В чем заключается конструктивная функция конфликта в семейных отношениях
Семейный конфликт: понятие, стадии развития, функции
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 14:44, реферат
Описание работы
Конфликтология — молодая наука. В завершенном виде она появилась лишь к середине XX в. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности.
Конфликтология выделилась как самостоятельное направление в социологии в конце 50-х годов XX века и изначально получила название «социология конфликта».
Файлы: 1 файл
Домашняя работа_Конфликтология.docx
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»
Кафедра УЭ-1 «Организационно-кадровая работа в органах
по дисциплине: «Конфликтология»
на тему: «Семейный конфликт: понятие, стадии развития, функции»
Гатауллина Дилара Рашитовна
доцент, к.с.н. Родюкова Т.Н.
Введение
Конфликтология — молодая наука. В завершенном виде она появилась лишь к середине XX в. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности.
Конфликтология выделилась как самостоятельное направление в социологии в конце 50-х годов XX века и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связывается с работами Р.Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе»(1957), а также Л. Козера (США) – «Функции социальных конфликтов»(1956).
Понятие «конфликт» (от лат. Conflictus-столкновение) имеет не одну интерпретацию. В философии – это категория, отражающая стадию (фазу и форму) развитие категории «противоречие», когда существующие противоположности превращаются крайние противоположности, достигая момента взаимоотрицания друг друга и снятия противоречия.
Существует огромное разнообразие конфликтов в обществе, что определяется основаниями их возникновения.
Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных15-20 % возникают ссоры по различным поводам.
Актуальность работы: Семейный конфликт вызывается какой-то сложной для супругов проблемой. Конфликты специфичны для разных стадий развития семьи. Наиболее существенна роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу. Именно на этом этапе важно определить способы и пути решения конфликтных ситуаций.
На первом этапе развития семьи, когда закладывается система ценностей и формируется семейная микро культура, важную роль играет функция досуга. С рождением ребёнка появляются новые проблемы, требующие разрешения, особое значение приобретает хозяйственно-бытовая и воспитательная функция. На этапе взросления детей, выхода супругов на пенсию отношения в семье меняются, и конфликт имеет другую почву.
Существует зависимость между конфликтом и личностями конфликтующих. Так, есть люди, которые испытывают положительные эмоции при конфликте. Некоторые же переживают их очень болезненно, поскольку не переносят любую психическую напряжённость.
Определённые черты характера человека (злость, вспыльчивость, капризность, обидчивость) могут обострять возникающие разногласия, усугублять неприязненность в отношениях.
Если супруги по каким-то причинам не сумели найти верный, адекватный способ решения своих проблем, то конфликт, даже естественный и закономерный для данной стадии жизненного цикла семьи, оказывается непреодолимым.
Таким образом, данная диспозиция темы в дополнение к очевидной проблематике указывает на актуальность.
Объект работы: конфликты между членами семьи.
Предмет работы: особенности проявления и специфика протекания семейных конфликтов.
Цель работы: изучить особенности проявления семейных конфликтов.
1. Понятие семейного конфликта
Уникальность семейных отношений обусловливает не только специфику возникновения и протекания конфликтов в семье, но и особым образом отражается на социальном и психическом здоровье всех ее членов.
Понятно что нельзя сводить весь комплекс отношений и проблем, которые возникают в браке, только к наличию или отсутствию эгоизма. Все гораздо сложнее. В чем же специфика семейных отношений? Почему для них характерны конфликты?
Семейные отношения регламентированы обществом и прописаны законодательно в Семейном Кодексе РФ. Но часто, понятия «Брак, супруги, ответственность, долг, развод, совместно нажитое имущество» не всегда совпадают с представлениями одного или обоих супругов.
Семейные отношения основаны на обязательствах друг перед другом, перед собой и перед обществом. Каждый из супругов может понимать свои обязательства или обязательства партнера по-разному. Часто брак становится площадкой для манипулирования друг другом и подмены общих целей на личные.
Семейные отношения формируются в большинстве случаев на основе опыта родительской семьи каждого из супругов, и необычайно редко на основе зрелых представлений и реалистичных пожеланий каждого из партнеров. Это становится поводом для семейных конфликтов.
Установки, возникающие в браке, обычно очень жесткие и поддерживаются обоими супругами, иногда непроизвольно.
Основные, неконструктивные установки на брак:
На самом деле установок значительно больше и все их перечислить невозможно. Важно научиться их правильно и вовремя распознавать и заменять на более эффективные.
Исключить возникновение семейных конфликтов невозможно, и семейные конфликты между близкими людьми возникают практически всегда. Просто в одних семьях их умеют решать, а в других –нет.
Семья – это не просто сумма людей (членов семьи), а открытая саморазвивающаяся система со своими законами, нормами поведения и типом взаимоотношений. И изменения, происходящие с одним из членов семьи, прямо или косвенно отражаются на остальных ее членах. Семейные конфликты всегда затрагивают личные интересы кого-либо из членов семьи. И каждая семья проходит определенные стадии развития, для которых характерны свои периоды напряжения и кризисы.
И здесь важно иметь эффективные и приемлемые для всех членов семьи способы решения данных проблем.
1.2 Функции семейного конфликта
Семейный конфликт может выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную).
1.3 Стадии развития семейного конфликта
Такие перемены в сознании одного из супругов, накладывают негативный отпечаток на общую эмоциональную обстановку в семье, при этом второй супруг испытывает резкое падение уровня счастья.
2. Причины возникновения семейных конфликтов
Семейные конфликты многообразны Конфликты в семье между её членами возникают по поводу выполнения семейных функций, психологических противоречий, различного понимания семейных целей и задач развития каждого поколения, системы семейных ценностей членов семьи. Семейный конфликт воспринимается и переживается членами её семьи как расхождение, столкновение их интересов, целей и потребностей.
Семейные конфликты
Понятие, функции, классификация, особенности развития семейных конфликтов. Образы конфликтной ситуации. Стратегии поведения партнеров в семейных конфликтах, а также пути их регулирования. Последствия семейных конфликтов, психические травмы и расстройства.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 01.10.2011 |
Размер файла | 53,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Понятие семейного конфликта. Функции семейных конфликтов
семейный конфликт конфликтная ситуация
Принимая решение спорить, муж и жена, принимают решение увидеть себя и другого иными, новыми.
— что прежние рамки отношений стали узкими;
— что необходимо искать новые формы общения;
Вполне естественно, что для каждой супружеской пары характерна своя, индивидуальная группа конфликтов. Супружеские конфликты могут охватывать многие сферы жизнедеятельности семьи, разное количество ее членов. В итоге образуется неблагополучный брачный союз (конфликтный, кризисный, проблемный).
Конфликтный брачный союз. Между супругами или одним из них и детьми имеются постоянные сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Такой союз может длительно сохраняться благодаря другим факторам, скрепляющим брак, а также благодаря взаимным уступкам и компромиссным решениям.
Кризисный брачный союз. Острое противостояние интересов и потребностей супругов захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи, супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. К кризисным брачным союзам можно отнести все те, которые или распадаются, или находятся на грани распада.
Проблемный брачный союз. Это наиболее распространенная категория семей, где из-за трудных ситуаций (отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь, психические расстройства одного или обоих супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и др.) обостряются взаимоотношения.
Человеческие взаимоотношения всегда состоят из взаимного влияния, столкновения характеров, интересов, потребностей, стремлений навязать другому свои взгляды, суждения, оценки. Подобная ситуация типична и в семейных взаимоотношениях. Как известно, брак заключается для взаимного удовлетворения самых различных потребностей. Частичное или полное неудовлетворение тех или иных из них ведет к ссорам, а затем и к хроническим конфликтам, разрушая в итоге всю семью.
По мнению специалистов, изучающих семью, совместимость брачных партнеров достигается не всегда и не сразу. Любой, даже самый частный аспект несовместимости неизбежно проявляется в виде поведенческих конфликтов.
Семейный конфликт можно рассматривать и как одну из форм нормального человеческого взаимодействия, не всегда и не везде приводящему к разрушению; это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческого выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей. Счастливые семьи отличаются не отсутствием или низкой частотой конфликтов, а малой их глубиной и сравнительной безболезненностью и беспоследственностью.
А.И. Донцов и Т.А. Полозова отмечают, что семейный конфликт может выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную).
Конструктивная функция конфликта в семейных отношениях проявляется в том, что он может стать мощным источником развития личности и группы. Для личности его последствия могут выражаться в достижении душевного равновесия, умиротворенности, новом ценностном сознании. В семье благодаря конфликту могут появиться новые цели, нормы, ценности. В рамках своей конструктивной функции конфликт адаптирует семью в целом и отдельных ее членов к новым условиям, в которых они оказались; проявляет источник разногласия и тем самым позволяет устранить его; обнажая и устраняя противоречия, освобождает семью от подтачивающих ее явлений и тем самым способствует ее стабилизации; сплачивает членов семьи и ориентирует их на ее стабилизацию.
Деструктивная функция заключается в том, что на уровне личности по мере ощущения неразрешимости конфликта нарастает психологический дискомфорт. Происходит сдвиг мотива на цель: конфликтующие стороны начинают забывать о том, что их целью является конструктивное разрешение ситуации. На первое место выходит желание уязвить другого, причинить ему боль, порой даже ценой собственной уязвимости. На уровне внутрисемейного функционирования деструктивная функция конфликта может проявляться в нарушении обмена информацией, системы взаимосвязей, ослаблять единство семьи, снижать ее сплоченность, способность противостоять трудностям. Нарастающий психологический дискомфорт, по мере того как конфликт начинает принимать все более затяжной и деструктивный характер, побуждает супругов белее активно искать конструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Если самостоятельный поиск не увенчался успехом, конструктивным шагом становится обращение к психологу.
Основными причинами конфликтов в семье можно назвать следующие:
Каждый человек выбирает способы, приемы и методы деятельности, исходя из особенностей своего характера. Об этом необходимо помнить и не стремиться «перевоспитать», «переделать» другого партнера, а просто самому учесть или приспособиться к свойствам его натуры, его индивидуальному стилю.
3. Бытовое пьянство и алкоголизм. Хронический алкоголизм следует отличать от бытового пьянства, которое обусловлено ситуационными моментами, дефектами воспитания, низкой культурой. Если в борьбе с бытовым пьянством достаточно мер общественного воздействия, то хронический алкоголизм, который приводит к психическим расстройствам и ряду других заболеваний, нуждается в медицинском лечении.
Злоупотребление алкоголем одного из супругов создает в семье ненормальную атмосферу и постоянную почву для конфликтов, скандалов. Возникают психотравмирующие ситуации для всех членов семьи и особенно для детей. Резко возрастает риск заболевания нервно-психическими расстройствами, увеличивается вероятность рождения детей с различными отклонениями и аномалиями. Появляются материальные трудности, сужается сфера духовных интересов, чаще проявляется аморальное поведение. Супруги все больше отдаляются друг от друга.
Так же причинами конфликта может служить:
— Нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность);
— психическая или биологическая (сексуальная) несовместимость;
— неправильные взаимоотношения супругов с окружающими людьми (родственниками, знакомыми, сослуживцами);
— несовместимость интересов и потребностей;
— разные позиции по отношению к воспитанию ребенка;
— наличие недостатков или отрицательных качеств у супругов;
— отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми и др.
— общая психологическая усталость отношений (разная потребность супругов в эмоциях);
— бытовые и денежные проблемы
— исчерпание целевых установок брака (в пожилом возрасте супругов, когда дети выросли)
В.А. Сысенко выделяет следующие причины конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей:
— ущемление чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение, наносимые обиды, оскорбления, необоснованная критика;
— психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов;
— психологическое отчуждение супругов, потребность одного или обоих в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания);
— пристрастие одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другие вредные привычки;
— финансовые разногласия, формирование семейного бюджета, вклад каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи;
— недостаток взаимопомощи, взаимоподдержки, сотрудничества, в том числе в ведении домашнего хозяйства, уходе за детьми, их воспитании;
— несовпадение интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.
2. Особенности развития семейных конфликтов
В протекании конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии: стороны (участники) конфликта, условия его протекания, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников, а также исходы конфликтных действий. Рассмотрим эти элементы более подробно.
Условия протекания конфликта. Определяются той внешней средой, в которой протекает конфликт. Это пространственно-временные (место реализации противоречия и время его разрешения); социально-психологические (тип и уровень общения, степень конфронтации и состояния участников конфликта), социальные (вовлеченность в противоречие национальных, семейных, профессиональных, бытовых, воспитательных интересов) условия.
Образы конфликтной ситуации.
Бывают наступательными, оборонительными, нейтральными; активными и пассивными; инициирующими, ответными; направленными на оппонента, самого себя, третьих лиц. Такие действия приводят к четырем основным исходам: полному или частичному подчинению другого, компромиссу, прерыванию конфликтных действий, интеграции.
Исходы конфликтных действий. Выход их сложившейся конфликтной ситуации может иметь четыре основных исхода:
а) полное или частичное подчинение партнера;
в) прерывание конфликтных действий;
Особенности семейных конфликтов во всем их многообразии можно проследить на основе анализа их динамики. В протекании конфликта как социально психологического процесса можно проследить четыре основных стадии: возникновение противоречия; зарождение объективной конфликтной ситуации; переход к конфликтному поведению и начало конфликта; разрешение конфликта. Рассмотрим все этапы подробно.
Возникновение противоречия («стадия потенциального конфликта»). Даная стадия наступает, как только один из членов семьи или другая семья становятся преградой для удовлетворения потребностей другого члена семьи (другой семьи). На основе столкновения их интересов, ценностей, установок выделяется противоречие, порождающее конфликт. Данный факт не всегда осознается противоположными сторонами сразу и происходит дальнейшее смещение от состояния равновесия.
Зарождение объективной конфликтной ситуации. Конфликт становится реальностью только после осознания противоречий, так как только восприятие ситуации как конфликтной порождает соответствующее поведение (из этого следует, что противоречие может быть не только объективным, но и субъективным, мнимым).
Действия, которые могут восприниматься как конфликтные:
Стадия конфликтного поведения неизбежно связана обострением эмоционального тона взаимоотношений и прогрессирующей их дестабилизацией. Это выражается в открытом столкновении в отрытой эмоциональной форме, вплоть до различных действий.
Разрешение конфликта. Данная стадия наступает в результате изменения объективной конфликтной ситуации или за счет преобразования ее образов, принадлежащих каждому из оппонентов. Разрешение может быть частичным, когда конфликтные действия партнеров исключаются, а побуждение конфликту остается, и полными, когда конфликт устраняется на уровне внешнего поведения, и на уровне внутренних побуждений.
Послеконфлитное состояние характеризуется переживанием супругов, осмыслением своих позиций и поводов для конфликта.
Динамика развития конфликта не обязательно проходит все выше перечисленные стадии. Например, конфликт может завершиться уже на стадии зарождения объективной конфликтной ситуации или может наступить разу после его восприятия.
3. Классификации семейных конфликтов
Американский психолог М. Дойч выделил такие типы конфликтов: подлинный, случайный (условный), смещенный, неверно приписанный, латентный и ложный.
Случайный, или условный, конфликт может быть легко разрешен, хотя это и не осознается его участниками.
Латентный (скрытый) конфликт базируется на неосознаваемом супругами противоречии, которое тем не менее объективно существует.
А.С. Спиваковская делит супружеские конфликты на три категории: возникающие при изменении личности одного или обоих супругов, при необходимости перестроить привычные отношения под влиянием изменившихся условий жизни и связанные с отношением к ребенку (детям) в семье.
В.А. Сысенко все супружеские конфликты подразделяет на происходящие на почве несправедливого распределения обязанностей; неудовлетворения каких-либо потребностей; из-за недостатков в воспитании.
Муж и жена по-разному представляют свою семейную жизнь. При этом чем более эти представления не совпадают, тем менее прочной является семья и тем больше в ней возникает опасных для нее ситуаций. Поиски же согласованности сопряжены с конфликтами.
Если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими ожидания и соответствующие им требования, семья заведомо малосовместима и конфликтна. Если представления не совпадают, то и потребности находятся во взаимном рассогласовании: мы стремимся удовлетворить вовсе не те потребности, которые актуальны для другого и соответственно ждем от него удовлетворения тех наших потребностей, которые он как раз удовлетворять не собирается.
Можно назвать следующие:
Классификация В.А.Сысенко конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей супругов.
1. Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «я», нарушение чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение.
2. Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов.
3. Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания, понимания юмора, подарков.
4. Конфликты, ссоры, связанные с пристрастием одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам средств семьи.
5. Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов в распределении бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.
6. Конфликты, ссоры, размолвки из-за неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, в устройстве домашнего очага и т.д.
7. Конфликты в связи с потребностью во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми.
8. Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.
По степени опасности для семейных уз конфликты могут быть:
Тесты по теме исследование проблем семьи и семейное консультирование. тесты ПЕРЕНЕСЛА В ОБЩ. 01. Какие виды брачносемейных отношений были в первобытном периоде
01. Какие виды брачно-семейных отношений были в первобытном периоде?
Выберите один или несколько ответов:
a. Неделимая семья
b. Сегментарная семья
c. Индивидуальная семья
02. Какие ученые внесли большой вклад в изучение динамики семейных отношений?
Выберите один или несколько ответов:
a. И.Я. Баховен
b. А.Г. Харчев
d. Р. Шермана
03. Сколько типов смешанных семей выделяет В.Сатир?
Выберите один ответ:
a. 1
b. 2
c. 3
d. 4
e. 5
Выберите один ответ:
a. есть только один родитель
b. женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей
c. мужчина с детьми женится на женщине без детей
05. Связь женатого мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют:
Выберите один ответ:
a. моновариант
b. конкубинат
06. Что такое свингерство?
Выберите один ответ:
a. однополая любовь
b. Коллективная семья
c. обмен партнерами
Выберите один ответ:
a. 1945
b. 1988
c. 1960
d. 1970
01. Верно ли что, «Структура семьи — это состав ее членов, а также совокупность их взаимоотношений».
Выберите один ответ:
a. Верно
b. Неверно
02. Семья, которая справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами это- :
Выберите один ответ:
a. Функциональная семья
b. Дисфункциональная семья
03. Сколько существует теории выбора брачного партнера?
Выберите один ответ:
a. 1
b. 2
c. 3
d. 5
04. Верно ли что, «В. Сатир убеждена, что хорошо налаженные семейные отношения – это вопрос выживания, вопрос первостепенной важности».
Выберите один ответ:
a. Верно
b. Неверно
05. Какие типы семьи выделяла В. Сатир?
Выберите один или несколько ответов:
a. зрелая семья
b. идеальная семья
c. проблемная семья
06. По классификации С.В. Ковалева, мотивация включает:
Выберите один или несколько ответов:
a. Любовь
b. Духовная близость
c. Материальный расчет
d. Психологическое соответствие
e. Моральное соображение
Выберите один ответ:
a. Верно
b. Неверно
01. Резкое расхождение между осознаваемыми и неосознаваемыми ожиданиями индивида по отношению к семье и действительной ее жизнью это- :
Выберите один ответ:
a. Чувство вины
b. Общая семейная неудовлетворенность
c. Семейная тревога
d. Нервно-психическое напряжение
02. Возникает из-за психотравмирующих переживаний, обусловленных продолжительными ссорами, демонстрацией безразличия, пренебрежением других членов семьи это- :
Выберите один ответ:
a. Чувство вины
b. Общая семейная неудовлетворенность
c. Семейная тревога
d. Нервно-психическое напряжение
03. Чувство, которое мы испытываем, когда у нас возникает страх перед изменениями. Индивид не ощущает себя значимым действующим лицом в семье вне зависимости о той роли, которую он исполнял это- :
Выберите один ответ:
a. Чувство вины
b. Общая семейная неудовлетворенность
c. Семейная тревога
d. Нервно-психическое напряжение
Выберите один ответ:
a. Тревога
b. Стыд
05. Индивид склонен воспринимать отношения других членов семьи как обвиняющее, укоряющее, несмотря на то, что в действительности оно таковым не является :
Выберите один ответ:
a. Чувство вины
b. Общая семейная неудовлетворенность
c. Семейная тревога
d. Невропсихическое напряжение
06. Сколько выделяют Факторов, провоцирующие возникновения тревоги в браке :
Выберите один ответ:
a. 2
b. 4
c. 6
d. 8
e. 12
07. Верно ли что, к основным внутренним причинам можно отнести неспособность разделять в себе эгоизм и ощущение беспомощности?
Выберите один ответ:
a. Верно
b. Неверно
01. Верно ли данное суждение? Структура семьи — сеть требований и функций (соответствующих видам внутрисемейной деятельности), формирующая способы взаимодействия в семье, а также основанные на них постоянные, поддающиеся предсказанию типы (способы) поведения.
Выберите один ответ:
a. верно
b. неверно
02. Система поддержания структуры семьи, состоит из двух частей:
Выберите один или несколько ответов:
a. Генетическая система поддержания структуры семьи
b. Система комплементарных (дополняющих друг друга) ролей
c. Поддержание структура семьи по наследственности
d. Система комплементарных функций
03.Верно ли данное сужднеие? Субсистемы семьи – это некие подгруппы внутри семьи, объединенные вокруг какой–либо внутрисемейной или внесемейной задачи и соответствующей ей деятельности.
Выберите один ответ:
a. Верно
b. Неверно
04. Выберите известные вам подсистемы.
Выберите один или несколько ответов:
a. субсистема супружеской пары
b. субсистема общения
c. субсистема родителей
d. субситема внешнего воздействия
e. субсистема детей (сиблингов – братьев и сестер)
05. Субсистема супружеской парыначинает особенно активно формироваться с
Выберите один ответ:
a. с рождением ребенка
b. совместного проживания
c. заключением брака
06. Субсистема родителейначинает складываться в семье с момента
Выберите один ответ:
a. с рождением ребенка
b. совместного проживания
c. заключением брака
07. Верно ли данное суждение: Назначение Субсистемы детей (сиблингов) – предоставить ребенку возможность самостоятельно изучать отношения сверстников, на опыте непосредственного участия воспитывать способность к согласованию и приспособлению, учиться самостоятельно делать выборы в различных ситуациях, ставить перед собой цели и развиваться самостоятельно.
Выберите один ответ:
a. Верно
b. Неверно
08. Кто выделил типичные нарушения жизнедеятельности семьи
Выберите один ответ:
a. Герни Бернард с коллегами
b. МонтальвоБролио с коллегами
c. РозманБернис с коллегами
d. Сальвадор Минухин с коллегами
01. Выберите черты хорошо дифференцированной личности
Выберите один или несколько ответов:
a. Личность ориентирована на цели
b. Разделение между мышлением, чувствами и потребностями
c. Личность ориентирована на отношения, а не на цели
d. Отсутствует разделение между мышлением, чувствами и потребностями
02. Выберите черты недифференцированной личности
Выберите один или несколько ответов:
a. Личность ориентирована на цели
b. Разделение между мышлением, чувствами и потребностями
c. Личность ориентирована на отношения, а не на цели
d. Отсутствует разделение между мышлением, чувствами и потребностями
03. Верно ли данное суждение. По мнению М. Боуэна, процесс дифференциации как бы не совпадает с процессом становления, созревания личности.
Выберите один ответ:
a. Верно
b. Неверно
04. Цель психологического консультирования семьи в рамках психодинамической модели заключается в:
Выберите один или несколько ответов:
a. в том, чтобы члены семьи стали более дифференцированными
b. у них должна повыситься способность к рефлексивному анализу своего видения ситуации и поведения
c. они должны стать гораздо менее ориентированы на отношения и более ориентированы на цели
05. В чем заключается методика Семейная скульптура.
Выберите один ответ:
a. Одному из членов семьи предлагается расставить членов своей семьи или персон, их символизирующих, таким образом, чтобы это отражало типичные формы взаимоотношений в семье
b. расставить по значимости
c. по иерархии от младших с старшим
06. Кто первым предложил методику Генограмма.
Выберите один ответ:
a. Герни Бернард
b. МонтальвоБролио
c. РозманБернис
d. МюррэемБоуэн
07. Что позволяет отобразить Методика Семейная социограмма.
Выберите один ответ:
a. в графической форме и сделать предметом анализа особенности внутрисемейных отношений, основанные на предпочтениях
b. в письменной форме и сделать анализ уровня отношений в семье, основанные на реальных ситуациях
В рамках коммуникационной модели консультирования семьи можно выделить следующие три направления работы:
Выберите один или несколько ответов:
a. Работа с искажениями чужих сообщений
b. Работа с вычеркиваниями и обобщениями
c. Работа с неконгруэнтными посланиями
d. Работа с членами семьи, основанная на доверительном общении
02. Кто был известным представителем в России моделиОснованной на опыте работы с семьей
Выберите один ответ:
a. Карл Витакер
b. МонтальвоБролио
c. РозманБернис
d. МюррэемБоуэн
03. Верно ли данное суждение. Работа психолога с клиентом должна помочь клиенту пережить «здесь и сейчас» новый опыт, помогающий членам семьи стать более гармоничными, интегрированными, творческими личностями, что должно изменить их отношения в семье.
Выберите один ответ:
a. Верно
b. неверно
Выберите один ответ:
a. Любит собирать вместе расширенные семьи
b. Внутренне солидаризируется то с одним членом семьи, то с другим
c. Большое значение придает восстановлению в семье ведущей роли супруга, отца
d. Демонстрирует конструктивное поведение
e. Симптомы несогласия, затруднений расцениваются как предпосылки к совершенствованию
f. Пытается моделировать фантастические альтернативы для достижения реального ощущения стресса и вовлекает в это творчество всю семью
g. Парадоксально увеличивает значение симптомов, усиливает чаяния консультируемых, и в то же время предлагает им самим найти творческое, оригинальное решение, отважиться и рискнуть
h. все ответы верны
05. Назовите основных представителей Стратегической модели работы с семьей
Выберите один или несколько ответов:
a. Хейли Джей (Haley Jay)
b. Маданес Клу (Madanes Cloe) – супруга Джея Хейли
c. Сельвини Палаззоли Мара (Selvini Palazzoli Mara)
d. Пэпп Пегги (РаррPeggy)
e. Бейтсон Грегори (BatesonGregory)
f. Вацлавик Пол (WatzlawickPaul)
g. Сатир Вирджиния (Satir V.)
06. Инвариантное предписание означает
Выберите один ответ:
a. очень четкая и не допускающая никаких изменений инструкцияотносительно того, что и как он должен сделать
b. инструкция в свободной форме, допускающая изменения
07. Деноминализация это –
Выберите один ответ:
a. проверка своего понимания чужих посланий, сигналов, расшифровке их другому
b. проверка своего понимания чужих посланий
c. расшифровка своих мыслей другому
d. передача информации
01. Что такое конфликт?
Выберите один ответ:
a. Столкновение одинаковых точек зрения на один и тот же объект
b. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, серьезное разногласие, острый спор, что предполагает зачастую борьбу между сторонами
c. Оба ответа верны
02. В чем заключается конструктивная функция конфликта в семейных отношениях?
Выберите один ответ:
a. В том, что он может стать мощным источником развития личности и группы
b. В том, что на уровне личности по мере нарастания ощущения неразрешимости конфликта последний может приводить к все более нарастающему ощущению психологического дискомфорта
c. Оба ответа верны
03. Верно ли суждение: Конструктивная функция конфликта не осуществляется тогда, когда супруги или любые другие спорящие стороны обладают навыками конструктивного поведения в конфликтной ситуации.
Выберите один ответ:
a. Неверно
b. верно
04. На уровне внутрисемейного функционирования деструктивная функция конфликта может проявляться:
Выберите один ответ:
a. В нарушении обмена информацией, системы взаимосвязей, ослаблять единство семьи, снижать ее сплоченность, способность противостоять трудностям
b. Приобретение информации, проявление заботы и внимания, учёт потребностей другого человека
c. Оба ответа верны
05. В чем суть методики «Конструктивная ссора» («Конструктивный спор») С. Кратохвила:
Выберите один ответ:
a. Супруги встречаются в условленное время в условленном месте в период между визитами к психологу. Необходимо проводить, как минимум, одну подобную встречу в неделю. Встреча должна происходить в условиях, когда нет никаких влияний извне
b. Сущность ее состоит в том, что супругам предлагается на листах бумаги изложить свои требования друг по отношению к другу. Далее психолог–консультант помогает супругам сделать их требования друг по отношению к другу максимально конкретными. После этого по пунктам требований между супругами заключают договор: каждый будет стараться делать то, что требуется другому, в ответ на подобную его встречную активность
c. Сущность методики состоит в том, что супругам предлагают разыграть реальную или гипотетическую (согласно предложенному психологом исходному сценарию) конфликтную ситуацию, а затем с помощью специального опросного листа (оценочного формуляра) оценить эффективность своего поведения в только что разыгранной конфликтной ситуации
06. В современной практической психологии разработан ряд техник, позволяющих формировать у супругов навыки конструктивного поведения в конфликтной ситуации. Выберите правильные:
Выберите один ответ:
a. Методика «Конструктивная ссора» («Конструктивный спор») С. Кратохвила; Методика «Супружеский договор» («Техника списка»)
b. Методика «Супружеская конференция»; Методика «Семейный совет»
c. Оба ответа верны
07. Методика «Реакция супругов на конфликт» содержит 89 утверждений и дает информацию по 8 шкалам. Выберете правильные шкалы к этой методике.
Выберите один ответ:
b. Шкала ипохондрии, Шкала истерии, Шкала паранойи и др
c. Оба ответа верны
01. Выберите правильные причины проблем связанные с воспитанием детей в семье:
Выберите один ответ:
a. Те или иные особенности личности родителей, сложившиеся в детстве или в более позднем возрасте, мешающие им быть эффективными родителями. Деструктивные способы общения в супружеской диаде, особенности структуры семьи, препятствующие эффективному родительству. Особенности личности ребенка, затрудняющие эффективное родительство
b. Несоответствие стиля воспитания и характера ребенка. Особенности социальной среды, в которой существует семья, затрудняющие эффективное родительство. Воспитательная неграмотность родителей
c. Оба ответа верны
02. Что предполагают техники, основанные на приоритете силы?
Выберите один ответ:
a. При этом родитель выражает свой гнев действиями ребенка или неодобрение их в ясной форме, но исключающей физические пути воздействия. Например, он может игнорировать ребенка или отказаться говорить с ним, осмеять ребенка, выразить свою антипатию по отношению к нему, изолировать или покинуть ребенка
b. Они включают физические наказания, лишение привилегий и материальных ресурсов, словесное давление, командование ребенком в опоре на свою физическую силу и/или возможность распоряжаться материальными ресурсами. Предполагается при этом, что механизм, обеспечивающий согласие с родительскими приказами и увещеваниями, кроется в страхе наказания
03. Кто разработал опросник АСВ?
Выберите один ответ:
a. Леоньтьев А.В., Рубинштейн В.В
b. Айзенк Г.Ю
c. Эйдемиллер Э.Г
04. Сколько шкал в опроснике АСВ?
Выберите один ответ:
a. 20
b. 24
c. 8
05. Сколько утверждений содержатся в опроснике АСВ?
Выберите один ответ:
a. 150
b. 556
c. 130
06. Базой создания методики РОД является:
Выберите один ответ:
a. Опросник Айзенка на определение темперамента
b. Опросник Юнга на архетипы
c. Методика АСВ И.А. Фурманова и А.А. Аладьина
07. Методика РОД стандартизирована:
Выберите один ответ:
a. Для младших школьников
b. Для юношеского возраста
c. Для подросткового возраста
01. Когда дети начинают демонстрировать все большее неприятие родителей, взрослых.
Выберите один ответ:
a. В младшем школьном возрасте
b. Начиная с подросткового возраста и особенно приближаясь к юношескому возрасту
c. Оба ответа верны
02. О чем может сказать сильная привязанность ребенка к родителям в юношеском возрасте?
Выберите один ответ:
a. О том, что ребенок очень ценит родителей и хочет научится у них новому, чтобы потом жить отдельно от них
b. Он не может, не способен жить самостоятельно, страхом самостоятельности, независимости
c. Оба ответа верны
03. В исследованиях кого говорится о том, что основной задачей, которую должен решить молодой человек в этом возрасте (15–17 лет), является формирование научного и морального мировоззрения, т. е. совокупности представлений о мире и о своем месте в нем?
Выберите один ответ:
a. Божович Л.И
b. Кононко Е.Л
c. Немов Н.Б
04. В каких книгах можно встретить рекомендации по формированию самостоятельности у ребенка подростка?
Выберите один ответ:
a. З. Фрейда
b. Г.Н.Сартан, Е.Л. Кононко
c. В книгах по физиологии
05. Какие задачи приходится решать детям в юношеском возрасте?
Выберите один ответ:
a. формирование научного и морального мировоззрения, т.е. совокупности представлений о мире и о своем месте в нем. Человек решает для себя, кто он в этом мире и что он будет в этом мире делать, т.е. определяет себя самого, ищет смысл собственного существования и смысл различных реалий окружающего мира, связанных с его собственным существованием
b. Забота о родителях, развитие автономии, самосознания
c. Оба ответа верны
06. Какие методики можно использовать для диагностики детско-родительских отношений?
Выберите один ответ:
a. Методика предельных смыслов — предельных ценностей Д.А. Леонтьева [Леонтьев, Бузин, 1992] и М.А. Розова [1987], Методика с использованием открыток, Методика с использованием рисунка
b. Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова, Методика «Успешность», методика выявления потребности в одобрении
c. Оба ответа верны
07. Сколько этапов предполагает методика работы с деструктивными родительско–юношескими конфликтами путем развития социально–воспитательного потенциала семьи.
Выберите один ответ:
a. 7
b. 5