В чем заключается композиционное своеобразие стихотворения пастернака
В чем заключается композиционное своеобразие стихотворения пастернака
Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена
#ask_liter
Здравствуйте!Очень нужна ваша помощь! Не знаю,как ответить на вопрос: «В чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения Б.Л.Пастернака»? Это задание номер 8 в ЕГЭ. Буду очень благодарна каждому!Заранее спасибо!
Август
Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.
Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:
«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.
Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».
В чем заключается композиционное своеобразие стихотворения пастернака
Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена
Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.
Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:
«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.
Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».
«Август» Бориса Пастернака: разбираем самое личное евангельское стихотворение поэта
Приблизительное время чтения: 7 мин.
В проекте «50 великих стихотворений» говорим о шедевре поздней лирики Бориса Пастернака — стихотворении «Август».
Борис Пастернак. Август.
Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.
Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:
«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я – поле твоего сражения.
Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».
Автор
Борис Леонидович Пастернак (1890–1960) — поэт, прозаик, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958) за роман «Доктор Живаго».
«Август» и роман «Доктор Живаго»
«Август» входит в цикл «Стихотворения Юрия Живаго». Этот цикл из 25 лирических текстов составляет последнюю, семнадцатую главу романа «Доктор Живаго», над которым Пастернак работал в с 1945 по 1955 год.
Большинство стихотворений цикла, якобы написанных главным героем, связаны с ключевыми евангельскими событиями. Обращение Пастернака к библейским темам превращает книгу о «жизни одного врача» в роман о постоянном присутствии Божественного Слова в душе человека.
Большинство «библейских» стихотворений Пастернака посвящены событиям Страстной недели. В «Августе» же поэт обращается к истории о преображении Иисуса Христа.
Каждому стихотворению из тетради Живаго чаще всего соответствуют определенные произаические эпизоды романа. Но с «Августом» все сложнее: не так просто отыскать какой-то конкретный фрагмент книги, который совпадал бы с этим стихотворением образно и тематически. Именно поэтому в пастернаковедении за этим текстом закрепилось звание «самого пастернаковского» из всей тетради Юрия Живаго, хотя итоговым в цикле и ключевым для понимания самого романа является, скорее, «Гефсиманский сад».
Стихотворение-сон
Вот все близкие у могилы слышат «нетронутый распадом» голос души. И это не фигура речи — они физически ощущают этот голос. Видение о, казалось бы, абсолютном конце человека превращается в видение о… продолжении жизни. Но почему же это продолжение не приносит облегчения? Откуда слезы на подушке?
Собравшиеся на похоронах слышат стихи умершего. Его творчество, его слово осталось после него в земной жизни, оно продолжает звучать в человеческом бренном мире, служить людям и обращать их души к Красоте. Но обретает ли благодаря этому автор полноту бессмертия? Ощущает ли он радость совершенно иного бытия.
Да, он наблюдает за собственными похоронами. Да, он видит, что слово его живо для людей. Но все это словно бы издалека, из-за непреодолимой прозрачной стены — пусть стихи его слышат, но сам он уже не может вернуться в покинутый мир. Это момент бессильного отчаяния, страха, покинутости: он не умер, но прежняя земная жизнь навсегда закрыта для него. Небу, деревьям, даже пережившим его собственным стихам, «творчеству и чудотворству», он может сказать лишь одно: прощай. И повторять в слезах это слово снова и снова.
Однако если нет возврата к прежнему, то значит ли это, что нет и надежды? «Прощай» — только ли это слово расставания, или это еще и слово отправляющегося к новой Встрече?
Стихотворение-пробуждение
Исполненные боли и трагизма события Пастернак помещает в совершенно конкретный (даже указывает дату!) и очень необычный день — праздник Преображения Господня.
В этот день Церковь вспоминает, как Иисус Христос, поднявшись на гору Фавор в Галилее на берегу Геннисаретского озера, явил своим ученикам Петру, Иакову и Иоанну свет Своей Божественной Славы, исходящий от Его лица и одежды: Спаситель «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 1-9). Митрополит Сурожский Антоний так говорил об этом евангельском эпизоде: «В этот момент пробился Божественный свет, охватил всё Его естество, и ответновоссияла и Его человеческая природа, отдавшаяся до конца Живому Богу на смерть».
В преображении человеческой природы Спасителя христиане видят прообраз обретения людьми нового благодатного состояния после второго пришествия Христа и всеобщего воскресения. Слава Преображения — это удел всех людей, которые войдут со Спасителем в вечность и разделят с Ним радость Царства Божьего. Праздник Преображения — это праздник надежды. Надежды на то, что после земного существования мы окажемся там, где нет боли, нет чувства разлуки и обреченности, там, где мы обретем абсолютную полноту жизни.
Герой стихотворения уже получает в своем сне некий опыт ощущения продолжения жизни — через свое творчество, которое остается в земном мире после его смерти.
Интересно сравнить со строфой из «Гефсиманского сада», где Сам Спаситель прощается с чудотворством, чтобы умерев, воскреснуть:
Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь как смертные, как мы.
Заметим также, что хотя «Август» и заканчивается прощанием, но мы, читатели, уже знаем, что после этих слов герой… проснулся живым на увлажненной слезами подушке. И после пробуждения увидел, что в его комнату проник — свет августовского солнца.
Стихотворение-икона
Образ небесного света, наделяющего земной мир необыкновенными нездешними цветами, очень важен в этом стихотворении. Вся палитра «Августа» иконографична. Шафран, жаркая охра, имбирно-красный лес, золото и лазурь — Пастернак стремился через цвета и краски словесно передать тот «свет без пламени», который мы можем заметить на иконах Преображения. Заметим, что именно такие краски ипользуются иконописцами для получения золотого Божественного света: «Возьми константинопольской охры, перетри ее, подбавь к ней немного шафрана, и этим составом покрывай всё, что хочешь золотить. После сего наложи красный полимент на выпуклость узоров. ».
Преображение снова и снова
Праздник Преображения Господня всегда был для Пастернака особым днем. Еще в детстве, летом 1903 года, именно в день Преображения, будущий поэт упал с лошади и чуть не погиб: искусный врач сумел предотвратить начавшееся у мальчика серьезное воспаление. В 1913 году, через 10 лет, Пастернак, вспоминая свое падение и близость смерти, признавался, что испытанные им беспомощность и неподвижность поспособствовали пробуждению в его душе «вкуса творчества». Свое чудесное спасение именно в день Преображения Господня поэт считал своим личным преображением, новым рождением, моментом пробуждения своего творческого дара.
И вот через 50 лет после своего отроческого спасения, в 1953 году, Пастернак снова обращается к этому дню и пишет стихотворение, посвященное Преображению. «Август» был создан Пастернаком в период наивысшего напряжения духовных и творческих сил. Это стихотворение стало настоящим откровением поэта и его лирического героя, который здесь одновременно созерцает свою прошлую жизнь и «провидчески» устремляется в будущее, в жизнь вечную.
Использованная литература:
«Август», анализ стихотворения Пастернака
Отношения с религией складывались у Бориса Пастернака сложно. Крещеный выходец из еврейской семьи не был принят в православной русской среде. Но, став известным литератором, Пастернак неожиданно обратился к религиозной теме и создал цикл произведений, где затронул тему православия.
Стихотворение «Август» датировано 1953 годом, когда начался новый этап гонений на православную веру. В то время нужно было обладать немалым мужеством, чтобы написать произведение о Преображении Господнем и опубликовать его.
Для Пастернака, недавно перенесшего инфаркт, время заигрывания с властью закончилось. Поэтому в стихотворении «Август» поэт откровенно поведал о своих переживаниях и с горечью намекнул, что дни его сочтены. Столкнувшись лицом к лицу со смертью, Борис Пастернак начал пренебрежительно относиться к материальным благам. Его куда больше волновали ценности духовные.
«Август» состоит из двенадцати строф, многие из которых со временем стали популярными и широко цитируемыми. Размер стихотворения – четырехстопный ямб с двусложной стопой и ударением на втором слоге. Рифмовка перекрестная – АВАВ. Главный мотив произведения – сон, в котором лирический герой видит собственные похороны. Само же действие состоит из нескольких последовательных событий: сон, слезы, пробуждение.
Разбуженный лучами солнца, лирический герой заметил мокрую от слез подушку. Он вспомнил, что православие отмечает в этот день великий праздник Преображения Господня. Когда Иисус Христос молился на горе Фавор в Галилее, его лик внезапно озарился светом Божественного величия. И все ученики это увидели.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора…
Сила света постепенно нарастает, но появляются образы, наполненные трагическим смыслом, красные тона преобладают над остальными. Если в первой части стихотворения осень только зарождается «ясная, как знаменье», то в последующих строфах она уже господствует вовсю: имбирно-красный лес, облетевшая листва, притихшие вершины. Это время года символизирует переход в новое состояние, начало чего-то необычного, мостик к иной жизни.
Слова здесь пронизаны особой силой и эмоциями: «поле твоего сраженья», «бездна унижений», «упорство», «вызов», «размах крыла», «горечь рокового часа», «полет». В строках слышен сильный, волнующий голос души героя, наполненный жизнью, которую дает ему творчество.
Примечательно, что эпоху социализма Пастернак называет в стихотворении годами, наполненными унижением, прервавшими полет его вольной мысли. Но поэт не жалеет, ведь он познал «и творчество, и чудотворство», испытал настоящее счастье, постиг гармонию мира.
15. В чём заключается композиционное своеобразие стихотворения «Август» Б. Пастернака? 16. В каких произведениях звучат библейские мотивы и в чём их можно сопоставить со стихотворением «Август»? (ЕГЭ по литературе)
Причём сам герой воспринимает происходящее как избавление от мук и страданий, переход в светлый мир. Лирический субъект умирает и воскресает, преображается, демонстрируя таким образом духовную победу над смертью. Так, композиционное своеобразие стихотворения обусловлено особой интерпретацией Пастернаком мотива сна: пробуждение от ночного сна в начале стихотворения меняется пробуждением от сна жизни, духовным преображением в его финальных строфах.
Библейские мотивы звучат также в стихотворениях Б. Пастернака «Август» и «Гамлет» и А. С. Пушкина «Отцы пустынники и жёны непорочны…».
В своём тексте А. С. Пушкин обращается к молитве покаяния. Главная мысль заключается в том, что человек, пройдя через страдания и покаявшись в своих грехах, обретает благодать: «И дух смирения, терпения, любви/И целомудрия мне в сердце оживи». Лирический герой Пастернака приходит именно к такому состоянию внутреннего спокойствия, очистившись от мук и страданий. Стихотворения Пастернака «Август» и Пушкина приурочены к особым дням в христианском календаре: у Пушкина к «печальным дням Великого Поста», а у Пастернака к Преображению Господню. Главной фигурой, организующей человеческое бытие, для обоих поэтов является Бог. Лирический герой Пушкина молит его об обретении благодати: «Ц». В финале стихотворения «Август» утверждается мысль о духовном бессмертии человека: «То прежний голос мой провидческий/Звучал, не тронутый распадом…».
В стихотворении «Гамлет» Б. Пастернак воспроизводит библейскую фразу, с которой Иисус обращается к Богу: «Если только можно, Авва Отче/Чашу эту мимо пронеси». Лирический герой стоит на перепутье — бороться со злом или смириться с судьбой. Он решает противостоять миру «фарисейства» и борется с ним с помощью внутренней свободы. Лирический субъект стихотворения «Август» также обладает этими качествами, отмечая, что «казённая землемерша» никогда не сможет оценить его истинную духовную силу.
Стихотворения «Гамлет» и «Август» написаны от лица одного и того же героя — Юрия Живаго.
Вера в Бога даёт лирическому герою первого стихотворения надежду на бессмертие, в то время как лирический субъект второго текста уже умер во сне и переместился в вечный мир: «То прежний голос мой провидческий/Звучал, не тронутый распадом…».
Таким образом, А. С. Пушкин и Б. Пастернак обращаются к библейским мотивам, чтобы показать, что вера в Бога — это то, чем жив человек и то, что помогает ему преодолеть все испытания.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.