В чем заключается методическая работа в школе
Организация работы методической службы школы
Результативность работы
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы, является методическая служба. Роль методической службы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
Цель методической работы МОУ “СОШ № 13”— оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и администрации школы.
Тема работы методической службы: Пути повышения эффективности образовательного процесса через внедрение инновационных форм, средств и методов педагогического воздействия.
При планировании методической работы мы стремимся отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Во главе методической службы стоит научно-методический совет школы, который существует в течение двух лет
В структуру методической службы входит педагогический совет, который осуществляет руководство методической и практической деятельностью педагогического коллектива и реализует поставленные задачи. Его целью является совершенствование форм, методов и содержания образования. Педагогический совет организуют директор школы, заместители директора по УВР, НМР и ВР, руководители ШМО, опытные учителя школы. Ежегодно проводятся по 4 заседания с различной тематикой.
Исходя из анализа работы школы, данных мониторинга качества образования и социального заказа была сформулирована единая методическая тема, над которая связана с экспериментальной работой школы: «Пути повышения эффективности образовательного процесса через инновационные формы, средства и методы педагогического процесса».
Работа над методической темой четко просматривалась как в деятельности педагогического совета, так и в работе научно-методического совета. Научно-методический совет осуществляет свою работу через работу школьных методических объединений, которых в школе семь:
1. МО учителей гуманитарного цикла — руководитель Копыткова В.Л.
2. МО учителей информационно-математического цикла — руководитель Семенова С.К.
3. МО учителей общественных наук и естественно-научного цикла — руководитель Фаустова О.С.
4. МО учителей иностранных и родных языков — руководитель Крикун С.Н.
5. МО учителей начальных классов — руководитель Овчарук В.К.
Основное внимание в методической работе уделяется оказанию действенной помощи каждому учителю. Для того, чтобы эта помощь была реальной, работа строится на диагностической основе с учетом результатов анализа работы за прошедшие годы и выявленных недостатков.
Диагностика систематизирует методическую работу. Каждый учитель в течение 5 лет самостоятельно работает над своей проблемной темой, которая созвучна теме МО и школы, оформляет все материалы в папке по самообразованию, где сосредотачивается теоретический и практический материал по теме, разработки уроков и внеклассных мероприятий, творческие работы учащихся.
Результаты работы учителя периодически заслушиваются на заседаниях МО, семинарах-практикумах, педагогических советах. Итог этой работы — это творческие отчеты учителей, обобщение ППО во время аттестации.
При этом коллектив разбивался на 3 группы:
1. Группа высокого педагогического мастерства;
2. Группа совершенствования мастерства;
3. Группа становления педагогического мастерства;
Учителя, входящие в группу высокого педагогического мастерства, работают на доверии и самоконтроле. Это учителя высшей и первой квалификационной категорий. Они главные помощники зам. директора в организации методической работы в школе. Педагоги этого уровня — главные проводники новых методик, технологий. Они дают “мастер-классы” для учителей школы.
Группу совершенствования педагогического мастерства составляют педагоги, на которых школа возлагает большие надежды. Это преемники старшего поколения, учителя первой, второй квалификационных категорий:
Особое внимание уделяется группе становления педагогического мастерства, молодым педагогам. Для них каждый год работает “Школа молодого учителя” (руководитель Голубенко Е.Ю.)
Последний подход нам представляется более эффективным, т.к. в данном случае осуществляется адресная помощь каждому учителю.
Ежегодно в школе организуются творческие группы учителей. Проблемы, над которыми они работают, выбираются исходя из задач педагогического коллектива.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Был выработан основной подход к выбору педагогических технологий для использования в педагогической деятельности каждого учителя: выбираемые технологии должны иметь качественную характеристику, совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения и воспитания.
Педагогический коллектив активно включён в экспериментальную работу по модернизации образовательного процесса. Огромный творческий потенциал педагогического коллектива позволил организовать экспериментальную работу по двум направлениям: безотметочное обучение в начальной школе и создание модели подростковой школы
Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 13” является методическим центром для других образовательных учреждений; экспериментальной, инновационной; социокультурным центром микрорайона.
Опыт работы педагогического коллектива и отдельных учителей распространяется на муниципальном, областном и федеральном уровнях и представлен следующими формами методической работы.
Повышают свой научно-методический уровень на дистанционных курсах – 6 человек;
Дистанционные олимпиады для учителей – 18 человек;
Участие в конкурсе общеобразовательных учреждений Иркутской области, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках реализации Приоритетного Национального проекта “Образование”
Участие в конкурсе общеобразовательных учреждений Иркутской области, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках реализации Приоритетного Национального проекта “Образование” в номинации “Учитель, внедряющий инновационные технологии”
Учащиеся под руководством педагогов занимаются научно-исследовательской работой
и представили свои работы на Евразийском Форуме в городе Слюдянка и “Байкальское кольцо”.
Ежегодно учителя школы являются активными участниками городских педагогических чтений – 10 человек;
На городском конкурсе методических разработок педагогами представлено 10 работ;
Педагоги являются участниками круглого стола, проводимого на базе городского педагогического колледжа № 1. Семь тезисов выступлений представлены в научно-методических сборниках;
Члены школьного научно-исследовательского общества “Юный исследователь” под руководством педагогов школы представили 18 работ на конференциях: “Шаг в будущее”, “Аксиомы биологии”, “Проблемы современного подростка”, “Отчизны верные сыны”, “Природа: проблемы, поиски, решения”;
Повысили квалификационный уровень на базе ИПКРО, БГУ, базовых школ города Братска все педагоги, а многие по нескольким темам;
Педагоги школы ежегодно принимают участие в городском конкурсе “Учитель года”;
Педагоги успешно обобщают свой опыт работы. Дано тринадцать “Мастер – классов”, 7 семинаров-практикумов для заместителей директоров и учителей школ округа.
На утверждение в ГИМНЦ представлено 16 авторских экспериментальных программ в рамках городского эксперимента по следующим учебным дисциплинам: Математика; Русский язык; Литература; География; Биология; Химия; Физика; Иностранный язык(углубленное изучение, общеобразовательная школа); История; Обществознание; Физическая культура; Черчение; Музыка; Основы безопасности жизнедеятельности; Трудовое обучение;
Работа школьной методической службы направлена на повышение образовательного уровня педагогов, через внедрения новых информационных технологий и совершенствовании педагогического мастерства учителей с использованием теоретических и практических форм работы.
Каждый год создается банк педагогических идей (мастер-класс, обобщение опыта, выступления на районных методических объединениях, круглый стол).
Проходит школьный конкурс “Учитель года”, “Портфолио”, “Конкурс Предметных МО”;
Результативность работы педагогического коллектива можно представить в обобщенном виде в форме банка:
Доклад на тему «Система внутришкольной методической работы»
Система внутришкольной методической работы
«Учитель – это тончайший инструмент,
вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в работе с ним уважать его представления о деятельности, помогать ему раскрыть все достоинства и красоту звучания этого инструмента».
(«Правила работы с учителем» Учительская газета).
«Век живи-век учись». В этой пословице заключена народная мудрость о необходимости непрерывного образования. В полной мере эти слова относятся к педагогической деятельности.
Практика показывает, что основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства преподавателей, их компентенции и эрудиции-это четкая на подлинно научной основе организация методической и исследовательской работы в школе.
Повышение квалификации преподавателей процесс непрерывный, его важнейшей составной частью является методическая работа. Совершенствование же самой методической работы невозможно без правильного понимания ее сущности и ее основного назначения, круга решаемых ею задач, требований к ее организации и осуществлению, без проведения хотя бы элементарных исследований. Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи всем членам педагогического коллектива. Не подлежит сомнению, что без постоянного обновления своих знаний и умений поспевать за динамикой общественного и научно-технического прогресса, работа преподавателя в современных условиях просто невозможна, сильно затруднена.
Следует отметить и имеющиеся негативные явления в методической работе: неконкретность постановки целей и задач, заорганизованность, однообразие форм и методов, бессистемность, невнимание к созданию благоприятных условий для повышения квалтфикации и мастерства педагогов, слабая связь теории и практики. Все это снижает результативность методической работы.
Понятие «методическая работа» прочно вошло в профессиональный педагогический лексикон. Это понятие и стоящая за ним работа воспринимается педагогами по-разному. На анкетный вопрос «что такое методическая работа» ответы интересны и разнообразны. Вот некоторые из них.
Методическая работа – это основной вид образовательной деятельности, представляющей собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроке и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.
Методическая работа в школе – это целостная система, основанная на достижениях передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса.
Прямой целью методической работы является рост уровня педагогического мастерства отдельного учителя и всего педагогического коллектива, оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и руководства школы.
Различны формы методической работы.
Это коллективные формы : семинары, практикумы, практические конференции, школы передового опыта, методические объединения, творческие группы, открытые уроки, предметные месячники, творческие отчеты учителей, внеклассные мероприятия по предмету, экскурсии, встречи с педагогами-новаторами, педсоветы.
Индивидуальные: самообразование, стажировка, разработка творческой темы, взаимопосещение уроков, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации, посещение уроков администрацией с последующим анализом, рекомендации по их (недостатков) устранению, анализ планов уроков.
Значит, можно утверждать, что организационные формы методической работы консервативны: единожды сформировались, они вошли в число форм повышения квалификации, предоставляя право выбирать более приемлемые для данной школы в определенные периоды.
Более подвижно содержание методической работы. Оно обновляется постоянно в соответствии с практическими потребностями школы.
В 70-е годы в связи с переходом школ на новые учебные планы пришлось во всех формах методической проводить опережающее изучение учителями планов и программ, новых учебников и методических пособий.
В 80-е годы уделялось внимание изучению вопросов воспитания школьников, возрастной психологии, поэтому в содержание методической работы включались такие вопросы, как изучение сложных тем и разделов, решение задач повышенной трудности.
Как правило, эта работа проходила в школьных методических объединениях.
В настоящее время структура внутришкольной методической работы значительно обогатилась и может быть выражена следующей схемой:
Структура методической работы
Методические объединения
Внутришкольные методические объединения наиболее известная форма помощи учителям. Внутришкольной методической работой руководит заместитель директора по учебно-воспитательной работе, а руководителями методических объединений назначаются лучшие учителя, мастера педагогического дела, пользующиеся у коллег заслуженным авторитетом.
Количество методообъединений зависит от численности педагогического коллектива, от данной конкретной школы. Обычно создаются следующие методообъединения: учителей начальных классов, учителей-предметников, классных руководителей средних и старших классов и другие, при этом учитывается количество учителей по каждому предмету.
В нашей школе 5 ШМО: ШМО классных руководителей, ШМО учителей математики и естествознания, ШМО учителей начальных классов, ШМО учителей филологии и обществознания и ШМОучителей технологии, искусства и физической культуры. Количество членов ШМО от 6 педагогов.
С учетом деятельности за истекший период и конкретных задач, стоящих перед педколлективом, составляется годичный план работы каждого методобъединения. Обычно планируются вопросы конкретные: составление и обсуждение текстов контрольных и проверочных работ, изучение личности учащихся и организация индивидуальной работы с ними и другие.
Внутришкольные методические объединения оказывают действенную помощь учителям в совершенствовании методики работы по новым программам и учебникам.
План школьного методического объединения включает:
Анализ работы за учебный год
Основные задачи и направления Взаимосвязь с другими формами
методического объединения повышения квалификации
План школьного методического
объединения
диагностирование качества участие в творческих знаний учащихся конкурсах и смотрах
диагностирование уровня Работа над единой подготовленности учителя, методической темой
опыт преподавания интегрированных оказание помощи
курсов и реализация авторских учебных молодым специалистам
РАБОТА МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ШКОЛЫ ВКЛЮЧАЕТ:
v Проведение заседаний методических объдинений.
v Выпонение нормативных документов.
v Знакомство с передовым опытом и внедрение его в деятельность учителей ШМО.
v Подготовка и проведение предметных недель.
v Подготовка и проведение семинаров и конференций.
v Проведение и подготовка учащихся к интеллектуальным играм, олимпиадам, НОУ.
v Посещение учебных, факультативных, групповых и индивидуальных занятий по предметам МО.
v Углубленное изучение методики преподаваемого предмета.
v Информация о новых книгах, статьях.
Школа передового опыта
Если в школе работает учитель, чей опыт заслуживает глубокого и постоянного изучения всем педагогическим коллективом, то составляется план регулярного изучения его деятельности с посещением уроков и теоретическими сообщениями. Такая форма ознакомления с практикой лучших учителей получила название «школа передового опыта». После того, как опыт изучен, как учитель изложил все «секреты своего мастерства», школа прекращает свою деятельность. Но опыт творчески работающего учителя не должен быть забыт, его нужно изучить, обобщить, порекомендовать учителю, чтобы он обобщил сам.
Научно-практические конференции и педагогические чтения
Опыт многих лет показывает, что деятельность школьных методических объединений помогает выявить, обобщить, систематизировать и распространить опыт лучших учителей.
Нередко материалы, подготовленные для выступлений на заседаниях внутришкольных методических объединений, после обсуждения и доработки рекомендуется для заслушивания вначале на школьных, а затем районных и областных конференциях или педагогических чтениях. При правильной организации педагогические чтения и конференции становятся определенным звеном в работе по обобщению передового опыта, а также активной формой повышения квалификации учителей.
Педагогические советы
На педагогических советах как высшем органе коллективного руководства школой ставятся важнейшие проблемы повышения мастерства учителей, исходя из его теснейшей связи с результатами процесса обучения и воспитания. На педсоветах заслушиваются теоретические сообщения, выступления из опыта работы учителей, их творческие отчеты. Все это усиливаеи влияние педсоветов на рост мастерства учителей, повышает их значимость как органа коллективного управления. Повестка тематических педсоветов сообщается учителям заранее, лучше за два-полтора месяца до заседания. Создается комиссия, которая разрабатывает план подготовки педсовета, включающий изучение соответствующей литературы, посещение уроков, анализ личного опыта учителей, оформление тематических выставок, стендов и т.п. Основной доклад, как правило, готовит директор или его заместитель. Проект предстоящего педсовета также подгатавливается заранее и доводится до сведения учителей. Четко сформированное решение или рекомендации, своевременный контроль за их выполнением повышают действенность и эффективность заседаний педагогического совета школы.
Методический совет
Методический совет – совещательный орган при директоре школы, способствующий решению приоритетных психолого-педагогических проблем деятельности педагогического учреждения.
Цель деятельности : организация и координация методического обеспечения образовательного процесса, методической учебы педагогических кадров.
v диагностика состояния методического обеспечения образовательного процесса и методической работы в школе;
v изучение и внедрение новых технологий в организации образовательного процесса в школе;
v создание условий для развития педагогического и методического мастерства учителей.
Права методического совета :
v определять стратегию проведения методической работы школы;
v осуществлять экспертную оценку результатов научно-методической работы в школе;
v давать рекомендации по планированию, содержанию, формам работы с учителями;
v вносить предложения по формированию программы развития ОУ, учебного плана школы;
v готовить аттестационные материалы;
v проводить экспертизу авторских учебных планов и программ педагогов школы;
v координировать деятельность школьных методических объединений и творческих групп;
v представлять сотрудников школы к поощрению за особый вклад в развитие методической работы.
Творческие группы
Психолого-педагогические семинары
Например, лекция, посвященная видам нестандартных уроков, сопровождалась посещением таких уроков и т.п. При такой организации работы результатом семинара становятся не только знания, но и практические умения и навыки.
При проведении психолого-педагогического семинара особенно необходимо обеспечить атмосферу творчества и после теоретического сообщения организовать учительскую дискуссию, диспут. В ходе семинара учителя сосредотачивают внимание на решении сложных педагогических проблем, коллективно ищут и создают новые или обновленные методы преподавания. Психолого-педагогические семинары приобщают учителей к творческой, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности. Работа постоянно действующего семинара заметно повышает общую и педагогическую культуру учителей и воспителей.
Самообразование
Первые программы по самообразованию разработаны и опубликованы в 20-е годы. Затем в 1972 году Академия педагогических наук СССР подготовила примерные программы и методические рекомендации по планированию самостоятельных занятий. Они были опубликованы в предметных методических журналах и встретили одобрение учителей. В то время планы самообразования учителей утверждала администрация школы, требовалось конспектирование прочитанного, а отчеты о самообразовании заслушивались на методических объединениях. Но постепенно этот формализм уступил место здравому смыслу. Планы по самообразованию стали определять перспективу в самостоятельном пополнении знаний и отражать поиски нужной научно-методической литературы, сроки ее изучения, предполагаемые пути использования при участии в конференциях, педагогических чтениях, различных семинарах.
Особенно успешно самообразование осуществляется там, где учителя освобождены от поисков необходимых пособий, где школьные библиотеки хорошо укомплектованы научно-педагогической и методической литературой. В создании благоприятных условий для самообразования многое могут сделать сами педагогические коллективы.
В помощь учителям создаются тематические каталоги статей из методических журналов. В методическом кабинете школы желательно наличие тематических каталогов статей из журналов «Народное образование», «Педагогика» и др.
Личные педагогические библиотеки также могут быть использованы для самообразования не только их владельцами, но и всеми учителями школы.
Каждая школа располагает возможностями для профессионального совершенствования учителей в процессе самообразования.
Практические конференции
Как бы продолжением самообразования, самостоятельного изучения научно-методической литературы и на этой основе анализа собственной педагогической деятельности являются школьные практические конференции. На такой конференции, опираясь на изученную научную литературу, анализируя на научной основе собственный опыт, учителя глубоко и всесторонне обсуждают важные для современных условий проблемы.
Школьные конференции способствуют расширению интересов учителей, их духовному обогащению, повышению их общей культуры. Они помогают выявить общественное мнение коллектива по многим актуальным проблемам школы и научно-педагогической жизни страны.
Предметом обсуждения на школьной конференции могут стать наиболее значительные научные публикации, педагогические книги и статьи, вызывающие особый интерес. Подготовка и проведение школьной конференции требует от учителей высокого профессионализма, подготовки, педагогической эрудиции, умения возглавить обсуждение, сделать его интересным и квалифицированным. Там, где такие конференции проводятся регулярно и качественно, между учителями часто непроизвольно возникает разговор о книгах и статьях, когда обмен мнениями, впечатлениями постепенно превращается в потребность.
Методическая помощь молодым учителям
Ежегодно университеты, педагогические институты и училища направляют на работу в школы страны тысячи своих выпускников. Выпускники с желанием идут на работу. Однако бывает и так: через некоторое время молодой учитель начинает сомневаться в праильности избранного пути. Почему? Прежде чем выпускник станет мастером своего дела, опытным учителем, ему предстоит приложить немало усилий. Время вхождения вхождения в педагогическую профессию, когда учитель остро нуждается в поддержке, может быть сокращено, если помощь начинающему учителю будет целенаправленной, а не от случая к случаю.
Учебно-методическая работа в школе строится на принципе открытовки и системности, целостности и целесообразности, практической направленности и конкретности. Методическая работа не должна сводится к разовым мероприятиям.
Одной из самых важных форм методической работы является работа над единой методической темой /проблемой/. При правильном выборе единой методической темы и целеустремленной работе по данной проблеме, она организует, делает целостным весь комплекс форм, является своего рода системообразующим фактором.
Единая методическая тема должна быть актуальной для всего коллектива, соответствовать уровню его развития; должна быть созвучна современным педагогическим идеям. Важно, чтобы методическая тема охватила как учебныю, так и воспитательную работу.
Единая методическая тема
Работа над единой методической темой включает совместное планирование уроков по наиболее трудным темам, взаимопосещение уроков с их последующим разбором, анализ текущих контрольных и экзаменационных работ, самостоятельные занятия, подготовку докладов и рефератов на основе изучения научно-педагогической литературы.
Единая методическая должна быть актуальной, действительно важной для школы, определена с учетом ее достигнутого коллективом уровня деятельности и пожелания учителей. Методическая тема должна включать как урочную, так и внеурочную воспитательную работу, быть сформулированной достаточно конкретно и ясно. Она пронизывает все формы работы с кадрами в школе, включает индивидуальные методические темы учителей, ее разработка находит свое продолжение в самостоятельных занятиях учителей, в их самообразовании.
Передовой педагогический опыт.
Важнейшим направлением методической работы является изучение, обощение и использование передового педагогического опыта. Изучаются суть опыта, его содержание, методы и приемы, конкретные условия возникновения, становления и развития, то есть то, что обычно называют творческой лабораторией учителя.
При изучении педагогического опыта желательно установить, какая научная база явилась основой того или иного методического приема, какие конкретно современные ученые или какое наследие из истории педагогики вдохновили на творческие поиски, какие объективные и субъективные факторы, микроклимат и среда обеспечили высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.
Передовой педагогический опыт обучает, воспитывает, развивает учителей, показывает перспективу, к которой должен стремиться каждый учитель. Он может быть изучен и использован в школе с помощью различных форм методической работы. Учителей следует ознакомить с формами обобщения педагогического опыта. Ими могут быть:
Ø Отчет о проделанной работе.
Ø Доклад по определенному вопросу.
Ø Реферат по избранной теме.
Ø Организация выставки (Работа кружка, клуба и т.п.).
Ø Предоставление методических разработок уроков, воспитательных мероприятий.
Ø Разработка дидактических карточек для самостоятельной работы учащихся.
Ø Проведение педсовета.
Ø Проведение научно-практической конференции.
Ø Проведение семинара по определенной проблеме.
Распространение передового опыта обеспечивает выпуск бюллетеней, стенгазет.
Показателями передового опыта являются творческая новизна, научная обоснованность, высокая результативность, экономия времени при достигнутых высоких результатах.
Выводы по системе внутришкольной
методической работы для руководителя :
а) без хорошо поставленной и разумно-организованной для данной конкретной школы системы внутри-школьной методической работы, основанной на уважительном отношении к творческому наследию и современным идеям педагогики, на уважении к уителю, выстроить педагогический процесс (ансамбль) практически невозможно;
б) чтобы правильно организовать внутришкольную методическую работу, надо знать об учителе как можно больше и научиться любить своих учителей, гордиться каждым их достижением, защищать их от разного рода негативных воздействий внешней среды;
в) руководитель внутришкольной методической работы (это, как правило заместитель директора по учебно-воспитательной работе) должен быть высококвалифицированным специалистом, шагать в ногу со временем, в то же время человеком доброй души, умеющим понять своего товарища и помочь каждому учителю.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.