В чем заключается ключевая особенность специфика психологии как науки
В чем заключается ключевая особенность специфика психологии как науки
Вопрос №2. Особенности психологии как науки
Психологии должно быть отведено в системе наук совершенно особое место.
Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству, о психике.
Интересно, что с той же мысли начинает свой трактат «О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель (6 в. до н.э.). Он пишет, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном».
Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней можно сказать сливаются объект и субъект познания.
Чтобы пояснить это, воспользуемся одним сравнением, предложенным Дубровиной И.В. Рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения.
И вот наконец приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение — ощущение собственного «Я». Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: «Кто я? Какой я?», а позже и «Зачем я?». Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира — физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.
Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные мысли людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.
Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная жизнь?
Этот момент и был рождением самосознания человечества, т.е. рождением психологического знания. Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает возврат на себя.
В-третьих, особенность психологии заключается в её уникальных практических следствиях.
Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими.
Ведь познать нечто — значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять.
Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями — задача неизмеримо сложная. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.
Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология — это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.
И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в последнее время всё больше говорят об этой особенности психологии, которая делает её наукой особого типа.
Четвёртая особенность психологии состоит в том, что её появлению предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии. Психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным.
И последняя, пятая особенность заключается в пересечении научной и практической психологии.
Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
И наче обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.п. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Об этом уже упоминалось в первом вопросе, где речь шла о предмете психологии.
Ответим на вопрос: Чем же отличаются житейские психологические знания от научных?
1. Житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, водители такси — хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто — довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим — с отцом, и совсем иначе — с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.
Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий — это одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия чётко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.
Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.
То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только оптимизируют описания, но и за множеством частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и её индивидуальные особенности.
Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т.е. выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.
Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся ответил так: «Это то, что следует проверить по документам». Понятно, что определение это сильно расходится с тем, которые было предложено школьником.
2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и ошибок.
Подобный способ отчетливо виден у детей, особенно из примера который приведён выше. Их хорошая интуиция достигается путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, от кого можно добиться желаемого, а от кого нельзя.
В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.
3. Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта — его конкретного и интуитивного характера. Известный писатель Ф.М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях — стали ли мы после их прочтения столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому совершать ошибки для приобретения этого опыта.
В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, коэффициентом полезного действия..
Д убровина И.В. приводит давнее сравнение представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов — выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т.е. речи и языка.
4. Четверное различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии человек вынужден ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.
Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждёт стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода психология оформилась в самостоятельную науку.
5. Преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Другими словами структура современной научной психологии очень многомерна. Получаемый материал накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и других.
В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики (например, работа через осязание со слепо глухонемыми детьми), с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, информационного голода и т.п. — психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.
Теперь, когда приведены доказательства преимущества научной психологии перед житейской, логично поставить вопрос: а какую позицию научные психологи должны занять по отношению к носителям житейской психологии?
Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту со многими тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь, как часто говорят хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью.
Поэтому научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Иначе он не только будет малополезен науке, но и не найдет себя в своей профессии. Отношения научной и житейской психологии, пишет Дубровина И.В., подобны отношениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее свою силу.
Итак, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.
Тема 1: Особенности психологии как науки
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Тема 1: Особенности психологии как науки
1. Значение слова «психология».
2. Особенности психологии как науки.
3. Соотношение житейской и научной психологии.
4. Предмет и задачи психологии.
5. Основные формы проявления психики человека.
6. Методы исследования в психологии.
Литература:
а) основная литература
б) дополнительная литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2011, 288 с.
2. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009, 256 с.
3. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека.Учебное пособие.-М.: Прометей, 2011.- Режим доступа: http:// www. biblioclub
4. Макарова К.В., Таллина О.А. Психология человека. Учебное пособие. М.: Прометей, 2011. Режим доступа: http:// www. Biblioclub
5. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2011, 592 с.
6. Марцинковская Т.Д. Общая психология. Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2010, 384 с.
7. Немов Р. С. Общая психология. Краткий курс. СПб.: Питер, 2010. Режим доступа: http:// ibooks.ru
9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для студентов высших
13. Психология: учебное пособие для бакалавров/ Под ред. Р.М. Фатыховой.- Уфа: БГПУ, 2013.-УМО
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. МО РФ. Режим доступа: http:// ibooks.ru
15. Столяренко Л. Д. Психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010, 592 с. Режим доступа: http:// ibooks.ru
Значение слова «психология»
Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким ученым Христианом Вольфом.
Термин, «психология» образован от двух греческих слов:
а) psyche — душа, психика;
б) logos — знание, осмысление, изучение
В дословном своем значении психология — это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной реальности, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.
Во втором, наиболее распространенном значении слово «психология» относят к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии — конкретного человека. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера.
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.
Особенности психологии как науки
1. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству.
2. В психологии человек одновременно является и субъектом, и объектом познания, так как свое сознание человек исследует с помощью своего же сознания.
3. Ее практические следствия уникальные — они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные: поскольку познать нечто — это значит овладеть им и научиться управлять, а управление своими психическими состояниями, процессами, функциями и способностями — задача самая грандиозная; к тому же, познавая себя, человек тем самым изменяет себя.
4. Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания.
5. Собственной единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы. Они получают свою специфику через выделение центральной категории, посредством которой объясняются основные проявления психики.
Направления психологии | Центральная категория | |
1. | Бихевиоризм | Поведение |
2. | Гештальтпсихология | Целостные структуры психики |
3. | Психоанализ | Бессознательное |
4. | Гуманистическая психология | Личность, индивидуальность |
5. | Когнитивная психология | Познавательные структуры |
6. | Отечественная психология | Психика |
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Психика многомерна. А.В.Петровский в качестве основания классификации отраслей психологии избрал психологическую сторону:
1. конкретной деятельности;
2. развития (изучает психические аспекты развития человека);
3. отношения человека к обществу (изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных общественных группах).
Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:
• психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда;
• медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;
• педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;
• юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;
• инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек — машина»;
• спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки;
• отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.
Понятие о принципах
Принципы психологии – это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению. Принципы аккумулируют в себе основные закономерности и законы, действующие в сфере психического.
Разнообразие подходов к пониманию психического объясняется многообразием психологических школ, своеобразием философских позиций, пристрастий психолога-исследователя.
Опираясь на философские, естественнонаучные и другие научные основы, отечественная психология сформулировала ведущие методологические принципы, определяющие ее позиции в понимании психического.
Общие принципы психологии
Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.
Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.
Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.
Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на основе систем его субъективных и объективных проявлений.
Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.
Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.
Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.
Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.
Общие положения о методах психологического исследования
В психологии, как и в других науках для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов исследования.
Все применяемые в психологическом исследовании методы можно разделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных знаний; 3) приемы обработки данных; 4) интерпретационные методы.
К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы;
Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.
Эмпирические методы.
Обсервационные методы
Наблюдение (внешнее) — метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.
Самонаблюдение (интроспекция) — наблюдение человека за собственными психическими явлениями.
Экспериментальные методы
Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведения изучаемого.
Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов.
Психодиагностические методы
Тесты интеллекта — методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.
Анкета — методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.
Интервью— метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее вопросы.
Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и надежен (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании).
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Тема 1: Особенности психологии как науки
1. Значение слова «психология».
2. Особенности психологии как науки.
3. Соотношение житейской и научной психологии.
4. Предмет и задачи психологии.
5. Основные формы проявления психики человека.
6. Методы исследования в психологии.
Литература:
а) основная литература
б) дополнительная литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2011, 288 с.
2. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009, 256 с.
3. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека.Учебное пособие.-М.: Прометей, 2011.- Режим доступа: http:// www. biblioclub
4. Макарова К.В., Таллина О.А. Психология человека. Учебное пособие. М.: Прометей, 2011. Режим доступа: http:// www. Biblioclub
5. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2011, 592 с.
6. Марцинковская Т.Д. Общая психология. Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2010, 384 с.
7. Немов Р. С. Общая психология. Краткий курс. СПб.: Питер, 2010. Режим доступа: http:// ibooks.ru
9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для студентов высших
13. Психология: учебное пособие для бакалавров/ Под ред. Р.М. Фатыховой.- Уфа: БГПУ, 2013.-УМО
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. МО РФ. Режим доступа: http:// ibooks.ru
15. Столяренко Л. Д. Психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010, 592 с. Режим доступа: http:// ibooks.ru
Значение слова «психология»
Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким ученым Христианом Вольфом.
Термин, «психология» образован от двух греческих слов:
а) psyche — душа, психика;
б) logos — знание, осмысление, изучение
В дословном своем значении психология — это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной реальности, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.
Во втором, наиболее распространенном значении слово «психология» относят к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии — конкретного человека. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера.
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.