В чем заключается комплексный характер диагностирования

Принцип диагностирования.

Принцип диагностирования. Диагностика отклонений в развитии основывается на знании общих и специфических закономерностей психического и физического развития нормально развивающегося человека в онтогенезе. Цель диагностики — определение факторов, лимитирующих двигательную деятельность.

Диагностика носит комплексный характер, т.е. при ее проведении учитываются данные клинической медицины, педагогические, психологические и другие методы обследования, позволяющие установить ведущее нарушение и отклонения второго порядка, связанные с ведущим нарушением, а также уточнить противопоказания для занятий физическими упражнениями. Так, например, у детей с нарушением слуха (Евсеев С.П., Шапкова Л.В., 2000) до 40% выявляется сочетание других нарушений и пороков развития: патология дыхания, почек, нарушение зрения, иммунной системы и др.

Принцип диагностирования для оздоровительной и адаптивной физической культуры разных видов означает учет основного дефекта, его качественного своеобразия структуры, времени поражения, прогноза, показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями, а также учет сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений. Помимо этого, принцип означает систематический контроль за динамикой психофизического состояния занимающихся.

При диагностировании состояния здоровья необходимо помнить о возможной неравномерности повреждения различных функциональных систем в зависимости от этапа их созревания. Известно, например, что речь является наиболее уязвимой, особенно в критические периоды. Это указывает на то, что наряду с комплексной диагностикой состояния здоровья необходимо составлять индивидуальный профиль развития.

Источник

Комплексный характер диагностики

В клинике

Специфические особенности психодиагностического процесса

Рассмотрим специфические характеристики клинической психодиагностики как диагностического процесса в клинике.

Данная характеристика включает следующие два момента.

· Постановка квалифицированного психологического диагноза в клинике требует получения информации из различных источников: биографических, клинико-психопатологических, соматических, лабораторных и др.

· Психодиагностика в клинике имеет комплексную направленность на исследование различных сторон психической деятельности, личности и поведения с последующей интеграцией полученных данных в целостное заключение.

3.Личностная направленность— в центре клинической психодиагностики находится личность испытуемого и полученные данные о различных сферах психической деятельности должны интерпретироваться в контексте целостного функционирования личности. В свою очередь, выявленные психологические особенности испытуемого следует оценивать в контексте его жизненной ситуации и клинической формы расстройства.

Таким образом, в условия клиники психологическая диагностика приобретает специфические черты, которые требуют от соответствующего специалиста глубокого понимания клинической реальности, достаточного практического опыта и исключительной профессиональной компетентности во всех вопросах клинической психологии.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Статья «Диагностика и контроль в обучении»

ДИАГНОСТИКА И КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ

Важной составной частью процесса обучения является диагностика качества знаний. Она позволяет оценить достижения ученика, сравнить работу преподавателей, выявить пробелы в знаниях, достоинства и недостатки методов обучения.

Для повышения качества обучения педагогу необходимо уметь грамотно выбирать и применять существующие формы и методы диагностики, четко определять цели и функции контроля. История развития контроля знаний насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний.

Контроль присутствует в любом педагогическом процессе. Каждый педагог проверяет результативность обучения и выясняет причины слабой успеваемости. Применительно к повседневному учебному процессу под «контролем» понимают выявление и оценку результатов учебной деятельности обучающихся. Под словом «оценка» имеется в виду не только конечный результат, но и процесс формирования оценки.

В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в понятие «контроль». Контроль лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностика включает в себя контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика, переопределений целей, уточнение образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Диагностика, выполняя функции обратной связи, позволяет педагогу контролировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующие этапы обучения на основе достигнутого, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся.

Методы диагностики в обучении

Диагностика – это прояснение всех обстоятельств осуществления процесса обучения, предварительное определение его результатов. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, создание оптимальных условий для достижения целей. В педагогике различают диагностирование обученности, т. е. последствий, достигнутых результатов и обучаемости. Обученность рассматривается как достигнутый на момент диагностирования уровень (степень) реализации намеченной цели.

Основным методом педагогической диагностики является метод наблюдения как целеустремленный и планомерный сбор информации с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов. Изучение естественного поведения – одно из достоинств метода наблюдения. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности.

Существуют разновидности метода наблюдения в зависимости от: степени формализованности – контролируемое и неконтролируемое; степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации – включенное и не включенное; условий организации – открытое и скрытое; места проведения – полевое и лабораторное; регулярности проведения – систематическое и случайное.

Контролируемое наблюдение – наблюдение, заранее предусматривающее ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Чаще всего оно применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда педагог знаком с изучаемым явлением и его интересуют только его описательные характеристики.

Неконтролируемое наблюдение – наблюдение, применяемое в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации. Эта разновидность широко применяется на начальном этапе изучения человека, группы и дополняется другими методами сбора информации.

Открытое наблюдение – оповещение наблюдаемых о том, что за ними ведется наблюдение. При скрытом наблюдении наблюдаемые не знают, что являются объектом изучения. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективна, т.к. позволяет выявить действительные интересы и увлечения человека, систему отношений в группе, наличие микрогрупп, их направленность, неформальных лидеров и т.д.

Включенное наблюдение – непосредственное участие педагога (наблюдателя) в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться, как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение объекта как бы изнутри, что позволяет ему выявить скрытые социальные явления.

Невключенное наблюдение – осуществляется со стороны. Наблюдатель не является участником происходящих событий. Оно может быть скрытым и открытым.

Полевое наблюдение – наблюдение, осуществляемое в естественных для наблюдаемых людей условиях жизнедеятельности.

Лабораторное наблюдение – создание искусственных условий, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются педагогом. Такая организация наблюдения позволяет более глубоко изучить интересующие стороны жизнедеятельности.

Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя.

Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации. В повседневной жизни часто возникают ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Эти ситуации требуют от педагога высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в непредсказуемости и случайности их возникновения.

Таким образом, в практике педагогической диагностики метод наблюдения рационально использовать посредством введения качественных показателей проявления у ребенка тех или иных особенностей и их количественной оценки.

Беседа получение педагогом информации об особенностях развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Часто инициаторами беседы в рамках обследования выступают сами родители или педагоги, обращаясь к педагогу за консультативной помощью. Цель беседы – обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения.

Метод опроса используется в двух основных: интервью (устный опрос) и анкетирование (письменный опрос).

Интервью – разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценку, точку зрения опрашиваемого (респондента) по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов.

Анкетирование – разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов.

Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений, навыков, способностей и т.д., а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами. С помощью тестирования можно определить уровень развитья некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период. Выделяют тесты способностей, достижений, личностные тесты.

Метод экспериментального изучения – более «молодой» по сравнению с методом наблюдения. При его использовании возможно многократное повторение процедуры исследования; проводится статистическая обработка данных; он требует меньших затрат времени на проведение. Метод эксперимента – сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик. Их выбор и количество определяются задачей, которую необходимо решить исследователю с обязательным учетом требований по организации и проведению экспериментального изучения развития ребенка, а также уровня его обученности и воспитанности.

Сущность и значение контроля учебной деятельности

Контроль школьных достижений – неотъемлемый элемент процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях учебного процесса, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения какого-либо цикла обучения.

Исследованиями современных отечественных и зарубежных педагогов, методистов и психологов установлено, что систематическое и планомерное осуществление контроля является необходимым условием эффективности учебной деятельности школьников. От правильной постановки контроля, оценки и учета успеваемости зависит во многом успех всего учебно-воспитательного процесса. Данные учета информируют учителя о ходе и результатах учебной деятельности, отражают динамику развития учащихся; оценка успеваемости констатирует уровень достижений школьников в учебной деятельности, уровень развития необходимых для достижения высокой успеваемости нравственно-волевых качеств.

В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Контроль учебной деятельности учащихся обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль по линии учитель-ученик) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащегося). Между контролем и самоконтролем существует тесная взаимосвязь.

В настоящее время значение контроля и учета успеваемости в преподавании учебных дисциплин возрастает. Задача развития личности каждого ученика требует совершенной системы фиксации промежуточных и итоговых результатов успеваемости школьников.

Функции контроля в обучении

Психолого-педагогическая сущность контроля в учебном процессе – явление многогранное. Теорией и практикой обучения установлены следующие его задачи:

1) установить готовность учащихся к восприятию и усвоению новых знаний;

2) получить информацию о характере самостоятельной учебной работы учащихся;

3) определить эффективность организации, методов и средств обучения;

4) выявить степень правильности, объем, глубину усвоения знаний, умений, навыков.

Основными функциями контроля являются следующие :

Ориентирующая функция контроля заключается в том, что результаты его дают учителю возможность направлять учащихся на преодоление пробелов и недочетов в их знаниях и умениях. Кроме того, с помощью контроля учитель выявляет знания и умения, ценностные ориентации, которые должны быть опорными для понимания нового. Этот контроль будет тоже ориентирующим для учителя, так как позволяет установить достаточность или недостаточность опорных знаний учащихся, подготовленность к усвоению нового материала.

Обучающая функция контроля является ведущей. С помощью контроля на уроке приобретаются, уточняются и закрепляются новые знания, ценностные ориентации и умения. Выполнение проверочных заданий также способствует расширению, углублению и совершенствованию ранее усвоенных знаний и умений. Обучающее значение имеют разъяснения учителя по плохо усвоенным разделам темы на основании результатов контроля.

Диагностическая функция контроля позволяет установить причины хороших или слабых знаний и умений. С этой целью используются в учебном процессе диагностические задания. Причиной низкого уровня усвоения учащимися знаний и сформированности умений может быть недостаточность учебного времени, отведенного на их овладение; пробелы в знаниях и умениях по предыдущим темам и др.

Развивающая функция контроля состоит в том, что в процессе выполнения заданий учащиеся применяют знания в измененной и новой ситуации, делают выводы, обобщения, решают проблемные ситуации. Это способствует развитию внимания, интересов и памяти, мышления и речи школьников. Учет успеваемости является для учителя тем средством, благодаря которому он руководит всем процессом становления личности каждого ученика.

Воспитывающая функция проверки заключается в том, что она является первым и самым важным видом отчетности школьника — он отчитывается перед учителем и коллективом учащихся о выполнении своего общественного долга. Результаты усилий школьника становятся предметом общественного суждения, оценки. Вместе с тем контроль содействует воспитанию выдержки, самообладания, повышает ответственность за выполнение домашних заданий, формирует критическое отношение к своим успехам и к успехам своих товарищей, развивает чувство собственного достоинства.

Контролирующая функция заключается в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся для определения возможности дальнейшего продвижения в изучении программного материала; одновременно она служит средством контроля эффективности методов и приемов обучения, применяемых учителем.

С контролем учителя за ходом и результатами учения школьников органически связаны взаимоконтроль и самоконтроль. Контроль, осуществляемый учителем, в сочетании с самоконтролем дает возможность каждому ученику видеть результаты учения и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков.

Управляющая функция связана с руководством и управлением учебной деятельностью учащихся, развитием их творческих сил и способностей. Реализация этой функции обеспечивает педагогическое руководство формированием личности. Как показывает опыт работы школ, учителя нередко испытывают затруднения в реализации управляющей функции, слабо владея технологией организации внешней и внутренней обратной связи при решении различных дидактических задач.

Перечисленные функции могут выступать в разных сочетаниях в зависимости от учебно-воспитательной цели, этапа усвоения знаний, вида контроля успеваемости. Комплексное использование всех функций контроля учебной деятельности учащихся направлено, в конечном счете, на повышение качества обучения и воспитания школьников.

Знание всех функций контроля помогает учителю более тщательно подойти к выбору методов проверки и оценки знаний и умений школьников.

Принципы диагностирования и контроли рования в обучении

Важнейшими принципами диагностирования и контроли рования обученности (успеваемости) учащихся являются :

Объек тивность ,которая выражается в обоснованном содержании диагностических заданий, вопросов, процедур, ровном, доброжелательном отношении педагога к обучаемым, в адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Объективность диагностирования означает, что выставленные оценки адекватны результатам труда учащихся.

Принцип систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса ‒ от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.

Педагогические требования к организации контроля в обучении

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля учебной деятельности учащихся:

индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля личной учебной работы каждого ученика, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;

систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;

разнообразие форм и методов контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;

всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;

объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;

дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;

единство требований учителей, осуществляющих контроль учебной работы учащихся в данном классе/

Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.

Виды контроля в обучении

На различных этапах обучения используются различные виды контроля: Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. В V и X классы приходят учащиеся с различным уровнем подготовленности. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен выяснить, кто что умеет и знает. Это поможет ему определить, на чем следует акцентировать внимание учащихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чем следует только остановиться, поможет индивидуально подойти к каждому ученику.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.

Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках.

Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе. По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

Методы контроля обучения

В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы:

Устный опрос – осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах.

Цель устного индивидуального контроля ‒ выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих. Обычно для ответа учащиеся вызываются к доске. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задаются при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникают колебания при выставлении отметки.

Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе учитель ждет от учащихся кратких лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала, изученного за короткий промежуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества в том, что он активизирует работу всего класса, позволяет спросить многих учащихся, экономит время. При фронтальном опросе всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении ответа товарища. Недостатки фронтального опроса очевидны: он не выявляет глубину знаний; возможны случайные удачные ответы учащихся.

Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Во втором случае проверка осуществляется, как правило, после выполнения задания. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, составления карточек (например, при систематизации растении). Для контрольных мероприятий письменного характера имеется широкий арсенал сборников диктантов, задач и упражнений, которые могут быть использованы также и для индивидуальной проверки знаний, умений и навыков учащихся в случаях, если ученик пропустил какую-то тему, чтобы не отрывать весь класс от работы, или если у ученика речевые дефекты (плохо говорит), или если он стесняется отвечать публично.

Практический контроль применяется на уроках рисования, труда, физвоспитания, математики, физики, химии. В старших классах он осуществляется на лабораторных занятиях. По математике это связано с измерительными работами, на других уроках – с проверкой умения пользоваться приборами и проводить опыты. Другими словами, этот метод контроля необходим, а, следовательно, и применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или двигательных навыков, как, например, на уроках физкультуры и изобразительного искусства.

С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль . Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Однако этот метод не выявляет затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при устном и письменном контроле.

Возможности применения контролирующих устройств в школе велики, однако они используются не всегда эффективно, в частности из-за того, что учащимся не доверяют работать самостоятельно. Этим ограничиваются возможности самоконтроля. Самоконтроль с применением машин сходен с безмашинным контролем по окончательному результату, который должен сочетаться с самоконтролем по ходу выполнения задания. Учащихся специально надо учить самостоятельно находит ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные пробелы в знаниях.

Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного, или уплотненного, контроля. Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Его особенность заключается в том, что к доске для ответа вызывается сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше готовятся к ответу на классной доске, часть выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе. Достоинства этого метода в том, что он позволяет провести основательную проверку нескольких учащихся за небольшой промежуток времени. Этот вид контроля применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *