В чем заключается менеджмент хореографического коллектива
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы менеджмента хореографического коллектива…
Хореографический коллектив и особенности его художественно-творческой деятельности…………………………………………………
Теория управления хореографическим коллективом………………….
2. Менеджмент хореографического коллектива как основа его художественно-творческой деятельности………………………………
Специальные методы менеджмента в хореографическом коллективе……………………………………………………………….
Организация работы в хореографическом коллективе на примере шоу-балета «Тодес»…………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
Введение
Хореография – (от греч. Chorea – пляска и графия – писать), первоначально – запись танца, затем – искусство сочинения танца. Но смысл этого слова стал значительно шире, и понятие «хореография» в настоящее время включает в себя всё то, что относится к искусству танца: профессиональный классический балет и народные танцы, бальные и современные. Понятие хореография охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создаётся с помощью условных выразительных движений.
Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрёл самостоятельное значение. Он исполняется под музыку, из которой черпает своё содержание.
Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца. Танец помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться.
Формирование современного подхода к профессиональному показу хореографических номеров, связанно со спецификой знаний по оформлению и обеспечению всем необходимым для реализации продуктивной художественно-творческой деятельности профессиональных танцевальных коллективов.
Объектом данного исследования является деятельность хореографического коллектива.
Предмет исследования– менеджмент хореографического коллектива как основа его художественно-творческой деятельности.
Цель данного исследования – изучить основы менеджмента хореографического коллектива на примере шоу-балета «Тодес».
В процессе работы необходимо решить следующиезадачи:
· Изучить теоретические основы менеджмента хореографического коллектива.
· Дать определение хореографическому коллективу и его особенностям в художественно-творческой деятельности.
· Рассмотреть теорию управления хореографическим коллективом.
· Проанализировать специальные методы менеджмента в хореографическом коллективе.
· Описать сущность организации работы в хореографическом коллективе на примере шоу-балета «Тодес» и рассмотреть организационную структуру управления хореографическим коллективом.
Теоретической основой диплома послужили труды по педагогическому воспитанию, развитию потенциала творческого коллектива.
Вопросы хореографической подготовки в условиях вневузвоского обучения рассматривались различными исследователями. Р.Т. Акбарова изучала творческое развитие в процессе музыкально-хореографической деятельности. Т.О. Бильченко выявлял влияние эстетического воспитания на формирование отношений учащихся в хореографическом коллективе. З.А. Гуцу выясняла интересы младших школьников на занятиях хореографических кружков. В.В. Геращенко изучал педагогические аспекты совершенствования самодеятельного хореографического творчества в клубных учреждениях. Л.Д.Ивлева выявляла особенности руководства воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе. П.Б. Коловарский рассматривал вопросы ориентации и отбора одаренных детей для профессионального обучения хореографии. В.Н. Нилов устанавливал место хореографии в системе художественного воспитания школьников при взаимодействии общеобразовательных школ и культурных учреждений. В.М. Годовский выявлял взаимосвязь художественного и педагогического воздействия в детском хореографическом коллективе.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
Во введении определена актуальность, цель и задачи исследования.
В первой главе представлены теоретические основы менеджмента хореографического коллектива, дано определение хореографическому коллективу, его функциям, свойствам и специфике деятельности, рассмотрена теория управления хореографическим коллективом.
Во второй главе рассмотрен менеджмент хореографического коллектива как основа его художественно-творческой деятельности, выделены специальные методы менеджмента и дан анализ организации работы в хореографическом коллективе на примере шоу-балета «Тодес».
В заключении представлены результаты исследования.
Завершает работу список использованной литературы (56 наименований) и приложение, включающее иллюстративные материалы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы менеджмента хореографического коллектива…
Хореографический коллектив и особенности его художественно-творческой деятельности…………………………………………………
Теория управления хореографическим коллективом………………….
2. Менеджмент хореографического коллектива как основа его художественно-творческой деятельности………………………………
Специальные методы менеджмента в хореографическом коллективе……………………………………………………………….
Организация работы в хореографическом коллективе на примере шоу-балета «Тодес»…………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
Введение
Хореография – (от греч. Chorea – пляска и графия – писать), первоначально – запись танца, затем – искусство сочинения танца. Но смысл этого слова стал значительно шире, и понятие «хореография» в настоящее время включает в себя всё то, что относится к искусству танца: профессиональный классический балет и народные танцы, бальные и современные. Понятие хореография охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создаётся с помощью условных выразительных движений.
Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрёл самостоятельное значение. Он исполняется под музыку, из которой черпает своё содержание.
Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца. Танец помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться.
Формирование современного подхода к профессиональному показу хореографических номеров, связанно со спецификой знаний по оформлению и обеспечению всем необходимым для реализации продуктивной художественно-творческой деятельности профессиональных танцевальных коллективов.
Объектом данного исследования является деятельность хореографического коллектива.
Предмет исследования– менеджмент хореографического коллектива как основа его художественно-творческой деятельности.
Цель данного исследования – изучить основы менеджмента хореографического коллектива на примере шоу-балета «Тодес».
В процессе работы необходимо решить следующиезадачи:
· Изучить теоретические основы менеджмента хореографического коллектива.
· Дать определение хореографическому коллективу и его особенностям в художественно-творческой деятельности.
· Рассмотреть теорию управления хореографическим коллективом.
· Проанализировать специальные методы менеджмента в хореографическом коллективе.
· Описать сущность организации работы в хореографическом коллективе на примере шоу-балета «Тодес» и рассмотреть организационную структуру управления хореографическим коллективом.
Теоретической основой диплома послужили труды по педагогическому воспитанию, развитию потенциала творческого коллектива.
Вопросы хореографической подготовки в условиях вневузвоского обучения рассматривались различными исследователями. Р.Т. Акбарова изучала творческое развитие в процессе музыкально-хореографической деятельности. Т.О. Бильченко выявлял влияние эстетического воспитания на формирование отношений учащихся в хореографическом коллективе. З.А. Гуцу выясняла интересы младших школьников на занятиях хореографических кружков. В.В. Геращенко изучал педагогические аспекты совершенствования самодеятельного хореографического творчества в клубных учреждениях. Л.Д.Ивлева выявляла особенности руководства воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе. П.Б. Коловарский рассматривал вопросы ориентации и отбора одаренных детей для профессионального обучения хореографии. В.Н. Нилов устанавливал место хореографии в системе художественного воспитания школьников при взаимодействии общеобразовательных школ и культурных учреждений. В.М. Годовский выявлял взаимосвязь художественного и педагогического воздействия в детском хореографическом коллективе.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
Во введении определена актуальность, цель и задачи исследования.
В первой главе представлены теоретические основы менеджмента хореографического коллектива, дано определение хореографическому коллективу, его функциям, свойствам и специфике деятельности, рассмотрена теория управления хореографическим коллективом.
Во второй главе рассмотрен менеджмент хореографического коллектива как основа его художественно-творческой деятельности, выделены специальные методы менеджмента и дан анализ организации работы в хореографическом коллективе на примере шоу-балета «Тодес».
В заключении представлены результаты исследования.
Завершает работу список использованной литературы (56 наименований) и приложение, включающее иллюстративные материалы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Специальные методы менеджмента в хореографическом коллективе
Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т. д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т. п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т. п., — тем выше их социальная значимость).
Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, «Но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры — сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд предельно коммерциализированном секторе сферы культуры, доходы от продажи билетов составляют обычно около 15% бюджета гастроли. Остальное — средства спонсоров. Да и сама гастроль чаще всего является лишь частью рекламной кампании нового диска или альбома.
Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нонпрофитный) сектор — один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Действительно, что может быть привлекательней деятельности, когда все ваши доходы идут на покрытие ваших расходов и прибыль не образуется в принципе! Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса и т. д.
Допустим, при проведении культурной программы, организаторы получают прибыль не только с непосредственной продажи билетов, но так же с продажи дисков и сопроводительной атрибутики (календари, майки, открытки, медальоны и проч.).
Эти обстоятельства накладывают свои особенности на маркетинг в культурной некоммерческой деятельности. Организаторы культурных мероприятий, как правило планируют окупить все затраты, по средством массового приобретения билетов. Для этого нужны массы людей, которых бы заинтересовало их творчество. Нередко успешность концерта определяют количеством проданных билетов. В этой связи не малые затраты идут на рекламу мероприятия. Соответственно, чтобы не только возместить расходы, но и заработать требуются привлечение дополнительных источников дохода. К примеру, артист не может снять концерт по причине наличия социальных билетов для слабо-защищенного слоя населения (пенсионеры, инвалиды, дети и проч.). Естественно, что организаторы концерта теряют в прибыли, потому что эти места обязательно бы купили, не будь этого обязательства социальной поддержки. В традиционном же маркетинге ни кто не пойдет добровольно на невыгодную сделку или сделку с малой финансовой эффективностью. Таким образом, маркетинг в сфере культуры и развлечений, является очень сложным явлением, требующим толерантности с одной стороны и эффективных методов заработка с другой.»
«2.2 Организация работы в хореографическом коллективе на примере шоу-балета «Тодес»
Двадцать лет назад Алла Духова создала танцевальный коллектив совершенно нового направления. Оригинальная смесь брейк-данса, хип-хопа и R’n’B, профессиональная постановка и исполнение, индивидуальный стиль сделали «Тодес» одной из самых популярных танцевальных групп в России.
Состав балета с каждым годом растет. Приходят молодые талантливые люди. Кроме профессионального коллектива существует более 20 школ-студий балета «Тодес» в разных городах СНГ. И в каждой из них преподает приезжающий из знаменитой школы Аллы Духовой педагог. Студии становятся базой, благодаря которой лучшие из лучших попадают в московский шоу-балет. На данный момент в коллективе Аллы Духовой 40 человек, 12 самых-самых из них колесят по гастрольным турам, остальные же работают в Москве.
Основатель, бессменный руководитель, балетмейстер-постановщик и режиссер всех номеров и спектаклей балета «Тодес»- Алла Владимировна Духова, лауреат национальной премии «Овация». В числе ее постановок: постановка эстрадного блока закрытия 850-летия Москвы (Лужники)., церемония награждения «Тэфи-98» и «Тэфи-99», церемония награждения «Овация-97», «Овация-98», концертные программы таких звезд эстрады как Валерий Леонтьев («Полнолуние», «По дороге в Голливуд», «Лучшее. «), Филипп Киркоров, Алла Пугачева, Игорь Крутой, Лариса Долина, Александр Буйнов, Кристина Орбакайте, Владимир Пресняков, Татьяна Буланова и другие.
«Таким образом, выше была дана характеристика всем структурным подразделениям, которые обеспечивают и осуществляют успешную деятельность хореографического коллектива шоу-балета «Тодес».
Заключение
Таким образом, в современных условиях жесткой конкуренции, в культурно-развлекательной секторе наблюдается рост требований к организации и управлению любым творческим коллективом. При условии отлаженного механизма работы, когда каждый участник знает свое место и свои обязанности, возникает необходимое единство в команде. Это единство и является одним из факторов успешного существования коллектива на больших сценах нашей страны и зарубежья.
Четкая структура организации работы с хореографическим коллективом, обеспечивает быстрый и отличный результат. Система творческого, личностного подходов обеспечивает взаимопонимание внутри коллектива, что способствует высокой продуктивности его работы.
Автором данного исследования были детально изучены основы организации и управления хореографическим коллективом. Опираясь на теоретические основы менеджмента хореографического коллектива, были рассмотрены реальны действующие механизмы управления на примере коллектива шоу-балета «Тодес». Специфичность методов организации внутри хореографического коллектива связана с творческой направленностью работы.
В любом хореографическом коллективе руководитель занимает важное место среди остальных. Это обусловлено наличием огромного числа полномочий и обязанностей, которые должен выполнять руководитель. От руководителя зависит все, так как от его художественного восприятия и организаторских способностей зависит разработка и постановка хореографических произведений.
Несомненно и то, что профессиональный хореографический коллектив нуждается в вспомогательной персонале. Штат сотрудников может порой доходить до 10 человек. Каждый сотрудник выполняет свои обязанности, тем самым достигается мобильность и продуктивность всей подготовки мероприятия.
Таким образом, автор приходит к выводу о том, что профессиональный хореографический коллектив – это сложно устроенный организм, и для его правильной, успешной работы необходимо квалифицированное управление, как самим коллективом, так и организацией пространства для его выступлений.
Р.Ф. Махиянов ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В современном мире, в условиях рыночной экономики, менеджмент в сфере культуры и искусства осваивает новые навыки управления, которые позволили бы успешно развиваться и менеджменту, и искусству в целом. Работники и творцы культуры вынуждены искать новые пути и формы распространения культуры, так как в условиях нынешних экономических отношений, где основное значение рынка – выгодная реализация продукта, сложно оставаться на плаву.
Сфера культуры создает «духовный продукт», который не имеет единицы измерения и в отличие от материальной продукции ценность его увеличивается по мере потребления: в зависимости от количества слушателей на концерте, зрителей на выступлении, читателей книги. Его производство происходит параллельно с потреблением. Данный продукт связан с нашим сознанием. И все-таки до сих пор хореографическое искусство является некоммерческим делом, а «живет» благодаря привлечению бюджетных средств, спонсорской помощи, а также родителей, оплачивающих занятия своих детей.
Для развития хореографического коллектива в целом как успешного проекта, его самосовершенствования и привлечения капитала необходим правильный управленец.
Проблемы менеджмента социально-культурной деятельности, в том числе хореографическим коллективом, раскрыты в публикациях В.М. Чижикова, В.В. Чижикова, Г.Н. Новиковой, Т.Н. Суминовой, М.П. Мурашко, В.Ю. Никитина и др.
Известно, что процесс управления хореографическим коллективом связан с целенаправленным, сознательным и систематическим воздействием субъекта на объект на основании знаний, и использование прогрессивных тенденций и присущих закономерностей в интересах обеспечения объекту эффективного функционирования и развития, представляющего собой систему циклов и процессов, последовательных управленческих функций, которые обеспечивают регулирование и координацию деятельности объекта управления.
Каждый хореографический коллектив имеет возможность расти и развиваться. Добившись высоких результатов, коллектив получает популярность и признание, последующая их деятельность профессионализируется. В нынешних рыночных отношениях достичь такого результата сложно. Хореографический коллектив вынужден подстраиваться под современные экономические отношения: участвовать в коммерческих проектах, которые зачастую не подразумевают творческого роста, а только нацелены на получение финансовой выгоды.
Зачастую педагог-хореограф вынужден заниматься «развлечением» участников коллектива для поддержания «клиентской базы». Это не позволяет ему заниматься формированием у них творческих способностей, гармоничным и всесторонним развитием, поддержанием интереса к хореографическому искусству и желанием понять его язык.
Систематическое посещение занятий – обязательный пункт в творческой деятельности хореографического коллектива, а в условиях современных экономических отношений работает принцип «хочу – хожу, не хочу – можно сегодня не пойти».
В этой связи в управлении хореографическим коллективом очень важно владение менеджерскими способностями. Все мы знаем, что менеджмент включает в себя совокупность форм, средств, принципов и методов управления коллективом, цель которого увеличение эффективности работы аппарата управления. Адаптивная мобильность, контактность, стрессоустойчивость, гибкость и высокий профессиональный и интеллектуальный уровень помогут управлению хореографическим коллективом в решение выявленных проблем.
Секрет успешного менеджера – отсутствие оскорбления таланта и результата его творения, должна присутствовать только конструктивная критика. В коллективе необходимо неписаное правило, что каждый исполняет свою роль в группе и уважает мнение другого равноправного участника. При наличии такого взаимопонимания работа будет сглажена и творческий процесс – протекать «как по маслу».
Для качественного выполнения задач, которые поставлены перед группой, нужно устанавливать требования к себе и коллективу, прежде всего, адекватные. Необходимо разделять творческую часть и не творческую, оговаривать сроки и объемы работ с участниками.
При работе, должен соблюдаться принцип творческой иерархии: в любой момент лидер обязан составить действительно сильную креативную конкуренцию любому из своих подчиненных. В итоге, представлять конечную цель лучше всех.
Под влиянием многих факторов в каждом творческом коллективе складывается определенный стиль руководства. Каждый управленец находит свой стиль. Однако существуют основные типы. Авторитарный тип – решения принимаются единолично, и осуществляется повсеместный контроль над работой. Демократичный стиль подразумевает коллегиальное решение возникших вопросов, но контроль осуществляется за результатом работы. И либеральный, когда работа пущена на самотек, контроль как таковой отсутствует. В то же время, в работе всегда используются все три данных типа, при этом могут появиться и подтипы.
Что же касается творческого коллектива, выбор здесь предопределен самим понятием творчество, демократический строй – самый распространенный способ, выбираемый управленцами в сфере танцевального искусства. Но и в этой форме есть свои минусы, это гибкий график работы, свобода в действиях, лояльность начальства; это, безусловно, расслабляет работников и сказывается на творческом процессе, в котором будет царить хаос. Возможно, выбор мог пасть и на авторитаризм, но все-таки жесткие условия, и творческий характер работы, может обусловить утечку кадров, что отрицательно сказывается на всем процессе работы и не дает стабильности в развитии коллектива. В итоге, отношения в хореографическом коллективе должны быть партнерскими для достижения лучшего результата при работе.
При осуществлении творческого процесса схалтурить не получится, как при однообразной работе. Поэтому повсеместная проверка и бесконечная отчетность не должны озадачивать человека – в творческой работе важен результат. Необходимо полагаться на самого человека, тем самым развивая в нем ответственность, что обеспечит для него свободу действий с соответствующей поддержкой. Но терять бдительность не стоит, творческие люди не охотно переделывают свою конечную работу, поэтому на этапе репетиций необходимо всё-таки наблюдать и пытаться увидеть результат работы.
Всё же управленец в хореографическом коллективе должен являться медиатором процессов и сочетать в себе те качества, которые возможно в обычном коммерческом деле и не использовались:
– способность найти выход из ситуации, когда не обозначена ни цель, ни условия договора;
– быть представительным, когда этого требуют обстоятельства.
Что же касается людей, составляющих творческий коллектив, при работе важно учитывать и их особенности, которые не свойственны обычному человеку:
– творческие люди постоянно импровизируют, правила ими чаще не соблюдаются, спонтанны в своих действиях и всегда высказывают свою точку зрения, не взирая на правильность рассуждений;
– не склонны к точности и пунктуальности;
– созерцание окружающего мира через эстетическую призму;
– в предметах и событиях подмечают детали, которые не заметили бы другие;
– для них важно постоянно находиться в действии, размышление может происходить в процессе;
– к трудностям относятся как к вероятности очередной самореализации;
– все обычное вызывает у них возмущение;
– эмоциональны в процессе достижения результата;
– все силы и возможности бросают на достижение цели.
Особенностью менеджмента в хореографическом коллективе является то, что искусство и производство нужно уметь совмещать. И иногда необходимо поставить определенные условия, например, сроки выполнения работы.
В условиях жесткой конкуренции, когда значение имеет как качество, так и сроки выполнения работы, необходима четкая организация труда. И прежде всего это зависит от дисциплины в коллективе. Люди, выбравшие своей стезёй творчество, должны иметь представление и о рамках в своей работе и учитывая это, направлять свой талант. Сочетание тайм-менеджмента и дисциплины дают возможность управленцам хореографических коллективов укладываться в сроки.
Много времени предоставлять коллективу тоже не стоит, так как может произойти выгорание людей и переключение на другую идею, и они потеряют интерес.
Для любой группы существует и проблема рутины, когда идет повторяемость концертных программ или номеров. Важно отнестись к этому как к опыту или как к возможности проработать детали. Самое главное – не «опускаться» в это болото рутины.
Менеджер хореографического коллектива должен быть заинтересован в постоянном усовершенствовании знаний и умений своих подчиненных, при отсутствии этого творческий процесс не будет обновляться и усложнение задач приведет к возникновению застоя в работе. Для расцвета творческих идей в человеке необходим непрерывный приток новой информации, знаний и ощущений для достижения новых вершин. Общение с другими товарищами по цеху позволяет расширять свой кругозор, создавать новые проекты. В этом плане хореографы – это люди, которые постоянно повышают свой профессионализм и не отказываются от любой возможности узнать что-то новое для себя. Освоение методов и технологий творческого процесса делает его эффективным и служит гарантией беспрепятственной работы. Современная социально-культурная сфера предоставляет всевозможные варианты самоусовершенствования, даже телевидение обернулось в сторону танцевального искусства, может и не совсем качественного, но начало все-таки есть, а обмен опытом происходит чаще всего посредством сети Интернета, что позволяет всегда быть в курсе происходящего.
Управление хореографическим коллективом очень сложный процесс, который требует знаний и огромной самоотдачи от тех, кто создает творческий продукт. Умение соответствовать современным веяниям и тенденциям должны обеспечивать не похожее на других и постоянное генерирование идей в коллективе.
Творческий процесс должен быть управляемым, многогранные личности составляют хореографические коллективы и их идеи должны быть направленными и слаженными, тогда коллектив будет успешным и востребованным в современном мире.
Список литературы
1. Мурашко, М.П. Кризис ансамблей русского танца: дискуссия / М. П. Мурашко // Балет: литературно-критический, историко-теоретический иллюстрированный журнал. – 2011. – № 2. – С. 48–51.
2. Никитин, В.Ю. Хореографическое образование в России. Размышления о грустном / В.Ю.Никитин // http://mskcc.ru/Files/7cebada5-4eb5-4c44-9ec8-04b062a66980/В.Ю.
3. Новикова, Г.Н. Менеджмент творческо-производственной деятельности (технологии, ресурсы): учебное пособие / Г.Н. Новикова. – М.: МГУКИ, 2014. – 98 c.
4. Суминова, Т.Н. Психологические технологии арт-менеджмента: учеб. пособие / Т.Н. Суминова. – М.: МГУКИ, 2014. – 104 с.
5. Чижиков, В.М. Теория и практика социокультурного менеджмента: учебник / В.М. Чижиков, В.В Чижиков. – М.: МГУКИ, 2008. – 608 с.
Сведения об авторе
Р.Ф. Махиянов, магистрант кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
проекты