В чем заключается логическая несостоятельность термина святая ложь
Святая ложь (Ложь во спасение)
и (значение фразеологизма) — ложь, оправданная необходимостью, с благой целью.
Это выражение буквальный перевод латинского Pia fraus (пиа фраўс). Выражение применил Овидий в рассказе о дочери Лигда («Метаморфозы», IX, 711). Лигд сказал своей беременной супруге, что она обязана родить мальчика. Если же та родит дочь, то он убьет младенца. Беременная Телетуза увидела во сне богиню, вдохновившую её, и когда родилась девочка, ради спасения выдала её за мальчика:
«705 Выпало: дочь родилась, а отец и не ведал об этом.
Девочку вскармливать мать отдает, объявив, что родился
Мальчик. Поверили все. Лишь кормилица знает про тайну.
Клятвы снимает отец и дает ему дедово имя,
Ифис — так звали того. Мать рада: то имя подходит
710 И для мужчин и для женщин; никто заподозрить не может.
Так незаметно обман покрывается ложью невинной«.
Девочка получила имя Ифис и её растили как мальчика, пока она не достигла совершеннолетия. К Ифис была посватана невеста, в которую та, считая себя мужчиной, влюбилась. Тогда её мать обратилась к богине, и та обратила Ифис в настоящего мужчину.
Близка по смыслу русская пословица — Сладкая ложь лучше горькой правды.
Фраза «Ложь во спасение» из Библии, но применяемое значение этого выражение расходится со смыслом этой фразы в Библии. Так, в старославянском тексте Библии сказано (Ветхий завет, Псалтырь, псалом 32, ст. 17): «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется». Русский синодальный перевод этой фразы: «Ненадежен конь во спасение, не избавит великою силою своею».
Как видим, эта цитата из Библии не оправдывает ложь, но в речи фраза «ложь во спасение» означает оправданную ложь.
В словарях
Примеры
«Похождения бравого солдата Швейка» (1923 г., перевод П.Г. Богатырёв (1893 – 1971)), ч. 4, гл. 1:
«С той поры, когда его звали к генералу Финку, он несколько раз пытался отречься от всяческих земных наслаждений, ссылаясь на больной желудок. Он верил, что это ложь во спасение и что она избавит его душу от мук ада.»
«— Про какую это вы тетю говорили давеча? Что еще за тетя?
— Это ложь во спасение, — рассмеялась Ариадна. — Они не должны знать, что я без спутницы»
«Скажи ты ей, что ты ее любишь, за жену свою считаешь! Успокой ты ее ради Христа! Мишенька! Ложь бывает во спасение.»
Не путайте:
1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.
(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.
(8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.
(10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.
− (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.
− (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.
− (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.
− (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.
(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».
(33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.
(38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят.
(40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.
(41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.
− (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!
(47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.
*Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
Вот о каких ошибках я говорю.
Что такое святая ложь? Само по себе это словосочетание звучит довольно противоречиво и является оксюмороном |
Советский писатель повествует о некоем Иване Семенюте, которого «незаслуженно оклеветали и лишили работы» |
Главный герой повествования четыре раза в год навещает мать и врёт ей про свою службу и жизнь. |
Честно говоря, я такое понятие, как святая ложь, когда читал этот рассказ, слышал впервые. |
Здесь уместнее глагол совершенного вида: услышал.
Итак, Денис, у вас есть наджная перспектива получить достойный балл засочинение, если сумеете сделать речь более чистой, без «красивостей» и неточностей. Видно, что вы над этим работаете, стало лучше, но пока они еще очень мешают. Старайтесь!
Святая ложь в медицине
Допустима ли Святая ложь в медицине? Этот вопрос начинает волновать людей, когда они оказываются на больничной койке с серьезным диагнозом. А еще он затрагивает тех людей. Которые близки к больному – его родственники, коллеги, знакомые. Как кажется докторам, на тот момент они бывают правы, утаивая часть правды или не говоря ее вовсе. Так кто прав, а кто нет? Попробуем разобраться в таком сложном и неоднозначном вопросе.
Почему вы ОБЯЗАНЫ болеть? (Познавательное ТВ, Роман Василишин)
Сказать правду или нет
Быть правдивым, значит, рассказывать собеседнику истинное положение дел. Но находятся и такие, кто полагает, правду нужно сообщать тому, кому это просто необходимо.
Правдивость в медицине является обязательным условием взаимодействия врача и больного. Ведь именно от этого аспекта зависит дальнейшие контакты с доктором и темпы выздоровления пациента. И каждая из сторон согласится с таким утверждением.
Но существуют разногласия в медицине по поводу того, в какой полноте рассказывать эту правду. Или все – таки немного привнести святой лжи при озвучивании диагноза?
За и против святой лжи в медицине
Но все же существует святая ложь в медицине или это выдумки пациентов? Приведем мнения разных сторон: противников и сторонников медицинской лжи.
Вот, какие аргументы приводят те, кто «за»:
Нашлись и противники, которые утверждают, что:
Угроза от пациента
А ведь правило правдивости касается и пациентов тоже. Скрывающий правду больной также опасен для медицинского персонала, как и лгущий врач. Святой долг пациента заключается в том, чтобы он рассказал всю правду о своем состоянии либо уже имеющемся диагнозе, дабы не навредить никому. К примеру, попадая в больницу, пациент должен рассказать об опасной болезни, которая может навредить и медикам, и другим пациентам. В первую очередь это касается таких грозных болезней, как СПИД, гепатит, туберкулез. Да мало ли таких заболеваний. Порой человек уже побывал в контакте с больным, но признаков болезни нет. А зараза уже распространяется по организму. И об этом пациент не должен умалчивать. Ведь он «дарит» уже эту болезнь другим.
Есть еще один аспект в современной медицине, который также можно отнести к понятию «Святая ложь». К ним относятся методы исследования и методики лечения пациентов. На поверхности все является обоснованным и разумным, чего на самом деле нет.
Кто делает грипп? (Познавательное ТВ, Пламен Пасков)
Эффект видимости лекарств
К примеру, некоторые медикаменты лишь создают видимость эффекта. Но на самом деле они лишь снимают некоторые симптомы заболевания, на время человеку становится легче. Но через небольшой промежуток времени пациент вновь чувствует недомогание, появляются новые симптомы. К тому же долгосрочный эффект многих препаратов сейчас не доказан вовсе. К примеру, снотворные и успокоительные дадут недолговременный эффект. А что дальше? Привыкание, заглушенная невыясненная болезнь? Порой после принятия таких таблеток человек чувствует себя еще хуже, чем было раньше.
Или взять, к примеру огромную группу препаратов – антидепрессантов. Ведь длительность и последствия их применения никто не исследовал. А после отмены таких препаратов пациентам становится хуже. И таких негативных отзывов очень много. Но зачастую их никто и нигде не публикует. Вот тут – то и проявляется принцип Святой лжи.
Что думают врачи
С пациентами все понятно: они хотят знать правду. А что медицинский персонал? Какие на этот счет у него мысли? Приведем в тезисах некоторые мысли врачей на такую проблему, как Святая ложь:
Святая ложь и правда решать это вам
Все эти аспекты рисуют неоднозначную картину в медицине. Порой врач и сам не понимает, что он говорит в данный момент Святую ложь… Скорее всего такая проблема будет существовать вечно. И причин тому много: препараты, личность доктора и пациента, болезнь, обстоятельства, наши родные и близкие. Немаловажную роль играют и другие факторы. К примеру, такие как последствия от сказанных слов доктора или пациента.
Святая ложь и правда, в медицине – два тонких аспекта. В какую сторону и кому сделать шаг? Это для себя решает каждый сам.
презентация. Святая ложь. Святая ложь исторический и этический анализ
«Святая ложь»: исторический и этический анализ
Выполнила: Гварждец. Н. А
«Святая ложь»
А если раскрывался обман, то испытывал глубокое отчаяние, «святую ложь» он воспринимал как предательство, заговор родных и врачей за своей спиной. При таком подходе человек лишался права сознательно подготовится к собственной смерти, проститься с близкими, завершить важные для себя дела, распорядится имуществом.
В российской медицине поворот в отношении к «святой лжи» еще нельзя назвать завершенным. Он требует изменения в восприятии смерти не только со стороны врачей, но и со стороны всего общества. Еще в начале ХХ века известный российский юрист А.Ф.Кони настаивал, что врач должен информировать больного о предстоящей смерти, чтобы тот мог выполнить юридические и духовные обязанности. Сегодня это право закреплено законодательно. Статья 31 Основ законодательства по охране здоровья граждан Российской Федерации гласит: каждый гражданин имеет право на полную правдивую информацию о своем здоровье.
правило правдивости
Основные правила биомедицинской этики
правило правдивости правило конфиденциальности правило информированного согласия
Что значит быть правдивым?
сообщать собеседнику то, что истинно с точки зрения самого сообщающего запрет на ложь
Право собеседника на получение правдивого сообщения
Насколько неукоснительно должно следовать правилу правдивости?
Согласно учению И. Канта:
Лгать означает
уничтожать в себе
человеческое достоинство
«Врачебное искусство в значи-тельной степени заключается в навыке приготавливать смесь из обмана и правды». Поэтому «каждый врач должен культивировать в себе способность лгать, как разновидность художествен-ного творчества»
Джозеф Коллинз
“С в я т а я л о ж ь”
Допустима ли “святая ложь” в медицине вообще или хотя бы в отношении безнадежных больных?
правдивое информирование неизлечимых больных о прогнозе противоречит этическому принципу «не вреди»
диагноз и прогноз болезни могут быть ошибочными даже настаивая на правде, пациент, как правило, хочет услышать оптимистическую информацию сообщая правду неизлечимому больному, медики расписываются в профессиональном бессилии
Закон ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2011г гарантирует право пациента на правдивую информацию о диагнозе, прогнозе и методах лечения.
- Первый кодекс прав пациента был принят в США в 1972г.
В 1981г. ВМА приняла Лиссабонскую декларацию о правах пациента
В чем заключается логическая несостоятельность термина святая ложь
Семинар 1 (Вводный. Исторические модели):
• Определите различие между понятиями «нравственность» и «мораль».
• Дайте определение этики.
• Назовите основные типы этических теорий (с примерами).
• В чём заключаются отличие моральной и правовой регуляции медицинской деятельности?
• Что является отличительным признаком профессиональной этики врача?
• Кем начато рассмотрение врачебных ошибок как элемента нравственной культуры врача?
• Какие модели (формы) подхода к врачеванию можно выделить в настоящее время из всего многообразия морально-этических подходов? Назовите их (4-е).
• Перед кем формулирует обязательства в клятве Гиппократ?
• Назовите её ключевой принцип (основной)?
• Назовите современный этический документ, созданный в режиме клятвы Гиппократа?
• Какое профессиональное обязательство присутствует в клятве Гиппократа в отличие от клятвы Российского врача?
• Какую роль в терапевтической стратегии врача согласно Парацельсу занимает характер взаимоотношений между врачом и пациентом? Значительную или незначительную?
• Какой тип отношений врача к пациенту характерен для модели Парацельса?
• Кто является разработчиком практической части деонтологической модели?
• Особенностью этических документов деонтологической модели является наличие узкоспециализированных рекомендаций для конкретных специальностей (хирургия, педиатрия и т. д.) или правил общего характера?
• Какими двумя формами представлена модель биоэтики?
• Какой ключевой принцип лежит в основании модели биоэтики?
• Какие общественные структуры существуют в здравоохранении для разрешения этических противоречий в медицинской и исследовательской практике?
Семинар 2 (Этика и право):
• Объясните значение Нюрнбергского процесса в формировании биомедицинской этики.
• Раскройте смысл понятия: «информированное согласие». В каких правовых документах и этических кодексах используется это понятие?
• Право на информацию о состоянии здоровья и инкурабельные больные. В чем заключается логическая несостоятельность термина «святая ложь»?
• Назовите основные этапы, которые проходит лекарственный препарат от его создания до клинического применения.
• Каковы функции этического комитета?
• Раскройте применительно к рандомизированным клиническим испытаниям лекарств смысл таких понятий, как: «независимая оценка результатов исследования», «двойное плацебо-контролируемое исследование», «возможный риск», «альтернативное лечение».
• В каких случаях врач может нарушить врачебную тайну?
• С какого возраста наступает дееспособность гражданина РФ в области здравоохранения?