В чем заключается концепция файоля
14 принципов управления Файоля
14 принципов Файоля – основа менеджмента. Несмотря на их появление чуть более 100 лет назад, они до сих пор не утратили актуальность. Более того, успешные компании применяют их в организации своей деятельности. Что же в них такого примечательного?
Кто такой Анри Файоль
Анри Файоль – создатель научного менеджмента. Он изучал не отдельные части организации труда, а систему в целом. Также он посвятил время вопросу управления. Это был своеобразный переворот, поскольку никто ранее не касался этой темы. Результат работы – 14 принципов управления Файоля.
Сделанные им выводы не безосновательны. В течение долгого времени Файоль занимал должность руководителя компании «Коломбо». На момент начала сотрудничества она уверенными темпами шла к разорению. Когда Файоль покидал должность, «Коломбо» вышла на мировую арену и смогла составить конкуренцию другим горнодобывающим предприятиям.
Получается, что в основе принципов Файоля лежат исключительно его собственные наблюдения и личный опыт. Он рассказал о них в книге «Общая промышленная администрация в 1916 году».
Должность в «Коломбо» сменилась местом руководителя в центре административных исследований.
По мнению Анри Файоля, любая компания или предприятие выполняет 6 видов деятельности:
14 универсальных принципов Файоля
Файоль сформулировал их, исходя из своих наблюдений. Эти утверждения актуальны и в наши дни.
Разделение труда
Позволяет увеличить объемы производства и повысить качество изготавливаемой продукции. При этом затрачиваемые на эти действия усилия должны остаться прежними. Но стоит провести сокращение числа целей.
Этот принцип применим в производстве и в управлении. Он имеет одну особенность. Разделять труд можно до определенного момента. После его достижения процесс станет неэффективным.
Власть и ответственность
Власть означает возможность тратить ресурсы компании, руководить сотрудниками, направлять их деятельность в нужную сторону. Ответственность, если сказать кратко, — обязательство выполнять поставленные задачи.
Грамотный руководитель – это сочетание власти и ответственности. Таким было мнение Файоля. Любые полномочия влекут за собой появление ответственности.
Дисциплина
Реализация этого принципа предполагает заключение соглашения между предприятием и рабочим. Оно определяет права и обязанности каждой из сторон. Также там указан порядок наказания сотрудника, который это соглашение нарушит.
Дисциплина в коллективе, согласно принципам Файоля, — это уважение, умение держать себя в строгих рамках, повиновение.
Единство распорядительства
Каждый член коллектива должен подчиняться непосредственному руководителю, выполнять только его поручения и указания.
Единство руководства
Здесь соблюдается равенство: один руководитель — одно направление — общая цель. Каждая группа работников должна понимать, что работает на единый результат.
Подчинение частных интересов общим
Этот принцип, сформулированный Файолем, подразумевает совпадение интересов работника с интересами компании. Даже если они отличаются, интересы человека не должны преобладать над интересами организации. Все должны действовать в направлении одной цели.
Вознаграждение сотрудников
Оплата услуг каждого члена коллектива должна удовлетворять и его самого, и руководителя. В этом вопросе важно проявлять справедливость.
Централизация и децентрализация
Между централизацией и децентрализацией должен сохраняться баланс. Достичь сбалансированности непросто. В первом случае вся власть находится у руководителя. Только он имеет право принимать решения. Во втором же начальник делегирует часть своих полномочий членам коллектива. И на них также ложится ответственность за работу компании.
Ни в коем случае нельзя допускать перевеса в сторону централизованного или децентрализованного управления.
Иерархия
Все сотрудники — часть иерархической системы. Без нее деятельность компании невозможна. Но ее нельзя сохранять в ущерб организации. В таких случаях иерархию усовершенствуют.
Порядок
У каждого работника должно быть отдельное рабочее место. Также его нужно обеспечить всем необходимым для работы. Важно, чтобы руководитель учитывал в этом вопросе потребности и пожелания подчиненных.
Справедливость
Согласно этому принципу Файоля, справедливое и доброжелательное отношение мотивирует человека работать с полной отдачей. В противном случае он утратит доверие, желание работать на результат.
Стабильность рабочего места для персонала
Процветание компании зависит от стабильности сотрудников. Частая смена кадров приводит к падению эффективности. Люди, конечно, будут уходить: на пенсию, в декрет. Кому-то захочется сменить место работы. Но везде нужна мера.
Инициатива
Руководству нужно поощрять инициативу сотрудников. Возможно, им придется согласиться с идеей или планом подчиненных и даже реализовать их.
Единение персонала или корпоративный дух
Важно, чтобы все члены коллектива стремились к единению. Принцип «разделяй и властвуй» в управлении применять нельзя. Так считал Анри Файоль. Руководителям следует поощрять подчиненных.
Заключение
В менеджменте и управлении компанией много нюансов. Малейшие недочеты со стороны руководителя снизят продуктивность работы. 14 универсальных принципов Файоля помогут предотвратить такие ситуации. Их применение – возможность найти взаимопонимание между начальником и подчиненными.
Принципы Анри Файоля
Что такое 14 принципов Файоля
Французский ученый Анри Файоль известен как автор теории оперативного управления и один из отцов-основателей современного менеджмента. Несмотря на то, что его исследования были впервые изданы 100 лет назад, даже в \(2021\) году многие высказанные в них идеи не потеряли своей актуальности. Ученый начал свою карьеру горным инженером и достиг главной должности на предприятии. Опыт, полученный на промышленном концерне, где Файоль проработал более полувека, он изложил в книге «Общее и промышленное управление». Данный труд можно назвать учебником по организации рабочего процесса на предприятии.
В своей книге Анри Файоль предлагает новые принципы организации производства. В качестве основы он выделяет шесть групп операций, которые присутствуют практически на любой компании:
Пристальное внимание в исследовании ученый уделяет административным операциям, в которых он также выделяет несколько разделов:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
На базе этих функций Файоль и предлагает 14 принципов управления, которые ему самому приходилось часто применять на должности директора промышленного концерна.
Суть 14 принципов Файоля и их роль в эффективном менеджменте
Перечислим принципы Файоля в последовательности, которую воспроизводит он сам:
Разделение труда
Этот принцип, как подчеркивал сам ученый, является основным в организации любого трудового процесса. Его цель — увеличить коэффициент полезного действия при одних и тех же исходных показателях. На производстве каждый должен занимать свое место и строго выполнять предписанные инструкции.
Принцип разделения труда в начале XX века блестяще реализует Генри Форд, применив у себя на заводе конвейерную схему сборки автомобилей.
Власть и ответственность
Этот универсальный принцип можно применить во всех сферах жизни, начиная от семьи и заканчивая государством. Лидер должен понимать, что количество находящейся в его руках власти прямо пропорционально величине ответственности за людей и процессы, которыми он руководит.
В эффективном менеджменте этот принцип является одной из заповедей успешного руководителя.
Дисциплина
Это принцип, который был взят Файолем из армии, где дисциплине всегда отводится первое место в иерархии полезных навыков. Наличие и отсутствие дисциплины, как считал основатель эффективного менеджмента, практически полностью зависит от качеств начальника.
Живя в неспокойное время, когда нередки были забастовки рабочих, Файоль отмечал, что при ясном соглашении между руководителем и коллективом подобных эксцессов можно избежать.
Единство распорядительства
Суть этого принципа заключается в том, что все указания рабочий должен по возможности получать из одних рук — через своего непосредственного начальника. Это обеспечивает достижение единой производственной цепочки и позволяет избежать недопонимания и путаницы.
Нарушение единоначалия приводит к ситуации дуализма, когда рабочий получает указания от двух и более начальников и не может понять, какое из них ему следует выполнять. Эта ситуация применима практически к любой ситуации, например, к воспитанию детей в семье, когда каждый из родителей пытается навязать ребенку свою волю.
Единство руководства
Этот принцип находится в прямой связи с предыдущим. Руководство компании не должно быть многоглавым. Так же, как и сфера деятельности одного руководителя в идеале не должна пересекаться с полномочиями других.
Подчинение частных интересов общим
Этот принцип применяется в большинстве крупных корпораций и в каждой сетевой компании. Он заключается в том, что цели и задачи организации должны быть восприняты каждым сотрудником и поставлены им выше собственных.
Вознаграждение персонала
Вопрос о вознаграждении за труд является в своей базовой части очевидным, однако в нем есть и многие трудности.
Прежде всего Файоль разбирает проблему величины вознаграждения.
Форма заработной платы должна отвечать трем требованиям:
Также ученый подробно рассматривает три вида оплаты труда:
Преимущество первой заключаются в простоте оценки, но существует и минус: повышается возможность небрежного отношения к работе.
Вторая форма оплаты удобна тем, что рабочий четко понимает, какой объем работы ему следует выполнить. Однако здесь работодатель может столкнуться с разной оценкой условий труда у самих рабочих.
В третьей форме оплаты заработок сотрудника не ограничивается ничем, кроме сделанных им изделий или иных действий, количество которых может быть посчитано.
Успех предприятия будет во многом зависеть о того, насколько руководитель грамотно оценит необходимость применения одного из видов оплаты труда.
Отдельно ученый рассматривает вопрос о премиях. Примечательно, что уже в начале XX века Файоль говорит о таком виде получения премий, как долевое участие рабочих в прибыли, получаемой компанией.
Централизация
Сведение всех трудовых процессов к одному центру — естественный процесс, считает Файоль. Но в зависимости от задач, которые стоят перед руководством, возможна и обратная ситуация на определенных уровнях, когда от менеджеров требуется инициатива в принятии решений.
Иерархия
Говоря об иерархическом принципе в руководстве предприятием, для примера Файоль изображает иерархическую цепочку в виде конуса.
На этом рисунке он показывает, что в управлении необходимо достичь эффекта, когда будут действовать и вертикальная, и горизонтальная связи. Вместе с нисходящей системой делегирования полномочий всегда должна быть возможность согласования ряда вопросов руководителями одного уровня.
Порядок
Этот принцип можно проиллюстрировать английской поговоркой: «the right man in the right place» (правильный человек на правильном месте). При этом кроме социального порядка на предприятии должен быть и порядок материальный — каждая вещь тоже должна быть на своем месте.
Справедливость
Хороший руководитель всегда должен уметь сочетать благожелательность с правосудием. По мысли Файоля, справедливость не исключает ни энергичных действий, ни суровости. Она лишь при практическом ее осуществлении нуждается в здравом смысле, большом опыте и доброте.
Постоянство состава персонала
Высокий уровень руководства Анри Файоль связывает с меньшей текучестью коллектива, также справедлива и обратная связь. Одна из частых причин неустойчивости состава предприятия лежит в области «заводского ученичества», когда сотруднику даются для практики разные области труда. Это может обойтись очень дорого для руководителя.
Инициатива
Инициатива по Файолю — это возможность создания и осуществления плана. Если на предприятии дается место для проявления личных качеств сотрудников, это может оказаться полезным, особенно в кризисные этапы развития.
Единение персонала
Формирование корпоративного духа, продвижение общих целей и ценностей — эти методы единения персонала активно применяется в эффективном менеджменте и в настоящее время. Каждый руководитель должен стремиться к достижению гармонии внутри своей компании — это сказано Файолем еще 100 лет назад.
Плюсы и минусы применения научного управления
Плюсы школы научного управления, одним из представителей которой является Анри Файоль, заключаются в:
Основным минусом применения научной школы управления можно назвать попытку унифицировать методы руководства, хотя в каждом случае всегда могут быть свои нюансы.
Недостатки администрирования по Файолю
Одним из существенных недостатков методики администрирования Файоля является его взгляд на организацию промышленного производства через взаимоотношения людей и выстраивание иерархических принципов. Этот подход был оспорен еще при жизни Файоля, когда акцент в разработке стратегий развития был перемещен на организацию технологических и производственных процессов.
Вместе с тем, многие принципы Анри Файоля продуктивно применяются в разного рода коммерческих предприятиях, не имеющих к отношения к промышленности.
Вторым недостатком школы файолизма стал ее универсализм, который размывает границы применения изложенных в ней принципов на практике. Сейчас трудно найти руководителя, который использовал бы методы администрирования Файоля как полноценное руководство к действию.
Место концепции А. Файоля в системе учений об управлении
Менеджмент – это рациональное управление современным предприятием, тесно связанное с улучшением организации на основе постоянного внедрения новых принципов, форм, структур и методов управления с целью повышения эффективности производства и бизнеса.
Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роли пассивного следования за практикой менеджмента. Именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управления обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых, происходили широкие преобразования в практике управления.
Учения об управлении условно можно разделить на две группы: «одномерные» и «синтетические». «Одномерные» учения концентрируют внимание на решении одной из проблем управления: задачи, люди, организация управленческой деятельности. Наиболее известными «одномерными» концепциями являются «научное управление», разработанное Ф. Тейлором, бихевиористские учения, учения об организации, основоположниками которых являются А. Файоль и М. Вебер. «Синтетические» учения об управлении рассматривают управление организацией во всем его многообразии. К таким учениям можно отнести теоретические разработки П. Дракера, концепцию ситуационного управления, концепцию «7-S» и теорию «Z».
Согласно другой классификации в истории менеджмента выделяют три школы теории управления: классическая школа, школа человеческих отношений и школа науки управления. Эти школы возникли в разные исторические периоды, однако, несмотря на это, все три школы нашли свое воплощение в текущей управленческой практике.
Классическая школа представила первый систематизированный подход к управленческой мысли. Примечательно, что ее усилия были направлены на поиск путей хорошего выполнения работы каждым служащим. Согласно точке зрения, изложенной А. Смитом, люди склонны избирать курс действий, который максимально удовлетворяет их личные экономические цели, поэтому финансовые инициативы доминируют в классической школе. Исследователи согласились с практиками в признании эмоциональной стороны человеческого поведения и в принятии того, что это может быть контролируемо через логическую структуру работ и рабочие графики.
Классическая школа может быть подразделена на две исторические философии управления: научный управленческий подход (Ф. Тейлор и Л. Гилберт) и административный управленческий подход (А. Файоль и М. Вебер).
Цель административной школы – создание универсальных принципов управления
Административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль (1841-1925), французский горный инженер, выдающийся менеджер – практик, один из основоположников теории управления.
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители административной школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Подобный подход в известной мере объясняется и тем обстоятельством, что Ф. Тейлор и Л. Гилберт начинали свою деятельность простыми рабочими, в то время как А. Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Так, А. Файоль на протяжении тридцати лет (1888-1918) был управляющим большого французского горнодобывающего и металлургического концерна «Комамбо». Когда он принял руководство, концерн находился на грани краха. К моменту выхода Файоля в отставку концерн превратился в один из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время первой мировой войны.
Итак, работая в организации на разных уровнях управления, представители школы научного управления и административной школы имели различные взгляды на проблемы управления организацией. Создатели школы научного управления основное внимание уделяли повышению эффективности производства, тогда как представители административной школы считали главным совершенствование управления организацией в целом. Своей целью основоположники административной школы считали создание универсальных принципов управления. При этом они придерживались того мнения, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.
В своих исследованиях А. Файоль исходил не из американского, а из европейского, в частности французского опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации.
Основным трудом А. Файоля является его работа «Общее и промышленное управление»(1923). В основе его концепции лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследования Файоля, т. е. он сознательно ограничил область своих изысканий.
А. Файоль старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми, как части общего учения об управлении предприятием.
Понятие администрирования в теории А. Файоля
Управлять, утверждал А. Файоль, значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.
По мнению Файоля, администрирование составляет часть управления, которое включает шесть основных групп операций управленческой деятельности:
Руководство перечисленными операциями А. Файоль называл общим управлением. Однако далеко не все шесть групп операций стали предметом его пристального изучения. Основное внимание он уделил административным операциям, содержание которых заключается в умении управлять персоналом. «Органом и инструментом административной функции служит лишь образование социального порядка. В то время как прочие функции (первые пять из шести выше перечисленных) оперируют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал».
Файоль рекомендовал использовать санкции как основной метод управленческого воздействия.
Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют Файоля только потому, что они являются объектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает.
В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта. Файоль считал, что процесс управления не поддается строгой регламентации. Вместе с тем процесс управления должен основываться на определенных принципах и правилах.
Заслуга Файоля заключается в том, что он разделили все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.
Файоль рассматривал управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать особым объектом исследования. Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль.
Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия, уровня в управленческой иерархии и т. п. Однако, несмотря на это, она обязательно должна включать в себя все пять перечисленных выше функций. Для каждой функции Файоль сформулировал правила и технику их осуществления.
Предвидение (планирование). Оно выражается в разработке программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на текущий период (год, месяц, неделю, сутки).
Основное место в предвидении отводится разработке программы действий, под которой он понимал «конечную цель, руководящую линию поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представлена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально.
Для разработки программы действий необходимо знание:
Составление необходимой программы, по мнению Файоля, требует от руководящего персонала:
Организация. Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса на предприятии.
Управление людьми (социальный организм) включает следующие обязанности:
Все указанные обязанности являются справедливыми и для настоящего времени.
Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства.
Распорядительство. Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предприятия в целом.
По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:
Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Эти связи носят самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку – связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда относятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потреблением – с другой.
Управление предприятием через функцию координирования призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.
Контроль. Задачей контроля является проверка исполнения в соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществлять контролер, отвечающий следующим требованиям: компетентность, чувство долга, независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт. Он обязан воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия.
Таким образом, главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления: предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль.
А. Файоль отмечал, что никаких возражений не вызывает включение в область управления таких функций, как предвидение, организация, координирование и контроль. Однако это не относится к функции «распорядительство», которую можно изучать и отдельно. Включение распорядительства в перечень основных функций управления он объяснял следующими причинами:
На основе выделения основных функций в 1923 г. Файоль дал определение понятию «управление».
Управлять – означает предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть – учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать – строить двойной материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться – заставлять персонал надлежащим образом работать; координировать – связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать – заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.
А. Файоль выделял еще шестую – административную функцию, которая отличается от пяти других функций управления. Административная функция оказывает воздействие только на персонал предприятия. При этом Файоль предостерегал от возможности смешения административной функции с понятием «правление». Под правлением он понимал движение предприятия к поставленным целям на основе наилучшего использования всех его ресурсов. Правление предполагает использование всех шести сформулированных функций.
Управление Файоль рассматривал в качестве шестой функции, действие которой должно быть обеспечено правлением. Вместе с тем он не ставил знака равенства между административной функцией и правлением.
Принципы управления А. Файоля
А. Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внутренним возможностям (условиям) повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Файоль сформулировал принципы (законы, правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и подвижны, и их применение зависит от меняющихся обстоятельств, от состава работников и т.д.
Файоль сформулировал 14 принципов управления:
Предложенная А. Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства, и считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулировано. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике – это «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Многие из приведенных выше признаков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на произошедшие за последние десятилетия изменения.
Файоль выделил важнейшие принципы: единство командования и руководства. По мнению Файоля, для достижения определенной цели должны быть соответствующая программа и единый руководитель. Нарушение этого принципа приводит к неправильному разграничению функций внутри организации. В отличие от Тейлора, Файоль отрицает необходимость наделения функциональных работников административными правами и впервые указывает на необходимость создания штабов, которые не должны обладать правом руководством, а только осуществлять подготовку к будущему, выявлять возможные способы совершенствования организации.
Особое внимание Файоль уделил составлению прогноза и плана. Он указал на необходимость краткосрочного и долгосрочного планирования каждой организации, а также на необходимость планирования в национальном масштабе, исходя из потребностей общества в целом и в особенности производства.
Заслугой Файоля является утверждение о том, что каждый член общества нуждается в большей или меньшей степени в знании принципов административной деятельности.
Таковы основные положения административной школы Файоля. Главным в ней Файоль считал сам метод анализа и расчленения процесса администрирования. Особое внимание он уделял вопросу подготовки руководящих кадров, решительно выступая против существующей системы, опирающейся на инженерные дисциплины. Основным для рабочих Файоль считал достижение ими технического мастерства. Мастерство же управленческих работников может быть достигнуто по мере продвижения их по служебной лестнице.
Файоль ставил задачу – научить промышленных администраторов такому управлению занятыми на предприятии рабочими, которое обеспечивало бы наибольшую индивидуальную и коллективную производительность труда путем концентрации их «воли» в одном строго определенном направлении, указанном предпринимателем. Последнее требует создания науки об управлении людьми, опирающейся на «тщательное изучение и научное экспериментирование».
Роль менеджера в теории А. Файоля
Особое внимание школа Файоля уделяла разработке основных индивидуальных, психологических качеств, которыми должен обладать администратор. Был составлен перечень качеств, в число которых вошли:
Особого внимания заслуживают советы А. Файоля молодым управляющим (менеджерам):
Обращаясь к молодым менеджерам, А. Файоль писал: «Вы принадлежите к… интеллигенции, поэтому не должны отставать от передовых идей во всех областях».
Принципы административной школы в современном менеджменте
Последователями А. Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Л. Урвик, Д. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, А. Слоун, Г. Черч.
Вслед за Файолем Урвик уделил большое внимание разработке основных функций администрирования. К ним он относил: планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета. Следует отметить, что указанные функции до сих пор используются в качестве основных в многочисленных исследованиях зарубежных авторов.
Д. Гьюлик уточнил элементы административной деятельности, сделав главный упор на работе с кадрами.
М. Вебер основное внимание в своих работах уделил изучению проблемы лидерства и структуры власти в организации.
На основе разработок А. Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.
Классическая модель организации создавалась в условиях авторитарного стиля руководства, которому были подчинены и действующие структуры управления, и строго регламентированные процедуры выполнения работ, исключающие какой-либо творческий подход работников к выполнению возложенных на них функций.
В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.