В чем заключается концепция новой информационной технологии
Новая информационная технология (НИТ)
ИТ прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием НТП, появлением новых технологических средств переработки информации.
Сопоставление основных компонентов технологий
Материальных | Информационных |
Подготовка сырья и материалов | Сбор данных или первичной информации |
Производство материального продукта | Обработка данных и получение результатной информации |
Сбыт произведённых продуктов потребителям | Передача результатной информации пользователю для принятия на её основе решений |
Прилагательное «компьютерная» подчёркивает, что основным техническим средством её реализации является компьютер.
Три основных принципа новой (компьютерной) ИТ:
· интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
· интегрированность (взаимосвязь) с другими программными продуктами;
· гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.
Основные характеристики новой ИТ
Методология | Основной признак | Результат |
Принципиально новые средства обработки информации | «встраивание» в технологию управления | Новая технология и коммуникация |
Целостные технологические системы | интеграция функций специалистов и менеджеров | Новая технология обработки информации |
Целенаправленные создание, передача, хранение и отображение информации | учёт закономерностей социальной среды | Новая технология принятия управленческих решений |
По-видимому, более точным следует считать всё же термин новая, а не компьютерная ИТ, поскольку он отражает в её структуре не только технологии, основанные на использовании компьютеров, но и технологии, основанные на др. технических средствах, особенно на средствах, обеспечивающих телекоммуникацию. Появившийся сравнительно недавно термин НИТ постепенно начинает терять слово «новая», а под ИТ понимается тот смысл, который вкладывается в НИТ. В дальнейшем изложении мы для простоты отпустим прилагательное «новая», придавая её смысл термину «информационная технология».
Инструментарий ИТ
Инструментарий ИТ— один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определённого типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.
Выбор вариантов внедрения ИТ в фирме
При внедрении ИТ в фирму необходимо выбрать одну из двух основных концепций, отражающих сложившиеся точки зрения на существующую структуру организации и роль в ней компьютерной обработки информации.
Первая концепция ориентируется на существующую структуру фирмы.
ИТ приспосабливается к организационной структуре, и происходит лишь модернизация методов работы. Коммуникации развиты слабо, рационализируются только рабочие места. Происходит распределение функций между техническими работниками и специалиста. Достоинства стратегии:степень риска от внедрения новой ИТ минимальна, т.к. затраты незначительны и организационная структура фирмы не меняется.
Вторая концепция ориентируется на будущую структуры фирмы.
Существующая структура будет модернизироваться. Данная стратегия предлагает максимальное развитие коммуникаций и разработку новых организационных взаимосвязей. Продуктивность организационной структуры фирмы возрастает, т.к. рационально распределяются архивы данных, снижается объём циркулирующей по системным каналам информации и достигается сбалансированность между решаемыми задачами.
К основным её недостаткам относятся:
Достоинства стратегии: рационализация организационной структуры фирмы, максимальная занятость всех работников, высокий профессиональный уровень, интеграция профессиональных функций за счёт использования компьютерных сетей.
Новая ИТ в фирме должна быть такой, чтобы уровни информации и подсистемы, её обрабатывающие, связывались между собой единым массивом информации. При этом предъявляются два требования: структура системы переработки информации должна соответствовать распределению полномочий в фирме и информация внутри системы должна функционировать так, чтобы достаточно полно отражать уровни управления.
2.5 Структура обеспечивающей подсистемы ИС.
Назначение подсистемы информационного обеспечения в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.
Информационное обеспечение— совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схемы информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
При обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков, такие как чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки или дублирование показателей в разных документах.
Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.
Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести ее детальный анализ, обеспечивает исключение дублирующей и неиспользуемой информации, а так же ее классификацию и рациональное представление. При этом подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации по уровням управления. Следует выявить, какие показатели необходимы для принятия управленческих решений, а какие нет. К каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая используется.
Комплекс ТС составляют: ПК, орг. техника, средства коммуникации, и др.
Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение.
К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения: централизованная и частично или полностью децентрализованная.
Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.
Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.
Математическое и программное обеспечение— совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
| | |
общесистемные ПО специальные ПО техническая документация
К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.
Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.
Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи контрольные примеры.
Организационное обеспечение – это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации.
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного обследования на первом этапе построения баз данных, с целями которого вы познакомились при рассмотрении информационного обеспечения.
Правовое обеспечение– это совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Главной целью ПрО является укрепление законности, в его состав входят законы, указы и др. нормативные документы министерств, организаций. ПрО этапов разработки ИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.
Правовое обеспечение этапов функционирования ИС включает:
Новые информационные технологии в сфере управления
Увеличение объемов информации и большие изменения спроса информации стали предъявлять новые требования к организации информационно-документационного обслуживания в организации.
Стали меняться требования к службам, занимающимися информационно-документационным обеспечением. За рубежом их стали называть службой управления (или менеджмента) информационо-документационными ресурсами, в нашей стране-службой документационного обеспечения управления (ДОУ).
Главным направлением усовершенствования ДОУ, приспособления её к современным условиям стало использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на её основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий в работе с документами.
Сегодня состояние информационных технологий в ДОУ можно охарактеризовать:
• наличием большого объема баз данных, содержащих информацию о деятельности организации;
• созданием технологий, обеспечивающих интерактивный доступ пользователя к информационным ресурсам;
• расширением функциональных возможностей информационных систем и технологий, обеспечивающих обработку информации, созданием локальных многофункциональных проблемно-ориентированных информационных систем различнго назначения;
Одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса на все сферы деятельности человека является широкое использование новых информационных технологий. Среди наиболее важных и массовых сфер, в которых информационные технологии играют решающую роль, особое место занимает сфера управления. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренные изменения в технологии управления (автоматизируются процессы обоснования и принятия решений, организация их выполнения), повышается квалификация и профессионализм специалистов, занятых управленческой деятельностью.
Сфера применения новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и развитых средств коммуникации весьма обширна. Она включает различные аспекты-от обеспечения простейших функций служебной переписки до системного анализа и поддержки сложных задач принятия решений. Персональные компьютеры, лазерная и оптическая техника, средства массовой информации и различного вида коммуникации (включая спутниковую связь) позволяют учреждениям, предприятиям, фирмам, организациям, трудовым коллективам и отдельным специалистам получать в нужное время и в полном объёме необходимую информацию для реализации профессиональных, образовательных, культурных и тому подобных целей.
Смысл ифнормационного обеспечения заключается в органическом соединении научных знаний, научной методологии и методики с новейшими техническими средствами во всех проявлениях информационной работы.
В автоматических системах информационный процесс может быть реализован без участия человека. Однако в автоматизированных системах обязательным соисполнителем информационного процесса является человек.
Информационная технология представляет собой систему методов и средств реализации информационных процессов, а также способов использования этих средств. Так, например, современная система, ориентированная на процесс электронного документооборота предлагает:
• Сокращение времени доступа к информации – электронный документооборот позволяет избежать бумажного движения документов. Любой документ может быть направлен по электронной почте или за счет средств коммуникации системы электронного документооборота.
• Сокращение дублирования документов и информации – в системе электронного документооборота одна копия документа может быть доступна всем авторизованным пользователям, в том числе и пользователям, находящимся за пределами организации.
• Упрощение доступа к данным – системы электронного документооборота позволяют получить доступ к необходимым данным за счет средств поиска и экспорта данных непосредственно из бизнес систем (таких как CRM или ERP системы).
• Оптимизация хранения документов и данных – единое хранилище данных снижает необходимость хранить множество копий документов. Средства доступа и индексации документов, которые используют системы электронного документооборота, позволяют пользователям мгновенно получать доступ к необходимым документам и прочей информации.
• Автоматизация бизнес процессов – системы электронного документооборота предполагают выполнение заданного процесса обработки документов. На основе действий с документами могут автоматически обновляться бизнес-приложения, создаваться новые документы, устанавливаться связь с внутренними и внешними пользователями.
• Улучшение качества обслуживания клиентов – за счет быстрого доступа к необходимой информации, клиенты могут быстро получать ответы на свои запросы.
• Повышение дисциплины и качества работы – системы электронного документооборота задают жесткие правила и порядок работы сотрудников. Система не позволит сотрудникам нарушить эти правила. Все документы хранятся в системе, имеют необходимую идентификацию и порядок движения. Сотрудники не смогут изменить состояние документа не выполнив заданных действий.
• Повторное использование информации – за счет электронной обработки и хранения информации появляется возможность многократного использования данных, внесенных в систему. Например, при заполнении типовых форм или составлении отчетов.
• Повышение качества данных – в электронных системах документооборота множество форм и документов заполняются автоматически, что снижает риск возникновения ошибок. Кроме того, это позволяет сократить количество повторных проверок документов и их корректировок.
• Повышение сохранности документов и информации – за счет средств разграничения доступа можно строго контролировать доступ сотрудников к информации и документам. Наличие единой базы позволяет осуществлять архивирование и восстановление информации в короткий период времени.
Информационная технология должна быть ориентированна на снижение трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышение их надежности и оперативности. В организационных системах применяют автоматизированные информационные технологии, то есть человеко-машинные технологии. Из всех видов человеко-машинных технологий, информационные технологии сферы управления предъявляет самые высокие требования к «человечекому фактору», оказывая принципиальное влияние на квалификацию работника, содержание его труда, физическую и умственную нагрузку, профессиональные перспективы и уровень социальных отношений.
Конкретная новая информационная технология для своей реализации предполагает наличие:
• комплекса соответствующих технических средств, реализующих сам информационный процесс;
• системы средств управления техническим комплексом (для вычислительной техники это программные средства);
• организационно-методического обеспечения, увязывающего реализацию всех действий технических средств и персонала в единый технологический процесс в соответствии с назначением конкретного информационного процесса в рамках обеспечения определенной функции управленческой деятельности.
Таким образом, управленческая деятельность основана на реализации всех перечисленных видов информационных технологий в соответствии с последовательностью и содержанием отдельных этапов процесса принятия решений. Поэтому современные информационные технологии обеспечения управленческой деятельности основаны на комплексном использовании различных видов информационных процессов на базе единого технического комплекса, основой которого являются средства компьютерной техники.
Статья была опубликована в 2012 или 2013 году в сборнике статей студентов технических специальностей.
Не смотря на стремительное развитие ИТ а сфере ДОУ, я, все же думаю, что она не потеряла своей актуальности и по сей день.
Спасибо за внимание!
Новая информационная технология
Новые информационные технологии (НИТ)- это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.
Основу новой ИТ составляют: распределенная компьютерная техника, дружественное программное обеспечение, развитие коммуникаций. Пользователю-непрограммисту предоставлена возможность прямого общения с ЭВМ посредством работы в диалоговом режиме. При этом мощные программно-аппаратные средства (базы данных, экспертных систем, поддержки принятия решения и др.) создают комфорт в работе.
Отрасль информационных технологий занимается созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем. Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов
Понятие “новая ИТ” можно рассматривать с практической и теоретической точек зрения. С практической точки зрения – это совокупность автоматизированных процессов циркуляции и переработки информации, описаний этих процессов, привязанных к конкретной предметной области. С теоретической точки зрения новая ИТ представляет собой научно-техническую дисциплину, в рамках которой исследуются проблемы разработки и применения автоматизированных процессов циркуляции и переработки информации.
В основу концепции НИТположены три основных принципа:
· интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
· интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;
· гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.
Для новой ИТ характерны:
· Структурированность стандартов цифрового обмена данными;
· Широкое использование хранения данных в цифровом виде;
· Передача информации посредством цифровых технологий на практически безграничные расстояния.
Существуют два способа внедрения НИТ:
При первом способе внедрения НИТ приспосабливается к организационной структуре, происходит лишь локальная модернизация сложившихся методов работы. Происходит распределение функций между техническими работниками (операторами) и специалистами (администраторами), слияние функции сбора и обработки информации с функцией принятия решений.
Второй способ внедрения НИТ предусматривает рационализацию организационной структуры: организационная структура модернизируется таким образом, чтобы ИТ дала наибольший эффект. Основной стратегией является максимальное развитие коммуникаций и разработка новых организационных взаимосвязей, ранее экономически нецелесообразных. Продуктивность организационной структуры возрастает, так как рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей по системным каналам информации и достигается сбалансированность эффективности каждого управленческого уровня решаемых задач.
Таким образом, первый способ внедрения НИТ ориентирован на существующую структуру учреждения (степень риска от внедрения НИТ сводится к минимуму, так как организационная структура не меняется); второй–на будущую структуру.
Как область научно-технического прогресса, охватывающая в основном многочисленные применения компьютерной и телекоммуникационной технологии практически во всех сферах организационного управления, НИТ быстро развивается. Ее революционное значение заключается в кардинальной перестройке и ускорении процесса создания новой техники и реализации новых технологий. Ярким примером этому является использование системы автоматизации проектирования (САПР) и автоматизированных систем научных исследований (АСНИ), применение которых позволяет ускорить процесс трансформации новых научных знаний в конкретную технологию.
Составные части НИТ и наиболее основные области ее действия представлены на рис. 1
Рис. 1. Составные части и области применения НИТ
НИТ объединяет новые технологии коммуникаций на основе локальных и распределенных сетей ЭВМ, обработки управленческой информации на основе ПЭВМ и специализированных АРМ, а также выработки управленческих решений на основе средств искусственного интеллекта.
Информационные технологии охватывают все ресурсы, необходимые для управления информацией, особенно компьютеры, программное обеспечение и сети, необходимые для создания, хранения, управления, передачи и поиска информации. Информационные технологии могут быть сгруппированы следующим образом:
· Сети (совершенствуются как сами каналы связи, так и устройства, отвечающие за управление потоками данных)
· Терминалы (терминалы выступают в качестве точек доступа граждан к информационному пространству.)
Таким образом, чрезвычайно важной и актуальной становится задача разработки стратегии развития НИТ и ее взаимодействия с производством, управлением, наукой, другими сферами общественной практики.
НИТ – это совокупность очень многих форм, методов, навыков применения всего многообразия вычислительной техники и средств связи в области сбора, обработки, хранения и передачи информации. В НИТ используются достижения системотехники, теории вычислительных систем, технологий программирования, эргономики, дизайна и других прикладных наук информационно-технического профиля.
Взаимодействие информационных технологий и бизнеса проявляется сегодня в следующем:
1. ИТ-технологии повышают эффективность и конкурентоспособность практически любого бизнеса;
2. в настоящее время весь бизнес перемещается в Интернет;
Положительный эффект от внедрения НИТ достигается лишь в том случае, если у руководства компании существует ясное представление о целях будущих действий. То есть, если появляется инструмент, способный приносить пользу бизнесу, необходимо предвидеть на несколько шагов вперед, как будет развиваться сам бизнес и как необходимо развивать применение ИТ-технологии для поддержания успешной реализации бизнес-стратегии. Иначе, этот весьма мощный инструмент, к тому же дорогой и сложный в использовании, пользы бизнесу, к сожалению, не принесет, а средства на ИТ будут потрачены зря.
Облачные технологии
Введение в облачные технологии
Облачные вычисления (англ. cloud computing) — технология обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис. Пользователь имеет доступ к собственным данным, но не может управлять и не должен заботиться об инфраструктуре, операционной системе и собственно программном обеспечении, с которым он работает.
Термин «Облако» используется как метафора, основанная на изображении Интернета на диаграмме компьютерной сети, или как образ сложной инфраструктуры, за которой скрываются все технические детали. Согласно документу IEEE, опубликованному в 2008 году, «Облачная обработка данных — это парадигма, в рамках которой информация постоянно хранится на серверах в интернет и временно кэшируется на клиентской стороне, например, на персональных компьютерах, игровых приставках, ноутбуках, планшетах и т. д.».
За облаком скрывается сложная компьютерная сеть, где удалённо хранятся пользовательские ресурсы. Больше нет надобности держать свои файлы на жёстком диске, их можно скопировать на удалённый сервер, откуда они будут доступны в любое время и из любого места, где есть интернет — не только пользователю, но и всем тем, с кем он пожелает ими поделиться. Держатели облачных сервисов зарабатывают на том, что продают или сдают в аренду место в облаке.
Что же выигрывает пользователь от использования облачных сервисов? Во-первых, качественное техническое обслуживание удаленного сервера проводит группа специалистов, которая следит также за безопасностью хранимых данных. Пользователюне нужно вникать в технические детали и особенности. Во-вторых, значительно снижаются материальные затраты, ведь клиенту облака не нужно тратить деньги на поддержание хранилища в рабочем состоянии (а это достаточно дорого). Также оплата производится только лишь за то место на диске, которое реально используется. В-третьих, регулярно проводится резервное копирование данных. Некоторые онлайн-сервисы предоставляют услугу шифрования.
Но существуют также потенциальные минусы. Нельзя с уверенностью утверждать, что во время пересылки данных они остаются в безопасности и никто не может их перехватить. Также может возникнуть ситуация, когда клиент не сможет быстро получить доступ к своему виртуальному жесткому диску. Стабильность работы и сохранность информации зависят от сотрудников, которые обслуживают сервера. Кроме того, злоумышленники очень любят производить хакерские атаки и создавать все новые и новые вирусы, которые нацелены именно на облачные сервисы.
Для обеспечения согласованной работы ЭВМ, которые предоставляют услугу облачных вычислений используется специализированное ПО, обобщенно называющееся «middleware control». Это ПО обеспечивает мониторинг состояния оборудования, балансировку нагрузки, обеспечение ресурсов для решения задачи.
Одна из самых крупных технологий, которые в свое время выпустила компания Microsoft – это виртуализация сервера. Основная идея заключается в том, что одна физическая машина может работать, как несколько независимых машин. Каждая из этих виртуальных машин имеет свой собственный набор системных ресурсов, свою собственную операционную систему, и свои собственные приложения.
Виртуализация серверов – это программная имитация с помощью специального ПО аппаратного обеспечения компьютера: процессор, память, жесткий диск, и т.д. Далее, на такой виртуальный компьютер можно установить операционную систему, и она будет на нем работать точно так же, как и на реальном отдельном компьютере. Самое интересное достоинство этой технологии – это возможность запуска нескольких виртуальных компьютеров внутри одного реального, при этом все виртуальные компьютеры могут работать независимо друг от друга.
При использовании облачных вычислений потребители информационных технологий могут существенно снизить капитальные расходы — на построение центров обработки данных, закупку серверного и сетевого оборудования, аппаратных и программных решений по обеспечению непрерывности и работоспособности — так как эти расходы поглощаются провайдером облачных услуг. Кроме того, длительное время построения и ввода в эксплуатацию крупных объектов инфраструктуры информационных технологий и высокая их начальная стоимость ограничивают способность потребителей гибко реагировать на требования рынка, тогда как облачные технологии обеспечивают возможность практически мгновенно реагировать на увеличение спроса на вычислительные мощности.
При использовании облачных вычислений затраты потребителя смещаются в сторону операционных — таким образом классифицируются расходы на оплату услуг облачных провайдеров.
Для объяснения экономической составляющей облачных подходов к вычислениям часто используется аналогия с услугами водо- или электроснабжения, предоставляемыми в развитых инфраструктурах по соответствующим коммунальным сетям, легкодоступными и оплачиваемыми по мере потребления, в сравнении с разработкой каждым потребителем собственного водозабора или монтированием собственной электроустановки