В чем заключается коммуникативная функция применения тренинга
Вопрос. Цели и функции тренинга
Цели тренинга
· Создание возможностей для достижения конструктивных изменений на уровне отдельного человека как личности и субъекта профессиональной деятельности,
· Создание условий для оптимального функционирования личности и ее развития,
· Создание условий для достижений разнообразных изменений социально-психологических, психологических и других характеристик группы и организации (Приложение 1.4.1., стр. 294).
Цель психологического тренинга – достижение разнообразных изменений психологических, социально-психологических и других характеристик человека, группы и организации.
При изменении психических феноменов человека предполагается три основных варианта их протекания.
1. Изменение как созревание, подчиняющееся определенным закономерностям, имеющее фазный, этапный стадийный характер. Для каждой стадии характерно достижение определенного уровня развития психических функций, осуществляемое на основе результатов предыдущего этапа. На каждом этапе существуют критические фрагменты, включающие в себя сенситивные периоды развития. Изменение как созревание связано с понятием возникновения, развития, инволюции и исчезновения.
2. Изменение как процесс и результат обучающих, воспитывающих, формирующих вмешательств, которые осуществляются как с учетом результатов и закономерностей изменения, как созревания, так и стихийно. Внешние вмешательства могут носить как конструктивный, так и разрушительный характер.
3. Изменение как процесс и результат воплощения собственных выборов человека, определяемый как результат созревания, так и итогами обучения, воспитания и формирования. Результаты осознанных изменений также могут носить конструктивный либо разрушительный характер.
Рассмотрение изменений психических явлений с детерминистских позиций предполагает, что психика, психологические феномены имеют системную природу, следовательно, речь идет именно об анализе системной детерминации, включающей определение всего многообразия связей и отношений структур психики и внешних обстоятельств.
Идея системной детерминанты применима ко всем вариантам изменений: стихийному развитию психики (созреванию); изменениям как результатам обучения, воспитания, формирования психических феноменов под руководством других людей, где изменение имеет конечной целью воплощение представлений, принятых в данный момент в обществе, группе или другим человеком как целесообразные.
Функции тренинга
· Диагностическая – во время СПТ как тренер, так и участники группы имеют возможность определить различные модели поведения и реагирования, также личностные качества участников группы, увидеть их сильные и слабые стороны;
· Преобразующая – во время тренинга закладываются основы для внутренней работы участника группы по формированию осознанно желаемого свойства личности или типа поведения;
· Корректирующая – во время тренинга акцентируется внимание на слабых сторонах взаимодействия, и предлагаются различные способы для их изменения и формирования арсенала социально-эффективных моделей поведения;
· Профилактическая – во время СПТ участники группы имеют возможность подготовиться к ситуациям, отсутствующим в личном опыте, рассмотреть и апробировать эффективные способы поведения в них в условиях минимального риска посредством моделирования ситуаций;
· Функция адаптации – участие в СПТ расширяет арсенал коммуникативных приемов, используемых для различных целей социального взаимодействия, позволяет выработать навыки применения этих техник в профессионально значимых для участников группы ситуациях, то есть адаптировать полученный знания, умения и навыки к будущей профессиональной деятельности (Приложение 1.4.2., стр. 295).
Многофункциональность метода свидетельствует о том, что возможности тренинга существенно шире и охватывают области совершенствования интеллектуальных возможностей человека, развитие его волевых характеристик, осознания и разрешения личностных, профессиональных и организационных проблем.
Дата добавления: 2016-12-26 ; просмотров: 1801 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Коммуникативные тренинги
Коммуникативный тренинг как форма активного обучения и психологического воздействия. Анализ целей, основных задач и направлений группы коммуникативного тренинга. Принципы и правила работы в группе. Перечень упражнений для работы тренинговой группы.
Рубрика | Психология |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 02.06.2015 |
Размер файла | 26,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
1. Цели и задачи тренинга
2. Принципы и правила работы в группе
Список используемых источников
Член группы может активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно новые, несвойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. Таким образом, тренинг это интенсивная подготовка к более активной и полноценной жизни в обществе. Для эффективного функционирования группы тренинга организующему и проводящему занятия, необходимо осознать основные цели и задачи тренинга. коммуникативный тренинг группа упражнение
Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:
· тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;
· тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
· тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
— Повышение адекватности собственного представления о себе и восприятия других;
— Рост индивидуальной ответственности за достижение личных целей и решение актуальных коммуникативных задач;
— Рост коммуникативной открытости и качества общения;
— Овладение навыками конструктивного социального взаимодействия;
— Развитие способностей к адаптации и творчеству.
— Предоставить участникам группы профессиональную помощь в решении насущных внутренних конфликтов, преодолении актуальных трудностей и барьеров;
— Обеспечить участникам группы опыт конструктивного самоисследования (самоанализа) и самостоятельного решения актуальных внутренних задач.
— Предоставить участникам группы опыт полноценного общения друг с другом и группой, переживания коммуникативной общности, эффективного взаимодействия в процессе решения общих задач.
— Обучить навыкам конструктивного выявления и решения межличностных проблем и конфликтов, установления эффективных отношений с окружающими, навыкам достижения максимальной степени групповой общности и сплоченности.
— Обучить навыкам активного самостоятельного внутреннего поиска и решения насущных психологических проблем и конфликтов.
— Обучить навыкам получения и конструктивного использования «обратной связи» (информации о себе от окружающей коммуникативной среды).
Одной из основных задач группы коммуникативного тренинга является помощь участнику в выражении себя своими индивидуальными средствами, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.
Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям:
1. Восприятие себя через соотнесение себя с другим, то есть человек рассматривает другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа. В этом случае человек смотрит на себя как бы со стороны.
Групповые занятия дают возможность идентифицировать себя с другими членами группы.
2. Восприятие себя через восприятие себя другими, то есть человек использует информацию, передаваемую ему окружающими. Это так называемый механизм «обратной связи». В группе коммуникативного тренинга постоянно действует обратная связь, что позволяет участникам узнавать мнение окружающих о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт.
3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности, то есть человек сам оценивает, то, что он сделал. Это механизм самооценки, который может помогать развитию личности или мешает этому процессу. В группе тренинга осуществляется постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимая коррекция.
4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, то есть человек осмысливает, проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы: проникновение в своё «Я», получение опыта понимания своего внутреннего мира.
5. Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика, то есть человек принимает своё тело, своё физическое Я. В ходе тренинга участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть и, приняв его, развивать себя и свои возможности.
2. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
В групповой работе следует учитывать следующие принципы:
1) Принцип диалогизации взаимодействия, то есть равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.
2) Принцип постоянной обратной связи, то есть непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга. Благодаря именно обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействие на окружающих. В группе должны быть созданы условия, обеспечивающие готовность участников подавать обратную связь (говорить другим о них самих) и принимать ее (слушать других о себе). Такая намеренная обратная связь, то есть осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.
3) Принцип самодиагностики, то есть самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие человеку познавать себя, особенности своей личности. У члена группы должна быть возможность увидеть себя в разных ситуациях, где от него требуется принятие определенного решения и его осуществление.
4) Принцип оптимизации развития, то есть от ведущего требуется не только четкая диагностика и квалифицированная констатация психологического состояния отдельных участников и группы в целом, а активное вмешательство в происходящее на тренинге с целью оптимизации условий, необходимых для их развития. Используя специальные упражнения, ведущий может стимулировать саморазвитие участников, направлять их усилия в нужное русло.
6) Принцип добровольного участия как во всем тренинге, так и в отдельных упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы.
7) Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает более продуктивно и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, то есть в ней постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии.
8) Принцип свободного пространства. Тренинги проводятся в изолированном помещении, чтобы работе группы ничто не мешало. В помещении для занятий должно быть предусмотрено место для игр, упражнений, и свободного передвижения участников, их расположения по кругу и объединения в микрогруппы по 3-5 человек. Расположение участников по кругу позволяет всем хорошо слышать и видеть друг друга, давая тем самым возможность воспринимать широкий спектр невербальных проявлений.
Необходимо отметить, что при наборе группы важно учитывать возраст участников, желательно, чтобы он был приблизительно одинаков.
Для того, чтобы работа в группе была более эффективной и экологичной, разработан ряд правил, которые принимаются в зависимости от особенностей группы.
1. Правило именной карточки
Каждый участник группы носит на груди именную карточку все время
работы тренинга. На карточке участник пишет то имя, которым будут называть его все остальные члены группы.
Карточки позволяют членам группы и ведущему решить проблему запоминания друг друга. С другой стороны, поскольку участники группы обязуются называть каждого именно так, как он сам того хочет, это правило «работает» на ощущение психологического комфорта членов группы. И, кроме того, возможность называть себя вымышленным именем способствует ослаблению стереотипного самосознания и поведения участников.
2. Правило «здесь и теперь»
Поэтому необходимо говорить о тех проблемах, которые волнуют сейчас (если даже они происходили раньше).
Второй аспект этого правила состоит в том, что необходимо обсуждать те процессы, которые происходят в группе (стиль обращения, взаимоотношения, конфликты и т.п.).
3. Правило «обратной связи»
Во-первых, стремитесь дать почувствовать говорящему, как вы относитесь к его сообщению. Во-вторых, говорящий должен стремиться «уловить» представляемую ему «обратную связь».
4. Правило недопустимости непосредственных оценок человека
При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия (высказывания). Нельзя использовать высказывания типа: «Ты говоришь много и неконкретно…» или вместо фразы «Ты мне не нравишься» лучше сказать «Мне не нравится твой тон обращения» и т.п.
Психологически важно подчеркнуть, что вместо оценок другого человека, мы говорим о своих чувствах, которые он (или его действия) у нас вызывает.
5. Правило присутствия на тренинге
Это означает, что не допускаются опоздания и пропуски занятий. Это правило обычно вызывает самые серьезные затруднения и возражения. У всех находятся очень важные дела, объективные обстоятельства, и все просят смягчить правило. Но для неукоснительного выполнения этого правила есть веские причины. Участие в тренинге не может не отразиться на каждом его участнике. Со временем члены группы все более доверяют друг другу, раскрываются друг перед другом и все больше привыкают к языку и стилю общения в психологической группе. Даже при однократном пропуске занятий участник как бы выпадает из этого процесса и воспринимается другими как «посторонний». Да и сам он не сразу включается в работу, не понимает, что происходит в группе.
6. Разговоры на тренинге
7. Запрет на обсуждение процедуры тренинга до окончания работы в группе
Не разрешается обсуждать технологию тренинга с людьми, не участвующими в работе группы, а участникам группы не разрешается обсуждать процедуру между собой до окончания работы в группе. Ведущий отказывается отвечать на вопросы по процедуре, типа: «А почему мы делаем именно это упражнение?», «А зачем это надо?», «А это надо было сделать по- другому».
Вопросы такого типа и вообще акцентирование внимания на процедурных моментах означают наблюдательскую позицию участника. Наблюдая за группой со стороны, оценивая работу ведущего и других участников, человек не включается в работу и вместо того, чтобы испытывать и анализировать собственные чувства и переживания, занимается анализом и оценкой поведения других людей. Это опять же снижает эффективность участия в группе. Поэтому ведущий не имеет права давать себя втягивать в эти, не имеющие отношения к смыслу разговоры.
8. Правило конфиденциальности
Участники группы должны понимать, что нельзя выносить за пределы группы любую информацию личного характера, которую они получат о ком-то из участников группы в ходе работы. Только «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ»!
Это правило (или право) в основном распространяется на ведущих группы, которые несут основную ответственность за «экологичность» работы. Ведущий, наблюдающий процесс, который может навредить либо отдельному участнику, либо группе в целом, имеет право прервать этот процесс.
Приведенный перечень правил, которые могут быть использованы для работы на тренинге, далеко неполный. Каждый ведущий, планируя начало занятий, ориентируется в подборе правил и на особенности участников, и на специфику группы в целом, и на свое представление о целях занятий.
Во время обсуждения правил, психолог дает возможность высказаться всем желающим, выслушать все предложения, замечания и обсудить их.
Опыт работы показывает, что каждая группа индивидуальна так же, как индивидуален и каждый ее участник, поэтому нам не представляется возможным заранее предложить жесткий сценарий тренинга. Мы предлагаем план и содержание первого занятия, а предоставленный ниже перечень упражнений поможет вам в планировании следующих занятий, т.к. цели и ход занятий зависят от индивидуальных потребностей участников группы.
Ведущий сам определяет, какие упражнения и в какой последовательности использовать для достижения результата, тем более что это зависит и от группы, в которой проводится тренинг.
Цель упражнений: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы, начать освоение активного стиля общения.
1. Вступление: что такое коммуникативный тренинг, для чего он нужен.
— общение по принципу «здесь и теперь»;
— конфиденциальность всего происходящего в группе;
— правило «стоп» для участников группы;
— правило «вето» для руководителя группы.
Участникам группы необходимо разделиться на пары. Задание заключается в следующем, в течение 15 минут участники в парах общаются друг с другом, пытаясь узнать друг о друге максимально больше информации. Важно помнить, что необходимо не только говорить о себе, но и слушать, что рассказывает напарник. Через 15 минут вы по очереди начинаете представлять нам вашего напарника, но от своего имени. При этом вы должны максимально точно передать все то, что вам было поведано в ходе вашей беседы. А так же ответить на вопросы, которые могут быть заданы вам участниками группы. После этого ваш партнер должен будет сделать то же самое. Затем каждый из вас расскажет, насколько партнеру удалось точно и правдоподобно передать информацию, которую вы ему говорили.
Спустя отведенное время ведущий предлагает развесить листы на стенах. Подписывать их не нужно. Участники группы читают объявления. Каждый может нарисовать кружок на том объявлении, которое привлекло его внимание, и он готов связаться с его подателем.
— Теперь можно снять листы с объявлениями. Посмотрите, отозвались ли на ваше объявление. Посчитайте количество кружков на ваших листах. Пусть каждый по кругу назовет количество доставшихся ему выборов. Ведущий предлагает обсудить вопросы:
Все участники тренинга встают в круг, плотно друг к другу. Один из участников встает в центр этого круга. Играющий в центре расслабляется, а остальные вытягивают руки перед собой и покачивают из стороны в сторону центрового, поддерживая его и не давая упасть. По желанию можно проделатьэто упражнение с несколькими участниками или со всеми. Далее все садятся в круг, и проводится обсуждение. Вопрос всем: кто действительно смог расслабиться, снять зажимы, не побоялся упасть, кто доверился участникам?
Упражнение проводится в парах. Каждому участнику выдается по десять спичек. Люди садятся в каждой паре спиной друг к другу. Один является ведущим, другой выполняет его инструкции. Ведущий в паре из этих спичек выстраивает фигуру и пытается объяснить это другому. В результате фигуры должны быть одинаковыми. Потом участники меняются ролями. В конце проводится обсуждение.
«Прокурор и адвокат»
Любой участник группы (по желанию) садится в круг и просит всех остальных участников (или нескольких по выбору) дать ему обратную связь.
Упражнение выполняется в парах. Члены пары садятся друг против друга и закрывают глаза на одну минуту. Задача участников упражнения как можно полнее почувствовать и осознать свои мышечные зажимы, болевые ощущения, напряжения и т.д. Через минуту они рассказывают друг другу об этом, начиная словами: «Во внутреннем плане я ощущал…» После этого они передают те мысли, которые сопровождали вышеописанные ощущения, начиная со слов: «В это время я думал…» Результаты упражнения обсуждаются в кругу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. А.С. Прутченков Трудное восхождение к себе/ М. 2005 г.
2. К. Фопель Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. 3-е изд.стереотип. Генезис, 2002 г., 256 с.
3. Н. Козлов Лучшие психологические игры и упражнения: Екатеринбург, 2004 г.
5. Игры. Обучение. Досуг. Тренинг (под ред. В.В. Петрусинского). М.,Г.Ц.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Специфические особенности групповых методов, воздействующие факторы тренинговой группы и условия их проявления. Динамика создания доверия в группах социально-психологического тренинга, состав группы, обратная связь как элемент межличностного общения.
реферат [79,4 K], добавлен 16.08.2010
Понятие социально-психологического тренинга. Развитие социально-психологического тренинга как активного группового метода психологического воздействия. Соотношение понятий «социально-психологический тренинг», «психотерапия», «психокоррекция», «обучение».
реферат [98,2 K], добавлен 16.08.2010
Анализ особенностей групповых форм психологической работы. История возникновения тренинга. Гуманистическая концепция К. Роджерса. Факторы, влияющие на эффективную работу группы. Цели групповой терапии. Правила проведения тренинга. Внутригрупповая этика.
курсовая работа [53,2 K], добавлен 17.04.2013
реферат [32,1 K], добавлен 13.12.2009
Тренинг как совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков саморазвития. Методы развития способностей к обучению и овладению сложными видами деятельности. Групповая динамика и этапы работы группы.
реферат [225,9 K], добавлен 29.08.2010
Каким значением обладает тренинг коммуникации в современном мире
Введение
В нынешнем мире высоких достижений, где абсолютно любые сведения можно с легкостью получить на просторах Всемирной паутины, навыки общения становятся очень значимым качеством. Развитая коммуникабельность может помочь с успехом реализовывать продукцию, осуществлять переговоры, проводить публичные выступления, понимать своего оппонента и быть полностью понятным.
Тренинг коммуникации крайне важен для развития личности вообще, потому что общение определяет успех взаимодействия с окружающей действительностью, самим собой, людьми. Люди также поддаются общепринятым поведенческим стереотипам, которые нарабатываются в течение всей жизни. Однако, они просто не способны предоставить необходимого результата. В итоге всего этого возникают так называемые коммуникативные трудности (сложности в общении).
Почему появляются коммуникативные трудности?
Сложности в общении вполне могут появляться при неправильном или же недостаточном развитии конкретного коммуникативного навыка. Опыт жизни учит людей решать большое количество проблем посредством эффективных переговоров, но в некоторых ситуациях обстоятельства складываются таким образом, что скопленных теоретических познаний для эффективного решения проблемных вопросов совершенно не хватает.
Что помогает?
Суметь совладать с чувством растерянности и взять под тщательный контроль всю ситуацию помогает специальный тренинг на развитие коммуникативных навыков. Понимания и изменяя обыденные реакции, люди учатся смотреть на те или иные обстоятельства совершенно под иным углом.
Наработка необходимых навыков в игровом формате, когда преподаватель искусственным образом организовывает такие условия, которые осложняют результативное общение и препятствуют достижению поставленных целей. К примеру, коммуникативный метод обучения иностранному языку помогает общаться с иностранными клиентами и партнерами компании, тем самым повышая репутацию компании.
Задачи коммуникативных тренингов
Непосредственная цель такого рода тренингов – постановка навыков поведенческого характера, которые требуются для того, чтобы достичь целей говорящего. Отработка коммуникативных навыков имеет отношение как к невербальному, так и к вербальному коммуникативному уровню и может позволить:
Для чего необходимо?
Обратите особенное внимание на развитие собственных коммуникативных умений – успех не заставить ждать себя длительное время!
Отработайте приобретенные навыки, выстроив результативные взаимоотношения с коллегами и товарищами. Научитесь грамотно применять функции общения в качестве инструмента для того, чтобы достичь поставленных целей, потому что тот, кто владеет словом, владеет и ситуацией!
Видео: «Технологии работы с возражениями»
Коммуникативные тренинги на сегодняшний день пользуются огромным спросом. Это такой процесс.
Многие современные люди нуждаются в помощи, чтобы разобраться с проблемами.
В каждой крупной компании есть должность, которая называется тренинг-менеджер. Обучение и.
В последнее время стало достаточно модно посещать тренинги и проводить их. Но мало кто знает.
Часто можно столкнуться со скептицизмом в отношении тренингов по общению. Есть люди.