В чем заключается красота музыки сочинение
Как музыка влияет на человека? итоговое сочинение ЕГЭ с аргументами
ПОДЕЛИТЬСЯ
Как музыка влияет на человека? 7 примеров итогового сочинения ЕГЭ 2021-2022 по литературе на данную тему для допуска 11 классов к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.
Аргументы для направления «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
Примерные темы итогового сочинения 2021-2022
Как музыка влияет на человека? итоговое сочинение ЕГЭ
Музыка всегда оказывала благотворное влияние на человека. Она успокоит и утешит в сложные времена, она развеселит, когда на душе легко, она сблизит людей в танце и совместном пении. Каждый человек находит в мелодии то, что ищет в данную минуту, и его настроение улучшается. Чтобы доказать это утверждение, обратимся к литературе.
Музыка утешает и героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Матрена Тимофеевна прожила непростую жизнь, и даже рассказы о событиях минувших лет вызывают у нее слезы. Повествуя странникам о своих злоключениях и испытаниях, Матрена разбавляет горькие думы песнями. И народная музыка дает ей силы продолжить свою историю. Теми же средствами воздействует на народ Гриша Добросклонов, народный заступник. Он сочиняет стихи и поет для людей песни о свободе и справедливости. Слушатели находят в них энергию для новых трудов и преодоления невзгод. Благодаря искусству они осознают национальную идентичность и поднимают склоненные головы, чтобы отстаивать свои права. Вот так музыка поддерживает и просвещает героев.
Таким образом, музыкальное искусство является источником сил для человека. Оно утешает и поддерживает его, развлекает и ободряет в трудные часы. Мелодия открывает личности тайные богатства ее души, среди которых любовь, отзывчивость, благородство. Она же может вдохновить нас на поиски своего места в мире и на борьбу за лучшее будущее.
Пример итогового сочинения ЕГЭ №2
Музыка всегда была для человека подспорьем, необходимым для движения вперед. Искусство звуков мотивировало его на борьбу с судьбой и ободряло в самые мрачные времена. Оно же заставляет задуматься о высоких темах и чувствах, помогает вырваться из круговорота суеты и обыденности. Чтобы подтвердить сказанное, приведу литературные примеры.
Вспомним рассказ И.С. Тургенева «Певцы». Рассказчик оказывается на состязании певцов. Он с удовольствием слушает исполнение рядчика, который хорошо владеет голосом и берет высокие ноты. Мало кто сомневается уже в его победе. Но вдруг на сцену является Яшка Турок. Хриплым и низким голосом он поет душераздирающую песню, страстную и неистовую в своем великолепии. Все в зале замирают и уносятся далеко-далеко. Музыка вырывает их из грязного кабака и дает силы воспарить над землей. Все думают о своей жизни, заглядывают вглубь себя. Яшка затронул потаенные струны души и сыграл на них тоскливую песню о русской действительности. И сам рассказчик был пленен его исполнением. Этот пример позволяет сделать вывод, что музыка способна сделать человека лучше и чище. Она вдохновляет его на самопознание и работу над собой. Пусть ее магия действует не так долго, как хотелось бы, но она преображает душу на краткие мгновения соприкосновения с творчеством.
Музыка может дать человеку силу жить, даже если все, что его окружает, безрадостно. Это доказывает пример из рассказа А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда». Главный герой беден и стар, вся его жизнь была безысходна и наполнена тоской. Он постоянно пытался заработать, бегал за удачей, но она отворачивалась, и положение оставалось бедственным, несмотря на все усилия. Детей у Якова не было, с женой отношения были холодные, ведь он все время был занят погоней за материальными благами. Он не замечал красоты природы и простых радостей, был несчастен и слеп. Но дожил до седин благодаря музыке. В самые тяжелые моменты он щипал струны скрипки и играл на ней. Даже ночью он ложился спать вместе со своим инструментом, чтобы находить утешение. И последние минуты жизни он посвятил созданию песни, передающей все его душевное состояние. Данный пример заставляет задуматься о том, что музыка поддерживает человека и является его лекарством от житейских невзгод.
Таким образом, музыка влияет на человека положительно. Она поднимает его настроение, разгоняет сгустившиеся тучи проблем. Она же вдохновляет его на проявление лучших качеств характера. Ее неземная красота помогает душе воспарить ввысь и очиститься от скверны тоски, гнева, отчаяния. У каждого есть свои любимые песни, способные на чудо.
Пример итогового сочинения ЕГЭ №3
Музыка – это один из самых трогательных и душевных видов искусства. Она живет в каждом из нас и способна творить чудеса. Прослушивание музыки помогает сосредоточиться, настроиться на определенный лад. Она влияет на наше восприятие мира и на отношение к окружающим.
В тяжелых жизненных ситуациях, музыка помогает снять стресс и прибавляет душевных сил. Если вспомнить эпизод из романа «Война и Мир» Л.Н. Толстого, то можно увидеть, как музыка помогла главному герою избавиться от дурных мыслей и найти выход из тяжелой ситуации. Когда Николай Ростов проигрывает в карты крупную сумму денег, он возвращается домой и понимает, что должен признаться во всем отцу. Тяжелые мысли не дают ему покоя, стыд и слабость приводят Николая к мысли о самоубийстве. Песня сестры Наташи заставляет его задуматься. Звуки музыки возвращают ему радость жизни и веру в себя. Ростов понимает насколько сильно он дорожит своей семье и, собравшись с духом, признается в своем поступке отцу. Таким образом именно музыка помогла Николаю в трудную минуту, она подсказала ему выход из тяжёлой ситуации и уберегла от неправильных решений.
Музыка способна пробудить в человеке радость к жизни, помочь ему найти истинную любовь. Так в романе «Обломов» И. Гончарова, главный герой влюбляется в Ольгу. Однажды Илья Ильич слышит, как девушка поет и его настолько поражает голос и чарующие звуки песни, что он начинает испытывать к ней прекрасное светлое чувство. Музыка повлияла на мировосприятие главного героя и открыла в нем жажду к жизни.
В наше время существует огромное количество разнообразных музыкальных жанров. Каждый человек отдает предпочтение определенному жанру. Конечно, классическая музыка никогда не выйдет из моды, это искусство, прошедшее испытание временем. Любая музыка способна влиять на человека. Кто-то не может сосредоточиться, и только определенная композиция помогает настроиться на нужный лад. Бывает так, что прослушивание музыки снимает стресс и даже помогает выбраться из тяжелого психологического состояния. Для кого-то звуки музыки – это дверь в счастливое и радостное прошлое, портал в приятные воспоминания и трогательные моменты.
Вспомним произведение Л.Н. Толстого «Альберт». Бедный и не совсем здоровый скрипач оказывается на приеме в одном из домов Петербурга. Он ведет себя странно и неуместно, чем вызывает насмешки присутствующих. Но как только Альберт берет в руки скрипку и начинает играть, все забывают, что он нищий и больной. Присутствующие на приеме люди слышат лишь чарующие волшебные звуки музыки. Слушатели будто вновь возвращаются в прошлое, переживают самые трогательные моменты своей жизни. Один из присутствующих – Делесов настолько поражен мелодией, что вспоминает свой первый поцелуй и по его щекам непроизвольно льются слезы.
В заключении стоит сказать, что музыка – это великое искусство, способное влиять на души и сердца людей. Музыка играет большую роль в жизни каждого человека, она способна подарить утешение или же вознаградить вдохновением.
Пример итогового сочинения ЕГЭ №4
В дни войны и в мирные дни человек ищет для себя нечто такое, что поможет ему забыться или, наоборот, придаст сил жить и бороться дальше. Такими врачевательными свойствами обладает один из видов искусства, а именно… музыка.
Какое влияние может оказать музыка на человека? Над этим важным нравственно-эстетическим вопросом задумывался не один человек. Не исключением стали и наши писатели. Так, например, Евгений Носов в рассказе «Шопен, соната номер два» повествует о том, как игра героя рассказа дяди Саши на музыкальных инструментах повлияла на душу героини, потерявшей на войне близких. Соната Шопена, говорит писатель, наполняла комнату «неутешным взрыдом», а «звуки страдания тяжко бились, стонали» в комнате.
По мнению Е. Носова, звуки музыки были созвучны настроению слушателей. Героиня текста вбирала в себя скорбь и печаль раненой души композитора «таким же израненным сердцем матери». Соната помогла облегчить и разделить боль тех людей, которые оплакивали погибших воинов. Автор приходит к выводу: музыка влияет на душу человека, помогает пережить тяжёлые моменты жизни и тем самым утешает в горе.
Иван Сергеевич Тургенев также с раннего детства любил и ценил музыку. У него был безукоризненный музыкальный слух, поэтому звуки музыки часто звучит на страницах книг писателя. В рассказе «Певцы» есть фрагмент, в котором описывается пение Якова Турка. Слушатели не выражают эмоции, потому что переживают массу чувств, которые очень сложно выразить словами или действием. Происходит это потому, что люди, как правило, предпочитают молчать о том, что их действительно глубоко волнует. Тургенев рассказывает нам об искусстве, призванном вызывать глубокий отзвук в душе человека, пробуждать в нем стремление к высокому.
И в заключение хочу сказать, что чудесная сила музыки благотворно влияет на человека. Только слушать надо настоящую музыку, которая может исцелить от любых недугов сердце и мысли человека.
Пример итогового сочинения ЕГЭ №5
Как музыка влияет на человека? На этот вопрос каждый дает ответ по разному. Я считаю, что она влияет как положительно так и отрицательно, ведь хорошей музыки сейчас не так много, но есть исключения.
Положительное влияние оказывает в большей степени классическая музыка. Человек, слушая композиции в таком жанре, погружается в себя, в свои мысли. Каждый из нас слушает песни, ориентируясь на свой музыкальный вкус. Кому-то нравится рок, кому-то рэп, кому-то тот же Чайковский или Бетховен. Если вдруг человек проснулся в плохом настроении и включил свою любимую песню, то на душе становится тепло и приятно, и быстро поднимается настроение; хочется начинать новые дела, радоваться новому дню, и просто быть счастливым человеком.
Также можно привести в аргумент известного во всем мире исполнителя MiyaGi. Этот человек творит чудеса. Он залечивает души людей своими песнями. В них очень огромный и глубокий смысл, хотя многие говорят обратное. Я считаю, что этот исполнитель добился того, чего хотел и радует нас своими композициями.
Одна из его песен :»Сонная лощина». В начале произведения автор Азамат Кудзаев говорит о любви к музыке. Судьба сыграла с ним очень злую шутку(у него умирает 3-х летний сын; по неосторожности ребёнок выпал из окна), но он находит в себе силы и продолжает писать музыку. В середине своей аллегории MiyaGi рассказывает о возможности быть услышанным и пытается донести до нас следующие строчки:» Ты собери себя потом, ты же по сути молодой, Сонная Лощина — не веди за собой».
Таким образом, действительно музыка сильно влияет на подсознание человека. Она заставляет задуматься о смысле жизни и помогать людям лечить их души.
Пример итогового сочинения ЕГЭ №6
Как музыка влияет на людей? Любой вид искусства имеет свои сильные и слабые стороны. Так, книга передаёт какое угодно явление жизни, раскрывает с помощью слов характер героев или создаёт картины природы. Полотна художников то же самое передают своими средствами. С помощью красок чётко возникают пейзажи, люди, окружающая их обстановка. Но я считаю, что именно музыка занимает видное место в системе искусств. Своё мнение хочу подтвердить несколькими примерами.
Рассказ К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» повествует о встрече маленькой девочки с великим композитором Эдвардом Григом, который помог ей донести до дома корзину с еловыми шишками и обещал подарить ей одну интересную вещь, но не сейчас, а лет через десять. И через десять лет уже восемнадцатилетняя девушка получила этот обещанный подарок – музыкальную пьесу Эдварда Грига. Рассказ передаёт впечатление девушки: в этой музыке девушка слышала и звуки родного ей леса и гор, и зов жизни, в которой много любви. Эта музыка открыла перед героиней рассказа то прекрасное, чем должен жить человек.
Героя другого рассказа К.Паустовского «Старый повар» как-то навестил незнакомец. Это был великий Моцарт, но никто этого не знал. Умирающий старый повар был слеп, перед смертью он хотел ещё раз увидеть солнце, сад, свою покойную жену Марту. Незнакомец сел за клавесин и сказал: «Слушайте и смотрите». Он заиграл, и старик увидел свою встречу с будущей женой Мартой, услышал её смех, а потом перед ним стали возникать новые картины. Моцарт помогал ему увидеть их, подсказывая, что скрывают звуки музыки: краски ночи, от чёрной до голубой; распускающиеся белые цветы на деревьях; первый луч солнца, осветивший каменную ограду; небо, которое становится всё синей; стаи птиц, пролетающих над Веной. И слепой старик вскрикнул: «Я вижу всё это!».
Вот теперь я отвечу на вопрос: как же музыка влияет на людей? Музыка, не говоря ни слова, не пользуясь красками, способна лишь одним сочетанием звуков вызвать у людей любые переживания, создать настроение, любой образ, она зовёт к раздумьям, восхищает слушателей тем, что из набора звуков рождается прекрасное звучание. Музыка развивает людей, ведь слушатель домысливает недостающее, дорисовывает в своём воображении слышимое.
У Ромена Роллана есть такое высказывание: «Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком её радостей и скорбей».
Пример итогового сочинения ЕГЭ №7
Как музыка влияет на душевное состояние человека? Этим вопросом задаются многие писатели и публицисты. Не стал исключением и Л.Н.Толстой.
Таким образом, Л.Н.Толстой ставит проблему влияния музыки на состояние души человека. Автор пытается донести до нас мысль о том, что музыка играет большую роль в жизни человека, она отражает наши переживания и сомнения, счастье, влюбленность, скорбь, боль потери — все, что мы только можем чувствовать.
В чем заключается красота музыки сочинение
Сейчас 51870 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте
Новости сайта
Уважаемые гости! Друзья, до экзаменов остается совсем немного времени. Предлагаем вам воспользоваться нашим ВИП-разделом, где ваши работы будут закрыты от любопытных взглядов. Кстати, цена на месяц в условиях пандемии руководством сайта снижена. Заходите в ВИП-раздел, выставляйте свои сочинения как по литературе, так и по русскому языку. Мы проверим столько ваших работ, сколько вы напишите. Ждем вас в ВИП-разделе. Мы поможем вам! Подробнее >>
(1)Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков − важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. (2)Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. (3)Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только
в окружающем мире, но и в самом себе.
(4)В зимние дни, когда снегом засыпало все наши тропинки, мы сидели в школьной комнате, слушали мелодии П. Чайковского, Э. Грига, Ф. Шуберта, Р. Шумана.
(5)Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.
(6)Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления. (7)Задача заключается в том, чтобы музыкальная мелодия открыла в каждом сердце животворный родник человеческих чувств. (8)Но мелодия − этот язык человеческих чувств − доносит до детской души не только красоту мира: она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство.
(9)Стихийное, неорганизованное воздействие музыки на детей не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию: ребёнок оказывается заложником музыкального шума, он подавлен нагромождением звуков, он не способен отличить красоту от уродства. (10)Так и пойдёт он в мир, растерянный, неуверенный в себе.
(11)Нельзя просто посадить ребёнка и заставить его слушать музыку, нет, у ребёнка должен быть Учитель, который поможет ему в музыкальном воспитании. (12)Я подбирал для слушания мелодии, в которых в ярких образах, понятных детям, переданы звуки, что они слышат вокруг себя: очаровательное щебетанье птиц, шелест листьев, рокотание грома, журчание ручья, завывание
ветра. (13)Я использовал не больше двух мелодий в месяц, но перед знакомством с каждой мелодией проводил большую воспитательную работу, цель которой − пробудить у детей желание ещё и ещё раз послушать музыку, добиться, чтобы каждый раз ребята открывали в произведении новую красоту.
(14)Ранней осенью, когда в прозрачном воздухе отчётливо слышится каждый звук, я предложил прослушать мелодию «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова. (15)Музыка нашла у детей эмоциональный отклик. (16)Малыши говорили: (17)«Шмель то приближается, то отдаляется. (18)Слышится щебетанье маленьких птичек. » (19)Ещё раз
слушаем мелодию. (20) Потом идём к цветущей медоносной траве.
(21)Дети слышат пчелиную арфу, жужжанье шмеля. (22)А он, большой, лохматый, то поднимается над цветком, то опускается. (23)Дети в восторге: ведь это почти такая же мелодия, как и записанная, но в музыкальном произведении есть какая-то своеобразная красота, которую композитор подслушал в природе и передал нам. (24)Детям хочется ещё раз услышать записанную мелодию.(25)В том, что до сих пор казалось им обычным, открылась красота −
такова сила музыки.
(по В. А. Сухомлинскому*)
*Василий Александрович Сухомлинский (1918−1970) – выдающийся педагогноватор.
Когда музыку венчает красота
В музыке отражается красота мира.
Музыка – это исповедь души.
Музыка не всегда прямо влияет на общество, но она духовно обогащает человека. Прежде всего, это относится к музыке Вольфганга Амадея Моцарта.
В музыке низкого сорта обнаженная чувственность и соблазнительная красивость вытесняют благородные чувства. Чтобы убедиться в верности этой мысли, сопоставьте такие оперы, как «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина и «Миндия» Отара Тактакишвили. Музыку грузинского композитора отличает высокая духовность.
Каков стиль оперы, таковы ее герои: у романтика Винченцо Беллини – мечтательные, у реалиста Джузеппе Верди –благородные, у вериста Джаккомо Пуччини – страстные, у экспрессиониста Альбана Берга и подражающего ему Дмитрия Шостаковича – необузданные. Насколько сильно влияние Берга на Шостаковича, почувствует каждый, кто сравнит музыку «Воццека» и Катерины Измайловой».
Где нет знаменитых певцов и просвещенной публики, там опера не приживется. В таком случае пусть молодой композитор не питает иллюзий, что создаст полноценный оперный спектакль. Нет, чудо не произойдет. Никто, даже такой гений, как Петр Ильич Чайковский, не застрахован от «сюрпризов» оперы.
Далеко не всегда новый музыкальный язык отличается тембровым богатством. Насколько нова, настолько же и красочна музыка Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Колористически ярок музыкальный стиль ранних опер «Соловей» Игоря Стравинского и «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева. Однако в дальнейшем пути соотечественников расходятся: тонкое стилистическое чувство Стравинского вырождается в примитивную стилизацию, тогда как прокофьевский интерес к стилю позволяет окрашивать музыку в свежие тона. Прокофьев не занимается стилизацией, он творчески переосмысливает музыку композиторов прошлого. Он развивает традиции Петра Чайковского и Антонина Дворжака, пересоздающих моцартовский стиль в собственный музыкальный язык.
Стилизация бывает посредственной, талантливой и гениальной. Последнюю, к слову сказать, уже нельзя называть стилизацией: Сергей Слонимский показывает себя талантливым мастером русского стиля в опере «Виринея», напротив, Сергей Прокофьев выступает как гениальный композитор в стилистически тонких Первой и Седьмой симфониях.
Нередко произведения композиторов на мифологические, религиозные, исторические темы дышат «священным трепетом древности» (Теодор Адорно). Однако неоклассические реконструкции прошлого, как правило, бледны и безлики. Таковы «Царь Эдип» Игоря Стравинского и «Эдип» Джордже Энеску.
Бывает так, что светская музыка духовна, а «религиозная» – бездуховна. Все дело в том, кто пишет музыкальное произведение – гений или посредственность. Существует огромная разница между подлинным искусством гения и имитацией посредственности: первый – творит, второй – подражает. В таком соотношении находятся Р. Шуман и Г. Вольф, И. Брамс и М. Брух, П. Чайковский и А. Аренский. Впрочем, Вольф, Брух, Аренский – не совсем посредственности, а, так сказать, талантливые посредственности!
Каждый новый шаг в музыке сопровождается восстанием красоты: ослепительной, дерзкой, бросающей вызов консервативной публике. Именно такой кажется современникам новаторская музыка К. Глюка, Л. Бетховена, Р. Вагнера, М. Мусоргского, К. Дебюсси, А. Шенберга, С. Прокофьева. Этот ряд имен нетрудно продолжить, и тогда мы поймем, что революционное обновление выразительных средств – необходимое условие для эволюционного развития искусства.
Музыке свойственна внутренняя, духовная красота. Какую бы музыку не взять – народную или профессиональную, светскую или религиозную – в ней действует закон духовной красоты. Если музыка талантливая, она дарит эстетическое наслаждение, равное тому, какое испытываем в момент созерцания красоты Божьего мира. Это первый уровень духовной красоты! Если музыка рождается в минуты Божественного вдохновения композитора, она приносит душевную радость, сравнимую разве что с райским блаженством. Это второй уровень духовной красоты! Есть еще и третий: он относится к религиозной музыке, в которой человеческий дух возносится к Богу. Все три уровня духовной красоты (эстетическое наслаждение, душевная радость и духовный восторг) являются постепенным восхождением к Отцу Небесному. Это позволяет ставить рядом, казалось бы, далекие друг от друга музыкальные произведения: скажем, «сатанинскую» «Вальпургиеву ночь» из «Фауста» Ш. Гуно, сладострастные «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» А. Бородина и боговдохновенные «Страсти по Иоанну» И.С. Баха!
Музыка проявляет незаинтересованный интерес к красоте. Музыка рациональна ради иррациональной красоты. Красота в музыке выше религиозных, философских, моральных сентенций. Она сияет, как солнце и становится солнечной красотой. Солнечная красота озаряет музыку Антонио Вивальди, Джоаккино Россини, Жоржа Бизе, Сергея Прокофьева. Но символом композитора солнечной красоты является Вольфганг Амадей Моцарт! Духовная красота музыки Моцарта светится, как солнце, как счастье, как Божий лик! Следовательно, моцартовскую духовную красоту образуют три субстанции: 1. Природная (солнце), 2. Человеческая (счастье), 3. Божественная (райское блаженство). Если в музыке Моцарта три субстанции находятся в гармоническом равновесии, то в музыке Россини преобладает солнечный свет, а в музыке Бизе и Прокофьева – человеческое счастье. Этим универсальная моцартовская красота принципиально отличается как от красоты Россини, так и от красоты Бизе и Прокофьева.
Петр Ильич Чайковский восхищают слушателей красивыми мелодиями – трепетными, нежными, ласковыми. Его мелодия любви, набирая силу и мощь, расширяется в пространстве и времени, пока не достигает апогея общечеловеческого счастья. Своей задушевностью лирические мелодии Чайковского близки к мелодиям Мендельсона-Бартольди и Грига. Они необыкновенно выразительны, хотя и не так ослепительно ярки, как мелодии Россини и Бизе.
Петр Чайковский создает мелодии сердечной, душевной красоты. Такой тип мелодии характерен романтической и реалистической музыке XIX столетия. Но Чайковскому выпадает великая миссия обобщить ранее накопленный опыт в мелодизме и подняться на вершину музыкального искусства. В его творчестве мелодическое мышление достигает кульминации. После Чайковского происходит медленный спад мелодической, а, значит, музыкальной красоты.
Особенно надо выделить композиторов, создающих мелодии мудрой красоты: это Иоганн Себастьян Бах, Антон Брукнер, Иоганнес Брамс. Целомудренной чистотой и взволнованной нежностью отличается лирическая тема из 3-й части Третьей симфонии Брамса! Слушая ее, кажется, будто ангел касается вашего плеча и зовет в райские кущи! А ведь это не религиозная музыка!
Музыкальная красота предназначена не только для того, чтобы ею восхищаться, она требует от слушателей активного сотворчества. Главным образом это относится к музыке композиторов-мыслителей – И.С. Баха, Г. Генделя, Л. Бетховена, Р. Вагнера, С. Франка, А. Брукнера, Г. Малера.
Представьте себе, сколько надо затратить внимания и душевных сил, чтобы проследить, как возникают и переплетаются десятки лейтмотивов в оперной тетралогии «Кольцо Нибелунга» Рихарда Вагнера! Кроме этого еще надо воспринять мощный дух немецкого гения, осмыслить его место в мировой культуре. Разве гомеровский размах творчества Вагнера не требует от нас созидательной работы, очень важной для обогащения собственного духовного мира и торжества вагнеровской музыки во всем мире?!
Крайне важно понимать, как идет процесс утверждения красоты в музыке. Не зная этого, не сумеем объяснить, почему Петр Чайковский стремится к моцартовскому, а не к бетховенскому идеалу красоты. Не поймем, почему он боготворит Моцарта и прохладно относится к Шопену – такому же чародею мелодий, как и он сам! Из ревности? Или безразличия? Моцарт для Чайковского – недосягаемая звезда! Напротив, Шопен – равный ему талант!
Красота продлевает жизнь музыки, музыка содействует торжеству красоты. Красота изначально свойственна музыке. При этом не важно, о какой музыке идет речь: старинной, классической или современной. Красивую музыку будут помнить люди многих поколений. Среди композиторов-гуманистов XX столетия выделяются благородный Ф. Крейслер, грустный Я. Сибелиус, импульсивный Э. Вилла-Лобос, лучезарный С. Прокофьев, трагедийный Б. Бриттен, жизнерадостный А. Хачатурян, возвышенный Г. Свиридов, благостный А. Пярт, вселенский Г. Канчели.
Когда слушаешь гениальное произведение, кажется, что красота музыки замедляет бег времени, а в момент ее торжества – оно вовсе останавливается. Чувствуешь приближение некоего таинства: время, словно распахивает Врата вечности. Раскроем тайну гетевского «Остановись мгновение»! Глубоко символично, что Реквием В. Моцарта и Шестая симфония П. Чайковского имеют ряд общих свойств: они оказываются, во-первых, последними их произведениями, во-вторых, трагедийными, в-третьих, совершенными и прекрасными, в-четвертых, в высшей степени выразительными, в-пятых, гениальными! Траурный Реквием Моцарта и скорбная Шестая симфония Чайковского вводят нас в атмосферу прощания с усопшим. В такую минуту мы думаем о жизни и смерти, о бренности земного существования, о добрых делах, совершенных умершим человеком… Тягостный гнет утраты постепенно рассеивается. В момент погребения мы уже знаем, что его душа будет там, где отсутствует время, что она вознесется к Богу и станет бессмертной. В этот миг наступает торжество духовной красоты, которая озаряет и мир, и нашу душу!
Красота имеет одно свойство: безобразное превращать в прекрасное. Красота наделяет отрицательные персонажи оперы такими чертами, какие вызывают к ним интерес и даже симпатии: получается так, что задним числом мы оправдываем их неблаговидные поступки. Зрители великодушно принимают жуликоватого Фигаро, расчетливого Дон Жуана, злонамеренного Мефистофеля, ревнивого Отелло, безумного Германа. Каков процесс преобразования безобразного в прекрасное? Он имеет несколько стадий:
1) красота господствует;
2) красота преобладает;
3) красота, соединяясь с безобразным, притягивает его к себе;
4) красота наделяет безобразное привлекательными чертами;
5) красота обращает безобразное в прекрасное;
6) прекрасное и безобразное, преобразованное в прекрасное создают диалектическое единство.
Акт преобразования совершается на уровне:
а) музыкального языка;
б) этики;
в) эстетики;
г) художественной формы;
д) талантливого произведения искусства, которое нравится людям.
Из века в век красота преобразует безобразное в прекрасное, и с каждым столетием делать это ей становится все труднее. Из века в век люди меняют свое отношение к красоте, которая ценится ими все меньше и меньше. Они по-разному относятся и к безобразному, преобразованному красотой в прекрасное: иронично – в XVIII веке; критично – в XIX; отрицательно – в XX. Люди XX столетия подвергают сомнению прекрасное и преобразованное безобразное в прекрасное, ставят под вопрос животворную силу красоты. В XX столетии преобразованное безобразное начинает отдаляться от прекрасного: когда же оно рвет тонкую нить между ними, становится действительно безобразным, превращается в сознательное отрицание добра и красоты, в озлобленность, разнузданность, жестокость, так сказать, в разрушительную, демоническую силу! Ярость безобразного доходит до предела.
Вовсе не реалистическое правдоподобие, а красота делает музыкальное произведение совершенным. Благодаря красоте опера «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова приобретает черты целостного поэтического спектакля, что не скажешь его исторически правдивой «Царской невесте». Основной недостаток «Царской невесты» состоит в том, что в ней правда выступает на передний план.
В талантливом музыкальном произведении красота и правда взаимосвязаны: правда обогащает красоту, красота продлевает век правды. Возможно, что правдивая музыка «Бориса Годунова» Модеста Петровича Мусоргского еще долго будет волновать людей, тогда как у прекрасной вердиевской «Травиаты» вечная жизнь!
Правда воплощается, главным образом, в содержании музыкального произведения, красота – в форме. Тем не менее, содержание и форма образуют неразрывное целое. В классической музыке оба элемента находятся в равновесии, в музыкальном модернизме правда главенствует над красотой. Структура классической музыки гармонична, модернизма – дисгармонична. С этой точки зрения С. Прокофьев – классик, Д. Шостакович – модернист!
Красота формы, т.е. классическая форма, достигает абсолютного совершенства в музыке Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена. Позднее красота формы начинает уступать свое место правде содержания. Особенно интенсивен этот процесс в романтизме Р. Вагнера, А. Брукнера, Г. Малера, в реализме М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова. Не один раз автор «Бориса Годунова» и «Хованщины» переставляет местами картины своих опер, так и не решив до конца, какой должна быть форма оперы. Окончательное разбалансирование формы и содержания происходит в музыкальном модернизме XX столетия.
Модернизм – это безраздельное господство негативного содержания над разрушенной формой. Постмодернизм – это беспомощная, а значит, провокационно-ложная попытка формы отвоевать у содержания былые позиции. Краеугольный камень модернизма – эксперимент, постмодернизма – имитация. Модернизм – это А. Шенберг – К. Штокхаузен, постмодернизм – И. Стравинский – А. Шнитке. Как видим, немецкая музыка XX века – экспериментирует, русская – подражает!
Содержание и форма – двуедины. От красоты зависит, насколько будет гармоничным их взаимосочетание. Красота не допускает союза прекрасного содержания и несовершенной формы или безобразного содержания и совершенной формы. Следовательно, совершенная форма не примет безобразное (негативное) содержание, вроде апокалипсического катастрофизма Кшиштофа Пендерецкого или сатанинских неистовств в произведениях Альфреда Шнитке. В памяти всплывает сюрреалистическая сцена из его кантаты «История доктора Иоганна Фауста», в которой Мефистофель танцует сладострастное танго. На наших глазах происходит торжество беснующейся плоти! В такой ситуации форма картины, как и всей кантаты Шнитке, теряет художественную ценность.
Традиция – это дерево со старыми корнями и молодой листвой. Традиция создает базу для эволюционного развития музыки, разрыв с традицией ввергает музыку в революционную пучину. Истовым революционером в музыке выступает Арнольд Шенберг, но самым радикальным – Карлхайнц Штокхаузен. Они разрушают основы музыкального искусства. Они взрывают плотину гармонии, и хлынувшие селевые потоки сносят с лица земли изящные павильоны и беседки классической музыки. Иное дело Арам Ильич Хачатурян: он развивает традиции русской классической музыки. Армянский композитор создает полноценное, жизнеутверждающее искусство. В лучах солнца зреют гроздья винограда, благоухают сады, в небе стрекочут птицы – во всем живом пульсирует энергия и радость жизни! Это великолепие звучит в блестящем Скрипичном концерте Хачатуряна – гения, открывающего нам глаза на земной рай! Не здесь ли кроется суть истинного новаторства?
Не существует раз и навсегда данной музыкальной формы. Форма – это процесс, который длится во времени и развертывается в пространстве. Форма подобна живой материи, неосторожное прикосновение к которой пагубно для музыки. Изменив в симфонии хотя бы одну ноту или динамический оттенок, композитор создает новую форму. Так случается даже тогда, когда он ставит другую дату окончания партитуры. Зачеркивая на титульном листе Третьей симфонии посвящение Наполеону Бонапарту и называя ее «Героической», Людвиг ван Бетховен, по сути дела, создает новое произведение!
Арнольд Шенберг изобретает серийную технику письма, некое подобие музыкального эсперанто. Вслед за Шенбергом на этом языке начинают изъясняться композиторы-умники из многих стран мира, но простые люди не понимают их музыку. В результате встает непреодолимая преграда между элитой и народом, в чем, безусловно, повинен Шенберг. Его ученик Альбан Берг агрессивно набрасывается на красоту в экспрессионистской опере «Воццек». Что в результате видим на сцене? Резню! Лужи крови! Страх! Отчаяние!
Духовная сущность музыки воплощается в ее красоте. Максимально взвинченный экспрессионизм А. Берга, Д. Шостаковича, Р. Щедрина, А. Шнитке рубит под корень оперный жанр. В духе «Воццека» А. Берга создаются «Нос», «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича, «Мертвые души» Р. Щедрина, «Жизнь с идиотом», «История доктора Иоганна Фауста» А. Шнитке.
Игорь Стравинский – пленник собственного любознательного ума. Композитор неудержим в поисках экстравагантных, необычных, прельстительных форм музыки. Он обладает острым чутьем к малоизвестному или забытому в искусстве.
Зыбка связь композитора-экспериментатора с обществом. Для кого Джон Кейдж «сочиняет» фортепианную пьесу «Четыре тридцать три», если не для адептов модернизма, пожелавших насладиться тишиной четыре минуты и тридцать три секунды? Единственное, что удается Кейджу, так это блеснуть перед коллегами оригинальным композиторским приемом звучащей паузы!
Музыка без высших идеалов – антигуманна. Показывать на оперной сцене отвратные моменты жизни – это циничный вызов обществу! Имеющие место в среде интеллектуальной элиты эксгибиционистские выпады, не делают честь даже гениальному Карлхайнцу Штокхаузену! Нет ничего оригинального в идее показать Вселенную в образе женщины, из чьей плоти рождается мир! Штокхаузен изображает этот акт во всей эпатирующей сексуально-эротической наготе! Такой супероригинальной картиной открывается первая опера «Свет» оперной гепталогии Штокхаузена.
Без красоты музыка не существует. Не беря в расчет красоту, композитор-экспериментатор отнимает у музыки душу. К. Штокхаузен не создает музыку, а «исследует» музыкальную «материю», определяет физическую массу звучащих «атомов», «электронов», «протонов», скорость их движения, пространственно-временные параметры существования. Одним словом, перед нами – композитор-физик!
Модернизм заменяет тонко чувствующее сердце механическим стимулятором, снаряжает композиторов математическими правилами, схемами и логическими комбинациями (для этой цели служит, в частности, 12- тоновая техника письма А. Шенберга).
Модернизм не способен ни развивать, ни преумножать классическое наследие. Шенбергская фетишизация нового является выражением страха и растерянности перед неспособностью создавать прекрасное искусство.
Модернизм и авангардизм отображают отчаяние и ужас людей, живущих в эпоху революций, мировых войн, угрозы всемирной катастрофы.
Модернизм и авангардизм – это звуковой Апокалипсис.
Как правило, одни модернисты враждебно относятся к другим, одни модернистские течения отвергают другие. Выходит так, что искусство без красоты отрицает искусство, имеющее некоторый остаток красоты. Именно искусство без красоты есть то, что находится по ту сторону «Черного квадрата» Казимира Малевича и «звучащей паузы» Джона Кейджа.
«Черный квадрат» К. Малевича – это, как выражается Теодор Адорно, «позитивное ничто», «позитивный смысл бессмыслицы». В чем суть этого парадокса? Разгадка проста: К. Малевич словно говорит нам, что за пределами «Черного квадрата» нет и не может быть искусства. Можно сказать аллегорически: «Черный квадрат» Малевича – это «печать дьявола», поставленная на полотне искусства!
Музыка XXI века противопоставляет культу зла модернизма и культу ложной красоты постмодернизма идеал истинной красоты. Время требует здорового, полноценного музыкального искусства.
Теперь определим сущность искусства.
Искусство – это египетский сфинкс, в загадочной улыбке которого таится земная и Небесная мудрость.
Искусство – это игра детей в песочнице, уверенных, что строят настоящие крепости и замки.
Соедините вместе мудрость сфинкса и наивность детей, и вы поймете, что искусство держится на мудрой и одновременно наивной красоте!
Именно ее мы видим на картинах Рафаэля Санти и слышим в музыке Вольфганга Амадея Моцарта!