В чем заключается конфликт романа дубровский

В чём заключался причина конфликта между Дубровским и Троекуровым в повести Дубровский?

В чём заключался конфликт между Дубровским и Троекуровым в повести Дубровский?
Помогите пожалуйста.

В чем заключается конфликт романа дубровский. dcb8a. В чем заключается конфликт романа дубровский фото. В чем заключается конфликт романа дубровский-dcb8a. картинка В чем заключается конфликт романа дубровский. картинка dcb8a

Вот представьте себе, Ольга: у вашего папаши сосед отберёт квартиру, которую Вы должны унаследовать. Будет у Вас конфликт с вышеозначенным соседом? Вот типа того было и у Дубровского с Троекуровым: (

В чем заключается конфликт романа дубровский. d8c90. В чем заключается конфликт романа дубровский фото. В чем заключается конфликт романа дубровский-d8c90. картинка В чем заключается конфликт романа дубровский. картинка d8c90

Это не повесть, а роман!

Ничто не предвещало беды. Но однажды отношения Троекурова и Дубровского дали трещину. Высказанная писарем Кирилы Петровича фраза очень обидела Андрея Гавриловича. Крепостной заявил, что холопы живут у Троекурова получше некоторых дворян. Имелся в виду, разумеется, скромный Дубровский. Сразу после этого он уехал в свое имение. Кирила Петрович велел вернуть его, но Андрей Гаврилович ни в какую не захотел приехать обратно. Такая дерзость задела барина, и он решил во что бы то ни стало добиться своего. Сравнение Дубровского и Троекурова будет неполным, если не описать, каким методом Кирила Петрович решил мстить своему товарищу.

Из-за дерзости Дубровского происходит ссора между ним и Троекуровым, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистеневку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Слуга Дубровских поджигает Кистеневку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником наподобие Робин Гуда, наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова и под его видом становится гувернером в семье Троекурова. Он подвергается испытанию с медведем и простреливает ему ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова Машей возникает взаимная привязанность-любовь.

Источник

Тема и суть романа А. С. Пушкина «Дубровский»

Александр Сергеевич Пушкин является создателем одного из самых известных разбойничьих романов русской литературы. Помимо любовной линии между персонажами, принадлежащими к враждующим семействам, тема и суть романа «Дубровский» включает в себя противостояние двух миров — крестьянского и помещичьего, а также конфликты между отцами и детьми.

В чем заключается конфликт романа дубровский. . В чем заключается конфликт романа дубровский фото. В чем заключается конфликт романа дубровский-. картинка В чем заключается конфликт романа дубровский. картинка

Краткая история создания

Идею создания романа Пушкину подсказал его друг, русский меценат Павел Нащокин. В 30-е годы XIX века поэт постепенно переходит с описания романтических картин к реализму и показу действительности. Известно, что прототипом Дубровского был реальный помещик, который стал заниматься грабежами и разбоями после того, как его имение отобрал более состоятельный сосед. К особенностям создания романа следует отнести следующие пункты:

По мнению критиков, Пушкин изначально не планировал отражать в своём сочинении такое множество жизненных проблем, требующих раскрытия и дальнейшего осмысления, поэтому он сознательно не стал его заканчивать, возможно, планируя переработку написанного.

В чем заключается конфликт романа дубровский. 2wp0y5q2. В чем заключается конфликт романа дубровский фото. В чем заключается конфликт романа дубровский-2wp0y5q2. картинка В чем заключается конфликт романа дубровский. картинка 2wp0y5q2

И если кто задаёт вопрос — назовите причины поражения Дубровского, почему же он в финале романа не продолжил борьбу, а просто сбежал, следует ответить — пока в России большинство знати и дворянства будут похожи на баринов Троекуровых и Верейских, а не Дубровских, никаких изменений ждать не приходится.

Конфликт поколений

Поэт в своём произведении подробно показал взаимоотношения между двумя поколениями. Наиболее показателен конфликт между Машей Троекуровой и её отцом, Кириллом. Несмотря на то что между ними присутствует любовь, гармонии в их общении нет. Пушкин, со свойственной ему наблюдательностью, так отвечает на вопрос о причинах конфликтов детей и родителей:

В чем заключается конфликт романа дубровский. 52v4agkp. В чем заключается конфликт романа дубровский фото. В чем заключается конфликт романа дубровский-52v4agkp. картинка В чем заключается конфликт романа дубровский. картинка 52v4agkp

Любовная линия

В романе любовь, неожиданно вспыхивающая в сердце Дубровского, служит своеобразным «останавливающим» средством, вследствие чего бунтарь, вступивший на преступный путь разбоев, становится более сдержанным. В конечном счёте именно благодаря любви к Маше Владимир пощадил её отца (что противоречило его мести).

В чем заключается конфликт романа дубровский. b3z5w1j0. В чем заключается конфликт романа дубровский фото. В чем заключается конфликт романа дубровский-b3z5w1j0. картинка В чем заключается конфликт романа дубровский. картинка b3z5w1j0

Двух молодых людей объединяет ранняя потеря матери, они росли, по большей части, в одиночестве, при этом их отцы были хорошими друзьями. Каждый из них ценил преданность и верность (о чём говорит, к примеру, непреклонный отказ Маши от расторжения свадьбы, так как это бы нарушало священную клятву). Главное различие между ними — финансовое состояние.

Пушкин так описывает признание Владимира: «Я ходил по дому, назначая, где вспыхнуть пожару, и тут мимо меня прошли вы — как небесное видение, и сердце моё смирилось. Я осознал, что дом, где обитаете вы, не подлежит моему проклятию». Маша тоже была неравнодушна к «учителю музыки» (личина, под которой он проникал в дом Троекуровых) — её пленила благородство и храбрость Дубровского.

В чем заключается конфликт романа дубровский. k5s3n5l0. В чем заключается конфликт романа дубровский фото. В чем заключается конфликт романа дубровский-k5s3n5l0. картинка В чем заключается конфликт романа дубровский. картинка k5s3n5l0

Однако их отношениям было не суждено сложиться — отец решил выдать свою дочь за богатого старика Верейского, Маша решилась на побег со своим возлюбленным. Однако из-за переноса даты свадьбы Дубровский опоздал, а девушка решила смиренно принять свою судьбу.

Существует также позиция критиков, согласно которой Маша по-настоящему не любила Дубровского — в силу своенравного характера она пыталась всем доказать (в первую очередь — своему отцу), что она не игрушка и не ребёнок, а Дубровский был той силой, могущей припугнуть домашних. При этом Маша промолчала при приношении клятвы (а значит, она её не давала), однако обманула Владимира, сказав, что священный обет принесён.

Месть как результат несправедливости

Протест Дубровского против вопиющего решения суда вылился в поджог собственного имения (чтобы не достался Троекурову), после чего Владимир стал разбойником. К нему примкнуло множество крестьян, видя в нём защитника от произвола помещиков и дворян. В то же самое время мотив действий Дубровского был личностным — вынужденным разбоем герой стал заниматься не для освобождения и помощи людей, а в качестве мести.

В чем заключается конфликт романа дубровский. l30in4vy. В чем заключается конфликт романа дубровский фото. В чем заключается конфликт романа дубровский-l30in4vy. картинка В чем заключается конфликт романа дубровский. картинка l30in4vy

Пушкин, несмотря на явно прослеживаемую его симпатию к главному герою, в своём романе показал, что бунтари-одиночки — это не решение социальных и общественных проблем. Их появление можно назвать симптомом и или предвестием надвигающихся перемен. И в романе у Александра Сергеевича мстят практически все — Троекуров старшему Дубровскому за обидные слова, Владимир — Троекурову, крестьяне — тем, кто распоряжался их жизнями, в определённом смысле даже Маша мстит Владимиру, когда тот опоздал и не смог спасти её от ненавистного союза с Верейским.

Роман «Дубровский» показывает, как одно-единственное проявление злобы порождает другую, что невозможно победить зло при помощи зла. Для того чтобы понять, в чём актуальность романа «Дубровский» и его злободневность для современного поколения, нужно обратить внимание на судьбу Дубровского, вынужденного пожертвовать своей карьерой и, возможно, жизнью, ради отмщения. Без развития нравственных и душевных качеств — в частности, великодушия и сострадания — невозможно излечить мстительную натуру и достичь счастья.

Источник

Технологическая карта урока: «Основной конфликт романа А.С.Пушкина «Дубровский»

— обучающие: рассмотреть систему образов и основной конфликт в романе «Дубровский»; обучать умению определять проблематику художественного произведения; способствовать выявлению учащимися авторского отношения к героям романа;

— развивающие: развивать читательские навыки, умения устанавливать причинно-следственную связь событий произведения, навыки комментированного чтения, умения исследовательской работы с текстом.

— воспитательные: воспитывать благородные качества личности, чувство неприязни к подлости, деспотизму, бесчестию.

— разобраться в нравственных проблемах романа, уяснить конфликт романа;

— убедиться, что жестокость, деспотизм равно разрушительны и для тех, на кого они направлены, и для тех, кто их совершает;
— совершенствовать навыки комментированного чтения; учиться исследовать и анализировать текст.

Тип урока: урок «открытия» нового знания (изучения художественного произведения).

Личностные: нравственно-этическая ориентация (формирование эстетического идеала, уважения к людям, неприятие подлости, деспотизма, жестокости) ; проявляют интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные: целеполагание; прогнозирование.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение; осуществлять речевое взаимодействие в рамках ситуации общения; участвовать в учебном диалоге.

Технологическая карта урока

1. Пропедевтическая беседа.
— Кто главные герои романа?
— Каковы нравственные и социальные проблемы романа ( нравственные: верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность и подлость, предательство; социальные: неравенство, богатство и бедность, справедливость и несправедливость).

Троекуров и Дубровский.

Познава-тельные, личност-ные (умение высказы-вать свое мнение), регулятивные (ставят цель урока)

3.Этап «открытия» нового знания

В “Дубровском” развиваются, последовательно сменяя друг друга, два конфликта, различные по своей природе и общественной значимости.

Центральной фигурой в обоих конфликтах является Кирила Петрович Троекуров, ставший “злым гением” и для Дубровских, и для собственной дочери. Нравственная основа семейно-бытового конфликта — унижение человеческого достоинства Маши, которую “любящий” отец, несмотря на ее отчаянное сопротивление, принуждает выйти замуж за ненавистного ей человека: “. брак пугал ее, как плаха, как могила”. Единственным человеком, который мог спасти Машу от этого брака “по неволе”, был Дубровский. Вмешавшись в семейно-бытовой конфликт Троекуровых, Дубровский попытался защитить Машу от отцовского произвола, “освободить” ее. При этом сам герой настойчиво убеждал Машу использовать все средства воздействия на Троекурова (“умоляйте отца, бросьтесь к его ногам, представьте весь ужас будущего”), прежде чем прибегнуть к крайнему — его помощи.

В “Дубровском” Пушкин затронул тему русского бунта, которая в силу особенностей конфликтных отношений, положенных в основу романа, оказалась на периферии повествования. Показан не бунт, а только порыв к бунту крепостных Кистенёвки, куда явились приказные, чтобы ввести во владение Троекурова (том первый, гл. V). Кистенёвские крестьяне своей попыткой взбунтоваться заявили о преданности старым господам: “. прикажи, осударь, с судом мы управимся. Умрем, а не выдадим”. В ответ на требование исправника отыскать наглеца, посмевшего дерзко не согласиться (“как не так”) с тем, что их барин теперь Троекуров, толпа, собравшаяся во дворе барского дома, ответила очень эмоционально: “. в задних рядах поднялся ропот, стал усиливаться и в одну минуту превратился в ужаснейшие вопли”. Крестьяне готовы были вязать приказных, отбирающих Кистенёвку у “молодого барина”, но их остановил сам Владимир Дубровский: “Стойте! Дураки! Что это вы? Вы губите и себя и меня. Ступайте по дворам и оставьте меня в покое. Не бойтесь, государь милостив, я буду просить его. Он нас не обидит. Мы все его дети”. После этих слов “народ утих, разошелся, двор опустел”.

4. Этап включения изученного в систему знаний

2. Работа в тетради

3. Работа с текстом.

Чтение романа далее.

2.Работа в тетради (тема).

3. Ученики по очереди (цепочке) читают.

Познава-тельные (умение извлекать и перера-батывать информа-цию)

5.Этап рефлексии учебной деятель-ности на уроке

4. Работа с учебником (с. 138-141).

5. Чтение учителем эпизода «На псарне».

6.Чтение по ролям эпизода «Шабашкин у Троекурова»
7. Беседа:
— Как в этих эпизодах показаны беззаконие и несправедливость?
— На чьей стороне симпатии автора?

8. Чтение эпизода «Дубровский в Кистеневской роще».
— В отрывке, описывающем В. Дубровского в чаще леса, найдите эпитеты. Как они помогают нам понять состояние героя?

Используя эпитеты, сравнения, автор показывает не только внутренне состояние героя, но и свое отношение к В. Дубровскому. В подавленном состоянии он возвращается в Кистеневку, где встречает судейских чиновников, приехавших «вводить во владение» Троекурова.

Внутрисословный (соц. неравенство) и семейно-бытовой.

Источник

Причины и последствия ссоры Дубровского и Троекурова, анализ, суть конфликта

В чем заключается конфликт романа дубровский. %25D0%2590%25D0%25BD%25D0%25B4%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B9%2B%25D0%2594%25D1%2583%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B9%2B%2528%25D1%2581%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B0%2529%2B%25D0%25B8%2B%25D0%2593%25D0%25B0%25D0%25B2%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25B0%2B%25D0%25A2%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2583%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2. В чем заключается конфликт романа дубровский фото. В чем заключается конфликт романа дубровский-%25D0%2590%25D0%25BD%25D0%25B4%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B9%2B%25D0%2594%25D1%2583%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B9%2B%2528%25D1%2581%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B0%2529%2B%25D0%25B8%2B%25D0%2593%25D0%25B0%25D0%25B2%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25B0%2B%25D0%25A2%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2583%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2. картинка В чем заключается конфликт романа дубровский. картинка %25D0%2590%25D0%25BD%25D0%25B4%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B9%2B%25D0%2594%25D1%2583%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B9%2B%2528%25D1%2581%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B0%2529%2B%25D0%25B8%2B%25D0%2593%25D0%25B0%25D0%25B2%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25B0%2B%25D0%25A2%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2583%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2
Андрей Дубровский (слева) и
Кирила Троекуров
(актеры К. Лавров и
В. Самойлов)

Богатый барин Кирила Петрович Троекуров и его друг и сосед, небогатый дворянин Андрей Гаврилович Дубровский являются центральными персонажами романа «Дубровский» Пушкина.

Причины и последствия ссоры Дубровского и Троекурова, анализ, суть конфликта

«. он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина.» (о Дубровском)

«. и Дубровский один остался вне общего закона. » (только ему позволено критиковать)

«Что же ты хмуришься, брат, — спросил его Кирила Петрович, — или псарня моя тебе не нравится?» — «Нет, — отвечал он сурово, — псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам».»

«Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, — сказал он, — благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее». Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним. Дубровский побледнел и не сказал ни слова.»

В этом эпизоде на псарне и заключается причина ссоры Дубровского и Троекурова. Важно понимать, что во времена Пушкина крестьяне не могли безнаказанно хамить гостям своего барина. Такая дерзость считалась немыслимой и строго наказывалась. Троекуров же позволяет крепостному Парамошке дерзко отвечать своему гостю-дворянину. Конечно, гордый Дубровский не может стерпеть такого публичного оскорбления.

Таким образом причиной ссоры становится бездействие и попустительство Троекурова по отношению к хамской выходке Парамошки.

Можно ли было избежать развития конфликта? Да, возможно. Если бы Троекуров тут же пристыдил Парамошку и потребовал извиниться, то конфликт был бы исчерпан. Но Троекуров сам смеется над язвительной фразой Парамошки, а значит, по сути одобряет ее.

Развитие конфликта: письмо Дубровского

После разговора на псарне Дубровский уезжает домой и отказывается навещать Троекурова. Он передает Троекурову письмо с требованием прислать Парамошку к нему, чтобы он мог лично наказать наглеца:

Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин. За сим остаюсь покорным ко услугам

««Как, — загремел Троекуров, вскочив с постели босой, — высылать к ему моих людей с повинной, он волен их миловать, наказывать! да что он в самом деле задумал; да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его. Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»

«Новое обстоятельство уничтожило и последнюю надежду на примирение.»

«Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес.»

«. решился, вопреки всем понятиям о праве войны, проучить своих пленников прутьями, коими запаслись они в его же роще, а лошадей отдать в работу, приписав к барскому скоту.»

Конечно, Дубровский поступает довольно жестко с чужими крестьянами. Этим поступком он не оставляет шансов на перемирие. С другой стороны, крестьяне Троекурова действительно пошли на преступление и заслуживают наказания, но наказание со стороны своего хозяина. Если бы Дубровский не наказывал чужих крестьян розгами, а передал бы их хозяину, то, возможно, конфликт бы не обострялся.

«Слух о сем происшествии в тот же день дошел до Кирила Петровича. Он вышел из себя и в первую минуту гнева хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистеневку (так называлась деревня его соседа), разорить ее дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Таковые подвиги были ему не в диковину. Но мысли его вскоре приняли другое направление.»

«— У меня сосед есть, — сказал Троекуров, — мелкопоместный грубиян; я хочу взять у него имение, — как ты про то думаешь?»

В суде у старика Дубровского случается приступ сумасшествия. С этого дня у него развивается слабоумие. Его единственный сын Владимир Дубровский срочно приезжает из Петербурга домой и не отходит от больного отца. Из-за своей болезни старик Дубровский не подает апелляцию в суд, так что Кистеневка окончательно остается за Троекуровым.

Тем временем Троекурова мучает совесть за то, что он зашел слишком далеко. Наконец он едет мириться к другу:

«От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, — и победа не радовала его сердце.»

«Он решился помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние. Облегчив душу сим благим намерением, Кирила Петрович пустился рысью к усадьбе своего соседа — и въехал прямо на двор.»

«В это время больной сидел в спальной у окна. Он узнал Кирила Петровича, и ужасное смятение изобразилось на лице его. «

Источник

Анализ романа «Дубровский» (А.С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 04.11.2019 · Обновлено 04.11.2019

Пушкин вошёл в историю русской и мировой литературы, прежде всего, как великий национальный поэт. Однако прославился он и благодаря прозаическим произведениям, затрагивавшим важные проблемы, стоявшие перед обществом Российской империи первой половины девятнадцатого века.

Его роман «Дубровский» рассказывает нам несколько романтизированную историю, которая, однако, даёт нам довольно яркую и достоверную картину быта российского дворянства и русского крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ романа «Дубровский» по плану, где кратко и понятно будут обозначены основные содержательные особенности произведения. Отзыв и пересказ для читательского дневника Вы можете найти здесь.

История создания

История написания романа «Дубровский» содержит в себе весьма интересные факты, необходимые для полного понимания сюжета:

Направление и жанр

Это произведение Пушкина стало одним из его переломных творений, в которых он начал отходить от романтизма и склоняться к реализму. Как результат, в «Дубровском» мы можем видеть черты реализма и романтизма.

Жанр «Дубровского» можно определить, как разбойничий роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое количество персонажей. Сюжет рассказывает о благородном человеке, который из-за несправедливости общества оказывается вне закона, но продолжает отстаивать добродетель и справедливость.

Композиция и конфликт

Роман разделён на две части и имеет классическую структуру.

Конфликт, описанный Пушкиным в романе «Дубровский», представляет собой классический конфликт между благородным человеком и несправедливым обществом и негодяями, которые пользуются властью и деньгами ради своих корыстных интересов.

Суть: о чём роман?

Роман «Дубровский» начинается с рассказа о дружбе двух помещиков: Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. Троекуров имеет славу своевольного, богатого и властного человека, самодура. Но его друг — единственный, кто осмеливается возражать и отстаивать правду перед богачом.

Однажды, когда Кирилла Петрович показывал гостям своих собак, его слуга повёл себя неучтиво, высмеяв бедность Дубровского. Тот стразу же покинул поместье приятеля и выместил своё раздражение, приказав высечь мужиков Троекурова, воровавших его лес.

Троекуров, взбешённый такой дерзостью, обдумывает план мести. Воспользовавшись лазейкой в законе и утратой важного документа, он доводит дело до суда и отбирает имение Дубровского. Здоровье Андрея Гавриловича даёт сбой, его разум меркнет. В этот момент к нему приезжает его сын, Владимир. От свершившейся несправедливости юноша приходит в ярость. Старший Дубровский умирает, а в имение прибывают судебные чиновники.

Владимир решается на отчаянный поступок. Вместе со своими крестьянами, которые хотят отомстить за несправедливость, он сжигает своё родимое гнездо и становится на путь разбоя, чтобы отомстить как Троекурову, так и несправедливой государственной машине.

Спустя некоторое время уже знаменитый благородный разбойник Дубровский внедряется в дом к Троекурову под видом гувернёра. Однако неожиданно для самого себя влюбляется в его дочь – Марию. Владимир признаётся в своих чувствах и отказывается от мести, желая провести всю жизнь со своей возлюбленной.

Через некоторое время старый князь Верейский, вернувшийся из-за границы, влюбляется в Машу и просит её руки. Троекуров соглашается, и Марию против её воли выдают замуж. Дубровский пытается спасти её, но его любимая отказывается от побега, так как не может нарушить клятву, данную перед ликом Господа.

На поимку Дубровского бросают армию, но разбойники отражают нападение, после чего, уставший от борьбы Дубровский распускает свою банду и исчезает в неизвестном направлении.

Подробнее о сюжете романа Вы можете узнать в кратком содержании по главам.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика главных героев в романе «Дубровский» отражены Многомудрым Литреконом в таблице:

ГеройХарактеристика
Владимир Андреевич Дубровскийдвадцатитрёхлетний офицер и дворянин. Образованный красавец, наделённый смелостью, умом, благородством и стремлением к справедливости. Становится на путь благородного мстителя, однако под воздействием любви отрекается от мести ради счастья. В конце романа предстаёт перед нами опустошённым и усталым человеком, не усомнившимся, однако, в правильности своих поступков.
Андрей Гаврилович Дубровскийотставной офицер, дворянин, небогатый помещик. Гордый, сильный, смелый и вспыльчивый человек, который, несмотря на всю свою силу воли, становится несчастной жертвой несправедливой системы.
Кирилла Петрович Троекуровсамый богатый помещик в округе. Самодур и невежда, гордец и циник. Вспыльчивый человек, считающий себя выше окружающих. Видит в окружающих только игрушки для удовлетворения своих прихотей, никого не уважает. Известен своими жестокими забавами. Несмотря на все свои недостатки, не лишён и благородных черт. Испытывает тёплые чувства к своей дочери. Запоздало раскаялся в том, как он поступил с Дубровским, и попытался исправить ситуацию, но ничего изменить уже и не смог.
Мария Кирилловна Троекуровадочь Троекурова. Красивая, искренняя и утончённая молодая девушка. Любит читать и мечтать, хочет большой и настоящей любви с равным ей человеком. Ведет замкнутый и уединенный образ жизни. Боится отца и не может наладить с ним доверительные отношения. Искренне верующий человек. В конце романа отказывается нарушить клятву, данную в церкви, и отвергает Дубровского, ради жизни с нелюбимым мужем.
Князь Верейскийстарый богач. Избалованный дворянин, большую часть жизни проживший в Европе. Решает жениться на Маше против её воли, несмотря на все свои изысканные манеры.

Тематика романа «Дубровский» является интересным поводом для размышления современного читателя, готового представить себя на месте героев совершенно другого времени:

Проблемы

Проблематика романа «Дубровский» очень серьезна и показательна для того времени.

Основная идея

Прежде всего, смысл романа «Дубровский» – это протест против царивших в России того времени несправедливых крепостнических порядков. Он изобличает коррупцию, кумовство и невежество. Наталкивает на мысли о необходимости в общественных реформах.

Также это произведение Пушкина интересным образом переосмысливает сам жанр разбойничьего романа. От примитивного противопоставления благородного героя и порочного общества Пушкин постепенно начинает смещаться к более рациональным взглядам на мир, в котором ничего не делится только на чёрное и белое. Главная мысль романа «Дубровский» заключается в том, что любой бунт обречен на трагичный финал, и проблемы в стране нужно решать системно.

Чему учит?

Роман «Дубровский» учит нас тому, что нет ничего важнее, чем человеческое достоинство. Говорит о том, что в какой бы отвратительной ситуации ни оказался человек, он не должен опускаться до уровня животного. Мораль Пушкина проста: нужно всегда помнить о милосердии, доброте и снисхождении — как в семье, так как в общественных отношениях.

Критика

Виссарион Белинский отмечал хорошее воспроизведение быта помещиков и крестьян в романе. Однако критик остался не впечатлён образом самого Дубровского, в котором он увидел только ничем не выдающегося мелодраматического героя.

Критик Анненков отмечал, что роман был написан в рекордно сжатые сроки, и этим можно извинить его недочеты:

«…вся повесть была написана с небольшим в три месяца, и притом еще карандашом для скорости. Эта быстрота сочинения объясняет некоторые перерывы и отчасти романический конец ее, который разноречит с сущностью всего остального содержания, замечательного строгой верностью с действительным бытом и нравами описываемого общества.

Были и негативные отзывы, обличающие искусственность поставленного конфликта и самого главного героя:

«Молодой Дубровский кажется нам лицом не русской природы. Это… русский офицер, который из мщения и ненависти делается атаманом разбойников, потом под личиной гувернера-француза скрывается в доме Троекурова, смертельного врага своего; ловкий и хитрый удалец, который, будучи преследуем полицией, в этом самом доме, без важной побудительной причины, грабит ночью одного гостя и открывает ему свое имя; в одно время проказничает на больших дорогах и заводит интригу с дочерью Троекурова, — все это не весьма естественно… не в Пушкинском духе.» (анонимный критик, «Санкт-Петербургские ведомости», 1841 г.)

А вот историк Ключевский, напротив, находил массу соответствий Дубровского с реальным моральным обликом молодых людей того времени:

«Дубровский-сын — другой полюс века и вместе его отрицание. В нем заметны уже черты мягкого, благородного, романтически протестующего и горько обманутого судьбой александровца, члена Союза Благоденствия.» (В. О. Ключевской, «Речь, произнесенная в торжественном собрании Московского университета 6 июня 1880 г., в день открытия памятника Пушкину)

То же самое говорил писатель и критик Н.Г. Чернышевский:

«…трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек барина старых времен» в начале… повести «Дубровский». (Н. Г. Чернышевский, «Статьи о русской литературе (сборник)»)

Спустя много лет Максим Горький, рассуждая творчестве Пушкина, заметил, что именно с романа «Дубровский» начал формироваться самостоятельный русский литературный язык, а русская литература, окончательно уйдя от сентиментализма, начала свой переход к романтизму и реализму.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *