитием морских торговых путей он утратил свои позиции.
Сегодня мировые лидеры возвращаются к идее возобновления этой магистрали в новом технологическом и экономическом воплощении.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.